Кириархия
В теории феминистской кириархия ( / ˈ k aɪ r i ɑːr k i / ) — это социальная система или набор соединяющихся социальных систем, построенных вокруг господства , угнетения и подчинения . Это слово было придумано Элизабет Шюсслер Фиоренца в 1992 году для описания ее теории взаимосвязанных, взаимодействующих и саморасширяющихся систем доминирования и подчинения, в которых отдельный человек может быть угнетен в одних отношениях и привилегирован в других. Это интерсекциональное расширение идеи патриархата за пределы гендера. [1] Кириархия охватывает сексизм , расизм , эйблизм , эйджизм , антисемитизм , исламофобию , антикатолицизм , гомофобию , трансфобию , фатфобию , классизм , ксенофобию , экономическую несправедливость , тюремно-промышленный комплекс , колониализм , милитаризм , этноцентризм , спесишизм , лингвистизм и другие формы доминирующие иерархии, в которых подчинение одного человека или группы другому интериоризируется и институционализируется. [2] [3] Всякий раз, когда этот термин используется для охвата тем, которые не были и не могли быть рассмотрены исходной теорией, кириархические аспекты в новых областях исследования, таких как мононормативность , аллонормативность также включаются и хрононормативность.
Этимология
[ редактировать ]Этот термин был придуман на английский язык Элизабет Шюсслер Фиоренца. [4] в 1992 году, когда она опубликовала свою книгу «Но она сказала: феминистские практики библейской интерпретации» . [5] Оно происходит от греческого : κύριος, kyrios , «господин, господин» и греческого : ἄρχω, árcho , «вести, управлять, управлять». [5] [2] Слово кириархия ( греч . κυριαρχία, kyriarchia ) уже существовало в новогреческом языке и означает « суверенитет ».
Использование
[ редактировать ]Этот термин был первоначально разработан в контексте феминистского богословского дискурса и использовался в некоторых других областях академических кругов как негендерное описание систем власти, в отличие от патриархата . [6] Он также широко используется за пределами научного контекста. [7]
Курдско-иранский проситель убежища Бехруз Бучани описал австралийцами, управляемую тюрьму на острове Манус, как кириархальную систему: [8] тот, где пересекаются различные формы угнетения; угнетение носит не случайный, а целенаправленный характер, направленный на изоляцию и создание трений среди заключенных, что приводит к отчаянию и упадку духа. [9] Он подробно описывает это в своем автобиографическом отчете о тюрьме « Нет друга, кроме гор» .
Структурные позиции
[ редактировать ]Шюсслер Фиоренца описывает взаимозависимые «расслоения пола, расы, класса, религии, гетеросексуализма и возраста» как структурные позиции. [5] назначенный при рождении. Она предполагает, что люди занимают несколько должностей и что привилегированные позиции становятся узловыми точками, через которые ощущаются другие позиции. Например, в контексте, где гендер является основным привилегированным положением (например, патриархат , матриархат ), гендер становится узловой точкой, через которую переживаются сексуальность, раса и класс. В контексте, где класс является основным привилегированным положением (т.е. классизм ), пол и раса переживаются через классовую динамику. Фиоренца подчеркивает, что кирархия не является иерархической системой, поскольку она не фокусируется на одной точке доминирования. Вместо этого она описывается как «сложная пирамидальная система», в которой те, кто находится у основания пирамиды, испытывают «всю мощь кириархального угнетения». Кириархия признана статус -кво , и поэтому ее репрессивные структуры не могут быть признаны. [5] [10]
Чтобы поддерживать эту систему, кириархия полагается на создание класса слуг, расы, пола или народа. Позиция этого класса укрепляется посредством «образования, социализации, грубого насилия и рационализации мужского направления ». [5] Тераудкалнс предполагает, что эти структуры угнетения самоподдерживаются за счет внутреннего угнетения ; те, кто обладает относительной властью, как правило, остаются у власти, а те, кто ее не имеет, обычно остаются бесправными. [2] Кроме того, структуры угнетения усиливаются и подпитывают друг друга. [10]
См. также
[ редактировать ]- Анархизм
- Издевательства
- Соревнование
- Культурная гегемония
- Культурный шок
- Эксплуатация (значения)
- Феминистская теология
- Иерархия
- Политика идентичности
- Интерсекциональность
- Железная клетка
- Напряжение на работе
- Мужская привилегия
- марксизм
- Могущество делает право
- Мюррей Букчин
- Национализм и спорт
- Профессиональный престиж
- Другое
- Прохождение
- Патриархат
- Постмодернизм
- Ориентация на социальное доминирование
- Социальный стресс
- Токсичная мужественность
- Белая привилегия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Квок Пуй-лан (2009). «Элизабет Шюсслер Фиоренца и постколониальные исследования». Журнал феминистских исследований религии . 25 (1). Издательство Университета Индианы: 191–197. дои : 10.2979/fsr.2009.25.1.191 . JSTOR 10.2979/fsr.2009.25.1.191 . S2CID 144562065 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тераудкалнс, Валдис (2003). «Построение мужественности в современном христианстве». В Цимдине, Аусма (ред.). Религия и политические перемены в Европе: прошлое и настоящее . ПЛЮС. стр. 223–232. ISBN 8884921414 .
- ^ Стишель, Кэролайн Вандер; Пеннер, Тодд К. (2005). Инструменты ее мастера?: Феминистские и постколониальные аспекты историко-критического дискурса . БРИЛЛ. ISBN 9004130527 .
- ^ Шюсслер Фиоренца, Элизабет (2001). «Глоссарий» . Пути мудрости: знакомство с феминистской библейской интерпретацией . Нью-Йорк: Книги Орбис. ISBN 1608332527 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шюсслер Фиоренца, Элизабет (2009). «Введение: изучение пересечений расы, пола, статуса и этнической принадлежности в раннехристианских исследованиях». В Насралле, Лаура; Шюсслер Фиоренца, Элизабет (ред.). Предрассудки и христианское начало: исследование расы, пола и этнической принадлежности в ранних христианских исследованиях . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-1451412840 .
- ^ Моррис, Сусана (4 февраля 2014 г.). Близкие родственники и дальние родственники: парадокс респектабельности в литературе чернокожих женщин . Университет Вирджинии Пресс. ISBN 978-0813935515 . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Осборн, Натали (2015). «Интерсекциональность и кириархия: основа подхода к власти и социальной справедливости в планировании и адаптации к изменению климата». Теория планирования . 14 (2): 132. дои : 10.1177/1473095213516443 . hdl : 10072/57232 . S2CID 145700378 .
- ^ Бучани, Бехруз (2017). «Кириархальная система: новые колониальные эксперименты/новое деколониальное сопротивление» . Журнал 9-й ежегодной конференции Maroon . Перевод Омида Тофигяна. Чарльз-Таун, Ямайка: Маронский совет Чарльз-Тауна: 20–22. ISSN 0799-4354 . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Манн, Роберт (10 августа 2018 г.). «Нет друга, кроме гор, обзор: поэтические и жизненные мемуары Бехруза Бучани» . Сидней Морнинг Геральд. Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рид-Були, Дженнифер (весна 2012 г.). «Антирасистское богословское образование как площадка борьбы за справедливость». Журнал феминистских исследований религии . 28 : 178–189. дои : 10.2979/jfemistudreli.28.1.178 . S2CID 143768692 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джаннакопулос, М. «Кириархия, номополия и патриархальный белый суверенитет». Биография , (2020) 43(4), 736–747. два : 10.1353/bio.2020.0104
- Томпсон, Маргарет Сьюзен. «Круги сестричества: формальное и неформальное сотрудничество американских монахинь в ответ на конфликт с Ватиканской кириархией». Журнал феминистских исследований религии 32.2 (2016): 63-82.
- Томпсон, Маргарет Сьюзен. «Таинства как оружие: патриархальное принуждение и порожденная власть в монастыре девятнадцатого века». Журнал феминистских исследований религии 38.2 (2022): 89-104.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение кириархии в Викисловаре