Jump to content

Южные ндебеле

(Перенаправлено с народа Южного Ндебеле )

Ндебеле люди
Ндебеле
Женщины из культурной деревни Лупспруит, недалеко от Бронкхорстспрута , перед традиционно расписанным жилищем ндебеле .
Общая численность населения
2,1 миллиона (перепись 2023 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Мпумаланга , Гаутенг и Лимпопо Провинции
в  ЮАР
Языки
Ндебеле ,
английский , африкаанс
Религия
христианин , анимист
Родственные этнические группы
Хлуби , Бхака , Свази , Другие народы Нгуни
(особенно Северный Ндебеле )
Забудь меня
Человек Ндебеле
Люди Ндебеле
Язык Ндебеле
Страна КваНдебеле

Амандебеле — этническая группа, проживающая в Южной Африке, говорящая на языке исиндебеле . В основном они населяют провинции Мпумаланга , Гаутенг и Лимпопо , которые находятся на северо-востоке страны.В академических кругах эту этническую группу называют южными ндебеле, чтобы отличить ее от своих родственников, северных ндебеле, живущих в Лимпопо и на северо-западе .

Предыстория

[ редактировать ]

История народа ндебеле начинается с миграции банту на юг из района Великих озер в Восточной Африке. Народы, говорящие на языке банту, переселились через реку Лимпопо в современную Южную Африку и со временем ассимилировали и завоевали коренной народ сан в северо-восточных регионах Южной Африки. Во время распада Королевства Зимбабве возникли две основные группы в 1450 году к югу от реки Лимпопо : нгуни , занимавшие восточные прибрежные равнины, и сото-тсвана , жившие на внутреннем плато.Между 1400-ми и началом 1800-х годов эти две группы разделились на более мелкие культуры и народы.Ндебеле были именно таким народом.

Среди глуби

[ редактировать ]

Вождь Ндебеле жил со своим народом на территории Бхака и Хлуби к югу от Драконовых гор, которую они называли «уХахламба». Столичное поселение на этой территории называлось эЛундини . Вождь Ндебеле отделился от более крупной группы Мбо и установил собственную власть над своим народом, который принял его имя как название своей нации.

Джононо, правнук Ндебеле, двинулся на север со своим народом и поселился в районе к северо-востоку от современного Ледисмита в горах, окружающих устье реки Квембе . Джононоскоп , который находится примерно в 30 км к северо-востоку от Ледисмита, считается местом захоронения Джононо.

Джононо наследовал титул «ИНгвеньяма», что является титулом короля ндебеле, его старший сын Нанаси, который, как гласит легенда, был устойчив ко всем ядам. Одна история рассказывает о том, как Нанаси пировал на вершине близлежащего холма ядовитыми фруктами только для того, чтобы обнаружить, что эти фрукты не причинили ему вреда. Сегодня предполагаемое место называется «Бутисвини» от слова «убути эсисвини», что примерно означает «отравленный желудок». Устная традиция не говорит нам, почему Нанаси вообще ел ядовитые фрукты.

Миграция к северу от реки Ваал

[ редактировать ]

Нанаси умер бесплодно, и поэтому Мафана, его брат, сменил его на посту Нгвеньямы. Говорят, что Мафана жила в середине 1500-х годов. Мафана вывел своих людей из их земель возле Ледисмита, двигаясь в северо-западном направлении, сначала пересек Драконовы горы , а затем предпринял попытку пересечь реку Ваал . Ему это не удалось, и он утонул в реке вместе с несколькими другими.

После смерти своего отца Мафаны Мхланга вступил на трон и повел свой народ через реку Ваал , двигаясь в северо-западном направлении, наконец, обосновавшись на территории вокруг современного Рандфонтейна . Мхланга основал новую столицу, которая позже была названа ЭМлангени (теперь известная как Мелакенг), что означает место Мхланги, и там он оставался с ндебеле до своей смерти.

Муси, сын Мхланги, сменил своего отца на посту Нгвеньямы из народа ндебеле. Находясь в ЭМлангени, Муси обнаружил, что этот район становится все более враждебным со стороны племен сото-тсвана на западе, которые не благосклонно относились к нгуни-ндебеле, поселившимся так близко к их границам.В конечном итоге из-за конкуренции за ресурсы Муси снова искоренил ндебеле и двинул своих людей на север, пересекая сначала реку Юкскей , а затем реку Хеннопс . Обнаружив исток реки Апиес , ндебеле Муси двинулись на север вдоль ее берегов через Вандербумпорт и поселились на холмах к северу от Вандербумкопа по обе стороны реки Апиес. Здесь Муси основал два поселения. Первый из них, «КваМньямана» (Место Черных скал), служил новой столицей ндебеле и располагался на восточном берегу реки Апиес. Вторым поселением было поселение «эМарулени» (названное в честь обилия фруктовых деревьев марулы ), которое располагалось на западном берегу реки Апиес.

Здесь, в КваМньямане, ндебеле Муси основали для себя процветающую родину, торгуя с племенами БаКвена и БаКгатла на западе.

Люди Муси также столкнулись с коренными кочевниками сан, живущими вдоль реки Апиес, которых они назвали «АбаТшва», что, как говорят, означает «Люди, которых мы игнорируем».

Конфликт Когтей и Костяшек

[ редактировать ]

Муси был многоженцем и поэтому у него было много детей от многих жен. Ниже приведены некоторые из известных потомков Муси: Масомбука, также называемый Сихосана, чье имя означает «начинать». Первенец третьей жены Муси. Ндзундза, также известный как Хлунгвана, был первенцем его второй жены. Манала, также известный как Мбудума, был первенцем его «Великой жены». Был также Томбени, которого также называли Гегана, Сибаса, Мрхвадуба, Мфафули, Длому и Цване, историческая принадлежность которого горячо обсуждается, и многие предполагают, что он был не сыном Муси, а сыном брата Муси Сехубатане или даже внуком Муси. Есть и другие, которые даже предполагают, что его, возможно, вообще никогда не существовало.

Согласно традиции ндебеле, принято, что первенец «Великой жены» становится преемником своего отца на посту правителя народа ндебеле. Первенцем великой жены Муси была Манала. Таким образом, Манала была законной наследницей правящего места ндебеле. Это не устраивало вторую жену Муси, у которой сын Ндзундза родился первым до Маналы.Устные традиции относительно многих деталей следующего варьируются от сообщества к сообществу, однако в основном сходятся во мнении, что, когда Муси был стар, он был слепым и довольно дряхлым. После смерти его великой жены за ним ухаживала и заботилась его вторая жена. Эта вторая жена, почувствовав близость кончины Муси, велела Манале выйти и поохотиться на «имбудума» ( антулу гну ), чтобы почтить память своего отца в его последние дни. Пока Маналы не было, к нему пришла вторая жена Муси, представила своего сына Ндзундзу как Маналу и попросила Муси подарить Ндзундзе «иНамрхали», которые, как говорят, представляют собой волшебные четки или волшебный посох, издающий звук, имитирующий крики Маналы. ребенок. Этот таинственный дар передавался от действующих правителей их преемникам после их смерти, чтобы укрепить их власть в качестве нового правителя.

Альтернативная устная традиция гласит, что Муси сам послал Маналу охотиться на имбудума, сознательно подарил иНамрхали Ндзундзе и поручил ему вызвать «Имбизо» (королевский советник) и сообщить старейшинам и людям о том, что произошло между ним и его отцом. Ндзундзе было также приказано ни за что не покидать Квамньяману. Что, если он покинет место власти, даже инамрхали будет недостаточно для консолидации его власти в качестве нового правителя над народом, и что его брат Манала наверняка использует силы Квамньямана, чтобы добиться возмездия.

Хотя ведутся споры о том, как Ндзундза получил iNamrhali, почти во всех историях остается один непротиворечивый факт: Ндзундза действительно владел iNamrhali на тот момент. Ндзундза не последовал предупреждению своего отца и бежал на восток со многими последователями, включая своих братьев Мтомбени и Масомбука. Манала прибыл на охоту и обнаружил, что его отец умер, а Ндзундза с иНамрхали вместе со многими последователями сбежали. Сам Манала позвонил имбизо и заявил, что Ндзундза украл иНамрхали и, следовательно, его первородство. Он поклялся вернуть Ндзундзу обратно в КваМньяману или убить его.

Манала со своей армией преследовал Ндзундзу и догнал его в МаСонгололо (Зонколол). Между современным Куллинаном и Райтоном . Там они вели бой между двумя рукавами реки Эландс . Ндзундза с небольшим перевесом одержал победу в этом первом сражении, и вместо того, чтобы оставаться в этом районе, он бежал со своими войсками дальше на восток. Маналу снова преследовали, и он снова проиграл войскам Ндзундзы в битве у реки Вильге . Говорят, что во время этой битвы Ндзундза использовал иНамрхали, чтобы наложить магическое заклинание на реку, заставив ее смыть часть сил Маналы. После этого второго поражения Манала отступила обратно в Квамньяману, чтобы пополнить свои запасы и численность. Затем Манала и его армия продолжали преследовать Ндзундзу, пока они не встретились у реки Олифантс, после чего последовало третье сражение. Ндзундза якобы нанес первый удар, бросив копье через реку в сторону Маналы, которое приземлилось у его ног.

Именно тогда, согласно устной традиции, в тот момент, когда Манала взял верх и убил своего брата Ндзундзу, «длинногрудая» вмешалась старуха по имени Ноколи из семьи Мнгуни и отругала братьев за драку. Она приступила к созыву встречи, чтобы добиться мира между двумя братьями. Результатом этой встречи стало то, что отныне у народа ндебеле будет два короля. Ндзундза будет владеть иНамрали Муси и будет признан своим королем в королевстве Ндебеле, а Манала продолжит править как старший король из столицы Муси КваМньямана (Чудо-бум), а река Олифантс будет границей, разделяющей две державы внутри великого Королевство Ндебеле. В соглашении далее говорилось, что братья, возможно, никогда больше не будут сражаться. Это великое несчастье постигнет народ ндебеле, если он нарушит соглашение, которое стало известно как «isiVumelano sakoNoQoli» (соглашение Ноколи) . Чтобы продемонстрировать свою приверженность соблюдению соглашения Ноколи, было решено, что дочери и потомки Маналы выйдут замуж за дочерей и потомков Ндзундзы, и наоборот. Позже эта практика вымерла. Ноколи и ее потомки были удостоены титула Мсиза.

Эта история очень похожа на библейскую историю об Иакове и Исаве , которая представлена ​​в Книге Бытия с 27 по 33 главы и рассказывает о потере Исавом своего первородства по отношению к Иакову и о конфликте, который последовал между народами их потомков из-за обмана Иакова. своего престарелого и слепого отца Исаака , чтобы получить от Исаака право первородства/благословение Исава.

За последние несколько столетий было много споров о точных деталях isiVumelwano sakoNoQoli. Эти дебаты переросли в юридическую вражду между Енохом Мабхеной Махосоке II из Маналы и Мбуси Махлангу Мабхоко III из Ндзундзы по поводу того, кто занимает самый высокий пост в королевстве Ндебеле. Вопрос был урегулирован Комиссией Нхлапо по традиционному руководству и претензиям, которая в 2010 году объявила Мабхену старшим королем Ндебеле.

В ноябре 2010 года бывший президент Южной Африки Джейкоб Зума вызвал споры, когда отменил решение комиссии Нхлапо и объявил Махлангу старшим королем ндебеле. Позже это было исправлено в 2017 году, Высокий суд, и Махосонке II был юридически закреплен в качестве старшего короля народа ндебеле Южной Африки.

Пост-Ндебелеский раскол

[ редактировать ]

Все оставшиеся сыновья Муси разошлись после конфликта Манала-Ндзундза. Томбени и Масомбука вместе со своим братом Ндзундзой переехали на восток Река Олифантс .

Томбени (Гегана) продолжил путь со своим народом на север и поселился в месте слияния рек Мгото и Нкумпи на территории нынешнего Молетлане. Внук Томбени по имени Кгабе увел большую часть потомков Ткахомбени на северо-запад, пересек горы и поселился возле гор Ватерберг вдоль реки Нил , где их потомки постепенно ассимилировались с окружающими группами сото-тсвана .

К середине 18 века гегана разделилась на более мелкие отколовшиеся группы, которые распространились по холмам, долинам и равнинам, окружающим современные Мгумбхани (Мокопане) , Зебедиелу и Бхулунгвани (Полокване ). Эти группы постепенно были поглощены численно превосходящие и более доминирующие окружающие группы сото, претерпевающие значительные культурные и социальные изменения. Напротив, потомки Маналы и Ндзундзы сохранили более узнаваемую культурную самобытность и сохранили язык, который был ближе к мбо, на котором говорили их прибрежные предки (и к современному иси-Хлуби). [1]

Сибаса и его брат Мфафули двинулись на север, на территорию ВхаВенда , и встретили сопротивление со стороны Венды. [ нужна ссылка ] После серьезного конфликта силы Мфафули и Сибасы установили власть в Чивхасе и Сибасе . [ нужна ссылка ] Некоторые из потомков Мфафули двинулись на юг и присоединились к Ндзундзе. [ нужна ссылка ]

Длому решил покинуть территории к северу от Ваала и вернуться на исконную родину ндебеле на территории Хлуби. Здесь потомки Длому основали среди хлуби род амаНдебеле .

Потомки Мхвадубы оставались с Маналой в КваМньямане почти семь поколений, пока наступление засухи в конце 1700-х годов не привело к тому, что один из его потомков, известный воортреккерам как «Пит», искоренил свой народ и поселился недалеко от Шуинсдраай в Лимпопо . После прибытия Мзиликази к северу от Ваала остатки народа Пита поселились среди Масетла БаКгатла и постепенно ассимилировались с БаКгатла.

Что касается Тшване. Некоторые говорят, что он был одним из потомков Мхвадубы, который не ушел вместе с Питом, а вместо этого двинулся на юг и поселился на северных берегах реки Хеннопс . Таба Тшване неподалеку носит его имя. Муниципалитет Тшване был назван в честь Тшване, а также в честь 3-метровой статуи, установленной перед мэрией Претории .Это вызвало большие споры.

Манала вернулся из реки Олифантс обратно в КваМньяману с двумя дочерьми своих братьев, Матиси и Ганугану, в качестве утешения в связи с потерей иНамрхали. По возвращении Маналы он похоронил тело Муси под Чудобумом у подножия Вандербумкопа . Следуя традиции ндебеле, он проводил похоронную церемонию с вывернутой наизнанку одеждой, что называлось «укухланукела» . После похорон королевский певец объявляет народу новую Нгвеньяму, после чего устраивают большой пир. За годы, предшествовавшие смерти Маналы, его народ видел относительное процветание в Квамньямане.

Манале наследовал его сын Нтджеле, которому наследовал его сын Магутджона, которому наследовал его сын Мрхаву, которому наследовал его брат Нкагу, который служил регентом до тех пор, пока Буямбо, сын Мраву, не достиг совершеннолетия, чтобы занять трон Маналы. Сын Буямбо Мабхена I, который сменил его на посту Нгвеньямы на троне Маналы, расширил территорию до места слияния рек Хеннопс и Сесмилспрут и на север до Марблхолла в Лимпопо . Однако Мабхена I действительно боролась с экспансией на запад. Никогда не пересекайте Песчаную реку , которая становится рекой Толвейн . Он встретил достойное сопротивление сото -тсванских групп на западе. Когда сын Мабхены I, Мдибане, взошел на трон, Манала контролировала территорию, охватывающую весь северный Гаутенг. Сюда входило множество крупных поселений, таких как КваМнямана (Место черных скал) , которое служило столицей Маналы, ЭМарулени (Место деревьев марулы) , ЭЗотджанени (Место в траве) , КоНундуна. (Место вождей) и ЭМбиланени (Святое место) .

Ндзундза и его последователи, теперь свободные устанавливать свое собственное правление, переехали к истоку реки Стилпорт и построили первую столицу Ндзундзы под названием КваСимкулу «Великое место», расположенную примерно в 20 км к западу от современного Белфаста , у подножия Кваггаскопа . Ндебеле Ндзундзы объявили все земли от реки Олифантс на востоке до западных берегов реки Эландс в Мпумаланге своей новой территорией .

Ндзундзе наследовал его сын Мхетджа, которому, в свою очередь, наследовал его сын Магобхоли. Бонгве, сын Магобхоли и правнук Ндзундзы, правил в то время, когда территории Ндзундзы все больше угрожали набеги племен нгуни на юго-востоке и еще больше беспокоило некоторых растущее население сото-тсвана на севере. . Таким образом, Бонгве покинул КваСимкулу и основал новую столицу Ндзундза у подножия Ботасберга, которая называлась «КваМаза» («Место пепла»). Эта новая столица оказалась в более прочном положении, с помощью которого можно было сдержать экспансию племен бакгатлы на север. Бонгве умер бесплодно, и ему наследовал его брат Синдени.

Синдени продолжил кампании своего брата на севере и разбил как бакгатлу под командованием Молоя, так и бакваНкадименг. Синдени наследовал его внук Махлангу. Неясно, как власть перешла от Синдени к Махлангу и что случилось с отцом Махлангу, который должен был править до него. Махлангу пытался расширить территорию Ндзундзы как на север, так и на юг, но безуспешно. Несмотря на это, Махлангу получил широкую известность среди своих врагов как опытный военачальник.

Махлангу наследовал его сын Пхасвана, погибший на войне. Фасване наследовал его брат Маридили, который добился большего успеха в войне, победив Макуву баПеди и Макветлу баПеди в Эдикени. Маридили умер бесплодно, и трон Ндзундзы перешел к следующему брату Мдаланьяне, погибшему на войне. Трон перешел к Мгвезане, сыну Махлангу, который тоже погиб в бою. После этого брат Мгвезаны Дзела.Дзела начал амбициозную войну, чтобы претендовать на большую территорию Ндзундза на востоке, и напал на Бокони вокруг Лиденбурга , который они назвали «эМатджитджхини» (Место высокой травы) . Эта кампания не увенчалась успехом, и Дзела был убит. Затем трон перешел к Мрхабули, который был сыном Мгвезаны, но служил регентом при молодом Гембе, который был законным наследником трона Мгвезаны. Чтобы отомстить за смерть Дзелы, Мрхабули разделил силы Ндзундзы на три армии: его брат Магодонго командовал одной армией, его младший брат и наследник Гембе - второй, а он сам - последней. План состоял в том, чтобы окружить столицу Бокони и атаковать с трех сторон. Гембе и его войска испугались, бросили своих братьев накануне битвы и бежали. Мрхабули и Магодонго нанесли Бокони огромные потери, но понесли большие потери без поддержки Гембе. Мрхабули был убит в этой битве, и в конечном итоге среди «Индунов» или вождей Ндзундзы было решено, что действия Гембе непростительны и что вместо этого Магодонго будет назван Нгвеньямой Ндзундза, основавшим новую династию.

Мзиликази и Мфекане

[ редактировать ]

Сибинди, сын Мдибане из Маналы, услышал о прибытии большой армии Хумало во главе с Мзиликази Хумало к северу от Ваала где-то в начале 1820-х годов. Сибинди сначала попытался избежать конфликта, предложив Мзиликази одну из своих дочерей в качестве мирного предложения. Точные детали распада дипломатии между Сибинди и Мзиликази не ясны, но устная традиция рассказывает, как Мзиликази попросил Сибинди одолжить ему несколько своих лучших солдат для охоты. Затем люди Мзиликази напали на одолженных Сибиндису воинов и убили их.

Впоследствии Сибинди призвал всех ндебеле, включая силы Ндзундзы, объединиться и встретиться с Мзиликази в бою. Но Магодонго из Ндзундзы имел ограниченные силы из-за его собственной тяжелой войны против Туларе I из БаПеди. Таким образом, Сибинди со своим дядей вождем Мавулой в качестве заместителя вместо Магодонго двинулся навстречу наступающей орде Мзиликази и встретил его как Клипкоп, к западу от Претории, выиграв несколько первых стычек с традиционной хвалебной песней Сибинди, поющей «Нгушлангу сидабула удака мхлана абантунгва бава убусолокохло КоСомазабанье ". «Они прогнали труппы Мзиликази мимо «КоСомазабанье»». Это современный Куллинан . К сожалению, удача Сибинди отвернулась. Сибинди был убит, а столица Маналы Квамньямана была разграблена.

Эта первая серия стычек против Сибинди оказалась лишь пробной проверкой завоевания Мзиликази центрального Трансвааля. Его войска уже двинулись в район современного Мидделбурга и основали крепость под названием «ЭкуФумулени», что означает «Место отдыха».

К 1826 году силы Мзиликази начали штурм столицы Магодонго КваМаза. Это, в сочетании со смертью Сибинди, заставило Магодонго отступить из КваМазы в новую столицу Ндзундзы под названием «эСикхунджини», что означает «Скрытый шкурой животного».Несмотря на все усилия Магодонго, ЭСикхунджини был разгромлен, а Магодонго и его сыновья были взяты в плен Мзиликази. Рассказы рассказывают о том, как Мзиликази частично насадил еще живого Магадонго на деревянные шесты, чтобы пытать его, но не убить. Затем Мзиликази убил нескольких сыновей Магодонго одного за другим, сбросив их со скалы, после чего привязал Магодонго к большому камню и бросил его в реку, чтобы он утонул.

В декабре 1826 года Мзиликази разрушил Маналу и Ндзундза Ндебеле и основал новую столицу своей империи Мтвакази на берегу реки Апиес недалеко от Вандербумпорта и назвал ее «Кунгвини», что означает «Место тумана». Мзиликази будет править из Кунгвини более 10 лет, отправляя набеговые силы на север до северных берегов реки Олифантс и на юг до Хайльброна в Свободном государстве .

Хумало подавил любые попытки ндебеле восстановить господство в регионе, убив преемника Силамбы Мавулу, который был его братом, и еще одного брата Мгибе. У ндзундза трон перешел к Сибхоко, одному из выживших сыновей Магодонго. Сибхоко предположительно был убит после спора с вождем сото-тсвана по имени Матлала к северу от Марблхолла . Ему наследовал другой из оставшихся в живых сыновей Магодонго по имени Сомдейи. Сомдейи правил в качестве регента Тьямбове, который якобы был следующим в очереди на престол короля Ндзундзы. Сомдейи был убит одним из отрядов Мзиликази.

Оккупация Мзиликази центрального региона Трансвааля оказалась под угрозой с прибытием воортреккеров к северу от реки Ваал в 1836 году. В результате конфронтации в течение следующих двух лет Мзиликази понес тяжелые потери. К началу 1838 года Мзиликази и его люди были вынуждены покинуть Трансвааль на север и переправиться через реку Лимпопо . Дальнейшие нападения заставили его снова двинуться, сначала на запад, в современную Ботсвану , а затем на север, в сторону территории нынешней Замбии . Он не смог заселить там землю из-за преобладания мухи цеце , которая переносила смертельные для волов болезни. Поэтому Мзиликази снова отправился в путешествие, на этот раз на юго-восток, в место, которое стало известно как Матабелеленд (расположенное на юго-западе современного Зимбабве), и поселился там в 1840 году.

Трансваальская Республика

[ редактировать ]

Сразу после поражения Мзиликази земли между рекой Ваал и Лимпопо остались в руинах, и некоторые воортреккеры поселились на землях, которые ранее принадлежали африканским группам, таким как Ндзундза и Манала Ндебеле. Они утверждали, что по их прибытии в этом регионе почти не было африканских жителей, поскольку, по их мнению, все они бежали от Мфекане . Буры считали , что эта земля заброшена и заброшена и поэтому принадлежит им. Это вызвало большой конфликт между бурами и африканскими королевствами региона, которые пытались вернуть себе земли, украденные у них Империей Мтвакази Мзиликази.

Манала больше всего пострадала от оккупации Мзиликази. После смерти Сибинди трон перешел к его брату Мвуле, который правил всего год, прежде чем был убит войсками Мзиликази. после Мвулы руководство Маналой перешло к следующему брату Мгибе. Мгибе правил гораздо дольше, чем Мвула, и предусмотрительно отправил своих братьев и их семьи рассеяться и жить повсюду, чтобы, если он умрет, всегда был другой Манала из Мдибане, который возьмет на себя руководство. Мгибе, как и многие до него, был убит рейдовыми отрядами Мзиликази после того, как правил в изгнании всего 5 лет.

Трон Маналы затем перейдет к Силамбе, еще одному сыну Мдибане. Силамба попытался восстановить контроль над землями, ранее принадлежавшими Манале, но встретил стойкое сопротивление со стороны поселенцев Воортреккер . Территории к югу от КваМньямана были оккупированы, как Силамба обнаружил, двумя братьями по имени Лукас Корнелиус Бронкхорст и Йоханнес Герхард Стефанус Бронкхорст, которые прибыли к северу от Ваала с Трек-партией Андриса Хендрика Потгитера . Бронкхорсты поселились недалеко от Долины Фонтанов вдоль реки Апиес . Руины их первой усадьбы можно найти в заповеднике Грунклуф .

К 1842 году Силамба вступил в серьезное столкновение с Бронкхорстами и в конечном итоге потерял все земли Маналы к югу от КваМньямана. Силамба какое-то время жил в КоНундуне, недалеко от современного Тирпоорта . В 1873 году, после создания Республики Трансвааль , Силамба переехал из КоНундуны, поселился в Вальманстале и основал новую столицу Маналы под названием «КоМьекееке».

Среди Ндзундза после смерти Сомдейи трон должен был перейти к Тджамбове, который был внуком Магодонго, но за 6 лет он превратился из полностью зрячего в полностью слепого, и это лишило его права претендовать на трон. . Был вызван Имбизо, и вожди и старейшины Ндзундза посовещались, и было принято решение сделать королем Мабхоко, одного из младших сыновей Магодоно. Его выбрали за молодость и ум, а также за храбрость в бою, несмотря на то, как он был молод. Мабхоко стал известен своими навыками внутренней дипломатии, предложив Тджамбове почетное место на всех особых мероприятиях и пригласив его жить с ним в королевском жилище. Далее Мабхоко решил перенести столицу Ндзундзы из ЭСикхунджини в новое поселение, которое он сильно укрепил и назвал «ЭМролени». Эта новая столица находилась рядом с рядом пещер под названием «КоНомтьярхело».

Мабхоко приступил к немедленному планированию восстановления королевства Ндзундза. Посредством дипломатии он заключил союз с одним из вождей БаПеди Империи Марота по имени Малева. Этот союз с вождём Малева обеспечит защиту самой северной границы Ндзундзы. После потери Силамбой земель на западе многие поселенцы смогли войти на территорию Ндзундзы. С основанием Оригстада в 1845 году всего в 120 км к северо-востоку от столицы Ндзундзы Мабхохо перенес столицу из ЭМролени в пещеры Кономтьярхело и основал практически неприступную крепость.

Почти с самого начала между этими новыми иммигрантами и союзом ндебеле-педи, активно сопротивлявшимся вторжениям, которые они начали совершать на земли своих предков, стали происходить спорадические стычки. Мабхоко с помощью торговли и набегов обеспечил большое количество огнестрельного оружия и выиграл многие первые стычки с бурскими силами.

Вспышка малярии в Оригстаде заставила буров двинуться вглубь территории Ндзундзы, и они основали поселение в Лаэрсдрифе . Поселение буров в Лаэрсдрифе, которое находилось менее чем в 40 км к югу от крепости Ндзундза Кономтьярхело, привело Ндзундзу к полномасштабной войне с бурами. Все это достигло апогея в 1847 году, когда Ндзундза выиграл решающую битву против буров. Многие буры покинули этот район, чтобы заселить земли на западе, а те, кто остался, были обязаны признать власть Мабхоко и заплатить налог в виде скота или припасов.

Напряженность между африканскими королевствами Трансвааля и белыми поселенцами только усилилась после подписания Конвенции Санд-Ривер 17 января 1852 года.Этот документ был подписан между Британской империей и бурами. В этом документе британцы официально признали независимость буров к северу от реки Ваал. Имея на руках этот договор, буры основали Республику Трансвааль как все земли между рекой Ваал на юге и рекой Лимпопо на севере.Проблема с Конвенцией Сэнд-Ривер заключалась в том, что африканцам, уже живущим между реками Ваал и Лимпопо, не упоминалось и не уделялось внимания. На самом деле к 1852 году буры основали лишь несколько поселений, а большая часть оккупированных земель Трансвааля была оккупирована африканскими королевствами.

В 1861 году трон Империи Марота перешел к Сехухуне , который значительно расширил земли БаПеди, и это вызвало напряженность в отношениях с сопротивлявшимся Мабхоко. После победы в нескольких ключевых боях против Сехухуне. В конечном итоге Мабхоко подчинился правлению Секухуне и Империи Марота. В последующие годы это вбило клин между Ндзундза и БаПеди.

В 1863 году напряженность между бурами и Ндзундза-Ндебеле снова достигла точки кипения, и буры, видя в Мабхоко с его арсеналом огнестрельного оружия угрозу безопасности Республики, атаковали КоНомтьярхело с помощью сил свази. Эта атака провалилась, и свази, понеся большую часть потерь, покинули буров. В 1864 году был предпринят второй штурм Кономтьярхело, но он тоже потерпел неудачу.

Несмотря на постоянную победу Мабхоко, территория Ндундзы, как и Манала, становилась все меньше и меньше. Год спустя, в 1865 году, Мабхоко умер, и ему наследовал его сын Мхепхули, которого также звали Сокалени. Мхепхули правил всего 10 лет, а затем передал трон своему сыну Робонго/Ксобонго. Робонго не очень любили, и его описывали как своего рода тирана. В 1879 году Робонго сменил его брат Ньябела.

Мапохская война (1882–1883 ​​гг.)

[ редактировать ]

В 1876 году Республика Трансвааль под спорным президентством Томаса Франсуа Бюргерса проиграла дорогостоящую войну против Сехухуне к северу от реки Стилпорт . Это побудило Теофила Шепстона аннексировать Трансвааль 12 апреля 1877 года от имени Британской империи под предлогом обеспечения стабильности в регионе.

Эта аннексия британцами привела к Трансваальской войне за независимость (1880–81), более известной как «Первая англо-бурская война». Эта война закончилась победой буров.

Во времена правления Ньябелы царство Ндзундза занимало около 84 км² и имело население около 15 000 человек. Именно после того, как Трансвааль восстановил свою независимость в 1881 году, отношения между бурами и Ндзундзой начали ухудшаться быстрее, чем когда-либо прежде. Трансвааль раздражался тем, что Ньябела отстаивал свою независимость (например, отказываясь платить налоги, отказываясь проводить перепись, когда было поручено это сделать, и не позволяя пограничной комиссии обозначить его земли). Поводом для войны в конечном итоге стало решение Ньябелы укрыть вождя педи Мампуру после того, как он убил своего брата Сехухуне 13 августа 1882 года. В двух предыдущих случаях власти Трансвааля пытались арестовать Мампуру за разжигание беспорядков, и это последнее возмущение было последняя капля. Мампуру и его сторонники искали убежища у Маквани, одного из подчиненных вождей Ньябелы. Получив приказ об экстрадиции беглеца, Ньябела приняла решение не делать этого.

12 октября 1882 года Фольксрад уполномочил генерала Пита Жубера собрать коммандос. Поначалу целью экспедиции был только Мампуру, но в конце месяца генералу Жуберу также было приказано привлечь к повиновению все африканские народы, которые укрывали его или помогали ему. Генерал Жубер якобы не проявил особого энтузиазма по поводу своего последнего задания, но это не помешало ему довести его до конца с неустанной тщательностью. Вырастить достаточное количество трудоспособных горожан для экспедиции оказалось непростой задачей. Мало кому нравилось покидать свои фермы на месяцы подряд, чтобы участвовать в скучной и продолжительной кампании против мятежных африканцев, даже под руководством такого уважаемого и популярного лидера, как генерал Жубер. Тем не менее, экспедиционный корпус был должным образом сформирован. У белых граждан Республики Трансвааль было мало гражданских обязанностей, но служба в коммандос была одной из них, и большинство призванных явились на службу.

К концу октября на территорию Ндзундзы начал прибывать авангард коммандос генерала Жубера численностью около 2000 человек. Ньябеле был отправлен ультиматум, дающий ему последний шанс сдать Мампуру и взять на себя обязательство сотрудничать с властями Трансвааля в будущем, иначе начнется война. Генерал Жубер очень хотел, чтобы он подчинился, поскольку военная кампания вряд ли будет легкой. Во-первых, Ндзундза Ндебеле располагали значительным арсеналом огнестрельного оружия, которое Ндзундза обучали использовать на войне со времен правления Мабхоко. Во-вторых, крепость Кономтьярхело располагалась между отвесными скалами и отвесными скалами на восточной оконечности хребта густо засаженных деревьями и усыпанных валунами холмов. Сложная сеть пещер, гротов и туннелей пронизывала эти высоты, предоставляя как убежища, так и места для хранения вещей, которые помогут выдержать длительную осаду. Пещеры представляли собой примечательное явление: некоторые из них были настолько обширными, что позволяли бойцам исчезать в одном входе и снова появляться из другого, находящегося на расстоянии более километра. Более того, чтобы захватить главный опорный пункт, атакующим силам сначала придется преодолеть ряд хорошо укрепленных холмов, в первую очередь КваПондо и КваМрхали (буры называли их «Влугкраал» и «Боскоп» соответственно; КоНомтьярхело назывался просто «Спитскоп»). который охранял его подходы на запад.

Любые надежды, которые он мог иметь на согласие, вскоре оправдались. Ньябела, как известно, ответил, что он проглотил Мампуру, и если буры хотят его, им придется убить его и вытащить из живота.

Генерал Жубер в конечном итоге воздержится от прямых атак на эти опорные пункты. Буры были непревзойденными мастерами штурма холмов (как они продемонстрировали в битве при холме Маджуба и битве при Шуиншугте в прошлом году). В этой конкретной войне нельзя было рассчитывать на то, что они пойдут на слишком большой риск. Уже без энтузиазма ожидая предстоящей битвы, они были готовы дезертировать или просто отказаться сотрудничать. Генерал Жубер жаловался после войны Трансваальскому фольксрааду, что бюргеры «похоже, предпочитают грабить скот в собственные целях, а не сражаться». Вместо этого выбранная стратегия Жубера заключалась в том, чтобы измотать вождей, запереть их и их народ в горных крепостях и позволить голоду сделать все остальное. Это, по крайней мере, минимизировало бы потери среди буров. С другой стороны, это неизбежно привело бы к продлению войны. Уже было известно, что ндзундза запасались запасами продовольствия в ожидании длительной осады.

5 ноября последняя попытка разрешить спор мирным путем ни к чему не привела, а два дня спустя произошло первое столкновение войны. Без предупреждения рейдовый отряд Ндзундзы спикировал с окрестных высот и начал гнать волов коммандос численностью около тысячи голов к пещере на склоне горы. Около 150 буров поскакали за налетчиками, загоняя их на землю, прежде чем они достигли места назначения, и забирая свой скот. В перестрелке было убито около двадцати Ндзундза; у буров погиб только один человек. Через две недели после начала боевых действий бастион Квапондо уже оказался под угрозой. прибыли три пушки, а также значительное количество динамита, С тех пор из Претории чтобы помочь ослабить оборону. 17 ноября Ндзундза попытались отбросить осаждающие силы, но сами были отбиты после двух с половиной часов ожесточенного боя. Во время боя буры выставили на линию огня два своих орудия. Вскоре после этого отпора Ньябела разослала эмиссаров для обсуждения условий мира, но генерал Жубер был готов иметь дело только с вождём лично и отправил их обратно. Ньябела отказался явиться, несомненно, подозревая, что это была уловка с целью его поимки.

Квапондо, полукруглое плато, окруженное скалами и усыпанное валунами, 21 ноября подверглось сильной бомбардировке, но без особого эффекта. Силы Ндзундзы просто издевались над горожанами и издевались над ними, находясь в безопасности своих брустверов. Операции по подрыву взрывчатки генерала Жубера также не увенчались успехом, поскольку воины Ндзундзы укрылись в пещерах, которые в большинстве случаев были слишком глубокими, чтобы взрывы не могли оказать большого эффекта. Выдвижение обвинений также было опасным делом. В последнюю неделю ноября коммандос были существенно усилены, многие из вновь прибывших были из дружественных африканских племен в северной и восточной частях Республики. В начале декабря часть сил была переброшена против Мампуру. Буров сопровождало большое количество педи , которые были верны покойному Сехухуне и жаждали отомстить за его убийство. 7 декабря эти объединенные силы начали решительную атаку, но в некотором замешательстве отступили перед лицом неожиданной, хорошо скоординированной контратаки более чем 600 солдат Ндзундзы. Двумя днями позже во время утреннего рейда десятки Ндзундзы были загнаны в пещеру, и все, кроме шести, были застрелены или задохнулись во время выкуривания.

Через два дня после начала нового года коммандос атаковали КваМрхали (Боскоп) и в конце концов взяли его после ожесточенной перестрелки. 5 февраля генерал Жубер собрал свои силы для второго решительного штурма Квапондо, который противостоял осаждающим в течение трех месяцев. Битва началась незадолго до рассвета и продолжалась все утро. Горожане и их африканские союзники, несмотря на упорное сопротивление, были вынуждены очищать крепость, выступ за выступом и пещеру за пещерой. Многие лежали мертвыми и ранеными до падения крепости. В тот же день укрепления холма были взорваны, чтобы помешать Ндзундзе повторно занять позиции.

Теперь остался только Кономтьярхело. Генерал Жубер и его военный совет исключили штурм позиции и решили вместо этого использовать против нее динамит. Для этого потребуется вырыть траншею до подножия горы, проложить глубокий туннель под ней и заложить достаточный заряд, чтобы все это рухнуло. Это действительно была причудливая и запутанная стратегия, безусловно, одна из самых любопытных, когда-либо разработанных в современной войне. Раскопки начались 2 марта. Необычно сильные дожди того сезона размягчили почву, и всего через неделю траншея оказалась на расстоянии 400 метров от цели. Землекопов постоянно преследовали снайперы. Настоящей угрозой для Ндзундзы к тому времени был неминуемый голод. Четыре месяца неустанного истощения привели к тому, что их некогда обильные запасы продовольствия неуклонно истощались. К началу апреля все вожди Ндзундзы подчинились оккупантам. Ньябеле пообещали, что его жизнь будет сохранена, а его людям будет разрешено остаться на своих землях, если он сделает то же самое. Вместо этого он решил продолжать сражаться, возможно, все еще надеясь, даже на этом позднем этапе, повторить достижение своего отца в противостоянии бурам.

Боевые действия прекратились в последние месяцы войны. Жубер был доволен тем, что сохранял свою мертвую хватку до неизбежной капитуляции, получая постоянные сообщения о том, что осажденный Ндзундза близок к голодной смерти. Большинство буров просто слонялись по своим фортам, топая каблуками и ожидая смены. Некоторые работали над траншеей, что, по крайней мере, давало чем-то заняться. Ндзундза изводили землекопов как могли. В середине апреля они провели успешную ночную атаку, нанеся значительный ущерб и задержав операцию как минимум на две недели.

Тем временем один из членов коммандос, очевидно, шотландец по имени Дональд Макдональд, перешел на сторону Ньябелы. Макдональд оказался полезным для своих новых соратников. Среди прочего он предложил Ньябеле сбросить большие валуны на тех, кто работает внизу. Эта тактика была одной из причин того, что буры создали мобильный железный форт для помощи в раскопках. Длиной около двух метров, с двумя колесами внутри и восемью бойницами для стрельбы, неповоротливый и неповоротливый, он, по крайней мере, обеспечивал возможность продолжения работ на траншее в относительной безопасности. Под прикрытием железного форта землекопам удалось без дальнейших происшествий добраться до подножия холма. Они начали прокладывать туннель под ним, но не продвинулись далеко, когда их остановил каменный слой. Как выяснилось, операции были приостановлены навсегда.

Даже тогда Ндзундза продолжали сопротивляться. В начале июня они предприняли дерзкий набег на бурские краали и поймали в сети около 200 быков, что позволило им продержаться еще немного. В конце месяца они также оказались на высоте первой и единственной попытки взять крепость штурмом. Около семидесяти наиболее смелых буров, разочарованные утомительной осадой, вызвались атаковать Кономтьхархело и покончить со всем этим. Они уже подошли к гребню на расстояние пятнадцати метров, когда Ндзундза контратаковал, швыряя непрерывный град камней и пуль, швыряя нападавших вниз по тому же пути, по которому они пришли.

8 июля Ньябела с опозданием решил принести Мампуру в жертву в слабой надежде, что это положит конец осаде. Беглеца Педи схватили, связали и доставили генералу Жуберу, но предложение было сделано слишком поздно. Затянувшаяся кампания обошлась Трансваальской республике в небольшое состояние (позже Трансваальский фольксраад оценил военные расходы в 40 766 фунтов стерлингов) в дополнение к гибели многих бюргеров, и теперь генерал Жубер был полон решимости добиться безоговорочной капитуляции. Это произошло через два дня. Ньябела сдался вместе с около 8 000 своих воинов, оставшихся рядом с ним до конца. В качестве репараций была узурпирована вся страна ндебеле.

Ньябелу и Мампуру судили в Претории и приговорили к смертной казни. Мампуру был повешен за участие в убийстве Секухуне. К счастью, Ньябелу приговорили к пожизненному заключению. Он провел в плену пятнадцать лет, прежде чем был освобожден. Он умер 19 декабря 1902 года в ЭМлалаганье (Место, где можно спать только один раз), Хартебеестфонтейн, недалеко от Претории .

Послевоенное урегулирование, навязанное ЗАР, было суровым. Социальные, экономические и политические структуры амандебеле были упразднены, а указ от 31 августа 1883 года разделил 36 000 гектаров земли между белыми горожанами, сражавшимися в кампании против Ньябелы, причем каждый получил по семь гектаров. Последователи побежденных вождей были разбросаны по республике и переданы белым фермерам в качестве фактически рабов на возобновляемый пятилетний период. В 1895 году вся эта страна, которая теперь называется Гронден Мапоха, была включена в качестве четвертого округа Мидделбурга .

Ндебеле Бантустан

[ редактировать ]

В столице Маналы КоМьекеджеке Силамба умер в 1892 году, и трон Маналы перешел к его сыну Мдедлангени. Как и его отец, Мдедлангени предпринимал большие попытки противостоять расширению Республики Трансвааль. Мдедлангени погиб при загадочных обстоятельствах. Мдедлангени сменил его брат Либангени, который правил в качестве регента при сыне Мдедлангени Мабхене II. Неизвестно, когда Мабхена II возглавил Манала Ндебеле. Мабхена II умер в 1906 году, и ему наследовал его сын Мбхонго I. Мбхонго I переехал из КоМьекеджеке в Яккельсданс, а в 1926 году купил ферму недалеко от Клипкопписа вдоль реки Клипруит и основал новое поселение под названием ЛоДини.

После Ньябелы трон перешел к племяннику Ньябелы Мфене, который был сыном Мхепхули, которого также звали Сокалени. Примерно в 1904 году Мфене переехал из ЭМлалаганье и купил ферму Велгелеген в 60 км к северо-востоку от Претории и основал то, что впоследствии стало современной КваМхлангой .

Этот участок эМлалаганье, который находился на территории, принадлежавшей семье Вольмаранс, стал поселением ндебеле под названием КваМсиза и в конечном итоге был продан в 1952 году для строительства аэропорта Вандербум . Сообщество Мсиза переехало в регион Винтервельд к северу от Мабопане и построило новое поселение, появляющееся на дорожных знаках и различных картах как КваМапох, Крааль Спилмана или просто как Деревня Ндебеле. Однако его жители предпочитают термин КваМсиза.

В 1921 году Мфене умер в КваМхланге, и его сын Майитджа I стал его преемником, купив собственную землю в Вельтевредене недалеко от Деннилтона в южно-центральной части Трансвааля, где он построил КваСимуюмбиву (эМтамботини). Это поселение позже

3 марта 1970 года Закон о гражданстве банту 1970 года (Закон № 26 1970 года; впоследствии переименованный в Закон о гражданстве черных штатов 1970 года и Закон о гражданстве национальных штатов 1970 года приняло правительство апартеида ) . Этот закон представлял собой принятый закон о самоопределении или денатурализации различные племена / нации чернокожих южноафриканцев гражданами , который назначал их традиционных «родин» черных племен, или бантустанов . Это привело к созданию в 1977 году «Родины» КваНдебеле , при этом КваСимуюмбива Мфене стала частью новой столицы Сиябусва .

Большинство ндебеле, живущих в этом бантустане, были ндзундза, и было предпринято множество попыток переселить больше манал на родину квандебеле. Однако напряженность возросла, когда в начале 1980-х годов возник вопрос о независимости Квандебеле, поскольку члены кабинета министров пообещали сделать нынешнюю численно меньшую Маналу верховной верховной властью амандебеле на том основании, что земля, на которой была создана Квандебеле, изначально принадлежала Манале. королевство.

В 1977 году три племенные власти в округе Хамманскраал в Бопутатсване — Лито под руководством Лазаря Махлангу , Пунгутша под руководством Исаака Махлангу и Манала под руководством Альфреда Мабены — отделились от Бопутатсваны с землей и людьми, находившимися под их юрисдикцией, и присоединились к КваНдебеле . Эти три племенные власти объединились, чтобы сформировать региональную власть Мнямана, а региональная власть Ндзундза образовала территориальную власть Южного Ндебеле.

С созданием законодательного собрания в 1979 году стала проявляться напряженность в программах действий некоторых традиционных лидеров Ндзундза-Мабхоко и их советников. Законодательное собрание состояло из 46 членов и кабинета из шести членов, назначаемого главным министром . Все 46 членов были назначены властями четырех племен. Однако после назначения власть племени не могла отозвать члена парламента. Только само собрание могло отстранить члена парламента. Главный министр также имел право назначать или снимать с должности традиционных лидеров.

Создание Законодательного собрания привело к смещению баланса сил от традиционной власти к законодательной власти, состоящей из назначенцев. К началу 1985 года раскол между «традиционалистскими» вождями и законодательным органом стал очевиден, когда Лазарус Махлангу из племенной власти Лито написал письмо, в котором племенная власть заявила, что желает отделиться от КваНдебеле и воссоединиться с Бопутатсваной. Махлангу был традиционалистом Ндзундза, который отделился от Бопутатсваны в 1977 году. В качестве причины было указано, что администрация Саймона Скосаны вмешивалась в «традиционные дела» и диктовала племенную власть, а не консультировалась с ней. Признаком такого подчиненного отношения было желание племенной власти заменить назначенного ею члена парламента другими кандидатами, поскольку нынешний член парламента не выполнял указания племенной власти. Однако после выдвижения члены парламента могли быть отстранены от должности только собранием. Власти племени также жаловались, что их игнорируют мировой судья и генеральный комиссар. В июле 1985 года Скосана отозвал признание Махлангу главой.

В 1994 году Африканский национальный конгресс победил на всеобщих выборах 1994 года, а Закон о гражданстве банту был отменен 27 апреля 1994 года Временной конституцией Южной Африки . Таким образом, КваНдебеле и его подданные были включены в состав Южно-Африканской Республики.

Социальная и культурная жизнь

[ редактировать ]

Внутренние политические и социальные структуры

[ редактировать ]

Власть над племенем принадлежала главе племени (икоси), которому помогал внутренний или семейный совет (иимфакати). Округами (изилинди) управляли главы приходов, а семейными группами внутри приходов управляли главы семей. Жилая единица каждой семьи называлась умузи . Умузи обычно состоял из главы семьи (уннумзана) с женой и незамужними детьми. Если у него было более одной жены, умузи делился на две половины: правую и левую, чтобы разместить разных жен.Умузи иногда превращался в более сложную жилую единицу, когда к дому присоединялись женатые сыновья и младшие братья главы. Каждое племя состояло из ряда отцовских кланов или изибонго. Это означало, что каждый клан состоял из группы людей, имевших одного и того же предка по отцовской линии.

Личное украшение

[ редактировать ]

Женщины ндебеле традиционно украшали себя разнообразными украшениями, каждое из которых символизировало ее статус в обществе. После замужества платья становились все более изысканными и эффектными. Раньше жена ндебеле носила медные и латунные кольца на руках, ногах и шее, символизируя ее связь и верность мужу, как только ее дом был построен. Кольца она сняла только после его смерти. Считалось, что кольца (называемые идзила) обладают сильной ритуальной силой. Мужья дарили женам кольца; чем богаче муж, тем больше колец будет носить жена. Сегодня носить эти кольца постоянно уже не принято. Помимо колец замужние женщины также носили шейные обручи из травы (так называемые исирхолвани), скрученные в спираль и покрытые бусами, особенно в торжественных случаях. Линрхолвани иногда носят в качестве шейного платка, повязок на ногах и нарукавниках молодожены, чьи мужья еще не обеспечили им дом, или девушки брачного возраста после завершения церемонии инициации (укутхомба). Замужние женщины также носили фартук с пятью пальцами (называемый итджорхоло), чтобы отметить кульминацию брака, который наступает только после рождения первого ребенка. Брачное одеяло (унцурхвана), которое носили замужние женщины, украшалось вышивкой из бисера, чтобы запечатлеть значимые события на протяжении всей жизни женщины.Например, длинные полоски из бисера означали, что сын женщины проходит церемонию инициации, и указывали на то, что женщина теперь достигла более высокого статуса в обществе ндебеле. Это символизировало радость от того, что ее сын стал взрослым, а также горе от потери его во взрослом мире. Замужняя женщина всегда носила головной убор в знак уважения к мужу. Они варьировались от простой повязки на голову из бисера или вязаной шапки до сложных головных уборов из бисера (амакуби). Мальчики обычно бегали голыми или носили небольшой передний фартук из козьей шкуры. Однако девочки с раннего возраста носили фартуки из бисера или юбки с запахом из бисера. Для ритуалов и церемоний мужчины ндебеле украшали себя украшениями, изготовленными для них их женами.

Искусство

[ редактировать ]
Традиционная архитектура ндебеле в культурной деревне Леседи .

Искусство ндебеле всегда было важной отличительной чертой ндебеле. Помимо своей эстетической привлекательности, он имеет культурное значение, которое укрепляет самобытность ндебеле. Основным художественным мастерством ндебеле всегда считалось умение сочетать внешние источники стимуляции с традиционными концепциями дизайна, заимствованными у их предков. Художники ндебеле также продемонстрировали восхищение линейностью элементов окружающей среды, и это отражено в их работах. Роспись выполнялась от руки, без предварительных макетов, хотя эскизы планировались заранее.

Характерная симметрия, пропорции и прямые края украшений ндебеле были выполнены вручную, без помощи линеек и угольников. Женщины ндебеле рисовали красочные и замысловатые узоры на стенах своих домов. Это давало традиционно подчиненной жене возможность выразить свою индивидуальность и чувство собственного достоинства. Инновационный подход к выбору цветов и дизайнов выделял ее среди сверстников. В некоторых случаях женщины также создавали скульптуры, чтобы выразить себя.

Задние и боковые стены дома часто окрашивались в земляные цвета и украшались простыми геометрическими фигурами, которые формировались пальцами и обводились черным цветом. Самые инновационные и сложные рисунки были нарисованы в самых ярких цветах на передних стенах дома. Передняя стена, окружавшая двор перед домом, образовывала ворота (изимпунджвана), и ей уделялось особое внимание. Окна служили центром фресок, и их дизайн не всегда был симметричным. Иногда на стенах рисуют воображаемые окна, чтобы создать фокус, а также в качестве механизма, уменьшающего геометрическую жесткость конструкции стены. Простые бордюры, окрашенные в темный цвет с белой обводкой, подчеркивали менее важные окна во внутреннем дворе и на внешних стенах.

Современные художники ндебеле используют более широкий спектр цветов (синий, красный, зеленый и желтый), чем традиционные художники, главным образом из-за их коммерческой доступности. Традиционно использовались приглушенные цвета земли, сделанные из молотой охры, и различных глин натуральных цветов: белого, коричневого, розового и желтого. Черный цвет был получен из древесного угля. Сегодня яркие цвета в моде. По мере того как общество ндебеле становилось более вестернизированным, художники начали отражать это изменение своего общества в своих картинах. Еще одним изменением является добавление стилизованных репрезентативных форм к типичным традиционным абстрактным геометрическим рисункам. Многие художники ндебеле теперь также распространили свои работы на интерьер домов. Художники ндебеле также создают другие поделки, такие как коврики для сна и исинголвани.

Иинрхолвани (красочные обручи для шеи, рук, бедер и ног) изготавливаются путем наматывания травы в обруч, туго обвязывания его хлопком и украшения бисером. Чтобы сохранить траву и обруч сохранил форму и твердость, его кипятят в подслащенной воде и оставляют на несколько дней на жарком солнце. Еще одной выдающейся особенностью ндебеле является их вышивка бисером. Работа из бисера сложная и трудоемкая, требует ловкой руки и хорошего зрения. Это времяпрепровождение уже давно стало социальной практикой, которой женщины занимались после того, как закончили работу по дому, но сегодня многие проекты включают производство этих предметов для продажи населению.

Особые случаи

[ редактировать ]

Инициация

[ редактировать ]

В культуре ндебеле важную роль играет обряд инициации, символизирующий переход от детства к взрослой жизни. Школы посвящения для мальчиков проводятся раз в четыре года, а для девочек – по мере достижения ими половой зрелости. В период инициации родственники и друзья приезжают со всего мира, чтобы принять участие в церемониях и мероприятиях, связанных с инициацией. Мальчиков инициируют в группу, когда им исполняется около 18 лет, когда создается специальный полк (иинтанга), которым руководит мальчик высокого социального положения. Каждый полк имеет отличительное название. У племени ндзундза существует цикл из 15 таких полковых названий, выделяемых последовательно, а у маналы — цикл из 13 таких названий.

Во время посвящения девушки носят множество разноцветных обручей из бисера (называемых иинрхолвани) вокруг ног, рук, талии и шеи. Девочек держат в изоляции, их готовят и обучают стать домохозяйками и матриархами. Церемония выхода знаменует собой завершение школы посвящения, и тогда девочки надевают жесткие прямоугольные фартуки (ифефету), расшитые бисером геометрических и часто трехмерных узоров, чтобы отпраздновать это событие. После посвящения эти фартуки заменяются жесткими квадратными фартуками, сделанными из закаленной кожи и украшенными вышивкой из бисера.

Ухаживание и брак

[ редактировать ]

Браки заключались только между членами разных родов, то есть между лицами, не имевшими одинакового родового названия. Однако мужчина мог жениться на женщине из той же семьи, что и его бабушка по отцовской линии. Будущую невесту две недели перед свадьбой держали в уединении в специально построенном сооружении в доме ее родителей, чтобы защитить ее от мужских глаз.Когда невеста выходила из своего уединения, ее завернули в одеяло и накрыли зонтиком, который держала для нее младшая девочка (по имени Ипелеси), которая также заботилась о других ее нуждах. При замужестве невесте дарили свадебное одеяло, которое она со временем украсила вышивкой из бисера, добавленной либо на внешнюю поверхность одеяла, либо вплетенной в ткань. После свадьбы пара жила на территории, принадлежащей клану мужа. Женщины сохранили клановое имя своих отцов, но дети, рожденные от брака, взяли клановое имя своего отца.

Короли Ндебеле

[ редактировать ]

Легендарный

[ редактировать ]
Легендарные правители Ндебеле
Имя Примечания
Забудь меня Первоначально вождь земель Бхака и Хлуби .
Девственница Сын Ндебеле . У вождя Ндебеле также была дочь по имени МаКоро.
Мужчина Тигр Сын Мхалангваны .
Джононо Сын МнтуНгве . Также иногда пишется «Ньононо» . Джононо переехал со своим народом и поселился в районе к северо-востоку от современного Ледисмита , в горах, окружающих устье реки Квембе .
Ананас Сын Джононо . Устная традиция гласит, что Нанаси лакомился ядовитыми фруктами, которые могли убить любого другого, но не оказали никакого влияния на него самого. Это привело многих к народному убеждению, что он был настолько жестоким, что даже силы природы боялись его убить.

Полуисторический

[ редактировать ]
Полуисторические правители Ндебеле
Имя Примечания
Жарко Говорят, что он жил в середине 1500-х годов. Сын Джононо , Мафана вывел своих людей из их земель возле Ледисмита и двинулся на северо-запад, пересек сначала Драконовы горы , а затем реку Ваал , в которой, как говорят, он утонул.
Рид Мхланга, который был сыном Мафаны, продолжил путешествие своего отца в направлении на северо-запад, наконец, обосновавшись в районе современного Рандфонтейна , который он назвал ЭМлхангени.
Должен Муси был сыном Мхланги , и, обнаружив, что территория вокруг ЭМлангени слишком враждебна по отношению к конкурирующим племенам сото-тсвана с запада, Муси переселил свой народ к северу от гор Магалисберг и поселился на холмах к северу от Вандербумкопа по обе стороны реки Апиес, основав два поселения. Старшее поселение под названием «КваМнямана» (Место Черных скал) на восточной стороне и младшее поселение. «ЭМарулени» (назван в честь обилия фруктовых деревьев марулы ), на западной стороне.

Ндебеле времен Муси добились процветания в этом регионе и, несмотря на незначительные конфликты с соседними племенами, основали процветающую территорию.

Раскол народа ндебеле

[ редактировать ]

После Муси между его двумя сыновьями Маналой и Ндзундзой возник спор о престолонаследии по поводу трона, в ходе которого сначала произошли три великие битвы при МаСонгололо (Зонколол). Между современными Куллинаном и Райтоном . Вторая битва у реки Вильге , последняя битва произошла у реки Олифантс . В результате обоим сыновьям было предоставлено королевство в пределах большого королевства Ндебеле, которое они могли править с другими мирными условиями.

С тех пор вопрос старшинства был своего рода серой зоной среди ндебеле, и только в 2004 году Комиссия Нлапо установила, что Манала была старшим домом королевства ндебеле в Южной Африке.

  • Полуисторические правители Маналы
    Имена Примечания
    Удалять После битвы со своим братом Ндундзой за господство над ндебеле Манала, сын Муси, вернулся в КваМньяману и расширил территорию Маналы.
    Скажи мне Сын Маналы .
    Пусть будет темно Сын Живи Меня .
    Мистер Сын Магутшоны .
    Нгагу Сын Магутшоны . Служил регентом до восшествия на престол своего племянника Буямбо .
    В прошлом Сын Мраву .
    Баннеры я Сын Буямбо . Также пишется как «Мабена». Расширенная территория Маналы на юг до места слияния рек Хеннопс и Сесмилспрут и на север до современного Марблхолла .
    Познакомься с ним Сын I. Мабены Мдибане унаследовал территории своего отца, которые включали поселения КваМньямана (Место Черных скал) (также столица) , ЭМарулени (Место деревьев марулы) , ЭЗотшанени, КоНундуна (Место вождей) и ЭМбиланени (Святое место) и еще много чего.
  • Полуисторические правители Ндзундзы
    Имя Примечания
    Орехи Ндзундза в результате войны со своим братом Маналой утвердился в поединке со своим братом и потребовал земли от восточных берегов реки Олифантс до западных берегов реки Эландс в Мпумаланге . Ндзундза основал свою столицу у истока реки Стилпорт примерно в 20 км к западу от современного Белфаста, у подножия Кваггаскопа , и назвал ее «КваСимкулу» (Великое место) .
    Мрхетджа Сын Ндзундзы . Также пишется «Мшетия».
    Гоблины Сын Мрхетджи .
    Бонгве Сын Магобхоли . Территория Ндзундза подвергалась все большей угрозе со стороны набегов свази на востоке и еще большей тревогой, в том числе растущего БаПеди на севере. Бонгве покинул КваСимкулу и основал новую столицу Ндзундза у подножия Ботасберга, которая называлась «КваМаза» («Место пепла») и оказалась прочной позицией, позволяющей оттеснить Педи обратно на север. Бонгве умер без проблем.
    Синдени Сын Мхетджи и брат Бонгве отца Магобхоли .
    Махлангу Внук Синдени . Неясно, как власть перешла от Синдени к Махлангу без отца Махлангу. Махлангу пытался расширить территорию Ндзундзы как на север, так и на юг, но имел ограниченный успех против свази и педи, но получил значительную известность среди своих врагов как опытный военачальник.
    Пхасвана Сын Махлангу . Убили без проблем.
    Маридили Сын Махлангу . Убили без проблем.
    Мадаланаян Сын Махлангу . Убили без проблем.
    Мгвезана Сын Махлангу . Убили без проблем.
    Ждать Сын Махлангу . Служил регентом при сыне Мгвезаны .
    Мрхабули Срудла Сын Махлангу . Также пишется «Мхабулуи». После многих войн с расширяющимся БаПеди на севере, которые привели к смерти отца и дядей Мрхабули, иНамрали Муси были потеряны навсегда. В устной традиции неясно, кто был последним владельцем мистического иНамрхали.
  • Исторический

    [ редактировать ]
  • Исторические правители Маналы
    Имя Даты Примечания
    Мы храбры 1817–1826 Сын Мдибане . Сибинди бежал из КваМнямана в Комджекеджеке и был убит силами Мзиликази Хумало .
    Дождь 1826–1827 Сын Мдибане . Мвула также был убит силами Мзиликази Хумало .
    Поймай его в ловушку 1827–1832 Сын Мдибане убит войсками Мзиликази Хумало .
    Мы голодны 1832–1892 Сын Мдибане . Силамбе пришлось собирать обломки Маналы после оккупации Мзиликази Хумало . Он правил 60 лет и восстановил то, что осталось от Маналы, во время которого воортреккеры прибыли к северу от реки Ваал , и большая часть территории Маналы была потеряна.
    На улице 1892–1896 Сын Салимбы . Как и его отец, Мбедленгани предпринимал большие попытки противостоять расширению Республики Трансвааль . Мдедлангени погиб при загадочных обстоятельствах.
    Диапазон 1896– неизвестен Сын Салимбы . Либангени вступил в серьезный конфликт с Республикой Трансвааль и жил в изгнании. Он служил регентом при сыне Мбедленгани .
    Баннеры II неизвестно –1906 г. Сын Мбедлангени . Неизвестно, когда Мабхена II возглавил Манала Ндебеле, но он вернулся из ссылки на земли Маналы и умер в 1906 году.
    осел я 1906–1933 Сын Мабены II .
    Мбулава 1933–1941 Сын I. Осла
    Махосоке I 1941–1960 Сын Мбулавы .
    Деньги II 1960–1986 Сын I. Махосоке
    Енох Мабхена

    (как Махосоке II )

    1986 – настоящее время Сын Мбонго II и действующий «Нгвеньяма» (король) Маналы Ндебеле. Махосоке II женат на принцессе Лесото Секотхали.
  • Исторические правители Ндзундзы
    Имя Даты Примечания
    Почвы 1811–1827 Сын Мгвезаны . Магодонго перенес столицу Ндзундзы из КваМазы в ЭСикхунджини . После нападения Мзиликази Хумало Магодонго подвергся пыткам и в конце концов был убит вместе с некоторыми из своих старших сыновей.
    Сибоко 1827–1835 Сын Магодонго . Служил регентом до совершеннолетия сына Магодонго. Сибхоко предположительно был убит после спора с сото-тсвана вождем по имени Матлала к северу от Марблхолла .
    СоМдейи 1835–1840 Сын Магодонго . Служил регентом до совершеннолетия сына Магодонго. Был убит диверсионным отрядом Мзиликази Хумало .
    Блоки I 1840–1865 Сын Магодонго . Мабхоко перенес столицу Ндзундзы из ЭСикхунджини в новую столицу под названием ЭМролени, которая находилась недалеко от пещерного комплекса под названием КоНомтьярхело. В годы правления Мабхоко возникла значительная напряженность между Ндзундза Ндебеле и Республикой Трансвааль .
    Помогите ему 1865–1873 Сын I. Мабхоко Также называется Сокалени . Мхефули был известен под африкаансским именем Корнелис .
    Робонго 1873–1879 Сын I. Мабхоко Также пишется «Ксобонго». Служил регентом Фене .
    Распространение 1879–1902 Сын I. Мабхоко Служил регентом при Фене . Ньябела проиграла ожесточенную войну Республике Трансвааль , и ее часто называют последним свободным лидером Ндзундзы.
    Фене 1902–1921 Сын Мхефули . Также пишется Мфене. Фене купил ферму «Велгелеген» в 60 км к северо-востоку от Претории и основал то, что впоследствии стало современной КваМхлангой .
    Пусть это горит 1921–1961 Сын Фене .
    Пастор Мабоко II 1961–1992 Сын Майитджи .
    Нюмбабо Майитджа II 1992–2005 Сын пастора Мабохоко II .
    Силос 2005-2006 Сын Мхлахлы, который был сыном Майитджи . Служил регентом при Мабхоко III .
    Губернатор Махлангу

    (как Блоки III )

    2006 – настоящее время Сын Нюмбабо Майитджи II . С момента восхождения на трон Ндзундза Мабхоко III оспаривал верховенство народа ндебеле. Мабхоко проиграл несколько судебных исков об отмене решения Комиссии Нхлапо, в выводах которой Махосоке II назван старшим королем ндебеле.
  • ( = правил как регент.)

    Известный Южный Ндебеле

    [ редактировать ]

    См. также

    [ редактировать ]
    1. ^ Забудь меня

    Источники

    [ редактировать ]
    • Определение верховенства Манала-Мбонго и Ндзундза-Мабхоко - Манкоба Хаба.
    • Комиссия по истории и обычному праву по традиционному лидерству: споры и претензии - Джефф Пейрес
    • Scientia Militaria: Южноафриканский журнал военных исследований, том 16, номер 1, 1986.
    • Департамент по делам коренного населения Трансвааля. Краткая история коренных племен Трансвааля, 1903 г.

    Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    • Ндебеле: Искусство африканского племени , 1986. Маргарет Кортни-Кларк , Лондон: Темза и Гудзон. ISBN   0-500-28387-7
    • Ndebele Images, 1983. Натали Найт и Сюзанна Прибач, Natalie Knight Productions Ltd. ASIN: B0026835HO
    • Искусство ндебеле: эволюция культурной идентичности , 1998. Натали Найт и Сюзанна Прибач, Natalie Knight Productions Ltd.
    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 38f1f1f8375c92044ec2193e0a19ab99__1722797280
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/99/38f1f1f8375c92044ec2193e0a19ab99.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Southern Ndebele people - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)