История однополых союзов
Часть серии о правах ЛГБТ. |
![]() |
Это история однополых союзов в культурах всего мира. Существовали различные типы однополых союзов: от неформальных, несанкционированных и временных отношений до высокоритуализированных союзов, включающих брак. [1] Признанные государством однополые союзы в последнее время стали более широко распространены: различные страны признали однополые браки или другие типы союзов. Знаменитое достижение в истории ЛГБТ произошло, когда королева Беатрикс подписала закон, делающий Нидерланды первой страной, легализовавшей однополые браки. [2]
Старый Свет
[ редактировать ]Классическая Европа, Ближний Восток и Китай
[ редактировать ]Существует история зарегистрированных однополых союзов по всему миру. [3] Существовали различные типы однополых союзов: от неформальных, несанкционированных отношений до высокоритуализированных союзов.
Однополые союзы были известны в Древней Греции и Риме. [3] древняя Месопотамия , [4] в некоторых регионах Китая, например в провинции Фуцзянь , и в определенные периоды древней европейской истории. [5]
В южно-китайской провинции Гуандун во времена династии Мин женщины связывали себя контрактами с более молодыми женщинами в ходе сложных церемоний. [6] : 178 Мужчины также заключили аналогичные соглашения. Подобные договоренности были похожи и в древней европейской истории. [6]
Пример эгалитарного мужского домашнего партнерства из периода ранней династии Чжоу в Китае записан в истории Пань Чжана и Ван Чжунсяна . Хотя эти отношения были явно одобрены широкой общественностью и сравнивались с гетеросексуальным браком, они не предполагали религиозной церемонии, связывающей пару. [7]
В некоторых ранних западных обществах были интегрированы однополые отношения. Практика однополой любви в Древней Греции часто принимала форму педерастии , которая была ограничена по продолжительности и во многих случаях сосуществовала с браком. [8] Задокументированные случаи в этом регионе утверждали, что эти союзы были временными педерастическими отношениями. [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] Священный отряд Фив был назван так потому, что образувшие его мужские пары обменивались священными клятвами между возлюбленными и возлюбленными в святилище Иолая , возлюбленного Геракла . [16] Эти союзы создали моральную дилемму для греков и не были общепринятыми. [17]
В эллинской Греции педерастические ) были отношения между греческими мужчинами ( эрастес ) и юношами ( эроменос похожи на брак в том смысле, что возраст молодежи был аналогичен возрасту, в котором женщины выходят замуж (средний подростковый возраст, хотя в некоторых городах-государствах в возрасте семи лет), и отношения могли быть установлены только с согласия отца. [ нужна ссылка ] Это согласие, как и в случае замужества дочери, зависело от социального положения жениха. Отношения состояли из очень конкретных социальных и религиозных обязанностей, а также имели сексуальный компонент. Однако в отличие от брака педерастические отношения были временными и прекратились, когда мальчику исполнилось семнадцать.
В то же время многие из этих отношений можно было бы более четко понимать как отношения наставничества между взрослыми мужчинами и мальчиками, а не как аналог брака. Это особенно верно в случае Спарты, где отношения были направлены на содействие военной подготовке мальчика. Хотя отношения, как правило, длились всю жизнь и имели глубокое эмоциональное значение для участников, в современной культуре они не считались браком, и отношения продолжались даже после того, как участники достигли 20-летнего возраста и женились на женщинах, как и ожидалось в культуре. [ нужна ссылка ]
Многочисленные примеры однополых союзов среди сверстников, не структурированные по возрасту, встречаются в древнегреческих писаниях. Известные греческие пары, состоящие в однополых отношениях, включают Гармодия и Аристогитона , Александра и Гефестиона , Агафона и Павсания , а также вышеупомянутую Священную группу Фив. Однако ни в одном из этих однополых союзов не упоминается греческое слово «брак». Римляне, по-видимому, были первыми, кто заключил однополые браки.
По крайней мере, двое римских императоров состояли в однополых союзах; и фактически, тринадцать из первых четырнадцати римских императоров считаются бисексуалами или исключительно гомосексуалистами. [18] Первым римским императором, вышедшим замуж за мужчину, был Нерон , который, как сообщается, женился на двух других мужчинах в разных случаях. Сначала с одним из своих вольноотпущенников , Пифагором , которому Нерон отдал роль невесты. Позже Нерон женился на мальчике по имени Спорус, чтобы заменить свою молодую наложницу, которую он убил. [19] Они поженились на очень публичной церемонии со всеми церемониями брака и жили с ним как с его супругой. Приятель выдал «невесту» «как того требует закон». Брак отмечался отдельно в Греции и Риме на экстравагантных публичных церемониях. [19] Ребенок-император Элагабал называл своим колесничего , белокурого раба из Карии по имени Гиерокл . мужем [20] Он также женился на спортсмене по имени Зотик на пышной публичной церемонии в Риме, под ликование горожан. [21] [22]
Есть записи об однополых браках, датируемые первым веком нашей эры. Нерон был первым, хотя в римском праве это не предусмотрено юридически, и в Римской империи это было запрещено законом 342 года нашей эры. Однако в тексте , коррумпирован. «Женится на женщине» nubit feminam может означать «cubit infamen » «бесчестно ложится в постель с мужчиной» как осуждение гомосексуального поведения между мужчинами. [23]
Конубиум существовал только между civis Romanus и civis Romana (то есть между римским гражданином мужского пола и римской гражданкой женского пола), так что брак между двумя римскими мужчинами (или с рабом) не имел юридической силы в римском праве ( кроме, предположительно, произвола императора в двух вышеупомянутых случаях). [24]
Однополые браки были объявлены вне закона 16 декабря 342 года нашей эры христианскими императорами Констанцием II и Константом . Этот закон конкретно запрещает браки между мужчинами и гласит следующее:
Когда мужчина «женится» на женщине, «женщина» собирается отречься от мужчин, чего он желает, когда секс потерял свое значение; когда преступление такое, о котором невыгодно знать; когда Венера принимает другую форму; когда любовь ищут и не находят? Мы приказываем создать законы, вооружить законы мстительным мечом, чтобы те позорные люди, которые сейчас или будут виновны в будущем, могли быть подвергнуты суровому наказанию. (Кодекс Феодосия 9.7.3) [25]
По словам Робина Лейна Фокса, среди необычных обычаев изолированного оазиса Сива (ныне Египет, когда-то Ливия) одним из древнейших обычаев, сохранившихся до 20 века, был мужской гомосексуализм и однополые браки. [26]
Политика раннехристианской церкви и средневековья
[ редактировать ]Как и другие философии и религии того времени, [27] Все более влиятельное христианство поощряло браки в целях продолжения рода. Учения Талмуда, Торы и Библии рассматривались как конкретно запрещающие подобные практики как противоречащие природе и воле Создателя, а также как моральные недостатки. Даже после принятия Кодекса Феодосия христианские императоры продолжали собирать налоги с мужчин-проституток до правления Анастасия (491–518). В 390 году христианские императоры Валентиниан II, Феодис и Аркадий объявили гомосексуальный секс незаконным, а виновных в нем приговорили к сожжению заживо на глазах у публики. [28] Христианский император Юстиниан (527–565) сделал гомосексуалистов козлами отпущения за такие проблемы, как «голод, землетрясения и эпидемии». [29] Хотя гомосексуальность допускался в дохристианском Риме, он, тем не менее, оставался спорным. Например, аргументы против однополых отношений были включены в Плутарха » «Моралию . [30]
В дохристианском Риме и Греции велись споры о том, какая форма сексуальности предпочтительнее. Хотя многие люди, казалось, не выступали против бисексуальности, были и те, кто предпочитал быть исключительно гетеросексуальным или гомосексуальным. Например, дискуссия между гомосексуальной и гетеросексуальной любовью была включена в Плутарха » «Моралию . [30]

После Средневековья в Европе однополые отношения все чаще осуждались и запрещались во многих странах церковью и государством. Тем не менее, историк Джон Босвелл утверждал, что Adelphopoiesis , или создание братьев, представляет собой раннюю форму религиозного однополого брака в православной церкви . [31] (Однако историчность этой интерпретации оспаривается Греческой Православной Церковью. [ нужна ссылка ] , а стипендия Босуэлла подверглась критике со стороны теолога Робина Дарлинга Янга как сомнительного качества. [32] считал , Алан Брэй что обряд Ordo ad fratres faciendum («Приказ о создании братьев») служит той же цели в средневековой Римско-католической церкви .
В позднесредневековой Франции, возможно, практика заключения юридического договора «братства» (affrèrement) служила средством для гражданских союзов между неродственными взрослыми мужчинами, которые обязались жить вместе, разделяя «un боль, un vin, et une bourse» – один хлеб, одно вино и один кошелек. Эта правовая категория может представлять собой одну из самых ранних форм санкционированных однополых союзов. [33]
Католическая церковь всегда утверждала, что брак (также называемый Святым браком) — это Таинство, установленное Христом между крещеным мужчиной и крещеной женщиной. [34]
Однополый брак между двумя мужчинами Педро Диасом и Муньо Вандиласом в галисийском муниципалитете Райрис-де-Вейга в Испании произошел 16 апреля 1061 года. Их обвенчал священник в небольшой часовне. Исторические документы о венчании были найдены в монастыре Сан-Сальвадор-де-Челанова . [35] Критики утверждали, что этот союз был просто Adelphopoiesis , церемонией духовного родства. [36]
Ранний современный период
[ редактировать ]Мишель де Монтень , французский философ и выдающийся публицист XVI века, сообщает, что слышал от третьего лица описание однополой свадьбы, произошедшей несколькими годами ранее с использованием обычных тридентских брачных церемоний Римско-католической церкви. Сообщается, что церемония произошла за несколько лет до 1581 года в базилике Сан-Джованни-а-Порта Латина в Риме , и участники были сожжены на костре Ватиканом. [37] [38] Некоторые ученые говорят, что это был просто адельфопоэзис, или союз братьев и сестер. [39] [40] Боксерский кодекс , датированный 1590 годом или ранее, фиксирует нормальность и признание однополых браков в коренных культурах Филиппин до испанской колонизации. [41]
В 1680 году Арабелла Хант вышла замуж за Эми Поултер, которая переоделась мужчиной в приходской церкви Сент-Мэрилебон . [42] В 1781 году Йенс Андерссон из Норвегии, которому при рождении была назначена женщина, но идентифицировал себя как мужчина, был заключен в тюрьму и предан суду после того, как женился на Анне Кристине Мортенсдоттер в лютеранской церкви. Когда его спросили о его поле, ответ был: «Hand troer at kunde henhøre til begge Deele» («Он считает, что принадлежит обоим»). [43]
Энн Листер , прозванная «первой современной лесбиянкой», вышла замуж за Энн Уокер в церкви Святой Троицы в Гудрамгейте, Йорк, в 1834 году. [44] [45]
Новое время
[ редактировать ]
В XX и XXI веках стали легализованы различные виды однополых союзов. По состоянию на сентябрь 2022 г. [update] : Однополые браки в настоящее время законны в девятнадцати странах Европы Андорра , Австрия , Бельгия , Дания , Финляндия , Эстония , Франция , Германия , Исландия , Ирландия , Люксембург , Мальта , Греция , Нидерланды , Норвегия , Португалия , Словения , Испания , Швеция , Швейцария и Великобритания (Англия, Гернси, остров Мэн, Джерси, Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс).
Другие виды признания однополых союзов (гражданские союзы или зарегистрированные партнерства) по состоянию на сентябрь 2022 г. [update], легален еще в одиннадцати европейских странах: Хорватии , Кипре , Чехии , Венгрии , Италии , Лихтенштейне , Монако , Черногории и Сан-Марино .
Референдум по изменению Конституции Ирландской Республики, разрешающий однополые браки, состоялся 22 мая 2015 года и одобрил предложение добавить в Конституцию следующую декларацию: «Брак может быть заключен в соответствии с законом двумя лицами без различия, если своему полу». [47]
Америка
[ редактировать ]![]() | Примеры и перспективы в этом разделе относятся главным образом к Соединенным Штатам и Канаде и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Апрель 2022 г. ) |
Древние времена
[ редактировать ]
В Северной Америке, среди обществ коренных американцев , существовал гомосексуализм, и некоторые утверждали, что однополые союзы имели место с людьми, известными как типы двух духов , но никаких документов или доказательств однополых браков не существует. «Во многих племенах люди, вступавшие в однополые отношения, считались святыми, и к ним относились с величайшим уважением и принятием», — говорит антрополог Брайан Гилли. [48]
Новое время
[ редактировать ]20 июля 2005 года Канада стала четвертой страной в мире и первой страной в Америке, легализовавшей однополые браки по всей стране, с принятием Закона о гражданском браке , который дал гендерно-нейтральное определение брака. [49] [50] Судебные решения, начиная с 2003 года, уже легализовали однополые браки в восьми из десяти провинций и одной из трех территорий, жители которых составляют около 90% населения Канады. До принятия закона в этих районах уже заключили брак более 3000 однополых пар. С 1999 года большинство юридических льгот, обычно связанных с браком, были распространены на сожительствующие однополые пары.
![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( сентябрь 2009 г. ) |
В Соединенных Штатах в XIX веке были признаны отношения двух женщин, взявших на себя долгосрочные обязательства друг перед другом и сожительствовавшие вместе, которые в то время назывались бостонским браком ; однако широкая общественность в то время, вероятно, не предполагала, что сексуальные действия были частью отношений. [51]
Джек Бейкер и Майкл МакКоннелл поженились в 1971 году и получили лицензию на брак от округа Блу-Эрт, штат Миннесота. Преподобный Роджер Линн, служитель Объединенной методистской церкви на Хеннепин-авеню, подтвердил их брак. Они открыто жили вместе как супружеская пара более пяти десятилетий. [52]
Преподобный Трой Перри провел первую публичную свадьбу геев в США в 1968 году, но она не была признана юридически. [53] [54] а в 1970 году Столичная общественная церковь подала первый в истории иск с требованием юридического признания однополых браков. Иск не увенчался успехом. [54] В марте 2005 года двум министрам-унитаристам-универсалистам Кею Гринлиф и Дон Сэнгри были предъявлены обвинения по нескольким пунктам обвинения в заключении брака без лицензии в штате Нью-Йорк. обвинения были первыми, выдвинутыми против духовенства в однополых союзах в Северной Америке . По данным Human Rights Campaign , базирующейся в Вашингтоне группы по защите прав геев, [55]
Самое раннее использование фразы «церемония помолвки» в качестве альтернативы термину «гей-свадьба», по-видимому, принадлежит Биллу Вудсу , который в 1990 году пытался организовать массовую «церемонию помолвки» для первого гей-парада на Гавайях. Точно так же преподобный Джимми Крич из Первой объединенной методистской церкви провел свою первую «церемонию помолвки» однополой пары в 1990 году в Северной Каролине. В январе 1987 года Морнингсайдское ежемесячное собрание Общества друзей стало первым квакерским собранием, взявшим под свою опеку однополые браки (используя слово «брак», а не «церемония помолвки») после свадьбы Рейсона Эйма и Уильяма Макканна. 30 мая 1987 года. [56] Хотя на нескольких других собраниях проводились «Церемонии обручения», Морнингсайд был первым, кто назвал эти отношения браком и предоставил им равный статус. 26 июня 2015 года Верховный суд США постановил в деле Обергефелл против Ходжеса , что брак является фундаментальным правом и должен распространяться на однополые пары. [57]
Названия зарегистрированного, официального или торжественного сочетания однополых партнеров включают « домашнее партнерство », « гражданский союз », « брак », « зарегистрированное партнерство », « взаимный бенефициар » и « однополый союз ».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лэхи, Кэтлин А.; Олдерсон, Кевин (2004). Однополые браки . Бессонница Пресс. стр. 15–16. ISBN 9781897414989 .
- ^ Гомосексуализм и закон: Словарь . Абк-Клио. 2001. ISBN 9781576072677 .
- ^ Jump up to: а б Лэхи, Кэтлин А., Кевин Олдерсон. Однополые браки: личное и политическое. Бессонница Пресс, 2000. ISBN 1-894663-63-2 / 978-1894663632
- ^ Дайнс, Уэйн Р. и Стивен Дональдсон. 1992. гомосексуальность в древнем мире. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарленд.
- ^ Хинш, Брет (1990). Страсти с обрезанным рукавом: мужская гомосексуальная традиция в Китае . Reed Business Information, Inc. ISBN компании 978-0-520-07869-7 .
- ^ Jump up to: а б Хинш, Брет (1990). Страсти с обрезанным рукавом: мужская гомосексуальная традиция в Китае . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07869-7 .
- ^ Хинш, Брет. (1990). Страсти обрезанного рукава . Издательство Калифорнийского университета. стр. 24–25
- ^ Эскридж, Уильям Н. (октябрь 1993 г.). «История однополых браков» . Обзор права штата Вирджиния . 79 (7): 1419–1513. дои : 10.2307/1073379 . JSTOR 1073379 .
- ^ Брюс Л. Гериг, «Гомосексуализм на Древнем Ближнем Востоке, за пределами Египта», в ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ И БИБЛИИ, Приложение 11A, 2005 г.
- ^ Овидий , Метаморфозы, 10.67–85.
- ^ Арье, Рэйчел. Мусульманская Испания (8-15 вв.) в истории Испании, изд. Мануэль Туньон де Лара, III. Барселона: Лейбористская партия, 1984.
- ^ Майкл Рок, Запретная дружба: гомосексуализм и мужская культура во Флоренции эпохи Возрождения, Оксфорд, 1996.
- ^ Гвидо Руджеро, Границы Эроса: сексуальные преступления и сексуальность в Венеции эпохи Возрождения, Оксфорд, 1985
- ^ «ENGLISH.GAY.RU - 1600-1861: Традиционная мужественность и любовь между мужчинами» . английский.gay.ru .
- ^ Т. Ватанабе и Дж. Ивата, Любовь самураев: тысяча лет японского гомосексуализма, Лондон: GMP Publishers, 1987.
- ^ Джеймс Дж. ДеВото (1992). «Фивский священный оркестр» . Древний мир . 23 (2): 3–19.
- ^ Хаббард, ТК (весна – лето 1998 г.). «Популярные представления об элитном гомосексуализме в классических Афинах». Арион . 6 (1).
Педерастия была этической проблемой для греков, точно так же, как гомосексуальность в целом является этической и политической проблемой в наши дни. Его сторонники часто были извиняющимися, его оппоненты — осуждающими или насмешливыми.
- ^ Хинш, Брет. (1990). Страсти обрезанного рукава . Издательство Калифорнийского университета. стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Кассий Дион. «Римская история — краткое изложение книги LXII» . Проверено 2 апреля 2021 г.
Нерон так скучал по ней после ее смерти, что, узнав о женщине, похожей на нее, он сначала послал за ней и оставил ее себе; но позже он вызвал мальчика из вольноотпущенников, которого называл Спором... он формально «женился» на Споре и назначил мальчику регулярное приданое согласно контракту
- ^ Кассий Дион. «Римская история — краткое изложение книги LXXIX» . Чикагский университет . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Кассий Дион. «Римская история — краткое изложение книги LXXX» . Чикагский университет . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Макрин, Элагабал . Иродиан Антиохийский, История Римской империи . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Эйдолон, 2015, Майкл Фонтейн, доцент кафедры классической литературы и заместитель декана Корнельского университета: «Закон этого не предусматривает».
- ^ Корбетт, Римское право о браке (Оксфорд, 1969), стр. 24–28; Треджиари, Римский брак (Оксфорд, 1991), стр. 43–49; «Браки, в которых партнеры имели конубиум, были браками, действительными по римскому праву ( iusta matrimonia )» [Треггиари, с. 49]. Сравните Ульпиан ( Титули Ульпиани 5.3–5:) « Конубиум - это возможность жениться на жене по римскому праву. Римские граждане имеют конубиум отсутствует с римскими гражданами, но с латинянами и иностранцами только в том случае, если эта привилегия была предоставлена. Конубиум с рабами ». ; сравните также Гаия ( Institutionum 1:55–56, 67, 76–80).
- ^ Фарр, 1952: 232-233.
- ^ Александр Великий , Робин Лейн Фокс, Аллен Лейн 1973/Пингвин 1986-2004, стр. 207
- ^ Эскридж, Уильям Н. (октябрь 1993 г.). «История однополых браков» . Обзор права штата Вирджиния . 79 (7): 1419–1513. дои : 10.2307/1073379 . JSTOR 1073379 .
Но другие, нехристианские традиции римского общества — стоицизм, неоплатонизм и манихейство — аналогичным образом утверждали, что «половой акт должен иметь место только для того, чтобы произвести на свет детей. Пара не должна заниматься любовью только ради удовольствия».
- ^ (Кодекс Феодосия 9.7.6): Все лица, имеющие постыдный обычай осуждать мужское тело, играющее роль женщины, терпя чуждый пол (ибо они не отличаются от женщин), должны искупить преступление. такого рода, чтобы отомстить огню на глазах у людей.
- ↑ Юстиниана Романы 77, 144.
- ^ Jump up to: а б Эскридж, Уильям Н. (октябрь 1993 г.). «История однополых браков» . Обзор права штата Вирджиния . 79 (7): 1419–1513. дои : 10.2307/1073379 . JSTOR 1073379 .
Хотя статут [который запрещал однополые браки в Древнем Риме] усиливает впечатление, что однополые браки не были редкостью в Римской империи, он также свидетельствует о тревоге по поводу однополых союзов, существовавших до IV века. Например, в конце II века «Мораль» Плутарха включала диалог, наполненный оскорблениями как за, так и против однополых отношений, предполагая, что их уместность была предметом некоторых разногласий. Последующий анонимный диалог под названием «Дела сердечные» симпатизировал однополым отношениям, но резко отличал их от брака.
- ^ Однополые союзы в досовременной Европе (1994), Villard Books, ISBN 0-679-43228-0
- ^ Янг, Робин Дарлинг (ноябрь 1994 г.). «Гей-браки: переосмысление истории Церкви» . Первые вещи (47): 43–48.
- ^ Тульчин, Аллан (сентябрь 2007 г.). «Однополые пары, создающие домохозяйства в старом режиме Франции: использование аффрера» . Журнал современной истории . 79 (3): 613–647. дои : 10.1086/517983 . S2CID 92980933 . Проверено 7 августа 2007 г.
- ^ «Кодекс канонического права — ИнтраТекст» . www.vatican.va .
- ^ Карлос Каллон. «Кальон получает премию Висенте Риско в области социальных наук за эссе о гомосексуализме в средние века» (на галисийском языке). Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Педро и Муньо, первая гей-свадьба в Испании... В 1061 году» . 18 ноября 2020 г.
- ^ «Гей-браки в Монтене» . Архивировано из оригинала 5 декабря 1998 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Энциклопедия квир-мифов, символов и духа Касселла: знания геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров . Касселл. 1997. ISBN 9780304337606 .
- ^ Салливан, А. (2009). Однополые браки: за и против . Винтажный оригинал. Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 20. ISBN 978-0-307-49042-1 . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Маккой, Эл.; Штернгасс, Дж. (2019). Однополые браки: повод для беспокойства или праздника? . Сегодняшние дебаты. ООО «Кавендиш Сквер Паблишинг». п. 29. ISBN 978-1-5026-4488-6 . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Джордж Брайан Соуза. Боксерский кодекс: транскрипция и перевод иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, истории и ... (Европейская экспансия и реакция коренных народов), аннотированное издание. Брилл; Аннотированное издание (20 ноября 2015 г.)
- ^ Пикман, Дж. (2013). Все удовольствие принадлежит мне: история извращенного секса . Книги реакции. п. 121. ИСБН 978-1-78023-203-4 . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ «Странный брак между двадцатью четырьмя часами» . Странный архив . 16 декабря 2014 года . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Роулстон, Крис (2013). «Отвратительная Энн Листер: первая современная лесбиянка Великобритании». Журнал лесбийских исследований . 17 (3–4): 267–268. дои : 10.1080/10894160.2013.731866 . ПМИД 23855940 . S2CID 3058406 .
- ^ «Выставка в честь присутствия женщин в исторической церкви Йорка, где вышла замуж Энн Листер» . 30 августа 2021 г.
- ^ «20 лет однополых браков: брак для всех! — YouTube» . Ютуб . 3 апреля 2021 г.
- ^ «Опубликована формулировка референдума об однополых браках» . RTÉ.ie. 21 января 2015 г.
- ^ Уокер, Далтон (17 июля 2007 г.). «Уехать далеко от дома, чтобы почувствовать себя как дома» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Закон о гражданском браке SC 2005 г., ст. 33» . Законы Канады о правосудии . 20 июля 2005 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Права ЛГБТ в Канаде» . Эквалдекс . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Гарднер, Кэрол Брукс. 2009. Бостонские браки. В изд. Джоди О'Брайен, Энциклопедия гендера и общества , т. 2. Публикации SAGE. стр. 87–88.
- ^ Майкл МакКоннелл с Джеком Бейкером, как рассказали Гейл Лангер Карвоски, «Свадьба, которую услышали во всем мире: первый гей-брак в Америке». Университет Миннесоты Press (2016). Перепечатка «С новым эпилогом» (2020).
- ^ Барраган, Бланка (26 июня 2015 г.). «История первого публичного однополого брака в США» . Обузданный Лос-Анджелес . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «MCC и равенство в браке» . Митрополичьи общинные церкви . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Салливан, Пэт (7 ноября 2018 г.) [17 марта 2004 г.]. «Министрам-универсалистам предъявлены обвинения в браке с однополыми парами» . История UU Rainbow . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Лёз, Сара (май 2002 г.). «Морнингсайдская встреча: исторический очерк» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ «Обергефелл и др. против Ходжеса, директора Департамента здравоохранения штата Огайо и др.» (PDF) . Верховный суд США. 26 июня 2015 г. [октябрь 2014 г.] . Проверено 2 апреля 2021 г.