сорванец
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Сорванец — это термин, используемый для девочек или молодых женщин с мужскими чертами. Это может включать ношение андрогинной или неженственной одежды, занятия физическими видами спорта или другими видами деятельности и поведением, обычно присущим мальчикам или мужчинам . [1]
Происхождение
[ редактировать ]Слово «сорванец» — сложное слово , состоящее из слов «том» и «мальчик». Хотя сейчас это слово используется для обозначения «девочек, похожих на мальчиков», этимология предполагает, что значение слова «сорванец» со временем радикально изменилось. [2]
В 1533 году, согласно Оксфордскому словарю английского языка , слово «сорванец» означало «грубый, шумный или напористый мальчик». Однако к 1570-м годам слово «сорванец» приобрело значение «дерзкой или нескромной женщины», наконец, в конце 1590-х — начале 1600-х годов этот термин трансформировался в свое нынешнее значение: «девушка, которая ведет себя как энергичная или нескромная женщина». шумный мальчик; дикая веселая девчонка». [3]
История
[ редактировать ]В Соединенных Штатах
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]До середины XIX века женственность приравнивалась к эмоциональной хрупкости, физической уязвимости, нерешительности и домашней покорности, что широко известно как « культ истинной женственности ». Под влиянием этого идеала женственности женщины не занимались тяжелыми видами спорта или какой-либо физической деятельностью. Эта парадигма оставалась неизменной до середины девятнадцатого века. Во время длительной депрессии конца 1800-х годов растущая экономическая нестабильность в США сделала хрупкую женственность более нежелательной. Молодые женщины присоединились к рабочей силе, чтобы поддержать свои семьи и освоить практические профессиональные навыки, поэтому требовалось более крепкое телосложение, чтобы соответствовать физическим требованиям профессиональной практики. Это привело к смене парадигмы ожиданий людей от молодых женщин от томной декоративной красоты к энергично здоровой, заложив тем самым основу для сорванца. [4]
В книге Шарлотты Перкин Гилман 1898 года « Женщины и экономика » автор восхваляет пользу для здоровья от того, чтобы быть сорванцом, и что девочки должны «не быть женственными, пока не придет время». [5] Джозеф Ли, защитник детских площадок, писал в 1915 году, что «фаза сорванца» имеет решающее значение для физического развития девочек в возрасте от 8 до 13 лет. [6] В сочетании с рождением первой волны феминизма и депрессивной экономикой США, сорванец среди молодых девушек возник потому, что родители молодых девушек разрешали или даже поощряли воспитание сорванцов из-за упадка экономики и турбулентного политического климата в Америке. [4]
Конец 19 века и Гражданская война
[ редактировать ]Во время Гражданской войны в США американское общество полностью осознало важность здоровых женщин. Когда разразились военные действия на Севере и Юге и тысячи мужчин бежали на поле боя, многим девочкам-подросткам и молодым женщинам пришлось брать на себя ответственность за задачи, которые традиционно считались мужской сферой. Женщины, которым не разрешалось иметь независимые банковские счета, теперь должны были заботиться о финансах. Американские жены, матери и молодые девушки, которые раньше полагались на мужчин в домашнем хозяйстве в вопросах безопасности, теперь были обязаны защищать свои дома от армии. В результате матери сосредоточились на улучшении физической конституции своих дочерей, одновременно заботясь о себе. Многие женщины, подписавшие культ истинной женственности до Гражданской войны, во время нее оказались вовлечены в ряд мужских действий. Получение женщинами обязанностей мужчин в период Гражданской войны поощряло сорванец. [7]
20 век: вторая волна феминизма
[ редактировать ]
В то время как феминизм первой волны в основном фокусировался на избирательном праве женщин , феминизм второй волны расширил обсуждение гендерного неравенства в таких областях, как сексуальность, семейная динамика, рабочее пространство и законы в связи с патриархатом и культурой. [8] С основной целью критики патриархальной системы это движение открыло женщинам возможности в сфере образования, трудоустройства и правовой защиты от домашнего насилия.
Конец 20 века
[ редактировать ]В конце 20-го века термин «сорванец» описывал девочек, которые носили неженственную одежду, активно занимались физическими видами спорта и занимались тем, что часто называют «игрушками для мальчиков», такими как автомобили, или другими видами деятельности, обычно ассоциируемыми с мальчиками . [1] Этот термин используется на Западе реже, чем раньше, главным образом потому, что теперь для девочек- подростков стало социальной нормой заниматься физической активностью, играть со сверстниками того же и противоположного пола и носить удобную одежду. [9]
Начало 21 века
[ редактировать ]Себастьян Зульх из Bustle утверждал, что, поскольку термин «сорванец» неявно связывает поведение с мужским полом и напоминает ожидания общества в отношении девочек, его использование можно считать снисходительным и сексистским. [10]
Психоповеденческие аспекты
[ редактировать ]Развитие ребенка
[ редактировать ]
Сорванца можно рассматривать как фазу гендерной презентации в подростковом возрасте. [11] Некоторые родители могут быть обеспокоены отсутствием женственности у своего ребенка, но, по мнению Джозефа Ли , защитника движения за игровые площадки в 1915 году, фаза сорванца на самом деле имеет решающее значение для физического развития в возрасте от 8 до 13 лет. [6] Некоторые девочки начинают осознавать женственность с возрастом, а некоторые продолжают оставаться сорванцами и во взрослой жизни. [11]
Психологи предполагают, что поведение сорванца в детстве является результатом врожденного любопытства маленького ребенка в сочетании с семейной динамикой и навязанными социальными гендерными ролями и обычаями поведения. [12] Предпочтение спортивной и мужской одежды можно объяснить любопытством подростков-сорванцов к отдыху на свежем воздухе и физическим играм, благодаря которым удобная одежда, такая как брюки и майка, помогает облегчить им физическую активность. [13] Исследование 2002 года показало, что некоторые девочки рождаются «сорванцами» из-за более высокого уровня тестостерона у матери во время беременности. [14] [15] Быть сорванцом в детстве не определяет сексуальную ориентацию или гендерную презентацию на всю жизнь. [16]
Гендерные роли
[ редактировать ]
Идея о том, что существуют занятия и одежда для девочек, а также занятия и одежда для мальчиков, часто подкрепляется концепцией сорванца. Сорванец можно рассматривать как отказ от гендерных ролей и традиционных гендерных условностей, но также и как соответствие гендерным стереотипам. [17] Эту концепцию можно считать устаревшей или рассматривать ее с позитивной точки зрения. [18] Женские черты часто обесцениваются и нежелательны, и сорванцы часто реагируют на эту точку зрения. Частично это может быть связано с окружающей средой, которая желает и ценит только мужественность , в зависимости от десятилетия и географического региона. Идеализированная мужественность находится на вершине гегемонии и устанавливает традиционные стандарты, и ее часто поддерживают и распространяют маленькие дети, играющие друг с другом. Сорванцы могут рассматривать женственность как навязанную им, что приводит к негативным чувствам по отношению к женственности и к тем, кто ее принимает. [19] В этом случае мужественность можно рассматривать как защитный механизм против жесткого толчка к женственности и восстановление свободы воли, которое часто теряется из-за сексистских представлений о том, что девочки могут делать, а что не могут. [20]
В западной культуре ожидается, что сорванцы однажды прекратят свое мужское поведение, обычно во время или прямо перед половым созреванием, вернутся к женскому поведению и примут гетеронормативность . Сорванцы, которые этого не делают, иногда подвергаются стигматизации, обычно из-за гомофобии . Барбара Крид утверждает, что образ сорванца «подрывает патриархальные гендерные границы, разделяющие полы», и, таким образом, является «угрожающей фигурой». [21] Эта «угроза» влияет и бросает вызов идее о том, как должна выглядеть семья, как правило, ядерно-независимые гетеросексуальные пары с двумя детьми. [22]
Исследователь гендерных проблем Джек Хальберстам утверждает, что, хотя к молодым девушкам часто терпят игнорирование гендерных ролей, девочек- подростков , проявляющих мужские черты, часто подавляют или наказывают. [17] Однако повсеместное распространение традиционно женской одежды, такой как юбки и платья, снизилось в западном мире с 1960-х годов, где обычно больше не считается мужской чертой для девочек и женщин не носить такую одежду. Рост популярности женских спортивных мероприятий (см. Раздел IX ) и других видов деятельности, в которых традиционно доминировали мужчины, расширил толерантность и уменьшил влияние термина «сорванец» как уничижительного термина. [1] Социолог Барри Торн предположил, что некоторые взрослые женщины с гордостью описывают себя в детстве как сорванцов, «как бы предполагая: я была (и остаюсь) независимой и активной; я держалась (и держусь) за себя с мальчиками и мужчинами и заслужила их уважение и дружба, я сопротивлялся (и продолжаю сопротивляться) гендерным стереотипам». [23]
На Филиппинах сорванцы - это женщины мужского пола, которые имеют отношения с другими женщинами, при этом другие женщины, как правило, более женственны, хотя и не исключительно, или трансмужские люди, которые имеют отношения с женщинами; первое кажется более распространенным, чем второе. [24] Женщин, вступающих в романтические отношения с другими женщинами, но не принадлежащих к мужскому полу, часто по-прежнему считают гетеросексуальными. Это приводит к большей невидимости для лесбиянок и женщин. [25] Ученый Кале Бантиг Фахардо приводит доводы в пользу сходства между «сорванцами» на Филиппинах и « томбоями в Индонезии », а также « томами в Таиланде » как различными формами женской мужественности. [24] В Китае сорванцов называют «假小子» (jiá xiao zi), что дословно переводится как «псевдо-мальчик». Этот термин в основном используется как уничижительный термин для описания девушек с мужскими характеристиками. [26] В большинстве случаев называть кого-то «假小子» — это унижение, подразумевающее, что человек не смог найти парня. [26] Это в значительной степени сводит ценность женщины только к романтике и снижает уверенность девочек в работе в том, что традиционно определяется как «царство мальчиков». [26] "
Сексуальная ориентация
[ редактировать ]Ассоциация сорванца с лесбиянством
[ редактировать ]В течение 20-го века фрейдистская психология и негативная реакция на социальные движения ЛГБТ привели к возникновению в обществе страхов по поводу сексуальной ориентации сорванцов, и это заставило некоторых задаться вопросом, приводит ли сорванец к лесбиянству . [27] На протяжении всей истории существовала предполагаемая корреляция между сорванцом и лесбиянством. [28] [17] Например, в голливудских фильмах взрослый сорванец стереотипно изображается как «хищный буч- дайк ». [17] Линн Ямагучи и Карен Барбер, редакторы Tomboys! В «Сказках о Дайке Дерринг-До» утверждается, что «сорванчество для многих лесбиянок - это нечто большее, чем просто этап»; это «кажется, остается частью того, кем мы являемся, будучи взрослыми». [28] [29] Многие участники Tomboys! связали свою самоидентификацию как сорванцов и лесбиянок с обоими ярлыками, позиционирующими их за пределами «культурных и гендерных границ». [28] В эссе психоаналитика Дайанны Элиз в 1995 году сообщалось, что лесбиянки чаще считают себя сорванцами, чем гетеросексуальные женщины. [2]
Заблуждение
[ редактировать ]Хотя некоторые сорванцы позже обнаруживают лесбийскую идентичность в подростковом или взрослом возрасте, поведение, типичное для мальчиков, но проявляемое девочками, не является истинным показателем сексуальной ориентации . [30] С развитием женской свободы и гендерно-нейтральных игровых площадок (по крайней мере, в США) в 21 веке, все большее число девочек технически можно считать «сорванцами», но не называть их «сорванцами», потому что для девочек считается нормальным заниматься спортом. при физической активности играйте наравне с мальчиками и носите брюки, мужскую или гендерно-нейтральную одежду. Ассоциация между лесбиянством и сорванцом не только устарела, но и может быть неуважительной как по отношению к женщинам, так и к лесбиянкам. [31]
Представительства в СМИ
[ редактировать ]Сорванцы в художественных рассказах часто используются, чтобы противопоставить более девчачьему и традиционно женственному персонажу. Эти персонажи также часто подвергаются сцене преображения, в которой они учатся быть женственными, часто с целью получить партнера-мужчину. Обычно с помощью более девчачьего персонажа они превращаются из гадкого утенка в прекрасного лебедя, игнорируя прошлые цели и часто создавая себя так, чтобы стать лучшими в себе. [21] персонаж Дорис Дэй в фильме 1953 года «Джейн-катастрофа» . Одним из примеров этого является [22] Фигуры сорванцов, которые в конечном итоге не соответствуют женским и гетеросексуальным ожиданиям, часто просто остаются в своем детском состоянии сорванца, вечно двусмысленном. Этап жизни, когда сорванец приемлем, очень короток, и сорванцам редко позволяют мирно и счастливо стареть из него, не меняясь и не отказываясь от своего сорванца. [22]
Сорванец в художественной литературе часто символизирует новые типы семейной динамики, часто возникающие после смерти или другой формы разрушения нуклеарной семьи, ведущие семьи по выбору, а не по происхождению. Это создает дополнительный вызов семейной ячейке, часто включая критику того, кому в социальном отношении разрешено быть семьей, включая критику класса и часто роли женщины в семье. Можно утверждать, что сорванец даже начинает нормализовать и поощрять включение в художественную литературу других маргинализированных групп и типов семей, включая семьи ЛГБТ или расовые группы. Все это связано со сложными гендерными ролями и представлениями о материнстве и материнстве, которыми живут сорванцы. [22]
Сорванцы также используются в патриотических историях, в которых женский персонаж желает служить на войне по множеству причин. Одна из причин — патриотизм и желание быть на передовой. Это часто игнорирует многие другие способы участия женщин в военных действиях и вместо этого пересказывает только один способ служения - использование своего тела. Этот тип историй часто повторяет образ сорванца, обнаруженного после ранения, и обыгрывает конкретные способы обнаружения, проверки и классификации тел. Этот тип историй также часто носит националистический характер, и сорванец обычно представлен как герой, на которого должны равняться все больше женских персонажей, хотя после войны они все же часто отказываются от некоторых своих наиболее радикальных взглядов. [22]
См. также
[ редактировать ]- Андрогинность
- женственность
- Как мужчина
- фембой
- Девушка-компьютерщик
- Гендерный изгиб
- Гендерная разница
- Девчушка
- Хатшепсут
- Жанна д'Арк
- Небинарный пол
- Фаллическая женщина
- Квир-гетеросексуальность
- Пол и гендерные различия
- Сисси
- Социальная конструкция пола
- Реформа викторианской одежды
- Трансвеститы военного времени
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бейли, Дж. Майкл; Бечтольд, Кэтлин Т.; Беренбаум, Шери А. (2002). «Кто такие сорванцы и почему мы должны их изучать?». Архив сексуального поведения . 31 (4). СпрингерЛинк : 333–341. дои : 10.1023/А:1016272209463 . ПМИД 12187546 .
- ^ Jump up to: а б Кинг, Элизабет (5 января 2017 г.). «Краткая история сорванца» . Атлантика . Архивировано из оригинала 8 января 2017 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Абате, Мишель Энн (4 июня 2015 г.). «Сорванец» . Ключевые слова . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Абате, Мишель Энн (28 июня 2008 г.). Сорванцы: история литературы и культуры . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 4–6. ISBN 978-1-59213-724-4 .
- ^ Гилман, Шарлотта Перкинс (1898). Женщины и экономика . Бостон: Смолл, Мейнард и компания. п. 56 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Джозеф (1915). Играйте в образование . стр. 392–393 .
- ^ Абате, Мишель Энн (28 июня 2008 г.). Сорванцы: история литературы и культуры . Филадельфия, США: Издательство Университета Темпл. стр. 24–16. ISBN 978-1-59213-724-4 .
- ^ Пайк, Кирстен (1 июня 2011 г.). «Уроки освобождения: обучение девочек феминизму и женственности в специальных выпусках ABC для послешкольных учреждений 1970-х годов» . Исследования девичества . 4 (1): 95–113. дои : 10.3167/ghs.2011.040107 . ISSN 1938-8322 .
- ^ Хеммер, Джоан Д.; Кляйбер, Дуглас А. (1 декабря 1981 г.). «Сорванцы и неженки: андрогинные дети?» . Сексуальные роли . 7 (12): 1205–1212. дои : 10.1007/BF00287972 . ISSN 1573-2762 . S2CID 143826710 .
- ^ Зульх, Себастьян (4 мая 2015 г.). «Почему назвать кого-то «сорванцом» проблематично» . Суета . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пламб, Пэт; Коуэн, Глория (май 1984 г.). «Исследование развития дестереотипирования и андрогинных предпочтений в деятельности сорванцов, не-сорванцов и мужчин» . Сексуальные роли . 10 (9–10): 703–712. дои : 10.1007/BF00287381 . ISSN 0360-0025 . S2CID 143885856 .
- ^ Адегбенро, Адейинка (19 ноября 2019 г.). «Почему девочки становятся сорванцами» . Середина . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ ДЖОНС, ОУЭЙН (1 июня 1999 г.). «Сказки сорванца: сельская местность, природа и пол детства» . Пол, место и культура . 6 (2): 117–136. дои : 10.1080/09663699925060 . ISSN 0966-369X .
- ^ «Исследование показывает, что сорванцами можно родиться, а не стать» . ScienceDaily . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Хайнс, М.; Голомбок, С.; Раст, Дж.; Джонстон, Кей Джей; Голдинг, Дж.; Исследовательская группа по продольному исследованию родителей и детей Avon (2002). «Тестостерон во время беременности и гендерно-ролевое поведение детей дошкольного возраста: продольное популяционное исследование» (PDF) . Развитие ребенка . 73 (6): 1678–1687. дои : 10.1111/1467-8624.00498 . ПМИД 12487486 .
- ^ Алквист, Шеана; Халим, Мэй Линг; Грейлих, Фейт К.; Лурье, Лия Э.; Рубль, Диана (1 сентября 2013 г.). «Потенциальные преимущества и риски идентификации сорванца: перспектива социальной идентичности» . Я и идентичность . 12 (5): 563–581. дои : 10.1080/15298868.2012.717709 . ISSN 1529-8868 . S2CID 143966649 .
- ^ Jump up to: а б с д Хальберштам, Джудит (1998). Женская мужественность . Издательство Университета Дьюка. стр. 193–196 . ISBN 0822322439 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
Голливудский фильм предлагает нам взгляд на взрослого сорванца как на хищного буча-дайка: в этой конкретной категории мы находим одни из лучших и худших голливудских стереотипов.
- ^ Хальберштам, Джудит (1988). Женская мужественность . дои : 10.1215/9780822378112 . ISBN 978-0-8223-2226-9 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Дженнингс, Нэнси (2016). «Один выбор, много лепестков: чтение женского голоса Трис в сериале «Дивергент»» . Гендерная (ред.) Идентичность (1-е изд.). дои : 10.4324/9781315691633-11 . ISBN 9781315691633 . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Харрис, Адриенн (15 июля 2000 г.). «Гендер как сорт-сборка. Истории сорванцов». Исследования по гендеру и сексуальности . 1 (3): 223–250. дои : 10.1080/15240650109349157 . ISSN 1524-0657 . S2CID 144985570 .
- ^ Jump up to: а б Крид, Барбара (25 сентября 2017 г.), «Лесбийские тела: племена, сорванцы и тарст», Феминистская теория и тело , Routledge, стр. 111–124, doi : 10.4324/9781315094106-13 , ISBN 978-1-315-09410-6
- ^ Jump up to: а б с д и Проэль, Кристен Бет (2011). Борьба с девичеством: симпатии, раса и повествование о сорванце в американской литературе (Диссертация). дои : 10.21220/s2-3741-jk05 . OCLC 724578046 .
- ^ Торн, Барри (1993). Гендерная игра: мальчики и девочки в школе . Издательство Университета Рутгерса. п. 114 . ISBN 0-8135-1923-3 .
- ^ Jump up to: а б Фахардо, КБ (1 января 2008 г.). «ТРАНСПОРТ: трансляция филиппинских и филиппинских американских сорванцов мужественности через глобальную миграцию и мореплавание». GLQ: Журнал исследований лесбиянок и геев . 14 (2–3): 403–424. дои : 10.1215/10642684-2007-039 . ISSN 1064-2684 . S2CID 142268960 .
- ^ Надаль, Кевин Л.; Корпус, Мелисса Дж. Х. (сентябрь 2013 г.). « Сорванцы» и «баклас»: опыт филиппинских американцев-лесбиянок и геев». Азиатско-американский журнал психологии . 4 (3): 166–175. дои : 10.1037/a0030168 . ISSN 1948-1993 .
- ^ Jump up to: а б с « Сорванец» и «Сорванец» — The Commercial Press English World» www.yingyushijie.com Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Абате, Мишель Энн (2008). Сорванцы: история литературы и культуры . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-59213-722-0 .
- ^ Jump up to: а б с Браун, Джейн Релафорд (1999). «Сорванец». В Б. Циммермане (ред.). Энциклопедия лесбийских историй и культур . Рутледж. стр. 771–772. ISBN 0815319207 . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 21 августа 2012 года .
Слово [сорванец] также имеет сексуальную, даже лесбийскую, коннотацию. [...] Связь между сорванцом и лесбиянством продолжилась, в более позитивном ключе, как частая тема в лесбийской литературе двадцатого века и научно-популярных рассказах.
- ^ Ямагучи, Линн и Карен Барбер, изд. (1995). Сорванцы! Сказки Дайка Дерринг-До . Лос-Анджелес: Публикации Элисон. ISBN 9781555832858 .
- ^ Габриэль Филлипс и Рэй Овер (1995). «Различия между гетеросексуальными, бисексуальными и лесбиянками в воспоминаниях детства». Архив сексуального поведения . 24 (1): 1–20. дои : 10.1007/BF01541985 . ПМИД 7733801 . S2CID 23296942 .
- ^ Крейг, Трейси (октябрь 2011 г.). «Сорванец как защитная личность» . Журнал лесбийских исследований . 15 (4): 450–465. дои : 10.1080/10894160.2011.532030 . ПМИД 21973066 . S2CID 35791467 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
