Гендерный эссенциализм
Гендерный эссенциализм — это теория , которая приписывает женщинам и мужчинам различные внутренние качества. [1] [2] Основанная на эссенциализме , она утверждает, что существуют определенные универсальные, врожденные, биологически (или психологически) обусловленные гендерные особенности , которые лежат в основе многих групповых различий, наблюдаемых в поведении мужчин и женщин. [3]
В западной цивилизации это предлагается в писаниях, восходящих к древней Греции . [4] : 1 С появлением христианства более ранняя греческая модель была выражена в богословских дискуссиях как доктрина о том, что существует два различных пола, мужской и женский, созданных Богом, и что люди неизменно являются одним или другим. [5] Эта точка зрения оставалась практически неизменной до середины XIX века. [4] Это изменило место происхождения существенных различий от религии к биологии, по словам Сандры Бем , «от великого творения Бога [к] его научному эквиваленту: великому творению эволюции», но вера в неизменное происхождение не изменилась. . [4] : 2
Альтернативы гендерному эссенциализму были предложены в середине 20 века. Во время второй волны феминизма Симона де Бовуар и другие феминистки 1960-х и 70-х годов теоретизировали, что гендерные различия были социально сконструированы . Другими словами, люди постепенно приспосабливаются к гендерным различиям посредством своего опыта социального мира. Совсем недавно Джудит Батлер предположила, что люди создают гендер, выполняя его . Хотя его отвергают многие феминистские теоретики, [4] [6] [7] Гендерный эссенциализм проливает свет на социальные конструкции, окружающие гендер, которые встречаются в обществе, а также на общественные взгляды на секс и сексуальность.
Претензии
[ редактировать ]Нормальный пол
[ редактировать ]Гендерно-эссенциалистская теория нормального пола основана на идее о том, что существует только два пола – мужской и женский. Это утверждение проанализировано феминистским теоретиком Моник Виттиг в ее статье « Женщиной не рождаются». В своей статье основное утверждение Виттиг противоречит теории гендерного эссенциализма, утверждая, что не существует «естественной» группы женщин, и эта идея основана на патриархальном угнетении, сексизме и гомофобии. [8]
мужественность
[ редактировать ]Гендерно-эссенциалистское утверждение мужественности предполагает, что мужчины доминируют, а женщины покорны. [ нужна ссылка ] Теоретик-феминистка Сандра Бем анализирует это утверждение и его корни в своей книге 1993 года « Линзы гендера: трансформация дебатов о сексуальном неравенстве». Бем также разбирает, как гендерные различия воспринимаются в обществе и как патриархальные взгляды и утверждения биологии работают вместе, чтобы «воспроизводить мужскую силу». [4] : 1–3
В религии
[ редактировать ]Дихотомия мужчины и женщины была важным фактором в большинстве религий. В авраамических религиях различие между мужчиной и женщиной установлено в начале времен, благодаря библейскому высказыванию об Адаме и Еве : «...по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их». [9] указывая на то, что различие установлено Богом. [10] Некоторые обсуждают, является ли этот стих выражением гендерного эссенциализма или ссылкой на человечество в целом. [11]
Религия и биология
[ редактировать ]Гендерный эссенциализм находился под сильным влиянием как религии, так и науки, причем религия была основной причиной гендерного эссенциализма до середины 1800-х годов. В конечном итоге рассуждения изменились с религии на науку, но по-прежнему поддерживали то же эссенциалистское мышление. [4] : 16–17
Святые последних дней
[ редактировать ]Официальная точка зрения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) — это эссенциалистская вера в гендер. В заявлении Церкви СПД 1995 года « Семья: Воззвание к миру» пол провозглашается «важнейшей характеристикой» и «вечной идентичностью». Мормоны обычно верят в вечную жизнь и в то, что вечный пол человека не может отличаться от физического пола при рождении. Церковные правила разрешают, но не предписывают, отлучение от церкви тех, кто выбрал операцию по смене пола , и лишают их членства в священстве . [12]
В биологии
[ редактировать ]Гендерно-эссенциалистское утверждение биологии предполагает, что гендерные различия коренятся в природе и биологии. Исторические взгляды, основанные на гендерном эссенциализме, утверждают, что существуют биологические причины различий между мужчинами и женщинами, например, женщины рожают, а мужчины выходят на охоту. [8] Это утверждение подробно проанализировано Эмили Мартин в ее статье « Медицинские метафоры женского тела: менструация и менопауза» . [13] В своей статье Мартин исследует некоторые исторические взгляды, которые использовали биологию для объяснения различий между женщинами и мужчинами. было популярно мнение В Древней Греции , что мужчины превосходят женщин, потому что они могут выделять токсины с потом, в то время как женщинам приходится менструировать, чтобы избавиться от токсинов. [13]
В 1975 году американский биолог Эдвард О. Уилсон заявил, что «как человеческое, так и социальное поведение и человеческая организация» закодированы в человеческих генах. [4] : 14 Позже он дополнил это утверждение, приведя пример размножения и то, что один самец может оплодотворить множество самок, а самку может оплодотворить только один самец». [4] : 14
Биологизм
[ редактировать ]Биологизм — это особая форма эссенциализма, определяющая женскую и мужскую сущность с точки зрения биологических способностей. [14] Эта форма эссенциализма основана на форме редукционизма , означающей, что социальные и культурные факторы являются следствием биологических причин. [14] Биологический редуктивизм «утверждает, что анатомические и физиологические различия, особенно репродуктивные различия, характерные для мужчин и женщин, определяют как значение мужественности и женственности, так и соответствующие разные положения мужчин и женщин в обществе». [15] Биологизм использует функции воспроизводства, воспитания, неврологии, нейрофизиологии и эндокринологии для ограничения социальных и психологических возможностей женщин в соответствии с биологически установленными пределами. [14] Он утверждает, что наука биология представляет собой неизменное определение идентичности, которое неизбежно «равнозначно постоянной форме социального сдерживания для женщин». [14]
Натурализм также является частью системы эссенциализма, где фиксированная природа женщин постулируется посредством теологических или онтологических, а не биологических оснований. Примером этого может быть утверждение о том, что женская природа является атрибутом, данным Богом, или онтологические инварианты в сартровском экзистенциализме или фрейдистском психоанализе, которые различают полы в «утверждении, что человеческий субъект каким-то образом свободен или что социальное положение субъекта является функция его или ее генитальной морфологии». [14] Эти системы используются для того, чтобы объединить женщин в одну единственную категорию и усилить бинарность между мужчинами и женщинами. [14]
Высший пол
[ редактировать ]На протяжении всей истории женщины считались покорным и низшим полом. В Древней Греции эта точка зрения поддерживалась верой в то, что женщины должны очищать свой организм от токсинов посредством менструации, в то время как мужчины могут выводить токсины с потом. [13] : 239 К 1800-м годам эта точка зрения осталась прежней, но аргументация изменилась. В 1879 году французский врач Гюстав Ле Бон объяснил эту неполноценность женщин тем, что их мозг по размеру ближе к гориллам, чем мозг большинства мужчин. Лебон также заявил, что женщины непостоянны, непоследовательны, лишены мышления и логики и не способны рассуждать. [4] : 14
Развитие ребенка
[ редактировать ]Было замечено, что дети проводят гендерную категоризацию и демонстрируют эссенциалистские убеждения о гендерных предпочтениях и признаках. [16] Сторонники гендерного эссенциализма предполагают, что дети в возрасте от 4 до 10 лет демонстрируют тенденцию поддерживать роль природы в определении свойств гендерных стереотипов, «раннюю предвзятость рассматривать гендерные категории как предсказывающие существенные, лежащие в основе сходства», которая постепенно снижается. когда они проходят годы начальной школы. [17]
Критика
[ редактировать ]Феминистская критика
[ редактировать ]В феминистской теории и гендерных исследованиях гендерный эссенциализм — это приписывание женщинам фиксированной сущности. [14] Женская сущность считается универсальной и обычно отождествляется с теми характеристиками, которые считаются специфически женскими. [14] Эти идеи женственности обычно связаны с биологией и часто касаются психологических характеристик, таких как забота, сочувствие, поддержка, неконкурентоспособность и т. д. [14] [ нужна страница ]
Элис Рэй Хелфорд, гендерный исследователь, отмечает, что Лоры Малви теория мужского взгляда подверглась критике за эссенциализм. [18]
В 1980 году Моник Виттиг опубликовала статью «Женщиной не рожден», в которой обсуждается, как гендерные эссенциалистские взгляды на мужчин, женщин и гендерные роли помогают восстановить патриархальные роли и идеи в обществе. Она также говорит о том, как эти взгляды способствуют угнетению женщин, уделяя особое внимание «лесбиянству» и как оно противоречит «правилам», установленным обществом. Статья Виттиг пытается показать, как гендерно-эссенциалистское утверждение о нормальном гендере коренится в гомофобии и как эти корни продолжают позволять угнетать женщин. [8]
В 1988 году Эмили Мартин опубликовала «Медицинские метафоры женского тела: менструация и менопауза». В этой статье анализируется история утверждений гендерных эссенциалистов и то, как биология использовалась для объяснения различий между полами. Это утверждение биологии, по мнению Мартина, восходит к Древней Греции. [13] : 239 Мартин объясняет, что на протяжении всей истории взгляды на женщин различались: первоначально менструация рассматривалась как нечто важное, но все же что-то, что делало женщин меньше, но позже изменилось и стало рассматриваться как расстройство, негативно влияющее на жизнь женщин. [13] : 241 Статья Мартина дает представление о том, как общество придает большое значение различным биологическим процессам между полами.
Публикация Сандры Бем «Линзы гендера» 1993 года посвящена тому, как гендерные различия воспринимаются обществом. Она также говорит о том, как эссенциалистские гендерные роли воспроизводят мужскую силу. [4] : 2
Трансфеминистская критика
[ редактировать ]Эссенциализм гендера в феминистской теории представляет собой проблему трансфеминизма . Гейл Саламон пишет, что транс-исследования должны стать «разрывом этой категории, особенно если этот разрыв потребует новой формулировки отношений между полом и гендером, мужчиной и женщиной». [19] [ нужна страница ] Трансубъективность бросает вызов бинарности гендерного эссенциализма, поскольку она разрушает «фиксированные таксономии гендера», и это создает сопротивление в женских исследованиях, которые как дисциплина исторически зависели от фиксированности пола. [19]
Сэнди Стоун предложила критику эссенциалистских дискурсов о гендере в « Империя наносит ответный удар: посттранссексуальный манифест » (1987), основополагающем эссе в области исследований трансгендеров . [20] [21] С тех пор другие теоретики, такие как Джек Хальберстам , Джей Проссер , Джудит Батлер , Джулия Серано , Пол Б. Пресиадо и Сьюзен Страйкер на эту тему писали и .
Феминистская поддержка эссенциализма
[ редактировать ]Некоторые феминистки предполагают гендерный эссенциализм или открыто отстаивают его. [6] Культурный феминизм , например, представляет собой разновидность радикального феминизма, которая апеллирует к гендерному эссенциализму, чтобы возвысить то, что он считает по своей сути женским. [22] [23]
В своей книге «Дело против сексуальной революции » Луиза Перри указывает, что мужчины и женщины демонстрируют значительные групповые различия в измерении социосексуальности , и утверждает, что с точки зрения эволюционной биологии таких различий следует ожидать, учитывая различные доступные репродуктивные стратегии. каждому полу. [24] Перри заключает, что отрицание гендерного эссенциализма, по крайней мере в этом случае, вредит интересам женщин, отдавая предпочтение культуре сексуального взаимодействия, лучше соответствующей сексуальным предпочтениям мужчин с высоким статусом. В книге Перри излагаются и другие аргументы по этой теме, которые также исследовались и развивались другими феминистками.
Межсекционная критика
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2017 г. ) |
Анализ гендера был предметом озабоченности феминистской теории. Было много способов понять, как гендер относится к значению, [15] но разработка таких теорий гендера может затмить значение других аспектов женской идентичности, таких как раса, класс и сексуальная ориентация, что маргинализует опыт и голоса цветных женщин, женщин незападного происхождения, женщин из рабочего класса, лесбиянок. бисексуальные женщины и трансженщины. [15] В качестве вызова феминистской теории эссенциализм обращается к проблеме теоретизирования гендера как идентичности и признака различия. Это относится к проблеме концепции субъективности, предполагаемой феминистскими теориями гендера. [15] Существуют аргументы, выдвигаемые в первую очередь чернокожими феминистками и лесбиянками, о том, что феминистская теория извлекла выгоду из идеи гендерного эссенциализма, используя категорию пола для обращения к «женскому опыту» в целом. [15] Поступая таким образом, феминистская теория выдвигает универсализирующие и нормализирующие утверждения о женщинах, которые справедливы только в отношении белых, западных, гетеросексуальных, цисгендерных женщин , женщин среднего или высшего класса. [15] но это подразумевает ситуации, перспективы и опыт, присущие всем женщинам. Патрис ДиКуинцио обсуждает, «как критики исключения видят в этом функцию приверженности феминистской теории теоретизированию исключительно гендера и формулированию женского опыта только с точки зрения гендера». [15] Вместо этого нужно теоретизировать феминизм таким образом, чтобы принимать во внимание взаимосвязанную категорию опыта между расой, классом, полом и сексуальностью; интерсекциональная модель мышления. [25]
Постструктуралистская критика
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2017 г. ) |
Постструктурализм указывает на «поле критических практик, которые не могут быть тотализированы и которые, следовательно, ставят под сомнение формирующую и исключающую силу половых различий», говорит Батлер. [26] Таким образом, через призму постструктурализма критика гендерного эссенциализма возможна, потому что постструктуралистская теория порождает анализ, критику и политические интервенции, а также открывает политическое воображаемое для феминизма, которое в противном случае было бы ограничено. [26] Феминистский постструктурализм не определяет позицию, с которой человек действует, но предлагает набор инструментов и терминов, которые можно «повторно использовать и переосмысливать, раскрывать как стратегические инструменты и эффекты, а также подвергать критическому переписыванию и перераспределению». [26] Критики, такие как Сьюзен Бордо, предполагают, что Батлер сводит гендер к языку и абстракции. [27]
Социальная конструкция пола
[ редактировать ]Основной альтернативой гендерному эссенциализму является теория социального конструирования гендера. В отличие от гендерного эссенциализма, социальный конструктивизм рассматривает гендер как созданный и подверженный влиянию общества и культуры, которые различаются в зависимости от времени и места. Теории социального конструирования гендера выросли из теорий феминизма второй волны второй половины 20 века. [ нужна ссылка ]
Джудит Батлер Теорию гендерной перформативности можно рассматривать как средство показать, «способы, которыми овеществленные и натурализованные концепции гендера могут быть поняты как конституированные и, следовательно, способные конституироваться по-другому». [28] Батлер использует феноменологическую теорию действий, поддерживаемую Эдмундом Гуссерлем , Морисом Мерло-Понти и Джорджем Гербертом Мидом , которая пытается объяснить обыденный способ, которым «социальные агенты конституируют социальную реальность посредством языка, жестов и всех видов символических социальных знаков». создать свою концепцию гендерной перформативности. [28] Она начинает с цитирования утверждения Симоны де Бовуар о том, что «женщина не рождается, а становится». [29]
Это утверждение отличает пол от гендера, предполагая, что гендер — это аспект идентичности, который приобретается постепенно. [30] Это различие между полом как анатомическим аспектом женского тела и гендером как культурным значением, формирующим тело и различные способы телесной артикуляции, означает, что «больше невозможно приписывать ценности или социальные функции женщин биологической необходимости». [30] Батлер интерпретирует это утверждение как заимствование доктрины конституирования актов из традиции феноменологии. [28] Батлер заключает, что «гендер никоим образом не является устойчивой идентичностью или локусом агентности, из которого исходят различные действия; скорее, это идентичность, слабо конституируемая во времени – идентичность, установленная посредством стилизации тела и, следовательно, должна пониматься как обыденный способ, которым телесные жесты, движения и действия различного рода составляют иллюзию постоянного гендерного «я». [28]
» также концептуализируют гендер «как рутинное, методическое и постоянное достижение, которое включает в себя комплекс перцептивной, интерактивной и микрополитической деятельности, которая превращает определенные занятия в выражение мужской и женской «натуры». Кэндис Уэст и Сара Фенстермейкер в своем тексте 1995 года «Делать разницу . [25]
Это не означает, что материальная природа человеческого тела отрицается, напротив, она переосмысливается отдельно от процесса, посредством которого «тело приобретает культурные значения». [28] Следовательно, сущность гендера неестественна, поскольку гендер сам по себе не является естественным фактом. [28] [30] но результат осаждения конкретных телесных действий, которые были вписаны в тело посредством повторения и повторения с течением времени. [28] «Если реальность гендера конституируется самим перформансом, то нет никакого обращения к существенному и нереализованному «полу» или «гендеру», который якобы выражают гендерные перформансы». [28]
См. также
[ редактировать ]- Теория сопереживания-систематизации
- Эссенциализм
- Французский постструктуралистский феминизм
- Гендерная сексуальность
- Нейронаука половых различий
- Нейропластичность
- Сеть НейроГендеринга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейман, Джорджия; Джайлз, JW (2006). «Гендерный и психологический эссенциализм» . Энфанс; Психология, педагогика, нейропсихиатрия, социология . 58 (3): 293–310. дои : 10.3917/enf.583.0293 . ПМК 3082140 . ПМИД 21528097 .
- ^ «Декларация». 2010. CiteSeerX 10.1.1.871.3140 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Хепберн, Алекса (2003). «Феминистские критики: гетеросексизм и психология лесбиянок и геев» . Введение в критическую социальную психологию . Лондон Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. п. 107. ИСБН 9780761962106 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бем, Сандра (1993). Линзы гендера: трансформация дебатов о сексуальном неравенстве . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300061635 .
- ^ Тэтчер, Адриан (2011). «Гендер: язык, власть и история» . Бог, секс и гендер: введение . Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания: Уайли-Блэквелл. п. 19. ISBN 9781444396379 .
- ^ Перейти обратно: а б Стоун, Элисон (2004). «Эссенциализм и антиэссенциализм в феминистской философии» (PDF) . Журнал моральной философии . 1 (2): 135–153. дои : 10.1177/174046810400100202 . ISSN 1740-4681 . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Витт, Шарлотта (1995). «Антиэссенциализм в феминистской теории» . Философские темы . 23 (2): 321–344. дои : 10.5840/philtopics19952327 . JSTOR 43154216 . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Виттиг, Моник. (1980) «Женщиной не рождаются». Доступно по адресу http://www.kyoolee.net/one_is_not_born_a_ Woman _-_wittig.pdf.
- ^ Книга Бытия .
- ^ Рональд В. Пирс Синтия Лонг Вестфолл (2021). Открытие библейского равенства . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-5479-0 .
- ^ Рич, Брайс Э. (18 ноября 2019 г.). Гендерный эссенциализм в современных православных беседах о гомосексуализме .
- ^ Коупленд, Мичал; Роуз, Двора; Густав-Рэтхолл, Джон (2016). «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов)» . Борьба за добросовестность: включение ЛГБТКИ с 13 американских религиозных точек зрения . Вудсток, Вермонт: Идем вместе, ищем путь / Издательство SkyLight Paths. п. 31. ISBN 9781594736025 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартин, Эмили (апрель 1988 г.). «Медицинские метафоры женского тела: менструация и менопауза». Международный журнал здравоохранения . 18 (2): 237–254. doi : 10.2190/x1a6-jaqb-vm9n-ulcy . ПМИД 3288565 . S2CID 29251908 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гросс, Элизабет А. (1995). Пространство, время и извращение: очерки о политике тел . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415911368 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Диквинцио, Патрис (лето 1993 г.). «Исключение и эссенциализм в феминистской теории: проблема материнства». Гипатия: Журнал феминистской философии . 8 (3). Уайли : 1–20. дои : 10.1111/j.1527-2001.1993.tb00033.x . JSTOR 3810402 . S2CID 146652761 .
- ^ Мейер, Мередит; Гельман, Сьюзен А. (ноябрь 2016 г.). «Гендерный эссенциализм у детей и родителей: последствия для развития гендерных стереотипов и гендерных предпочтений». Сексуальные роли . 75 (9–10). Спрингер : 409–421. дои : 10.1007/s11199-016-0646-6 . S2CID 148043426 .
- ^ Тейлор, Морган Г. (август 1996 г.). «Развитие представлений детей о социальных и биологических аспектах гендерных различий». Развитие ребенка . 67 (4). Уайли : 1555–1571 гг. дои : 10.1111/j.1467-8624.1996.tb01814.x . ПМИД 8890500 .
- ^ Хелфорд Э.Р. Степфордские жены и взгляд: представление о феминизме в 1975 году // Феминистские исследования СМИ. – 2006. – Т. 6. – №. 2. – с. 145-156.
- ^ Перейти обратно: а б Саламон, Гейл (2008). «Трансфеминизм и будущее гендера» . В Скотте, Джоан Уоллах (ред.). Женские исследования на грани . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822389101 .
- ^ Бетчер, Талия (2020). «Феминистские взгляды на транс-проблемы» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Страйкер, Сьюзен; Бетчер, Талия М. (1 мая 2016 г.). "Введение" . TSQ: Ежеквартальный журнал исследований трансгендеров . 3 (1–2): 5–14. дои : 10.1215/23289252-3334127 .
- ^ Эколс, Алиса (1983). «Культурный феминизм: феминистский капитализм и движение против порнографии» . Социальный текст (7): 34–53. дои : 10.2307/466453 . ISSN 0164-2472 . JSTOR 466453 .
- ^ Блюменталь, Данниэль (1997). Женщины и мыльная опера: культурно-феминистская точка зрения . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 9780275960391 .
- ^ Перри, Луиза (2022). Доводы против сексуальной революции: новое руководство по сексу в 21 веке . Кембридж Медфорд (Массачусетс): Polity Press. ISBN 978-1-5095-4999-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэст, Кэндис; Фенстермейкер, Сара (февраль 1995 г.). «Делать разницу» (PDF) . Гендер и общество . 9 (1). МУДРЕЦ : 8–37. дои : 10.1177/089124395009001002 . JSTOR 189596 . S2CID 220476362 .
- ^ Перейти обратно: а б с Батлер, Джудит ; Уоллах Скотт, Джоан (1992). Феминистки теоретизируют политическое . Нью-Йорк Оксфордшир, Англия: Рутледж. ISBN 9780203723999 .
- ^ Хекман, Сьюзен (1998). «Материальные тела». Тело и плоть: философский читатель под ред. Донн Велтон. Издательство Блэквелл. стр. 61–70.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Батлер, Джудит (декабрь 1988 г.). «Перформативные действия и гендерная конституция: очерк феноменологии и феминистской теории». Театральный журнал . 40 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 519–531. дои : 10.2307/3207893 . JSTOR 3207893 . PDF.
- ^ де Бовуар, Симона (2015) [1949]. Второй секс . Лондон: Винтажная классика. п. 283. ИСБН 9781784870386 .
- ^ Перейти обратно: а б с Батлер, Джудит (1986). » Симоны де Бовуар «Секс и гендер во «Втором сексе ». Йельский французский язык (72). Издательство Йельского университета : 35–49. дои : 10.2307/2930225 . JSTOR 2930225 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Риппон, Джина ; Джордан-Янг, Ребекка ; Прекрасно, Корделия ; Кайзер, Анелис (28 августа 2014 г.). «Рекомендации по исследованиям нейровизуализации пола/гендера: ключевые принципы и последствия для дизайна, анализа и интерпретации исследований» . Границы человеческой неврологии . 8 . Границы : 650. doi : 10.3389/fnhum.2014.00650 . ПМЦ 4147717 . ПМИД 25221493 .