Jump to content

Мария Конопницка

Мария Конопницка
Конопницкая в 1897 году
Конопницкая в 1897 году
Рожденный Мария Василовская
( 1842-05-23 ) 23 мая 1842 г.
Сувалки , Августовская губерния , Конгресс Польши , Российская империя
Умер 8 октября 1910 г. ) ( 1910-10-08 ) ( 68 лет
Львов , Королевство Галиция и Лодомерия , Австро-Венгрия
Псевдоним
  • Красная рубашка
  • Марко
  • Ян Варенж
  • Занятие Писатель, поэт
    Национальность Польский
    Жанр Реализм
    Известные работы Лотерея
    Подпись

    Мария Конопницкая (англ. Польское произношение: [ˈmarja kɔnɔpˈɲitska] ; урожденная   Василовская ; [а] 23 мая 1842 г. - 8 октября 1910 г. [1] ) — польский поэт, прозаик, детский писатель, переводчик, журналист, критик и активистка за права женщин и независимость Польши. Она использовала псевдонимы, в том числе Ян Сава . Она была одним из самых выдающихся поэтов польского позитивистского периода . [2] [3]

    Конопницкая родилась в Сувалках 23 мая 1842 года. [4] Ее отец, Юзеф Василовский, был юристом. [4] Она обучалась на дому и провела год (1855–1856) в монастырском пансионе сестер евхаристического поклонения в Варшаве ( Zespół klasztorny sakramentek w Warszawie ). [5]

    Конопницкая, картина Марии Дулембянки , 1902 г.

    Дебютировала как писательница в 1870 году стихотворением «W zimowy poranek» («Зимним утром»). [6] Она приобрела популярность после публикации в 1876 году ее стихотворения «W gorach» («В горах»), которое высоко оценил будущий нобелевский лауреат Генрик Сенкевич . [6] [7]

    В 1862 году она вышла замуж за Ярослава Конопницкого. [4] [7] У них было шестеро детей. [4] [8] Брак не был счастливым, [9] поскольку ее муж не одобрял ее писательскую карьеру. [7] В письме другу она описала себя как «не имеющую семьи» и как «птицу, запертую в клетке». [9] В конце концов, в 1878 году, после неофициального развода, она оставила мужа и переехала в Варшаву, чтобы заняться писательством. [4] [9] Она взяла с собой детей. [10] Она часто путешествовала по Европе; ее первая крупная поездка была в Италию в 1883 году. [6] 1890–1903 годы она провела, живя за границей, в Европе. [6] [11]

    Место рождения и детства Марии Конопницкой в ​​Сувалках , сейчас музей.

    Ее жизнь описывается как «бурная», включая внебрачные романы, смерти и психические заболевания в семье. [7] Она была подругой польской поэтессы периода Элизы позитивизма Ожешковой . [12] и художницы и активистки Марии Дулембянки .

    Помимо того, что она была активной писательницей, она была также общественной активисткой, организовывала и участвовала в протестах против репрессий против этнических (в первую очередь польских) и религиозных меньшинств в Пруссии . [6] Она также участвовала в активизме за права женщин . [13]

    Ее литературное творчество в 1880-х годах получило широкое признание в Польше. [6] В 1884 году она начала писать детскую литературу , а в 1888 году дебютировала как взрослый прозаик с

    Загородный дом Конопницкой, ныне музей, в Жарновце.

    Cztery noele (Четыре рассказа). [6] В связи с растущей популярностью ее произведений в 1902 году ряд польских активистов решили вознаградить ее, купив ей усадебный дом . [11] Он был куплен на средства, собранные рядом организаций и активистов. [11] Поскольку Польша в то время не была независимой страной, а ее сочинения были политически несовместимы с прусскими и российскими властями, место было выбрано в более толерантном австрийском разделе Польши до раздела . [11] В 1903 году она получила поместье в Жарновце , куда приехала 8 сентября. [11] [14] Там она проводила большую часть весны и лета, но осенью и зимой продолжала путешествовать по Европе. [6] [11]

    Она умерла во Львове (ныне Львов , Украина ) 8 октября 1910 года. [11] Похоронена она там же, на Лычаковском кладбище . По ее желанию Дулембянку похоронили рядом с ней. [4] [1]

    Конопницкая, картина Марии Дулембянки , 1910 г.

    Конопницкая писала как прозу (в основном рассказы), так и стихи. [15] Одним из наиболее характерных ее стилей были стихи, стилизованные под народные песни . [6] Она пробовала свои силы во многих жанрах литературы, таких как репортажные зарисовки, повествовательные мемуары, психологические портретные исследования и другие. [6]

    Общей темой ее произведений были угнетение и нищета крестьянства, рабочих и польских евреев . [3] [4] Из-за симпатий к еврейскому народу ее считали филосемиткой . [2] Ее работы также были очень патриотичными и националистическими. [2] [16] [17]

    Одно из ее самых известных произведений — длинная эпопея в шести « песнях Мистер Бальсер в Бразилии» ( Pan Balcer w Brazilii , 1910), о польских эмигрантах в Бразилии . [4] [6] Еще одним гимном была «Рота» ( «Клятва» , 1908 г.), положенная на музыку Феликса Нововейского, два года спустя ставшая неофициальным гимном Польши, особенно на территориях прусского раздела . [14] [18] Это патриотическое стихотворение резко критиковало политику германизации и поэтому было названо антинемецким . [19]

    Могила Конопницкой во Львове.

    Ее самое известное детское литературное произведение - «О красонолудкач и сиеротце Марыси» 1896 года ( «Маленькая сирота Мэри и гномы »). [17] Ее детские литературные произведения были хорошо приняты по сравнению со многими другими произведениями того периода. [6]

    Мария Конопницка также сочинила стихотворение о казни ирландского патриота Роберта Эммета . Эммет был казнен британскими властями в Дублине в 1803 году, но Конопницка опубликовала свое стихотворение на эту тему в 1908 году. [20]

    Она также была переводчицей. Среди ее переведенных работ — Ады Негри и «Фаталита» « Темпесте» , опубликованные в Польше в 1901 году. [21]

    Мемориалы

    [ редактировать ]

    Избранные произведения

    [ редактировать ]
    • Линии и звуки , 1897 г.
    • Исторический песенник (Исторический нотный сборник, 1904 г.)
    • Звуки тишины, 1906 год.
    • Z liryk i obrazków (Слова и картинки, 1909)
    • Pan Balcer w Brazylii (Mister Balcer in Brazil, 1910)
    • Cztery noele (Четыре рассказа, 1888)
    • Мои друзья (Люди, которых я знаю, 1890)
    • В пути, 1893 г.
    • Люди и вещи (1898)
    • Мендель из Гданьска
    • Сборник песен для детей .
    • О Джонни Страннике.
    • О гномах и сироте Мэри.
    • Сбор черники.
    • Рота (Клятва, 1908 г.).
    • Стефек Буртымуча .
    • Wolny najmita (Вольный поденщик).

    Примечания

    [ редактировать ]
    1. ^ Иногда транслитерируется как Василовская.
    1. ^ Jump up to: а б «pl.Billiongraves.com» . Проверено 11 июля 2019 г.
    2. ^ Jump up to: а б с Ицхак Цукерман (1993). Избыток памяти: хроника восстания в Варшавском гетто . Издательство Калифорнийского университета. п. 501. ИСБН  978-0-520-91259-5 . Проверено 14 мая 2013 г.
    3. ^ Jump up to: а б Ричард Фрухт (2005). Восточная Европа: знакомство с людьми, землями и культурой . АВС-КЛИО. п. 49. ИСБН  978-1-57607-800-6 . Проверено 14 мая 2013 г.
    4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стэнли С. Сокол (1992). Польский биографический словарь: профили почти 900 поляков, внесших значительный вклад в мировую цивилизацию . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 197 . ISBN  978-0-86516-245-7 . Проверено 13 мая 2013 г.
    5. ^ Зофья Богуславская (1961). Литература периода позитивизма и критического реализма: антология и исследование для X класса. Państwowe Zakłady Wydawn. Школа. стр. 183 . Проверено 14 мая 2013 г.
    6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Марек Адамец (08.10.1910). «Мария Конопницкая» . Literat.ug.edu.pl . Проверено 14 мая 2013 г.
    7. ^ Jump up to: а б с д Анита Клос. «О переводе Марии Конопицкой « Фаталиты и Темпесте» Ады Негри» . В Магде Хейдель (ред.). Przekłaniec, 2 (2010) том 24 – английская версия . Издательство Ягеллонского университета. стр. 112. ISBN  978-83-233-8669-8 . Проверено 14 мая 2013 г.
    8. ^ Мария Шиповская (1990). Конопницка, какой мы ее не знаем . Издатель Кооператив. стр. 82. ISBN  978-83-209-0761-2 . Проверено 14 мая 2013 г.
    9. ^ Jump up to: а б с Мария Конопницкая (1971). Переписка . Национальный институт Семья Оссолинских. стр. 391 . Проверено 14 мая 2013 г.
    10. ^ Ян Бакулевский (1978). Мария Конопницкая: материалы . Издатель Школьно-педагогический. стр. 406 . Проверено 14 мая 2013 г.
    11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Музей Марии Конопницкой в ​​Жарновце - История музея» . Muzeumzarnowiec.pl . Проверено 14 мая 2013 г.
    12. ^ Кили Стаутер-Халстед (2004). Нация в деревне: генезис крестьянской национальной идентичности в австрийской Польше, 1848–1914 гг . Издательство Корнельского университета. п. 112. ИСБН  978-0-8014-8996-9 . Проверено 14 мая 2013 г.
    13. ^ Сильвия Палечек; Бьянка Петров-Эннкер (2004). Движения за эмансипацию женщин в девятнадцатом веке: европейская перспектива . Издательство Стэнфордского университета. п. 214. ИСБН  978-0-8047-6707-1 . Проверено 15 мая 2013 г.
    14. ^ Jump up to: а б с Лонгина Якубовская (2012). Покровители истории: дворянство, капитал и политические переходы в Польше . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 141. ИСБН  978-1-4094-5663-6 . Проверено 14 мая 2013 г.
    15. ^ Стивен Кушман; Клэр Кавана; Джахан Рамазани; Пол Рузер (26 августа 2012 г.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики: четвертое издание . Издательство Принстонского университета. п. 1075. ИСБН  978-1-4008-4142-4 . Проверено 14 мая 2013 г.
    16. ^ Мечислав Б. Бискупский (2000). История Польши . Издательская группа Гринвуд. п. 34 . ISBN  978-0-313-30571-9 . Проверено 14 мая 2013 г.
    17. ^ Jump up to: а б Анита Клос. «О переводе Марии Конопицкой « Фаталиты и Темпесте» Ады Негри» . В Магде Хейдель (ред.). Пжеладац, 2 (2010) том 24 – английская версия . Издательство Ягеллонского университета. стр. 113. ISBN  978-83-233-8669-8 . Проверено 14 мая 2013 г.
    18. ^ Илья Призель (13 августа 1998 г.). Национальная идентичность и внешняя политика: национализм и лидерство в Польше, России и Украине . Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН  978-0-521-57697-0 . Проверено 14 мая 2013 г.
    19. ^ Томаш Камуселла (2007). Силезия и центральноевропейский национализм: возникновение национальных и этнических групп в Прусской Силезии и Австрийской Силезии, 1848–1918 гг . Издательство Университета Пердью. п. 170. ИСБН  978-1-55753-371-5 . Проверено 14 мая 2013 г.
    20. ^ Джерри Оутс (2003). «Мария Конопницка и Роберт Эммет». Сеанчас Ардмхача: Журнал Епархиального исторического общества Армы . 19 (2): 136–139. JSTOR   25746924 .
    21. ^ Анита Клос. «О переводе Марии Конопицкой « Фаталиты и Темпесте» Ады Негри» . В Магде Хейдель (ред.). Пжеладац, 2 (2010) том 24 – английская версия . Издательство Ягеллонского университета. стр. 110. ISBN  978-83-233-8669-8 . Проверено 14 мая 2013 г.
    22. ^ Бигалке, Джей, изд. (август 2020 г.). Каталог стандартных почтовых марок Скотта . Том. Б. Сидни, Огайо: Scott Publishing Co., с. 23. ISBN  978-0-89487-593-9 .
    23. ^ «Музей Марии Конопницкой в ​​Сувалках» . Muzeum.suwalki.info. Архивировано из оригинала 7 мая 2008 г. Проверено 14 мая 2013 г.
    24. ^ «Сувалки: открыт памятник Марии Конопницкой» . М.onet.pl. 08.10.2010. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 г. Проверено 14 мая 2013 г.
    25. ^ «Названия планет: Кратер, кратеры: Конопницка на Венере» . Planetarynames.wr.usgs.gov . Проверено 14 мая 2013 г.

    Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    • Бродзка, Алина. Мария Конопницкая , «Повшехна Видза», Варшава, 1975 год.
    • Бакулевский, Ян. По следам жизни и творчества Марии Конопницкой , Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza, Варшава, 1966 год.
    • Г. Борковска, Ruchliwa fala (Мария Конопницка и женский вопрос) , [в:] Мария Конопницка. Голоса о жизни и сочинения к 150-летию со дня его рождения. Варшава 1992 г.
    [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: b16f0a0132ba4b080b85a1fc03a55e05__1721246460
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/05/b16f0a0132ba4b080b85a1fc03a55e05.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Maria Konopnicka - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)