Jump to content

Албанцы в Черногории

Албанцы в Черногории
Албанцы в Черногории
Албанцы в Черногории
Общая численность населения
30 439 этнических албанцев
4,91% населения Черногории (2011 г.) [1]
32 671 человек, говорящих на албанском языке
5,27% населения Черногории (2011 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Черногория
Муниципалитет Улцинь 14,076
Муниципалитет Тузи 7.786
Община Бар 2,515
Муниципалитет Подгорицы 1.752
Муниципалитет Гусинье 1,642
Рожайский муниципалитет 1,158
Муниципалитет Плав 833
Другие муниципалитеты 677
Языки
Албанский , Черногорский
Религия
Суннитское исламское большинство
Римско-католическое меньшинство
Родственные этнические группы
Албанцы , арбереши , арбанаси , арваниты , сулиоты

Албанцы в Черногории ( албанский : Shqiptarët e Malit të Zi ; черногорский : албанцы в Черногории , латинизированный : албанцы в Черногории ) — этническая группа в Черногории албанского происхождения , составляющая 4,91% от общей численности населения Черногории. [1] Это самая крупная неславянская этническая группа в Черногории.

Албанцы особенно сконцентрированы на юго-востоке и востоке Черногории вдоль границы с Албанией в следующих муниципалитетах, включая Улцинь (71% от общей численности населения), Тузи (68%), Гусинье (40%), Плав (9%), Бар (6%). ), Подгорица (5%) и Рожае (5%). [2] [1]

Крупнейшим городом Черногории со значительным албанским населением является Улцинь , где Албанский национальный совет расположен . В 2022 году Дритан Абазович стал первым этническим албанцем, занявшим пост премьер-министра Черногории.

География

[ редактировать ]

Албанцы в Черногории сконцентрированы вдоль албано-черногорской границы в районах, которые были включены в состав Черногории после Берлинского конгресса (1878 г.) и Балканских войн (1912-1913 гг.). На побережье они проживают в муниципалитетах Ульцинь (Улькин) и Бар (Тивар), входивших в состав венецианской Албании . В муниципалитете Бар албанцы также проживают в регионах Края , Меркот и Шестан . Албанские племена и регионы расположены в трансграничном горном регионе Малесия в муниципалитете Тузи , к югу от столицы Черногории Подгорицы , а также исторически населяют большую часть региона Брда , в том числе равнины Зета и Белопавличи . Албанские общины в прошлом также были обнаружены в Старой Герцеговине , Старой Черногории и Приморье . В восточной и северо-восточной Черногории албанцы сконцентрированы в муниципалитетах Плав (Плаве) и Гусинье (Гусия), а меньшая община расположена в муниципалитете Рожае (Рожае). [3] Славянский диалект Гусинье и Плав демонстрирует очень сильное структурное влияние албанского языка. Его уникальность с точки зрения языкового контакта между албанцами и славянами объясняется тем, что большинство славяноязычных жителей сегодняшних Плава и Гусинье имеют албанское происхождение. [4]

В прошлом албанцы присутствовали в значительном количестве в Баре , Подгорице , Спуже , Никшиче , Колашине , а также в Жабляке . Эти общины в основном были изгнаны разными волнами в конце 19 века. [5] [6]

составляло смесь славянских и албанских языков Мусульманское население Санджака (сегодня разделенного между Сербией и Черногорией) в конце девятнадцатого века . Многие говорящие на албанском языке постепенно мигрировали или были переселены в Косово и Македонию, в результате чего в остальной части региона осталось преимущественно славяноязычное население (за исключением юго-восточного угла Санджака, который в конечном итоге стал частью Косово). [7]

Топонимия

[ редактировать ]

Считается, что ряд топонимов в Черногории в конечном итоге произошли от албанского языка или через него. Некоторые случаи включают в себя:

Ряд микротопонимов и названий кланов в Старой Черногории первоначально произошли от албанской ономастики, таких как Гьин, Гьон, Прогон, Леш, Мал и другие, причем некоторые из них: деревня Джинов До в Куче, Джиново Брдо в Цетине, Джинова. Главица в Пьешивцах, деревня Джиновичи в Косиерах, братство Джоновичи в Брчели Црмницы, Лжешанска нахия вместе с ее деревнями Лиешне , Штитари , Гольемади и Прогоновичи , деревня Лешев Ступ и топоним Малошин до в Белице, деревня Арбанас в Чеклине. [19] [20]

Античность

[ редактировать ]

Название племени Labeatae , впервые засвидетельствованное во II веке до нашей эры, образовано частицей Lab- , которая часто встречается в ономастической области южного Иллирия , и общим иллирийским суффиксом -at(ae) . Частица Лаб- представляет собой метатезу от Алб- > Лаб- , что само по себе могло быть связано с появлением этнонима албанцев в той же местности. [21]

Средневековая эпоха

[ редактировать ]

В документе, предположительно датированном 1202 годом, упоминается правитель по имени Владислав, который предоставил Враньинскому монастырю землю и другие уступки, среди которых запретил албанцам использовать эти земли для выпаса скота или поселения. Документ 1220 года, изданный монахиней Еленой , дарует Враньинскому монастырю определенные дары и запрещает использование церковной земли знатью, будь то сербы, латиняне, албанцы или влахи. [22] Различные албанские пасторальные миграционные общины ( катун ), в которые входили такие группы, как Матаруже , Мугоша , Макуре , Мэн , Малонсичи , Кричи и, возможно, Лужани , начиная примерно с 12-го и 13-го веков, иммигрировали через Зету , поселившись в Черногории и вплоть до Река Неретва. [23] [24] Албанские катуны задокументированы в районе Тары в 1278 году. [25] В районе современного Чеклина поселение Арбанас упоминается в 1296 году в письме короля Милютина . [26] В том же году документ, выданный Стефаном Милютиным, передает село Кучи Орахово и 100 овец Враньинскому монастырю. В нем Милутин также приказывает местным жителям, будь то славяне, латиняне, албанцы или влахи, платить ему дань в размере 100 человек . [27]

В средние века албанцы в современной Черногории жили в высокогорье Малесия - Брда (оба термина означают высокогорье ), вокруг озера Скодра и на побережье в районе, известном как Албания Венета . Тузи , ключевое сегодня албанское поселение, упоминается в 1330 году в Дечанских хризобуллах как часть албанского ( арбанаса ) катуна (полукочевой пастушеской общины) Ллеша Тузи ( в оригинале Льеса Тузи ), на территории, простирающейся к югу от современного Муниципалитет Тузи вдоль Скадарского озера до деревни недалеко от современного Коплика . В этот катунд входило множество общин, которые позже сформировали свои отдельные общины: Речи и его сыновья, Матагуши , Бушати и его сыновья, Пьетер Сума и Пьетер Кучи, первый известный предок Кучи . [28] В хризобулах 1330 года племя Хоти впервые упоминается в Хотиной горе (горах Хоти) в районах Плав и Гусинье в бассейне реки Лим . [29] Среди жителей Лужани албанские антропонимы, такие как Гьон , Леш , Прогон и Мурик, упоминаются в хризобулах Дечани 1330 года. [30]

Некий Николай Закария впервые упоминается в 1385 году как полководец рода Балшичей и губернатор Будвы в 1363 году. [31] Это считается первым свидетельством члена знатного албанского рода Захария . [32] После более чем двадцати лет лояльности Николай Закария восстал в 1386 году и стал правителем Будвы. Однако к 1389 году Журадж II Балшич отбил город. [31]

Начиная с 15 века, наступил период албанского пиратства, продолжавшийся до 19 века. Эти пираты базировались в основном в Улцине , но встречались и в Баре . [33] В этот период албанские пираты грабили и совершали набеги на корабли, в том числе венецианские и османские , нарушая экономику Средиземноморья и вынуждая османские и европейские державы вмешаться. Некоторые лидеры пиратов из Улциня, такие как Лика Чени и Хаджи Алия , были хорошо известны в этот период. У Порты были такие проблемы с албанскими пиратами, что им дали « нам-и хумаюн » («императорские буквы»). [34] двусторонние соглашения по урегулированию вооруженных конфликтов. [35] Пираты Ульциня, известные по -итальянски как lupi di mare Dulcignotti ( алб. морские волки Ulqinakë , «ульцинские морские волки»), [36] считались самыми опасными пиратами Адриатики . [37]

В средние века области Црмница ( Кучева ) и Мркоевичи ( Меркоти ) демонстрируют сильный симбиоз славянского и албанского населения. [14] Во второй половине 15 века за славянскими антропонимами Црмница и Мркоевич часто следовал албанский суффикс -за . Это явление не встречается в такой широко распространенной форме ни в одном другом районе Черногории. Это интерпретируется как результат постепенного, многовекового принятия славянской культуры албаноязычным населением. [38] Мркоевичи, в частности, могут служить примером перехода албаноязычного населения к славяноязычному. [39] В 1496 году Джурад Црноевич упоминает дворянина Радована Лъшевича (Льешевича) в районе Льешанска Нахия , а его жителей - как Льшнане (Лешнане). [15]

Османский период

[ редактировать ]
Страница из Мешари .

Мешари (по-албански «Миссал»), самая старая изданная книга на албанском языке, была написана Гьоном Бузуку , католическим албанским священнослужителем в 1555 году. Гьон Бузуку родился в деревне Ливари в Краине (Крайе по-албански) в районе Бара . [40]

В 1565 году Кельменди восстали против османов и, судя по всему, сделали это вместе с Кучи и Пипери. [41] [42] В 1597 году племена кельменди, кучи, пипери и белопавличи и никшичи подняли восстание во главе с воеводой Грданом . [43]

В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ племена Васоевичи, Кучи, Белопавличи, Пипери, Кастрати, Келменди, Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. С целью избавиться от османов с албанских территорий. [44] [45]

В Конвенции 1614 года в Кучи приняли участие 44 лидера, в основном из северной Албании и Черногории, чтобы организовать восстание против османов и попросить помощи у папства. [46] [47] В том же году кельменди вместе с племенами Кучи, Пипери и Белопавличи направили письмо королям Испании и Франции, в котором утверждалось, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [48] [49]

В 1658 году семь племен Кучи, Васоевичи, Братоножичи, Пипери, Клименти, Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой , установив так называемое «Семикратное знамя» или «алай-барьяк» против османов. [50]

Францисканский . отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы аккультурации некоторых албанских племен в Брде Его автор пишет, что Братоножичи (Братониши), Пипери (Пипри), Белопавличи (Палабардхи) и Кучи (Кучи): « nulla di meno essegno quasi tutti del rito serviano, e di lingua Illrica ponno piu presto dirsi Schiavoni, ch' Albanesi » (так как почти все они используют сербский обряд и иллирийский (славянский) язык, то вскоре их следует называть славянами, а не албанцами) [51]

В 1685 году племя Майджани участвовало в битве при Вртиельке на стороне венецианцев. Битва закончилась поражением. [52] Известие о битве было записано в Риме 27 мая 1685 года: «два отважных лидера, один по имени Баджо, друг капитана Янко, а другой, капитан Вукович Арбанас, погибли»; источник утверждает, что поражение произошло из-за предательства черногорцев в бою. [53]

В 1688 году племена Кучи , Кельменди и Пипри восстали и захватили город Медун , отразив 2 османских контрнаступления и захватив при этом много припасов, прежде чем отступить. [54]

В 1700 году, после Великого переселения сербов , кельменди и кучи и другие племена, такие как шкрели из Руговы, обосновались в районе Рожае и соседнем городе Тутин в Сербии. Шала Красники , Гаши и . также переселились в этот регион [55] [56] [57]

в Считается, что народ арбанаси Задарском регионе произошел от албанских католиков, жителей региона Шестан , в частности, из деревень Бриска (Бриск), Шестан (Шестан), Ливари (Ляре) и Поди (Под), поселившихся область Задара в 1726–27 и 1733 годах по решению архиепископа Задара Вико Змаевича с целью заселения земель. [58]

Полунезависимый албанский Пашалик

[ редактировать ]
На пике своего развития во время правления Кара Махмуда Бушати Шкодерский пашалик контролировал большую часть Черногории.

Период полунезависимости Албании начался в 1750-х годах с приходом независимых албанских пашей. В 1754 году будет основан автономный албанский Пашалик семьи Бушати с центром в городе Шкодра, названном Пашалик Шкодерский .Семья Бушати первоначально доминировала в регионе Шкодер через сеть союзов с различными горными племенами. Кара Махмуд Бушати попытался создать независимое княжество de juro и расширить земли, находящиеся под его контролем, натравливая Австрию и Россию на Блистательную Порту. В 1785 году войска Кара Махмуда напали на территорию Черногории , и Австрия предложила признать его правителем всей Албании, если он объединится с Веной против Блистательной Порты. Воспользовавшись случаем, Кара Махмуд в 1788 году отправил султану глав австрийской делегации, и османы назначили его губернатором Шкодера. Однако когда он попытался отобрать земли у Черногории в 1796 году, он потерпел поражение и был убит в засаде на севере Черногории. На пике своего развития в период правления Кара Махмуд Бушати охватывал большую часть Албании, большую часть Косово, западную Македонию, юго-восточную Сербию и большую часть Черногории. Пашалик [59] [60] Пашалик был распущен в 1831 году.

Британская писательница Ребекка Уэст посетила город Колашин в 1930-х годах, где узнала, что в 18 веке албанцы-католики и православные черногорцы жили в мире. Однако в 1858 году несколько черногорских племен напали на город и убили всех жителей, которые сохранили свою албанскую идентичность или были мусульманами. [61]

Национальное пробуждение

[ редактировать ]

26 октября 1851 года вождь арнаутов Гьонлек из Никшича путешествовал с 200 арнаутами, которому было поручено защищать интересы османских албанцев. Они подверглись нападению черногорских войск из Гацко. 11 ноября 1851 года черногорские войска численностью 30 человек переправились через реку Морача и атаковали албанскую османскую цитадель под командованием Селима Аги с участием 27 человек. Пятеро были убиты и четверо ранены, а раненый Селим Ага отступил в свой дом. На следующее утро он вернулся, чтобы противостоять черногорцам. Паша Скутари немедленно начал собирать войска. [62]

Призренская лига

[ редактировать ]

В 1877 году Никшич был аннексирован черногорцами в соответствии с Берлинским договором. [63] [64] Американский писатель Уильям Джеймс Стиллман (1828-1901), путешествовавший в то время по этому региону, пишет в своей биографии о черногорских войсках, которые по приказу принца начали артиллерийскую бомбардировку крепости Студеница в Никшиче. Внутри крепости находилось около 20 албанских низамов, которые сопротивлялись, и когда стены проломились, они сдались и спросили Стиллмана, собираются ли они быть обезглавленными. Албанец, сопровождавший Стиллмана, перевел его слова, заявив, что их не собираются убивать, и албанцы это отпраздновали. [65] Вскоре после заключения договора черногорский князь начал изгнание албанцев из Никшича. Жабляк и Колашин, бежавшие затем в Турцию , Косово ( Приштина ) [6] и Македония . [66] Перед изгнанием черногорские войска также грабили албанцев. [67] После падения Никшича князь Николай I написал стихотворение о победе. [68] После территориальной экспансии Черногории в сторону османских территорий в 1878 году албанцы впервые стали гражданами этой страны. Албанцы, получившие черногорское гражданство, были мусульманами и католиками и жили в городах Бар и Улцинь , включая их окрестности, на берегу реки Бояна и берегу Скадарского озера , а также в Затриебаче . [69]

Малесорс в битве при Ржанице

Накануне конфликта между Черногорией и османами (1876–1878) значительная часть албанского населения проживала в Санджаке Ишкодры. [70] В последовавшей за этим черногорско-османской войне сильное сопротивление черногорским войскам в городах Подгорица (большинство населения в то время было мусульманское, значительная часть - албанцы) и Спуж сопровождалось изгнанием их албанского и славянского мусульманского населения, переселившегося в Шкодер . [71] Это население переселилось в город Шкодер и его окрестности. [72] [73] Меньшее албанское население, состоящее из богатой элиты, добровольно уехало и переселилось в Шкодер после присоединения Улциня к Черногории в 1880 году. [73] [72]

31 января 1879 года черногорский учитель Щепан Мартинович сообщил правительству Цетине , что мусульмане Никшича желают открыть школу. [74] Османы открыли школы в Никшиче, среди других соседних регионов, в 17 и 18 веках. [75]

В 1879 году Зенел Ахмет Демуши из племени Гегисени сражался с 40 членами семьи против черногорских войск под предводительством Марко Мильянова в Никшиче. [76] Конфликт обострился в 1880 году, когда албанские иррегулярные формирования под командованием Али Паша Гусии сражались против черногорских войск под командованием брата Марко Мильянова, Теодора Милянова. Битва длилась пять часов, согласно письмам, написанным двумя местными албанцами из Шкодера , участвовавшими в битве. . [77]

Али-паша Гусия с другими членами Призренской лиги

Битвы за Плав и Гусинье — вооруженные конфликты между Черногорским княжеством и нерегулярными османскими армиями (проосманско-албанской Призренской лигой ), вспыхнувшие после решения Берлинского конгресса (1878 г.) о том, что территории Плава и Гусинье (части бывшего вилайета Скутари ) будет передана Черногории. Конфликты происходили на этой территории с 9 октября 1879 г. по 8 января 1880 г. Были следующие сражения: атаки Велики (9 октября – 22 ноября 1879 г.), битва при Новшиче (4 декабря 1879 г.) и битва при Мурино (8 январь 1880 г.). Некоторые из участников сражений стали выдающимися, например, Якуп Ферри из Плава, действия которого в 1879 году сделали его героем албанской народной поэзии вместе с Али-пашой Гусия . [78]

В 1880 году произошла битва в районе Кодра-э-Куке, недалеко от Улциня, между османскими войсками Дервиша-паши и албанскими иррегулярными формированиями. Территория Улциня была передана Черногории османами после того, как албанцы ранее боролись против аннексии Хоти и Груде. [79] Вместо этого великие державы оказали давление на османов, чтобы те передали территорию Улциня, но и здесь албанцы отказались. В конце концов великие державы вынудили османов принять меры против Призренской лиги, положив конец сопротивлению и успешно передав город Улцинь Черногории. [80] [81]

В 1899 году правительство Черногории арестовало албанцев в Никшиче и Даниловграде из-за опасений, что Малешори нападут на младотурков в регионе, и пленников продержали в тюрьме более шести месяцев. [82]

Албанцы в Цетине , Черногорское княжество , 1906 год.

Министерство иностранных дел Болгарии составило отчет о пяти казах (районах) санджака Нови-Пазара в 1901–02 годах. Согласно болгарскому отчету, каза Акова и Колашин были почти полностью населены албанцами .В каза Аково было 47 албанских деревень, в которых было 1266 дворов, тогда как сербы проживали в 11 деревнях, в которых было 216 дворов. [83] В городе Акова (Биело-Поле) проживало 100 албанских и сербских домохозяйств.В казане Колашина было 27 албанских деревень с 732 дворами и 5 сербских деревень с 75 дворами. В административном центре каза, Шаховичи , насчитывалось 25 албанских дворов. [84]

Flamuri i Liris — флаг, поднятый в Дечике Дедом Гьо Лули 6 апреля 1911 года.

24 марта 1911 года в Малезии вспыхнуло албанское восстание . Во время одного из сражений, битвы при Дечике (6 апреля), албанский флаг был поднят впервые за более чем 400 лет на горе Дечик недалеко от Тузи. Его воздвиг Дед Гьо Лули на вершине Братилы после победы. Фраза «Таш о vllazën do t'ju takojë të shihni atë që për 450 vjet se ka pa kush» («Теперь, братья, вы заслужили право увидеть то, что было невидимым в течение 450 лет») была приписана Деду Гьо Лули более поздние воспоминания тех, кто присутствовал при поднятии флага. [85] Это был один из трех знамен, привезенных в Малезию Палоке Трабойни, студенткой из Австрии. Два других знамени использовали Уйка из Груды и Преле Лука из Триепши . [86]

11 мая Шефкет Тургут-паша издал общую прокламацию, в которой объявил военное положение и предложил амнистию всем повстанцам (за исключением вождей Малесора), если они немедленно вернутся в свои дома. [87] После того, как османские войска вошли в этот район, Точчи бежал из империи, оставив свою деятельность. [87] Три дня спустя он приказал своим войскам снова захватить Дечича. [88] Шестьдесят албанских вождей отвергли заявление Тургут-паши по поводу их встречи в Подгорице 18 мая. [89] После почти месяца ожесточенных боев повстанцы оказались в ловушке, и их единственным выбором было либо умереть в бою, либо сдаться, либо бежать в Черногорию. [90] Большинство повстанцев предпочли бежать в Черногорию, которая стала базой для большого количества повстанцев, решивших напасть на Османскую империю. [91] Исмаил Кемаль-бей и Тиранли Джемаль-бей отправились из Италии в Черногорию в конце мая и встретились с повстанцами, чтобы убедить их принять националистическую программу, что они в конечном итоге и сделали. [92] [93]

Копия меморандума Греции (1911 г.)

После боя по инициативе Исмаила Кемали [94] 23 июня 1911 года в деревне в Черногории (Герче) состоялось собрание вождей восстания, на котором был принят «Меморандум Герче». [95] ) с их просьбами как к Османской империи , так и к Европе (в частности, к Великобритании). [96] Этот меморандум подписали 22 албанских вождя, по четыре от каждого племени Хоти, Груде и Шкрель, пять из Кастрати , три из Клементи и двое из Шале. [97]

Резня Плав-Гусинье (1912–1913 гг.) произошла в период с конца 1912 года по март 1913 года на территории современных муниципалитетов Плав и Гусинье и прилегающих территорий. Более 1800 местных жителей, в основном албанцы-мусульмане, из этих двух регионов были убиты, а 12 000 были вынуждены принять православие военной администрацией, поставленной под контроль этих регионов Королевством Черногория, которое аннексировало их во время Первой Балканской войны. [98] [99]

После Балканских войн в состав Черногории вошли новые территории, населенные албанцами. Затем Черногория получила часть Малесии , соответственно Хоти и Груду , с Тузи в качестве центра, Плавом , Гусинье , Ругово , Пеей и Гьяковой . [69] Во время Первой мировой войны албанские иммигранты из Никшича, изгнанные в Цетинье, отправили Исе Болетини письмо , в котором говорилось, что они рискуют умереть с голоду, если он не отправит им деньги на еду. [100]

26 мая 1913 года делегация главных семей Хоти, Груда, Келменди, Шкрели и Кастрати встретилась с адмиралом Сесилом Берни международного флота и подала петицию против аннексии Хоти и Груды Черногорией. Делегация предупредила, что военные действия возобновятся, если эти районы не останутся «полностью албанскими». [101]

Во время Первой мировой войны местный албанский кади Байрам Балота организовал отряд нерегулярных формирований на территории, контролируемой Австро-Венгрией в Черногории, вокруг Беране и Рожае , где его солдаты и союзники преследовали и убивали православных черногорцев. Его движение было распущено после поражения от австро-венгерских солдат 18 июня 1918 года. [102]

Ввод черногорской армии в 1912-13 и югославской армии после 1919 в Плав-Гусинье сопровождался репрессивной политикой против местного населения. Албанское восстание, которое позже стало известно как Плавское восстание, поднялось в районах Рожае, Плав и Гусинье, борясь против включения Санджака в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . [103] [104] [105] В результате во время второй оккупации Рожае сербской армией , которая произошла в 1918–1919 годах, семьсот албанских граждан были убиты в Рожае. В 1919 году сербские войска атаковали албанское население в Плаве и Гусинье, которое обратилось за защитой к британскому правительству. После подавления восстания было убито около 450 местных мирных жителей. [106] Эти события привели к большому притоку албанцев, мигрирующих в Албанию . [107] [108]

С созданием Королевства сербов, хорватов и словенцев после Первой мировой войны албанцы в Черногории подверглись дискриминации. Положение несколько улучшится в Югославии Тито . В середине двадцатого века в Черногории проживало 20 000 албанцев, и к концу века их число вырастет. К концу 20 века численность албанцев начала сокращаться в результате иммиграции. [69]

Во время Второй мировой войны силы четников , базирующиеся в Черногории, провели серию операций этнической чистки против мусульман в регионе Бихор . В мае 1943 года около 5400 албанских мужчин, женщин и детей в Бихоре были убиты силами четников под командованием Павле Джуришича . [109] Затем известные люди региона опубликовали меморандум и объявили себя албанцами. Меморандум был отправлен премьер-министру Экрему Либохову , которого они попросили вмешаться, чтобы регион мог быть объединен с Албанским королевством. [110] В том же году был создан полк «самообороны» полиции СС «Санджак» , сформированный путем объединения трех батальонов албанских коллаборационистских войск с одним батальоном санджакского мусульманского ополчения . [111] [112] Ее лидером был Сулейман Пачарис . [113] исламский священнослужитель албанского происхождения. [114]

Весной 1945 года в конце марта или начале апреля 1945 года в Баре, муниципалитете в Черногории, в конце Второй мировой войны произошла резня неизвестного числа преимущественно этнических албанцев из косовских югославских партизан. Югославские источники оценивают число жертв в 400 человек. [115] в то время как албанские источники оценивают цифру в 2000 убитых только в Баре. [116] По словам хорватского историка Любицы Штефана , 1 апреля партизаны убили 1600 албанцев в Баре после инцидента у фонтана. [117] Есть также сообщения о том, что среди жертв были молодые мальчики. [118] После резни югославский коммунистический режим немедленно залил это место бетоном и построил на месте братской могилы аэропорт. [118]

Современный период

[ редактировать ]

26 ноября 2019 года в Албании произошло землетрясение . В Черногории албанцы из Улциня участвовали в крупной операции по оказанию помощи, отправляя такие предметы, как еда, одеяла, подгузники и детское молоко, через местную гуманитарную организацию Аманети и в Тузи в рамках усилий по сбору средств. [119]

По состоянию на 2022 год албанцы из Черногории были представлены многочисленными албанско-американскими ассоциациями, а именно Албанско-американской ассоциацией Улькина ; которые благодаря общественным и гуманитарным инициативам смогли стать маяком для всех албанцев с наследием в Черногории.

Демография

[ редактировать ]
Черногорские поселения с албанским населением (2011 г.)

Албанцы в Черногории расселены в юго-восточной и восточной частях страны. Муниципалитет Улцинь , состоящий из Улциня ( албанский : Ulqin) с окрестностями и региона Ана-э-Малит, а также недавно сформированного муниципалитета Тузи , являются единственными муниципалитетами, где албанцы составляют большинство (71% и 68% населения соответственно). Большое количество албанцев также проживает в следующих регионах: Бар (Тивар) и Скадарская Краина (Края) в муниципалитете Бар (2515 албанцев или 6% населения), Плав (Плаве) и Гусинье (Гучи) в муниципалитете Плав (2475 человек). или 19%) и Рожае (Рожайе) в Рожайском муниципалитете (1158 или 5%). [1]

Крупнейшим албанским поселением является Улцинь , за ним следует Тузи .

Муниципалитеты с албанским большинством

[ редактировать ]

Из 24 муниципалитетов страны в двух проживают этнические албанцы.

Эмблема Муниципалитет Область
км 2 (кв. миль)
Поселения Население (2011 г.) Мэр
Общий %
Улцинь
Улцинь
255 км 2 (98 квадратных миль) 41 19,921 70.66% Омер Байрактари ( УРА )
Мы знаем
Соль
236 км 2 (91 кв. миль) 37 12,096 68.45% Ник Гьелошай ( AA )
2 78 32,017

Антропология

[ редактировать ]

Албанцы в Черногории – геги .

Албанские племена XV-XVI веков на территории современной Черногории.

Исторические албанские племена, существующие в Черногории до современной эпохи: Хоти , Груда , Триеши , Коя . [120] [ нужна полная цитата ]

Другие албанские племена также существовали в прошлом, но либо образовали другие племена, либо ассимилировались с соседним славянским населением. Примеры включают Матаруже и Шпанье в Старой Герцеговине , Кричи в районе Мойковаца , Криети и Памалиоти вокруг города Улцинь, Махине над Будвой , Гольемади в Старой Черногории , а также племена, населявшие территорию Брды, в том числе Бытадоси , Букумири , Малоншичи. , Макуре , Матагузи , Дрекаловичи , Какаррики , Мугоша , Рогами , Кучи , Пипери , Братоножичи , Васоевичи и Белопавличи , последние пять теперь идентифицируют себя как славяне. Племенная община Чеклин Горнячи имеет частичное албанское происхождение: два братства-основателя имеют происхождение по материнской линии от Пипери, а по отцовской линии - от Кельменди ( ) и Пипери ( Доньячи ). [121] Лужани жители верхней долины Зеты, среди которых также были обнаружены распространенные албанские антропонимы. По крайней мере частично они были албанцами по происхождению, и Храбрак предположил, что они могли быть недавними иммигрантами из Албании. [24] Некоторые ученые, такие как Теа Мэйхью и Мари-Жанин Калич, также считают, что Паштровичи были албанским племенем. [122] [123] Племя риджани, судя по всему, было преимущественно романизированным народом, тем не менее среди них встречаются и албанские имена, как это было в случае с одним из их вождей, катунаром Шимраком . [124] Название Никшичи , по-видимому, произошло от уменьшительного албанского Niksh плюс славянского суффикса . [125]

Культура

[ редактировать ]
Справа : Традиционная женская одежда из Грудэ.
Слева : Традиционная мужская одежда Крае.

Черногорская албанская культура в этом регионе тесно связана с культурой албанцев Албании и города Шкодера в частности. Их албанский языковой диалект — гегский , как у албанцев Северной Албании .

По переписи 2003 года 73,86% албанцев, проживающих в Черногории, были мусульманами, а 26,13% — католиками . [126] Религиозную жизнь албанцев-мусульман организует Исламская община Черногории , в которую входят не только албанцы, но и другие мусульманские меньшинства Черногории. [127] Албанцы-католики, обычно проживающие в Шестани , Малесии , а также некоторых муниципалитетах Бар и Улцинь, являются членами Римско-католической архиепархии Бара , членами которой являются в основном албанцы, но в которую также входит небольшое количество славян. Нынешний архиепископ Ррок Гьонлешай — этнический албанец. [127]

В средние века восточно-православные албанцы также населяли Черногорию, например, Махине недалеко от Будвы, местом сбора которой был монастырь Подмаине , и Матагужи к югу от Подгорицы, лидеры которой в 1468 году пожертвовали монастырю Враньина земельный участок между Риека Плавница и Карабеж на берегу Скадарского озера. [128]

Албанцы в Черногории говорят на гегском албанском проживает 32 671 человек диалекте, а именно на северо-западном варианте, при этом, по данным переписи 2011 года, на албанском языке (или 5,27% населения). [1]

Согласно статье 13 Конституции Черногории , албанский язык (наряду с сербским , боснийским и хорватским ) является официально используемым языком, официально признанным языком меньшинства. [129]

Лахута албанцами используется албанских Черногории для пения эпических песен или песен воинов-пограничников . Эта практика была особенно распространена в Малесии , хотя она также практиковалась и в других регионах, таких как Санджак с бардом Авдо Меджедовичем . [130] Яхья бек Дукаджини , один из самых известных диванных поэтов XVI века, был албанцем из Плевля .

Образование

[ редактировать ]

Правительство Черногории обеспечивает образование на албанском языке в местных начальных и средних школах. , есть один факультет, В Университете Черногории , расположенном в Подгорице который ведется на албанском языке, а именно факультет педагогического образования . [69]

Политика

[ редактировать ]

Политические деятели начала 20 века, имевшие значительную активность в албанской общине Черногории, - это Исмаил Никочи , мэр Гусинье, и Аган Коя , имам Плава. Никочи боролся против аннексии Плав-Гусинье Югославией в 1919 году, повышая осведомленность о правах албанских беженцев, покинувших этот район. Коджа, ставший более известным после убийства Никочи, возглавлял группу качаков , сражавшихся против югославской армии на албанско-югославском приграничье. Кафо Бег Улькини был избран первым мэром Улциня , родившимся в Албании , где он занимал этот пост в течение двух десятилетий до своего назначения регентом Албанского королевства в 1944 году. [131] Лидером движения Качак в Рожае, Колашине и Бихоре был Юсуф Мехонья , член Комитета Косово , среди других таких, как Хусейн Бошко, Фериз Саллку и Рек Бишева. [132] [ нужна страница ] [133]

Первой политической партией, созданной албанцами в этой стране, является Демократическая лига Черногории , основанная Мехметом Барди в 1990 году. Большинство албанцев поддерживают интеграцию страны в ЕС : во время референдума о независимости Черногории в 2006 году , в муниципалитете Ульцинь, где в то время проживали албанцы. составляли более 72% населения, 88,50% избирателей проголосовали за независимую Черногорию. В целом голосование албанского меньшинства обеспечило отделение страны от Сербии и Черногории . [134]

В 2008 году был создан Албанский национальный совет ( албанский : Këshilli Kombëtar i Shqiptarëve , абб . ККШ) для представления политических интересов албанской общины. Нынешним председателем ККШ является Генджи Ниманбегу.

В 2022 году Дритан Абазович стал первым этническим албанцем, занявшим пост премьер-министра Черногории.

Выдающиеся личности

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и «Перепись населения, домашних хозяйств и жилищ в Черногории 2011 г.» [Перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда в Черногории 2011 г.] (PDF) (Пресс-релиз) (на сербско-хорватском языке). Статистическое управление, Черногория. 12 июля 2011 года . Проверено 30 марта 2011 г.
  2. ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло (1999). Мировая музыка: приблизительный путеводитель. Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. п. 5 . ISBN  978-1-85828-635-8 . Проверено 13 июля 2013 г. Большинство этнических албанцев, живущих за пределами страны, являются гегами, хотя есть небольшая популяция тосков, сгруппированная вокруг берегов озер Пресп и Охрид на юге Македонии.
  3. ^ Моррисон 2018 , с. 66
  4. ^ Мэтью С., Кертис (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. п. 140.
  5. ^ Албания: от анархии к балканской идентичности ; Миранда Викерс и Джеймс Петтифер, 1999 г. ISBN   1-85065-279-1 ; п. 181
  6. ^ Перейти обратно: а б Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 229. ИСБН  978-0-333-66612-8 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  7. ^ Драгостинова, Феодора; Хашамова, Яна (20 августа 2016 г.). За пределами мечети, церкви и государства: альтернативные повествования о нации на Балканах . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN  978-963-386-135-6 .
  8. ^ Эйхлер, Эрнст; Хилти, Джерольд; Леффлер, Генрих; Стегер, Хьюго; Згуста, Ладислав (2008). Исследование имен / Исследования имен / Les noms propres. 1-я половина тома . Вальтер де Грюйтер. п. 718. ИСБН  978-3110203424 .
  9. ^ Уилкс, Джон (1992). Иллирийцы . Уайли. п. 244. ИСБН  9780631146711 . «Названия отдельных народов, возможно, образовались аналогичным образом: Таулантии от слова «ласточка» (ср. албанское таландуше) или Эрчелей («люди-угри») и Челидони («люди-улитки»). Названия дельматов кажутся связанными. с албанским словом «овца» delmë), а у дарданцев со словом «груша» (dardhë), некоторые топонимы, по-видимому, имеют сходное происхождение, в том числе Олциниум (Ульцинь от «волк» (ukas), хотя древние предпочитали связь с словом «волк» (ukas). Чолхида».
  10. ^ Бирнбаум, Хенрик; Пухвель, Яан (1963). «Позиция албанца». Древние индоевропейские диалекты . Издательство Калифорнийского университета. п. 108.
  11. ^ Гаши, Скендер (2015). ОНОМАСТИКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫМЕРШИХ И АКТУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ КОСОВА . АШАК. п. 245.
  12. ^ Уэст, Ребекка (2007). Черный Ягненок и Серый Сокол . Пингвин. ISBN  978-1-101-04268-7 . Проверено 24 декабря 2019 г.
  13. ^ Труды Матицы Сербской по филологии и лингвистике . Матица. 1994, с. 498 . Проверено 6 мая 2013 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Милан Шуффле (2000). Избранные политические сочинения . Матица хорватская. стр. 218. ISBN  9789531502573 . Проверено 20 марта 2020 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Попович, Мария; Малджа-Имами, Наилье Р. (2021). «Албанизмы в сербском и македонском языках» . Социальные и гуманитарные науки . 4 . Государственный университет Нови-Пазара: 97.
  16. ^ Исмаджли 2015 , с. 474.
  17. ^ Катич 1976 , стр. 186.
  18. ^ Демирадж 2006 , с. 148.
  19. ^ Попович, Мария; Малджа-Имами, Наилье Р. (2021). «Албанизмы в сербском и македонском языках» . Социальные и гуманитарные науки . 4 . Государственный университет Нови-Пазара: 96–97.
  20. ^ Гаши, Скендер (2014). Албанские имена в XIII-XV веках в свете сербских церковных ресурсов . ТЕНДА. стр. 44–45.
  21. ^ Боэглин 1968 , с. 321.
  22. ^ Гаши, Скендер (2014). Албанские имена в XIII-XV веках в свете сербских церковных ресурсов . ТЕНДА. п. 34.
  23. ^ Имами, Петрит (2000). Сербы и албанцы на протяжении веков, I (2-е изд.). КВС с. 501. Некоторые ученые сходятся во мнении, что в XII и XIII веках и позже «арбанские пастушеские группы» иммигрировали через Зету вплоть до Неретвы (племена Матаруга, Мугоша, Макуре, Мэн, Малончичи, Лужани, Кричи, Бурмази, Журовичи, Мириловичи и др.)
  24. ^ Перейти обратно: а б Храбрак, Богумил (1981). Ветвление катунов и создание катунских групп, т. е. племен на территории бывшей Герцеговины (XIII-XV вв.) . Титоград: КАНУ. п. 184. Однако зачастую это предыдущее население имело арбанское происхождение (Матаруге, Мугоше, Матуре, Лужани, Кричи). Однако даже несмотря на этот более старый слой, следует предположить, что они являются иммигрантами из сегодняшней Албании. Есть еще свидетельства того, что в XII и XIII веках и позже пастушеские группы из Арбаны иммигрировали через Зету вплоть до Неретвы.
  25. ^ Имами, Петрит (2000). Сербы и албанцы на протяжении веков, I (2-е изд.). КВС с. 501. Известно, что в 1278 г. на Таре были "Арбананские отряды".
  26. ^ Павлович, Срджа (2008). Балканский аншлюс: аннексия Черногории и создание единого южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. п. 30. ISBN  978-1557534651 . Проверено 27 марта 2020 г.
  27. ^ Гаши, Скендер (2014). Албанские имена в XIII-XV веках в свете сербских церковных ресурсов . ТЕНДА. п. 35.
  28. ^ Пулаха 1975 , стр. 94–95.
  29. ^ Ахметадж 2007 , с. 170.
  30. ^ Гаши, Скендер (2014). Албанские имена в XIII-XV веках в свете сербских церковных ресурсов . ТЕНДА. п. 48.
  31. ^ Перейти обратно: а б Файн 1994 , с. 392.
  32. ^ Анамали 2002 , с. 268.
  33. ^ Малькольм, Ноэль (2015). Агенты имперских рыцарей, корсаров, иезуитов и шпионов в Средиземноморском мире шестнадцатого века (PDF) . Издательство Оксфордского университета. п. 149. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2016 г. Проверено 4 апреля 2019 г.
  34. ^ Мария Пиа Педани. Османско-венецианская граница (15-18 вв.). п. 46
  35. ^ Габор Агостон; Брюс Мастерс (2010). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 22. ISBN  9781438110257 .
  36. ^ «Могила Мары, черноевики и албанцы в средние века» . Konica.al . 10 августа 2019 г.
  37. ^ Бич, Фредерик Конверс; Райнс, Джордж Эдвин (1903). Американа: универсальная справочная библиотека, включающая искусство и науку, литературу, историю, биографию, географию, торговлю и т. д. мира . Нью-Йорк: Отдел сбора данных Scientific American . Проверено 18 ноября 2019 г. Дульчиньо, доол-ченье, Черногория, небольшой портовый город на Адриатике. Жители, ранее известные под именем Дульсиньотты как самые опасные пираты Адриатики, теперь занимаются торговлей или рыболовством на реке Бояна. Поп. 5102.
  38. ^ Пулаха, Селами (1972). «Албанский элемент по ономастичности провинций санджака Шкодера [Албанский элемент ввиду антропонимии санджака Шкодера]» . Исторические исследования : 84–5 . Проверено 18 марта 2020 г.
  39. ^ : Мэтью С., Кертис (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. п. 140. С другой стороны, есть некоторые районы, особенно в Черногории, где албаноязычное население перешло на славяноязычное, например, племена пипери и кучи, славянское мусульманское население в Плаве/Плаве и Гусинье/Гусии. , и, возможно, с Мрковичем.
  40. ^ Игла, Биргит; Борецкий, Норберт; Штольц, Томас (24 октября 2001 г.). Что еще я хотел сказать . Издательство Академии. п. 43. ИСБН  978-3-05-003652-6 . Проверено 8 июля 2011 г.
  41. ^ Элси 2015 , с. 28.
  42. ^ Станоевич и Васич 1975 , стр. 97.
  43. ^ Элси 2015 , с. 47.
  44. ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
  45. ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
  46. ^ Документы XVI-XVII веков по истории Албании (на албанском языке). Академия наук РПС Албании, Институт истории. 1989. с. 9 . Проверено 4 апреля 2020 г.
  47. ^ Исторические исследования (на албанском языке). 1967. с. 127 . Проверено 4 апреля 2020 г.
  48. ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. страница 41 . Проверено 19 ноября 2011 г.
  49. ^ Ламбертц, Максимилиан (1959). Научная деятельность в Албании в 1957 и 1958 годах . Юго-восточные исследования. С. Хирзель. п. 408 . Проверено 19 ноября 2011 г.
  50. ^ Мифологический сборник . Центр мифологических исследований Сербии. 2004 стр. 24, 41–45.
  51. ^ Рамай, Альберт. Poeta nascitur, Historicalus Fit - Ad Honorem Zef Mirdita (PDF) . п. 132. Примечательно, что францисканский текст ок. XVII, после утверждения, что племена Пайпер, Братониш, Белопавлик и Куч были албанскими, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому (православному) обряду и используют иллирийский (славянский) язык, очень скоро будут называться славян больше, чем албанцев... Ma favellando delle quattro Populationi de Piperi, Brattonisi, Bielopaulouicchi e Cuechi, liquali et il loro gran ualore nell'armi danno segno di esser de sangue Albanese eatale dalli Albanesi sono tenuti
  52. ^ САНУ (1971). Специальные издания . Том. 443. Учебная работа. п. 151.
  53. ^ Бойович 2008 , стр. 151.
  54. ^ Элси 2015 , с. 6.
  55. ^ Мушович, Эйюп (1985). Тутин и околона . Сербская академия наук и искусств. п. 27.
  56. ^ Племена Албании: история, культура и общество . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 104. ИСБН  9780857739322 .
  57. ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 163. ИСБН  3205055454 .
  58. ^ Баранчич, Максимилиана (2008). «Арбанаси и этнолингвистическая идентичность» . Croatica et Slavica Iadertina (на хорватском языке). 4 (4). Задар: Хорватия и Славика Ядертина; Университет Задара: 551–568. дои : 10.15291/csi.627 .
  59. ^ Викерс 1999 , с. 18
  60. ^ Исени 2008 , с. 120
  61. ^ Санген, Андре-Луи (декабрь 2011 г.). «Черногория в книге Ребекки Уэст «Черный ягненок и серый сокол: Путешество как источник данных в политической географии» Ребекки Уэст «Черный ягненок и серый сокол: Путеписи као извор података у политической географии». Геоадрия . 16 (2): 257. doi : 10.15291/geoadria.288 . Проверено 26 марта 2020 г. .
  62. ^ Берг, Пер Густав (1858). Самтиден: изображения мирового театра (на шведском языке). напечатано в PG Berg. стр. 478 . Проверено 21 ноября 2019 г.

    26 октября 1851 года случилось так, что вождь арнаутов Гюлек из Никшича, который должен был защищать страну от черногорцев и сам держать город в повиновении, вместе с 200 арнаутами, которых он привел в качестве подкрепления из Мостара, подвергся нападению сильная черногорская Чета в районе Гацко.

    Перевод:

    26 октября 1851 года командующий арнаутами Гюлек из Никшича, который должен был защищать страну от черногорцев и держать город в повиновении, согласился с 200 арнаутами, которые он взял для подкрепления Мостара, подвергнуться нападению сильных черногорских войск. Цета в районе Гацко.

  63. ^ Косжа, Реджеп (1999). Косово в энциклопедическом взгляде (на албанском языке). Публикации Тоэна. п. 81. ИСБН  978-99927-1-170-5 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  64. ^ Хоутсма, М. Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 559. ИСБН  978-90-04-09791-9 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  65. ^ Стиллман, Уильям Джеймс (1877). Автобиография журналиста, Том II, Уильям Джеймс Стиллман - Бесплатная полнотекстовая книга (Часть 3/5) . Проверено 21 ноября 2019 г.
  66. ^ Институт народной культуры (1991). Популярная культура (на албанском языке). Академия наук РШ. п. 25 . Проверено 21 ноября 2019 г.
    Перевод:

    118/5000 процесс изгнания албанцев с их земель в Колошине, Никшич-Поле, Жабьяке и других местах.

  67. ^ Малоку, Энвер (1997). Депортации албанцев и колонизация Косово (1877–1995) (на албанском языке). Косовский информационный центр . Проверено 21 ноября 2019 г.

    Насилие и воровство имущества черногорской армии вынудили их бежать из Колашина, Никшича, Шпузы,...

  68. ^ Эванс, Артур Дж. (1878). «Письмо XVIII» . Иллирийские письма . п. 187 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д Исторический лексикон Черногории , Коллектив авторов, Ежедневная пресса: Подгорица, 2006 г. [Speciale: BurimeteLibrave/867706169X] ISBN   86-7706-169-Х
  70. ^ Робертс 2005 , с. 22. «Тем временем оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, которая была признана на конгрессе, действовала как блок для территориальных амбиций черногорцев в Герцеговине, чьи православные славянские жители были культурно близки черногорцам. Вместо этого Черногория могла только расширяться. на юг и восток в земли, населенные в основном албанцами – как мусульманами, так и католиками – и мусульманами-славянами. Вдоль побережья в окрестностях Улциня почти исключительно албанское население было в основном мусульманским. Районы к югу и востоку от Подгорицы были населены. Албанцы из преимущественно католических племен, а дальше на востоке также были сосредоточены славяне-мусульмане. Сама Подгорица долгое время была османским торговым центром с частично турецким, но в основном славянским мусульманским и албанским населением. Включение такого населения означало разбавление. количество черногорцев, чья первая лояльность была связана с черногорским государством и династией Петровичей, не то чтобы это рассматривалось как достаточная причина для того, чтобы черногорцы воздерживались от стремления получить дальнейшие территории »; с.23 "Только в 1880 году, после дальнейших боев с местными албанцами, черногорцы получили дополнительно 45 км, участок побережья, простирающийся от северного Бардауна до Ульциня. Но даже после Берлинского конгресса и этих последующих корректировок, некоторые части черногорской границы продолжали оспариваться албанскими племенами, которые решительно выступали против правления Черногории. Набеги и вражда происходили по всей длине проницаемой черногорско-албанской границы».
  71. ^ Блюми 2003 , с. 246. «То, что можно наблюдать в течение первых десяти лет после Берлина, было постепенным процессом экспансии черногорского (славянского) населения в районы, которые все еще были населены исключительно албанскоязычными людьми. Во многих отношениях некоторые из этих затронутых общин представляли собой продолжение жители Малисоре, торгующие друг с другом в течение года и даже вступавшие в брак, в Цетинье, стремясь сохранить некоторое чувство территориальной и культурной преемственности, начали более внимательно следить за этими территориями, навязывать таможню в деревнях и размещать гарнизонные войска. вдоль границ. Это стало возможным, потому что к концу 1880-х годов Цетинье приняло большое количество славян-мигрантов из оккупированной Австрией Герцеговины, что помогло изменить баланс местных сил в пользу Цетинье. По мере прибытия новых мигрантов наступило затишье. пограничный регион на первые несколько лет стал центром колонизации и принудительного изгнания». ; стр.254. сноска 38. «Следует отметить, что на протяжении всей второй половины 1878 года и первых двух месяцев 1879 года большинство албаноязычных жителей Шпузы и Подгорицы, также отданных Берлином Черногории, оказывали массовое сопротивление. Результат Причиной переноса Подгорицы (и Антивари на побережье) стал поток беженцев. См., например, письмо AQSH E143.D.1054.f.1 (от 12 мая 1879 г.) Дервишу-паше, военному командующему в Ишкодре. , подробно описывающее бегство мусульман и католиков из Подгорицы».
  72. ^ Перейти обратно: а б Gruber 2008 , стр. 142. «Миграция в Шкодру происходила в основном из деревень к юго-востоку от города и из городов Подгорица и Ульцинь в Черногории. Это было связано с независимостью Черногории от Османской империи в году 1878 г. и приобретение дополнительных территорий, например, Ульциня в 1881 г. (Иппен, 1907, стр. 3)».
  73. ^ Перейти обратно: а б Тошич 2015 , стр. 394–395. «Как отмечалось выше, народный термин мобильности «Подгоричани» (буквально означающий «люди, пришедшие из Подгорицы», современной столицы Черногории) относится к потомкам балканских мусульман, которые мигрировали в Шкодру в четыре исторических периода и в самые высокие времена. численность после Берлинского конгресса 1878 года. Подобно Улькинакам, Подгоричани, таким образом, олицетворяют массовое насильственное перемещение мусульманского населения с Балкан и «несмешение народов» (см., например, Brubaker 1996, 153) во время отступления Османская империя, которая лишь недавно вызвала возобновление научного интереса (например, Blumi 2013; Chatty 2013)». ; п. 406.
  74. ^ Реджепагич 1970 , с. 102.
  75. ^ Реджепагич 1970 , с. 36.
  76. ^ Брахим Ук Демуши, выдающаяся личность Тропои . Проверено 21 ноября 2019 г.
  77. ^ Призрен, Албанская лига (1978). С винтовкой и пером за свободу и независимость (на албанском языке) (Перевод: Но пик этой войны достиг битвы при Никшиике в начале января 1880 года. Прим. ред.). Издательство «8 ноября». стр. 120, 115 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  78. ^ Куюнджич, Энес (1997). Устный эпос боснийцев . Свет. стр. 136.
  79. ^ Предметные рубрики Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса. 2012.
  80. ^ Элси 2015 , с. 46.
  81. ^ Офис, Политика и поддержка каталогизации Библиотеки Конгресса (2009 г.). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса, Служба распространения каталогов. {{cite book}}: |first1= имеет общее имя ( справка )
  82. ^ Шпуза, Газменд (1999). Në prag të pavarësisë (на албанском языке) (... опасаясь, что горцы нападут на младотурецкие войска с территорий Черногории, третий арестовал и интернировал албанцев в Никшиче и Даниловграде на срок до шести месяцев – ред.). Игл Пресс. п. 94. ИСБН  978-1-891654-04-6 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  83. ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Белополье (Акова) насчитала 11 сербских деревень с 216 домами, 2 смешанные сербско-албанские деревни с 25 домами и 47 албанских деревень с 1266 домами. В самом Белополье проживало около 100 албанцев и сербов.
  84. ^ Бартл 1968 , с. 63: Каза Колашин насчитала 5 сербских деревень с 75 домами и 27 албанских деревень с 732 домами.
  85. ^ Верли, Маренглен (2014). «Роль Хоти в восстании Великого Нагорья» . «Студиме Историке» (1–2).
  86. ^ Мартин, Трабойни (1962). «О восстании Мальсия-э-Мадхе в 1911-1912 годах». В Пепо, Петрак (ред.). Воспоминания о национально-освободительном движении (1878-1912) . Университет Тираны. п. 446.
  87. ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 186
  88. ^ Тредуэй 1983 , с. 77

    правительство призвало Шефкета Тургут-пашу... 11 мая он объявил военное положение... Однако на третий день нетерпеливый генерал приказал своим войскам захватить важный холм Дечич с видом на Тузи.

  89. ^ Тредуэй 1983 , с. 77

    В Подгорицкой декларации от 18 мая шестьдесят албанских вождей отвергли требования Тургута...

  90. ^ Тредуэй 1983 , с. 77

    В течение месяца ожесточенных боев... К концу июня католические повстанцы, объединившиеся с могущественными мирдитскими кланами, оказались в ловушке... У них оставалось только три выбора: сдаться, умереть там, где они были, или бежать через реку. граница с Черногорией.

  91. ^ Тредуэй 1983 , с. 77

    Большинство выбрали последний вариант. Он снова стал убежищем для большого количества повстанческих сил, решивших начать войну с Османской империей.

  92. ^ Балканские этюды . Издание болгарской академии наук. 2002. с. 49. Меморандум, принятый на генеральной ассамблее в Герче месяцем позже, несомненно, написан Исмаилом Кемали, прибывшим в Черногорию из Италии в конце мая.
  93. ^ Гаврич 2006 , стр. 186, 187.

    Тем временем Исмаил Кемаль и Тиранлы Джемаль-бей лично посетили мятежных малисоров в Черногории, чтобы побудить их принять националистическую программу.... Геги Искодры приняли националистическую программу.

  94. ^ Исакович 1990 , стр. 298.

    В это время в Черногорию прибыл албанский лидер Исмаил Кемаль-бей, чтобы встретиться с лидерами восставших Малисоров. По его инициативе в селе Герче в Черногории прошел митинг повстанцев Малисоров.

  95. ^ Утопление 1967 , с. 417

    Меморандум Герша, часто называемый «Красной книгой» из-за цвета обложки.

  96. ^ Тредуэй 1983 , с. 78
  97. ^ Гаврич 2006 , с. 187

    Меморандум подписали двадцать два албанца, в том числе по четыре от фиссеев Груде, Хоти и Скрел; пять из Кастрати; три от Клемента и двое от Шале

  98. ^ Полачкова и Ван Дуин 2013 , стр. 72.
  99. ^ Мюллер 2005 , с. 203.
  100. ^ Албанские следы: Серия исторических наук (на албанском языке). Институт. 1988. с. 251 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  101. ^ Викерс 1999 , с. 73.
  102. ^ Фурат, Айше Зишан; Э, Хамит (15 ноября 2012 г.). Балканы и ислам: встреча, трансформация, разрыв, преемственность . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-4438-4283-9 .
  103. ^ Моррисон 2018 , с. 56.
  104. ^ Джузеппе Мотта, Меньше, чем нации: меньшинства Центральной и Восточной Европы после Первой мировой войны, Том 1. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Cambridge Scholars Publishing, 2013, стр. 11
  105. ^ Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1 , LIT Verlag Münster, 2008, стр. 221
  106. ^ Моррисон 2018 , с. 21.
  107. ^ Мулай, Клейда (22 февраля 2008 г.). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 33. ISBN  978-0-7391-4667-5 .
  108. ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 298, просмотр фрагмента. ISBN  978-1-5017-0194-8 .
  109. ^ Каба, Хамит (2013). «ДОКЛАД СТАВРО СКАНДИ ОСС В ВАШИНГТОН «АЛБАНИЯ ПОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПЦИЕЙ». СТАМБУЛ, 1944» . Исторические исследования (3–04): 275.
  110. ^ Джогович, Фехим (2020). "НЕСКОЛЬКО ДОКУМЕНТОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА АЛБАНИИ В ТИРАНЕ О ЧЕТНИЧЕСКОМ ГЕНОЦИДЕ МУСУЛЬМАН БИХОРЫ В ЯНВАРЕ 1943 ГОДА" . АЛМАНА - Журнал по изучению, представлению и защите культурного и исторического наследия боснийцев/мусульман (на боснийском языке) (85–86): 329–341. ISSN   0354-5342 .
  111. ^ Глишич, Венцеслав (1970). Террор и преступления нацистской Германии в Сербии 1941-1944 гг . Работа. п. 215-й легион «Кремплера», состоящий из трех батальонов албанских квислинговских войск и мусульманского фашистского ополчения в Санджаке.
  112. ^ Муньос 2001 , с. 293.
  113. ^ «Мусульманское ополчение и легион Санджака» в журнале Axis Europa Magazine , Vol. II/III (№ 9), июль – август – сентябрь 1996 г., стр. 3–14.
  114. ^ Прсела, Джон; Гулдеску, Станко (1995). Операция «Бойня» . Издательство Дорранс.
  115. ^ «Желько Милович-ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» . Черногорская цифровая библиотека.
  116. ^ «Обнаружена огромная могила албанских жертв резни в Тивари» . Албанское телеграфное агентство. 19 сентября 1996 года . Проверено 31 августа 2012 г.
  117. ^ Любица Штефан (1999). Мифы и скрытая история . К. Крешимир. ISBN  978-953-6264-85-8 .
  118. ^ Перейти обратно: а б Бытичи, Энвер (2015). Принудительная дипломатия НАТО в Косово . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 12. ISBN  9781443872720 .
  119. ^ «Черногория глазами Албании – помощь городов, учреждений и частных лиц продолжается» (на албанском языке). ТРТ . 28 ноября 2019 года . Проверено 29 ноября 2019 г.
  120. ^ Recherches albanologiques: Folklore et ethnologie (на французском языке). Приштина: Албанский институт Приштины. 1982.
  121. ^ Зденко, Златар (2007). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Издательство Калифорнийского университета. п. 58. ИСБН  978-0820481180 .
  122. ^ Чай Мэйхью (2008). Далмация между Османской империей и венецианским правлением: Контадо ди Зара 1645-1718 гг . п. 45. ИСБН  9788883343346 .
  123. ^ Калик, Мари-Жанин (2019). Великий котел: история Юго-Восточной Европы . Издательство Гарвардского университета. стр. 63–64. ISBN  9780674239104 .
  124. ^ Грабак, Богумил (1997). Жители Риги . стр. 102.
  125. ^ Гаши, Скендер (2015). ОНОМАСТИКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫМЕРШИХ И АКТУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ КОСОВА . АШАК. стр. 245–246.
  126. ^ "Черногорская перепись 1909-2003 годов - Александр Ракович" . www.njegos.org .
  127. ^ Перейти обратно: а б Бибер, Флориан (2003). Черногория в переходный период – проблемы идентичности и государственности . Баден-Баден, Германия: Nomos Verlagsgesellschaft. ISBN  978-3-8329-0072-4 .
  128. ^ Ковиянич, Ристо (1974). Упоминания о черногорских племенах в памятниках Котора, XIV-XVI вв . Исторический институт Черногории. страница 57 . Проверено 31 марта 2020 г.
  129. СОВЕТ ЧЕРНОЙ ГОРЫ. Архивировано 5 марта 2016 г. на Wayback Machine - minmanj.gov.me.
  130. ↑ « Песни пограничных воинов» Роберта Элси, Дженис Мэти-Хек , с. 371
  131. ^ Весна 2007 г. , стр. 178–79.
  132. ^ Весна 2007 г.
  133. ^ Незири, Зимер Уйкан (2020). Санджакские мастера Пазара Р. Албанологический институт, Приштина. п. 69.
  134. ^ «Отчет меньшинства: безработные этнические албанцы, «разочарованные государством» » . 6 ноября 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66426a298c7f9ad787affb4bf6200a90__1721765580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/90/66426a298c7f9ad787affb4bf6200a90.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Albanians in Montenegro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)