Резня Плав-Гусинье (1912–1913)

Резня Плав-Гусинье 1912–1913 годов произошла в период с конца 1912 года по март 1913 года на территории современных муниципалитетов Плав и Гусинье и прилегающих территорий. Более 1800 местных жителей, в основном албанцев -мусульман , из этих двух регионов были убиты, а 12 000 были вынуждены принять православие военной администрацией, поставленной во главе этих регионов Королевством Черногория , которое аннексировало их во время Первой Балканской войны .
Большую часть военной администрации Плав-Гусинье возглавляли капитаны племени Васоевичи . Бригадный генерал Авро Цемович был главным лидером виновников массовых убийств. События резни и насильственного обращения были остановлены благодаря вмешательству, главным образом, Австро-Венгрии в апреле 1913 года после убийства францисканского албанского монаха Луига Палая в ходе аналогичной кампании насильственного обращения в западном Косово. События вызвали волну беженцев в Албанию и Османскую империю (современная Турция). Потомки жертв, албанцы и боснийцы, ежегодно вспоминают эти события и воздвигают памятники своим предкам.
Фон
[ редактировать ]Плав и Гусинье расположены в хребте Проклятых гор в южных Динарских Альпах на высоте около 1000 метров. У них большое албанское и мусульманское население. Эти регионы были целью расширения Черногории с момента ее образования как Княжества Черногория . Территория, которая тогда была частью Османской империи, должна была перейти под власть Черногории в 1879 году, но местное сопротивление черногорской армии со стороны Албанской Призренской лиги в битве при Новшиче остановило ее аннексию. Ареал племени Васоевичи расположен на севере в Андриевице и Беране . В Первой Балканской войне шести батальонам Нижнего Васоевичи, составившим единую бригаду ( Gornjovasojevićka brigаdа ) общей численностью 3200 человек, была поставлена задача захватить район Плав-Гусинье. Сначала он находился под командованием Радомира Вешовича, а в начале войны перешел под командование Авро Цемовича, вождя клана ( сердара произвел в бригадные генералы. ) из Васоевичи, которого король Черногории Николай I . [ 1 ] Бригада входила в состав восточного отряда генерала Янко Вукотича . Когда началась война, османская армия - еще после албанского восстания 1912 года - развернула очень легкие регулярные силы, которые потерпели поражение и очень быстро отступили, когда черногорское нападение началось рано утром с 8 по 9 октября 1912 года. Эффективное сопротивление черногорской армии оказали местные снайперы-добровольцы. Албанские семьи Нокшик/Новшиче, Аржаница и Улте/Нижняя Ржаница и Пепичи/Пепай, всего 127 человек, были сожжены по мере продвижения черногорской армии. [ 2 ]
Оборона региона продолжалась около 10 дней, и 19 октября черногорская армия вошла в Плав. Днем позже, 20 октября, они вошли в Гусинье. [ 1 ] Одним из первых действий военных было заключение в тюрьму в Никшиче 323 видных местных деятелей Плава и Гусинье. В их число входили Осман Чекай, Исмаил Никочи , Медо Радончич (Радончики), Омер и Медо Ферри , члены Реджепагай/Реджепагич, сильнейшей семьи Плава и многие другие. [ 2 ] В начале ноября армия выдвинулась, но один батальон остался удерживать контроль. Вукотич в своей тогдашней переписке с королем Николаем сообщил, что новых нападений на армию не было и что местные жители начали возвращаться в свои дома. [ 1 ]
Ранние события
[ редактировать ]Гражданская администрация в регионе с начала аннексии была организована как военная администрация. Он был разделен на пять капитанов: Гусинье , Войно Село, Вусанье , Плав и Брезоевича. . жандармерия Для обеспечения исполнения административных мер и закона была создана Нико Вучелич, местный православный славянин из Брезоевицы, деревни к северу от Плава, был назначен Вешовичем во главе военной администрации. [ 3 ] В декабре 1912 года пять капитанов были объединены в одно для всего региона под управлением Васоевичи. [ 4 ] После ухода остальной части Восточного отряда под военным руководством батальона Васоевичи начались грабежи и грабежи местного населения. Военная администрация в ряде случаев открыто поддерживала преступления против местного населения и создавала ситуацию, при которой преступления против мусульман не рассматривались как наказуемые деяния и преступления. [ 4 ]
Кампанию насильственного обращения инициировал Патриарх Сербской Православной Церкви Гаврило Дожич . Министр по делам церкви Мирко Миюшкович сделал это законом черногорского государства 21 декабря 1912 года. Закон предписывал православному духовенству массово обращать мусульман и католиков в сербское православие. [ 2 ] Кампания по конверсии проводилась с января и активизировалась в марте, когда бригадный генерал Авро Цемович стал главой военной администрации Плав-Гусинье. 23 марта Цемович в своем отчете отметил, что к тому времени обратились около 3000 мусульман. Общее число насильственно обращенных к концу кампании, возможно, достигло более 10 000 человек, не считая цифр из деревень к северу от Плава и беженцев. [ 5 ] Мулла Шабан Мусич (Шабан Мусики/Мусай), чтобы помочь местным жителям принять христианство, не отказываясь от своих истинных убеждений, издал фетву , которая освобождала тех, кто обратился, от любых грехов. [ 6 ]
Авро Цемович учредил чрезвычайный военный суд региона под руководством Вукоты Пантовича. Приказ о его создании отдал военный министр Черногории Душан Вукович. [ 7 ] Тремя его членами были черногорские военачальники Вуксан Драгович и Милан Вешович, а также Хайро Басич/Башики, который был местным мусульманским ходжей . [ 7 ] Басич сотрудничал с Цемовичем и принял православие за плату в размере 100 человек и различные привилегии. [ 8 ] Он взял имя Бальша Балшич и получил звание майора черногорской армии. Одним из первых действий в суде было приговорить к смертной казни некоторых из его двоюродных братьев, отказавшихся принять христианство. [ 9 ]
Резня
[ редактировать ]Убийства черногорской армии в Плав-Гусинье начались после того, как армия вошла в регион в конце октября. Раме Исуф Кукадж был казнен одним из первых. Он считается первым казненным жителем Гусинье. В 2012 году в его память установлен памятник. [ 10 ] Массовые убийства усилились в марте с созданием военного суда. Перевал Преви (Qafa e Previsë/Previja) возле Андриевицы был основным местом казней. Общее число казненных в Преви албанцев достигло 700, многие из них были выходцами из деревень Вутай и Мартинай. [ 11 ] [ 12 ] Первый смертный приговор Чрезвычайного военного суда был приведен в исполнение 5 марта в Рачине, Плав. В нем приняли участие некоторые из самых известных жителей города Плав. [ 7 ]
В тот же день в Плаве также было осуществлено 108 насильственных обращений - 94 мусульманина и 14 католиков были вынуждены принять православие. Главным палачом был Вукота Пантович, командир батальона, дислоцированного в Плаве. [ 8 ] Двое из них принадлежали к братству Омерагай/Омерагич из Гусинье, а трое из казненных 5 марта были членами семьи Ферри - Шако Ферри и сыновьями Якупа Ферри, Аганом и Эмином. [ 8 ]
Массовые казни в Гусинье начались 9 марта. По официальным данным, казнено 28 человек, однако, по свидетельствам местных жителей, казненных было более 28. [ 8 ] В тот же день в Плаве к смертной казни были приговорены 29 человек. Суды, завершившиеся массовыми смертными приговорами, происходили в Плав-Гусинье каждый день в течение марта и начала апреля. вынужден под международным давлением остановить кампанию. Событием, вызвавшим международный резонанс против черногорской кампании, стало убийство францисканского албанского монаха Луига Палая (альтернативно Луиджи Палича) во время аналогичной кампании черногорского государства в частях западного Косово, которые оно приобрело. в Первой Балканской войне. Это событие сыграло решающую роль в вызове международной реакции. Он был арестован черногорской армией и казнен в Гьякове . Австро-Венгрия выступила с решительным протестом и призвала уважать свободу религии для всех. Правительство Черногории ответило, что он был казнен в соответствии с черногорским военным кодексом после ареста за восстание вместе с примерно 55 другими людьми. [ 11 ] Австро-Венгрия усилила давление, и с согласия Великобритании Николай I был вынужден закрыть военные суды в регионе и отозвать Цемовича. [ 13 ]
Существуют различия в оценках общего числа погибших в резне и тех, кто подвергся принудительному обращению. Большинство убитых были албанцами, большинство из них были мусульманами, хотя некоторые из тех, кого заставили принять христианство, также были католиками. Сегодня среди потомков жертв есть албанцы и боснийцы. В современном отчете Джордже Шекулараца, главного православного священника военной администрации, отмечено 12 000 обращений. [ 14 ] Общее число вынужденных принять христианство достигло 12 000, а 800 человек, отказавшихся это сделать, были казнены в городах Плав и Гусинье к февралю 1913 года. [ 15 ] В Плаве было казнено в общей сложности около 500 человек, отказавшихся принять христианство. [ 16 ] Современные боснийские организации утверждают, что более 1800 человек были убиты в ходе резни и 12 000 были вынуждены принять другую веру. [ 17 ] Марк Красники из Академии наук Косово оценил общее число албанцев, убитых во время массовых убийств, в 8000 человек. [ 18 ]
Последствия
[ редактировать ]Международный резонанс против событий в Плав-Гусинье вынудил правительство Черногории начать расследование. Комиссию, расследующую преступления в Плаве, Гусинье и некоторых частях Санджака, возглавили Мато Катурич и Андрия Радженович. В июне 1913 года комиссия опубликовала свой отчет, в котором пришел к выводу, что мусульмане в регионе были насильственно обращены в другую веру. [ 19 ] Некоторым высокопоставленным офицерам, в том числе Хайро Басичу, были предъявлены обвинения, за исключением Авро Цемовича. Осужденные оставались в тюрьме лишь очень короткий период времени. Авро Цемович был отстранен от своей должности в апреле и заменен бригадным генералом Машаном Божовичем. [ 5 ]
Божович в своем отчете генералу Янко Вукотичу отметил, что жители Плава и Гусинье обратились в христианство только под угрозой жестокой кампании казней и преследований. Позиция Австро-Венгрии вынудила черногорского короля провозгласить свободу вероисповедания для всех подданных в Плав-Гусинье. [ 15 ] После того, как 5 мая была вновь провозглашена свобода вероисповедания, все новообращенные вернулись к своей прежней религии. Оценки тех, кто остался православным, варьируются от одного человека до двух-трех семей в Плаве. [ 5 ] [ 7 ] Многие люди бежали из этого района до, во время и после событий. Те, кто вернулся в этот район, часто обнаруживали, что их имущество было конфисковано и переселено черногорскими колонистами. Уильям Уорфилд, директор отделения Красного Креста в Албании во время Балканских войн, сообщил о 2000 албанских беженцах из Гусинье и Плава в Шкодре . [ 20 ] 128 семей из Плав-Гусинье бежали в Турцию. Многие из этих семей поселились в Измире и Адапазарах . [ 21 ]
В историографии
[ редактировать ]В черногорской историографии события резни в Плав-Гусинье обычно опускаются. В частности, в монографиях об участии Васоевичей в Балканских войнах никогда не обсуждалась роль племени в Плав-Гусинских событиях. [ 1 ]
День памяти
[ редактировать ]В год 100-летия событий в марте 2013 года албанцы и боснийцы вместе молились в Плаве, чтобы отметить его как день памяти. Потомки жертв в двух муниципалитетах назвали произошедшее геноцидом. [ 17 ] 2013 год был также годом, когда тогдашний президент Черногории Филип Вуянович сделал одно из первых прямых признаний событий черногорским политиком во время церемонии в Беране , заявив, что «преступления, совершенные в Плаве и Гусинье, являются темной стороной История Черногории». [ 22 ]
Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Премович 2013 , с. 371
- ^ Jump up to: а б с Дедушай 1993 , с. 101
- ^ Дедушай 1993 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Премович 2013 , с. 372
- ^ Jump up to: а б с Шаркинович 2013 , с. 459
- ^ Шаркинович 2013 , с. 463.
- ^ Jump up to: а б с д Растодер 2017 , с. 8
- ^ Jump up to: а б с д Дедушай 1993 , с. 103
- ^ Красники 2019 , стр. 19.
- ^ "У мемориала расстрелянным первыми в 1912 году, после оккупации Черногорского Плава-Гучи (фото)" . Плава-Гучия сегодня . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Элси и Дестани 2018 , с. 167 .
- ^ Бишевская комита и дело об убийстве Зеча Чароваца (1923 г.) из Нови-Пазара (на боснийском языке). МЕЧТАТЬ.
- ^ Дедушай 1993 , с. 105.
- ^ Дедушай 1993 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2005 , с. 203.
- ^ Полачкова и Ван Дуин 2013 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Милошевич в 2013 году
- ^ Красники 1993 , с. 78.
- ^ Шаркинович 2013 , с. 457.
- ^ Галати и др. 2013 , с. 73.
- ^ Дедушай 1993 , с. 112.
- ^ Пакарис 2014 , с. 437.
Библиография
[ редактировать ]- Дедушай, Реджеп (1993). Регион Плав-Гусинье на протяжении веков . Нью-Йорк. OCLC 43026372 .
- Элси, Роберт; Дестани, Бейтулла Д. (2018). Косово, документальная история: от балканских войн до Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. п. 165. ИСБН 978-1-78673-354-2 .
- Красники, Колледж (2019). Исламистский экстремизм в Косово . Спрингер Природа. ISBN 978-3030185695 .
- Красники, Марк (1993). «Роль Сербской Православной Церкви в антиалбанской политике в Косово» . Косовский вопрос: историческая и современная проблема: симпозиум, состоявшийся в Тиране 15–16 апреля 1993 г. .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Милошевич, Милена (6 марта 2013 г.). «Мусульмане Черногории устроили массовую молитву в память о «геноциде» » . Балканский взгляд . Балканский взгляд . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- Мюллер, Дитмар (2005). Граждане от отзыва: евреи и мусульмане как партнеры инаковости в Национальном кодексе Румынии и Сербии: концепции этнонационального гражданства 1878-1941 гг . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 3447052481 .
- Пакарис, Сабина (2014). Ежегодник мусульман Европы . БРИЛЛ. п. 437. ИСБН 9789004283053 .
- Премович, Мариан (2013). «ВАСОЕВИЧИ ПРЕМА ПЛАВ И ГУСИНЕ [Васоевичи против Плава и Гусинье]» . Альманах . 54–56. OCLC 1088898622 .
- Полачкова, Зузана; Ван Дуин, Питер (2013). «Черногория старая и новая: история, политика, культура и народ» (PDF) . Изучает словацкую политику . VI (1).
- Растодер, Шербо (2017). «Письмо Гусиня кади Шабана (Музыча) Муртезе Караджузовичу, муфтию черногорских мусульман, по случаю массового обращения в христианство в 1913 году» . Альманах . 75–76.
- Шаркинович, Хамдия (2013). «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕРНОГОРИИ (1912-1914)» (PDF) . Альманах . 55–56.
- Зейнуллаху, Адем (2006). «Народные песни о насильственном обращении албанцев в православие их славянскими соседями » Албанологические следы . 36 .
- 1912 год в Черногории.
- 1913 год в Черногории.
- Резня в Косово
- Антиалбанские настроения
- Резня 1912 года
- Резня 1913 года
- 1910-е годы в Косово
- Политическое насилие в Черногории
- Косовские албанцы
- Убийства 1912 года в Европе
- Убийства 1913 года в Европе
- События февраля 1913 года
- Васоевичи
- Первая Балканская война
- Нарушения прав человека в Черногории