Албанцы в Египте
Молочные продукты в Египте Албанцы Египта | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 18 000 [1] | |
Языки | |
Албанский , Египетский арабский | |
Религия | |
Преимущественно: суннитский ислам. Меньшинство: Орден Бекташи | |
Родственные этнические группы | |
Албанцы , албанская диаспора |
Часть серии о |
албанцы |
---|
![]() |
По стране |
|
Культура |
Религия |
Языки и диалекты |
Албанская . община в Египте началась с правительственных чиновников и военнослужащих, назначенных в Османском Египте Значительная община позже вырастет из солдат и наемников, которые поселились во второй половине 18 века и сделали себе имя в борьбе Османской империи за изгнание французских войск в 1798–1801 годах. Мехмет Али или Мухаммед Али , албанец, позже основал Хедиват Египта , который просуществовал там до 1952 года. В 19 и начале 20 веков многие другие албанцы поселились в Египте по экономическим и политическим причинам. Однако в последующие годы деятельность федаинов , « Братьев-мусульман» , а также великая египетская революция 1952 года привели к тому, что албанская община в Египте в значительной степени покинула страну и эмигрировала в западные страны.
История
[ редактировать ]Османская эпоха
[ редактировать ]В 1517 году Египет стал провинцией Османской империи . Османы назначили в Каире регионального губернатора с титулом « бейлербей » . Они также создали титул « каймакам » , который обозначал исполняющего обязанности правителя, правившего Египтом между уходом предыдущего бейлербея и приходом следующего. Османское правительство в Египте стало полагаться на албанцев в составе своего правительства, и вскоре албанцы составили большую часть военных и специальных подразделений башибузук . Несколько албанцев даже дослужились до поста губернатора, самыми известными из которых были Дукакинзаде Мехмед-паша. [2] Коджа Синан Паша , [3] Абдуррахман Абди Арнавут-паша и Мере Хусейн-паша . [3]
Во время и после французской кампании в Египте и Сирии Османская империя задействовала много албанских солдат для защиты своей провинции. Некоторыми из них были Тахир-паша Поджани со своими братьями Хасан-пашой, Далипом, Исуфом и Абдул-беем, Омер-паша Вриони , Мухаррем-бей Вриони, Рустем Ага Шкодрани и так далее. [4] Сарешеме Халил Ага, командующий Кавальским добровольческим контингентом, взял с собой своего двоюродного брата Мухаммеда (Мехмеда) Али, молодого командира второго ранга.
Мухаммед Али Эра
[ редактировать ]

Мухаммед Али был албанским командующим османской армии (его отец, Ибрагим-ага, был родом из Корчи , Албания, переехавший в Кавалу ), который должен был изгнать войска Наполеона из Египта. Однако после ухода Франции Мухаммед Али сам захватил власть и заставил османского султана Махмуда II признать его Вали , или губернатором Египта в 1805 году. Демонстрируя свои более грандиозные амбиции, он принял титул Хедива ; однако это не было санкционировано Блистательной Портой .
Мухаммед Али превратил Египет в региональную державу. Он рассматривал Египет как естественного преемника распадающейся Османской империи и впоследствии построил военное государство, в котором 4% населения служило в армии, что поставило Египет на равные права с Османской империей. Его трансформация Египта нашла отражение в более поздних стратегиях, использованных Советским Союзом для утверждения себя в качестве современной индустриальной державы. [5] Мухаммед Али так резюмировал свое видение Египта:
Я прекрасно осознаю, что [Османская] империя с каждым днем движется к разрушению. ... На ее развалинах я построю обширное царство... до Евфрата и Тигра.
- Жорж Дуэн, изд., Французская военная миссия Мохамеду Али, переписка генералов Бельяра и Бойера (Каир: Королевское географическое общество Египта, 1923), стр.50.
На пике своего могущества военная мощь Мухаммеда Али и его сына Ибрагим-паши действительно угрожала самому существованию Османской империи , поскольку он стремился заменить Османскую империю своей собственной. В конечном итоге вмешательство великих держав помешало египетским войскам двинуться на Константинополь , и отныне правление его династии будет ограничено Африкой и Синайским полуостровом. Мухаммед Али завоевал Судан контроль над Египтом будет консолидирован и расширен при его преемниках, в первую очередь сыне Ибрагим-паши Исмаиле I. в первой половине своего правления, и
Остров Тасос , переданный в 1813 году султаном Махмудом II османскому албанскому правителю Мухаммеду Али в качестве личной вотчины, служил главным центром вербовки албанцев, поступивших на египетскую государственную службу. Остров сохранял эту функцию до 1912 года, когда он был аннексирован Грецией во время Первой Балканской войны . [6]
Хедивате и британская оккупация
[ редактировать ]Хотя Мухаммед Али и его потомки использовали титул Хедива вместо меньшего Вали , Порта не признавала его до 1867 года, когда султан Абдулазиз официально санкционировал его использование Исмаилом-пашой и его преемниками. В отличие от политики войны своего деда против Порты, Исмаил стремился укрепить позиции Египта и Судана и своей династии, используя менее конфронтационные средства, и посредством смеси лести и взяточничества Исмаил добился официального признания Османской империи Египта. и фактическая независимость Судана. Эта свобода была серьезно подорвана в 1879 году, когда султан вступил в сговор с великими державами, чтобы свергнуть Исмаила в пользу его сына Тевфика . Три года спустя свобода Египта и Судана стала не более чем символической, когда Соединенное Королевство вторглось и оккупировало страну, якобы для того, чтобы поддержать Хедива Тевфика в борьбе с его противниками в Ахмеда Ораби националистическом правительстве . Хотя хедив продолжал править Египтом и Суданом номинально, на самом деле высшая власть принадлежала британскому Верховному комиссару.

Вопреки мнению египтян, британцы провозгласили Судан англо-египетским кондоминиумом , территорией, находящейся под совместным британским и египетским правлением, а не неотъемлемой частью Египта. Это постоянно отвергалось египтянами , как в правительстве, так и в обществе в целом, которые настаивали на «единстве долины Нила», и оставалось предметом разногласий и вражды между Египтом и Великобританией до обретения Суданом независимости в 1956 году.
Султанат и Королевство
[ редактировать ]В 1914 году хедив Аббас II встал на сторону Османской империи, которая присоединилась к центральным державам в Первой мировой войне , и был быстро свергнут британцами в пользу своего дяди Хусейна Камеля . Юридическая фикция османского суверенитета над Египтом и Суданом, которая фактически закончилась в 1805 году, была официально прекращена, Хусейн Камель был объявлен султаном Египта и Судана , а страна стала британским протекторатом. С ростом националистических настроений, о чем свидетельствует революция 1919 года , Великобритания официально признала независимость Египта в 1922 году, а преемник Хусейна Камеля, султан Фуад I , заменил султана титулом короля. Однако британская оккупация и вмешательство в дела Египта и Судана продолжались. Особую озабоченность Египта вызывали постоянные попытки Великобритании лишить Египет всякого контроля над Суданом. И для короля, и для националистического движения это было нетерпимо, и правительство Египта подчеркнуло, что Фуад и его сын король Фарук I были «королем Египта и Судана».
Растворение
[ редактировать ]Правление Фарука характеризовалось постоянно растущим националистическим недовольством британской оккупацией, королевской коррупцией и некомпетентностью, а также катастрофической арабо-израильской войной 1948 года . Все эти факторы окончательно подорвали позиции Фарука и подготовили почву для революции 1952 года. Фарук был вынужден отречься от престола в пользу своего маленького сына Ахмеда-Фуада, который стал королем Фуадом II , в то время как управление страной перешло к Движению свободных офицеров. при Мухаммаде Нагибе и Гамале Абдель Насере . Правление юного короля продлилось менее года, и 18 июня 1953 года революционеры отменили монархию и провозгласили Египет республикой , положив конец полуторавековому правлению династии Мухаммеда Али. Выйдя победителем из военного треугольника (османы, мамлюки и его верные войска), Мехмед Али эффективно использовал албанские нерегулярные службы в качестве наемников и войск для поддержки своего правления. Албанские наемники, или арнауты , составляли костяк армии Али и были известны как элитные и дисциплинированные солдаты. Османской империи . Армии [7] [8] [9] [10] С приходом к власти Мухаммеда Али многие из них поселились в Египте и служили там. К 1815 году численность албанских военных превысила 7000 человек. [4] Албанские войска участвовали в войне против ваххабитского движения в Аравии (1811—18), завоевании Судана (1820—24). [11] [12] Численность албанских войск уменьшится в 1823 году, когда Ибрагим-паша , сын Али, присоединится к османским армиям в греческой войне за независимость вместе с примерно 17 000 человек, многие из которых являются албанцами. [13] Династия Али продолжала править Египтом до 1952 года.
Албанское национальное пробуждение и начало 20 века
[ редактировать ]
Династия Мухаммеда Али продолжалась на протяжении всего 19 века, а также в первые три десятилетия 20 века. К тому времени Египет пережил масштабное экономическое развитие и процветание, французские и британские инвестиции (например, Суэцкий канал ), модернизацию и возможности для предпринимательства . Экономическое процветание привлекло многих торговцев с албанских земель, в основном из Корча и Колонье регионов . За некоторыми исключениями, большинство фигурантов были образованными членами православной общины из южной Албании, жившими по соседству с греческими общинами. Некоторые из них также публиковали статьи в газетах греческой общины, часто полемизируя по поводу албанской идентичности. [14] Албанская община Египта с ее патриотическими обществами и издательской деятельностью сыграла важную роль в албанском национальном пробуждении в конце 19 века. [15] Первое албанское общество Египта было основано в 1875 году. Оно называлось «Vëllazëria e Parë» (Первое братство) и возглавлялось Тими Митко . [4]

Националистические деятели и писатели, такие как Тими Митко, Спиро Дайн , Филип Широка , Яни Врухо , Николла Начо , Анастас Аврамиди, Тома Крейни, Тома Аврами , Танас Ташко, Стефан Зурани, Андон Зако Чаюпи , Михал Заллари , Мило Дучи , Лони Логори , Фан Ноли , Александр Джувани , Гако Адхамиди и многие другие в какой-то момент своей карьеры активно работали в Египте. Некоторые из них использовали это как временное решение перед переездом в США или другое место, а некоторые поселились на постоянной основе. Спиро Дайн основал в 1881 году местное отделение Общества публикации албанских сочинений в Шибин-эль-Кауме , предшественника и лоббиста албанского образования, которое началось с албанской школы Корчи. [16] Вышло множество газет и сборников, в том числе успешные «Шкопи » («Палка»), «Рруфея» («Молния»), «Белиетта Сскипетаре» («Албанская пчела») и так далее. [7] Многие другие выходили на более короткий срок: Мило Дучи издавал журналы «Тоска» (« Тоск» ) в 1901–02 годах, «Беса-Бесэ» («Залог залога») в 1904–05 годах вместе с Томой Аврами , «Беса» ( «Беса ») в 1905 году. который длился 6 номеров и был напечатан издательством Аль-Тауфик в Каире. [17] и газеты Шкиперия (Албания) с октября 1906 по февраль 1907 года, ежедневная каирская газета, два последних номера которой выходили в Магхаге , [17] и еженедельник «Биседимет» («Дискуссии») 1925–26 годов, в общей сложности 60 номеров, который станет последней газетой на албанском языке в Египте. [4] Александр Джувани издавал газету «Шкрептима» («Молния») в 1912 году в Каире. В 1922 году Дучи также основал издательскую компанию «Албанский издательский дом/Société Albanaise d'édition» (Албанский издательский дом). [18] Видными албанскими организациями были: «Vëllazëria Shqiptare» (Албанское братство), основанное 1 мая 1894 года в Бени-Суэфе , и «Башкими» (Союз), который существовал повсюду в албанских населенных пунктах и диаспоре. Это был высокопоставленный албанский чиновник в Египте, который спонсировал Джузеппе Верди оперу «Аида» в оперном театре Хедивиал в 1871 году. [19]
В 1907 году по инициативе Михала Туртулли, Яни Врухо и Танаса Ташко албанская община направила мемориал ко Второй Гаагской конференции мира , требуя поддержки гражданских прав албанского населения, находящегося под гнетом Абдул Хамида II . Танас Ташко будет представлять общину на Манастирском конгрессе 1908 года. [4] в то время как Лони Логори на Эльбасанском конгрессе 1909 года. Другой известный албанец, Фан Ноли, вскоре поселился в Египте. Врухо и Ташко убедили его переехать в США и поддержали его материально. Другой меморандум был подписан по инициативе Андона Зако и направлен на Парижскую мирную конференцию в 1919 году . В 1924 году в Каире была проведена перегруппировка албанских клубов и обществ в уникальное общество под названием «Lidhja e Shqiptarve te Egjiptit» (Лига албанцев Египта) под председательством Яни Врухо. [4] Последуют новые общества; «Шокерия Миреберсе» (Общество благотворителей) Гипократа Года из Корчи, основанное в 1926 году, и «Шокерия э Микеве» (Клуб друзей) Андона Зако в 1927 году. Тома Крейни основал общество «Томорри», надеясь издавать газету с то же имя, но безуспешно. [4] Албанская школа действовала в 1934–1939 годах, первоначально при поддержке общества «Шпреса» («Надежда»), основанного Стати Икономи, а затем изгнанным королем Зогом I. [4] Евангель Аврамуши основал в 1940 году первую кинематографическую студию в Египте под названием «АХРАМ». Албанская община бекташи имела в Египте свою текке . [7] знаменитый «Магаури текке» на окраине Каира, который возглавлял Баба Ахмет Сирри Глина из Пермета . [15] Текке часто посещал король Фарук . Принц Камаль эль-Дин Хусейн , принцесса Зейнеп, дочь Исмаила-паши , принцесса Мизейен Зоголли, сестра короля Зога I, были некоторыми из известных людей, похороненных там. [4]
Вплоть до 1940-х годов Королевство Египет продолжало вербовать этнических албанцев с Балкан, чтобы разместить их на ключевых должностях государственной службы. Критериями набора, помимо соответствующей квалификации, были исключительно албанский язык и этническая принадлежность, а не религия. [6]
Дискриминация
[ редактировать ]Несколько албанцев продолжали приезжать в Египет во время Второй мировой войны и после нее, большинство из них делали это, спасаясь от коммунистического режима в Албании, установленного в ноябре 1944 года. Имена включают Баба Реджеб , монах-бекташи, бывший министр Мираш Иванай , Бранко Мерджани и даже бывший король Ахмет Зогу со своей семьей. После того, как король Зог и албанская королевская семья были изгнаны из Албании во время войны, они поселились в Египте с 1946 по 1955 год и были приняты королем Фаруком , правившим в 1936–1952 годах, который сам был потомком Мехмеда Али-паши. Присутствие этой албанской общины продолжалось в Египте до тех пор, пока к власти не пришел Гамаль Абдель Нассер . С приходом к власти Гамаля Абдель Насера и арабской национализацией Египта не только королевская семья, но и вся албанская община, насчитывающая около 4000 семей, стала объектом враждебности. Они были вынуждены покинуть страну, тем самым закрыв албанское отделение в Египте. Большая часть общины бекташи переехала в США или Канаду . Баба Реджеб основал первый албано-американский монастырь Бекташи в Детройта Тейлор. Пригород [20] С приходом к власти Анвара Садата отношение к албанцам изменилось, но лишь немногие из сосланных семей вернулись в Египет. [4] В последнее время число людей албанского происхождения в Египте составляет 18 000 человек. [1]
Знаменитые албанцы Египта
[ редактировать ]В искусстве
[ редактировать ]В 1856 году французский художник Жан-Леон Жером (1824–1904) отправился в Египет . Этот визит имел решающее значение для его развития как художника-востоковеда, и большая часть его последующих работ была посвящена картинам востоковедов. Значительная албанская гвардия и отряды янычар, обосновавшиеся на берегах Нила во время раннего правления династии Мехмеда Али, сыграли важную роль в картинах Жерома. Он был очарован их развязностью, их оружием и их костюмами, особенно складками их типичных белых фустанелл . [21] Ниже приводится подборка некоторых из его картин:
- Египетские рекруты пересекают пустыню, 1857 год.
- Албанские охранники играют в кости, 1859 год.
- Албанская гвардия в Каире, 1861 год.
- Шутка: албанец пускает дым в нос своей собаке, 1864 год.
- Молитва в пустыне, 1864 год.
- Албанец на осле пересекает пустыню, дата неизвестна.
- Албанец со своей собакой, 1865 год.
- Албанец с двумя уиппетами, 1867 год.
- Курящий албанец, 1868 год.
- Пение башибузука, 1868 год.
- В албанском Башибузуке, 1896 г.
- Башибузукский атаман, 1881 г.
- Албанский офицер пересекает пустыню с египетскими новобранцами, 1894 год.
См. также
[ редактировать ]- Албанцы в Греции
- Албанцы в Турции
- Ашкали и балканские египтяне
- Османская Албания
- суфизм
- Династия Мухаммеда Али
- Мухаммед Али из Египта
- Албано-египетские отношения
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сондерс 2011 , с. 98. «Египет также претендует на около 18 000 албанцев, предположительно оставшихся остатков армии Мохаммеда Али».
- ^ Зима 2004 г. , с. 35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Озтуна 1979 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Уран Аслани (05.06.2006), Албанцы Египта и их патриотическая деятельность [ Албанцы Египта и их патриотическая деятельность ] (на албанском языке), Газета Метрополь
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 217. ИСБН 9781107507180 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Камуселла, Томаш (2023). «Границы Центральной Европы на севере и юге». Акта Славика Японика . 44 . Центр славянских исследований Университета Хоккайдо : 83–112. ISSN 0288-3503 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норрис 1993 , стр. 209–210. «Это была эпоха, когда албанцев и боснийцев отправляли в гарнизоны в районах Нила, и, кроме того, основная часть албанских войск была некультурной, чрезвычайно неуправляемой и часто ненавидимой. албанцев и полученных от них, а также убежище, которое оно предоставило им в качестве изгнанников из-под османского контроля, преследований со стороны греческих соседей или явных страданий балканской бедности, означало, что со временем Александрия, Каир, Бени-Суэф и другие египетские города стали приютить албанцев, которые организовывал ассоциации, издавал газеты и, прежде всего, писал произведения в стихах и прозе, включающие значительные шедевры современной албанской литературы. В аль-Азхаре и двух текке Бакташи в Каире, Каср аль-Айни и Кайгусезе Абдулле Мегавриу, были албанцы и балканские современники. найти вдохновение для мистических поисков, а также художественные и литературные стимулы, которые вызвали рябь, как на пруду, в албанских и египетских кругах в Каире, а также в отдаленных и отдаленных городах Албании, Косово и Македонии. Некоторые выдающиеся деятели современной албанской литературы — например, Тими Митко (ум. 1890), автор сборников албанских народных песен, сказок и поговорок, в своих Албанская пчела ( Bleta Shqypëtare ), Спиро Дине (ум. 1922) в его «Морских волнах» ( Valët e detit ) и Андон Зако Чаюпи (1866-1930) в его «Баба Томорри» (Каир, 1902) и его драме «Скандербег» — хотя они прожили в Египте большую часть своей жизни, были по сути националистами и не сильно находились под влиянием исламского образа жизни, который они видели вокруг себя. Во всяком случае, засушливая сельская крестьянская жизнь в Египте послужила стимулом для их поглощения народными традициями, которые, по их мнению, хранили душу их народа. Албанцы в Египте, без сомнения, находились под влиянием египетского театра, но особенно тех элементов, которые не были явно проникнуты исламскими настроениями. Позже писатели стали видными фигурами среди албанской общины Каира. Мило Дучи (Дуки) (ум. 1933) сделал это благодаря своему посту президента национальной лиги «Братьев» ( Вильязерия/Ихва ), а также благодаря своим албанским газетам ( аль-Ахд , 1900 г., известным в Египте как аль-Ахд). Хадис , 1925). Он также писал пьесы, особенно «Поговорку» ( E Thëna , 1922) и «Сын бея» (1923), а также роман «Midis dy grash» («Между двумя женщинами», 1923). Еще совсем недавно именно светские и арабские националистические идеи, такие как Палестина и Алжир, вдохновляли албанских египетских писателей».
- ^ Фрейзер 2014 , с. 92.
- ^ Карстенс 2014 , с. 753.
- ^ Университет Висконсина, 2002 , с. 130.
- ^ Фахми 2002 , с. 40 , 89 .
- ^ Фахми 2012 , с. 30.
- ^ Cummins 2009 , с. 60.
- ^ Скулидас 2013 . пункт. 15, 22, 25, 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элси 2010 , стр. 125–126.
- ^ Элси 2010 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блюми 2012 , стр. 131–132.
- ^ Блюми 2011 , с. 205.
- ^ Трикс 2009 , с. 107.
- ^ Кертис 2010 , с. 83.
- ^ Элси, Роберт. «Жан-Леон Жером (1824-1904)» . albanianart.net .
Источники
[ редактировать ]- Блуми, Иса (2011). Восстановление османов, Альтернативная балканская современность: 1800–1912 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230119086 .
- Блюми, Иса (2012). Основы современности: человеческая деятельность и имперское государство . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415884648 .
- Карстенс, Патрик Ричард (2014). Энциклопедия Египта во время правления династии Мехмета Али 1798-1952: Люди, места и события, которые сформировали Египет девятнадцатого века и его сферу влияния . Виктория: ФризенПресс. ISBN 9781460248980 .
- Камминс, Джозеф (2009). Военные хроники: от кремневых ружей до пулеметов . Беверли: Попутный ветер. ISBN 9781616734046 .
- Кертис, Эдвард Э. (2010). Энциклопедия мусульманско-американской истории . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 9781438130408 .
- Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 9780810873803 .
- Фахми, Халед (2002). Все люди паши: Мехмед Али, его армия и создание современного Египта . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774246968 .
- Фахми, Халед (2012). Мехмед Али: от османского губернатора к правителю Египта . Нью-Йорк: Публикации Oneworld. ISBN 9781780742113 .
- Фрейзер, Кэтлин В. (2014). Прежде чем они стали танцовщицами живота: европейские отчеты о артистках в Египте, 1760-1870 гг . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 9780786494330 .
- Норрис, Гарри Терлуолл (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. п. 249 . ISBN 9780872499775 .
Албанцы Арнаут Сирия.
- Озтуна, Йылмаз (1979). Великая история Турции от ее начала до наших дней: политическая, гражданская, культурная, организационная и художественная история Турции . Стамбул: Издательство Ötüken. ISBN 975-437-141-5 .
- Сондерс, Роберт А. (2011). Этнополитика в киберпространстве: Интернет, национализм меньшинств и сеть идентичности . Лэнхэм: Лексингтонские книги. ISBN 9780739141946 .
- Скулидас, Элиас (2013). «Албанские греко-православные интеллектуалы: аспекты их дискурса между албанскими и греческими национальными повествованиями (конец 19 - начало 20 веков)» . Хронос . 7 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 26 декабря 2014 г.
- Трикс, Фрэнсис (2009). Суфийское путешествие Бабы Реджеба . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781934536544 .
- Университет Висконсина (2002 г.). «Международный журнал тюркских исследований» . Международный журнал тюркских исследований . 8 (1/2).
- Зима, Майкл (2004). Египетское общество под властью Османской империи, 1517-1798 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134975136 .