Албанское искусство

Эта статья является частью серии, посвященной |
Культура Албания |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Албанское искусство ( албанский : arti shqiptar [aɾˈti ʃcipˈtaɾ] ) относится ко всем художественным выражениям и произведениям искусства в Албании или созданным албанцами . Искусство страны – это либо произведение искусства, созданное ее народом и находящееся под влиянием ее культуры и традиций . Она сохранила свои оригинальные элементы и традиции, несмотря на свою долгую и богатую событиями историю , когда Албания была заселена иллирийцами и древними греками , а затем завоевана римлянами , византийцами , венецианцами и османами .
В разное время иллирийское , древнегреческое и римское искусство развивалось в Албании и сохранилось в ряде средств массовой информации, включая архитектуру , скульптуру , керамику и мозаику . Наскальные надписи в заливе Грама и мозаика в Дурресе относятся к IV веку до нашей эры, и, тем не менее, древние руины исключительного качества доступны в Аполлонии , Биллисе , Шкодере , Бутринте и других местах по всей стране.
Центральная часть средневекового албанского искусства началась с преемницы Римской империи , а именно Византийской империи , которая управляла подавляющим большинством Албании и Балканского полуострова . [1] Постепенно он состоял из фресок , фресок и икон, написанных с замечательным использованием цвета и золота . Онуфри , Давид Селеница , Костадин Шпатараку и братья Зографи — виднейшие представители средневекового албанского искусства. Эпитафия Гллавеницы , плащанице написанная на , является одним из лучших памятников этого жанра на Балканах .
Во время османского вторжения в Албанию многие албанцы мигрировали из этого региона, спасаясь от различных социально-политических и экономических трудностей. Среди них средневековые художники Марко Басаити и Виктор Карпачи , скульптор и архитектор Андреа Николле Алекси и коллекционер произведений искусства Алессандро Альбани . [2] [3] Жители Венецианской империи основали Школу Альбанези , которая служила культурным и социальным центром для албанцев. [4]
Албанский Ренессанс в области искусства развивался впервые со времен Средневековья в совершенно разных направлениях, особенно в сторону Запада , и первоначально в нем доминировала центральная фигура Коле Идромено . Художники искали смысл, традиции и самобытность, что привело сначала к реализму , а затем к импрессионизму .
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]
В границах нынешнего албанского государства существовало несколько доисторических средиземноморских культур, которые оставили ряд живописных записей, расположенных в долине Крегьята, Горанкси , Малике , пещере Конисполь , пещере Блаз , пещере Гайтан , пещере Трени и многих других местах по всей Албании. . [5] [6] [7]
В эпоху бронзы на территории Албании начал возникать ряд иллирийских и древнегреческих племен, которые одновременно основали несколько художественных центров. Терракота широко использовалась обеими культурами, особенно для рельефов и других архитектурных целей. Немало терракотовых фигурок, в том числе иллирийских, было найдено вблизи Белша , а кроме того и по всей Албании. [8] [9] [10]
искусство В этот период также процветало гончарное , которое считается одним из самых выдающихся произведений искусства, созданных в древности. [11] В гончарном искусстве нашли воплощение различные символы, ритуалы, язык и фольклор. Деволлская керамика, названная в честь долины Деволл , изготавливалась иллирийцами. [12] Керамика иллирийцев первоначально состояла из геометрических узоров, таких как круги, квадраты, ромбы и другие подобные мотивы, но, тем не менее, позже на нее повлияла древнегреческая керамика. [13] [14]
С древнейших времен мозаикой покрывали полы в главных помещениях зданий, дворцов и гробниц, а также в парадных помещениях частных домов. Использование мозаики получило широкое распространение в Иллирии и древнегреческих колониях на иллирийском побережье Адриатического и Ионического морей . Самые ранние образцы мозаичных полов относятся к древнему периоду и находятся в Аполлонии . Бутринт , Тирана , Лин и Дуррес . [15] Красота Дурреса , самая ранняя мозаика, обнаруженная в Албании, представляет собой полихромную мозаику, состоящую в основном из разноцветной гальки . [16] Он обладает чудесной грацией фигуры и большим совершенством художественного творчества.
Римский представленных период отмечен производством скульптур, как символическое искусство . Римская скульптура во многом находилась под влиянием скульптур Греции и этрусской цивилизации , тогда как впечатляющие примеры можно найти в основном в городах Аполлония и Бутринт , которые процветали в тот период.
Средневековый византийский период
[ редактировать ]
Когда Римская империя была разделена в четвертом веке, большая часть Иллирии осталась в составе Восточной Римской империи , которая традиционно называлась Византийской империей . Византийское искусство , искусство Восточной Римской империи примерно с V века до падения Константинополя в 1453 году, было преимущественно отмечено религиозными выражениями и возобновлением интереса к техникам Римской империи, смешанным с темами христианства .
Иконы и фрески стали важным видом искусства с обширным церковным зданием в Албании. [ нужна ссылка ] Они покрывали внутренние стены священного здания , полы и купола увеличивались и увеличивались в размерах и значении. Использование золота и ярких цветов было важно, ведь каждый цвет имел свою ценность и значение. Кроме того, цвета никогда не смешивались друг с другом, а всегда использовались в чистом виде.
Самые ранние иконы Албании датируются тринадцатым веком, и, по общему мнению, их художественный пик пришелся на восемнадцатый век. [1] На сегодняшний день не обнаружено никаких картин, написанных албанцами ранее XIII века. [1] Тем не менее, в нескольких старых постройках загородного дома хранятся различные коллекции картин, относящихся к византийскому периоду.
Рукописи были еще одной важной особенностью албанского средневекового искусства. Рукописные Кодекс Бератинус и Кодекс Бератинус II — это два древних Евангелия из Берата , датируемые шестым и девятым веками. Они представляют собой одно из самых ценных сокровищ албанского культурного наследия, которое было внесено в ЮНЕСКО реестр «Память мира» в 2005 году.
К пятнадцатому веку после падения Константинополя и вторжения Османской империи в Восточную Европу Юго - искусство, созданное православными христианами, живущими на Балканах, часто называлось поствизантийским искусством . В этот период албанскими художниками было создано множество ценных памятников и артефактов. Новаторство в иконописи обогащалось новыми художественными элементами. [17] [18]

Самым известным албанским художником был Онуфри , почти всю свою жизнь проработавший в Албании и Македонии. [15] Онуфри отличался богатым использованием цветов и декоративных оттенков с некоторыми этнографическими национальными элементами, которые более заметны у его преемников Давида Селеницы , Костандина Шпатараку и братьев Зографи . [15] Они щедро расписывали разнообразные церкви и монастыри по всей Албании и соседним странам, особенно заметные в Берате , Эльбасане , Воскопое и Корче .
Традиционно считается, что османский период в Албании в пятнадцатом веке оказал негативное влияние на албанское искусство, и поэтому влияние Возрождения было угашено. Это влияние было поглощено и переосмыслено благодаря обширному строительству мечетей , открывшему новый раздел в албанском искусстве - исламское искусство . [19] Этот стиль искусства обычно изображался в высшей степени мотивами , арабесками и орнаментом из переплетающихся геометрических узоров из многоугольников, кругов, переплетенных линий и кривых. Культурное влияние Османской империи повлияло на многие аспекты культурной жизни Албании. Несмотря на местные традиции, османская визуальная культура оказала влияние на местную культуру, особенно в виде моделей визуального представления, новых тем в фресках и новых образцов украшений. [20]
Албанский ренессанс
[ редактировать ]
В девятнадцатом веке начинается знаменательная эпоха для албанского искусства. Великие освободительные действия, начавшиеся с Призренской лиги в 1878 году, которые привели к независимости в 1912 году, создали климат для нового художественного движения , которое более реалистично отражало жизнь и историю, а импрессионизм и реализм стали доминировать. [21]
Коле Идромено , пожалуй, самый известный из художников-реалистов в стране, и его часто считают родоначальником реализма в Албании. [22] Некоторые художники запечатлели историческое прошлое и самобытность албанцев в пейзажах обширных лесов, широких рек, чистейших озер, а также в портретах. Другие художники были сосредоточены на социальной критике, показывая условия жизни людей. К началу двадцатого века произошли радикальные художественные изменения и произошел патриотический ренессанс. 1883 год доминирует и отмечается созданием самых важных и прекрасных картин «Портрет Скандербега» Йорги Панарити и «Мотра Тоне» Коле Идромено .
Импрессионизм не проявлялся среди албанских художников до 1900 года. Он вдохновлял многих художников, в том числе Вангюша Мио, первого художника-импрессиониста Албании.
К середине двадцатого века Албанией стало править коммунистическое правительство, и произведения искусства, появившиеся в коммунистическую эпоху, отражают свое время. Искусство подвергалось цензуре со стороны правительства, и художников призывали создавать произведения, поддерживающие социализм . Доминирующей темой албанских картин был пролетариат , опора социалистической системы. Большая часть искусства страны сосредоточена на домашних сценах, таких как мужчины, работающие в поле, и женщины, кормящие цыплят. Кроме того, албанские художники очень популяризировали пейзажные сцены.
Современный период
[ редактировать ]
Хотя Албания перешла от коммунизма к демократии в 1991 году, ученые в настоящее время относят албанское искусство к категории « социалистического реализма » из-за его акцента на изображении реальных людей и ситуаций. Хотя большая часть албанских произведений искусства находится под влиянием импрессионизма и экспрессионизма , они наиболее реалистичны в изображении повседневной жизни. Такие работы можно найти в Национальной художественной галерее Албании и Национальном историческом музее, расположенных в Тиране. Современное албанское искусство отражает борьбу обычных албанцев, однако новые художники используют разные художественные стили, чтобы передать это послание. Албанские художники продолжают двигать искусство вперед, хотя их искусство по-прежнему остается отчетливо албанским по содержанию.
Альтернативный постмодернизм появился среди албанских художников сравнительно недавно, ряд художников и работ известны во всем мире. Среди наиболее известных албанских постмодернистов — Анри Сала , Сислей Джафа , Адриан Пачи , Альбан Хайдинай , Армандо Лулай и Хелидон Джерджи .
Постмодернистские тенденции среди албанцев впервые были замечены в 1980-х годах в Косово . [23]
Скульптуры национальных икон стали популярны по всей стране. В 1968 году скульптор Одисе Паскали (с помощью коллег-скульпторов Андреа Мана и Джанака Пасо ) построил памятник Скандербегу , национальному герою Албании, в честь 500-летия со дня его смерти, и он установлен в центре столицы Албании. Тирана .
Тиранская биеннале — главное событие современного международного искусства. Основанный в 2001 году Эди Мукой, Гезимом Кендро и Джанкарло Полити , он на протяжении многих лет пользовался вкладом многих международных кураторов, таких как Франческо Бонами , Адела Деметья , Массимилиано Джиони , Йенс Хоффманн , Ганс Ульрих Обрист и Харальд Зееманн . Обычно приглашаются многие известные албанские и зарубежные артисты. [24]
Посвящения
[ редактировать ]В разное время различные произведения изобразительного искусства иностранных художников по всей Европе , такие как картины , портреты , гравюры , скульптуры , рельефы были посвящены Албании и албанскому народу и произведения других жанров искусства .
В 1585 году художник эпохи Возрождения посвятил Паоло Веронезе картину, иллюстрирующую осаду Шкодера в средние века Шкодранам итальянский , которая находится на потолке Дворца дожей в Венеции , Италия . [25]
В 1809 году английский поэт и дворянин лорд Байрон прибыл в Албанию, что произвело большое впечатление на него и его жизнь. [26] Впоследствии Томас Филлипс завершил в 1813 году портрет лорда Байрона, на котором он изображен в традиционном албанском платье , которое Байрон также назвал самым великолепным в мире. [27]
Между 1827 и 1828 годами французский художник Александр-Габриэль Декамп посетил Албанию, результатом которого стала большая серия картин, изображающих албанцев в их костюмах. [28] Среди его самых впечатляющих и известных картин — «Албанская дуэль» и «Альбанские танцы».
Еще одним страстным британским художником и поэтом является Эдвард Лир , который отправился в Албанию в 1848 году, где его впечатляюще вдохновили албанские пейзажи. [29] Он щедро создал грандиозную коллекцию картин и рисунков, которые запечатлели культуру , традиции и земли албанцев . именно такими, какими они были [15]
Отдельные произведения были созданы еще раньше такими выдающимися авторами, как Ари Шеффер («Грате Сюлиоте»), Жан-Батист-Камиль Коро ( «Альбанез» ), Эжен Делакруа (несколько работ), Жан-Леон Жером ( несколько работ (несколько работ), Джон Сингер Сарджент ). Албанские сборщики оливок), Амедео Прециози (албанские наемники), Эрвин Спектер (Портрет албанской женщины), Шарль Барг (Голова молодого человека) и Уильям Линтон (Албанские горы).
См. также
[ редактировать ]
- Албанская традиционная татуировка
- Архитектура Албании
- Культура Албании
- Албанский институт Нью-Йорк
- Национальная галерея изобразительного искусства Албании
- Список художественных галерей в Албании
- Список общественного искусства в Албании
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюэр, Боб. Моя Албания. Нью-Йорк: Лев Тепелены П., 1992.
- Холлидей, Джон. Хитрый албанец. Лондон: Роуленд, 1986.
- Полло, Стефанак и Арбен Путо. История Албании: от истоков до наших дней. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1981.
- Мука, Эди. Албания сегодня. Время иронического оптимизма. Милан, Politi Editore, 1997.
- Швандер-Зиверс, Стефани и Бернд Дж. Фишер. Албанская идентичность. Лондон: Херст и компания , 2002.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Иконы из православных общин Албании - КОЛЛЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА КОРЧ» (PDF) . helios-eie.ekt.gr . п. 20.
- ^ Художественная галерея Уокера. Годовой отчет и бюллетень Художественной галереи Уокера, Ливерпуль .
Андреа Алесси, архитектор и скульптор, был уроженцем Дураццо в Албании и, возможно, имел местное, а не итальянское происхождение.
- ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басаити (ок. 1470 – ок. 1530)». Действует. Институт наук, литературы и искусства Венето, класс моральных наук и литературы . СХХ: 497–500.
- ^ Кэрол М. Ричардсон (2007). Знакомство с искусством эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета, 2007. с. 19. ISBN 9780300121889 .
- ^ Чека 2013 , стр. 25.
- ^ Храмы 2016 , стр. 227.
- ^ Храмы 2016 , стр. 221.
- ^ Чивичи, Н. (2007). «Анализ иллирийских терракотовых фигурок Афродиты и других керамических предметов с использованием EDXRF-спектрометрии †». Рентгеновская спектрометрия . 36 (2): 1. дои : 10.1002/xrs.945 .
- ^ Джон Бэгнелл Бери; Стэнли Артур Кук; Фрэнк Эзра Адкок (1996). Кембриджская древняя история: Империя Августа, 43 г. до н.э. – 69 г. н.э., 2-е изд., 1996 г. - Группа 10 из Кембриджской древней истории, Йорверт Эйддон Стивен Эдвардс . Университетское издательство, 1996.
- ^ «Муниципалитет Белш» . qarkuelbasan.gov.al (на албанском языке) . Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ Александр Стипчевич (1977). Иллирийцы: история и культура (ред. Александра Стипчевича). Нойес Пресс, 1977. ISBN. 9780815550525 .
- ^ Ирад Малкин (30 ноября 1998 г.). Возвращение Одиссея: колонизация и этническая принадлежность . Калифорнийский университет Press, 1998. с. 77. ИСБН 9780520920262 .
- ^ Кембриджская древняя история (изд. Джона Бедермана). Издательство Кембриджского университета, 1997. 1924. с. 230. ИСБН 9780521224963 .
- ^ Дж. М. Коулз; А. Ф. Хардинг (30 октября 2014 г.). Мои книги Мои книги по истории в Google Play Бронзовый век в Европе: введение в предысторию Европы C.2000–700 до н. э. Routledge, 2014. стр. 448–470. ISBN 9781317606000 .
- ^ Jump up to: а б с д Ферид Худри. «2.10. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (PDF) . seda.org.al. п. 2. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Албанский энциклопедический словарь, Академия наук - Тирана, 1984 (МОЗАИКА ДУРРУСА С ПОРТРЕТОМ ЖЕНЩИНЫ, стр. 726)
- ^ «ВТОРАЯ АЛБАНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» (PDF) . albanianorthodox.com (на албанском языке). Тирана. п. 2.
- ^ Дорина Арапи. «Визуальные изображения Константинополя/Стамбула и других изображений на фресках и артефактах позднего Османского века в Албании» . www.researchgate.net .
- ^ Эдмонд Манахаса; Илькнур Актуг Колай. «Наблюдения за существующими османскими мечетями в Албании» (PDF) . az.itu.edu.tr. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2020 г. Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ Дорина Арапи. «Визуальные изображения Константинополя/Стамбула и других изображений на фресках и артефактах позднего Османского века в Албании» . www.researchgate.net .
- ^ МэриЛи Ноултон (2005). Албания - Группа 23 от Cultures of the world . Маршалл Кавендиш, 2004. стр. 102–103. ISBN 9780761418528 .
- ^ Ферид Худри (2003). Албания через искусство . Тирана: Онуфри. ISBN 978-9992753675 .
- ^ «Шкельзен Малики, журнал Umelec» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 18 сентября 2009 г.
- ^ ТИКА
- ^ Марин Барлети (2012). Осада Шкодры: мужественная позиция Албании против османского завоевания, 1478 г. (ред. Дэвида Хосафлука). Дэвид Хосафлук, 2012. с. 17. ISBN 9789995687779 .
- ^ Джон Галт (1835). Жизнь лорда Байрона . Гарвардский университет: Harper & Brothers, 1835. стр. 96–100.
- ^ Майкл Хюттлер; Эмили М.Н. Куглер; Ганс Эрнст Вайдингер (05 августа 2015 г.). Османская империя и европейский театр Том III: Образы гарема в литературе и театре . Hollitzer Wissenschaftsverlag, 2015. ISBN. 9783990120736 .
- ^ Дьюи Ф. Мосби (1977). Александр-Габриэль Декамп, 1803–1860, Группа 1. Выдающиеся диссертации в области изящных искусств. Александр-Габриэль Декамп, 1803–1860, Дьюи Ф. Мосби . Паб «Гарланд», 1977. с. 366. ИСБН 9780824027148 .
- ^ Роберт Элси (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании - Группа 75 от Исторических словарей Европы (под ред. Роберта Элси). Scarecrow Press, 2010. стр. 270–271. ISBN 9780810873803 .
Источники
[ редактировать ]- Чека, Неритан (2013). Иллирийцы албанцам . Тирана: Нигжени. ISBN 9789928407467 .
- Темплер, Майкл (2016). Что случилось с южноевропейскими охотниками-собирателями при появлении земледелия между Западной Анатолией и истоком Адриатического моря (9000-4500 гг. до н.э.)?: Повествовательное описание, основанное на археологических данных (доктор философии). Университет Невшателя.