азербайджанское искусство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Часть серии о |
азербайджанцы |
---|
Культура |
Традиционные места расселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
Азербайджанское искусство ( азербайджанский : Azərbaycan təsviri sənəti ) — искусство, созданное азербайджанцами . Они создали богатое и самобытное искусство, большую часть которого составляют предметы прикладного искусства . Этот вид искусства, уходящий корнями в древность, представлен широким спектром ремесел, таких как чеканка (обработка металла), изготовление ювелирных изделий, гравировка, резьба по дереву, камню и кости, ковроткачество, кружевоплетение, плетение и печатание узоров, вязание. и вышивка. Каждое из этих декоративных искусств является свидетельством культуры и способностей азербайджанского народа и пользуется там большой популярностью. Много интересных фактов, касающихся развития декоративно-прикладного искусства в Азербайджане, сообщили купцы, путешественники и дипломаты, посетившие эти места в разное время.
Доисторическое искусство
изображения, отражающие магию, тотемические представления древних людей, их религиозные обычаи и сцены охоты, Высеченные на скалах Гобустана являются свидетельством первобытного искусства, созданного в эпоху палеолита . Резные изображения мужчин и женщин, сцены рыбалки, изображения танцующих на камнях людей, скачущих лошадей, охотников, одинокая фигура жнеца с серпом, хороводы типа яллы (народный танец), лодки с гребцами, солярные знаки и различные Там были изображены и найдены дикие животные. [1]
Петроглифы Гамигая в районе Ордубадского района датируются четвертым-первым веками до нашей эры. скалах обнаружено около 1500 смещенных и вырезанных наскальных рисунков с изображениями оленей, коз, быков, собак, змей, птиц, фантастических существ, людей, повозок и различных символов На базальтовых . [2]
Средний возраст
Развитие старых и появление новых городов способствовало развитию караванной торговли и расширению ремесленного производства. Многие города славятся ткачеством ковров, производством художественных керамических кувшинов, изделий из золота и серебра.
Одной из самых известных находок того времени является каменная шапка V–VI веков, обнаруженная в городище Судагилян Мингечевирского района. хранится чаша, обнаруженная в селе Бартим, датируемая вторым-четвертым веками В Московском историческом музее .
Захват Кавказской Албании арабами в VII веке имел большое значение для дальнейшего развития изобразительного искусства. мусульманская , иранская и арабская На территории современного Азербайджана начали распространяться культуры. Последовало строительство мечетей, мавзолеев, замков и других культовых памятников архитектуры, украшенных различными узорами и орнаментами, каллиграфическими элементами (на эпитафиях), изразцами и барельефами. Исламские ограничения на изображение живых существ стимулировали развитие орнаментальных форм декоративного искусства. . украшения мавзолея Момине-хатун в Нахчыване, построенного в эпоху Сельджуков и Ханегаха на берегу реки Пирсаат Памятниками того времени являются .
Малые государства появились на территории Азербайджана после ослабления Арабского Халифата . Местные художественные школы были открыты в таких городах, как Барда , Шемаха, Бейлаган , Гянджа , Нахчыван и Шабран . архитектурные школы в Нахчыване , Ширван - Абшероне и Тебризе Среди них важнейшими являются . Памятники и здания «Нахчыванской школы» отличаются керамическими деталями, которые изначально были одноцветными, но затем стали разноцветными. Орнаментальные мотивы в основном состояли из обожженного кирпича и плитки. Гладкие каменные стены редко использовались в архитектурных элементах, принадлежащих архитектурной школе «Ширван-Абшерон». Важное место в постройках этой архитектурной школы занимают образцы камнерезного искусства, геометрические и растительные орнаменты.
Художественная ценность « диванхана » (ротонды-павильона) из ансамбля Дворца Ширваншахов «определяется совершенством композиции, тектоникой архитектурных форм, виртуозностью живописи и создания орнаментов» по мнению Л. Бретацинки и Б. .Веймарн.
обнаружены камни с надписями и изображениями людей и животных (тигра, верблюда, лошади, быка и птицы). В памятнике архитектуры Ширваншахов под названием Сабаильский замок, построенном в XIII веке в Бакинской бухте , [4] Фризам свойственен глубокий стиль резьбы. Этот памятник представляет собой образец скульптурного искусства, где надписи и выразительные изображения были решающим фактором в декоративном оформлении зданий. Культурные традиции древней Кавказской Албании сохранены в каменных рельефах. [5]
Баиловские . камни, имевшие характеристики фризов, включали декоративные элементы на великие памятники архитектуры того времени
Керамические изделия, обнаруженные при археологических раскопках в Шабране и Байлагане, свидетельствуют о высоком уровне развития изобразительного искусства в средние века .
15 век
Азербайджанские ковры
Азербайджанские ковры – продукт Азербайджана, древнего центра ковроткачества. Азербайджан также известен с древних времен как центр множества других ремесел. Археологические раскопки на территории свидетельствуют о хорошо развитом сельском хозяйстве, животноводстве, металлообработке, гончарном и керамическом деле, ковроткачестве, датируемых еще II тысячелетием до нашей эры. Развитие ковроткачества возросло после Исмаила I прихода к власти династии Сефевидов .
Азербайджанские ковры можно разделить на несколько больших групп и множество подгрупп. Научные исследования азербайджанского ковра связаны с Лятифом Керимовым выдающимся ученым и художником . Он разделил ковры на четыре большие группы в четырех географических зонах Азербайджана: Губа-Ширван, Гянджа-Казах, Карабах и Тебриз. [6]
Карабахский ковер является одной из пяти (основных региональных групп ковров, производимых в Азербайджане, названных в честь Карабахского региона, включающего в себя современный Нагорный Карабах и прилегающие равнинные территории (Низменный Карабах). Карабахские ковры насчитывают 33 композиции. Особенности местной овечьей шерсти, карабахские ковры характеризуются толстым, высоким, пушистым ворсом. Эти ковры известны своими яркими и радостными цветами. Они делятся на четыре группы: без медальонов, с медальонами, намазлык (молитвенный коврик). , и предметный ковер. В горной части Карабаха ковры изготавливали в Малыбейли, Мурадханлы, Дашбулахе, Джебраиле, Горадисе и многих других селах.
- Ковер «Улдузлу», Казахская школа, Азербайджанский музей ковра.
- Ковер «Гёвхер», Карабахская школа, Национальный художественный музей Азербайджана.
- Ковер "Шамахы", Ширванская школа, Музей Виктории и Альберта.
- Ковер «Гянджа», Гянджинская школа , Азербайджанский музей ковра
- Ковер «Хила-Афшан», Бакинская школа, Азербайджанский музей ковра
- Ковер «Прабадил», Губинская школа , Азербайджанский музей ковра
17-18 века
19 - начало 20 веков
Декоративное искусство
С 19 по начало 20 века прославились несколько художников декоративного искусства, не имевших формального художественного образования. Один из них, Мир Мохсун Навваб , также известный как поэт, теоретик музыки и каллиграф, был одним из самых известных художников того времени. Его творения имеют важное значение в сфере искусства. Для его творчества характерны орнаментальные настенные росписи, изображения цветов и птиц, иллюстрации к собственным рукописям ( «Бахр-уль Хазан» («Море печали», 1864). [7]
Уста Гамбар Карабаги представляет национальные традиции настенной росписи (1830–1905 гг.). Он известен своими работами по реставрации Дворца шекинских ханов, росписями в интерьерах домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Его картины не нарушали плоскостность стен, а подчеркивали их архитектурные детали. Его новые работы отличались ростом реалистических черт. [8]
пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства, выполненные поэтессой Хуршидбану Натаван Следует также отметить . Свои стихи она также украсила мотивами лирического искусства. [9] такие художники, как Авазали Муганлы ( «Калила и Димна» , 1809), Мирза Алигулу ( Шахнаме, 1850), Наджафгулу Шамахили ( «Юсуф и Зулайха» Среди известных азербайджанских художников-миниатюристов того времени были , 1887) и другие.
Станковая живопись
Новое прогрессивное изобразительное искусство Азербайджана в XIX веке столкнулось с задержкой в развитии. Развитие реалистической станковой живописи шло крайне медленно. [7] [ нужны разъяснения ]
В этот период началось зарождение станковой живописи в азербайджанском изобразительном искусстве, но произведения того периода, такие как портреты, написанные в Иреване , «все еще были прочно связаны с традициями восточной миниатюры средневековья». [8]
Художник Мирза Гадим Иравани , также не имевший профессионального художественного образования, известен главным образом как художник-портретист. Танцор , Дервиш , Силач и Кавалерист — его самые популярные произведения. Его работы хранятся в Национальном художественном музее Азербайджана. Среди этих работ портрет юноши, портрет сидящей женщины и другие. Иравани, творчество которого было прочно связано с традициями восточной миниатюры средневековья, заложило основы реалистической станковой живописи в Азербайджане. [7]
картины во дворце Сардара в Иреване, а также портреты Фатх Али Шаха , Аббаса Мирзы К числу известных работ Мирзы Гадима Иравани относятся , Мах Талат ханым и Ваджуллы Мирзы. Помимо этих портретов он написал еще портрет Неизвестного воина . [7] Дворец был снесен в 1914 году, также были уничтожены четыре великих портрета на стенах дворца, а также картины на стенах домов в Шуше. [7]
Тимура Также известен «Портрет » Мира Мохсуна Навваба, написанный акварелью в 1902 году и ныне находящийся в Национальном художественном музее Азербайджана в Баку.
Жанр сатирической графики появился с выходом в начале 20 века журнала «Молла Насреддин» и развитием книгоиздания. В этой сфере искусства активно работали такие художники журнала, как О.Шемрлинг, И.Роттер, А.Азимзаде и К.Мусаев. Азим Азимзаде – основоположник сатирической графики Азербайджана. [10] его острые карикатуры и гротески, высмеивающие социальное неравенство, невежество, фанатизм и гнет царизма Известны также . Известны его серия акварельных картин « Сотня типов» , посвященная свободе женщин, атеизму и политическим мотивам, а также иллюстрации из Мирзы Алекпера Сабира « Хопхопнам » собрания работ .
Бахруз Кенгерлы – первый азербайджанский художник, получивший профессиональное образование, был одним из основоположников реалистического станкового искусства Азербайджана. Создал такие пейзажи, как « Гора Иланлы под луной» , «Перед рассветом» , « Весна» . Также он создал портреты несчастных людей в серии «Беженцы» и бытовые композиции «Сватовство» и «Свадьба» . Его альбом «Память о Нахчыване», состоящий из двадцати пейзажей, хранится в Национальном художественном музее Азербайджана.
Кенгерлы нарисовал эскизы костюмов к спектаклям «Мертвецы» ( Дж.Мамедгулузаде ), «Гаджи Гара» ( М.Ф.Ахундов ), «Пери Джауд» ( А.Хагвердиев ) и других пьес, поставленных в Нахчыване, в 1910 году.
- Дерево жизни , роспись по стеклу. Карабах . Национальный Художественный Музей Азербайджана .
- Неизвестный азербайджанский художник – Портрет Дарвиша Нурали Шаха
- Пейзаж с горами. Бахруз Кенгерли . Начало 20 века.
- Портрет шейха уль Ислама . Али бек Гусейнзаде . Начало 20 века.
- Портрет Физули . Азим Азимзаде , 1914 год.
20 век
Азербайджанская Демократическая Республика
Музей Независимости Азербайджана , где были созданы национальные символы Азербайджана (государственный герб и государственный флаг), был основан в Баку в 1919 году, после образования Азербайджанской Демократической Республики . В музее прошли встречи, посвященные сохранению исторических памятников. В то время журнал «Фуюзат» издавал Али бек Гусейнзаде , выдающийся философ, журналист и художник того времени, пионер искусства масляной живописи в Азербайджане. [11] [ не удалось пройти проверку ] Самые известные работы Гусейнзаде — «Мечеть Биби-Эйбат» и «Портрет шейх-уль-ислама» . [11] [ не удалось пройти проверку ]
Советский Азербайджан
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году в Азербайджане развивались новые виды искусства. В 1920 году в Баку была открыта первая художественная школа, где были созданы новые жанры изобразительного искусства. [12]
В 1930-е годы в сфере графического дизайна работали такие художники, как Азим Азимзаде, Фархад Халилов , Х.Халигов, И.Ахундов, А.Гаджиев, М.А.Власов, К.Кязимзаде, А.Мамедов и другие. Были нарисованы иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. Также были созданы плакаты, относящиеся к темам того времени.
В 1928 году состоялась первая художественная выставка Союза молодых художников Азербайджана. В 1930-е годы большим успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционных изобразительных искусств.
В 1932 году был создан Комитет азербайджанских художников. В тот период получили известность такие произведения, как «Сбор винограда» С. Шарифзаде, «Портрет Азима Азимзаде» Х. Хагвердиева и «Портрет Низами Гянджеви» Газанфара Халигова. Следует также упомянуть работы Микаила Абдуллаева , Б.Мирзазаде, Б.Алиевой, Саттара Бахлулзаде и К.Ханларовой. Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году.
Обычно во время Второй мировой войны рисовались политические плакаты и сатирические карикатуры. Создателями этого вида искусства были такие известные художники, как Х.Халигов, И.Ахундов, А.Гаджиев, С.Шарифзаде.
Зрелый этап азербайджанского изобразительного искусства начался в середине 1950-х годов. Микаил Абдуллаев , Тахир Салахов , Видади Нариманбеков , Саттар Бахлулзаде , Тогрул Нариманбеков , Гейсар Кашиева и другие были известными художниками Советского Азербайджана второй половины 20 века. [13] [14] Тахиру Салахову приписывают создание версии «сурового реализма», более правдивой для мрачной реальности жизни рабочих, чем яркая уверенность социалистического реализма . [15]
Б.Алиев, И.Фейзуллаев, А.Мамедов, А.Вердиев и другие изображали в своих произведениях темы труда и промышленности. А вот произведения Эльбея Рзагулиева , Т.Садигзаде, Арифа Гусейнова , К.Наджафзаде и других посвящены историческому прошлому, традициям и обычаям азербайджанского народа, войне и миру. Дж. Мирджавадова, Н. Рахманова, К. Ахмедова, Г. Юнусова, С. Вейсова, А. Ибрагимова, И. Мамедова, С. Мирзазаде, Ф. Гашимова, Ф. Гуламова, А. Самадова и другие рисовали мифологические образы.
Марал Рахманзаде была первой азербайджанской художницей с профессиональным художественным образованием, добившейся больших успехов в области станковой живописи и книжной иллюстрации.
21 век
Независимый Азербайджан
Начало XXI века можно рассматривать как период стабилизации и оживления, отмеченный Теймуром Дайми в 2001 году для каталога международной выставки, изданного на английском и французском языках в Страсбурге в 2002 году. [16]
Международный фестиваль искусств «Девичья башня» проводится с 2010 года с целью популяризации во всем мире Девичьей башни в Старом городе Баку , включенной в в ЮНЕСКО Список всемирного наследия 2000 году и считающейся символом Баку. [17] В 2012 году в Азербайджане состоялся Бакинский фестиваль паблик-арта 2012, первый в стране фестиваль современного искусства. [18]
В 2000-х годах художественная фотография стала популярной в Азербайджане, и такие имена, как Рена Эффенди, устраивали выставки в Лондоне и Нью-Йорке . [15]
В 2010 году искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджане было внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества . [19] Учитывая свое социально-экономическое значение, азербайджанское народно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, является предметом особого внимания со стороны правительства в целях сохранения, изучения, популяризации и развития традиций ковроткачества азербайджанского народа. [20] [21] В связи с этим в декабре 2004 года был принят Закон «О защите и развитии коврового искусства Азербайджана». [22] День ковровщика стали отмечать 5 мая согласно Указу Президента. [23] Новое здание Азербайджанского музея ковра по проекту австрийского архитектора Франца Янца в форме свернутого ковра было построено в 2007-2014 годах. [24] утвердил государственную программу «Охрана и развитие коврового искусства в Азербайджанской Республике на 2018–2022 годы» Кроме того, в феврале 2018 года Президент Ильхам Алиев . [21]
Музеи азербайджанского и западного искусства Азербайджана
- Национальный музей истории Азербайджана
- Азербайджанский Музей Ковра
- Центр Гейдара Лиева
- Азима Азимзаде Дом-музей
- Дом-музей Бахруза Кенгерлы
- Бакинский Музей Миниатюрной Книги
- Бакинский Музей Современного Искусства
- Гобустанский национальный парк
- Национальный Художественный Музей Азербайджана
- Нахчыванский музей под открытым небом
- Саттара Бахлулзаде Дом-музей
См. также
Ссылки
- ^ «Культурный ландшафт наскального искусства Гобустана» . Конвенция о всемирном наследии . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ "Наскальные рисунки Гямигая" (PDF) . irs-az.com . Archived (PDF) from the original on 2014-03-08 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ Бретаницкий, Л. С.; Веймарн, Б. В. "Очерки истории и теории изобразительных искусств" (PDF) . elibrary.az . Archived from the original (PDF) on February 15, 2010 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ "Художественная энциклопедия" . dic.academic.ru . Archived from the original on 2010-12-08 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ "Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств. Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга вторая. Искусство Ближнего и Среднего Востока. Искусство Азербайджана" . Archived from the original on April 11, 2016 . Retrieved October 26, 2014 .
- ^ «Арт-Гоминьдан» . www.kmt.az. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и "Гюнай Джафарова. Творчество М. К. Эривани нашедшее отражение в исследованиях К.Керимова" . Archived from the original on 2018-10-08 . Retrieved 2014-10-26 .
- ^ Перейти обратно: а б Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинског (1964). Всеобщая история искусств . Vol. 5. Moscow: Искусство.
- ^ "Живопись Азербайджана" . azeri.ws . Archived from the original on October 26, 2014 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ "Азимзаде Азим Аслан оглы в Большой советской" . bse.sci-lib.com . Archived from the original on 2014-07-22 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонатан М. Блум, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета . п. 513. ИСБН 9780195309911 .
- ^ "Изобразительное искусство в XIX — первой половине XX века" . mct.gov.az . Archived from the original on July 20, 2012 . Retrieved March 1, 2021 .
- ^ «Азербайджанские художники» . www.arthistoryarchive.com . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ История живописи Азербайджана . www.azerbaijans.com (на русском языке) . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крайтон-Миллер, Эмма (27 ноября 2009 г.). «Азербайджанские художники покоряют мир» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ "Изобразительное искусство Азербайджана конца II начала III тысячелетия Сообщество любителей изящных искусств" . www.baku.ru . Retrieved 2019-08-12 .
- ^ «Международный фестиваль искусств «Девичья башня» . www.heydar-aliiev-foundation.org . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Михальская, Юлия. «В Азербайджане состоялся первый фестиваль искусств» . www.theartnewspaper.com . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ «ЮНЕСКО – Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике» . ich.unesco.org . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «ЮНЕСКО – Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике» . ich.unesco.org . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Об утверждении Государственной программы «Охраны и развития коврового искусства в Азербайджанской Республике на 2018-2022 годы» » . Министерство юстиции Азербайджана - База данных нормативных правовых актов . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «Закон «О защите и развитии коврового искусства Азербайджана» » . Министерство юстиции Азербайджана - База данных нормативных правовых актов . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ "Азербайджан отмечает День ковровщицы | Вестник Кавказа" . Вестниккавказа.нет . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ «Азербайджанский Национальный Музей Ковра» . azcarpetmuseum.az . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 г. Проверено 18 сентября 2019 г.