Jump to content

азербайджанское искусство

Страница расширена и защищена
(Перенаправлено с «Искусство Азербайджана »)

Азербайджанское искусство ( азербайджанский : Azərbaycan təsviri sənəti ) — искусство, созданное азербайджанцами . Они создали богатое и самобытное искусство, большую часть которого составляют предметы прикладного искусства . Этот вид искусства, уходящий корнями в древность, представлен широким спектром ремесел, таких как чеканка (обработка металла), изготовление ювелирных изделий, гравировка, резьба по дереву, камню и кости, ковроткачество, кружевоплетение, плетение и печатание узоров, вязание. и вышивка. Каждое из этих декоративных искусств является свидетельством культуры и способностей азербайджанского народа и пользуется там большой популярностью. Много интересных фактов, касающихся развития декоративно-прикладного искусства в Азербайджане, сообщили купцы, путешественники и дипломаты, посетившие эти места в разное время.

Доисторическое искусство

Наскальные рисунки в Гобустане

изображения, отражающие магию, тотемические представления древних людей, их религиозные обычаи и сцены охоты, Высеченные на скалах Гобустана являются свидетельством первобытного искусства, созданного в эпоху палеолита . Резные изображения мужчин и женщин, сцены рыбалки, изображения танцующих на камнях людей, скачущих лошадей, охотников, одинокая фигура жнеца с серпом, хороводы типа яллы (народный танец), лодки с гребцами, солярные знаки и различные Там были изображены и найдены дикие животные. [1]

Петроглифы Гамигая в районе Ордубадского района датируются четвертым-первым веками до нашей эры. скалах обнаружено около 1500 смещенных и вырезанных наскальных рисунков с изображениями оленей, коз, быков, собак, змей, птиц, фантастических существ, людей, повозок и различных символов На базальтовых . [2]

Средний возраст

Обнаруженная в храме поселения Судагилян Мингечевирского района каменная шапка V–VI веков с надписью на кавказском албанском языке. [3]

Развитие старых и появление новых городов способствовало развитию караванной торговли и расширению ремесленного производства. Многие города славятся ткачеством ковров, производством художественных керамических кувшинов, изделий из золота и серебра.

Одной из самых известных находок того времени является каменная шапка V–VI веков, обнаруженная в городище Судагилян Мингечевирского района. хранится чаша, обнаруженная в селе Бартим, датируемая вторым-четвертым веками В Московском историческом музее .

Орнамент мавзолея Момине-хатун в Нахчыване, 12 век.

Захват Кавказской Албании арабами в VII веке имел большое значение для дальнейшего развития изобразительного искусства. мусульманская , иранская и арабская На территории современного Азербайджана начали распространяться культуры. Последовало строительство мечетей, мавзолеев, замков и других культовых памятников архитектуры, украшенных различными узорами и орнаментами, каллиграфическими элементами (на эпитафиях), изразцами и барельефами. Исламские ограничения на изображение живых существ стимулировали развитие орнаментальных форм декоративного искусства. . украшения мавзолея Момине-хатун в Нахчыване, построенного в эпоху Сельджуков и Ханегаха на берегу реки Пирсаат Памятниками того времени являются .

«Диванхана». Фрагмент украшения. Дворец Ширваншахов в Баку, 15 век.

Малые государства появились на территории Азербайджана после ослабления Арабского Халифата . Местные художественные школы были открыты в таких городах, как Барда , Шемаха, Бейлаган , Гянджа , Нахчыван и Шабран . архитектурные школы в Нахчыване , Ширван - Абшероне и Тебризе Среди них важнейшими являются . Памятники и здания «Нахчыванской школы» отличаются керамическими деталями, которые изначально были одноцветными, но затем стали разноцветными. Орнаментальные мотивы в основном состояли из обожженного кирпича и плитки. Гладкие каменные стены редко использовались в архитектурных элементах, принадлежащих архитектурной школе «Ширван-Абшерон». Важное место в постройках этой архитектурной школы занимают образцы камнерезного искусства, геометрические и растительные орнаменты.

Художественная ценность « диванхана » (ротонды-павильона) из ансамбля Дворца Ширваншахов «определяется совершенством композиции, тектоникой архитектурных форм, виртуозностью живописи и создания орнаментов» по ​​мнению Л. Бретацинки и Б. .Веймарн.

обнаружены камни с надписями и изображениями людей и животных (тигра, верблюда, лошади, быка и птицы). В памятнике архитектуры Ширваншахов под названием Сабаильский замок, построенном в XIII веке в Бакинской бухте , [4] Фризам свойственен глубокий стиль резьбы. Этот памятник представляет собой образец скульптурного искусства, где надписи и выразительные изображения были решающим фактором в декоративном оформлении зданий. Культурные традиции древней Кавказской Албании сохранены в каменных рельефах. [5]

Баиловские . камни, имевшие характеристики фризов, включали декоративные элементы на великие памятники архитектуры того времени

Керамические изделия, обнаруженные при археологических раскопках в Шабране и Байлагане, свидетельствуют о высоком уровне развития изобразительного искусства в средние века .

15 век

Азербайджанские ковры

Азербайджанская вышивка из Гянджи

Азербайджанские ковры – продукт Азербайджана, древнего центра ковроткачества. Азербайджан также известен с древних времен как центр множества других ремесел. Археологические раскопки на территории свидетельствуют о хорошо развитом сельском хозяйстве, животноводстве, металлообработке, гончарном и керамическом деле, ковроткачестве, датируемых еще II тысячелетием до нашей эры. Развитие ковроткачества возросло после Исмаила I прихода к власти династии Сефевидов .

Азербайджанские ковры можно разделить на несколько больших групп и множество подгрупп. Научные исследования азербайджанского ковра связаны с Лятифом Керимовым выдающимся ученым и художником . Он разделил ковры на четыре большие группы в четырех географических зонах Азербайджана: Губа-Ширван, Гянджа-Казах, Карабах и Тебриз. [6]

Карабахский ковер является одной из пяти (основных региональных групп ковров, производимых в Азербайджане, названных в честь Карабахского региона, включающего в себя современный Нагорный Карабах и прилегающие равнинные территории (Низменный Карабах). Карабахские ковры насчитывают 33 композиции. Особенности местной овечьей шерсти, карабахские ковры характеризуются толстым, высоким, пушистым ворсом. Эти ковры известны своими яркими и радостными цветами. Они делятся на четыре группы: без медальонов, с медальонами, намазлык (молитвенный коврик). , и предметный ковер. В горной части Карабаха ковры изготавливали в Малыбейли, Мурадханлы, Дашбулахе, Джебраиле, Горадисе и многих других селах.

17-18 века

эпохи Сефевидов Медный кувшин в Национальном музее истории Азербайджана

19 - начало 20 веков

Декоративное искусство

Портреты во дворце Сардара в Иреване в Эриванской крепости , картина Мирзы Гадима Иревани.
Древо жизни Уста Гамбара Карабахи

С 19 по начало 20 века прославились несколько художников декоративного искусства, не имевших формального художественного образования. Один из них, Мир Мохсун Навваб , также известный как поэт, теоретик музыки и каллиграф, был одним из самых известных художников того времени. Его творения имеют важное значение в сфере искусства. Для его творчества характерны орнаментальные настенные росписи, изображения цветов и птиц, иллюстрации к собственным рукописям ( «Бахр-уль Хазан» («Море печали», 1864). [7]

Уста Гамбар Карабаги представляет национальные традиции настенной росписи (1830–1905 гг.). Он известен своими работами по реставрации Дворца шекинских ханов, росписями в интерьерах домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Его картины не нарушали плоскостность стен, а подчеркивали их архитектурные детали. Его новые работы отличались ростом реалистических черт. [8]

пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства, выполненные поэтессой Хуршидбану Натаван Следует также отметить . Свои стихи она также украсила мотивами лирического искусства. [9] такие художники, как Авазали Муганлы ( «Калила и Димна» , 1809), Мирза Алигулу ( Шахнаме, 1850), Наджафгулу Шамахили ( «Юсуф и Зулайха» Среди известных азербайджанских художников-миниатюристов того времени были , 1887) и другие.

Станковая живопись

Азербайджанка, картина Аббаса Гусейни , 1908 год.

Новое прогрессивное изобразительное искусство Азербайджана в XIX веке столкнулось с задержкой в ​​развитии. Развитие реалистической станковой живописи шло крайне медленно. [7] [ нужны разъяснения ]

В этот период началось зарождение станковой живописи в азербайджанском изобразительном искусстве, но произведения того периода, такие как портреты, написанные в Иреване , «все еще были прочно связаны с традициями восточной миниатюры средневековья». [8]

Художник Мирза Гадим Иравани , также не имевший профессионального художественного образования, известен главным образом как художник-портретист. Танцор , Дервиш , Силач и Кавалерист — его самые популярные произведения. Его работы хранятся в Национальном художественном музее Азербайджана. Среди этих работ портрет юноши, портрет сидящей женщины и другие. Иравани, творчество которого было прочно связано с традициями восточной миниатюры средневековья, заложило основы реалистической станковой живописи в Азербайджане. [7]

Золотой женский пояс. Техника Шабака. Национальный музей истории Азербайджана .
Золотая брошь с бриллиантом, изумрудом, рубином. Национальный музей истории Азербайджана.

картины во дворце Сардара в Иреване, а также портреты Фатх Али Шаха , Аббаса Мирзы К числу известных работ Мирзы Гадима Иравани относятся , Мах Талат ханым и Ваджуллы Мирзы. Помимо этих портретов он написал еще портрет Неизвестного воина . [7] Дворец был снесен в 1914 году, также были уничтожены четыре великих портрета на стенах дворца, а также картины на стенах домов в Шуше. [7]

Тимура Также известен «Портрет » Мира Мохсуна Навваба, написанный акварелью в 1902 году и ныне находящийся в Национальном художественном музее Азербайджана в Баку.

Жанр сатирической графики появился с выходом в начале 20 века журнала «Молла Насреддин» и развитием книгоиздания. В этой сфере искусства активно работали такие художники журнала, как О.Шемрлинг, И.Роттер, А.Азимзаде и К.Мусаев. Азим Азимзаде – основоположник сатирической графики Азербайджана. [10] его острые карикатуры и гротески, высмеивающие социальное неравенство, невежество, фанатизм и гнет царизма Известны также . Известны его серия акварельных картин « Сотня типов» , посвященная свободе женщин, атеизму и политическим мотивам, а также иллюстрации из Мирзы Алекпера Сабира « Хопхопнам » собрания работ .

Бахруз Кенгерлы – первый азербайджанский художник, получивший профессиональное образование, был одним из основоположников реалистического станкового искусства Азербайджана. Создал такие пейзажи, как « Гора Иланлы под луной» , «Перед рассветом» , « Весна» . Также он создал портреты несчастных людей в серии «Беженцы» и бытовые композиции «Сватовство» и «Свадьба» . Его альбом «Память о Нахчыване», состоящий из двадцати пейзажей, хранится в Национальном художественном музее Азербайджана.

Кенгерлы нарисовал эскизы костюмов к спектаклям «Мертвецы» ( Дж.Мамедгулузаде ), «Гаджи Гара» ( М.Ф.Ахундов ), «Пери Джауд» ( А.Хагвердиев ) и других пьес, поставленных в Нахчыване, в 1910 году.

20 век

Азербайджанская Демократическая Республика

Музей Независимости Азербайджана , где были созданы национальные символы Азербайджана (государственный герб и государственный флаг), был основан в Баку в 1919 году, после образования Азербайджанской Демократической Республики . В музее прошли встречи, посвященные сохранению исторических памятников. В то время журнал «Фуюзат» издавал Али бек Гусейнзаде , выдающийся философ, журналист и художник того времени, пионер искусства масляной живописи в Азербайджане. [11] [ не удалось пройти проверку ] Самые известные работы Гусейнзаде — «Мечеть Биби-Эйбат» и «Портрет шейх-уль-ислама» . [11] [ не удалось пройти проверку ]

Советский Азербайджан

После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году в Азербайджане развивались новые виды искусства. В 1920 году в Баку была открыта первая художественная школа, где были созданы новые жанры изобразительного искусства. [12]

Праздник в деревне . Азим Азимзаде , 1930-е годы.

В 1930-е годы в сфере графического дизайна работали такие художники, как Азим Азимзаде, Фархад Халилов , Х.Халигов, И.Ахундов, А.Гаджиев, М.А.Власов, К.Кязимзаде, А.Мамедов и другие. Были нарисованы иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. Также были созданы плакаты, относящиеся к темам того времени.

В 1928 году состоялась первая художественная выставка Союза молодых художников Азербайджана. В 1930-е годы большим успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционных изобразительных искусств.

В 1932 году был создан Комитет азербайджанских художников. В тот период получили известность такие произведения, как «Сбор винограда» С. Шарифзаде, «Портрет Азима Азимзаде» Х. Хагвердиева и «Портрет Низами Гянджеви» Газанфара Халигова. Следует также упомянуть работы Микаила Абдуллаева , Б.Мирзазаде, Б.Алиевой, Саттара Бахлулзаде и К.Ханларовой. Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году.

Обычно во время Второй мировой войны рисовались политические плакаты и сатирические карикатуры. Создателями этого вида искусства были такие известные художники, как Х.Халигов, И.Ахундов, А.Гаджиев, С.Шарифзаде.


Зрелый этап азербайджанского изобразительного искусства начался в середине 1950-х годов. Микаил Абдуллаев , Тахир Салахов , Видади Нариманбеков , Саттар Бахлулзаде , Тогрул Нариманбеков , Гейсар Кашиева и другие были известными художниками Советского Азербайджана второй половины 20 века. [13] [14] Тахиру Салахову приписывают создание версии «сурового реализма», более правдивой для мрачной реальности жизни рабочих, чем яркая уверенность социалистического реализма . [15]

Б.Алиев, И.Фейзуллаев, А.Мамедов, А.Вердиев и другие изображали в своих произведениях темы труда и промышленности. А вот произведения Эльбея Рзагулиева , Т.Садигзаде, Арифа Гусейнова , К.Наджафзаде и других посвящены историческому прошлому, традициям и обычаям азербайджанского народа, войне и миру. Дж. Мирджавадова, Н. Рахманова, К. Ахмедова, Г. Юнусова, С. Вейсова, А. Ибрагимова, И. Мамедова, С. Мирзазаде, Ф. Гашимова, Ф. Гуламова, А. Самадова и другие рисовали мифологические образы.

Марал Рахманзаде была первой азербайджанской художницей с профессиональным художественным образованием, добившейся больших успехов в области станковой живописи и книжной иллюстрации.

21 век

Независимый Азербайджан

Бакинский Музей Современного Искусства

Начало XXI века можно рассматривать как период стабилизации и оживления, отмеченный Теймуром Дайми в 2001 году для каталога международной выставки, изданного на английском и французском языках в Страсбурге в 2002 году. [16]


Международный фестиваль искусств «Девичья башня» проводится с 2010 года с целью популяризации во всем мире Девичьей башни в Старом городе Баку , включенной в в ЮНЕСКО Список всемирного наследия 2000 году и считающейся символом Баку. [17] В 2012 году в Азербайджане состоялся Бакинский фестиваль паблик-арта 2012, первый в стране фестиваль современного искусства. [18]

В 2000-х годах художественная фотография стала популярной в Азербайджане, и такие имена, как Рена Эффенди, устраивали выставки в Лондоне и Нью-Йорке . [15]

В 2010 году искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджане было внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества . [19] Учитывая свое социально-экономическое значение, азербайджанское народно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, является предметом особого внимания со стороны правительства в целях сохранения, изучения, популяризации и развития традиций ковроткачества азербайджанского народа. [20] [21] В связи с этим в декабре 2004 года был принят Закон «О защите и развитии коврового искусства Азербайджана». [22] День ковровщика стали отмечать 5 мая согласно Указу Президента. [23] Новое здание Азербайджанского музея ковра по проекту австрийского архитектора Франца Янца в форме свернутого ковра было построено в 2007-2014 годах. [24] утвердил государственную программу «Охрана и развитие коврового искусства в Азербайджанской Республике на 2018–2022 годы» Кроме того, в феврале 2018 года Президент Ильхам Алиев . [21]

Музеи азербайджанского и западного искусства Азербайджана

См. также

Ссылки

  1. ^ «Культурный ландшафт наскального искусства Гобустана» . Конвенция о всемирном наследии . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 1 марта 2021 г.
  2. ^ "Наскальные рисунки Гямигая" (PDF) . irs-az.com . Archived (PDF) from the original on 2014-03-08 . Retrieved March 1, 2021 .
  3. ^ Бретаницкий, Л. С.; Веймарн, Б. В. "Очерки истории и теории изобразительных искусств" (PDF) . elibrary.az . Archived from the original (PDF) on February 15, 2010 . Retrieved March 1, 2021 .
  4. ^ "Художественная энциклопедия" . dic.academic.ru . Archived from the original on 2010-12-08 . Retrieved March 1, 2021 .
  5. ^ "Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств. Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга вторая. Искусство Ближнего и Среднего Востока. Искусство Азербайджана" . Archived from the original on April 11, 2016 . Retrieved October 26, 2014 .
  6. ^ «Арт-Гоминьдан» . www.kmt.az. ​Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и "Гюнай Джафарова. Творчество М. К. Эривани нашедшее отражение в исследованиях К.Керимова" . Archived from the original on 2018-10-08 . Retrieved 2014-10-26 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинског (1964). Всеобщая история искусств . Vol. 5. Moscow: Искусство.
  9. ^ "Живопись Азербайджана" . azeri.ws . Archived from the original on October 26, 2014 . Retrieved March 1, 2021 .
  10. ^ "Азимзаде Азим Аслан оглы в Большой советской" . bse.sci-lib.com . Archived from the original on 2014-07-22 . Retrieved March 1, 2021 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Джонатан М. Блум, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета . п. 513. ИСБН  9780195309911 .
  12. ^ "Изобразительное искусство в XIX — первой половине XX века" . mct.gov.az . Archived from the original on July 20, 2012 . Retrieved March 1, 2021 .
  13. ^ «Азербайджанские художники» . www.arthistoryarchive.com . Проверено 6 ноября 2014 г.
  14. ^ История живописи Азербайджана . www.azerbaijans.com (на русском языке) . Проверено 6 ноября 2014 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Крайтон-Миллер, Эмма (27 ноября 2009 г.). «Азербайджанские художники покоряют мир» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 ноября 2014 г.
  16. ^ "Изобразительное искусство Азербайджана конца II начала III тысячелетия Сообщество любителей изящных искусств" . www.baku.ru . Retrieved 2019-08-12 .
  17. ^ «Международный фестиваль искусств «Девичья башня» . www.heydar-aliiev-foundation.org . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 ноября 2014 г.
  18. ^ Михальская, Юлия. «В Азербайджане состоялся первый фестиваль искусств» . www.theartnewspaper.com . Проверено 6 ноября 2014 г.
  19. ^ «ЮНЕСКО – Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике» . ich.unesco.org . Проверено 18 сентября 2019 г.
  20. ^ «ЮНЕСКО – Традиционное искусство азербайджанского ковроткачества в Азербайджанской Республике» . ich.unesco.org . Проверено 18 сентября 2019 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б «Об утверждении Государственной программы «Охраны и развития коврового искусства в Азербайджанской Республике на 2018-2022 годы» » . Министерство юстиции Азербайджана - База данных нормативных правовых актов . Проверено 18 сентября 2019 г.
  22. ^ «Закон «О защите и развитии коврового искусства Азербайджана» » . Министерство юстиции Азербайджана - База данных нормативных правовых актов . Проверено 18 сентября 2019 г.
  23. ^ "Азербайджан отмечает День ковровщицы | Вестник Кавказа" . Вестниккавказа.нет . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
  24. ^ «Азербайджанский Национальный Музей Ковра» . azcarpetmuseum.az . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aea11c5663ee10379d9def15cc0b15a2__1722461820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/a2/aea11c5663ee10379d9def15cc0b15a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Azerbaijani art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)