Jump to content

Саттар Бахлулзаде

Саттар Бахлулзаде
Рожденный
Бахлулзаде, сын Саттара Бахлула

( 1909-12-15 ) 15 декабря 1909 г.
Умер 14 октября 1974 г. (1974-10-14) (64 года)
Национальность азербайджанский
Известный Пейзажное искусство , Портретная живопись , Натюрморт , Историческая живопись
Движение Импрессионизм , Неоимпрессионизм
Награды Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени

Саттар Бахлулзаде ( азербайджанский : Səttar Bəhlulzadə ; 15 декабря 1909 — 14 октября 1974) — азербайджанский художник, наиболее известный своими пейзажными картинами , изображающими природу Азербайджана . [1] Его считают основоположником азербайджанского импрессионизма . [2]

Среди наиболее известных произведений Бахлулзаде - «Слезы Кяпаза» (1965), «Берег Гудиялчая» (1953), «Сон о земле» (1961), «Вечер над Каспийским морем» (1959) и «Гойгель» (1964). Его работы были представлены на выставках в Азербайджане, Советском Союзе и других частях мира. [3] Большая часть работ Бахлулзаде хранится в Национальном художественном музее Азербайджана , где художнику посвящен специальный зал. Некоторые из его картин хранятся также в музеях Москвы , Тбилиси , Пекина и др.

Сегодня он широко считается одним из величайших художников Азербайджана , а также выдающейся фигурой в истории азербайджанского искусства в целом. Он награжден многими наградами, в том числе двумя орденами Трудового Красного Знамени и Народным артистом Азербайджана .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Саттар Бахлулзаде родился 15 декабря 1909 года в селе Амирджан под Баку . [4] Он был третьим ребенком в семье после двух старших сестер. Саттар полюбил живопись в раннем детстве. После того, как отец купил ему цветные карандаши, Саттар рисовал все вокруг себя - праздник Новруз, танцы Кос-коса, прыжки детей через костры в рамках традиции Новруз и т. д. Находясь в окружении предметов фольклорного искусства - красочных ковров, сотканных его матерью. и бабушка, украшения, а также керамика и медная посуда, передаваемые из поколения в поколение, - Саттар начал воспитывать любовь к искусству. [5] В одном из своих дневников художник писал:

Скульптура Саттара на доме, в котором он родился

«В доме все имело свое особое место. Мать расставляла посуду, как художник. Она складывала одеяла и постельное белье так, чтобы цветовая гамма совпадала. Для нее это было произведение искусства, это была красота».

В школе Саттар увлекался стихами Низами Гянджеви , Вагифа и Хагани , но больше всего его вдохновляла поэзия Физули и персонажи его версии знаменитой поэмы «Лейла и Меджнун» . Этих персонажей он изображал на обложках своих тетрадей. Его учителям нравились работы Саттара, один из них сказал ему: «У тебя есть только один путь вперед, Саттар, - стать художником». Учителем музыки Бахлулзаде был композитор Муслим Магомаев , дедушка культового советского азербайджанского певца Муслима Магомаева . [5]

Саттар учился в Национальном художественном институте в Баку с 1927 года. [6] После окончания учебы в 1931 году он начал работать у Азима Азимзаде в газете «Коммунист» в качестве графического иллюстратора. Бахлулзаде проработал в редакции два года, в течение которых были опубликованы его первые произведения искусства - карикатуры.

В 1933 году начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , где стал учеником Владимира Фаворского . [6] Именно в этом институте Бахлулзаде начал проявлять интерес к пейзажной живописи. Частые летние поездки в Крым сыграли важную роль в развитии его мастерства в пейзажном искусстве. Там Бахлулзаде осознал, что живопись действительно является его истинной целью и путем в жизни.

Мастерская Бахлулзаде в его ныне доме-музее.

После возвращения в Баку творчество Бахлулзаде сосредоточилось на изображении исторических личностей и событий. в 1941 году стал членом Союза художников СССР . [7] В послевоенные годы Бахлулзаде писал произведения, изображающие нефтяные месторождения , дачи , деревни Апшеронского полуострова . Тяга Бахлулзаде к изображениям природы возросла, и он начал писать больше пейзажных пейзажей.

Бахлулзаде был известен прежде всего своими пейзажными картинами, посвященными природе Азербайджана. Он часто выезжал на природу, чтобы запечатлеть на холсте всю ее красоту. Бахлулзаде однажды сказал:

« Мне не нужно ехать на Таити , как Гогену , за вдохновением, и я не советую это делать другим. Жизнь и земля вашего народа — они и есть истинные источники вдохновения » . [8]

Первоначально художник использовал реалистический подход к изображению природы, как его учили учителя. Однако вскоре Бахлулзаде выработал свой собственный стиль, который помог ему лучше выразить свои эмоции в изображениях природы. [9] Его новый стиль на самом деле был более сюрреалистичным и космическим, некоторые из его работ выглядели как спутниковые фотографии Земли. Сочетая пастель с яркими цветами и смелыми мазками, Бахлулзаде изображал природу более красочно и живо, порой включая фантастические элементы. [10]

Начиная с конца 1940-х годов, Бахлулзаде приступил к созданию своих самых известных произведений искусства: «Берег Гудялчая» , «Дорога в Гизбановшу» (1953), «Золотые вечера» (1955), «Родные края» (1957) и др. В этих пейзажах Бахлулзаде насыщался. свою цветовую палитру, добиваясь красочной декоративности в своих проявлениях.

Марка с изображением Древней Шемахы (1971 г.)

Саттар Бахлулзаде одновременно развивал свои работы как над природными, так и над индустриальными ландшафтами. [9] Это было не без причины. Художник лучше, чем кто-либо, чувствовал поэзию нефтяных буров, которая была особенностью его детства. В 1954 году он посетил морской буровой комплекс «Нефтяные камни» , который в то время называли «Островом чудес». Он сразу же был очарован Островом Чудес. Саттар нарисовал там десятки эскизов. Он вернулся в Баку полный впечатлений и представлений о будущем нефтяной отрасли. Это привело к созданию ряда картин, в том числе «Весеннее утро в Баку» (1959), «Вечер над Каспийским морем» (1959) и «Утро» (1961).

вышла персональная выставка художника За год до смерти Бахлулзаде, в 1973 году, в Москве . Московская пресса, освещавшая это событие, писала: «Народный художник Азербайджана Саттар Бахлулзаде стал по-настоящему оценен широкой российской публикой только после его персональной выставки в Москве. Я тоже влюбилась в его творчество с первого взгляда. Выставка была просто Это был потрясающий праздник красок и света во всей их первозданной ясности и остроте. До Саттара Бахлулзаде мы просто не знали такого прекрасного и сияющего Азербайджана». [11]

Марка с изображением книги Бахлулзаде « Красный вид »

В 1973 году Бахлулзаде тяжело заболел из-за заражения крови. Хотя артист лечился в Сабунчинской больнице в Баку, его состояние не улучшалось. Главный врач больницы сказал ему, что единственный способ выздороветь - продолжить лечение в Москве. [4] Однако чиновники отказались оплатить поездку артиста в Москву, поэтому поездку организовали его друзья.

Саттар Бахлулзаде скончался в Москве 14 октября 1974 года. Похоронен артист 16 октября не на Аллее почетного захоронения в Баку, как предполагалось, а по его собственному желанию в родном селе Амирджан , рядом с могилой его матери. . [7] установлен памятник Над могилой Бахлулзаде работы скульптора Омара Эльдарова , изображающий художника с двумя пустыми рамками для картин.

Бахлулзаде был настоящим любителем природы и видел себя частью природы. Большую часть своей жизни он провел на открытом воздухе. Одна из причин заключалась в том, что он хотел быть ближе к природе, понять природу и изобразить ее такой, какая она есть. Как художник Саттар Бахлулзаде мог лучше выразить себя в гармонии с природой, что мы можем видеть на фоне некоторых из его самых известных работ. Над каждой картиной он проводил много времени. [12] Однако среди его работ нет зимних пейзажей. Зимняя природа привлекала художника в меньшей степени, и в это время года он преимущественно рисовал в личной мастерской, где создавал новые картины на основе летних впечатлений.

Ему потребовалось много времени и энергии, чтобы запечатлеть природу. Саттар признал это. [12] Он сказал:

Марка с изображением «Утра Бахлулзаде в Бузовне»

« Многие думают, что я могу взять чистый холст и коробку с красками и легко рисовать различные моменты природы, когда захочу. Они ошибаются. Это совсем не так. У меня всегда была привычка: большую часть времени я сначала рисую эскизы к своим картинам. Иногда я не рисую эскизы, а сохраняю их в памяти. Например, пейзаж «Слёзы Кяпаза» нарисован по памяти. Я не рисовал для него никакого эскиза. В любом случае у меня тогда не было возможности сделать это.

Я помню свой визит в Гейгель вместе с Тахиром Салаховым и Тогрулом Нариманбековым . Я проснулся рано утром и огляделся. Солнце только что взошло. На рассвете Кяпаз [гора] показалась мне необычной. Я инстинктивно вскрикнул, разбудив Тогрула и Тахира. Они присоединились ко мне там, где я стоял, и мы посмотрели на необычную сцену. Никто из нас не сказал ни слова и ничего не сделал. Но я запомнил это зрелище со всей его яркостью и настроением. Эту сцену я скопировал на холст по возвращении в Баку и назвал ее «Слезы Кяпаза». Тогрул и Тахир были поражены, когда увидели картину.

Мы уже видели много фотографий Гёйгеля. Конечно, рисовать предмет или место можно много раз. Это не очень опасно, поскольку у каждого художника свой подход и отношение к объекту. Самое главное, что художник должен иметь свой творческий взгляд, свою фантазию и творческое мышление, чтобы он не был похож на других и не повторял то, что уже сделали другие люди. »

Характер

[ редактировать ]
Рельеф Бахлулзаде на его доме

Большую часть своей жизни Саттар Бахлулзаде прожил в родном селе. [6] Артист редко выезжал в город в гости к друзьям и родственникам. Он никогда не был женат и не имел большой личной жизни. Саттар отличался щедростью. Он часто дарил свои картины. Время от времени мастерскую художника посещали иностранцы, интересующиеся искусством. Однажды итальянский гость выразил желание купить одну из работ художника. Однако Саттар решил подарить ему картину бесплатно. Когда гость сказал ему, что не может принять столь ценный подарок, не дав ничего взамен, Саттар ответил: «Я никогда не дарю дешевых подарков».

В 1964 году работы Бахлулзаде были выставлены в Национальной галерее в Праге . После выставки пять картин были отобраны для покупки в музей. [ нужны разъяснения ] коллекция. Тем не менее Саттар отказался от гонорара, предложив картины галерее в подарок. Эти истории рассказывают нам о том, что он не заботился о материальных ценностях, таких как деньги. Он курил даже самые дешевые марки сигарет.

У Саттара было несколько уникальных физических особенностей, одной из которых были его длинные волосы. Говорят, что за всю свою жизнь он стригся всего два раза. Впервые это произошло, когда азербайджанский скульптор Фуад Абдурахманов решил создать скульптуру художника. Бахлулзаде подозревал, что Фуада больше заинтересует и сосредоточит внимание на его волосах, чем на его личности, поэтому он постригся и появился в мастерской скульптора. Абдурахманов, естественно, был очень удивлён. Сегодня получившаяся мраморная скульптура выставлена ​​в Национальном художественном музее Азербайджана в Баку, изображая художника с короткими волосами.

Наследие

[ редактировать ]
Памятник Бахлулзаде на его могиле в Амирджане

Работы Бахлулзаде демонстрировались на выставках советского изобразительного искусства в Алжире , Египте , Ливане , Сирии , Тунисе , Норвегии , Германии , Чехословакии , Болгарии , Венгрии , Румынии , Ираке , Кубе , Канаде , Бельгии , Франции , Японии и других странах. [13] Большинство картин художника хранятся в Национальном художественном музее Азербайджана , а также музеях Москвы , Тбилиси , Еревана , Пекина и других городов мира. В Национальном художественном музее Азербайджана работы Бахлулзаде выставлены в отдельном зале, который президент Гейдар Алиев посетил в 1994 году, чтобы отпраздновать 85-летие Бахлулзаде.

Награды и звания Бахлулзаде включают орден Трудового Красного Знамени (1959), Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1960), Народный артист Азербайджанской ССР (1963). [14] В 1969 году Саттар во второй раз был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 году Саттар Бахлулзаде был удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР за цикл работ «Пейзажи Азербайджана» .

Именем Бахлулзаде названа улица в Сураханском районе Баку. дом культуры в его родном селе Амиржан Его именем также назван . Жизнь и творчество Бахлулзаде стали предметом многих документальных фильмов, картин, стихов и скульптур. К 100-летию художника (15 декабря 2009 года) «Азермарка» выпустила новую серию почтовых марок « Азербайджанская школа изобразительного искусства: художник С. Бахлулзаде» . В серию вошли 6 марок с изображением картин Бахлулзаде.

  1. ^ «Искусство Саттара Бахлулзаде» . sanat.orexca.com . Проверено 9 августа 2014 г.
  2. ^ Мир-Багирзаде, Ф. А. (1993). "Саттар Бахлулзаде и импрессионизм". Elm .
  3. ^ «Выступление Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на церемонии, состоявшейся по случаю 85-летия со дня рождения известного азербайджанского художника Саттара Белулзаде» . 1994.
  4. ^ Jump up to: а б Алиев, Зиядхан (2009). «Феномен Саттара Бахлулзаде» . Гобустан . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б Абдинова, П. (2011). « Певец природы» — народный артист Азербайджана Саттар Бахлулзаде (1909-1974)». Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан . 6 .
  6. ^ Jump up to: а б с Алиев, Зиядхан (1999). «Саттар Бахлулзаде: Яркий пульс природы» . www.azer.com .
  7. ^ Jump up to: а б Саттар Бахлулзаде: rängkarlık vä grafika = Саттар Бахлулзаде: живопись и графика . Бабуллаоглу, Селим, 1972-. Бакы. 2012. ISBN  978-9952-8151-1-5 . OCLC   933779854 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  8. ^ Сулейманова, Хамида (2013). « Цвета «Сеттарской любви»» . palitranews.az .
  9. ^ Jump up to: а б Мохбаддин, Самад (2010). «Саттар Бахлулзаде: высокоиндивидуальный художник » Виды Азербайджана
  10. ^ «Азербайджанские художники» . Азербайджан.com .
  11. ^ Касумова, Елизавета (2008). «Зачарованный мир Саттара Бахлулзаде» . АскоНьюс .
  12. ^ Jump up to: а б «Саттар Бахлулзаде: Уникальный и несравненный художник» . AzerNews.az . 15 ноября 2017 г.
  13. ^ «Юбилей выдающегося азербайджанского художника Саттара Бахлулзаде отмечен в ЮНЕСКО» . Государственное информационное агентство Азербайджана . 2009.
  14. ^ «Саттар Бахлулзаде» . nar-gallery.com .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab127abd24d006d0def9d8b44f0c0d21__1711495800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/21/ab127abd24d006d0def9d8b44f0c0d21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sattar Bahlulzade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)