Jump to content

Азербайджанская национальная идентичность

Флаг Азербайджана , впервые принятый в 1918 году, имеет немного другие цвета в Азербайджанской Демократической Республике.

Азербайджанская национальная идентичность — это термин, обозначающий чувство национальной идентичности , воплощенное в общей и характерной культуре , языке и традициях. [1] азербайджанского народа Азербайджана .

«Молодой дворянский татарин», нарисованный русским художником Василием Верещагиным в 1865 году в Шуше.

Исторически название «Азербайджан» относилось к региону к югу от реки Аракс, на территории современного северо-западного Ирана . [2] [3] [4] Историческое название нынешней Азербайджанской Республики Арран и Ширван . [2] [5] До завоевания Российской империей Ширван был провинцией полностью иранской имперской структуры, так же, как и другие провинции, такие как Лорестан и Хорасан . [6] До 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, которые жили в современной стране Азербайджан, идентифицировались либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, которые имели общую языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии , либо как персы. [7] В отличие от армян и грузин , они использовали персидский алфавит , поскольку у них не было собственного. [8]

Запоздалое формирование азербайджанской национальной идентичности имеет несколько причин. Персидская культура доминировала на территории, которая впоследствии стала современным Азербайджаном, на протяжении большей части его истории, вплоть до 1820-х годов. Этот регион так и не сформировал отдельное, единое государство до тех пор, пока русские не завершили его завоевание в 1828 году, и даже когда этим регионом правил Иран, восточная часть Южного Кавказа состояла из многочисленных феодальных ханств . Этническое разнообразие во многих из этих ханств стало еще одним препятствием на пути национального объединения. [9]

В конце XIX века национальная идентичность не была широко признанным понятием в этом регионе и в состоянии постоянных изменений. [10] И исторический Азербайджан к югу от реки Аракс , и управляемые Россией провинции Баку и Елизаветполь на севере были домом для большинства тюркоязычных людей, которые по-разному определялись противоположными идеологиями. [10] Те, что к северу от Аракса, были известны в разных источниках как «татарские», «тюркские», «мусульманские» или «персидские». Лишь несколько источников конца XIX века называют их «азербайджанцами» - термин, который впервые начал становиться популярным после падения Российской империи в 1917 году. [11] Российское имперское правительство заявило, что «азербайджанских татар ошибочно называли персами. Они были шиитами по вероисповеданию и во многом подражали персам, но их язык тюрко-татарский». Чтобы отличить их от других «татар» империи и персоязычного населения Ирана, в официальных документах Российской империи и многочисленных опубликованных работах периода до 1917 года они также назывались «татарами» или «кавказскими татарами». «азербайджанские татары» и даже «персидские татары». Это произошло в результате того, что всех тюркоязычных людей в русском языке обычно называли «татарами». [10]

Формирование

[ редактировать ]

Многое еще предстояло сделать, прежде чем крестьянство стало нацией, а для местных жителей религия или региональная идентификация были на первом месте. Это было время двусмысленности и споров об азербайджанской идентичности. Тифлисский к публицист, писатель и философ Мирза Фатали Ахундов (которого как азербайджанцы, так и иранцы считают строителем нации) считал Иран своей родиной, одновременно относя своих родственников тюркам . [10] Влияние многочисленных и разнообразных дороссийских завоевателей Азербайджана, начиная с Арабского халифата в середине VII века и заканчивая Империей Сельджуков , Монгольской империей , Османской империей и иранскими династиями, привело к проблеме идентичности. для азербайджанцев. Таким образом, их небольшая группа интеллектуалов колебалась между иранской, османской, исламской и пантюркской ориентацией. Лишь небольшой процент выступал за исключительно азербайджанскую идентичность, которую наиболее решительно поддерживал Фиридун бек Кочарли . Также присутствовало « Химмет » , социалистическое движение, основанное на этнически разнообразном рабочем классе нефтяных месторождений Баку. Будущее Азербайджана, по мнению Химмета , лежит не в этническом национализме, а, скорее, в объединении всех различных национальных групп, называвших этот регион своим домом, действующих под знаменем демократической революции , которая охватит всю Российскую империю. [12]

1900-е годы привели к росту тюркских национальных настроений в современном Азербайджане в результате трех последовательных событий; русская революция 1905 года и последующая армяно-татарская резня 1905–1907 годов ; иранская конституционная революция 1905 года и ее провал; и Младотурецкая революция 1908 года, в результате которой пантюрки стали правящей партией в Османской империи. [13] В современном Азербайджане пантюрки подчеркивали свои тюркские корни. Были предприняты попытки описать эту недавно обнаруженную тюркскую принадлежность применительно к туркам-османам. Тюркское население Османской империи и современного Азербайджана было идентифицировано Али беем Гусейнзаде в его журнале «Фуюзат» (1906) как потомков тюрков-огузов , и он утверждал, что различия между двумя народами имели минимальное значение. Он выступал за своего рода союз с Османской империей. Это турецкое движение также поддерживалось такими публикациями, как «Ачик Сёз» (1915–1918), редактором которого был Махаммад Амин Расулзаде . Однако писатели «Азериджилар» и другие мыслители, такие как Джалал Мамед Гулузаде, утверждали, что азербайджанская идентичность должна была развиваться независимо от османов, чтобы процветать после недавнего «восстановления» от иранского доминирования. [13]

В то время в Баку некоторые выступали против турецкой этнолингвистической идентичности. Чтобы помочь развитию персидской территориальной идентичности в Баку, они опубликовали «Азарбайджан, Джоз-е ла-янфакк-е Иран» («Азербайджан, неотделимая часть Ирана»). На этом этапе человек, не говорящий на персидском языке, мог легко вписаться в эту общеперсидскую идентичность, поскольку иранская идентичность все еще определялась династийным правлением. [13] В октябре 1917 года жители Баку все еще не были заинтересованы в том, чтобы называть регион Южного Кавказа «Азербайджаном». Местное население часто включалось в такие термины, как Тюрк миллети и Кафказия мюсалман Халки («мусульманский народ Кавказа»). Даже первое Учредительное собрание, созданное 29 апреля 1917 года в Баку, называлось «Генеральное собрание мусульман Кавказа». [14]

Когда происходило формирование азербайджанской национальной идентичности, Иран находился в разгаре упадка и революции, и поэтому он не представлял собой идеальный образец для подражания или источник вдохновения. Некоторые бакинские интеллектуалы воспринимали Иран как «отсталое общество» с долгой историей «восточного деспотизма» и шиитского клерикализма. [15] На окончательное решение повлияло и удобство. Националисты в современном Азербайджане не могли использовать Иран в 1918 году, поскольку он находился под контролем иностранных сил. Власть Ирана на Кавказе не была бы допущена, особенно со стороны Великобритании, которая помогала противникам большевиков . Великобритания также была обеспокоена тем, что Иран может потребовать возвращения кавказских регионов, которые он потерял из-за России. [15] Иран хотел подать жалобы на Парижскую мирную конференцию в 1919 году, в частности, на потерянные регионы Кавказа, но Великобритания запретила Ирану даже участвовать. [16]

Языковые различия с Ираном были решающим фактором в решении азербайджанцев, и, таким образом, пантюркизм был выбран вместо проиранизма. [16]

Азербайджанская Демократическая Республика (1918–1920)

[ редактировать ]
Карта Азербайджанской Демократической Республики с территориальными претензиями и спорными территориями

28 мая 1918 года Мухаммад Амин Расулзаде и группа азербайджанских националистических элит провозгласили образование Азербайджанской Демократической Республики (сокращенно АДР), положив тем самым конец столетнему российскому колониальному правлению. Это положило начало Азербайджану как государству и нации. [17] Это было протурецкое правительство, созданное с помощью османской армии. [13] [18]

Поскольку слово «татар» рассматривалось как российское колониальное понятие, лидеры Азербайджана отказались его идентифицировать. Вместо этого они называли тюркоязычных мусульманских жителей юго-восточного Кавказа тюрками. они были известны как тюрки и азербайджанские тюрки На родном языке . В связи с тем, что большинство людей продолжали идентифицировать себя по вероисповеданию, официальные лица Азербайджана также регулярно использовали слово «мусульманин» для обозначения той же группы. Поскольку слово «Азербайджан» может также относиться к иранскому Азербайджану и подразумевать территориальные претензии, Иран выразил недовольство, когда они выбрали это название для нации. [13] Таким образом, фраза «Кавказский Азербайджан» использовалась в документах, предназначенных для международного распространения правительством Азербайджана, чтобы ослабить обеспокоенность Ирана. [2] [13]

В целом существование АДР было недолгим: с 28 мая 1918 года по 27 апреля 1920 года. АДР не контролировала Баку до августа 1918 года, а до августа 1919 года британские войска размещались в нескольких районах страны, частично присматривая за ними. на его действиях. Хотя оно просуществовало всего с августа 1919 года по апрель 1920 года, его полная независимость, тем не менее, имела большое значение. [19] Народ Азербайджана находился под влиянием АДР при формировании своих националистических устремлений как в то время, так и после него. Это проявилось в более позднем создании более поздних республик Азербайджанской Советской Социалистической Республики и современной Азербайджанской Республики. [20]

При Советском Союзе (1920–1991)

[ редактировать ]
Расположение Азербайджанской Советской Социалистической Республики (красный) в составе Советского Союза.

Большинство людей впервые приняло азербайджанскую идентичность в результате советской политики. До того, как Советский Союз установил свою власть над Азербайджаном, азербайджанский национализм не выделялся как политическая и социальная сила. [21] В связи с тем, что сельские тюркоязычные общины на Кавказе, как правило, ассоциировали себя больше с конкретными местами и местными родами, чем со всей Азербайджанской ССР, новому этнониму «азербайджанец» потребовалось время, чтобы достичь консенсуса и широкого принятия. [22]

Несколько мифов об истории Азербайджана и его связях с Ираном было создано между моментом завоевания АДР большевиками в 1920 году и периодом, когда ее наследие вновь появилось в качестве поддержки для новых националистов страны в 1980-х годах. Эти мифы существенно повлияли на развитие постсоветской идентичности Азербайджана. [23]

Один из мифов заключался в том, что турки были колонизированы и порабощены персами. По мнению Эльдара Мамедова, это «противоречит исторической реальности. Именно различные тюрко-монгольские группы несколько раз вторгались в Иран, убивали миллионы иранцев и правили ими в течение нескольких столетий. Если какая-либо колонизация, включая лингвистические изменения, это сделали турки». [16] Именно Советский Союз первоначально популяризировал идею «персидского колониализма» после того, как в 1946 году он был вынужден вывести свои войска из иранской провинции Азербайджана из-за неспособности создать там независимую республику. [24] Утвердился еще один миф о едином Азербайджане, «разделенном вероломными персами». Южный и Северный Азербайджан в исторических источниках не упоминаются. Существование двух Азербайджанов не упоминается ни в каких исторических или географических трудах ни в Российской империи, ни в остальной Европе. [25]

Согласно более поздней ревизионистской теории, Россия и Иран планировали разделить Азербайджан в XIX веке. Комментируя это, Мамедов заявляет: «Учитывая, что Иран вел две опустошительные войны с Россией (1803–1813 и 1824–1828 годы), идея русско-иранского заговора против Азербайджана является совершенно абсурдной». Это утверждение повторяет азербайджанский поэт-националист Бахтияр Вагабзаде в своем стихотворении «Гюлюстан» . Сегодня такого мнения придерживается большинство азербайджанских националистов. В результате постсоветская национальная идентичность Азербайджана является резко антииранской и в первую очередь тюркоцентрической. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [25]

[ редактировать ]

Политическая партия, известная как Народный фронт Азербайджана (сокращенно НФА), ускорила развитие туркоцентрической и антииранской национальной идентичности. Впервые оно появилось, когда советский лидер Михаил Горбачев впервые проводил свои политические реформы ( перестройку ). Его создание и развитие являются отражением меняющегося политического климата в Москве . [25] Горбачев поддержал создание прореформаторских движений в странах бывшего Советского Союза в первые годы своих реформ. Хотя в каждой из этих местных группировок присутствовал более сильный националистический и выступающий за независимость элемент, поначалу все они выступали за изменения внутри структуры Советского Союза. [26]

Цели республиканских реформаторских движений изменились, когда Борис Ельцин выступил против реформ Горбачева, призывая к более решительным мерам и настаивая на том, чтобы республики, входящие в состав Советского Союза, получили «как можно больше суверенитета». В результате местные политические движения становились все более националистическими и выступали за независимость. Это коснулось и НПФ. Движение превратилось из реформистского в националистическое. Зардушт Ализаде , один из первых основателей движения, в своих мемуарах « Конец Второй республики» утверждает, что более сильный националистический элемент сразу же подорвал первоначальную продемократическую и основанную на правах человека программу НФА. Наряду с призывом к более глубоким отношениям с Турцией и другими тюркскими народами в Иране и Центральной Азии, НФА пропагандировал тюркскую идентичность Азербайджана. В попытке перекроить Азербайджан по подобию Турции он пошел дальше за пределы тюркизма, пытаясь подражать основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку . Таким образом, старая тюркичность уступила место тюркскости. Быть тюрком уже было недостаточно; важно было стать турецким, как народ Турции. [27]

Ультранационалистическая и пантюркистская фракция одержала победу после внутренней борьбы за власть, что привело к тому, что НПФ занял твердую протурецкую националистическую позицию. Абульфаз Эльчибей , бывший диссидент из Советского Союза, был избран председателем НФА и окружил себя пантюркистами, разделявшими его взгляды. За счет умеренных, которые поддерживали демократию, события начала 1990-х годов усилили националистические тенденции и влияние пантюркистских сторонников Эльчибея на НФА. Среди этих событий было советское нападение на Баку в январе 1990 года (которое стало известно как « Черный январь» ), предположительно начатое с целью положить конец погромам против его армянского населения , большинство из которых либо бежали, либо были убиты. [27]

Азербайджанская Республика (1991 – настоящее время)

[ редактировать ]

Нападение Советского Союза на Баку предоставило столь необходимую передышку борющейся Коммунистической партии Азербайджана , даже несмотря на то, что это была опальная и презираемая политическая партия. 14 сентября 1991 года Коммунистическая партия Азербайджана была распущена первым секретарем Аязом Муталибовым , так как он считал, что сможет справиться со всем в одиночку. [28] Еще одним событием, усилившим НФА и националистические тенденции, стала серия военных неудач в Нагорно-Карабахском конфликте , которые включали этническую чистку азербайджанцев в этом районе; и взятие Шуши в 1992 году. [27]

Пантюркистский пыл, поддерживаемый НФА, несколько уменьшился после того, как Гейдар Алиев вернулся к власти в июне 1993 года и Эльчибей ушел с поста президента. Алиев признал, что крайние меры тюркизации в Азербайджане могут вызвать недовольство нетюркских этнических меньшинств страны (включая такие группы, как талыши и лезгины ) , а также ее образованных русскоязычных граждан, некоторые из которых являются этническими азербайджанцами. Он также осознавал, насколько эти действия разозлили Россию и Иран. [29] Однако сокращение пантюркистского дискурса не означало ослабления тюркизма, который остается краеугольным камнем постсоветской национальной идентичности Азербайджана и одним из основных усилий по построению нации. [30]

  1. ^ «Национальная идентичность | Определение национальной идентичности в английском языке США по Оксфордским словарям» . Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года.
  2. ^ Jump up to: а б с Несколько авторов, 1987 , стр. 205–257.
  3. ^ Борноутиан 2018 , стр. xiv.
  4. ^ Бехруз 2023 , с. 16.
  5. ^ Morozova 2005 , p. 85 (note 1).
  6. ^ Йылмаз 2015 , с. 770.
  7. ^ Фаукс 2002 , с. 14.
  8. ^ Борнутиан 2018 , с. 35 (примечание 25).
  9. ^ Астуриан 2023 , с. 207.
  10. ^ Jump up to: а б с д Йылмаз 2013 , с. 513.
  11. ^ Резвани 2015 , с. 136 (примечание 4).
  12. ^ Фаукс 2002 , с. 68.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Йылмаз 2013 , с. 514.
  14. ^ Он останется 2001 , с. 72.
  15. ^ Jump up to: а б Mamedov 2017 , p. 29.
  16. ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 30.
  17. ^ Ахмадоглу 2020 , с. 549.
  18. ^ Хантер 2017 , с. XVIII.
  19. ^ Астуриан 2023 , с. 215.
  20. ^ Ахмадоглу 2020 , с. 563.
  21. ^ Астуриан 2023 , с. 206.
  22. ^ Дорфманн-Лазарев 2023 , с. 267.
  23. ^ Mamedov 2017 , p. 28.
  24. ^ Mamedov 2017 , pp. 30–31.
  25. ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 31.
  26. ^ Mamedov 2017 , pp. 31–32.
  27. ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 32.
  28. ^ Братья 2019 , с. 169.
  29. ^ Mamedov 2017 , p. 33.
  30. ^ Mamedov 2017 , p. 34.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea43ba30a0dc12b8a221842f549f1cdc__1708440780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/dc/ea43ba30a0dc12b8a221842f549f1cdc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Azerbaijani national identity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)