Азербайджанская национальная идентичность

Азербайджанская национальная идентичность — это термин, обозначающий чувство национальной идентичности , воплощенное в общей и характерной культуре , языке и традициях. [1] азербайджанского народа Азербайджана .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Исторически название «Азербайджан» относилось к региону к югу от реки Аракс, на территории современного северо-западного Ирана . [2] [3] [4] Историческое название нынешней Азербайджанской Республики — Арран и Ширван . [2] [5] До завоевания Российской империей Ширван был провинцией полностью иранской имперской структуры, так же, как и другие провинции, такие как Лорестан и Хорасан . [6] До 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, которые жили в современной стране Азербайджан, идентифицировались либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, которые имели общую языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии , либо как персы. [7] В отличие от армян и грузин , они использовали персидский алфавит , поскольку у них не было собственного. [8]
Запоздалое формирование азербайджанской национальной идентичности имеет несколько причин. Персидская культура доминировала на территории, которая впоследствии стала современным Азербайджаном, на протяжении большей части его истории, вплоть до 1820-х годов. Этот регион так и не сформировал отдельное, единое государство до тех пор, пока русские не завершили его завоевание в 1828 году, и даже когда этим регионом правил Иран, восточная часть Южного Кавказа состояла из многочисленных феодальных ханств . Этническое разнообразие во многих из этих ханств стало еще одним препятствием на пути национального объединения. [9]
В конце XIX века национальная идентичность не была широко признанным понятием в этом регионе и в состоянии постоянных изменений. [10] И исторический Азербайджан к югу от реки Аракс , и управляемые Россией провинции Баку и Елизаветполь на севере были домом для большинства тюркоязычных людей, которые по-разному определялись противоположными идеологиями. [10] Те, что к северу от Аракса, были известны в разных источниках как «татарские», «тюркские», «мусульманские» или «персидские». Лишь несколько источников конца XIX века называют их «азербайджанцами» - термин, который впервые начал становиться популярным после падения Российской империи в 1917 году. [11] Российское имперское правительство заявило, что «азербайджанских татар ошибочно называли персами. Они были шиитами по вероисповеданию и во многом подражали персам, но их язык тюрко-татарский». Чтобы отличить их от других «татар» империи и персоязычного населения Ирана, в официальных документах Российской империи и многочисленных опубликованных работах периода до 1917 года они также назывались «татарами» или «кавказскими татарами». «азербайджанские татары» и даже «персидские татары». Это произошло в результате того, что всех тюркоязычных людей в русском языке обычно называли «татарами». [10]
Формирование
[ редактировать ]Многое еще предстояло сделать, прежде чем крестьянство стало нацией, а для местных жителей религия или региональная идентификация были на первом месте. Это было время двусмысленности и споров об азербайджанской идентичности. Тифлисский к публицист, писатель и философ Мирза Фатали Ахундов (которого как азербайджанцы, так и иранцы считают строителем нации) считал Иран своей родиной, одновременно относя своих родственников тюркам . [10] Влияние многочисленных и разнообразных дороссийских завоевателей Азербайджана, начиная с Арабского халифата в середине VII века и заканчивая Империей Сельджуков , Монгольской империей , Османской империей и иранскими династиями, привело к проблеме идентичности. для азербайджанцев. Таким образом, их небольшая группа интеллектуалов колебалась между иранской, османской, исламской и пантюркской ориентацией. Лишь небольшой процент выступал за исключительно азербайджанскую идентичность, которую наиболее решительно поддерживал Фиридун бек Кочарли . Также присутствовало « Химмет » , социалистическое движение, основанное на этнически разнообразном рабочем классе нефтяных месторождений Баку. Будущее Азербайджана, по мнению Химмета , лежит не в этническом национализме, а, скорее, в объединении всех различных национальных групп, называвших этот регион своим домом, действующих под знаменем демократической революции , которая охватит всю Российскую империю. [12]
1900-е годы привели к росту тюркских национальных настроений в современном Азербайджане в результате трех последовательных событий; русская революция 1905 года и последующая армяно-татарская резня 1905–1907 годов ; иранская конституционная революция 1905 года и ее провал; и Младотурецкая революция 1908 года, в результате которой пантюрки стали правящей партией в Османской империи. [13] В современном Азербайджане пантюрки подчеркивали свои тюркские корни. Были предприняты попытки описать эту недавно обнаруженную тюркскую принадлежность применительно к туркам-османам. Тюркское население Османской империи и современного Азербайджана было идентифицировано Али беем Гусейнзаде в его журнале «Фуюзат» (1906) как потомков тюрков-огузов , и он утверждал, что различия между двумя народами имели минимальное значение. Он выступал за своего рода союз с Османской империей. Это турецкое движение также поддерживалось такими публикациями, как «Ачик Сёз» (1915–1918), редактором которого был Махаммад Амин Расулзаде . Однако писатели «Азериджилар» и другие мыслители, такие как Джалал Мамед Гулузаде, утверждали, что азербайджанская идентичность должна была развиваться независимо от османов, чтобы процветать после недавнего «восстановления» от иранского доминирования. [13]
В то время в Баку некоторые выступали против турецкой этнолингвистической идентичности. Чтобы помочь развитию персидской территориальной идентичности в Баку, они опубликовали «Азарбайджан, Джоз-е ла-янфакк-е Иран» («Азербайджан, неотделимая часть Ирана»). На этом этапе человек, не говорящий на персидском языке, мог легко вписаться в эту общеперсидскую идентичность, поскольку иранская идентичность все еще определялась династийным правлением. [13] В октябре 1917 года жители Баку все еще не были заинтересованы в том, чтобы называть регион Южного Кавказа «Азербайджаном». Местное население часто включалось в такие термины, как Тюрк миллети и Кафказия мюсалман Халки («мусульманский народ Кавказа»). Даже первое Учредительное собрание, созданное 29 апреля 1917 года в Баку, называлось «Генеральное собрание мусульман Кавказа». [14]
Когда происходило формирование азербайджанской национальной идентичности, Иран находился в разгаре упадка и революции, и поэтому он не представлял собой идеальный образец для подражания или источник вдохновения. Некоторые бакинские интеллектуалы воспринимали Иран как «отсталое общество» с долгой историей «восточного деспотизма» и шиитского клерикализма. [15] На окончательное решение повлияло и удобство. Националисты в современном Азербайджане не могли использовать Иран в 1918 году, поскольку он находился под контролем иностранных сил. Власть Ирана на Кавказе не была бы допущена, особенно со стороны Великобритании, которая помогала противникам большевиков . Великобритания также была обеспокоена тем, что Иран может потребовать возвращения кавказских регионов, которые он потерял из-за России. [15] Иран хотел подать жалобы на Парижскую мирную конференцию в 1919 году, в частности, на потерянные регионы Кавказа, но Великобритания запретила Ирану даже участвовать. [16]
Языковые различия с Ираном были решающим фактором в решении азербайджанцев, и, таким образом, пантюркизм был выбран вместо проиранизма. [16]
Азербайджанская Демократическая Республика (1918–1920)
[ редактировать ]
28 мая 1918 года Мухаммад Амин Расулзаде и группа азербайджанских националистических элит провозгласили образование Азербайджанской Демократической Республики (сокращенно АДР), положив тем самым конец столетнему российскому колониальному правлению. Это положило начало Азербайджану как государству и нации. [17] Это было протурецкое правительство, созданное с помощью османской армии. [13] [18]
Поскольку слово «татар» рассматривалось как российское колониальное понятие, лидеры Азербайджана отказались его идентифицировать. Вместо этого они называли тюркоязычных мусульманских жителей юго-восточного Кавказа тюрками. они были известны как тюрки и азербайджанские тюрки На родном языке . В связи с тем, что большинство людей продолжали идентифицировать себя по вероисповеданию, официальные лица Азербайджана также регулярно использовали слово «мусульманин» для обозначения той же группы. Поскольку слово «Азербайджан» может также относиться к иранскому Азербайджану и подразумевать территориальные претензии, Иран выразил недовольство, когда они выбрали это название для нации. [13] Таким образом, фраза «Кавказский Азербайджан» использовалась в документах, предназначенных для международного распространения правительством Азербайджана, чтобы ослабить обеспокоенность Ирана. [2] [13]
В целом существование АДР было недолгим: с 28 мая 1918 года по 27 апреля 1920 года. АДР не контролировала Баку до августа 1918 года, а до августа 1919 года британские войска размещались в нескольких районах страны, частично присматривая за ними. на его действиях. Хотя оно просуществовало всего с августа 1919 года по апрель 1920 года, его полная независимость, тем не менее, имела большое значение. [19] Народ Азербайджана находился под влиянием АДР при формировании своих националистических устремлений как в то время, так и после него. Это проявилось в более позднем создании более поздних республик Азербайджанской Советской Социалистической Республики и современной Азербайджанской Республики. [20]
При Советском Союзе (1920–1991)
[ редактировать ]
Большинство людей впервые приняло азербайджанскую идентичность в результате советской политики. До того, как Советский Союз установил свою власть над Азербайджаном, азербайджанский национализм не выделялся как политическая и социальная сила. [21] В связи с тем, что сельские тюркоязычные общины на Кавказе, как правило, ассоциировали себя больше с конкретными местами и местными родами, чем со всей Азербайджанской ССР, новому этнониму «азербайджанец» потребовалось время, чтобы достичь консенсуса и широкого принятия. [22]
Несколько мифов об истории Азербайджана и его связях с Ираном было создано между моментом завоевания АДР большевиками в 1920 году и периодом, когда ее наследие вновь появилось в качестве поддержки для новых националистов страны в 1980-х годах. Эти мифы существенно повлияли на развитие постсоветской идентичности Азербайджана. [23]
Один из мифов заключался в том, что турки были колонизированы и порабощены персами. По мнению Эльдара Мамедова, это «противоречит исторической реальности. Именно различные тюрко-монгольские группы несколько раз вторгались в Иран, убивали миллионы иранцев и правили ими в течение нескольких столетий. Если какая-либо колонизация, включая лингвистические изменения, это сделали турки». [16] Именно Советский Союз первоначально популяризировал идею «персидского колониализма» после того, как в 1946 году он был вынужден вывести свои войска из иранской провинции Азербайджана из-за неспособности создать там независимую республику. [24] Утвердился еще один миф о едином Азербайджане, «разделенном вероломными персами». Южный и Северный Азербайджан в исторических источниках не упоминаются. Существование двух Азербайджанов не упоминается ни в каких исторических или географических трудах ни в Российской империи, ни в остальной Европе. [25]
Согласно более поздней ревизионистской теории, Россия и Иран планировали разделить Азербайджан в XIX веке. Комментируя это, Мамедов заявляет: «Учитывая, что Иран вел две опустошительные войны с Россией (1803–1813 и 1824–1828 годы), идея русско-иранского заговора против Азербайджана является совершенно абсурдной». Это утверждение повторяет азербайджанский поэт-националист Бахтияр Вагабзаде в своем стихотворении «Гюлюстан» . Сегодня такого мнения придерживается большинство азербайджанских националистов. В результате постсоветская национальная идентичность Азербайджана является резко антииранской и в первую очередь тюркоцентрической. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [25]
Подъем Народного Фронта Азербайджана
[ редактировать ]Политическая партия, известная как Народный фронт Азербайджана (сокращенно НФА), ускорила развитие туркоцентрической и антииранской национальной идентичности. Впервые оно появилось, когда советский лидер Михаил Горбачев впервые проводил свои политические реформы ( перестройку ). Его создание и развитие являются отражением меняющегося политического климата в Москве . [25] Горбачев поддержал создание прореформаторских движений в странах бывшего Советского Союза в первые годы своих реформ. Хотя в каждой из этих местных группировок присутствовал более сильный националистический и выступающий за независимость элемент, поначалу все они выступали за изменения внутри структуры Советского Союза. [26]
Цели республиканских реформаторских движений изменились, когда Борис Ельцин выступил против реформ Горбачева, призывая к более решительным мерам и настаивая на том, чтобы республики, входящие в состав Советского Союза, получили «как можно больше суверенитета». В результате местные политические движения становились все более националистическими и выступали за независимость. Это коснулось и НПФ. Движение превратилось из реформистского в националистическое. Зардушт Ализаде , один из первых основателей движения, в своих мемуарах « Конец Второй республики» утверждает, что более сильный националистический элемент сразу же подорвал первоначальную продемократическую и основанную на правах человека программу НФА. Наряду с призывом к более глубоким отношениям с Турцией и другими тюркскими народами в Иране и Центральной Азии, НФА пропагандировал тюркскую идентичность Азербайджана. В попытке перекроить Азербайджан по подобию Турции он пошел дальше за пределы тюркизма, пытаясь подражать основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку . Таким образом, старая тюркичность уступила место тюркскости. Быть тюрком уже было недостаточно; важно было стать турецким, как народ Турции. [27]
Ультранационалистическая и пантюркистская фракция одержала победу после внутренней борьбы за власть, что привело к тому, что НПФ занял твердую протурецкую националистическую позицию. Абульфаз Эльчибей , бывший диссидент из Советского Союза, был избран председателем НФА и окружил себя пантюркистами, разделявшими его взгляды. За счет умеренных, которые поддерживали демократию, события начала 1990-х годов усилили националистические тенденции и влияние пантюркистских сторонников Эльчибея на НФА. Среди этих событий было советское нападение на Баку в январе 1990 года (которое стало известно как « Черный январь» ), предположительно начатое с целью положить конец погромам против его армянского населения , большинство из которых либо бежали, либо были убиты. [27]
Азербайджанская Республика (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]Нападение Советского Союза на Баку предоставило столь необходимую передышку борющейся Коммунистической партии Азербайджана , даже несмотря на то, что это была опальная и презираемая политическая партия. 14 сентября 1991 года Коммунистическая партия Азербайджана была распущена первым секретарем Аязом Муталибовым , так как он считал, что сможет справиться со всем в одиночку. [28] Еще одним событием, усилившим НФА и националистические тенденции, стала серия военных неудач в Нагорно-Карабахском конфликте , которые включали этническую чистку азербайджанцев в этом районе; и взятие Шуши в 1992 году. [27]
Пантюркистский пыл, поддерживаемый НФА, несколько уменьшился после того, как Гейдар Алиев вернулся к власти в июне 1993 года и Эльчибей ушел с поста президента. Алиев признал, что крайние меры тюркизации в Азербайджане могут вызвать недовольство нетюркских этнических меньшинств страны (включая такие группы, как талыши и лезгины ) , а также ее образованных русскоязычных граждан, некоторые из которых являются этническими азербайджанцами. Он также осознавал, насколько эти действия разозлили Россию и Иран. [29] Однако сокращение пантюркистского дискурса не означало ослабления тюркизма, который остается краеугольным камнем постсоветской национальной идентичности Азербайджана и одним из основных усилий по построению нации. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальная идентичность | Определение национальной идентичности в английском языке США по Оксфордским словарям» . Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года.
- ^ Борноутиан 2018 , стр. xiv.
- ^ Бехруз 2023 , с. 16.
- ^ Morozova 2005 , p. 85 (note 1).
- ^ Йылмаз 2015 , с. 770.
- ^ Фаукс 2002 , с. 14.
- ^ Борнутиан 2018 , с. 35 (примечание 25).
- ^ Астуриан 2023 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б с д Йылмаз 2013 , с. 513.
- ^ Резвани 2015 , с. 136 (примечание 4).
- ^ Фаукс 2002 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Йылмаз 2013 , с. 514.
- ^ Он останется 2001 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Mamedov 2017 , p. 29.
- ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 30.
- ^ Ахмадоглу 2020 , с. 549.
- ^ Хантер 2017 , с. XVIII.
- ^ Астуриан 2023 , с. 215.
- ^ Ахмадоглу 2020 , с. 563.
- ^ Астуриан 2023 , с. 206.
- ^ Дорфманн-Лазарев 2023 , с. 267.
- ^ Mamedov 2017 , p. 28.
- ^ Mamedov 2017 , pp. 30–31.
- ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 31.
- ^ Mamedov 2017 , pp. 31–32.
- ^ Jump up to: а б с Mamedov 2017 , p. 32.
- ^ Братья 2019 , с. 169.
- ^ Mamedov 2017 , p. 33.
- ^ Mamedov 2017 , p. 34.
Источники
[ редактировать ]- Ахмади, Хамид (2016). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. стр. 102–140. ISBN 978-0190673604 .
- Ахмадоглу, Рамин (2020). «Светская националистическая революция и построение азербайджанской идентичности, нации и государства». Нации и национализм . 27 (2). Уайли : 548–565. дои : 10.1111/нана.12682 .
- Астурян, Стефан Х. (2023). «Происхождение, основные темы и основная психологическая установка азербайджанского национализма». Дорфманн-Лазарев, Игорь; Хачадурян, Арутюн (ред.). Памятники и идентичности в Кавказском Карабахе, Нахичевани и Азербайджане в современном геополитическом конфликте . Брилл. стр. 206–236. ISBN 978-90-04-67738-8 .
- Атабаки, Турай (2001). «Переработка себя, отказ от другого: пантюркизм и иранский национализм». Ван Шендель, Виллем; Цюрхер, Эрик Дж. (ред.). Политика идентичности в Центральной Азии и мусульманском мире: национализм, этническая принадлежность и труд в двадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 65–84. ISBN 978-1860642616 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-351-06260-2 . OCLC 1037283914 .
- Броерс, Лоуренс (2019). Армения и Азербайджан: анатомия соперничества . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-5052-2 .
- Дорфманн-Лазарев, Игорь (2023). «Наследие Сталина в постсоветских странах и генезис националистического экстремизма в Азербайджане». Дорфманн-Лазарев, Игорь; Хачадурян, Арутюн (ред.). Памятники и идентичности в Кавказском Карабахе, Нахичевани и Азербайджане в современном геополитическом конфликте . Брилл. стр. 237–305. ISBN 978-90-04-67738-8 .
- Фаукс, Б. (2002). Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Спрингер. ISBN 978-0-333-79256-8 .
- Хантер, Ширин Т. (2017). "Введение". В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. ix–xxvii. ISBN 978-1498564960 .
- Мамедов, Эльдар (2017). «Азербайджан двадцать пять лет после независимости: достижения и недостатки». В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. 27–64. ISBN 978-1498564960 .
- Несколько авторов (1987). «Азербайджан» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том III/2: Аваэль аль-макалат – Азербайджан IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 205–257. ISBN 978-0-71009-114-7 .
- Морозова, Ирина (2005). «Современная азербайджанская историография по проблеме «Южного Азербайджана» после Второй мировой войны». Иран и Кавказ . 9 (1): 85–120. дои : 10.1163/1573384054068114 .
- Резвани, Бабак (27 января 2015 г.). Конфликт и мир в Центральной Евразии . Международные сравнительные социальные исследования. Том. 31. Брилл. ISBN 978-90-04-27636-9 .
- Сувари, Чакир Джейхан (2012). «Турция и Азербайджан: о мифе об одном происхождении и культуре». Иран и Кавказ . 16 (2): 247–256. дои : 10.1163/1573384X-20120011 .
- Йылмаз, Харун (2013). «Советский Союз и формирование азербайджанской национальной идентичности в 1930-е годы». Иранские исследования . 46 (4): 511–533. дои : 10.1080/00210862.2013.784521 . S2CID 144322861 .
- Йылмаз, Харун (2015). «Семейная ссора: азербайджанские историки против советских иранологов». Иранские исследования . 48 (5). Издательство Кембриджского университета: 769–783. дои : 10.1080/00210862.2015.1058642 . S2CID 142718875 .