Jump to content

Антииранские настроения в Азербайджане

Антииранские настроения в Азербайджане возникли в 1918 году, когда первая азербайджанская нация формировалась под влиянием пантюркистской идеологии. С тех пор политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма для создания антииранского чувства этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев . Постсоветская национальная идентичность Азербайджана резко антииранская и в первую очередь тюркоцентричная. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. Вера в то, что азербайджанцы были и продолжают быть жертвами иранцев (и армян ), прививается детям посредством государственной пропаганды и «промывания мозгов» в школах.

Исторически название «Азербайджан» относилось к региону к югу от реки Аракс, на территории современного северо-западного Ирана . [1] [2] [3] Историческое название нынешней Азербайджанской Республики Арран и Ширван . [1] [4] До 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, проживавшие на территории современной страны Азербайджана, идентифицировали себя либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, разделявшие языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии, либо как персы. [5] В октябре 1917 года жители Баку все еще не были заинтересованы в том, чтобы называть регион Южного Кавказа «Азербайджаном». Местное население часто включалось в такие термины, как Тюрк миллети и Кафказия мюсалман Халки («мусульманский народ Кавказа»). Даже первое Учредительное собрание, созданное 29 апреля 1917 года в Баку, называлось «Генеральное собрание мусульман Кавказа». [6] формирование азербайджанской национальной идентичности Когда происходило , Иран находился в разгаре упадка и революции, и поэтому он не представлял собой идеальный образец для подражания или источник вдохновения. Некоторые бакинские интеллектуалы воспринимали Иран как «отсталое общество» с долгой историей «восточного деспотизма» и шиитского клерикализма. [7] Языковые различия с Ираном были решающим фактором в решении азербайджанцев, и, таким образом, пантюркизм был выбран вместо проиранизма. [8]

Партия Мусават (1918)

[ редактировать ]
Карта исторического региона Азербайджана (также известного как Иранский Азербайджан) на северо-западе Ирана

С 1918 года политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма для создания антииранского чувства этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев . За последнее столетие иранский национализм эффективно справился с военными, политическими и спорными угрозами, направленными против иранского Азербайджана . [9] Базирующаяся в Баку партия «Мусават» впервые затронула тему иранского Азербайджана в редакционной статье, опубликованной в их газете «Ачик Сёз» в январе 1918 года. Автор обозначил «исторические границы» Азербайджана как простирающиеся от Тбилиси на западе до Каспийского моря. на востоке, с Кавказскими горами на севере и Керманшахом на юге. Он возложил вину за меры, приведшие к «расколу азербайджанской нации», на иранский правящий класс и российских экспансионистов. Автор также заявил, что мусульмане Южного Кавказа имеют «естественное право называть свою территорию Азербайджаном» и что они надеются, что «однажды их братья на юге смогут присоединиться к ним». [10]

Местный Бакинский комитет Иранской демократической партии первым отреагировал на эти ирредентистские заявления. Набранный из иранского азербайджанского населения Баку и соседних районов, комитет был создан Мохаммад-ханом Тарбиятом в 1914 году. Считая опубликованную партией «Мусават» редакционную статью попыткой пантюркистов подорвать территориальную целостность и суверенитет Ирана, В ответ они опубликовали 10 февраля 1918 года двуязычную газету «Азарбайджан, Джоз-е ла-янфакк-е Иран» («Азербайджан, неотделимая часть Ирана»). [11] Когда в мае 1918 года партия «Мусават» основала Азербайджанскую Демократическую Республику , они заставили газету закрыться. [12]

При Азербайджанской Демократической Республике (1918–1920)

[ редактировать ]

Основание Азербайджанской Демократической Республики положило начало Азербайджану как государству и нации. [13] Иранская политическая и интеллектуальная элита в Тегеране и Тебризе , столице иранского Азербайджана, быстро выступила против принятия названия «Азербайджан», несмотря на то, что слабое иранское государство находилось в переходной фазе и боролось с иностранным господством. Печатные средства массовой информации в Тегеране, Тебризе и других крупных иранских городах, с одной стороны, и средства массовой информации в Баку, столице недавно созданной Азербайджанской Республики, с другой стороны, представили свои аргументы в поддержку правильности или неправильности такое обозначение около года. Иранцы в целом отнеслись к решению Баку с подозрением и полагали, что османские младотурки , действовавшие тогда в Баку, сговорились взять на себя историческое название северо-западной провинции Ирана, чтобы создать пантюркское образование, охватывающее Среднюю Азию и Европу. Пантюркисты смогли доказать, что Азербайджанская Республика и «Южный Азербайджан» должны быть объединены в их будущем « Туране », называя исторический Азербайджан в Иране «Южным Азербайджаном». Глава Демократической партии, Мохаммад Хиабани , популярный член политической элиты Иранского Азербайджана, изменил название провинции на Азадистан («земля свободы») из-за опасений по поводу подобных рисков. [14] Таким образом, фраза «Кавказский Азербайджан» использовалась в документах, предназначенных для международного распространения правительством Азербайджана, чтобы ослабить обеспокоенность Ирана. [1] [15]

На ряде семинаров в Бакинском государственном университете в ноябре и декабре 1924 года выдающийся советский востоковед Василий Бартольд говорил о цели, вытекающей из этого названия; «однако термин Азербайджан был выбран потому, что при создании Азербайджанской республики предполагалось, что персы и этот Азербайджан составят одно целое, так как они имеют очень большое сходство в составе своего населения». [16]

При Советском Союзе (1920–1991)

[ редактировать ]

Несколько мифов об истории Азербайджана и его связях с Ираном были созданы между моментом завоевания Азербайджанской Демократической Республики большевиками в 1920 году и периодом, когда ее наследие вновь появилось в качестве поддержки для новых националистов страны в 1980-х годах. Эти мифы существенно повлияли на развитие постсоветской идентичности Азербайджана. [17]

Один из мифов заключался в том, что турки были колонизированы и порабощены персами. По мнению Эльдара Мамедова, это «противоречит исторической реальности. Именно различные тюрко-монгольские группы несколько раз вторгались в Иран, убивали миллионы иранцев и правили ими в течение нескольких столетий. Если какая-либо колонизация, включая лингвистические изменения, это сделали турки». [8] Именно Советский Союз первоначально популяризировал идею «персидского колониализма» после того, как в 1946 году он был вынужден вывести свои войска из иранской провинции Азербайджана из-за неспособности создать там независимую республику. [18] Утвердился еще один миф о едином Азербайджане, «разделенном вероломными персами». Однако южный и северный Азербайджан в исторических отчетах не упоминаются. Существование двух Азербайджанов не упоминается ни в каких исторических или географических трудах ни в Российской империи , ни в остальной Европе. [19]

Согласно более поздней ревизионистской теории, Россия и Иран планировали разделить Азербайджан в 19 веке. Комментируя это, Мамедов заявляет: «Учитывая, что Иран вел две опустошительные войны с Россией (1803–1813 и 1824–1828 годы), идея русско-иранского заговора против Азербайджана совершенно абсурдна». Это утверждение повторяет азербайджанский поэт-националист Бахтияр Вагабзаде в своем стихотворении «Гюлюстан» . Сегодня такого мнения придерживается большинство азербайджанских националистов. В результате постсоветская национальная идентичность Азербайджана является резко антииранской и в первую очередь тюркоцентрической. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [19] Вера в то, что азербайджанцы были и продолжают быть жертвами иранцев (и армян), прививается детям посредством государственной пропаганды и промывания мозгов в школах. [20]

Литературный поджанр, известный как «литература тоски» (по описанию Дэвида Ниссмана ), возник в 1950-х и 1960-х годах в советской азербайджанской литературе и был связан с иранским Азербайджаном. Большинству литературных произведений об Иранском Азербайджане свойственны националистические настроения, осуждающие «разделение» страны по реке Аракс и осуждающие такие вещи, как «экономическая и культурная эксплуатация иранских азербайджанцев». Курсы литературы и истории в Азербайджане включили эти темы. Ярко выраженные антииранские настроения были важным побочным продуктом этого литературного жанра. Советское руководство терпело эти антииранские настроения и даже поддерживало их. [21]

Азербайджанская Республика (1991 – настоящее время)

[ редактировать ]

При Абульфазе Эльчибее

[ редактировать ]

Политическая партия, известная как Народный фронт Азербайджана (сокращенно НФА), ускорила развитие туркоцентрической и антииранской национальной идентичности. [19] Наряду с призывом к более глубоким отношениям с Турцией и другими тюркскими народами в Иране и Центральной Азии, НФА пропагандировал тюркскую идентичность Азербайджана. В попытке перекроить Азербайджан по подобию Турции он пошел дальше за пределы тюркизма, пытаясь подражать основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку . Таким образом, старая тюркичность уступила место турецкости. Быть тюрком уже было недостаточно; важно было стать турецким, как народ Турции. [22]

Антииранские настроения были тесно связаны с тюркизмом НФА. Их лидер Абульфаз Эльчибей , испытывал глубоко укоренившееся презрение к Ирану , как и Мухаммад Амин Расулзаде . Он и другие националисты зациклились на «воссоединении северного и южного (иранского) Азербайджана». Эльчибей пообещал, что «как только Карабах будет освобожден, за ним последует и Тебриз». Эта тенденция турецкого национализма также поощрялась внешними силами, как это было в 1918 году. Это тюркское движение поддерживалось западными странами, особенно Соединенными Штатами. По их мнению, турецкий национализм стоял на пути исламской идеологии, которую в противном случае Иран мог бы распространить на недавно образованную Азербайджанскую республику. [23]

При Алиевых

[ редактировать ]

Этот пантюркистский пыл немного уменьшился после того, как Гейдар Алиев вернулся к власти в июне 1993 года и Эльчибей ушел с поста президента. Алиев признал, что крайние меры тюркизации в Азербайджане могут вызвать недовольство нетюркских этнических меньшинств страны (включая такие группы, как талыши и лезгины ) , а также ее образованных русскоязычных граждан, некоторые из которых являются этническими азербайджанцами. Он также осознавал, насколько эти действия разозлили Россию и Иран. [23]

Однако сокращение пантюркистского дискурса не означало ослабления тюркизма, который остается краеугольным камнем постсоветской национальной идентичности Азербайджана и одним из основных усилий по построению нации. Идея «объединения» «северного» и «южного Азербайджана», а также ататюркистский секуляризм входят в число других принципов философии НФА, которые сохраняются при Алиевых, хотя и в разной степени. Одновременно Азербайджан предпринимает масштабные попытки искоренить любые следы персидского культурного влияния. Это включает в себя удаление плиток с персидской надписью с мавзолея Низами , запрет на публикацию произведений азербайджанских поэтов на персидском языке в оригинале, а также удаление дополнительных персидских надписей с исторических построек. По словам Мамедова; «По иронии судьбы, создавая историю и культуру Азербайджана, его лидеры присвоили историческое и культурное наследие Ирана, одновременно утверждая, что они имеют тюркский характер». [24]

Иранский повстанец Бабак Хоррамдин , основавший свой собственный культ и сражавшийся с арабами, был назван Азербайджаном «турком». Зороастр , иранский пророк, также считается «тюрком». Они также утверждают, что иранский Новый год Навруз имеет тюркские корни. Дополнительными примерами присвоения истории Ирана являются утверждения о том, что игра в поло и струнный инструмент были изобретены исключительно Азербайджаном. [24]

Помимо правящей политической элиты и политических партий, некоторые интеллектуалы и ученые из Азербайджана активно способствовали сохранению этнического компонента как важного компонента в отношениях между Ираном и Азербайджаном. В их число входит Насиб Насибли, профессор университета и член азербайджанского парламента, известный своими решительными сторонниками «единого Азербайджана». Со времени президентства Эльчибея Насибли был послом в Иране, возможно, из-за своих крайних взглядов. Возможно, Тегеран был недоволен его откровенно антииранской позицией, поскольку его карьера посла внезапно оборвалась в 1994 году. Во время своего пребывания в Тегеране он даже пытался создать этнические организации среди иранских азербайджанских студентов. [25]

Хотя Ильхам Алиев пытается опровергнуть утверждения о том, что его правительство занимает какие-либо антииранские этнические националистические позиции, иранское правительство и такие группы, как иранские националистические круги, особенно иранские азербайджанцы, сомневаются в намерениях правительства Азербайджана из-за продолжающихся действий ирредентистские элементы, такие как Конгресс азербайджанцев мира или Движение национального пробуждения Южного Азербайджана , и поддержка, которую они получают от властей Азербайджана, как государственных, так и негосударственных . [26] Парвиз Варджаванд , профессор университета и генеральный секретарь партии Национальный фронт в Иране, во время его президентства (1997–2005 гг.) написал открытое письмо Мохаммаду Хатами , предупредив его об антииранских действиях последователей Эльчибея, а также тех, кто других пантюркистских организаций и средств массовой информации и потребовал от Хатами принять соответствующие меры по борьбе с ними. [27]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c8bf4e32955e53827a4b6f74bca1bc6__1718019600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/c6/8c8bf4e32955e53827a4b6f74bca1bc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-Iranian sentiment in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)