Антииранские настроения в Азербайджане
Антииранские настроения в Азербайджане возникли в 1918 году, когда первая азербайджанская нация формировалась под влиянием пантюркистской идеологии. С тех пор политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма для создания антииранского чувства этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев . Постсоветская национальная идентичность Азербайджана резко антииранская и в первую очередь тюркоцентричная. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. Вера в то, что азербайджанцы были и продолжают быть жертвами иранцев (и армян ), прививается детям посредством государственной пропаганды и «промывания мозгов» в школах.
Фон
[ редактировать ]Исторически название «Азербайджан» относилось к региону к югу от реки Аракс, на территории современного северо-западного Ирана . [1] [2] [3] Историческое название нынешней Азербайджанской Республики — Арран и Ширван . [1] [4] До 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, проживавшие на территории современной страны Азербайджана, идентифицировали себя либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, разделявшие языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии, либо как персы. [5] В октябре 1917 года жители Баку все еще не были заинтересованы в том, чтобы называть регион Южного Кавказа «Азербайджаном». Местное население часто включалось в такие термины, как Тюрк миллети и Кафказия мюсалман Халки («мусульманский народ Кавказа»). Даже первое Учредительное собрание, созданное 29 апреля 1917 года в Баку, называлось «Генеральное собрание мусульман Кавказа». [6] формирование азербайджанской национальной идентичности Когда происходило , Иран находился в разгаре упадка и революции, и поэтому он не представлял собой идеальный образец для подражания или источник вдохновения. Некоторые бакинские интеллектуалы воспринимали Иран как «отсталое общество» с долгой историей «восточного деспотизма» и шиитского клерикализма. [7] Языковые различия с Ираном были решающим фактором в решении азербайджанцев, и, таким образом, пантюркизм был выбран вместо проиранизма. [8]
История
[ редактировать ]Партия Мусават (1918)
[ редактировать ]
С 1918 года политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма для создания антииранского чувства этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев . За последнее столетие иранский национализм эффективно справился с военными, политическими и спорными угрозами, направленными против иранского Азербайджана . [9] Базирующаяся в Баку партия «Мусават» впервые затронула тему иранского Азербайджана в редакционной статье, опубликованной в их газете «Ачик Сёз» в январе 1918 года. Автор обозначил «исторические границы» Азербайджана как простирающиеся от Тбилиси на западе до Каспийского моря. на востоке, с Кавказскими горами на севере и Керманшахом на юге. Он возложил вину за меры, приведшие к «расколу азербайджанской нации», на иранский правящий класс и российских экспансионистов. Автор также заявил, что мусульмане Южного Кавказа имеют «естественное право называть свою территорию Азербайджаном» и что они надеются, что «однажды их братья на юге смогут присоединиться к ним». [10]
Местный Бакинский комитет Иранской демократической партии первым отреагировал на эти ирредентистские заявления. Набранный из иранского азербайджанского населения Баку и соседних районов, комитет был создан Мохаммад-ханом Тарбиятом в 1914 году. Считая опубликованную партией «Мусават» редакционную статью попыткой пантюркистов подорвать территориальную целостность и суверенитет Ирана, В ответ они опубликовали 10 февраля 1918 года двуязычную газету «Азарбайджан, Джоз-е ла-янфакк-е Иран» («Азербайджан, неотделимая часть Ирана»). [11] Когда в мае 1918 года партия «Мусават» основала Азербайджанскую Демократическую Республику , они заставили газету закрыться. [12]
При Азербайджанской Демократической Республике (1918–1920)
[ редактировать ]Основание Азербайджанской Демократической Республики положило начало Азербайджану как государству и нации. [13] Иранская политическая и интеллектуальная элита в Тегеране и Тебризе , столице иранского Азербайджана, быстро выступила против принятия названия «Азербайджан», несмотря на то, что слабое иранское государство находилось в переходной фазе и боролось с иностранным господством. Печатные средства массовой информации в Тегеране, Тебризе и других крупных иранских городах, с одной стороны, и средства массовой информации в Баку, столице недавно созданной Азербайджанской Республики, с другой стороны, представили свои аргументы в поддержку правильности или неправильности такое обозначение около года. Иранцы в целом отнеслись к решению Баку с подозрением и полагали, что османские младотурки , действовавшие тогда в Баку, сговорились взять на себя историческое название северо-западной провинции Ирана, чтобы создать пантюркское образование, охватывающее Среднюю Азию и Европу. Пантюркисты смогли доказать, что Азербайджанская Республика и «Южный Азербайджан» должны быть объединены в их будущем « Туране », называя исторический Азербайджан в Иране «Южным Азербайджаном». Глава Демократической партии, Мохаммад Хиабани , популярный член политической элиты Иранского Азербайджана, изменил название провинции на Азадистан («земля свободы») из-за опасений по поводу подобных рисков. [14] Таким образом, фраза «Кавказский Азербайджан» использовалась в документах, предназначенных для международного распространения правительством Азербайджана, чтобы ослабить обеспокоенность Ирана. [1] [15]
На ряде семинаров в Бакинском государственном университете в ноябре и декабре 1924 года выдающийся советский востоковед Василий Бартольд говорил о цели, вытекающей из этого названия; «однако термин Азербайджан был выбран потому, что при создании Азербайджанской республики предполагалось, что персы и этот Азербайджан составят одно целое, так как они имеют очень большое сходство в составе своего населения». [16]
При Советском Союзе (1920–1991)
[ редактировать ]Несколько мифов об истории Азербайджана и его связях с Ираном были созданы между моментом завоевания Азербайджанской Демократической Республики большевиками в 1920 году и периодом, когда ее наследие вновь появилось в качестве поддержки для новых националистов страны в 1980-х годах. Эти мифы существенно повлияли на развитие постсоветской идентичности Азербайджана. [17]
Один из мифов заключался в том, что турки были колонизированы и порабощены персами. По мнению Эльдара Мамедова, это «противоречит исторической реальности. Именно различные тюрко-монгольские группы несколько раз вторгались в Иран, убивали миллионы иранцев и правили ими в течение нескольких столетий. Если какая-либо колонизация, включая лингвистические изменения, это сделали турки». [8] Именно Советский Союз первоначально популяризировал идею «персидского колониализма» после того, как в 1946 году он был вынужден вывести свои войска из иранской провинции Азербайджана из-за неспособности создать там независимую республику. [18] Утвердился еще один миф о едином Азербайджане, «разделенном вероломными персами». Однако южный и северный Азербайджан в исторических отчетах не упоминаются. Существование двух Азербайджанов не упоминается ни в каких исторических или географических трудах ни в Российской империи , ни в остальной Европе. [19]
Согласно более поздней ревизионистской теории, Россия и Иран планировали разделить Азербайджан в 19 веке. Комментируя это, Мамедов заявляет: «Учитывая, что Иран вел две опустошительные войны с Россией (1803–1813 и 1824–1828 годы), идея русско-иранского заговора против Азербайджана совершенно абсурдна». Это утверждение повторяет азербайджанский поэт-националист Бахтияр Вагабзаде в своем стихотворении «Гюлюстан» . Сегодня такого мнения придерживается большинство азербайджанских националистов. В результате постсоветская национальная идентичность Азербайджана является резко антииранской и в первую очередь тюркоцентрической. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [19] Вера в то, что азербайджанцы были и продолжают быть жертвами иранцев (и армян), прививается детям посредством государственной пропаганды и промывания мозгов в школах. [20]
Литературный поджанр, известный как «литература тоски» (по описанию Дэвида Ниссмана ), возник в 1950-х и 1960-х годах в советской азербайджанской литературе и был связан с иранским Азербайджаном. Большинству литературных произведений об Иранском Азербайджане свойственны националистические настроения, осуждающие «разделение» страны по реке Аракс и осуждающие такие вещи, как «экономическая и культурная эксплуатация иранских азербайджанцев». Курсы литературы и истории в Азербайджане включили эти темы. Ярко выраженные антииранские настроения были важным побочным продуктом этого литературного жанра. Советское руководство терпело эти антииранские настроения и даже поддерживало их. [21]
Азербайджанская Республика (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]При Абульфазе Эльчибее
[ редактировать ]Политическая партия, известная как Народный фронт Азербайджана (сокращенно НФА), ускорила развитие туркоцентрической и антииранской национальной идентичности. [19] Наряду с призывом к более глубоким отношениям с Турцией и другими тюркскими народами в Иране и Центральной Азии, НФА пропагандировал тюркскую идентичность Азербайджана. В попытке перекроить Азербайджан по подобию Турции он пошел дальше за пределы тюркизма, пытаясь подражать основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку . Таким образом, старая тюркичность уступила место турецкости. Быть тюрком уже было недостаточно; важно было стать турецким, как народ Турции. [22]
Антииранские настроения были тесно связаны с тюркизмом НФА. Их лидер Абульфаз Эльчибей , испытывал глубоко укоренившееся презрение к Ирану , как и Мухаммад Амин Расулзаде . Он и другие националисты зациклились на «воссоединении северного и южного (иранского) Азербайджана». Эльчибей пообещал, что «как только Карабах будет освобожден, за ним последует и Тебриз». Эта тенденция турецкого национализма также поощрялась внешними силами, как это было в 1918 году. Это тюркское движение поддерживалось западными странами, особенно Соединенными Штатами. По их мнению, турецкий национализм стоял на пути исламской идеологии, которую в противном случае Иран мог бы распространить на недавно образованную Азербайджанскую республику. [23]
При Алиевых
[ редактировать ]Этот пантюркистский пыл немного уменьшился после того, как Гейдар Алиев вернулся к власти в июне 1993 года и Эльчибей ушел с поста президента. Алиев признал, что крайние меры тюркизации в Азербайджане могут вызвать недовольство нетюркских этнических меньшинств страны (включая такие группы, как талыши и лезгины ) , а также ее образованных русскоязычных граждан, некоторые из которых являются этническими азербайджанцами. Он также осознавал, насколько эти действия разозлили Россию и Иран. [23]
Однако сокращение пантюркистского дискурса не означало ослабления тюркизма, который остается краеугольным камнем постсоветской национальной идентичности Азербайджана и одним из основных усилий по построению нации. Идея «объединения» «северного» и «южного Азербайджана», а также ататюркистский секуляризм входят в число других принципов философии НФА, которые сохраняются при Алиевых, хотя и в разной степени. Одновременно Азербайджан предпринимает масштабные попытки искоренить любые следы персидского культурного влияния. Это включает в себя удаление плиток с персидской надписью с мавзолея Низами , запрет на публикацию произведений азербайджанских поэтов на персидском языке в оригинале, а также удаление дополнительных персидских надписей с исторических построек. По словам Мамедова; «По иронии судьбы, создавая историю и культуру Азербайджана, его лидеры присвоили историческое и культурное наследие Ирана, одновременно утверждая, что они имеют тюркский характер». [24]
Иранский повстанец Бабак Хоррамдин , основавший свой собственный культ и сражавшийся с арабами, был назван Азербайджаном «турком». Зороастр , иранский пророк, также считается «тюрком». Они также утверждают, что иранский Новый год Навруз имеет тюркские корни. Дополнительными примерами присвоения истории Ирана являются утверждения о том, что игра в поло и струнный инструмент были изобретены исключительно Азербайджаном. [24]
Помимо правящей политической элиты и политических партий, некоторые интеллектуалы и ученые из Азербайджана активно способствовали сохранению этнического компонента как важного компонента в отношениях между Ираном и Азербайджаном. В их число входит Насиб Насибли, профессор университета и член азербайджанского парламента, известный своими решительными сторонниками «единого Азербайджана». Со времени президентства Эльчибея Насибли был послом в Иране, возможно, из-за своих крайних взглядов. Возможно, Тегеран был недоволен его откровенно антииранской позицией, поскольку его карьера посла внезапно оборвалась в 1994 году. Во время своего пребывания в Тегеране он даже пытался создать этнические организации среди иранских азербайджанских студентов. [25]
Хотя Ильхам Алиев пытается опровергнуть утверждения о том, что его правительство занимает какие-либо антииранские этнические националистические позиции, иранское правительство и такие группы, как иранские националистические круги, особенно иранские азербайджанцы, сомневаются в намерениях правительства Азербайджана из-за продолжающихся действий ирредентистские элементы, такие как Конгресс азербайджанцев мира или Движение национального пробуждения Южного Азербайджана , и поддержка, которую они получают от властей Азербайджана, как государственных, так и негосударственных . [26] Парвиз Варджаванд , профессор университета и генеральный секретарь партии Национальный фронт в Иране, во время его президентства (1997–2005 гг.) написал открытое письмо Мохаммаду Хатами , предупредив его об антииранских действиях последователей Эльчибея, а также тех, кто других пантюркистских организаций и средств массовой информации и потребовал от Хатами принять соответствующие меры по борьбе с ними. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Борноутиан 2018 , стр. xiv.
- ^ Бехруз 2023 , с. 16.
- ^ Morozova 2005 , p. 85 (note 1).
- ^ Фаукс 2002 , с. 14.
- ^ Он останется 2001 , с. 72.
- ^ Mamedov 2017 , p. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Mamedov 2017 , p. 30.
- ^ Ахмади 2016 , с. 106.
- ^ Он останется 2006 , с. 129.
- ^ Атабаки 2006 , стр. 129, 206.
- ^ Он останется 2006 , с. 130.
- ^ Ахмадоглу 2020 , с. 549.
- ^ Ахмади 2016 , с. 108.
- ^ Йылмаз 2013 , с. 514.
- ^ Астуриан 2023 , с. 213.
- ^ Mamedov 2017 , p. 28.
- ^ Mamedov 2017 , pp. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с Mamedov 2017 , p. 31.
- ^ Астуриан 2023 , с. 234.
- ^ Гасымов 2022 , с. 49.
- ^ Mamedov 2017 , p. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Mamedov 2017 , p. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Mamedov 2017 , p. 34.
- ^ Ахмади 2016 , с. 111.
- ^ Ахмади 2016 , с. 135.
- ^ Ахмади 2016 , с. 117.
Источники
[ редактировать ]- Ахмади, Хамид (2016). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. стр. 102–140. ISBN 978-0190673604 .
- Ахмадоглу, Рамин (2020). «Светская националистическая революция и построение азербайджанской идентичности, нации и государства». Нации и национализм . 27 (2). Уайли : 548–565. дои : 10.1111/нана.12682 . S2CID 229387710 .
- Астурян, Стефан Х. (2023). «Истоки, основные темы и глубинная психологическая установка азербайджанского национализма». Дорфманн-Лазарев, Игорь; Хачадурян, Арутюн (ред.). Памятники и идентичности в Кавказском Карабахе, Нахичевани и Азербайджане в современном геополитическом конфликте . Брилл. стр. 206–236. ISBN 978-90-04-67738-8 .
- Атабаки, Турай (2001). «Переработка себя, отказ от другого: пантюркизм и иранский национализм». Ван Шендель, Виллем; Цюрхер, Эрик Дж. (ред.). Политика идентичности в Центральной Азии и мусульманском мире: национализм, этническая принадлежность и труд в двадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 65–84. ISBN 978-1860642616 .
- Атабаки, Турай (2006). Иран и Первая мировая война: поле битвы великих держав . ИБТаурис. ISBN 978-1860649646 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Бурнутян, Джордж (2011). Русское обследование Карабахской провинции 1823 года. Первоисточник по демографии и экономике Карабаха в первой половине XIX века . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-173-5 .
- Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-351-06260-2 . OCLC 1037283914 .
- Броерс, Лоуренс (2019). Армения и Азербайджан: анатомия соперничества . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-5052-2 .
- Дорфманн-Лазарев, Игорь (2023). «Наследие Сталина в постсоветских странах и генезис националистического экстремизма в Азербайджане». Дорфманн-Лазарев, Игорь; Хачадурян, Арутюн (ред.). Памятники и идентичности в Кавказском Карабахе, Нахичевани и Азербайджане в современном геополитическом конфликте . Брилл. стр. 237–305. ISBN 978-90-04-67738-8 .
- Флор, Виллем М .; Джавади, Хасан (2009). Райский розарий: история Ширвана и Дагестана, Аббас Коли Ага Бакиханов . Издательство Маг. ISBN 978-1933823270 .
- Фаукс, Б. (2002). Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Спрингер. ISBN 978-0-333-79256-8 .
- Хантер, Ширин Т. (2017). "Введение". В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. ix–xxvii. ISBN 978-1498564960 .
- Гасымов, Заур (2022). «Наблюдение за Ираном из Баку: иранские исследования в советском и постсоветском Азербайджане». Иранские исследования . 55 (1). Кембриджский университет : 37–59. дои : 10.1080/00210862.2020.1865136 .
- Мамедов, Эльдар (2017). «Азербайджан двадцать пять лет после независимости: достижения и недостатки». В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. 27–64. ISBN 978-1498564960 .
- Несколько авторов (1987). «Азербайджан» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том III/2: Аваэль аль-макалат – Азербайджан IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 205–257. ISBN 978-0-71009-114-7 .
- Морозова, Ирина (2005). «Современная азербайджанская историография по проблеме «Южного Азербайджана» после Второй мировой войны». Иран и Кавказ . 9 (1): 85–120. дои : 10.1163/1573384054068114 .
- Резвани, Бабак (27 января 2015 г.). Конфликт и мир в Центральной Евразии . Международные сравнительные социальные исследования. Том. 31. Брилл. ISBN 978-90-04-27636-9 .
- Сувари, Чакир Джейхан (2012). «Турция и Азербайджан: о мифе об одном происхождении и культуре». Иран и Кавказ . 16 (2): 247–256. дои : 10.1163/1573384X-20120011 .
- Йылмаз, Харун (2013). «Советский Союз и формирование азербайджанской национальной идентичности в 1930-е годы». Иранские исследования . 46 (4): 511–533. дои : 10.1080/00210862.2013.784521 . S2CID 144322861 .