Дом Мехмандаровых
Дом Мехмандаровых | |
---|---|
Азербайджанский : Дом Мехмандарова | |
![]() Домик Мехмандарова после реставрации | |
![]() | |
Общая информация | |
Город или город | Скачать |
Страна | Азербайджан |
Завершенный | 18 век |
Владелец | Есай Гарамянц Карим бек Мехмандаров |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Кербалаи Сафихан Карабахи [ 1 ] |
— Дом Мехмандаровых исторический жилой комплекс дворцового типа, расположенный в Шуше . XVIII века Это один из самых интересных образцов гражданской архитектуры Азербайджана . [ 2 ] [ 3 ] Жилой комплекс, первоначально принадлежавший в XIX веке армянскому лейтенанту Есаю Гарамянцу, в 1918 году перешел во владение семьи Мехмандаровых. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Он включает в себя Большой жилой дом, Малый жилой дом и Семейную мечеть. Комплекс огорожен каменными стенами. Ранее здесь располагался Шушинский исторический музей .
История
[ редактировать ]Комплекс построил Кербалай Сафихан Карабахи. [ 1 ] а в начале 19 века служил частной резиденцией армянского поручика Есая Гарамянца (Грамова). В 1918 году комплекс перешел во владение Мехмандаровых азербайджанской семьи . В советский период , примерно с 1921 по 1971 или 1972 годы, в Большом жилом доме располагался Шушинский городской родильный дом, а с 1973 по 1992 год в Малом жилом доме располагался Музей истории Шуши и восточных ковров. Мечеть на территория комплекса также служила районной мечетью. В мае 1992 года под контролем Армении здание использовалось как музей истории и геологии до 2014 года, когда оно официально стало «Музеем истории города Шуши». [ 6 ] После установления в 2020 году контроля над городом со стороны вооруженных сил Азербайджана, в комплексе проводятся ремонтно-восстановительные работы. [ 8 ]
Архитектурные особенности
[ редактировать ]Дом имеет квадратную форму. [ 9 ] Три комнаты из четырех на втором этаже выходят на веранду в задней части дома, а большой эркер, служащий гостевым залом, выходит на главный фасад. [ 9 ]
Такое решение фасада, несмотря на отсутствие симметрии, создает впечатление гармонии и баланса архитектурных частей дома. Лестница и деревянная веранда на заднем фасаде дома дополняют его общий вид. [ 9 ] Особое место в архитектуре дома занимает хорошо освещенная благодаря широким окнам и богато украшенная гостевая комната. [ 9 ]
Фотообои
[ редактировать ]
Интерьеры Большого жилого дома и Семейной мечети были украшены фресками Усть Гамбара Карабаги, напоминающими те, что находились во дворце шекинских ханов. [ 10 ] В советское время в Малом жилом доме располагался Музей истории Шуши.
При росписи панно Малой комнаты в доме Мехмандаровых Уста Гамбар использовал мотив, свойственный только ему и больше нигде не повторявшийся. [ 10 ] В таком изображении с доминирующим повторяющимся узором нет традиционного столбчатого деления панно на сектора. Эта богатая композиция изображает различных птиц, сидящих на ветвях растений. Оно напоминает фрески второго этажа дворца шекинских ханов. Изображения на этом панно, созданные с использованием открытых тонов, размещены в нижней части стены, поэтому сохранились плохо (по сравнению с другими фресками в комнате). [ 10 ]
Искусствовед Н. Миклашевская, изучавшая настенную живопись дома, утверждает, что «хотя фризы, которые и во Дворце шекинских ханов, и в доме Мехмандарова были созданы под руководством Усть Гамбара, изображения Дом Мехмандарова получился лучше. Они больше гармонировали с общими образами помещения». [ 11 ] Она также считает, что роспись панно в доме Мехмандарова по тщательности исполнения и тонкости красок превосходит аналогичные росписи в зале первого этажа Шекинского дворца. И в Малом зале, и в зале расположены характерные для Шуши камины стрельчатой формы, покрытые плоским живописным орнаментом.
Главные серебряные ветви фриза дворца шекинских ханов окружены реалистично изображенными цветами; Здесь использовано большое количество серебра, цвета более светлые, а узоры там представлены более темными. [ 11 ] Узоры фриза повторяются и на панелях тимпана. [ 11 ]

Н. Миклашевская упоминает также о шебеке, занимающем всю переднюю стену зала, который, по ее словам, похож на шебеке Шекинского дворца: «Шебеке в сочетании с небольшими цветными стеклами составляют замысловатые узоры звезды и круги и дополнят оригинальный декор комнаты».
О камине в доме она пишет следующее: «Его конструкция типична для каминов Шуши. Камин несколько выступает из плоскости стены и имеет четырехугольную форму с выступом на высоте 1,5 метра в виде над ним небольшой декоративный квадрат, поверх которого, уже прямо на стене, завершается картина с изображением букета цветов. Топочное отверстие на каминном зеркале нарисовано замысловатой остроконечной аркой. камин нет богато декорирован: преобладает простой геометрический растительный орнамент, украшающий его профилированные полосы. В стрельчатых тимпанах топки повторяется роспись стилизованных цветов на голубом фоне, что распространено и в тимпанных панелях соседнего помещения. как и на потолке зала, в росписях камина очень мало бронзовой краски».
Вдоль потолка Парадного зала дома Мехмандаровых имеется ниша, украшенная интересным фризом. Он украшен композицией из цветов и птиц в виде большого медальона. [ 12 ]
Плафон дома Мехмандаровых с точки зрения общей композиции напоминает плафоны дворца шекинских ханов и дома Шекихановых, однако его узоры по цветам и композициям ближе к мотивам ковроткачества. . На богато украшенных коврах с центральным медальоном и угловым узором, характерных для карабахской школы ковроткачества, можно увидеть аналогию этой композиции. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]- Фрагменты росписей интерьера дома (работа Гамбара Карабаги ):
-
Олень и гранат
-
Орел и фазан
-
Стилизованное панно в виде букета.
- Фрагменты потолочной росписи в интерьере дома (работа Гамбара Карабаги ):
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Авалов 1977 , с. 60.
- ^ Миклашевская 1952 , с. 487.
- ^ Авалов 1977 , с. 90.
- ^ Гаспарян и Даниелян, 2022 , стр. 189–190.
- ^ «Музей истории Шуши» . Наследие Арцаха . Армения: Американский университет Армении . 10 марта 2022 г. . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Музей истории города Шуши» . Монумент Дозор . 24 июля 2023 г. . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Петросян, Сара (26 января 2021 г.). «Музеи Шуши: большая часть коллекций теперь в руках азербайджанцев» . Ереван: Хетк . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Информация Министерства культуры об усадебном комплексе Мехмандаровых» (на азербайджанском языке). mct.gov.az. 28 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Саламзаде 1964 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Миклашевская 1952 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б с Миклашевская 1952 , с. 489.
- ^ Миклашевская 1952 , с. 493.
- ^ Миклашевская 1952 , с. 494.
Литература
[ редактировать ]- Avalov, Elturan (1977). Архитектура города Шуша и проблемы сохранения его исторического облика [ The architecture of the city of Shusha and the problems of preserving its historical appearance ]. Baku : Elm.
- Гаспарян Л.; Даниелян, Э. (2022). Музеи города Шуши . Ереван: Музей истории Армении . стр. 189–190.
- Miklashevskaya, Natalya (1952). Архитектура Азербайджана. Очерки [ Architecture of Azerbaijan. Essays ]. Baku : Elm.
- Salamzade, Abdulvahab (1964). Архитектура Азербайджана XVI-XIX вв [ Architecture of Azerbaijan XVI-XIX centuries ]. Baku : Академия наук Азербайджанской ССР.