Наполнять
Энчелей [а] были древним народом, жившим вокруг реки Дрин и в районе озер Шкодер и Охрид . [4] [5] [6] в современной Албании , Черногории и Северной Македонии . Это один из старейших известных народов восточного побережья Адриатического моря . [7] В древних источниках они иногда фигурируют как этническая группа, отличная от иллирийцев , но чаще всего упоминаются как одно из иллирийских племен. [8] Они занимали центральное положение на раннем этапе иллирийской истории. [9] В древнегреческой литературе они связаны с завершением мифического повествования о Кадме и Гармонии — традиции, глубоко укоренившейся среди иллирийских народов. [10] [11] [6]
Имя Сесаретии использовалось Страбоном как альтернативное название энхелеев в озерной зоне Охрида. впервые упомянутое Гекатеем Милетским Имя Sesarethii/Sesarethioi, в VI веке до нашей эры, также считается вариантом Dassaretiii/Dassaretioi . [12] иллирийское племя, зарегистрированное со времен Римской империи и подтвержденное чеканкой монет и надписями, найденными вокруг Охридского озера. Ослабление царства Энчелеев предположительно привело к ассимиляции Энчелеев и включению их в недавно созданное Иллирийское царство самое позднее в VI-V веках до нашей эры, что ознаменовало возникновение Дассаретиев, которые, по-видимому, заменили Энчелеев в районе озер. . [13] [14] В эпоху классической и эллинистической древности энчелеи были скорее историческим воспоминанием, чем современной группой. [15]
Регион, населенный энчелеями, был известен как Энчеле . [16] Их соседями на западе были тауланты , на севере — автариаты , на северо-востоке — дарданы , на юго-востоке — пеоны и на юге — дексары . [17] [18]
Имя
[ редактировать ]Аттестация и варианты
[ редактировать ]Энчелеи впервые упоминаются Гекатеем Милетским в VI веке до нашей эры. [19] Вариантом в древнегреческой литературе является Εγχελάνες Enchelanes , который имеет суффикс -anes, типичный для западно-греческих диалектов, на которых говорят греческие соседи Энчелеев. Таким образом, это делает его местной формой имени по сравнению с Энчелеем , на которое повлиял ионический греческий язык . [20] У Полибия слово пишется с глухим придыханием kh , Enchelanes , а у Мнасея оно заменено звонким ng , Engelanes , причем последнее является типичной чертой древнемакедонских и северных палеобалканских языков . [3]
Этимология
[ редактировать ]Считается, что имя Энчелей означало «люди-угри», так как на древнегреческом языке ἔγχελυς означает «угорь», как в современном албанском ngjalë «угорь» < иллирийский *engella , возможно, родственно латинскому : anguilla «угорь» и литовскому : ungurỹs ». угорь". [6] Связь с албанским нгьяле позволяет предположить, что название Энчеле произошло от иллирийского термина, обозначающего угрей, который, возможно, в древности был связан с греческим языком и просто адаптирован к греческому произношению. [3] Индоевропейскую . преформу корня до сих пор не удается реконструировать По этой причине Роберт С. П. Бикс считает его догреческим, что соответствует временным рамкам раннего иллирийского происхождения этнонима через легендарную историю о Кадме и Энхелеях. [6]
Другие имена
[ редактировать ]Альтернативное название энчелеев в озерной зоне Охрида записано Страбоном как Сесаретии . Имя Сесаретиой впервые упоминается Гекатеем Милетским в VI веке до нашей эры. ) жило племя хелидониев ( Χελιδόνιοι Гекатей сообщал, что к северу от сесаретиев ( Σεσαρήθιοι ) . Кроме того, он сообщает, что Сесаретос ( Σεσάρηθος ) был таулантийским городом, были Сесаретии которого этническим символом . [21] Название Sesarethii/Sesarethioi также считается вариантом Dassaretiii/Dassaretioi , иллирийского племени, которое было зарегистрировано с римских времен и подтверждено чеканкой монет и надписями, найденными вокруг Охридского озера. [12]
Мифологические рассказы
[ редактировать ]Распространенная в древности легенда сообщает, что Кадм — финикийский принц, ставший царем Фив , беотийский и энхелейский деятель. [9] [22] [23] [24] — со своей женой Гармонией прибыл к энчелеям и помог им построить множество городов на берегах Охридского и Шкодерского озер , среди них Лихнидус ( Охрид ) и Буто ( Будва ). [25] Как гласит легенда, в это время энчеле воевали с соседними иллирийскими племенами, и Кадм по приказу Оракула стал предводителем народа и пришел им на помощь. После победы над иллирийцами Энчеле выбрали Кадма своим королем. [26]
Мифологическое предание, сообщенное Аппианом (II в. н. э.), повествует, что энчелеи были среди южно- иллирийских племен, получивших свои названия от первого поколения потомков Иллирия , одноименного предка всех иллирийских народов . [27] [28] [29] Согласно сообщению Аппиана, прародителем Энчеле был Энчелей , сын Иллирия. [30] [31]
Согласно легендарному сообщению, сообщенному Полибием , цитируемому Стефаном Византийским , после исчезновения Амфиарая во время осады Фив его возничий Батон поселился в Иллирии, недалеко от страны энхелеев. [32]
История
[ редактировать ]В Южной Иллирии организованные государства образовались раньше, чем в других районах этого региона. Самое старое известное государство в регионе, о котором можно говорить на основе древних источников, - это Энчели. [33] [13] Расцвет государства Энчелеан пришелся на 8-7 века до нашей эры, но королевство утратило доминирующую власть примерно в 6 веке до нашей эры. [33] Похоже, что ослабление царства Энчеле привело к их ассимиляции и включению в недавно созданное Иллирийское царство самое позднее в VI–V веках до нашей эры, что ознаменовало возникновение Дассарети , которые, по-видимому, заменили Энчелеев в озерном крае. район Охрида и Преспы . [13] [14] В то время как в энчелейском районе реки Дрилон и озера Шкодра на севере Албании в более поздние времена появились лабеаты , иллирийское племя, которое сохраняло свою самобытность до раннего римского периода. [6] Как сообщается во фрагменте «Гекатея Милетского» (около VI века до н.э.), Энчелей соседствовал с дексариями , хаонским племенем. [34] [35] [36]
Энчелеи часто воевали с северными греками. Из письменных источников греческих писателей, таких как Геродот , упоминается даже нападение армии Энхелея на храм в Дельфах . [20] Юстин (2 век нашей эры) сообщает, что в то время, когда правителем Македонии был младенец Аэроп I (около 6 века до нашей эры), иллирийцы успешно нападали на Македонию до тех пор, пока маленький правитель не был приведен в бой своими македонскими подданными, воспользовавшись его присутствие и отомстить за первое поражение иллирийцам. Название конкретного иллирийского племени или группы племен, напавших на Македонию, не сообщается в рассказе Юстина, но было высказано предположение, что это были либо Энхелеи, чье царство в то время было сосредоточено в районе озера Лихнид , либо Таулантии вокруг , которые базировались дальше на запад, в прибрежной зоне внутри и Эпидамноса и Аполлонии . [37] Набеги иллирийцев на аргеадов , базировавшихся в Эгах, указывают на то, что иллирийские нападения также охватывали верхнемакедонские регионы Линкестис , Орестис и Эордея , Элимея и Тимфея , поскольку они располагались между иллирийской территорией и землями Аргеадов. [38]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аполлодор, Библиотека , 3.5.4. «Когда иллирийцы атаковали энчелейцев, бог объявил через оракула, что они одолеют иллирийцев, если их лидерами будут Кадм и Гармония. Они поверили ему и сделали их своими лидерами против иллирийцев, и взял верх над ними. И Кадм царствовал над иллирийцами, и у него родился сын Иллирий».
- ^ Страбон, География (изд. Х. К. Гамильтон, эсквайр, В. Фальконер, Массачусетс), книга 7, глава 7: «... установили свою власть, и Энхелии, которых также называют Сесаретиями. Затем приходят Линкесты, территория Деуриопа, Пелагония-Триполитис..."
- ^ Jump up to: а б с Шашель Кос 1993 , с. 119.
- ^ Уилкс 1992 , стр. 98–99.
- ^ Хаммонд 1982 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б с д и Дедвукай 2023 , с. 7.
- ^ Дзино 2014 , с. 53.
- ^ Катичич 1977 , с. 81: «Вскоре они как будто представляли иллирийский народ по преимуществу для греков в древние времена; иногда они выступают как отдельная этническая группа наряду с иллирийцами, но чаще всего они упоминаются как одно из иллирийских племен».
- ^ Jump up to: а б Катич 1977 , стр. 5.
- ^ Катичич 1977 , с. 81: с этим связан миф о конце Кадма и Гармонии. Вскоре создается впечатление, что они представляли для греков в древние времена преимущественно иллирийский народ.
- ^ Шашель Кос 1993 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Феодосьев 1998 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б с Шашель Кос 2004 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б Кастильони 2010 , стр. 93–95.
- ^ Хацопулос 1997 , с. 145: «Иллирийское происхождение энчелейцев тоже спорно, но вопрос носит скорее академический характер, поскольку в классический и эллинистический периоды существовала скорее историческая память, чем современный этнос».
- ^ Робин Хард, Справочник Рутледжа по греческой мифологии , Рутледж, 2004, стр. 643 н. 53.
- ^ Хаммонд 1982 , с. 284.
- ^ Уилкс 1992 , стр. 93, 96, 98, 99.
- ^ Кастильони 2007 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 1993 , с. 118.
- ^ Эйхнер 2004 , с. 97.
- ^ Уилкс 1992 , с. 98: «Это была территория Энчелеев, правители которых заявляли о своем происхождении от героя Кадма».
- ^ Виннифрит 2002 , с. 46: «Энхелиды, иллирийское племя, жили недалеко от Охридского озера, но легенда связывала их с их основателем, греческим героем Кадмом»
- ^ Кастильони 2010 , с. 41: Этот образ должен был иметь функцию установления, в силу сходства с иконой – знакомой афинской публике – Афины и Эрихтония, параллелизма между циклом Эрихтония и изображением кадмейского основания Фив, используя риторика автохтонии. Этот безобидный и мирный фиванский змей был бы уподоблен афинянами V века мирному местному стражу фиванского акрополя, змею Ареса, убийство которого позволило бы варвару Кадму поселиться на земле Фив, узурпировавшего и запятнан преступностью.
- ^ Уилкс 1992 , с. 99.
- ^ Кадм : «После рождения многих детей Кадм и Гармония покинули Фивы, чтобы защитить энхелеев, народ, живущий в южной Иллирии, которая является регионом к северу от Эпира, и там победили иллирийских захватчиков...»
- ^ Папазоглу 1978 , с. 213: «Племена, получившие свои названия от первого поколения потомков Иллирия, принадлежат большей частью к группе так называемых южно-иллирийских племен: таулантии, парфины, энчелеи, дассаретии».
- ^ Шашель Кос 2004 , с. 502.
- ^ Месихович и Шачич 2015 , стр. 23–24.
- ^ Уилкс 1992 , с. 92.
- ^ Гримал и Максвелл-Хислоп 1996 , стр. 230; Аполлодор и Хард 1999 , с. 103 (Книга III, 5.4).
- ^ Кабанес 2008 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б Стипчевич 1989 , стр. 34.
- ^ Богдани 2012 , стр. 364–365.
- ^ Анджели, Мария Габриэлла Бертинелли; Донати, Анджела (2006). Пути истории: миграции народов, путешествия отдельных людей, распространение идей в древнем Средиземноморье: материалы II Международного совещания древней истории (Генуя, 6-8 октября 2004 г.) (на итальянском языке). Г. Бретшнейдер. п. 176. ИСБН 978-88-7689-230-1 .
Энчелеи, жившие к северу от Хаона и вдоль озера Лихнид.
- ^ Шашель Кос 2004 , с. 276.
- ^ Гринвальт 2011 , с. 281.
- ^ Гринвальт 2011 , стр. 281–282.
Библиография
[ редактировать ]- Аполлодор; Хард, Робин (1999), Библиотека греческой мифологии , Оксфорд, Соединенное Королевство: Oxford University Press, ISBN 0-19-283924-1
- Богдани, Джулиан (2012). «Горогенез и территориальная организация в классической и эллинистической Хаонии» . Энрико Джорджи, Джулиан Богдани (ред.). Территория Фойнике в Хаонии: ландшафтная археология в Южной Албании . Анте Кем. стр. 355–395. ISBN 9788878490796 .
- Кабанес, Пьер (2008). «Греческая колонизация в Адриатике». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Греческая колонизация: отчет о греческих колониях и других поселениях за рубежом . Том. 2. Брилл. стр. 155–186. ISBN 9789047442448 .
- Кастильони, Мария Паола (2007). «Генеалогический миф и политическая пропаганда в древности: повторное использование греческих мифов от Дионисия до Августа». В Карвалью, Жоаким (ред.). Религия и власть в Европе: конфликт и конвергенция . Эдизиони Плюс. ISBN 978-88-8492-464-3 .
- Кастильони, Мария Паола (2010). Кадмос-змей в Иллирии: маршрут героя-цивилизатора (на французском языке). Издания Плюс. ISBN 9788884927422 .
- Эйхнер, Хайнер (2004). «Иллирийский – неизвестный язык». В Эйхнере, Хайнере (ред.). Иллирийцы. Археологические находки I тысячелетия до нашей эры из Албании (на немецком языке). Музей доисторической эпохи Аспарн-ан-дер-Зайя. стр. 92–117. ISBN 3-85460-215-4 .
- Эрдкамп, Пол (1998). Голод и меч: война и снабжение продовольствием в римских республиканских войнах (264–30 гг. до н.э.) . Голландские монографии по древней истории и археологии. Том. 20. Гибен. ISBN 978-90-50-63608-7 .
- Гринвальт, Уильям С. (2011). «Македония, Иллирия и Эпир». В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. стр. 279–305. ISBN 978-1-4443-5163-7 .
- Грималь, Пьер; Максвелл-Хислоп, AR (1996), Словарь классической мифологии , Wiley-Blackwell, ISBN 0-631-20102-5
- Дедвукай, Линдон (2023). «Лингвистические свидетельства индоевропейского и албанского происхождения Афродиты» . Труды Лингвистического общества Америки . 8 (1). Лингвистическое общество Америки : 5500. doi : 10.3765/plsa.v8i1.5500 . S2CID 258381736 .
- Дзино, Даниэль (2014). « Иллирийцы» в древнем этнографическом дискурсе» . Диалоги древней истории . 40 (2): 45–65. дои : 10.3917/dha.402.0045 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1982). «Иллирис, Эпир и Македония». У Джона Бордмана; NGL Hammond (ред.). Кембриджская древняя история: расширение греческого мира, с восьмого по шестой века до нашей эры, том. III (часть 3) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521234476 .
- Хацопулос, МБ (1997). «Границы эллинизма в Эпире в древности». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Катичич, Радослав (1977). «Энчелеанцы (Die Encheleer)». Ежегодник Центра балканологических исследований (15): 5–82.
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Месихович, Салмедин ; Сачич, Амра (2015). История ( иллирийцев на боснийском языке). Сараево: Сараевский университет [Университет Сараево]. ISBN 978-9958-600-65-4 .
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Шашель Кос, Марьета (1993). «Кадм и Гармония в Иллирии». Археологический журнал . 44 : 113–136.
- Шашель Кос, Марьета (2004). «Мифологические рассказы об Иллирии и ее названии». В П. Кабанесе; Ламболи (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности . Полет. 4.стр. 493–504.
- Стипчевич, Александр (1989). : история и культура ( Иллирийцы на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Феодосьев, Никола (1998). «Мертвые с золотыми лицами: погребальные маски Дасаретии, Пелагонии, Мигдонии и Беотии». Оксфордский журнал археологии . 17 (3). Издательство Блэквелл: 345–367. дои : 10.1111/1468-0092.00067 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .