Даунцы
Даунийцы лат ( племенем , . Daunii ) были япигским населявшим северную Апулию в классической древности . [1] Два других япигских племени, певкеты и мессапийцы , населяли центральную и южную Апулию соответственно. Все три племени говорили на мессапическом языке развили отдельные археологические культуры . , но к седьмому веку до нашей эры [2]
Даунийцы жили в регионе Дауния , который простирался от реки Даунские горы на юго-востоке до полуострова Гаргано на северо-западе. [3] Сегодня этот регион в основном совпадает с провинцией Фоджа и частью провинции Барлетта-Андрия-Трани . Даунийцы и оски вступили в контакт в северной Даунии и южных самнитских регионах. Постепенно части северной Даунии стали « осканизированными ». [4] [5] [6]
Имя
[ редактировать ]Этноним связан с именем волка, вероятно, тотемического животного этого народа. Культ волка был широко распространен в древней Италии и был связан с аркадским мистериальным культом . Даунос означает волк. Согласно древним толкованиям, [ нужна ссылка ] и родственно греческому τηαυνος ( thaunos ) (сравните τηēριον ( thērion ) в лексиконе Исихия Александрийского ), от индоевропейского корня *dhau- «душить», что буквально означает «душитель». Среди даунских городов можно упомянуть Луцеру (Леукария), а среди других народов этноним лукани (луканой) и хирпини , от другого слова, означающего «волк». Результат протоиндоевропейского звонкого аспирата *dh присущ иллирийским языкам и поэтому отличается от соответствующего латинского фавна и осканского языка, что не засвидетельствовано. [ нужна ссылка ]
Мессапическое было племенное название Дауни/Даунии связано с дарданскими Тунатами/Тунатай на Балканах. [7]
Происхождение
[ редактировать ]В конце бронзового века (11-10 вв. до н. э.) и в период перехода к железному веку в Италию мигрировали иллирийские группы из восточной Адриатики . [8] племен Потомками прибывших в Апулию , известных под общим названием япиги , были певкеты , мессапийцы и даунийцы. Более широкий регион был населен италийскими народами Южной Италии, с которыми япиги поддерживали контакты; среди них авсоны / оски , сабиняне , луканы , пеэлиньи , бруттии , кампанцы , эквы , самниты и френтаны . Страбон в мифологической конструкции, объясняющей основание Таранто , связывает япигов с критянами . Страбон сообщает, что они были потомками Япикса и критянки. Археологический материал показывает мало контактов между япигами и греческими колонистами. [9] Задним числом приписывание критского или аркадского наследия было просто построено в политических целях того времени, когда были написаны эти источники. япигийцам [10]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в 2022 году, изучалась ДНК, извлеченная из трех некрополей: Ордона , Салапия и Сан-Джованни-Ротондо , которые в железный век были связаны с регионом Даун. Большинство образцов из Ордоны и Салапии относятся к даунскому периоду, а некоторые образцы из Сан-Джованни-Ротондо относятся к железному веку в более широком смысле. Были идентифицированы отцовские гаплогруппы семи образцов железного века. Две отцовские линии образцов железного века принадлежат J-M241, одна из них может быть далее обработана как J-L283+. Два образца железного века принадлежали R-M269, один получил обозначение Z2103+, а другой - I-M223. [11]
Даунийцы железного века продемонстрировали высочайшее аутосомное родство с иллирийскими популяциями раннего железного века из Хорватии и популяциями, сформировавшимися в Италии в эпоху Римской республики , которые могут быть широко включены в пан-Средиземноморский генетический континуум (распространяющийся от Крита до республиканского Рима и Пиренейский полуостров ). Ссылки на минойцев / крита и греков железного века / Аркадию менее вероятны. Скромное объяснение происхождения даунийцев свидетельствует в пользу генетической преемственности между даунцами и населением, населявшим эту территорию до анализируемого исторического периода, хотя нельзя исключить дополнительное влияние со стороны Хорватии (древняя Иллирия), как описано в материальных остатках и доступные исторические источники. [12]
Присутствие в древней Италии
[ редактировать ]Даунии были похожи на пеуцетов и мессапиев, поселившихся в центральной и южной Апулии, но в то же время отличались от них. [13] Будучи также менее подверженным влиянию кампанской цивилизации, он, таким образом, имел более своеобразную культуру, в частности, Даунские стелы , серию погребальных памятников, созданных в VII-VI веках до нашей эры на равнине к югу от Сипонто , и сейчас в основном расположенных в Национальный археологический музей Манфредонии. Особенно поразительна даунская керамика (еще малоизученная), которая начинается с геометрических узоров, но в конечном итоге включает грубые фигурки людей, птиц и растений.
Основными даунскими центрами были Теанум Апулум (в пределах современного Сан-Паоло-ди-Чивитате ), Урия Гарганика, местонахождение которой хотя и достоверно не известно, Казоне, Лучера , Меринум ( Вьесте ), Монте-Сарацено (около Маттинаты ), Сипонто , Коппа. Невигата , Купола, Салапия (близ Чериньолы и Манфредонии ), Арпи (близ Фоджи ), Аэке (близ Трои ), Вибинум ( близ Бовино ), Кастеллуччио деи Саури , Гердония ( Ордона ), Аускулум ( близ Асколи Сатриано ), Рипальта (близ Чериньолы), Каноса ди Апулия , Лавелло и Веноза . С момента своего заселения Мессапик находился в контакте с италийскими языками региона. За несколько столетий до римской аннексии граница между Мессапиками и Осканами проходила через Френтанию- Ирпинию - Луканию -Апулию, трансграничный регион между даунцами и осканскоязычными италийскими группами. Постепенно происходил процесс «осканизации» и «самнитизации», о чем свидетельствуют современные источники, подтверждающие двойную идентичность поселений. В этих регионах осканское/луканское население и крупный даунский элемент смешались по-разному. Ларинум , поселение, породившее большое количество осканской ономастики, описывается как «даунийский город», а Гораций , который был родом из Венузии в трансграничной зоне между даунийцами и луканцами, называл себя «луканианцем или апулийцем». Создание римских колоний на юге Италии после начала IV века до нашей эры оказало большое влияние на латинизацию этой территории. [6]
) имеются многочисленные свидетельства Среди античных авторов ( Псевдо-Сцилакс , Вергилий , Фест , Сервий о присутствии даунийцев за Апеннинами в Кампании и Лациуме , где некоторые города заявляли о диомидийском происхождении. Самый примечательный пример — Ардея , центр рутулов , считавшихся даунианцами: Вергилий пишет, что отцом Турна был Даунус. Фест пишет, что царь Луцер Ардеи сражался вместе с Ромулом против Тита Татия , и отсюда происходит название римского Луцера . [14]
Культура
[ редактировать ]Материальная культура даунцев железного века сильно отличалась от их италийских соседей, пока этот регион не был включен в состав Римской республики в III веке до нашей эры. Это культурное различие было обусловлено отчасти их географическим ареалом, который был удален от древнегреческих центров Великой Греции , а отчасти их тесными связями с народами на другом побережье Адриатического моря , с которыми они сохранили прямые контакты. через море. [15]
Татуировка
[ редактировать ]Обычай татуирования среди даунцев можно обнаружить в даунских стелах и матово-крашенных оллах . Его также можно предположительно идентифицировать на стене гробницы конца IV века из Арпи , на которой изображены татуировки на руках «жрицы», едущей на квадриге . [16] Практика нанесения татуировок чаще всего встречается в дописьменных племенных сообществах, где главную роль играют женщины, как выполняющие ритуал нанесения татуировок, так и носящие их. Помимо прочего, татуировки могли быть символом половой зрелости, происхождения и племенной принадлежности, а также религиозных убеждений. Предплечья были самой распространенной татуированной частью тела у даунцев. [17]
В греко-римском мире татуировка задумывалась как варварский обычай, который использовался исключительно в карательных или собственнических целях, но даунское восприятие татуировки было иным, поскольку это было глубокое и давнее культурное воплощение, отличающее их от других культур, поскольку имело место среди иллирийцев и фракийцев . Сочинения древних авторов, таких как Геродот (V век до н. э.) и Страбон (I век до н. э.), показывают, что на Балканах татуировка была прерогативой элиты; иконографические и литературные источники показывают, в частности, что оно было ограничено женщинами-членами общества. На западных Балканах, изолированных от внешнего влияния, практика нанесения татуировок продолжалась до начала 20-го века в Албании и Боснии , регионах, которые в древности были частью территории Иллирии , откуда предположительно произошли даунские группы. Помимо религиозных верований, отчеты начала 20-го века показывают, что обычай нанесения татуировок на Балканах первоначально был связан с обрядом плодородия и связывался с началом менструация , доказав тем самым, что девочка стала женщиной. [18]
См. также
[ редактировать ]- Исторический портал
- Калх , мифологический царь даунийцев
- Столы Апулии
- Даунская керамика
- Список древних иллирийских народов и племен
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кто такие даунианцы?» . Инфоперте (на итальянском языке) . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ «messàpico в словаре — Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Карпентер, Линч и Робинсон 2014 , с. 2 , 18 и 38 .
- ^ Сальвемини Бьяджо, Массафра Анджело (май 2014 г.). История Апулии. От истоков до семнадцатого века (на итальянском языке). Латерца. ISBN 9788858113882 .
- ^ Марио Торелли (1995). Исследования романизации Италии . п. 142. ИСБН 9780888642417 .
- ^ Jump up to: а б Торелли 1995 , стр. 142–144
- ^ Шашель Кос 2010 , с. 625.
- ^ Чарльз Антон Классический словарь: содержащие основные имена собственные, упомянутые у древних авторов - Часть первая (Дауния, стр. 417) ISBN 1-4191-7384-7
- ^ Малкин 2003 , стр. 117–18.
- ^ Норман 2018 , с. 57.
- ^ Анели и др. 2022 , Дополнительные файлы: Данные S1.
- ^ Ангел и др. 2022 , стр. 8–11.
- ^ «Истоки даунийской цивилизации и ранний железный век» . ICCD (Istituto Centrale per il Cataklogo e la Documentazione . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 17 июля 2019 г.) .
- ^ Брикель, Доминик (1974). «Проблема даунцев» . Смеси французской Римской школы: Античность . 86 (1): 16. doi : 10.3406/mefr.1974.962 .
- ^ Норман 2018 , с. 62.
- ^ Норман 2018 , с. 61.
- ^ Норман 2018 , стр. 61–62.
- ^ Норман 2018 , стр. 63.
Источники
[ редактировать ]- Анели, Серена; Саупе, Тина; Монтинаро, Франческо; Сольник, Ану; Молинаро, Людовика; Скэджион, Чинция; Каррара, Никола; Равеан, Алессандро; Кивисилд, Тоомас; Мецпалу, Мейт; Шейб, Кристиана; Пагани, Лука (2022). «Генетическое происхождение даунийцев и пан-средиземноморский контекст железного века на юге Италии» . Молекулярная биология и эволюция . 39 (2). дои : 10.1093/molbev/msac014 . ПМЦ 8826970 . ПМИД 35038748 .
- Карпентер, TH; Линч, КМ; Робинсон, EGD, ред. (2014). Курсивы древней Апулии: новые свидетельства гончарного дела для мастерских, рынков и обычаев . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139992701 .
- Малкин, Ирад (2003). Миф и территория в Спартанском Средиземноморье . Издательство Кембриджского университета. ISBN 052152024X .
- Норман, Камилла (2018). «Иллирийские руины в даунском костюме: татуировки, веревочные фартуки и шлем». В Джанфранко Де Бенедиттисе (ред.). Сравнение реалий Средней Адриатики: контакты и обмены между двумя берегами. Материалы конференции Термоли 22-23 июля 2016 г. Кампобассо: Университет Молизе. стр. 57–71.
- Шашель Кос, Марьета (2010). «Народы на северных окраинах греческого мира: Иллирия глазами Страбона». Жан-Люк Ламболи, Мария Паола Кастильони (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности V: Материалы 5-й международной конференции в Гренобле (8–11 октября 2008 г.) . Южная Иллирия и Эпир в древности (V). Полет. 2. Из изданий Boccard. стр. 617–629. ISBN 9782951943339 .
- Торелли, Марио (1995). Исследования романизации Италии . Университет Альберты. ISBN 0888642415 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Дауни, на Викискладе?