Нимфеон (огненное святилище)
Нимфеон ( древнегреческий : Νυμφαῖον , Нимфаион ) — название древнего святилища « вечного огня », расположенного в южной Иллирии , особенно недалеко от Аполлонии , в современной Албании . [1] В этом месте также находились битумные шахты, которые, функционируя до сих пор, играли решающую роль на протяжении всей истории региона.
Расположенная в глубине страны, на реке Вьосэ/Аоос , эта территория была оккупирована иллирийцами еще до архаичных колониальных времен, и, вероятно, это место уже было местом поклонения из-за своих особых физических свойств. [2] Засвидетельствованными местными племенами этого района были биллионы и аманты . [3] В VII–VI веках до нашей эры на иллирийском побережье недалеко от этого места была основана совместная колония Коринфа и Керкиры . [2] Согласно древней литературной традиции, огонь святилища никогда не угасал до древней войны между Аполлонией и иллирийцами. [4] Примерно в середине V века до нашей эры, после завоевания близлежащего Трониона , Аполлония укрепила свой контроль над местом святилища огня и территорией битумных рудников. [5] До аполлонийского завоевания контроль над битумными рудниками мог частично приносить богатство Трониона. [6]
Древнее место было отождествлено с районом Селеницы , напротив Биллиса , региона, богатого природными запасами нефти и газа , которые были необходимы для поддержания вечного огня. [7] Селенице по-прежнему является современным производителем углеводородов и высококачественного битума . [8]
Описание
[ редактировать ]
Эта территория уже была оккупирована иллирийцами до основания соседней Аполлонии совместной колонией Коринфа и Керкиры в VII–VI веках до нашей эры, и это место, вероятно, уже было местом поклонения из-за своих особых физических свойств. [2] Святилище « вечного огня » также было связано с оракулом . [1] Вероятно, он перешел в Аполлонию во время победы Аполлонов над Тронием (V век до н.э.). [9] Надпись, найденная в Биллисе , главном городе биллионов , указывает на наличие в этом районе святилища с оракулом. Наличие в этом районе святилища огня зафиксировано и в нумизматике. Огонь нимфеи изображен на бронзовой монете Аполлонии, отчеканенной во второй половине IV в. до н.э., на монетах Биллиса, отчеканенных в III-II вв. до н.э., и на многих других местных монетах с изображением огня в окружении нимф. [10] [11]
В своем описании этого места Страбон (I век до н.э. – I век н.э.) сообщает, что огонь возникает из камня, а под ним существует источник теплой воды и асфальта. Плиний Старший (I в. н. э.) в своем описании, основанном на рассказах историка Теопомпа (4 в. до н. э.), сообщает, что даже если огонь расположен посреди густого леса, это очень приятно, поскольку не повреждает зелень, окружающая его, и всегда освещенный кратер нимфеи расположены недалеко от источника с холодной водой. [12] Плиний сообщает об публичной форме гадания , согласно которой благополучие Аполлониатов было связано с устойчивостью огненного источника. [13] Он также указывает географическое положение святилища огня: на границе Аполлонии, где жили варвары Амантини и Биллион . [12] Кассий Дион (2–3 вв. н.э.) сообщает описание святилища огня, включая практики, связанные с оракулом, полученным от великого огня, давая более подробное объяснение частной формы гадания: [2] [12]
«Чему я больше всего удивился, так это тому, что великий огонь исходит из земли близ реки Аоос и не распространяется сильно по окружающей земле, не поджигает даже то место, где он обитает, и не сушит его, а цветет трава и деревья. рядом. В проливные дожди она увеличивается и поднимается высоко. По этой причине его называют нимфеей, и он дает оракул следующим образом: вы берете ладан и, произнеся любую молитву, какую пожелаете, бросаете его в огонь, чтобы донести молитву. И если желание твое должно исполниться, огонь принимает его с готовностью, и даже если он упадет наружу, иссякнет, выхватит благовония и сожжет его. Но если желание не исполнится, огонь не идет к нему, но даже если благовоние поднести близко, оно отступает и убегает. Так оно действует по отношению ко всем вопросам, кроме смерти и брака; об этом абсолютно не разрешается спрашивать».
— Кассий Дион (41.45). [2]
Дион также выразил в других сообщениях свое удивление зелени и влажности этого места, несмотря на присутствие там огня. [2]
Святилище огня было связано с культом нимф. [12] На рельефе, найденном возле Биллиса, изображены нимфы и ткань, обернутая вокруг огня нимфеи. [14] Похожая сцена также представлена на серебряной монете Аполлонии I века до нашей эры, на которой изображены три нимфы, танцующие вокруг огня нимфеи. [14] [15] Местный иллирийский культ нимф очень древнего происхождения оказал влияние на Аполлонию. [16] О продолжении культа нимф в период римской империи в Аполлонии свидетельствует греческая надпись II века н. э., в которой упоминаются иллирийские имена. [17]
Помимо естественного дома нимф, это место также считалось красивым, пышным местом, привлекательным для сатиров . Согласно рассказу Плутарха (I–II века н. э.) в его «Жизни Суллы» , сатир заснул рядом с нимфеей. Существо было поймано там и доставлено Сулле . Сатира затем допрашивали через множество переводчиков, но он смог заставить плакать только лошадь. Раздосадованный этим звуком, Сулла отослал его. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Канчик и др. 2002 , с. 925.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ларсон 2001 , с. 162.
- ^ Бейко и др. 2015 , с. 4; Чека и Чека 2017 , с. 493; Пападопулос 2016 , с. 440; Пиччинини 2013 , с. 319
- ^ Пайон Лейра 2023 , стр. 131–134.
- ^ Берети, Квантин и Кабанес 2011 , стр. 11.
- ^ Стокер 2009 , с. 298.
- ^ Ларсон 2001 , с. 162; Анамали 1992 , с. 134; Чека и Чека 2017 , с. 493; Пападопулос 2016 , с. 440; Уилкс 2000 , с. 754}.
- ^ Пападопулос 2016 , с. 440.
- ^ Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии . п. 298.
Также возможно, что Аполлония одновременно взяла под свой контроль битумные рудники и оракул в Нимфее.
- ^ Чека 1992 , стр. 125.
- ^ Анналы 1992 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с д Анамали 1992 , с. 134.
- ^ Ларсон 2001 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б Чека 1992 , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б Ларсон 2001 , с. 163.
- ^ Анамали 1992 , с. 136.
- ^ Анамали 1992 , с. 135.
Библиография
[ редактировать ]- Анамали, Скендер (1992). «Святилища Аполлонии». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 127–136.
- Бейко, Лоренц; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1938770524 .
- Берети, Василь; Кантен, Франсуа; Кабанес, Пьер (2011). «История и эпиграфика во Влерском крае (Албания)». РЭА . 113 (1).
- Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут; Салазар, Кристин Ф.; Ортон, Дэвид Э. (2002). Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира. Античность . Том. 9. Брилл. ISBN 9004122729 .
- Чека, Неритан (1992). «Святилища Иллирийско-Эпиротической области». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 123–126.
- Чека, Неритан ; Чека, Ольгита (2017). «Надпись Периполярха из замка Матохасанай». В Луане Пержита; Илир Гджипали; Гезим Ходжа; Белиса Мука (ред.). Новые археологические открытия в регионах Албании: материалы международной конференции 30 – 31 января, Тирана 2017 . Том. 1. Ботимет Албанологджике. Академия албанских исследований, Институт археологии. стр. 488–508. ISBN 978-9928-141-71-2 .
- Ларсон, Дженнифер Линн (2001). Греческие нимфы: миф, культ, предания . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-514465-9 .
- Пайон Лейра, Ирен (2023). «Острова и их чудеса как структурный принцип в так называемом историографическом разделе De mirabilibus auscultationibus ». Стефан Шорн, Роберт Мэйхью (ред.). Историография и мифография в аристотелевских мирабилиях . Исследования Университета Рутгерса в области классических гуманитарных наук. Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9781003437819-2 . ISBN 9781000986105 .
- Пападопулос, Джон (2016). «Комаи, колонии и города в Эпире и Южной Албании: крах полиса и рост урбанизма на окраинах греческого мира». В Моллое, Барри ПК (ред.). Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу. стр. 435–460. ISBN 978-1-78570-232-7 .
- Пиччинини, Джессика (2013). «Переосмысление эпиротской религии. Обзор недавних исследований эпиротских культов и святилищ» (PDF) . Ежегодник Афинской археологической школы и итальянских миссий на Востоке . III, 12. ХС . Сайя . Проверено 30 декабря 2020 г.
- Уилкс, Джей-Джей (2000). «Карта 49 Illyricum. Составлено Дж. Дж. Уилксом, 1995». В Талберте, Ричард Дж. А. (ред.). Баррингтонский атлас греческого и римского мира: картографический справочник . Том. 1. Издательство Принстонского университета. стр. 749–760. ISBN 0691049459 .