Никая, Иллирия
Никея ( греч . Νίκαια , латынь : Nicaea ) была поселением койнонов биллионов , иллирийского племени , которое благодаря контакту со своими древнегреческими соседями стало двуязычным. [1] Племя было обнаружено в южной Иллирии (сегодняшний район Фиер , южная Албания ). [2] [3] [4]
Имя
[ редактировать ]Топоним Νίκαια ( Никая ) записан Стефаном Византийским ( ок. VI век н. э.). [3] Название поселения имеет греческую этимологию. [5]
История
[ редактировать ]Источники классической эпохи указывают на место в окрестностях Биллиса . Было идентифицировано c. В 1500 метрах к югу от Биллиса в современном поселении Клос, недалеко от Фиера . [2] [6] [3] археолог Неритан Чека Экспедицию возглавил . Его размер, организация и административное отношение к Биллису обсуждаются. Он был слишком большим, чтобы быть коме , и в V и IV веках до нашей эры имел стены и укрепления. Стефан Византийский — единственный первоисточник, который называет его полисом (πόλις ἐν 'Ιλλυριδι, pólis en 'Illyridi ). [3] План города напоминает план Амантии . [7] После основания Никеи Биллис пришел в упадок, однако не был заброшен полностью. [8]
Папазоглу и Хаммонд также подчеркнули, что развитие Никеи как города не было частью начала развития системы «иллирийского города». [9] Скорее, Никая, как и другие поселения в южной Иллирии (Биллис, Амантия, Лисс и т. д.), представляет собой принятие модели греческого города к 4 веку до нашей эры или позже в поселении коренных народов. [10] Папазоглу утверждает, что Никая вместе с близлежащим Биллисом были «греческими основаниями на варварской территории». [11]
Организация и ономастика
[ редактировать ]Надписи как в Биллисе, так и в Никее начинаются с середины IV века до нашей эры и связаны с полисной организацией. Они написаны исключительно на греческом языке, как и учреждения, боги, которым поклоняются, титулы чиновников и другие части организации поселения. [2] [9] Эти надписи написаны на беглом греческом языке и отражают типичные черты северо-западного греческого диалекта. [12]
Боги, которым поклоняются в Никее, а также в Биллисе, являются типичными божествами греческого пантеона : Зевс Тропей, Гера Телея, Посейдон , Парфенос, [а] и т. д. [12]
Подавляющее большинство корпуса имен греческое (Александр, Андрискус, Архелай, Кеббас, Макета, Махатас, Никанор, Пеуколаос, Фалакрос, Филотас, Дримакос и Алексоммас) с несколькими иллирийскими именами. Последние исключения не могут бросить вызов первоначальному греческому характеру местного элемента. [13] Надпись II века до нашей эры на фестивале в Боэтии упоминает иллирийского участника Биллиона из Никеи . [7] Эта надпись указывает на то, что город входил в состав Койнона Биллионов . [3]
Политические институты были типичны для греческого полиса, хотя их точное содержание определить сложно. [2] В эллинистической надписи упоминается стратег eponymos ( греч . Stratigos eponymos ), генерал койнона из биллионов. Термин койнон не обязательно [14] относятся к этносу . В качестве термина он также использовался для обозначения коалиции поселений, в данном случае: Биллиса и Никеи, которыми он был ограничен. [15] [2] Никайю демом Биллиса Фанула Папазоглу считала . [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Встроенные цитаты
[ редактировать ]- ^ Древняя история Кембриджа, Том 6: Четвертый век до нашей эры, Д.М. Льюис (редактор), Джон Бордман (редактор), Саймон Хорнблауэр (редактор), М. Оствальд (редактор), ISBN 0-521-23348-8 , 1994, стр. 423, «Благодаря контактам со своими греческими соседями некоторые иллирийские племена стали двуязычными (Страбон Vii.7.8.Diglottoi), в частности биллионы и таулантийские племена, близкие к Эпидамну...»
- ^ Jump up to: а б с д и Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д и Хансен и Нильсен 2004 , стр. 346.
- ^ Сильва 2019 , стр. 71.
- ^ Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , стр. 144
- ^ Бейко и др. 2015 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Фосси 2014 , с. 111.
- ^ Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , стр. 144: «Напротив, основание Никеи, расположенной всего в 1500 метрах к югу от Биллиса, произошло почти на столетие раньше: Биллис несколько пришел в упадок после основания Никеи, хотя и не был полностью заброшен».
- ^ Jump up to: а б Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 301177 .
Ошибочность предположения, что города северного Эпира были «иллирийскими городами», ясно изложенная в моей книге «Эпир» в 1967 году, была подтверждена Ф. Папазоглу I986, 439 в отношении Аманции, Биллиса, Никеи и Олимпии («J'ai dit «A bon escient «цитирует греки»… Нет смысла предлагать иллирийский ярлык для городов, в которых язык, институты, должностные лица, ономастика, городское планирование и укрепления были греческими.
- ^ Джон Пападопулос (2016). Моллой, Барри (ред.). Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу. п. 382. ИСБН 978-1785702341 .
(...) места коренных народов, которые к 4 веку до н. э. или позже стали городами, во многом организованными по греческому образцу (например, Биллис, Никая, Амантия, Лиссос)
- ^ Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , стр. 144: «Фанула Папазоглу также говорит о «греческих основаниях на варварской территории».
- ^ Jump up to: а б Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , с. 144: "Тексты в надписях города датируются серединой IV в. до н. э. и обнаруживают типичные черты северо-западного греческого диалекта. Культы городов греческие (Зевс Тропайос72, Гера Телея73, Посейдон № 4, Парфенос75 и др.), как и политические институты, хотя их точное содержание трудно прояснить»
- ^ Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , стр. 144: «...Это важное свидетельство преимущественно греческого характера жителей не опровергается наличием нескольких иллирийских имен (Преуратос...)»
- ^ Jump up to: а б Плекет, Греческое эпиграфическое приложение HW , Том 39: 1989.
- ^ Роберт, Л. «Инаугурационная речь», Южная Иллирия и Эпир в древности, Материалы международной конференции Клермон-Феррана . Клермон-Ферран, 1984, с. 14
Источники
[ редактировать ]- Сильва, Людовика Ксавьер (2019). «Театральная архитектура как свидетельство культурных изменений, театра и общества в Эпире и южном Иллирии между «эллинизацией» и «романизацией» » . В Каминнечи, Валентина (ред.). ТЕАОМАЙ. Театр и общество в эллинистическую эпоху. Материалы XI Григорианских дней (Агридженто, 2-3 декабря 2017 г.) . Во имя лилии. ISBN 978-8878148994 .
- Бейко, Лоуренс; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1938770524 .
- Фосси, Джон (2014). Epigraphica Boeotica II: Дальнейшие исследования беотийских надписей . БРИЛЛ. ISBN 978-9004267923 .
- Хацопулос, МБ; Сакеллариу, М.; Лукопулу, Л.Д. (1997). Эпир, Четыре тысячи лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. ISBN 960-213-377-5 .
- Хансен, Могенс Герман; Нильсен, Томас Хейне (2004). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814099-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]40 ° 32'25 "с.ш. 19 ° 44'15" в.д. / 40,54028 ° с.ш. 19,73750 ° в.д.