Jump to content

Греческая мифология

Страница полузащищена
Послушайте эту статью
(Перенаправлено с Греческого Пантеона )

Сцены из греческой мифологии, изображенные в древнем искусстве. Слева направо, сверху вниз: рождение Афродиты , пир с Дионисом и Силеном , Адонис, играющий на кифаре для Афродиты, Геракл, убивающий Лернейскую гидру , колхидский дракон , извергающий Ясона в присутствии Афины , Гермес с его мать Майя , Троянский конь и корабль Одиссея, плывущие мимо острова сирен .

Греческая мифология представляет собой совокупность мифов, первоначально рассказанных древними греками , и жанр древнегреческого фольклора , сегодня поглощенный наряду с римской мифологией в более широкое обозначение классической мифологии . Эти истории касаются древнегреческой религии взглядов на происхождение и природу мира ; жизнь и деятельность божеств , героев и мифологических существ ; истоки и значение культовых и ритуальных практик древних греков. Современные ученые изучают мифы, чтобы пролить свет на религиозные и политические институты Древней Греции и лучше понять природу самого мифотворчества. [ 1 ]

Греческие мифы первоначально распространялись в устно-поэтической традиции, скорее всего, минойскими и микенскими певцами, начиная с 18 века до нашей эры; [ 2 ] со временем мифы о героях Троянской войны и ее последствий стали частью устной традиции Гомера эпических поэм — « Илиады» и « Одиссеи» . Две поэмы Гесиода, близкого современника Гомера , « Теогония» и « Труды и дни » содержат рассказы о происхождении мира, преемственности божественных правителей, смене человеческих эпох, происхождении человеческих бед и происхождении практики жертвоприношений. Мифы сохранились также в гомеровских гимнах , во фрагментах эпических поэм Эпического цикла , в лирических поэмах , в произведениях трагиков и комиков V века до нашей эры, в сочинениях учёных и поэтов эллинистической эпохи , в тексты времен Римской империи таких писателей, как Плутарх и Павсаний .

Помимо этого повествовательного вклада в древнегреческую литературу , графические изображения богов, героев и мифических эпизодов занимали видное место в росписях древних ваз , украшениях вотивных подарков и многих других артефактах. Геометрические узоры на керамике восьмого века до нашей эры изображают сцены из эпического цикла, а также приключения Геракла . В последующие архаический , классический и эллинистический периоды появляются гомеровские и различные другие мифологические сцены, дополняющие существующие литературные свидетельства. [ 3 ]

Греческая мифология оказала огромное влияние на культуру, искусство и литературу западной цивилизации и остается частью западного наследия и языка. Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение из греческой мифологии и обнаруживали современное значение и актуальность этих тем. [ 4 ] : 43 

Ахиллес и Пентесилея Эксекиаса, ок. 540 г. до н.э. , Британский музей , Лондон.

Источники

Греческая мифология известна сегодня прежде всего из греческой литературы и изображений на визуальных носителях, относящихся к геометрическому периоду, начиная с ок. 900 г. до н.э. – ок. 800 г. до н.э. и далее. [ 5 ] : 200  Фактически, литературные и археологические источники интегрируются, иногда дополняя друг друга, а иногда противоречат друг другу; однако во многих случаях существование этого массива данных является убедительным свидетельством того, что многие элементы греческой мифологии имеют прочные фактические и исторические корни. [ 6 ]

Литературные источники

Мифическое повествование играет важную роль почти во всех жанрах греческой литературы. Тем не менее, единственным общим мифографическим справочником, сохранившимся со времен греческой древности, была Библиотека Псевдо-Аполлодора. Эта работа представляет собой попытку примирить противоречивые рассказы поэтов и представляет собой краткое изложение традиционной греческой мифологии и героических легенд. [ 7 ] : 1  Аполлодор Афинский жил с ок. 180 г. до н.э. – ок. 125 г. до н. э. и писал на многие из этих тем. Его сочинения, возможно, легли в основу сборника; однако в «Библиотеке» обсуждаются события, произошедшие спустя много времени после его смерти, отсюда и название Псевдо-Аполлодор.

Прометей (1868, Гюстав Моро ). Миф о Прометее сначала был засвидетельствован Гесиодом , а затем лег в основу трагической трилогии пьес, возможно, Эсхила, состоящей из «Связанного Прометея» , «Освобожденного Прометея » и «Прометея Пирфора» .

Среди самых ранних литературных источников — Илиада две эпические поэмы Гомера, « » и « Одиссея» . Другие поэты завершили Эпический цикл , но эти более поздние и меньшие стихотворения теперь почти полностью утеряны. Несмотря на свое традиционное название, « Гомеровские гимны» не имеют прямой связи с Гомером. Самыми старыми являются хоровые гимны ранней части так называемой лирической эпохи . [ 8 ] : 7  Гесиод , возможный современник Гомера, предлагает в своей «Теогонии» ( «Происхождение богов» ) наиболее полное изложение самых ранних греческих мифов, касающихся сотворения мира, происхождения богов, титанов и гигантов , а также подробно генеалогии, народные сказки и этиологические мифы. Гесиода «Труды и дни» , дидактическая поэма о фермерской жизни, также включает мифы о Прометее , Пандоре и пяти веках . Поэт советует, как лучше всего добиться успеха в опасном мире, который его боги сделали еще более опасным. [ 3 ]

Лирические поэты часто брали свои сюжеты из мифов, но их трактовка постепенно становилась менее повествовательной и более намекающей. Греческие лирические поэты, в том числе Пиндар , Вакхилид и Симонид , а также буколические поэты, такие как Феокрит и Бион , рассказывают отдельные мифологические происшествия. [ 9 ] : хii Кроме того, миф занимал центральное место в классической афинской драме . Трагические большую часть своих сюжетов черпали из драматурги Эсхил , Софокл и Еврипид мифов об эпохе героев и Троянской войне. Многие из великих трагических историй (например, Агамемнон и его дети, Эдип , Ясон , Медея и т. д.) приняли в этих трагедиях свою классическую форму. Комический драматург Аристофан также использовал мифы в «Птицах и лягушках» . [ 8 ] : 8 

Историки Геродот и Диодор Сицилийский , а также географы Павсаний и Страбон , путешествовавшие по всему греческому миру и записывавшие услышанные истории, представили многочисленные местные мифы и легенды, часто приводя малоизвестные альтернативные версии. [ 9 ] : хii В частности, Геродот исследовал различные традиции, с которыми он столкнулся, и нашел исторические или мифологические корни в противостоянии Греции и Востока. [ 10 ] : 60  [ 11 ] : 22  Геродот пытался примирить происхождение и смешение различных культурных концепций.

Поэзия эллинистической и римской эпох в первую очередь создавалась как литературное, а не культовое упражнение. Тем не менее, он содержит много важных деталей, которые в противном случае были бы утеряны. В эту категорию входят произведения:

  1. Римские поэты Овидий , Стаций , Валерий Флакк , Сенека и Вергилий с . комментарием Сервия
  2. Греческие поэты позднеантичного периода : Нонн , Антонин Либералис и Квинт Смирней .
  3. Греческие поэты эллинистического периода: Аполлоний Родосский , Каллимах , Псевдо- Эратосфен , Парфений .

Среди прозаиков того же периода, ссылающихся на мифы, — Апулей , Петроний , Лоллиан и Гелиодор . Двумя другими важными непоэтическими источниками являются « Фабулы» и «Астрономика» римского писателя, известного как Псевдо- Гигин , « Имитации Филострата Старшего и Филострата Младшего » и « Описания Каллистрата » .

Наконец, несколько византийских греческих писателей приводят важные детали мифа, во многом заимствованные из ранее утраченных греческих произведений. К числу таких хранителей мифа относятся Арнобий , Исихий , автор Суда , Иоанн Цец и Евстафий . Они часто рассматривают мифологию с христианской морализирующей точки зрения. [ 12 ]

Археологические источники

Римский поэт Вергилий , изображенный здесь в рукописи V века « Вергилий Романус» , сохранил детали греческой мифологии во многих своих произведениях.

Открытие микенской цивилизации немецким археологом -любителем Генрихом Шлиманом в девятнадцатом веке и открытие минойской цивилизации на Крите британским археологом Артуром Эвансом в двадцатом веке помогли объяснить многие существующие вопросы об эпосе Гомера и предоставили археологические знания. доказательства многих мифологических подробностей о богах и героях. Свидетельства о мифах и ритуалах на микенских и минойских стоянках совершенно монументальны, поскольку линейное письмо B (древняя форма греческого письма, встречающаяся как на Крите, так и в материковой Греции) использовалось в основном для записи описей, хотя некоторые имена богов и героев были предварительно идентифицировано. [ 3 ]

Геометрические узоры на керамике восьмого века до нашей эры изображают сцены Троянского цикла, а также приключения Геракла. [ 13 ] Эти визуальные представления мифов важны по двум причинам. Во-первых, многие греческие мифы засвидетельствованы на вазах раньше, чем в литературных источниках: из двенадцати подвигов Геракла, например, Цербера . в современном художественном тексте встречается только приключение [ 14 ] Во-вторых, визуальные источники иногда представляют собой мифы или мифические сцены, которые не засвидетельствованы ни в одном из сохранившихся литературных источников. В некоторых случаях первое известное изображение мифа в геометрическом искусстве на несколько столетий предшествует его первому известному изображению в поздней архаической поэзии. [ 5 ] В архаический ( ок. 750 — ок. 500 до н. э. ), классический ( ок. 480 — 323 до н. э.) и эллинистический (323 — 146 до н. э.) периоды появляются гомеровские и различные другие мифологические сцены, дополняющие существующие литературные свидетельства. [ 3 ]

Обзор мифической истории

Федра со служанкой, вероятно, ее няней, фреска из Помпеи , ок. 60 – ок. 20 г. до н.э.

Греческая мифология со временем менялась, чтобы приспособиться к эволюции их культуры, в которой мифология, как открыто, так и в своих невысказанных предположениях, является показателем изменений. В сохранившихся литературных формах греческой мифологии, которые встречаются в основном в конце прогрессивных изменений, они по своей сути являются политическими, как утверждал Гилберт Катбертсон (1975). [ я ] [ 15 ]

Ранние жители Балканского полуострова были земледельческим народом, который с помощью анимизма придал дух каждому аспекту природы. Со временем эти смутные духи приняли человеческие формы и вошли в местную мифологию как боги. [ 16 ] : 17  Когда племена с севера Балканского полуострова вторглись, они принесли с собой новый пантеон богов, основанный на завоеваниях, силе, боевом мастерстве и жестоком героизме. Другие старые боги аграрного мира слились с богами более могущественных захватчиков или отошли на второй план. [ 16 ] : 18 

После середины архаического периода мифы об отношениях между богами-мужчинами и героями-мужчинами становились все более частыми, что указывает на параллельное развитие педагогической педерастии ( παιδικὸς ἔρως , eros payikos ), предположительно зародившейся около 630 г. до н.э. К концу пятого века до нашей эры поэты приписывали по крайней мере одному эромэносу , мальчику-подростку, который был их сексуальным партнером, каждому важному богу, кроме Ареса и многих легендарных личностей. [ 17 ] Существовавшие ранее мифы, такие как мифы об Ахилле и Патрокле , также тогда были представлены в педерастическом свете . [ 18 ] : 54  Сначала александрийские поэты, а затем, в более широком смысле, литературные мифографы ранней Римской империи, часто таким образом переадаптировали истории греческих мифологических персонажей.

Достижением эпической поэзии было создание сюжетных циклов и, как следствие, развитие нового смысла мифологической хронологии. Таким образом, греческая мифология разворачивается как этап развития мира и человека. [ 19 ] : 11  Хотя внутренние противоречия в этих историях делают невозможным абсолютную хронологию событий, можно различить приблизительную хронологию. Получившуюся мифологическую «историю мира» можно разделить на три или четыре более широких периода:

  1. Мифы о происхождении или возрасте богов (Теогонии, «рождение богов») : мифы о происхождении мира, богов и человечества.
  2. Эпоха, когда боги и смертные свободно смешивались : истории ранних взаимодействий между богами, полубогами и смертными.
  3. Эпоха героев (героический век) , когда божественная деятельность была более ограничена. Последней и величайшей из героических легенд является история Троянской войны и после нее (которая рассматривается некоторыми исследователями как отдельный, четвертый период). [ 8 ] : 35 

Хотя эпоха богов зачастую представляла больший интерес для современных исследователей мифов, греческие авторы архаической и классической эпох явно отдавали предпочтение эпохе героев, устанавливая хронологию и запись человеческих достижений после вопросов о том, как мир возник, были объяснены. Например, героические «Илиада» и «Одиссея» затмили божественно-ориентированную «Теогонию» и гомеровские гимны как по размеру, так и по популярности. Под влиянием Гомера «культ героя» приводит к перестройке духовной жизни, выражающейся в отделении царства богов от царства мертвых (героев), хтонического от олимпийского. [ 20 ] : 205  В «Трудах и днях » Гесиод использует схему четырех веков человека (или рас): золотого, серебряного, бронзового и железного. Эти расы или эпохи являются отдельными творениями богов, Золотой Век принадлежит правлению Кроноса, последующие расы — творению Зевса . Присутствие зла объяснялось мифом о Пандоре , когда из ее опрокинутого кувшина вылились все лучшие человеческие способности, кроме надежды. [ 21 ] В «Метаморфозах » Овидий следует концепции Гесиода о четырех веках. [ 22 ]

Происхождение мира и богов

«Любовь » — побеждает все изображение бога любви Эроса. Микеланджело Меризи да Караваджо , около 1601–1602 гг.

«Мифы о происхождении» или « мифы о творении » представляют собой попытку объяснить происхождение Вселенной на человеческом языке. [ 9 ] : 10  Наиболее широко принятая в то время версия, хотя и представляла собой философское объяснение начала вещей, изложена Гесиодом в его «Теогонии» . Он начинает с Хаоса , зияющего небытия. Далее идет Гея (Земля), «вечнейшее основание всего», а затем Тартар , «в глубине широко раскинувшейся Земли», и Эрос (Любовь), «прекраснейший среди бессмертных богов». [ 23 ] Без мужской помощи Гея родила Урана (Неба), который затем оплодотворил ее. От этого союза родились первые титаны — шесть мужчин: Кей , Крий , Кронос , Гиперион , Япет и Океан ; и шесть женщин: Мнемозина , Феба , Рея , Тейя , Фемида и Тефия . После рождения Кроноса Гея и Уран постановили, что Титанам больше не следует рождаться. За ними последовали одноглазые Циклопы и Гекатонхиры или Сторукие, которых оба были брошены в Тартар Ураном. Это привело Гею в ярость. Кронос («коварный, самый младший и самый ужасный из Геи ») детей [ 23 ] был убежден Геей кастрировать своего отца. Он сделал это и стал правителем Титанов со своей сестрой-женой Реей в качестве его супруги, а другие Титаны стали его двором.

Мотив конфликта отца с сыном повторился, когда Кронос столкнулся со своим сыном Зевсом . Поскольку Кронос предал своего отца, он боялся, что его потомство сделает то же самое, и поэтому каждый раз, когда Рея рожала, он хватал ребенка и ел его. Рея ненавидела это и обманула его, спрятав Зевса и завернув камень в детское одеяло, которое Кронос съел. Когда Зевс подрос, он накормил Кроноса наркотическим напитком, от которого у него началась рвота, извергнув других детей Реи, в том числе Посейдона , Аида , Гестию , Деметру и Геру , а также камень, который все это время сидел в желудке Кроноса. время. Затем Зевс вызвал Кроноса на войну за царство богов. Наконец, с помощью циклопов (которых Зевс освободил из Тартара), Зевс и его братья и сестры одержали победу, а Кронос и титаны были брошены в тюрьму в Тартаре . [ 24 ]

Аттическая чернофигурная амфора, изображающая Афину, «возрождающуюся» из головы Зевса, проглотившего ее мать Метиду , справа ассистирует Эйлития, богиня деторождения, около 550–525 гг. до н.э. ( Музей Лувра , Париж)

Зевса мучила та же забота, и после пророчества о том, что отпрыск его первой жены Метиды родит бога, «большего, чем он», Зевс проглотил ее. [ 25 ] : 98  она уже была беременна Афиной Однако и вырвалась из его головы — взрослая и одетая для войны. [ 25 ] : 108 

Самые ранние греческие мысли о поэзии считали теогонии прототипом поэтического жанра — прототипом мифа — и приписывали ему почти магическую силу. Орфей , архетипический поэт, также был архетипическим певцом теогоний, которые он использует, чтобы успокоить моря и бури в « Аргонавтике » Аполлония и тронуть каменные сердца богов подземного мира при его нисхождении в Аид . Когда Гермес изобретает лиру в гомеровском «Гимне Гермесу» , первое, что он делает, — это поет о рождении богов. [ 26 ] Гесиода «Теогония» — это не только наиболее полное из сохранившихся описаний богов, но и наиболее полное из сохранившихся описаний функций архаического поэта с его длительным предварительным обращением к музам . Теогония также была предметом многих утраченных стихотворений, в том числе приписываемых Орфею, Мусею , Эпимениду , Абарису и другим легендарным провидцам, которые использовались в частных ритуальных очищениях и мистериях . Есть указания на то, что Платон был знаком с какой-то версией орфической теогонии. [ 27 ] : 147  Однако ожидалось бы молчание о религиозных обрядах и верованиях, и члены общества не сообщали бы о характере культуры, пока придерживались этих верований. После того как они перестали становиться религиозными верованиями, мало кто знал об обрядах и ритуалах. Однако часто существовали намеки на аспекты, которые были довольно публичными.

Изображения существовали на керамике и религиозных произведениях искусства, которые интерпретировались и, что более вероятно, неверно истолковывались во многих разнообразных мифах и сказках. Несколько фрагментов этих работ сохранились в виде цитат философов- неоплатоников и недавно обнаруженных обрывков папируса . Один из этих обрывков, папирус Дервени, теперь доказывает, что, по крайней мере, в пятом веке до нашей эры существовала теогонически-космогоническая поэма Орфея. [ 20 ] : 236  [ 27 ] : 147 

Первые космологи-философы выступали против популярных мифических концепций, существовавших в греческом мире в течение некоторого времени, а иногда и опирались на них. Некоторые из этих популярных концепций можно почерпнуть из поэзии Гомера и Гесиода. У Гомера Земля рассматривалась как плоский диск, плывущий по реке Океан , над которым возвышалось полусферическое небо с солнцем, луной и звездами. Солнце ( Гелиос ) пересекало небеса как возничий и ночью плыло вокруг Земли в золотой чаше. К солнцу, земле, небу, рекам и ветрам можно было обращаться в молитвах и призывать в свидетели клятвы. Естественные трещины обычно считались входами в подземный дом Аида и его предшественников, дом мертвых. [ 28 ] : 45  Влияние других культур всегда создавало новые темы.

Греческий пантеон

Зевс, переодевшись лебедем , соблазняет Леду , царицу Спарты . XVI века Копия утерянного оригинала Микеланджело .

классической эпохи, после свержения титанов новый пантеон богов богинь и Согласно мифологии утвердился . Среди главных греческих богов были олимпийцы, обитавшие на горе Олимп под оком Зевса. (Ограничение их числа двенадцатью, похоже, было сравнительно современной идеей.) [ 29 ] : 8  Помимо олимпийцев, греки поклонялись различным богам сельской местности, богу-сатиру Пану , нимфам (духам рек), наядам (которые обитали в источниках), дриадам (которые были духами деревьев), нереидам (которые населяли моря). ), речные боги, сатиры и другие. Кроме того, существовали темные силы преступного мира, такие как Эринии (или Фурии), которые, как говорят, преследовали виновных в преступлениях против кровных родственников. [ 30 ] Чтобы почтить древнегреческий пантеон, поэты сочинили «Гомеровские гимны» (группу из тридцати трех песен). [ 31 ] Грегори Надь (1992) рассматривает «большие гомеровские гимны как простые прелюдии (по сравнению с Теогонией ), каждая из которых взывает к одному богу». [ 32 ] : 54 

Боги греческой мифологии описываются как имеющие по существу телесные, но идеальные тела. По словам Вальтера Буркерта , определяющей характеристикой греческого антропоморфизма является то, что «греческие боги — это личности, а не абстракции, идеи или концепции». [ 20 ] : 182  Независимо от формы, лежащей в основе древнегреческих богов, они обладают множеством фантастических способностей; что наиболее важно, боги не подвержены болезням и могут быть ранены только при весьма необычных обстоятельствах. Греки считали бессмертие отличительной чертой своих богов; это бессмертие, как и неувядающая молодость, было обеспечено постоянным употреблением нектара и амброзии , посредством которых божественная кровь обновлялась в их жилах. [ 29 ] : 4 

Каждый бог происходит из своей собственной генеалогии, преследует разные интересы, обладает определенной областью знаний и управляется уникальной личностью; однако эти описания возникают из множества архаичных местных вариантов, которые не всегда согласуются друг с другом. Когда к этим богам обращаются в поэзии, молитве или культе, они упоминаются по сочетанию их имени и эпитетов , которые идентифицируют их по этим различиям от других проявлений самих себя (например, Аполлон Мусагет — это « Аполлон » , [как] предводитель муз »). Альтернативно, эпитет может обозначать конкретный и локализованный аспект бога, который иногда считается древним уже в классическую эпоху Греции.

Большинство богов были связаны с конкретными аспектами жизни. Например, Афродита была богиней любви и красоты, Арес – богом войны, Аид – правителем подземного мира, а Афина – богиней мудрости и мужества. [ 29 ] : 20 ff Некоторые боги, такие как Аполлон и Дионис , являли собой сложные личности и сочетание функций, в то время как другие, такие как Гестия (буквально «очаг») и Гелиос (буквально «солнце»), были не более чем персонификациями. Самые впечатляющие храмы, как правило, были посвящены ограниченному числу богов, которые были средоточием крупных панэллинских культов. Однако в отдельных регионах и деревнях было обычным делом посвящать свои культы второстепенным богам. Многие города также чтили более известных богов необычными местными обрядами и связывали с ними странные мифы, неизвестные в других местах. В героическую эпоху культ героев (или полубогов) дополнял культ богов.

Эпоха богов и смертных

«Происхождение человечества [было] приписано различным фигурам, включая Зевса и Прометея ». [ 33 ]

Переходный период, когда боги жили в одиночестве, и век, когда божественное вмешательство в человеческие дела было ограничено, стал переходным веком, в котором боги и смертные действовали вместе. Это были первые дни существования мира, когда группы смешивались более свободно, чем позже. Овидия Большинство этих сказок позже были рассказаны в «Метаморфозах» , и их часто делят на две тематические группы: сказки о любви и сказки о наказании. [ 8 ] : 38 

Дионис с сатирами . Интерьер чашки, расписанной художником Бригосом , Кабинет медалей .

Сказки о любви часто включают в себя инцест, или соблазнение или изнасилование смертной женщины богом-мужчиной, что приводит к рождению героического потомства. Истории обычно предполагают, что следует избегать отношений между богами и смертными; даже отношения по обоюдному согласию редко заканчиваются счастливым концом. [ 8 ] : 39  В некоторых случаях женское божество спаривается со смертным мужчиной, как в гомеровском гимне Афродите , где богиня лежит с Анхисом, чтобы произвести на свет Энея . [ 34 ]

Второй тип (сказки о наказании) предполагает присвоение или изобретение какого-либо важного культурного артефакта, как, например, когда Прометей крадет огонь у богов, когда Тантал крадет нектар и амброзию со стола Зевса и дает их своим подданным, раскрывая им тайны. богов, когда земледелию и мистериям или когда изобретает авлос Марсий Прометей или Ликаон изобретает жертвоприношение, когда Деметра обучает Триптолема и вступает в музыкальное состязание с Аполлоном . Ян Моррис считает приключения Прометея «местом между историей богов и историей человека». [ 35 ] : 291  Анонимный фрагмент папируса, датируемый третьим веком, ярко изображает наказание Дионисом царя Фракии . Ликурга , чье признание нового бога пришло слишком поздно, что привело к ужасающим наказаниям, которые распространились и на загробную жизнь [ 36 ] : 50  История прибытия Диониса, чтобы основать свой культ во Фракии, также стала предметом трилогии Эсхила. [ 37 ] : 28  трагедии Еврипида « Вакханки » царь Фив Пенфей В другой наказан Дионисом за то, что не уважал бога и шпионил за его менадами , поклонницами бога . [ 38 ] : 195 

Деметра и Метанира в деталях на апулийском краснофигурном кувшине, около 340 г. до н. э. ( Альтес-музей , Берлин)

В другом рассказе, основанном на старинном сказочном мотиве, [ 39 ] и, вторя аналогичной теме, Деметра искала свою дочь Персефону , принявшую образ старухи по имени Досо, и получила гостеприимный прием от Келея , царя Элевсина в Аттике . В качестве подарка Келею Деметра из-за его гостеприимства планировала сделать богом его сына Демофонта , но она не смогла завершить ритуал, так как его мать Метанира вошла , увидела сына в огне и вскрикнула от испуга, чем разозлила Деметру. , который сетовал на то, что глупые смертные не понимают эту концепцию и ритуал. [ 40 ]

Героический век

Эпоха, в которой жили герои, известна как Героическая эпоха . [ 41 ] Эпическая и генеалогическая поэзия создавала циклы рассказов, группирующихся вокруг отдельных героев или событий, и устанавливала семейные отношения между героями разных рассказов; таким образом, они расположили истории в последовательности. По словам Кена Даудена (1992), «существует даже эффект саги: мы можем следить за судьбами некоторых семей в последующих поколениях». [ 19 ] : 11 

После возникновения культа героя боги и герои составляют сакральную сферу и вместе призываются в клятвах и молитвах, обращенных к ним. [ 20 ] : 205  Буркерт (2002) отмечает, что «список героев, опять-таки в отличие от богов, никогда не имеет фиксированной и окончательной формы. Великие боги больше не рождаются, но из армии мертвых всегда можно воскресить новых героев». Еще одно важное отличие культа героя от культа богов состоит в том, что герой становится центром идентичности местной группы. [ 20 ] : 206 

Монументальные события Геракла рассматриваются как заря эпохи героев. К героической эпохе также приписываются три великих события: Аргонавтическая экспедиция, Фиванский цикл и Троянская война . [ 41 ] [ 42 ] : 340 

Геракл и Гераклиды

Геракл с младенцем Телефом ( Лувр , Париж)

Некоторые учёные полагают [ 42 ] : 10  царства что за сложной мифологией Геракла, вероятно, стоял реальный человек, возможно, вождь-вассал Аргосского . Некоторые ученые предполагают, что история Геракла — это аллегория ежегодного прохождения Солнца через двенадцать созвездий зодиака. [ 43 ] Другие указывают на более ранние мифы других культур, показывая историю Геракла как местную адаптацию уже хорошо известных мифов о героях. Традиционно Геракл был сыном Зевса и Алкмены , внучки Персея . [ 44 ] Его фантастические одиночные подвиги, наполненные многочисленными сказочными темами, дали много материала для популярных легенд. По словам Буркерта (2002), «он изображается жертвователем, упоминается как основатель алтарей и сам представляется ненасытным едоком; именно в этой роли он появляется в комедии. [ 20 ]

Хотя его трагический конец дал много материала для трагедии, Геракла как «пьесу, имеющую большое значение для изучения других драм Еврипида». Талия Пападопулу рассматривает [ 45 ] [ 20 ] : 211  В искусстве и литературе Геракла представляли как чрезвычайно сильного человека среднего роста; его характерным оружием был лук, но часто и дубинка. Картины на вазах демонстрируют беспрецедентную популярность Геракла, его битва со львом изображается много сотен раз. [ 20 ] : 211 

Геракл также вошел в этрусскую и римскую мифологию и культ, а восклицание «мегеркуле» стало таким же знакомым римлянам. [ нужны разъяснения ] как «Гераклей» был для греков. [ 20 ] : 211  В Италии ему поклонялись как богу купцов и торговцев, хотя другие также молились ему за его характерные дары удачи или спасения от опасности. [ 44 ]

Геракл достиг высочайшего социального престижа благодаря назначению официальным предком дорийских царей . Вероятно, это послужило легитимацией дорийских миграций на Пелопоннес . Хилл , одноименный герой одного дорийского типа , стал сыном Геракла и одного из Гераклидов или Гераклидов (многочисленных потомков Геракла, особенно потомков Хилла — среди других Гераклидов были Макария , Ламос, Манто , Бианор , Тлеполем и Телеф). ). Эти Гераклиды завоевали пелопоннесские царства Микены , Спарту и Аргос , претендуя, согласно легенде, на право управлять ими через своего предка. Их восхождение к господству часто называют « дорийским вторжением ». Лидийские, а затем и македонские цари, как правители того же ранга, также стали Гераклидами. [ 46 ] [ 20 ] : 211 

Беллерофон верхом на Пегасе и убивающий Химеру , центральный медальон римской мозаики из Отена , Музей Ролена , 2-3 века нашей эры.

Другие представители этого раннего поколения героев, такие как Персей, Девкалион , Тесей и Беллерофонт , имеют много общих черт с Гераклом. Как и он, их подвиги одиноки, фантастичны и граничат со сказкой , поскольку они убивают таких монстров, как Химера и Медуза . Приключения Беллерофонта — банального типа, подобные приключениям Геракла и Тесея. Отправка героя на предполагаемую смерть также является повторяющейся темой этой ранней героической традиции, используемой в случаях с Персеем и Беллерофонтом. [ 47 ]

Аргонавты

Единственный сохранившийся эллинистический эпос, « Аргонавтика» Аполлония Родосского (эпического поэта, ученого и директора Александрийской библиотеки ), рассказывает миф о путешествии Ясона и аргонавтов за Золотым руном из мифической страны Колхиды . В « Аргонавтике» Ясона отправляет на поиски царь Пелиас , который получает пророчество о том, что человек с одной сандалией станет его врагом . Ясон теряет в реке сандалию, прибывает ко двору Пелия, и эпос начинается. Почти каждый представитель следующего поколения героев, а также Геракл отправились с Ясоном на корабле «Арго» за Золотым руном. В это поколение входил и Тесей , который отправился на Крит, чтобы убить Минотавра ; Аталанта , героиня-женщина, и Мелеагр , у которого когда-то был собственный эпический цикл, способный соперничать с « Илиадой» и «Одиссеей» . Пиндар , Аполлоний и Библиотека стараются предоставить полные списки аргонавтов. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]

Хотя Аполлоний написал свою поэму в III веке до н.э., но по своему составу рассказ об аргонавтах более ранний, чем «Одиссея» , что свидетельствует о знакомстве с подвигами Ясона (на нем, возможно, отчасти было основано странствование Одиссея). [ 51 ] [ 52 ] В древние времена экспедиция рассматривалась как исторический факт, событие открытия Черного моря для греческой торговли и колонизации. [ 51 ] Он также был чрезвычайно популярен, образовав цикл, с которым связан ряд местных легенд. История Медеи , в частности, захватила воображение поэтов-трагиков. [ 52 ]

Дом Атрея и Фиванский цикл

Между Арго и Троянской войной жило поколение, известное главным образом своими ужасающими преступлениями. Сюда входят и деяния Атрея и Фиеста в Аргосе. За мифом о доме Атрея (одной из двух главных героических династий, связанных с домом Лабдака ) лежит проблема передачи власти и способа обретения верховной власти. Близнецы Атрей и Фиест со своими потомками сыграли ведущую роль в трагедии передачи власти в Микенах. [ 53 ]

Фиванский цикл посвящен событиям, особенно связанным с Кадмом , основателем города, а затем с действиями Лая и Эдипа в Фивах; серия историй, которые приводят к войне Семи против Фив и возможному разграблению этого города руками эпигонов . [ 7 ] : 317  (Неизвестно, фигурировали ли Семь в раннем эпосе.) Что касается Эдипа, то, судя по ранним эпическим рассказам, он продолжал править в Фивах после того, как стало известно, что Иокаста была его матерью, а затем женился на второй жене, которая стала мать его детей — заметно отличается от сказки, известной нам по трагедиям (например, « Царь Эдип » Софокла ) и более поздним мифологическим повествованиям. [ 7 ] : 311 

Троянская война и ее последствия

«Эль Джусио де Пари» , Энрике Симоне , 1904 год. Парис держит золотое яблоко в правой руке и расчетливо разглядывает богинь.
В «Ярости Ахилла» Джованни Баттиста Тьеполо (1757, фреска, 300 х 300 см, Вилла Вальмарана, Виченца ) Ахиллес возмущен тем, что Агамемнон угрожает захватить его военный трофей, Брисеиду , и вытаскивает меч, чтобы убить Агамемнона. Акт насилия предотвращает внезапное появление богини Афины, которая на этой фреске схватила Ахилла за волосы.

Кульминацией греческой мифологии является Троянская война между Грецией и Троей и ее последствия. В произведениях Гомера, таких как « Илиада» , главные сюжеты уже обрели форму и содержание, а отдельные темы получили развитие позднее, особенно в греческой драме. Троянская война также вызвала большой интерес в римской культуре из-за истории Энея , троянского героя, чье путешествие из Трои привело к основанию города, который однажды стал Римом, как описано в « Энеиде » Вергилия). » Вергилия (книга II «Энеиды содержит самый известный рассказ о разграблении Трои). [ 54 ] [ 55 ] Наконец, есть две псевдохроники, написанные на латыни и носившие названия Dictys Cretensis и Dares Phrygius . [ 56 ]

Цикл «Троянская война» сборник эпических поэм , начинается с событий, предшествовавших войне: Эрида и золотое яблоко Каллисти , , Суд Париса , похищение Елены , принесение Ифигении в жертву в Авлиде . Чтобы вернуть Елену, греки организовали большую экспедицию под общим командованием брата Менелая , Агамемнона, царя Аргоса или Микен , но троянцы отказались вернуть Елену. « Илиада » , действие которой происходит на десятом году войны, повествует о ссоре между Агамемноном и Ахиллом, лучшим греческим воином, и о последовавшей за ней гибели в битве любимого товарища Ахилла Патрокла и Приама старшего сына , Гектора. . После смерти Гектора к троянцам присоединились два экзотических союзника: Пентесилея , царица амазонок , и Мемнон , царь эфиопов и сын богини зари Эос . [ 55 ] Ахиллес убил их обоих, но Парису удалось убить Ахилла стрелой в пятку. Ахиллесова пята была единственной частью его тела, которая не была неуязвима для повреждений человеческим оружием. Прежде чем взять Трою, грекам пришлось украсть из цитадели деревянное изображение Афины Паллады ( Палладий ). Наконец, с помощью Афины они построили Троянского коня . Несмотря на предупреждения дочери Приама Кассандры , грек, симулировавший дезертирство, убедил троянцев , Синон провести коня внутрь стен Трои в качестве подношения Афине; жрец Лаокоон, пытавшийся уничтожить коня, был убит морскими змеями. Ночью греческий флот вернулся, и греки с коня открыли ворота Трои. В результате последовавшего за этим полного разграбления Приам и его оставшиеся сыновья были убиты; троянские женщины ушли в рабство в различных городах Греции. Приключенческие путешествия греческих лидеров домой (в том числе странствия Одиссея и Энея (« Энеида» ), и убийство Агамемнона) были рассказаны в двух эпосах — «Возвращении» («потерянный Ностой» Гомера ) и «Одиссее» . [ 54 ] Троянский цикл включает также приключения детей троянского поколения (например, Ореста и Телемаха ). [ 55 ]

Троянская война предоставила множество тем и стала основным источником вдохновения для древнегреческих художников (например, метопы на Парфеноне, изображающие разграбление Трои); такое художественное предпочтение тем, происходящих из Троянского цикла, указывает на его важность для древнегреческой цивилизации. [ 54 ] Тот же мифологический цикл вдохновил на создание ряда позднеевропейских литературных произведений. Например, троянские средневековые европейские писатели, не знакомые с Гомером непосредственно, нашли в легенде о Трое богатый источник героических и романтических повествований и удобную основу, в которую можно было вписать свои собственные куртуазные и рыцарские идеалы. Авторы двенадцатого века, такие как Бенуа де Сент-Мор ( Роман де Троя [Роман о Трое, 1154–1160]) и Жозеф Эксетерский ( Де Белло Трояно [О Троянской войне, 1183]), описывают войну, переписывая стандарт версию они нашли в Dictys и Dares . Таким образом, они следуют совету Горация и примеру Вергилия: переписывают поэму о Трое вместо того, чтобы рассказать что-то совершенно новое. [ 57 ]

Некоторые из наиболее известных героев, отмеченных своим участием в Троянской войне, были:

На стороне трояна:

На греческой стороне:

Греческие и римские концепции мифа

Мифология была в основе повседневной жизни Древней Греции. [ 16 ] : 15  Греки считали мифологию частью своей истории. Они использовали мифы для объяснения природных явлений, культурных различий, традиционной вражды и дружбы. Возможность проследить происхождение своих лидеров от мифологического героя или бога была источником гордости. Мало кто когда-либо сомневался в правдивости описания Троянской войны в « Илиаде» и «Одиссее» . По мнению Виктора Дэвиса Хэнсона , военного историка, обозревателя, политического эссеиста и бывшего профессора классической литературы , и Джона Хита, профессора классической литературы, глубокое знание гомеровского эпоса считалось греками основой их аккультурации. Гомер был «образованием Греции» ( Ἑλλάδος παίδευσις ), а его поэзия — «Книгой». [ 58 ]

Философия и миф

Платон в Рафаэля . » «Афинской школе

После возникновения философии, истории, прозы и рационализма в конце V века до нашей эры роль мифа стала менее определенной, и мифологические генеалогии уступили место концепции истории, которая пыталась исключить сверхъестественное (например, история Фукидида ). [ 59 ] Пока поэты и драматурги перерабатывали мифы, греческие историки и философы начали их критиковать. [ 8 ] [ 60 ]

К шестому веку до нашей эры некоторые радикальные философы уже начали называть рассказы поэтов кощунственной ложью: Ксенофан Колофонский жаловался, что Гомер и Гесиод приписывали богам «все постыдное и позорное среди людей; они воруют, прелюбодействуют». и обманывают друг друга». [ 5 ] : 169–70  Эта линия мысли нашла свое наиболее широкое выражение в « Платона Государстве и Законах » . Платон создал свои собственные аллегорические мифы (такие как видение Эра в республике ), критиковал традиционные рассказы о проделках богов, кражах и прелюбодеяниях как аморальные и возражал против их центральной роли в литературе. [ 8 ] Критика Платона была первым серьезным вызовом гомеровской мифологической традиции; [ 58 ] он называл эти мифы «бабушкиной болтовней». [ 61 ] Со своей стороны, Аристотель критиковал досократовский квазимифический философский подход и подчеркивал, что «Гесиод и писатели-теологи занимались только тем, что казалось им правдоподобным, и не питали к нам никакого уважения… Но воспринимать это всерьез не стоит». писателей, которые хвастаются мифическим стилем; что же касается тех, кто продолжает доказывать свои утверждения, мы должны подвергнуть их перекрестному допросу». [ 59 ]

Тем не менее даже Платону не удалось отучить себя и свое общество от влияния мифа; его собственная характеристика Сократа основана на традиционных гомеровских и трагических образцах, используемых философом для восхваления праведной жизни своего учителя: [ 62 ]

Но, может быть, кто-нибудь скажет: «Не стыдишься ли ты, Сократ, того, что последовал за таким преследованием, что тебе теперь грозит за это смерть?» Но я должен был бы дать ему справедливый ответ: «Вы плохо говорите, сэр, если думаете, что человек, в котором есть хоть немного достоинств, должен учитывать опасность для жизни или смерти, а не учитывать это только тогда, когда он делает вещи, независимо от того, правильные они или неправильные, и действия хорошего или плохого человека, ибо, по вашему мнению, все полубоги, умершие в Трое, включая сына Фетиды , который так презирал опасность, были бы плохими. по сравнению с перенесением какого-либо позора, что, когда его мать (а она была богиней) сказала ему, что он жаждет убить Гектора , что-то вроде этого, я полагаю,

Сын мой, если ты отомстишь за смерть твоего друга Патрокла и убьешь Гектора, ты сам умрешь; ибо тотчас, после Гектора, назначена тебе смерть. (Хом. Ил. 18.96)

он, когда он услышал это, пренебрег смертью и опасностью и гораздо больше боялся жить трусом и не отомстить за своих друзей, и сказал:

Пусть я тотчас же умру, отомстив обидчику, чтобы мне не остаться здесь, глумились над кривыми кораблями, бременем земли.

По оценкам Хэнсона и Хита, отказ Платона от гомеровской традиции не был благосклонно воспринят массовой греческой цивилизацией. [ 58 ] Старые мифы сохранялись в местных культах; они продолжали влиять на поэзию и являться основными сюжетами живописи и скульптуры. [ 59 ]

5 века до нашей эры Более спортивно трагик Еврипид часто играл со старыми традициями, высмеивал их и через голос своих персонажей вносил нотки сомнения. Однако сюжеты его пьес без исключения были взяты из мифов. Многие из этих пьес были написаны в ответ на версию того же или подобного мифа, изложенную предшественниками. Еврипид главным образом оспаривает мифы о богах и начинает свою критику с возражения, подобного тому, которое ранее высказывалось Ксенократом : боги, как их традиционно представляют, слишком грубо антропоморфны . [ 5 ] : 169–70 

Эллинистический и римский рационализм

Цицерон считал себя защитником установленного порядка, несмотря на свой личный скептицизм в отношении мифов и склонность к более философским концепциям божества.

В эллинистический период мифология приобрела престиж элитных знаний, отмечающих принадлежность ее обладателей к определенному классу. В то же время скептический поворот классической эпохи стал еще более выраженным. [ 63 ] : 89  Греческий мифограф Евгемер установил традицию поиска реальной исторической основы для мифических существ и событий. [ 64 ] Хотя его первоначальный труд ( Священное Писание ) утерян, о нем многое известно из того, что записано Диодором и Лактанцием . [ 7 ] : 7 

Рационализация герменевтики мифа стала еще более популярной в Римской империи благодаря физикалистским теориям стоической и эпикурейской философии. Стоики объясняли богов и героев как физические явления, а евгемеристы рационализировали их как исторические личности. В то же время стоики и неоплатоники пропагандировали моральные значения мифологической традиции, часто основанные на греческой этимологии. [ 65 ] Своим эпикурейским посланием Лукреций стремился изгнать суеверные страхи из умов своих сограждан. [ 66 ] : xxvi Ливий тоже скептически относится к мифологической традиции и утверждает, что не намерен судить подобные легенды (фабулы). [ 63 ] : 88  Задача римлян с сильным и апологетическим чувством религиозной традиции заключалась в том, чтобы защитить эту традицию, признавая при этом, что она часто была питательной средой для суеверий. Антиквар Варрон , который считал религию человеческим институтом, имеющим большое значение для сохранения добра в обществе, посвятил тщательное исследование истокам религиозных культов. В своей книге «Antiquitates Rerum Divinarum» (которая не сохранилась, но Августина « Город Божий» указывает на ее общий подход) Варрон утверждает, что тогда как суеверный человек боится богов, истинно религиозный человек почитает их как родителей. [ 66 ] : xxvi Согласно Варрону, в римском обществе существовало три описания божеств: мифическое описание, созданное поэтами для театра и развлечений, гражданское описание, используемое людьми для почитания, а также городом, и естественное описание, созданное философами. . [ 67 ] Лучшее состояние, добавляет Варрон, там, где гражданское богословие сочетает в себе поэтическое мифологическое повествование с философским. [ 67 ]

Римский академик Котта высмеивает как буквальное, так и аллегорическое принятие мифа, открыто заявляя, что мифам нет места в философии. [ 63 ] : 87  Цицерон также обычно презирает мифы, но, как и Варрон, он решительно поддерживает государственную религию и ее институты. Трудно сказать, насколько далеко по социальной шкале распространился этот рационализм. [ 63 ] : 88  Цицерон утверждает, что никто (даже старые женщины и мальчики) не настолько глуп, чтобы верить в ужасы Аида или существование Сциллы , кентавров или других сложных существ. [ 68 ] но, с другой стороны, оратор в другом месте жалуется на суеверный и доверчивый характер народа. [ 69 ] De Natura Deorum представляет собой наиболее полное изложение мысли Цицерона. [ 66 ] : xxvii

Аполлон (ранняя имперская римская копия греческого оригинала четвертого века, Лувр )

Древнегреческие мифы черпали вдохновение из фольклорных изображений олимпийских богов , а также дорийских и ионических божеств и связанных с ними народных сказок. [ 70 ]

Во времена Древнего Рима в результате синкретизации многочисленных греческих и других иностранных богов родилась новая римская мифология. Это произошло потому, что у римлян было мало мифологии , а наследование греческой мифологической традиции заставило главных римских богов перенять характеристики своих греческих эквивалентов. собственной [ 63 ] : 88  Боги Зевс и Юпитер являются примером этого мифологического совпадения. Помимо соединения двух мифологических традиций, ассоциация римлян с восточными религиями привела к дальнейшей синкретизации. [ 71 ] Например, культ Солнца был введен в Риме после в успешных походов Аврелиана Сирию . Азиатские божества Митра (то есть Солнце) и Баал были объединены с Аполлоном и Гелиосом в одно Sol Invictus с конгломератными обрядами и составными атрибутами. [ 72 ] В религии Аполлона все чаще отождествляли с Гелиосом или даже с Дионисом, но тексты, пересказывающие его мифы, редко отражали такое развитие событий. Традиционная литературная мифология все больше отделялась от реальной религиозной практики. Поклонение Солу как особому защитнику императоров и империи оставалось главной имперской религией, пока его не заменило христианство.

Сохранившийся сборник орфических гимнов II века (второй век нашей эры) и Сатурналии Макробия Амвросия Феодосия (пятый век) также находятся под влиянием теорий рационализма и синкретизирующих тенденций. Орфические гимны представляют собой набор доклассических поэтических композиций, приписываемых Орфею, самому герою известного мифа. На самом деле эти стихи, вероятно, были написаны несколькими разными поэтами и содержат богатый набор подсказок о доисторической европейской мифологии. [ 73 ] Заявленная цель Сатурналий - передать эллинскую культуру, которую Макробий заимствовал в результате своего чтения, хотя большая часть его обращения с богами окрашена египетской и североафриканской мифологией и теологией (которые также влияют на интерпретацию Вергилия). В «Сатурналиях» вновь появляются мифографические комментарии под влиянием евгемеристов, стоиков и неоплатоников. [ 65 ]

Современные интерпретации

Возникновение современного понимания греческой мифологии рассматривается некоторыми учеными как двойная реакция конца восемнадцатого века на «традиционную позицию христианской враждебности», в которой христианское переосмысление мифа как «ложи» или басни было сохранено. [ 74 ] В Германии примерно к 1795 году возрос интерес к Гомеру и греческой мифологии. В Геттингене Иоганн Маттиас Геснер начал возрождать греческие исследования, а его преемник Кристиан Готтлоб Хейне работал с Иоганном Иоахимом Винкельманом и заложил основы мифологических исследований как в Германии, так и за рубежом. [ 5 ] : 9  Примерно 100 лет спустя интерес к греческой мифологии все еще был жив, когда Герман Штойдинг опубликовал в 1897 году свою книгу «Греческие и римские боги и герои» . [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]

Сравнительный и психоаналитический подходы

Макс Мюллер считается одним из основателей сравнительной мифологии. В своей «Сравнительной мифологии» (1867) Мюллер проанализировал «тревожное» сходство между мифологиями «диких рас» и мифологиями ранних европейцев.

Развитие сравнительной филологии в 19 в. вместе с этнологическими открытиями 20 в. сформировало науку о мифе. Со времен романтиков все исследования мифов носили сравнительный характер. Вильгельм Маннхардт , Джеймс Фрейзер и Стит Томпсон использовали сравнительный подход для сбора и классификации тем фольклора и мифологии. [ 80 ] В 1871 году Эдвард Бёрнетт Тайлор опубликовал свою работу «Первобытная культура» , в которой применил сравнительный метод и попытался объяснить происхождение и эволюцию религии. [ 81 ] [ 82 ] : 9  Методика Тайлора по объединению материальной культуры, ритуалов и мифов широко разделенных культур оказала влияние как на Карла Юнга , так и на Джозефа Кэмпбелла . Макс Мюллер применил новую науку сравнительной мифологии к изучению мифа, в которой он обнаружил искаженные остатки арийского поклонения природе . Бронислав Малиновский подчеркнул, как миф выполняет общие социальные функции. Клод Леви-Стросс и другие структуралисты сравнили формальные отношения и закономерности в мифах всего мира. [ 80 ]

Зигмунд Фрейд представил трансисторическую и биологическую концепцию человека и взгляд на миф как на выражение подавленных идей. Интерпретация сновидений является основой интерпретации фрейдовских мифов, а концепция работы сновидений Фрейда признает важность контекстуальных отношений для интерпретации любого отдельного элемента сна. Это предположение могло бы найти важную точку сближения структуралистского и психоаналитического подходов к мифу в мысли Фрейда. [ 83 ] Карл Юнг расширил трансисторический психологический подход своей теорией «коллективного бессознательного» и возникающих из него архетипов (унаследованных «архаических» паттернов), часто закодированных в мифе. [ 3 ] По мнению Юнга, «в бессознательной психике должны присутствовать мифообразующие структурные элементы». [ 84 ] Сравнивая методологию Юнга с теорией Джозефа Кэмпбелла , Роберт А. Сигал (1990) заключает, что «чтобы интерпретировать миф, Кэмпбелл просто идентифицирует в нем архетипы. Интерпретация «Одиссеи» , например, показала бы, как жизнь Одиссея соответствует героической Юнг, напротив, считает идентификацию архетипов лишь первым шагом в интерпретации мифа». [ 85 ] Карл Кереньи , один из основателей современных исследований греческой мифологии, отказался от своих ранних взглядов на миф, чтобы применить теории архетипов Юнга к греческому мифу. [ 5 ] : 38 

Теории происхождения

Макс Мюллер попытался понять индоевропейскую религиозную форму, проследив ее до ее индоевропейского (или, во времена Мюллера, « арийского ») «исходного» проявления. В 1891 году он заявил, что «самым важным открытием, которое было сделано в девятнадцатом веке в отношении древней истории человечества... было это примерное уравнение: санскритский Дьяус-питар = греческий Зевс = латинский Юпитер = древнескандинавский Тир ». [ 82 ] : 12  Вопрос о месте греческой мифологии в индоевропейских исследованиях вызвал большой интерес со времен Мюллера. Например, филолог Жорж Дюмезиль проводит сравнение между греческим Ураном и санскритским Варуной , хотя нет и намека на то, что он считает их изначально связанными. [ 86 ] В других случаях близкие параллели в характере и функциях предполагают общее наследие, однако отсутствие лингвистических свидетельств затрудняет доказательство, как в случае с греческими мойрами и норнами из скандинавской мифологии . [ 87 ]

Похоже, что микенская религия была матерью греческой религии. [ 88 ] и в его пантеон уже входили многие божества, которых можно встретить в классической Греции. [ 89 ] Однако обычно считается, что греческая мифология имеет сильное влияние на догреческую и ближневосточную культуры и, как таковая, содержит мало важных элементов для реконструкции протоиндоевропейской религии. [ 90 ] Следовательно, греческая мифология получала минимальное научное внимание в контексте индоевропейской сравнительной мифологии до середины 2000-х годов. [ 91 ]

Археология и мифография выявили влияние Малой Азии и Ближнего Востока. Адонис , кажется, является греческим аналогом — скорее в культе, чем в мифе — ближневосточного «умирающего бога». Кибела уходит корнями в анатолийскую Афродиты культуру, тогда как большая часть иконографии может происходить от семитских богинь. Возможны также параллели между самыми ранними божественными поколениями (Хаосом и его детьми) и Тиамат в «Энума Элиш» . [ 92 ] [ 93 ] По словам Мейера Рейнхольда, «ближневосточные теогонические концепции, включающие божественную преемственность через насилие и конфликты поколений за власть, нашли свой путь… в греческую мифологию». [ 94 ]

Помимо индоевропейского и ближневосточного происхождения, некоторые ученые размышляли о долгах греческой мифологии перед местными догреческими обществами: Критом , Микенами, Пилосом , Фивами и Орхоменом . [ 20 ] : 23  Историки религии были очарованы рядом явно древних конфигураций мифа, связанных с Критом (бог-бык, Зевс и Европа , Пасифая , которая уступает быку и рождает Минотавра и т. д.). Мартин П. Нильссон утверждает, основываясь на изображениях и общих функциях богов, что многие минойские боги и религиозные концепции слились в микенской религии. [ 95 ] и пришел к выводу, что все великие классические греческие мифы были связаны с микенскими центрами и укоренились в доисторические времена. [ 96 ] Тем не менее, по мнению Буркерта, иконография критского дворцового периода почти не подтвердила эти теории. [ 20 ] : 24 

Мотивы в западном искусстве и литературе

Боттичелли «Рождение Венеры» ок. 1485–1486, холст, масло, Уффици , Флоренция ) — возрожденная Венера Пудика для нового взгляда на языческую Античность — часто говорят, что она олицетворяет для современных зрителей дух Возрождения. [ 3 ]

Широкое принятие христианства не уменьшило популярности мифов. С повторным открытием классической античности в эпоху Возрождения поэзия Овидия оказала большое влияние на воображение поэтов, драматургов, музыкантов и художников. [ 3 ] [ 97 ] С первых лет Возрождения такие художники, как Леонардо да Винчи , Микеланджело и Рафаэль , изображали языческие сюжеты греческой мифологии наряду с более традиционными христианскими темами. [ 3 ] [ 97 ] Через латынь и произведения Овидия греческий миф повлиял на поэтов Средневековья и Возрождения, таких как Петрарка , Боккаччо и Данте в Италии. [ 3 ]

Плач по Икару (1898) Герберта Джеймса Дрейпера

В Северной Европе греческая мифология никогда не имела такого же влияния на изобразительное искусство, но ее влияние на литературу было очень очевидным. [ 98 ] Воображение англичан было воспламенено греческой мифологией, начиная с Чосера и Джона Мильтона и заканчивая Шекспиром и Робертом Бриджесом в 20 веке. Расин во Франции и Гете в Германии возродили греческую драму, переработав древние мифы. [ 3 ] [ 97 ] Хотя в эпоху Просвещения XVIII века реакция против греческих мифов распространилась по всей Европе, мифы продолжали служить важным источником сырья для драматургов, в том числе для тех, кто написал либретти для многих опер Генделя и Моцарта . [ 99 ]

К концу XVIII века романтизм вызвал всплеск энтузиазма ко всему греческому, включая греческую мифологию. В Британии новые переводы греческих трагедий и Гомера вдохновили современных поэтов (таких как Альфред Теннисон , Китс , Байрон и Шелли ) и художников (таких как лорд Лейтон и Лоуренс Альма-Тадема ). [ 100 ] Кристоф Глюк , Рихард Штраус , Жак Оффенбах и многие другие положили на музыку темы греческой мифологии. [ 3 ] Американские авторы XIX века, такие как Томас Булфинч и Натаниэль Хоторн , считали, что изучение классических мифов имеет важное значение для понимания английской и американской литературы. [ 9 ] : 4  В более поздние времена классические темы были переосмыслены драматургами Жаном Ануем , Жаном Кокто и Жаном Жироду во Франции, Юджином О'Нилом в Америке и Т.С. Элиотом в Великобритании, а также такими писателями, как Джеймс Джойс и Андре Жид . [ 3 ]

Ссылки

Примечания

  1. Катбертсон (1975) выбирает более широкий диапазон эпоса, от Гильгамеша » Вольтера до «Генриады , но его центральная тема — что мифы кодируют механизмы культурной динамики, структурирующей сообщество посредством создания морального консенсуса — представляет собой знакомую господствующую точку зрения, применимую к греческому мифу.

Цитаты

  1. ^ «Том: Эллада, Статья: Греческая мифология». Энциклопедия Гелиос . 1952.
  2. ^ Картворт, Марк. «Греческая мифология» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 26 марта 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Адкинс, AWH; Поллард, Джон RT (2002) [1998]. «Греческая мифология» . Британская энциклопедия .
  4. ^ Фоли, Джон Майлз (1999). «Гомеровский и южнославянский эпос». Традиционное искусство Гомера . Пенн Стейт Пресс . ISBN   978-0-271-01870-6 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Граф, Фриц. 2009 [1993]. Греческая мифология: Введение в переводе Т. Мариера. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN   9780801846571 .
  6. ^ Милостыня, Энтони. 2007. Теология, трауэршпиль и концептуальные основы ранней немецкой оперы . Городской университет Нью-Йорка .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Хард, Робин (2003). «Источники греческого мифа». Справочник Рутледжа по греческой мифологии : на основе «Справочника по греческой мифологии » Г. Дж. Роуза. Лондон: Рутледж. ISBN   978-0-415-18636-0 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Майлз, Джеффри (1999). «Котенок-миф» в классической мифологии в английской литературе: критическая антология . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса . ISBN   978-0-415-14754-5 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Клатт, Мэри Дж. и Антуанетта Бразовский. 1994. «Предисловие» в детских книгах по древнегреческой и римской мифологии: аннотированная библиография . Гринвуд Пресс . ISBN   978-0-313-28973-6 .
  10. ^ Картледж, Пол А. 2004. Спартанцы (перевод на греческий). Ливанис. ISBN   978-960-14-0843-9 .
  11. ^ Картледж, Пол А. 2002. «Изобретение прошлого: история против мифа» в книге «Греки » . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN   978-0-19-280388-7 .
  12. Пасифая . Архивировано 15 мая 2018 года в Wayback Machine , Энциклопедия: греческие боги, духи, монстры.
  13. ^ Джейн Хенле, Греческие мифы: записная книжка художника по вазам (Блумингтон: издательство Indiana University Press, 1973) ISBN   0-253-32636-2
  14. ^ Гомер, Илиада , 8. Эпическая поэма о битве под Троей. 366–369
  15. ^ Катбертсон, Гилберт (1975) Политический миф и эпос. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского государственного университета .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Альбала, Кен Дж., Клаудия Дерст Джонсон и Вернон Э. Джонсон. 2000. Понимание Одиссеи . Публикации Courier Dover . ISBN   978-0-486-41107-1 .
  17. ^ Калимах, Эндрю, изд. 2002. « Культурный фон ». Стр. 12–109 в «Легендах влюбленных: веселые греческие мифы» . Нью-Рошель, штат Нью-Йорк: Haiduk Press. ISBN   978-0-9714686-0-3 .
  18. ^ Перси, Уильям А. 1999. «Институционализация педерастии» в педерастии и педагогике в архаической Греции . Лондон: Рутледж . ISBN   978-0-252-06740-2 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Дауден, Кен . 1992. «Миф и мифология» в книге «Использование греческой мифологии » . Лондон: Рутледж . ISBN   978-0-415-06135-3 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Буркерт, Уолтер. 2002. «Предыстория и минойская микенская эпоха» в книге «Греческая религия: архаическая и классическая» , перевод Дж. Раффана. Издательство Блэквелл . ISBN   978-0-631-15624-6 .
  21. ^ Гесиод, Работы и дни , 90–105. Архивировано 12 мая 2015 г. в Wayback Machine.
  22. Овидий, Метаморфозы , I, 89–162. Архивировано 23 октября 2017 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Перейти обратно: а б Гесиод, Теогония , 116–138.
  24. ^ Гесиод, Теогония , 713–735.
  25. ^ Перейти обратно: а б Гиран, Феликс (1987) [1959]. «Греческая мифология». В Гиране, Феликс (ред.). Новая энциклопедия мифологии Ларусса . Перевод Р. Олдингтона и Д. Эймса . Хэмлин. ISBN  978-0-600-02350-0 .
  26. Гомеровский гимн Гермесу , 414–435. Архивировано 25 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Перейти обратно: а б Бетех, Габор . 2004. «Интерпретация поэта» в «Папирусе Дервени» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0-521-80108-9 .
  28. ^ Альгра, Кеймпе . 1999. «Начало космологии» в «Кембриджском справочнике по ранней греческой философии» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0-521-44667-9 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Столл, Генрих Вильгельм. 1852. Справочник по религии и мифологии греков в переводе Р.Б. Павла. Фрэнсис и Джон Ривингтон.
  30. ^ Адкинс, AWH; Поллард, Джон RT (2 марта 2020 г.) [2002]. «Греческая религия» . Британская энциклопедия .
  31. ^ Дж. Кэшфорд, Гомеровские гимны , vii
  32. ^ Надь, Грегори . 1992. «Эллинизация индоевропейской поэтики» в греческой мифологии и поэтике . Издательство Корнелльского университета . ISBN   978-0-8014-8048-5 .
  33. ^ Делл, Кристофер (2012). Мифология: полное руководство по нашим воображаемым мирам . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . п. 342. ИСБН  978-0-500-51615-7 .
  34. Гомеровский гимн Афродите , 75–109. Архивировано 12 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Моррис, Ян. 2000. Археология как история культуры . Издательство Блэквелл . ISBN   978-0-631-19602-0 .
  36. ^ Уивер, Джон Б. 1998. «Введение» в «Сюжеты Богоявления». Берлин: Вальтер де Грюйтер . ISBN   978-3-11-018266-8 .
  37. ^ Бушнелл, Ребекка В. 2005. «Геликоцентрический стоицизм в Сатурналиях: Египетский Аполлон» в «Средневековье: спутник трагедии» . Издательство Блэквелл . ISBN   978-1-4051-0735-8 .
  38. ^ Тробе, Кала. 2001. «Дионис» в «Призови богов» . Ллевеллин по всему миру . ISBN   978-0-7387-0096-0 .
  39. ^ Нильссон, Мартин П. 1940. «Религия Элевсина» в греческой народной религии. Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 50. Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine .
  40. ^ Гомеровский гимн Деметре , 255–274. Архивировано 16 июня 2022 года в Wayback Machine.
  41. ^ Перейти обратно: а б Келси, Фрэнсис В. (1889). Справочник по греческой мифологии . Аллин и Бэкон . п. 30.
  42. ^ Перейти обратно: а б Роуз, Герберт Дженнингс . 1991. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Рутледж . ISBN   978-0-415-04601-5 .
  43. ^ Дюпюи, CF Происхождение всего религиозного поклонения . п. 86.
  44. ^ Перейти обратно: а б «Геракл» . Британская энциклопедия . 6 февраля 2020 г. [1999 г.].
  45. ^ Пападопулу, Талия. 2005. «Введение» в «Геракл и трагедия Еврипида» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0-521-85126-8 . п. 1.
  46. ^ Геродот, Истории , I, 6–7. Архивировано 16 ноября 2017 г. в Wayback Machine .
  47. ^ Кирк, Джеффри Стивен . 1973. «Тематическая простота мифов» в книге «Миф: его значение и функции в древних и других культурах». Архивировано 27 декабря 2022 года в Wayback Machine . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN   978-0-520-02389-5 . п. 183.
  48. ^ Аполлодор, Библиотека и воплощение , 1.9. 16. Архивировано 17 сентября 2008 года в Wayback Machine .
  49. ^ Аполлоний, Argonautica , I, 20ff. Архивировано 12 мая 2015 года в Wayback Machine .
  50. ^ Пиндар, Пифийские оды , Пифийские 4. 1. Архивировано 17 сентября 2008 г. в Wayback Machine .
  51. ^ Перейти обратно: а б «Аргонавт » энциклопедия Британская 2002 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б Грималь, Пьер. 1986. «Аргонавты». Стр. 58 в «Словаре классической мифологии» . Издательство Блэквелл . ISBN   978-0-631-20102-1 .
  53. ^ Боннефуа, Ив . 1992. «Структуры родства в греческой героической династии» в греческой и египетской мифологии . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN   978-0-226-06454-3 . п. 103.
  54. ^ Перейти обратно: а б с «Троянская война». Энциклопедия Гелиос . 1952.
  55. ^ Перейти обратно: а б с «Троя (Древний город)» . Британская энциклопедия . 25 апреля 2019 г. [1998 г.].
  56. ^ Данлоп, Джон. 1842. «Рыцарские романы» в «Истории художественной литературы» . Кэри и Харт. ISBN   978-1-149-40338-9 . п. 355.
  57. ^ Келли, Дуглас. Заговор аллюзий . п. 121.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Хэнсон, Виктор Дэвис и Джон Хит. 1999. Кто убил Гомера , с переводами Р. Каракацани. Какос. ISBN   978-960-352-545-5 . п. 37.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Гриффин, Джаспер . 1986. «Греческий миф и Гесиод» в «Оксфордской иллюстрированной истории Греции и эллинистического мира » под редакцией Дж. Бордмана , Дж. Гриффина и О. Мюррея . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN   978-0-19-285438-4 . п. 80.
  60. ^ Вейн, Пол (15 июня 1988 г.) [1983]. Верили ли греки в свои мифы?: Очерк конститутивного воображения . Перевод Виссинга, Паулы. Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 1. ISBN  9780226854342 . Проверено 14 ноября 2023 г. Верили ли греки в свою мифологию? Ответ труден, поскольку «верить» означает очень многое. Не все верили, что Минос после его смерти продолжал быть судьей в аду или что Тесей сражался с Минотавром, и они знали, что поэты «лгут» [...] [В] умах греков Тесей, тем не менее, имел , существовал. [...] Почему греки потрудились отделить зерна от плевел в мифе [...]? Мы видим масштабы проблемы, когда осознаем, что такое отношение к мифу сохранялось более двух тысячелетий.
  61. Платон, Теэтет , 176b. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine.
  62. ^ Платон, Апология , 28b-d. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и Гейл, Моника Р. 1994. Миф и поэзия Лукреция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0-521-45135-2 .
  64. ^ «Евгемер» . энциклопедия Британская 3 января 2020 г. [1998 г.].
  65. ^ Перейти обратно: а б Шанс, Джейн. 1994. Средневековая мифография . Университетское издательство Флориды . ISBN   978-0-8130-1256-8 . п. 69.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Уолш, Патрик Джеральд. 1998. Природа богов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN   978-0-19-282511-7 .
  67. ^ Перейти обратно: а б Барфилд, Рэймонд (2011). Древний спор между философией и поэзией . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 75–76 . ISBN  978-1-139-49709-1 .
  68. Цицерон, Tusculanae Disputationes , 1. 11. Архивировано 15 октября 2017 г. в Wayback Machine.
  69. Цицерон, «О гаданиях» , 2. 81. Архивировано 10 октября 2017 г. в Wayback Machine.
  70. ^ Джонсон, Хорст Вольдемар ; Джонсон, Энтони Ф. (2004). Туборг, Сара; Мур, Джулия; Оппенгеймер, Маргарет; Кастро, Анита (ред.). История искусств: западная традиция . Том. 1 (пересмотренное 6-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education . п. 111. ИСБН  0-13-182622-0 .
  71. ^ Норт Джон А., Мэри Бирд и Саймон РФ Прайс. 1998. «Религии Имперского Рима» в классической мифологии в английской литературе: критическая антология . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN   978-0-521-31682-8 . п. 259.
  72. ^ Хаклин, Джозеф. 1994. «Мифология Персии» в азиатской мифологии . Азиатские образовательные услуги . ISBN   978-81-206-0920-4 . п. 38.
  73. Священные тексты, орфические гимны. Архивировано 18 ноября 2017 г. в Wayback Machine.
  74. ^ Акерман, Роберт. 1991. Введение в книгу Джейн Эллен Харрисон «Пролегомены к изучению греческой религии». п. хв.
  75. ^ «Греческие и римские легенды о богах и героях; доктор Герман Штойдинг…» HathiTrust . hdl : 2027/nnc1.cu01992929 . Проверено 25 августа 2023 г.
  76. ^ «ОГНД — результаты/данные заголовка» . swb.bsz-bw.de . Проверено 25 августа 2023 г.
  77. ^ «Каталог Немецкой национальной библиотеки» . портал.dnb.de . Проверено 25 августа 2023 г.
  78. ^ «Теологическая литература, 37 — OpenDigi» . idb.ub.uni-tuebingen.de . Проверено 5 сентября 2023 г.
  79. ^ Штойдинг, Герман (1903). Греческая и римская мифология и героические легенды, профессор Х. Стейдинг . Дж. М. Дент и компания.
  80. ^ Перейти обратно: а б Бакстон, Ричард Джорджия; Болле, Кес В .; Смит, Джонатан З. (2002). «миф» . Британская энциклопедия .
  81. ^ Сигал, Роберт А. 1999. Теоретизирование о мифе . Издательство Массачусетского университета . ISBN   978-1-55849-191-5 . п. 16.
  82. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Дуглас. 1978. Структура и творчество в религии: герменевтика в феноменологии и новых направлениях Мирчи Элиаде . Берлин: Вальтер де Грюйтер . ISBN   978-90-279-7594-2 .
  83. ^ Колдуэлл, Ричард. 1990. «Психоаналитическая интерпретация греческого мифа» в книге «Подходы к греческому мифу» . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN   978-0-8018-3864-4 . п. 344.
  84. ^ Юнг, Карл. Психология детского архетипа. п. 85.
  85. ^ Сигал, Роберт А. (1990). « Романтическое обращение Джозефа Кэмпбелла ». Христианский век (апрель 1990 г.): 332–5. Архивировано из оригинала 7 января 2007 года.
  86. ^ Х. И. Полеман, Обзор , 78–79.
  87. ^ А. Уинтерборн, Когда заговорили норны , 87.
  88. ^ Нильссон, Мартин Перссон. 1967. История греческой религии (3-е изд.). Мюнхен: CH Бек Верлаг . Том I, с. 339.
  89. ^ Пол, Адамс Джон (10 января 2010 г.). «Микенские божества» . Нортридж, Калифорния: Калифорнийский государственный университет. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
  90. ^ Пухвель, Яан . 1987. Сравнительная мифология. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 138, 143.
  91. ^ Мэллори, JP , и Дуглас К. Адамс . 2006. Оксфорд. Введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир. Лондон: Издательство Оксфордского университета . п. 440.
  92. ^ Л. Эдмундс, Подходы к греческому мифу , 184.
  93. ^ Сигал, Роберт А. 1991. «Греческий вечный ребенок» в «Мифе и полисе» под редакцией Д.К. Поцци и Дж.М. Викершама. Издательство Корнелльского университета . ISBN   978-0-8014-2473-1 . п. 64.
  94. ^ М. Рейнхольд, Разрыв поколений в древности , 349.
  95. ^ Мартин П. Нильссон (1927) Минойско-микенская религия и ее выживание в греческой религии
  96. ^ М. Вуд, В поисках Троянской войны , 112.
  97. ^ Перейти обратно: а б с Л. Берн, Греческие мифы , 75.
  98. ^ Майлз, Джеффри, изд. (2006). Классическая мифология в английской литературе: критическая антология . Рутледж. ISBN  0415147557 . OCLC   912455670 .
  99. ^ л. Берн, Греческие мифы , 75
  100. ^ л. Берн, Греческие мифы , 75–76.

Первоисточники (греческие и римские)

Вторичные источники

Дальнейшее чтение

Послушайте эту статью ( 1 час 8 минут )
Продолжительность: 1 час 7 минут 50 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 19 января 2009 г. ( 19 января 2009 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12e00ff0c0428060f1496507d7f756de__1723366800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/de/12e00ff0c0428060f1496507d7f756de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Greek mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)