Геракл (Еврипид)
Геракл | |
---|---|
Написал | Еврипид |
Хор | Старики Фив |
Персонажи | Амфитрион Мегара Дети Геракла Латук Ирис Безумие Геракл Тезей |
Место премьеры | Афины |
Язык оригинала | Древнегреческий |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Перед дворцом Геракла в Фивах |
Геракл ( древнегреческий : Ἡρακλῆς μαινόμενος , Hēraklēs Mainomenos , также известный как Геркулес Фуренс и иногда записываемый как Геракл ) — афинская трагедия Еврипида , впервые исполненная ок. 416 г. до н.э. Пока Геракл находится в подземном мире, получая Цербера за один из своих подвигов, его отец Амфитрион , жена Мегара и дети приговариваются Ликом к смертной Фивах в казни . Геракл прибывает вовремя, чтобы спасти их, хотя богини Ирис и Безумие ( персонифицированные ) заставляют его в безумии убить свою жену и детей. Это вторая из двух сохранившихся трагедий Еврипида, в которых просителями выступает семья Геракла (первая — « Дети Геракла» ). Впервые оно было исполнено на фестивале «Городская Дионисия» .
Персонажи
[ редактировать ]- Амфитрион – муж матери Геракла.
- Мегара – жена Геракла
- Лик – узурпатор трона Фив.
- Ирис – посланница богов
- Лисса – безумие
- Геракл
- Посланник – слуга двора Геракла.
- Тесей – царь Афин
- Хор стариков Фив
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В прологе, наполненном генеалогическими подробностями, Амфитрион излагает родовую историю семей Геракла и Лика . Лик незаконно правит Фивами и собирается убить Амфитриона, а также — поскольку Мегара — дочь законного царя Креонта — жену Геракла Мегару и их детей. Геракл не может помочь своей семье, поскольку он находится в Аиде, занятый последним из своих двенадцати подвигов: возвращением чудовища Цербера , охраняющего там врата. Семья укрылась у алтаря Зевса ; им запрещено входить в свой дворец, и за ними слишком внимательно следят, чтобы они могли сбежать.
Хор , сочувствует им и подбадривает их, но, будучи стариками не может помочь. Ликус приходит спросить, как долго они собираются продлевать свою жизнь, цепляясь за алтарь. Он утверждает, что Геракл был убит в Аиде и никогда не поможет им. Он оправдывает предложенную резню, утверждая, что дети Геракла попытаются отомстить за своего дедушку Креонта, убив Лика, когда вырастут. Он обесценивает деяния Геракла, называя его трусом за то, что он использовал лук вместо копья. Амфитрион по пунктам доказывает другую сторону и просит разрешения отправиться в изгнание. Ликус заявляет, что он закончил со словами, и приказывает своим людям принести бревна, сложить их вокруг алтаря и сжечь просителей заживо.
Мегара отказывается быть сожженной заживо: это смерть труса. Она потеряла надежду на возвращение Геракла и получает разрешение от Лика одеть детей в одежды смерти, чтобы они предстали перед палачами. Старики Хора решительно защищали семью Геракла, но из-за своего возраста мало что могли сделать, кроме как не согласиться с Ликом и восхвалять знаменитые подвиги Геракла .
Мегара возвращается с детьми, одетая для смерти. Она рассказывает о царствах, которые Геракл планировал подарить каждому из них, и о невестах, на которых она собиралась им жениться. Пока Амфитрион оплакивает тщетность прожитой им жизни, Мегара замечает приближающегося Геракла. Когда Геракл слышит историю свержения Креонта и плана Лика убить Мегару и детей, он решает отомстить. Он говорит им, что причина его долгого отсутствия в том, что он не только вернул Цербера из Аида и заключил его в тюрьму, но и вернул Тесея , который сейчас направляется к себе домой в Афины . С детьми, цепляющимися за его одежду, он идет во дворец с Мегарой.
Ликус возвращается и, нетерпеливый, обнаружив, что готов только Амфитрион, врывается во дворец, чтобы забрать остальных. Внутри его встречает Геракл и убивает. Хор поет радостную праздничную песню, но ее прерывает появление Ирис и Безумия, зависших над домом.
Ирида объявляет, что пришла, чтобы заставить Геракла убить собственных детей, доведя его до безумия. За этим планом стоит Гера , жена Зевса: она ненавидела Геракла с самого рождения, потому что Зевс был его отцом. Она также возмущается его богоподобной силой и хочет его смирить.
Вестник сообщает, что, когда на Геракла напал приступ безумия, он решил, что должен убить Эврисфея , царя, поручившего ему работу. Переходя из комнаты в комнату, ему казалось, что он идет из страны в страну. Когда Амфитрион попытался остановить его, он подумал, что это Эврисфей, а его собственные дети — дети Эврисфея. В своем безумии он убил трех своих сыновей и жену. Когда он угрожал Амфитриону, Афина ударила его, и он заснул. Двери дворца открываются, и мы видим Геракла, который сейчас спит и привязан к колонне, окруженный телами своей жены и детей. Когда он просыпается, Амфитрион рассказывает ему, что он сделал; от стыда он хочет покончить жизнь самоубийством.
Прибывает Тезей, царь Афин, которого Геракл освободил от Аида; он слышал, что Лик сверг Креона, и желает помочь свергнуть Лика. Когда он слышит, что сделал Геракл, он просит его открыть голову. Дружба, говорит Тесей, сильнее любого страха перед осквернением со стороны кого-то, виновного в кровопролитии. Геракл, которого нелегко утешить, говорит, что его никто не может принять; лучше бы ему умереть самоубийством. Тесей предлагает ему гостеприимство в Афинах и половину своего богатства. Он утверждает, что даже боги совершают злые поступки, такие как запрещенные браки, но продолжают жить на Олимпе и сталкиваться со своими преступлениями. Почему бы и нет Гераклу? Геракл категорически отвергает эту аргументацию: такие истории о богах, по его словам, являются всего лишь выдумками поэтов. Божество, если оно действительно таковое, не может иметь желаний. Наконец убедившись, что покончить жизнь самоубийством было бы трусливо, он решает отправиться в Афины с Тесеем. Закон запрещает ему оставаться в Фивах и даже присутствовать на похоронах жены и детей. Он просит отца похоронить его умершего и, опираясь на Тесея, уходит.
Темы
[ редактировать ]Двусмысленность : пьеса Еврипида « Геракл » задает больше вопросов, чем дает ответов. Нигде это не проявляется так очевидно, как в теме веры. Во времена Еврипида, хотя большинство греков, как и Тезей Еврипида, были верующими, существовала группа мыслителей, которые ставили под сомнение традиционную религию и существование богов, как это делает Геракл в пьесе. В пьесе показана история о том, как Геракл терпит позорное убийство своей семьи. Как это типично для древнегреческих трагедий, в ней замешаны боги. Гера ненавидит Геракла, потому что он является живым напоминанием об измене ее мужа. Из-за этого она жестока с ним. Она могла бы вызвать смерть Геракла, но вместо этого хочет, чтобы он страдал. Она посылает Безумие, чтобы заставить Геракла убить свою жену и потомство. Само Безумие видит иррациональность и бессмысленность мести Геры. Эта история, кажется, делает странную работу по объяснению веры, которой обладает основная культура. Геракл не верит, но был в Аиде и видел пса Цербера и мертвые души других. Несмотря на очевидность божественного, он, как и Сократ, предпочитает верить, что боги, какими их обычно считают, не существуют. Эта точка зрения может отражать собственную точку зрения драматурга. Даже если это не так, это отражает точку зрения времени Еврипида, которое требовало большего от морали своей религии. [1]
Дихотомия: » Еврипида « Геракл — это трагедия, полная примеров дихотомии , которая проявляется в ее персонажах, событиях и темах. Персонажи пьесы стоят на противоположных концах друг друга с точки зрения идеологии и характеристик, создавая между собой дихотомию. Один из примеров находится в Мегаре и Амфитрионе. Столкнувшись со своей смертью и смертью сыновей Геракла, они отреагировали совершенно по-разному. Мегара принимает тот факт, что она и ее дети умрут. Амфитрион, однако, продолжает надеяться, что его сын Геракл вернется, чтобы спасти их. Вместе Мегара и Амфитрион образуют дихотомию надежды и поражения. Другой пример дихотомии между двумя персонажами - это сам Геракл и Ликос. Геракл известен как самый мужественный человек Греции; и Ликос обвиняет его в трусости. Тем не менее, Ликос пытается казнить Мегару и ее детей из страха, что они могут что-то сделать. Действия Геракла и Лика показывают, что они стоят на противоположных сторонах спектра: Геракл стоит мужественно, а Ликос трусости. Более того, внутри Геракла существует дихотомия. Вернувшись из подземного мира вместе с Тесеем, Геракл спасает своего друга и создает жизнь. Убивая свою семью после того, как он сошел с ума, Геракл завершает дихотомию, вызывая смерть. Наконец, есть тема существования богов и дихотомии верований героев пьесы. Убив свою семью, Геракл восклицает, что богов не существует, тогда как другие, особенно Тесей, утверждают обратное. Все эти дихотомии собираются вместе, чтобы создать пьесу, которая больше используется для того, чтобы задавать и генерировать вопросы, и все они отражают текущие опасения по поводу систем убеждений, действовавших во времена нашего драматурга. [2]
Надежда (Ἐλπίς) : «Геракл» Еврипида — пьеса, открытая для множества различных интерпретаций. Возможно, самая великая тема пьесы — это надежда. Надежда играет центральную роль от начала пьесы до ее конца. Вначале семье Геракла грозит опасность быть убитой Ликосом, и они остаются без защиты Геракла, который служит Эврисфею и завершает его труды. Спасение семьи зависит от того, что Геракл придет на помощь. Мегара отказывается принять эту угрозу, и хотя она одевает детей в одежды смерти, она все еще питает надежду на прибытие Геракла. Надежда – это также то, что помогает Гераклу пройти через его 12 действий; кроме того, Тесей предлагает ему надежду, чтобы помочь Гераклу пережить боль и страдания, которые он испытывает из-за ошибочного убийства своей жены и детей. Надежда движет этой работой; давая всем тем, кто в нем находится, возможность двигаться вперед, несмотря на ужасные обстоятельства. [3]
Личность: В пьесе «Геракл» Еврипид обыгрывает характеристику своего главного героя, Геракла, и его личность. В строках 1263–1265 и 1341–1345 Геракл говорит о том, что Зевс не может быть его отцом и о том, что боги не могут существовать, потому что, если они существуют, они должны быть совершенными. Если это действительно так, то значит, самого Геракла не существует, потому что Зевс — его отец. Это также делает необъяснимой его сверхъестественную силу для выполнения задач, которые простые смертные не могут выполнить, таких как 12 подвигов Эврисфея. Этот парадокс создает как проблему в сюжете повести, так и проблему с личностью и существованием главного героя Еврипида. Заставляя Геракла смело отрицать существование богов, какими их знали греки, Еврипид, возможно, предлагает свои собственные атеистические убеждения. В его время религия политеизма по-прежнему широко распространена, хотя существует интеллектуальное напряжение, ставящее под сомнение обоснованность и надежность всего. Написав эту пьесу, Еврипид присоединяется к этому интеллектуальному спору и ставит под сомнение божественное. [4]
Моральная ответственность : В «Геракле» Еврипид сосредотачивается на Геракле и его моральном облике. В пьесе Геракл придерживается более высоких этических стандартов, чем боги. Это показано, когда Геракл считает, что боги, если они существуют, не делают ничего плохого. Хотя они и сводят его с ума, он принимает на себя всю вину за ужасное убийство своей семьи. Безумие соглашается с тем, что то, что сделали боги, неправильно, но Геракл не возлагает вину за происходящее на богов. Затем Тесей пытается урезонить Геракла, заявляя, что ни один смертный человек не может запятнать божественное (строка 1231) и что виновата Гера (строки 1312–1313). Тесей даже говорит: «Как же ты смеешь тогда, смертный, протестовать против своей судьбы, когда боги этого не делают?» (строки 1320–1321). Тесей пытается снять с Геракла любую ответственность и возложить всю вину на божественное. Геракл отказывается соглашаться и берет на себя ответственность. Геракл заходит так далеко, что говорит: «Ах, все это не имеет никакого отношения к моему горю; но я не верю, что боги прелюбодействуют или связывают друг друга цепями. бог — тиран остальных. Если бог действительно бог, то он совершенен, ни в чем не нуждается. Это жалкая ложь поэтов» (строки 1340–1346). Он верит, что боги совершенны и не могут сделать ничего плохого, поэтому этот ужасный поступок, который они заставили его совершить, является его собственной ошибкой, а не их. Виноват именно он, почти как воспитатель, берущий на себя ответственность за действия своего подопечного. [5]
Противоположности. В мифах часто действуют противоположности. Аполлон приносит чуму, но он также и лечит; Артемида охотится, но также защищает животных. Гермес вызывает хаос своими хитростями, а также способствует утонченности благодаря изобретению лиры. То же самое и с Гераклом в одноименной пьесе Еврипида. В нем Геракл понимает, что он не совсем уверен, что сам верит в реальность своего отца Зевса. Это сомнение вызывает у него отсутствие личности и может быть основной причиной его злой и опасной стороны. Несмотря на то, что именно Гера посылает Безумие, чтобы поразить Геракла, возможно, он эмоционально нестабилен и нестабилен, и именно это заставляет его убить свою жену и детей. Эта темная и опасная его сторона контрастирует с его позитивной и конструктивной стороной, которая делает мир лучше, избавляя его от монстров. То, что он совершает такие ужасные поступки и его все равно прощают, отражает баланс, достигнутый между его противоположными сторонами. Геракл убивает свою семью и спасает жизни. Пьеса в своих дихотомических частях показывает неумолимую реальность существования разрушительных и созидательных сил в ее главном герое, Геракле. [6]
Богословие : « Геракл » Еврипида — это трагедия, которая, хотя и имеет многие атрибуты классической мифологической сказки, предлагает последовательность событий, идущую вразрез с хронологией традиционного сюжета. В типичной хронологии только после того, как Геракл спасает свою семью от угрозы смерти, они позже убиты самим Гераклом после проклятия живым воплощением Безумия, посланным Герой. Еврипид выдвигает это событие на первый план, помещая его в хронологическом порядке во время подвигов Геракла на Эврисфея, и делает его центром своей пьесы. Еврипид играет с традиционной хронологией, потому что по своей сути пьеса бросает вызов теологии своего времени. В Афинах пятого века произошла теологическая революция, когда интеллектуалы поставили под сомнение, бросили вызов и переписали традиционный взгляд на богов. Своей пьесой Еврипид усиливает эту дискуссию, главным образом, голосом своего главного героя. После того, как Геракл убивает свою семью, в разговоре с Тесеем он подвергает сомнению истинную природу богов и их существование, одновременно размышляя о самоубийстве. Эта сцена не только проливает свет на тревогу Геракла, но и отражает тревогу Еврипида. Играя с традиционной сюжетной линией жизни Геракла, Еврипид также ставит под сомнение традиционные богословские верования. О контексте Еврипида и греческой интеллектуальной мысли того времени см. ER Dodds, Еврипид Иррационалист ( «Классическое обозрение» , июль 1929 г.).
Переводы
[ редактировать ]- Эдвард П. Кольридж , 1891 — проза: полный текст
- Артур С. Уэй , 1912 — стихи
- Хью Оуэн Мередит , 1937 — стихи
- Уильям Эрроусмит , 1956 — стихи
- Филип Веллакотт , 1963, — проза и стихи
- Кеннет Маклиш , 1997 — стихи
- Том Сани , 2000 г.
- Энн Карсон , 2006 — стихи (в «Уроках горя: Четыре пьесы Еврипида»); [7] в «H of H Playbook», современном переводе с интерлюдиями, вставленными между сценами. [8]
- Георгий Теодоридис, 2012 - проза: полный текст
- Ян К. Джонстон , 2020 г. - стих: [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэри Лефковиц, Еврипид и боги (2015: Оксфорд) утверждает, что, несмотря на нетрадиционную мысль, присутствующую в его пьесах, Еврипид не пытается подорвать традиционную религию.
- ↑ «Рождение трагедии » Ницше исследует дихотомию Аполлона и Диониса.
- ^ Вера, надежда и поклонение: аспекты религиозного менталитета в древнем мире , HS Versnel (1981: Брилл). От Гесиода до Полибия ἐλπίς, как хорошее, так и плохое, широко распространено в греческой литературе.
- ^ Брук Холмс, Геракл во плоти Еврипида ( Классическая античность , октябрь 2008 г.). В статье Холмс уделяет особое внимание связи тела Геракла и его личности.
- ^ Стюарт Лоуренс, Моральное сознание в греческой трагедии (2012: Оксфорд)
- ^ Геракл , Эмма Стаффорд (2012: Routledge) в четвертой главе рассматривает добродетель и порок в Геракле , Эмма Стаффорд.
- ^ Уроки горя: четыре пьесы Еврипида
- ^ Одержимость Энн Карсон Гераклом
Ссылки
[ редактировать ]- Маклиш, Кеннет, пер. 1997. Геракл . По Еврипиду . В пьесах: В. Эд. Дж. Майкл Уолтон. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-71640-6 .
- Веллакотт, Филип, пер. 1963. Медея и другие пьесы . По Еврипиду . Пингвин Классика сер. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-044129-1 .