Лузитанская мифология
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( январь 2011 г. ) |
Лузитанская мифология — это мифология лузитанцев как , индоевропейского говорящего народа западной Иберии , на территории, которая тогда была известна Лузитания . В настоящее время территория включает центральную часть Португалии и небольшие части Эстремадуры и Саламанки .
Лузитанские божества сильно повлияли на все религиозные практики западной Иберии, включая Галлецию . Лузитанские верования и обычаи смешались с верованиями и обычаями римских божеств после завоевания Лузитании . [1] В последнее время васконский субстрат. начинают распознавать [2]
Божества
[ редактировать ]Главный пантеон
[ редактировать ]![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: дезорганизована и неясна. ( Май 2022 г. ) |
Благодаря галлекско-римским надписям начинает формироваться великий пантеон галлекских божеств, разделяющий культы с другими кельтскими или кельтизированными народами Пиренейского полуострова , такими как Астур — особенно более западные — или лузитанцы, а также галлы и бритты среди других. . Однако, поскольку границы неоднократно менялись, а лузитанцев и галлекийцев часто называли одним народом, уместно отметить, что некоторые из так называемых галлейских или лузитанских божеств носили одинаковые имена.
Особое значение и популярность, особенно после римского завоевания , имели ряд божеств, среди которых были Эндовеликус , Атаегина , Набия и Требаруна .
- Бандуа или Банди : их имя появляется в многочисленных посвящениях, в основном мужскому божеству (исключительно женскому в одном), и часто связано с городом или местом (например, Бандуа Рудаеко , Этобрико или Бреалиакуи ). Божество, вероятно, было защитником местной общины, часто ассоциировалось с римским Марсом. [3] - возможно, как галлецкий бог войны - и в одном посвящении считается богом или богиней Вексиллума или штандарта. [4] Судя по всему, он пользовался большим успехом среди галлецев Браги.
- Беробреус : бог Потустороннего мира и за его пределами. Самая большая святыня, посвященная Беробрео, задокументированная до сих пор, стояла в форте Факел Донон (Кангас) на полуострове Моррасо, напротив островов Сиес.
- Борманикус : бог горячих источников, похожий на галльского бога Бормана.

- Набия : возможно, это были два отдельных божества, одно из которых вызывалось в тандеме с Юпитером , возможно, как супруга местного лузитанского эквивалента; и другой, отождествляемый с Дианой, Юноной или Викторией (и римскими божествами), связанный с защитой общества или здоровьем, богатством и плодородием. Она также ассоциировалась с землей и священными источниками, возможно, как божество воды, фонтанов и рек. [5] Ее имя до сих пор сохранилось в Галисии и Португалии, например, в реке Навиа и в Фонтане Идолов, расположенном на севере Португалии.
- Косс , бог-воин, достигший большой популярности среди южных галлеков, был одним из самых почитаемых богов в древней Галлеции. Некоторые авторы предполагают, что Коссо и Бандуа — это один и тот же Бог под разными именами.
- Реуэ - Кшиштоф Томаш Витчак предполагает, что он может быть эквивалентом римского Иовиса или Юпитера, оба имени в конечном итоге происходят от протоиндоевропейского *diewo- . [6]
- Лугус , или Лукубо, связан с процветанием, торговлей и ремеслами. Его фигура связана с копьем. Это один из богов, наиболее распространенных среди кельтов, и от него произошли многие, многие топонимы по всей Европе от Кельтской Галиции (латинизированная форма Galicia Lucus) до Лаудуна (Шотландия), и даже именование людей как Gallaecia Louguei .
- Ковентина , богиня изобилия и плодородия. Сильно связан с водными нимфами, их культовым явлением на протяжении большей части Западной Европы, от Англии до Галлеции.
- Эндовеликус ( Белен ) — считался богом пророчества и исцеления с функциями оракула. Судя по всему, изначально он был второстепенным хтоническим богом, но стал исключительно популярным после римской колонизации. [7]
- Эпона была защитницей лошадей, ослов и мулов. Она была особенно богиней плодородия, о чем свидетельствуют ее атрибуты патеры, рога изобилия, колосья и присутствие жеребят в некоторых скульптурах. Она и ее лошади также могли быть лидерами души в загробной поездке, что имеет параллели с Рианнон из Мабиногиона. Необычное для кельтского божества, большинство из которых было связано с определенными местами, поклонение Эпоне, «единственному кельтскому божеству, которому в конечном итоге поклонялись в самом Риме», было широко распространено в Римской империи между первым и третьим веками нашей эры.
- Требаруна появляется в надписях на лузитанском языке, связанных с другим, предположительно мужским божеством по имени Реве .
За пределами границы с Веттонами едва ли можно найти какие-либо следы Бандуа, Реуэ, Арентиуса-Арентии, Квангея, Мунидиса, Требаруны, Ланеаны и Набии — всем почитаемым в самом сердце Лузитании. Бандуа, Реуэ и Набии поклонялись в центральной части Лузитании (включая Северную Эстремадуру до Бейра-Байши и Северную Лузитанию), и, достигнув внутренней Галисии, распространение этих богов по всей северной внутренней территории показывает культурную преемственность с Центральной Лузитанией.
Другие божества
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2011 г. ) |
Два региональных божества Западной Иберии в регионе не встречаются: Круга , которому поклоняются в районе Визеу, и Аэрнус в районе Брагансы. Наибольшее количество местных божеств, обнаруженных на всем Пиренейском полуострове, расположено в лузитанско-галицийских регионах, а модели, предполагающие фрагментированный и неорганизованный пантеон, были отвергнуты, поскольку количество божеств, встречающихся вместе, аналогично количеству божеств других кельтских народов в Европе. и древние цивилизации.
Тога , женское божество известной лузитанской мифологии. Ее имя есть в надписях, найденных на Веттоне и Лузитании. территории [8] [9] но считается, что этот культ имеет происхождение из Веттоне. [9]
фигурой Девы По-видимому, присутствовала богиня солнца Контебрия (Кантабрия), поклонение которой позже было ассимилировано с Марии Nossa Senhora de Antime. [10] [11] [12]
Дии, Лары , Нимфы и Гении были основными типами почитаемых божеств , известных из латинской эпиграфики , хотя многие имена записаны на лузитанских или кельтиберийских языках.
См. также
[ редактировать ]- Кастро культура
- Кельтская мифология
- Зачарованная Мура
- Этрусская мифология
- Германская мифология
- Море (фольклор)
- Греческая мифология
- Список божеств
- Лузитанский язык
- Национальный археологический музей (Португалия)
- Офиусса
- Доримские народы Пиренейского полуострова
- Протоиндоевропейская мифология
- Римская мифология
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Катя Майя-Бесса и Жан-Пьер Мартен (1999)
- ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры.
- ^ Хуан Карлос Оливарес Педреньо (2005)
- ^ Хуан Франсиско Масдеу (1688)
- ^ П. Ле Ру и А. Траной (1974)
- ^ Лодзь, Кшиштоф Томаш Витчак (1999). «Об индоевропейском происхождении двух лузитанских теонимов (Лэбо и Реве)» (66). Почетный: 65–73.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Монтейру Тейшейра, Сильвия. 2014. Культы и верующие на юге нынешней территории Португалии во времена Римской империи (1 век до н.э. – 3 век нашей эры). Кандидатская диссертация по археологии. Лиссабон: Факультет искусств Лиссабонского университета.
- ^ «Глава 1: Язычество и христианство в Испании до собора Эльвиры» . libro.uca.edu . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «e-Keltoi: Том 6, Кельтские боги Пиренейского полуострова, Хуан Карлос Оливарес Педреньо» . 11 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «СОЛНЕЧНЫЙ КУЛЬТ ИЛИ РИТУАЛ Плодородия» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 г. Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Энциклопедия популярных и религиозных праздников Португалии . Полет. 1. Лулу.com. п. 64. ИСБН 9789892013916 .
- ^ «ТЕОФИЛО БРАГА. ПОРТУГАЛЬСКИЙ НАРОД В ИХ ОБЫЧАЯХ, ВЕРОВАНИЯХ И ТРАДИЦИЯХ II» . Лиссабон, Ливрария Феррейра. 1885.
- Источники
- Бесса, Катя Майя; Мартин, Жан-Пьер (20 ноября 1999 г.). римской Лузитании . Исследование различных аспектов религиозного синкретизма в (на французском языке) Альбукерке, Нью-Мексико: Цифровая библиотека тезисов и диссертаций IBICT. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 14 октября 2010 г.
- Коутиньяс, Хосе Мануэль (2006). этнокультурной идентичности Каллаичи Бракари ] Приближение (на португальском языке). Порту, Португалия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гарсиа Фернандес-Альбалат, Бланка (1990). Война и религия в Галисии и Древней Лузитании [ Война и религия в Галисии и Древней Лузитании ] (на испанском языке). В Корунья.
- Лодзь, Кшиштоф Томаш Витчак (1999). «Об индоевропейском происхождении двух лузитанских теонимов (Лэбо и Реве)» (66). Почетный: 65–73.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Мартинес, Соня Мария Гарсия (1995). «Римская эпиграфика муниципалитета Гимарайнш. Состояние подсказок» (PDF) . Ревиста де Гимарайнш (на испанском языке) (105). Гимарайнш, Португалия: 139–171.
- Масдеу, Хуан Франсиско (1688). Критическая история Испании и испанская культура: Римская Испания. 1787-1807 [ Историческая критика Испании и испанской культуры: Римская Испания ] (на испанском языке).
- Маккенна, Стивен. «Язычество и языческие пережитки в Испании до падения Вестготского королевства» .
- Педреньо, Хуан Карлос Оливарес (1999). «Мужские коренные теонимы из среды Лузитано-Галаико: синтетическая попытка» (PDF) (на испанском языке). Специальный И. Гимарайнш, Португалия: Revista de Guimarães: 277–296.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Педреньо, Хуан Карлос Оливарес (2002). Los Dioses de la Hispania Céltica [ Боги латиноамериканских кельтов ] (на испанском языке). Мадрид, Испания.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Педреньо, Хуан Карлос Оливарес (11 ноября 2005 г.). «Кельтские боги Пиренейского полуострова» . Э-Келтой . 6 . Гимарайнш, Португалия: E-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований: 607–649. ISSN 1540-4889 .
- Робало, Марио. «Deuses de pedra» [Боги камня] (на португальском языке). Архивировано из оригинала 9 декабря 2002 г.
- Ле Ру, П.; Траной, А. «Вклад в изучение сельских регионов латиноамериканского Северо-Запада Верхней Империи: две надписи Пенафиэля». III Национальный конгресс археологов I (на французском языке). Порту, Португалия: Хунта: 249–257.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бельтран Ортега, Алехандро (2021). «Божественные эпитеты Лузитании» . АРИС. Античность: Религии и общества . 19 (19): 239–69. дои : 10.20318/arys.2021.6053 . S2CID 245464333 . .
- Марко Симон, Франциско (1999). «Коренные божества в индоевропейской Испании» . Велея . 16 :33–49. hdl : 10810/35975 .
- Мартинес, Хосе (2006). «Новые теонимы латиноамериканских коренных народов. Дополнения и исправления. II. Религиозность латиноамериканской предыстории согласно Ф. Хорде». Зефир: Журнал предыстории и археологии . 59 : 293–303. ISSN 0514-7336 . .
- Оливарес Педреньо, Хуан Карлос; Рамахо Корреа, Луис Мария (2013). «Вотивный алтарь из Сильероса, посвященный лузитанским богам «Арентии» и «Арентию», и подробности о другой вотивной надписи из Вильямиэля (Касереса)» . Велея . 30 : 193–203. doi : 10.1387/veleia.11224 (неактивен 31 января 2024 г.). hdl : 10810/37246 .
{{cite journal}}
:CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 года ( ссылка ) . - Оливарес Педреньо, Хуан Карлос (2022). «Парадокс лузитанско-галицкой теонимии и антропонимии: миграция на юг Центральной системы и долины Тежу?» Комплютум . 33 (1): 231–47. дои : 10.5209/cmpl.80893 . hdl : 10045/123692 . S2CID 248955728 . .
- Искупитель, Армандо (2008). «Панорама доримской теонимии в Восточном Трас-ос-Монтес». В: Коренные божества в анализе . Коорд. Хосе д'Энкарансао. Коимбра и Порту: Центр археологических исследований, Университет Коимбры, Университет Порту, стр. 105-124.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Религии Лузитании (на португальском языке)
- Пантеон Лузитании (на португальском языке)
- Подробная карта доримских народов Иберии (около 200 г. до н.э.)