Jump to content

Лузитанская мифология

Лузитанская мифология — это мифология лузитанцев как , индоевропейского говорящего народа западной Иберии , на территории, которая тогда была известна Лузитания . В настоящее время территория включает центральную часть Португалии и небольшие части Эстремадуры и Саламанки .

Лузитанские божества сильно повлияли на все религиозные практики западной Иберии, включая Галлецию . Лузитанские верования и обычаи смешались с верованиями и обычаями римских божеств после завоевания Лузитании . [1] В последнее время васконский субстрат. начинают распознавать [2]

Божества

[ редактировать ]

Главный пантеон

[ редактировать ]

Благодаря галлекско-римским надписям начинает формироваться великий пантеон галлекских божеств, разделяющий культы с другими кельтскими или кельтизированными народами Пиренейского полуострова , такими как Астур — особенно более западные — или лузитанцы, а также галлы и бритты среди других. . Однако, поскольку границы неоднократно менялись, а лузитанцев и галлекийцев часто называли одним народом, уместно отметить, что некоторые из так называемых галлейских или лузитанских божеств носили одинаковые имена.

Особое значение и популярность, особенно после римского завоевания , имели ряд божеств, среди которых были Эндовеликус , Атаегина , Набия и Требаруна .

  • Бандуа или Банди : их имя появляется в многочисленных посвящениях, в основном мужскому божеству (исключительно женскому в одном), и часто связано с городом или местом (например, Бандуа Рудаеко , Этобрико или Бреалиакуи ). Божество, вероятно, было защитником местной общины, часто ассоциировалось с римским Марсом. [3] - возможно, как галлецкий бог войны - и в одном посвящении считается богом или богиней Вексиллума или штандарта. [4] Судя по всему, он пользовался большим успехом среди галлецев Браги.
  • Беробреус : бог Потустороннего мира и за его пределами. Самая большая святыня, посвященная Беробрео, задокументированная до сих пор, стояла в форте Факел Донон (Кангас) на полуострове Моррасо, напротив островов Сиес.
  • Борманикус : бог горячих источников, похожий на галльского бога Бормана.
Fonte do Ídolo ( -португальски по «Фонтан идола» ) в Браге .
  • Набия : возможно, это были два отдельных божества, одно из которых вызывалось в тандеме с Юпитером , возможно, как супруга местного лузитанского эквивалента; и другой, отождествляемый с Дианой, Юноной или Викторией (и римскими божествами), связанный с защитой общества или здоровьем, богатством и плодородием. Она также ассоциировалась с землей и священными источниками, возможно, как божество воды, фонтанов и рек. [5] Ее имя до сих пор сохранилось в Галисии и Португалии, например, в реке Навиа и в Фонтане Идолов, расположенном на севере Португалии.
  • Косс , бог-воин, достигший большой популярности среди южных галлеков, был одним из самых почитаемых богов в древней Галлеции. Некоторые авторы предполагают, что Коссо и Бандуа — это один и тот же Бог под разными именами.
  • Реуэ - Кшиштоф Томаш Витчак предполагает, что он может быть эквивалентом римского Иовиса или Юпитера, оба имени в конечном итоге происходят от протоиндоевропейского *diewo- . [6]
  • Лугус , или Лукубо, связан с процветанием, торговлей и ремеслами. Его фигура связана с копьем. Это один из богов, наиболее распространенных среди кельтов, и от него произошли многие, многие топонимы по всей Европе от Кельтской Галиции (латинизированная форма Galicia Lucus) до Лаудуна (Шотландия), и даже именование людей как Gallaecia Louguei .
  • Ковентина , богиня изобилия и плодородия. Сильно связан с водными нимфами, их культовым явлением на протяжении большей части Западной Европы, от Англии до Галлеции.
  • Эндовеликус ( Белен ) — считался богом пророчества и исцеления с функциями оракула. Судя по всему, изначально он был второстепенным хтоническим богом, но стал исключительно популярным после римской колонизации. [7]
  • Эпона была защитницей лошадей, ослов и мулов. Она была особенно богиней плодородия, о чем свидетельствуют ее атрибуты патеры, рога изобилия, колосья и присутствие жеребят в некоторых скульптурах. Она и ее лошади также могли быть лидерами души в загробной поездке, что имеет параллели с Рианнон из Мабиногиона. Необычное для кельтского божества, большинство из которых было связано с определенными местами, поклонение Эпоне, «единственному кельтскому божеству, которому в конечном итоге поклонялись в самом Риме», было широко распространено в Римской империи между первым и третьим веками нашей эры.
  • Требаруна появляется в надписях на лузитанском языке, связанных с другим, предположительно мужским божеством по имени Реве .

За пределами границы с Веттонами едва ли можно найти какие-либо следы Бандуа, Реуэ, Арентиуса-Арентии, Квангея, Мунидиса, Требаруны, Ланеаны и Набии — всем почитаемым в самом сердце Лузитании. Бандуа, Реуэ и Набии поклонялись в центральной части Лузитании (включая Северную Эстремадуру до Бейра-Байши и Северную Лузитанию), и, достигнув внутренней Галисии, распространение этих богов по всей северной внутренней территории показывает культурную преемственность с Центральной Лузитанией.

Другие божества

[ редактировать ]

Два региональных божества Западной Иберии в регионе не встречаются: Круга , которому поклоняются в районе Визеу, и Аэрнус в районе Брагансы. Наибольшее количество местных божеств, обнаруженных на всем Пиренейском полуострове, расположено в лузитанско-галицийских регионах, а модели, предполагающие фрагментированный и неорганизованный пантеон, были отвергнуты, поскольку количество божеств, встречающихся вместе, аналогично количеству божеств других кельтских народов в Европе. и древние цивилизации.

Тога , женское божество известной лузитанской мифологии. Ее имя есть в надписях, найденных на Веттоне и Лузитании. территории [8] [9] но считается, что этот культ имеет происхождение из Веттоне. [9]

фигурой Девы По-видимому, присутствовала богиня солнца Контебрия (Кантабрия), поклонение которой позже было ассимилировано с Марии Nossa Senhora de Antime. [10] [11] [12]

Дии, Лары , Нимфы и Гении были основными типами почитаемых божеств , известных из латинской эпиграфики , хотя многие имена записаны на лузитанских или кельтиберийских языках.

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Катя Майя-Бесса и Жан-Пьер Мартен (1999)
  2. ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры.
  3. ^ Хуан Карлос Оливарес Педреньо (2005)
  4. ^ Хуан Франсиско Масдеу (1688)
  5. ^ П. Ле Ру и А. Траной (1974)
  6. ^ Лодзь, Кшиштоф Томаш Витчак (1999). «Об индоевропейском происхождении двух лузитанских теонимов (Лэбо и Реве)» (66). Почетный: 65–73. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ Монтейру Тейшейра, Сильвия. 2014. Культы и верующие на юге нынешней территории Португалии во времена Римской империи (1 век до н.э. – 3 век нашей эры). Кандидатская диссертация по археологии. Лиссабон: Факультет искусств Лиссабонского университета.
  8. ^ «Глава 1: Язычество и христианство в Испании до собора Эльвиры» . libro.uca.edu . Проверено 23 сентября 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б «e-Keltoi: Том 6, Кельтские боги Пиренейского полуострова, Хуан Карлос Оливарес Педреньо» . 11 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 23 сентября 2023 г.
  10. ^ «СОЛНЕЧНЫЙ КУЛЬТ ИЛИ РИТУАЛ Плодородия» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 г. Проверено 25 января 2019 г.
  11. ^ Энциклопедия популярных и религиозных праздников Португалии . Полет. 1. Лулу.com. п. 64. ИСБН  9789892013916 .
  12. ^ «ТЕОФИЛО БРАГА. ПОРТУГАЛЬСКИЙ НАРОД В ИХ ОБЫЧАЯХ, ВЕРОВАНИЯХ И ТРАДИЦИЯХ II» . Лиссабон, Ливрария Феррейра. 1885.
Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a15ae5fe4d065e88cc5c6a18f1fa48f__1720321980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/8f/6a15ae5fe4d065e88cc5c6a18f1fa48f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lusitanian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)