Фольклор Румынии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Культура Румынии |
---|
Люди |
Языки |
Спорт |
Фольклор Румынии представляет собой собрание традиций румын . Особенностью румынской культуры является особая связь между фольклором и научной культурой, определяемая двумя факторами. Во-первых, сельский характер румынских общин привел к возникновению исключительно живой и творческой традиционной культуры. Народные произведения (наиболее известная — баллада «Миорица ») были основным литературным жанром до 18 века. Они были одновременно источником вдохновения для образованных творцов и структурной моделью. Во-вторых, ученая культура долгое время подчинялась официальным и общественным приказам и развивалась вокруг княжеских и боярских дворов, а также в монастырях.
Обзор
[ редактировать ]Сотворение мира
[ редактировать ]Истории предполагают, что Бог создал Землю с помощью животных, в то время как Дьявол пытался помешать его планам. [1] : 11–12 [2] В большинстве версий, до существования Земли, безграничный океан под названием Апа Самбетей был обителью Бога и Дьявола, которых считали хозяином и слугой, а не равными. В этих историях Дьявол носит имя «Нефартатул» и в народных версиях историй является несколько глупым братом Бога. Эти истории встречаются не только в румынском фольклоре, но также в арумынском, славяно-македонском и болгарском фольклоре. Решив создать Землю, Бог послал Дьявола принести горсть глины со дна Мирового океана во его святое имя. Вместо этого Дьявол выступил и попытался вывести это на поверхность во имя своего, но не смог добиться успеха, пока не поднял это во имя Бога. Когда этот кусок глины врос в землю, Бог лёг спать. [2] Дьявол пытался столкнуть его за борт, но этому помешала постоянно расширяющаяся Земля. Пытаясь сбросить Бога с Земли во всех четырех основных направлениях, он уклонился от креста, который сам нарисовал на земле.
Происхождение зла
[ редактировать ]Другие версии, более близкие к библейским, предполагают, что Дьявол и его демоны когда-то были ангелами Божьими. Дьявол, однако, попытался восстать, и в ответ Бог открыл небеса , чтобы он мог упасть на Землю. Опасаясь, что Небеса могут быть опустошены, архангел Михаил вновь запечатал их, заморозив таким образом на месте еще не попавших в ад демонов. Это связано с концепцией обычаев души , когда каждую душу перехватывают на пути в рай эти демоны, которые загоняют ее в ад. Это также дало начало румынской поговорке până ajungi la Dumnezeu, te mănâncă sfinţii («прежде чем вы достигнете Бога, святые съедят вас»). [1] : 13–14
Происхождение Бога
[ редактировать ]Другой часто задаваемый вопрос — это вопрос о происхождении Бога, который объясняется в русской куклы стиле ; прежде каждого Бога был другой Бог, создавший его. Таким образом, объясняя множество имен, которые Библия использовала для Бога , олтениане полагали, что первого Бога звали Саваоф , за ним следовали Амон , Аполлон , Бог-Творец Библии и, наконец, Иисус Христос . [1] : 12
Земля
[ редактировать ]Даже после того, как христианские образы и символика стали частью румынской культуры, Мать-Земля считается супругой Бога, Небесного Отца . [1] : 55
Происхождение гор по-разному объясняется культурами разных регионов Румынии. По одной из версий, горы образовались в ответ на требование Бога, чтобы Земля питала всю жизнь, от чего земля содрогнулась и породила горы. Другая версия предполагает, что Земля была слишком велика, чтобы поместиться под небосводом , и поэтому Бог попытался сжать ее, подняв таким образом горы. Часто эти рассказы сопровождаются изображениями одного или нескольких Столпов Мира, которые поддерживают землю снизу и обычно располагаются под горами. Землетрясения часто объясняются скольжением земли из-за постоянного грызения Дьяволом этих столбов, которые восстанавливаются Богом и его ангелами во время поста . [1] : 38–42
Миф о Блажини
[ редактировать ]Этимология слова блажин (прилаг.) - славянское blažĕnŭ, что означает «добрый, доброжелательный человек». [3] Согласно христианскому календарю, румыны из округов Банат, Трансильвания, Буковина и Марамуреш празднуют Пасху Блажини в первый понедельник после воскресенья Св. Фомы. Пасху Блажини называют также Пасхой Смертей или Могучей Пасхой.Румыны вообще воспринимали Землю как диск и представляли себе, что существует на другой стороне. Эта другая Земля представляется зеркальным отражением планеты и домом для существ, называемых Блажини [blaˈʒinʲ] («нежные/добрые существа»), которым иногда дают имя Рохмани [ˈroh.manʲ] в Буковине . Их описывают как антропоморфных и невысоких, иногда с головой крысы. Их описывают либо как злонамеренных, либо как имеющих большое уважение к Богу и ведущих безгрешную жизнь. Считается, что они постятся круглый год и тем самым оказывают людям большую услугу. [1] : 33
Румынский праздник Paştele Blajinilor (Пасха Блажини) – это способ отплатить им за те блага, которые они приносят. Поскольку они живут изолированно, у них нет возможности узнать, когда наступит Пасха . Именно по этой причине румыны едят крашеные яйца и пускают скорлупу вниз по течению, оттуда, как они полагают, они попадут в Апа Самбетей , а оттуда в Блажини. [1] : 37 Блажини — это невидимые соединители между Внутренней и Полой Землей.
Блажин также означает мертвого ребенка, не получившего благословения Святого Духа. Этнограф Мариан Симион Флоря писал: « Блажини — это вымышленные существа, воплощения мертвых некрещеных детей, живущих на краю Земли, недалеко от Святой воды (суббота) . [4] Некоторые объясняют их потомками Адама сына Сифа . Другие думают, что они жили рядом с людьми на земле, но Моисей , видя, что его народ угнетается ими, расколол воды и, после того как он и его народ отступили в безопасное место, вылил на них воду обратно, отправив их в свое русло. обитель. [1] : 34
Чтобы почтить память умерших родственников или друзей, румыны из вышеупомянутых уездов готовят праздничные обеды и предлагают их на кладбище, рядом с могилами, после религиозной мессы и благословения всем, кто хотел почтить память и выразить свое почтение умершим. . Они поднимают настроение в память об умершем.
Эсхатология
[ редактировать ]Самый известный символ, связанный с Концом Времен, — это землетрясение . Разливы вод и обрушение гор связаны с этими землетрясениями, которые в основном вызваны недостатком веры, ускоряющим разрушение Столпов Мира. Другие приписывают землетрясения Земле (которая жива и поэтому может чувствовать), осознавая нечестивые пути людей и дрожа от страха. Другие редкие природные явления, такие как затмения или кометы, рассматривались как знак надвигающейся гибели. [1] : 61
Если эти предупреждения окажутся безуспешными, Бог инициирует Конец Света. Такие образы, как потемневшее Солнце , кровоточащая Луна и падающие звезды, связаны с началом Конца Времен. Говорят, что три святых (обычно в лице Еноха , Иоанна и Илии ) приходят на Землю, чтобы раскрыть попытки Дьявола уничтожить мир, после чего они будут убиты путем обезглавливания . Небо и Земля будут подожжены, а Земля будет очищена, чтобы ее Создатель мог спуститься на нее. Говорят, что 12 ветров подметают пепел людей и собирают его в долине Цфат , где Страшный Суд . произойдет [1] : 67–68
Источники из Молдавии и Буковины также говорят о великой армии во главе с императором Константином , которая завоюет все государства мира и убьет всех, за исключением нескольких чистых, которые затем заново заселят Землю. В другом случае, если эта армия не придет, Бог сожжет землю, как описано, и приведет Бладжини жить там. В другой версии, верной преемственности богов, упомянутой ранее (см. здесь ), говорится, что Иисус Христос придет и создаст новый мир, подобный его отцу до него. Не столь широко распространено мнение об окончательном разрушении Земли, после чего Бог и Дьявол разделят души умерших между собой и удалятся на Луну, которая, как считается, была создана по образу Земли. служить местом отступления после разрушения Земли. [1] : 69–71
Характеристики
[ редактировать ]Сильные народные традиции сохранились и по сей день благодаря сельскому характеру румынских общин, что привело к исключительно живой и творческой традиционной культуре. Богатые народные традиции Румынии питаются многими источниками, некоторые из которых возникли еще до римской оккупации. Традиционное народное искусство включает резьбу по дереву, керамику, ткачество и вышивку костюмов, украшения дома, танцы и разнообразную народную музыку. Этнографы за последние два столетия пытались собрать как можно больше элементов: Музей румынского крестьянина и Румынская академия в настоящее время являются основными учреждениями, которые систематически систематизируют данные и продолжают исследования.
Раньше основным строительным материалом было дерево, и в старых домах часто встречались сильно орнаментированные деревянные предметы. В Марамуреше дерево использовалось для создания впечатляющих сооружений, таких как церкви или ворота; в Добрудже ветряные мельницы делались из дерева, а в горных районах лиственные породы использовались даже для покрытия крыш. Чтобы сохранить традиционные дома, в прошлом веке по всей Румынии было создано множество деревенских музеев. [5] такие как Деревенский музей в Бухаресте, Традиционный музей народной цивилизации ASTRA в Сибиу или Олтенский деревенский музей в Рымнику-Вылча .
Лен был наиболее распространенным материалом для одежды, в сочетании с шерстью в зимние или холодные периоды. Они вышиты традиционными мотивами, которые варьируются от региона к региону. Чаще всего используется черный цвет, но в некоторых областях преобладают красный и синий. Традиционно мужчины носили белую рубашку и штаны (если они сделаны из шерсти, их называют ицари ) с широким кожаным ремнем, обычно поверх рубашки, и жилет, иногда сделанный из кожи и вышитый. Они носили либо сапоги, либо простую кожаную обувь, которая завязывалась вокруг стопы и называлась опинка , и носили шляпы, дизайн которых различался в зависимости от региона. Женщины также носили белую юбку и рубашку с жилетом. Они носили фартук шорц или катринца , который также был вышит, и головной платок басма ; в особых случаях они носили более изысканные наряды.
Музыка и танцы представляют собой живую часть румынского фольклора, и существует большое разнообразие музыкальных жанров и танцев. Музыка для вечеринок очень живая и демонстрирует как балканское , так и венгерское влияние. Однако сентиментальная музыка ценится больше всего, и румыны считают свою дойну (грустную песню о доме или о любви, составленную в виде эпической баллады) уникальной в мире. Мария Тэнасе считается одной из величайших румынских фолк-певиц, а сегодня Григоре Леше и Тарафул Хайдучилор - два самых известных музыканта. Танцы очень живые и исполняются по всей Румынии большим количеством профессиональных и любительских групп, тем самым сохраняя традицию; Хора - один из самых известных групповых танцев, но мужские народные танцы, такие как калушари , чрезвычайно сложны и объявлены ЮНЕСКО «шедеврами устного и нематериального наследия человечества».
У румын с незапамятных времен существовало множество обычаев, сказок и стихов о любви, вере, королях, принцессах и ведьмах. Этнологи, поэты, писатели и историки в последние столетия пытались собрать и сохранить сказки, стихи, баллады и пытались как можно лучше описать обычаи и обычаи, связанные с различными событиями и временами года. Обычаи, связанные с определенным временем года, - это колинде - румынские рождественские гимны , соркова в канун Нового года или обычай Мэрцишор 1 марта, отмечающий весну. Другие обычаи, предположительно, имеют дохристианское языческое происхождение, например , обычай заклинания дождя Папаруда летом или народный театр в масках или Урсула (медведя) и Капры (козла) зимой.
Пожалуй, самым успешным собирателем народных сказок был писатель и рассказчик Ион Крянгэ , который очень живописным языком облечил в ставшую уже классической форму такие истории, как « Харап Альб» (грубо говоря, «Белый мавр») или Fata Babei şi Fata moşului ( «Дочь старухи и дочь старика»). Кроме того, поэт Василе Александри опубликовал самую успешную версию баллады «Миорица» ( «Маленькая овца» ), грустной философской поэмы, в центре которой лежит простое действие: заговор двух пастухов с целью убить третьего пастуха, потому что они завидовали его богатству. Другим плодовитым редактором народных сказок был Петре Испиреску , который в XIX веке опубликовал впечатляющее количество томов, содержащих большое количество коротких романов и сказок из народной мифологии. Они сосредоточены на популярных персонажах, таких как принц Фэт-Фрумос (румынский « Прекрасный принц »), принцесса Илеана Косынзеана , злодей или монстр Змеу или Кэпкэун , дракон Балаур или фантастические сверхсущества, такие как добрая Зана и злая. Мумия леса .
Места
[ редактировать ]- субботняя вода
- Живая вода / Мертвая вода
- Глоток Земли
- The Other Realm ( Полая Земля , прямой перевод: The Other Realm)
Люди говорят
[ редактировать ]Румынские мифы часть международной культуры
[ редактировать ]- Вампир . См. стригоев и мороев , существ, больше похожих на призраков или волшебников.
- Werewolf (vârcolacОборотень
- Шоболан — гигантская крыса, похожая на южноамериканскую капибару . Сельский румынский фольклор склонен приписывать шоболану человеческие качества.
- Соломонар . См. Хультана и Соломонари , которые представляли собой группу дворян и волшебников, прославившихся больше благодаря высокому социальному статусу своих семей, чем своим делам. Однако в основном это связано с массовыми крестовыми походами христианства и попыткой уничтожить все исторические традиции этих Волшебников. Некоторые из них — Дракула Влад , Соломон, Деспина Нечистая, Тайер, Вентруш, Бромир, Ицайн и Воц. [ нужна ссылка ]
Большинство этих имен можно найти в румынских преданиях относительно вампиров и драконов.
Ритуалы
[ редактировать ]- Драгобете (румынский фольклор, похожий на День святого Валентина ) [6]
- Калойан
- Папаруда [7]
- Поющее шествие звездных мальчиков
Сказки
[ редактировать ]- « Мальчики с золотыми звездами » [8]
- « 12 сестер и демоническая невеста »
- « Седьмой сын седьмого сына »
- « Да будешь отмечен магией »
- « История Харапа Альба »
- " Гручану " [9]
- « Молодежь без старения и жизнь без смерти »
- " Роза "
Персонажи народной литературы
[ редактировать ]Мифология |
---|
- Баба Клоанта (похожая на Муму Падурия )
- Баба Дочиа
- Чудесный конь (похож на Пегаса , прямой перевод: Чудесный конь)
- Земной Щенок
- Котороанца (похож на Муму Падурия )
- Девушка леса
- Земли Кузнец
- Илеана Косанзеана
- Луцеафар - похож на планету Венера.
- Марголя (Демон вторника)
- Мосул (старик)
- Мумия леса
- МУРГИЛА
- Рохмани (или Блажини)
- Samca
- Соломонари
- Униила ( дьявол )
- Медведи - похожие на Судьбы
- Клапан
- Летающий
- рассвет
Герои
[ редактировать ]- Бер-Кэчула
- Черная леди
- Мальчик-Красивый
- Илеана Косанзеана
- Гречану
- Иван Йоргован
- Их король
- Бабушка деньги
- Осторожность
- Праслея Крепкий
Существа
[ редактировать ]- Балаур (гигантский дракон с семью головами)
- Баубау , вариант формы Бабау (похожий на Бугимена )
- Огр ( огр )
- Коркоайя (похож на Лернейскую гидру )
- Дракон
- Феи
- Морои (разновидность вампиров )
- Нежить (похожа на зомби )
- Приколичи ( оборотень или демон )
- Сантоадери
- Санзиана (или Драгайца)
- Скорпион ( Химера )
- Гоблин ( спрайт )
- Призраки - похоже на Призрака
- Нежить ( вампир или зомби )
- Гигант - похож на Гиганта
- Vasilisc - similar to Basilisk
- Вантоасе (духи ветра)
- Vârcolac (werewolfоборотень
- Zână (fairyфея
- Летающий (похожий на инкуба )
- Згрипцор (похожий на Грифона )
- Летающий змей
Список народных танцев
[ редактировать ]- отчеканенный
- Пояс , Сэш танец
- Бучумеана , танец на хорнпайпе
- Калусари (Кэлус, Калусул)
- Чулеандра
- Хора , хоровод
- Геампарале
- Игра
- Игра с палкой (Jocul cu bata), Игра с палкой
- неряшливый
- Периница , в переводе «Маленькая подушечка», танец свадебных традиций, он же Платочек Жок.
- Pe loc , «На месте», топающий танец.
- Румынская полька
- сербский
- Грозы
Банатская равнина
[ редактировать ]- Сорокул из Берегсаул Маре
- Сорокул из Джебеля
- По расположению Стены
- На том месте, где он оставил Лупу
- вернулся
Гора Банат
[ редактировать ]- Бриу Батрин
- Трансильвания из Руги
- Трансильванская Баба Пелеага
- Трансильвания, как долина Алмай
- Два колеса из Глимбоки
- На двоих как в Карансебесе
Молдавия
[ редактировать ]- Молдавия
- Старуха из Буковины
- Аркан
- Старший Аркан
- Избитый
- Хора Кампулунгулуи
- Мировое время
- Ставка
- Hora miresei (в переводе «Хора невесты»)
- Батута из Тудоры
- Дубинка Вороны
Ольтен
[ редактировать ]- Арахис из Гойчеа
- Сербский Калуса
- Олтенеска сербский
- Три стражника из Бистреца
- Три стражника из Должа
- первокурсник
- благородный
- Арахис
- Бриллиет
- материнское время
- Галеон
Бихор
[ редактировать ]Насауд
[ редактировать ]- Вдоль
- Барбункул
- Инвартита (кадиль в румынском стиле, исполняемая в основном в румынском регионе Трансильвания , в который также входит Насауд ).
Трансильвания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Косма, Аурел. румынского народа Космогония ( 1942). Бухарест: Типография газеты «Универсул».
- ^ Jump up to: а б Лиминг, Дэвид Адамс. Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . ABC-CLIO, 2010. Коллекция электронных книг (EBSCOhost) . Веб. 17 сентября 2012 г.
- ^ DEX, Издательство Румынской академии, Бухарест, 1998 г.,
- ^ Мариан Симион Флоря, Издательство Культурного румынского фонда, Бухарест, 1994 г.
- ^ Майкл Хичкок (1998): Туризм, Там Ан Мини и национальная идентичность, Индонезия и малайский мир, 26:75, 124-135: 129
- ^ «День Драгобете – Праздник любви по-румынски» . Туры в Румынию . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ Якобсон, Роман (1955). «Читая словарь Фасмера» В: WORD , 11:4: с. 616. [DOI: 10.1080/00437956.1955.11659581]
- ^ Эндрю Лэнг, Фиолетовая книга сказок , « Мальчики с золотыми звездами »
- ^ Петре Испиреску , Румынские легенды или сказки , Издательство Минерва, 1989
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чуботару, Сильвия. «Румынские мифы о дожде в универсальном контексте». Румынские плювиальные мифы в мировом контексте. В: Ежегодный обзор Этнографического музея Молдавии . 15/2015. стр. 135–168. ISSN 1583-6819 .
- Чуботару, Сильвия. «Плуг «Золотой Рог» тащит животных между повседневной жизнью и мифологией» [Плуг «Золотой Рог» тащит животных между повседневной жизнью и мифологией]. В: Ежегодный обзор Этнографического музея Молдавии, 16/2016. стр. 143–176. ISSN 1583-6819 .
- Итту, Константин. « От типологии финского фольклориста Антти Аматуса Аарне к универсальной румынской сказке глазами этнолога Адольфа Шуллеруса» [От типологии финского фольклориста Антти Аматуса Аарне к универсальной румынской сказке взглядом этнолога Адольфа Шуллеруса]. В: ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОММУНИКАЦИИ XXXI/2017, выпуск № 31, стр. 167–183.
- Лефтер, Лучиан-Валериу. «Из бесконечных чистых вод: Бытие». В: Ежегодный обзор Этнографического музея Молдавии 20/2020. стр. 481–488.
- Оитяну, Андрей . Мифо-символические мотивы и значения в румынской традиционной культуре [Мифо-символические мотивы и значения в румынской традиционной культуре]. Бухарест: Издательство Минерва, 1989.
- Сайняну, Лазарь . Румынские сказки: в сравнении с классическими древними легендами и по отношению к сказкам соседних народов и всех румынских народов: сравнительное исследование . Бухарест: Гёбл, 1895.
- Сенеан, Лазар (1901). «Народная терминология на румынском языке» . Традиция (на французском языке). 11 : 225–229.