Католическая церковь в Румынии
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Румынские католики, как и католики других стран, являются членами Католической церкви под духовным руководством Папы Римского и курии в Риме . Управление местной Латинской церковью сосредоточено в Бухаресте и включает в себя две архиепархии и четыре другие епархии . Это вторая по величине румынская конфессия после Румынской православной церкви и одна из 18 признанных государством религий. По состоянию на 2021 год [update]5,2% румын идентифицируют себя как католики. [1] Перепись 2012 года показала, что 741 276 граждан Румынии придерживаются Латинской церкви (3,89% населения). Из них самыми крупными группами были венгры (54,7% или 405 212 человек, включая Секели и Чанго ), румыны (38,2% или 283 092 человека), немцы (1,7% или 12 495 человек) и словаки (0,9% или 6853 человека). [2]
Большинство румынских католиков-латиноамериканцев населяют регион Трансильвании и уезд Бакэу в Молдавии . [3] Меньшие латино-католические общины существуют среди банатских болгар , итальянско-румынских , польско-румынских , хорватско-румынских и крашованских , чешско-румынских и местных цыган . [4]
Румынская церковь, объединенная с Римом, греко-католическая — это восточно-католическая церковь sui iuris , использующая византийский обряд . Она имеет отдельные юрисдикции, пять епархий и одну архиепархию, возглавляемую главным архиепископом (таким образом, церковь имеет свой собственный синод ), и исторически была самой сильной в Трансильвании . Большинство ее членов — румыны, а также группы украинцев из северной Румынии. [4] Члены армянской общины, принадлежащие к Армянской католической церкви , организованы в возглавляемый Латинской церковью Ординариат католиков армянского обряда в Румынии . , Армянский обряд используемый его преимущественно трансильванскими членами, значительно гибридизировался . в 20 веке [5] [6]
Структура
[ редактировать ]Архиепископия Бухареста является митрополией всей латинской юрисдикции страны, непосредственно контролирующей регионы Мунтения , Северная Добруджа и Олтения ; у него около 52 000 прихожан, большинство из которых - румыны. [7] Другая епархия такого же ранга, Архиепископия Алба-Юлии (в Алба-Юлии ), группирует собственно регион Трансильвании (без Марамуреша и Кришаны ) и насчитывает около 480 000 прихожан, в основном венгерских. [8] Четыре другие епархии функционируют в Румынии и базируются, соответственно, в Тимишоаре ( Тимишоарская епархия , представляющая Банат ), Ораде ( Орадяская епархия , от Кришаны), Сату-Маре ( Епархия Сату-Маре , от Марамуреша) и Яссы ( Ясская епархия для Молдавии). [2]
факультет В настоящее время в церкви имеется богословский (в рамках Университета Бабеш-Бойяи в Клуж-Напоке ), четыре богословских института, шесть медицинских школ и шестнадцать семинарий ( см. Религиозное образование в Румынии ). [2] Среди журналов, издаваемых католическими учреждениями, - румынские издания Actualitatea Creştină (Бухарест) и Lumina Creştinului (Яссы), а также венгерские издания Keresztény Szó и Vasárnap (оба в Клуж-Напоке). [2] Он возглавляет сеть благотворительных организаций и других социальных предприятий, которыми управляет фонд «Каритас» или религиозные институты ; В его состав входят детские сады , детские дома , социальные столовые, медицинские учреждения. [2]
Год | Католики (Латинская церковь) | Процент |
---|---|---|
1930 | 1,234,151 [9] | 6.8% |
1948 | 1,175,000 [10] | 7.4% |
1992 | 1,161,942 [10] | 5.1% |
2002 | 1,028,401 | 4.7% |
2011 | 870,774 | 4.3% |
2022 | 741,276 | 3.9% |
История
[ редактировать ]Средневековый период
[ редактировать ]Самые старые следы католической деятельности на современной румынской территории были зафиксированы в Трансильвании в связи с расширением мадьярского правления и интеграцией региона в Венгерское королевство ( см. Историю Трансильвании ). Созданные ранним присутствием бенедиктинцев , они были усилены колонизацией трансильванских саксов . [2] а также миссионерской деятельностью среди местного влахского (румынского) населения. [2] и насильственные преобразования. [11] Епархия Алба-Юлия ( Дьюлафехервар ), вероятно, была основана в 11 веке. [8] [12] [13] Традиция утверждает, что это было сделано под наблюдением короля Стефана I — согласно Католической энциклопедии 1913 года, более вероятным покровителем является Ладислав I , правивший почти столетие спустя (первый епископ, указанный в ней, — Симон, занимавший престол между 1103 годом). и 1113). [12]
Другие Сенаде в Ораде и созданы были епархии . [2] [13] Они подчинялись архиепископу Калочи , Венгрии части католической церкви в . [13] Северная территория, входившая в комитатус Марамарос , изначально была частью епархии Алба-Юлия, а южная, Себен , была проректорством, не входившим ни в одно епископство (и, следовательно, освобожденным от уплаты налогов ). [12]
Во время правления Белы IV католическая иерархия была упразднена вторжением монголов ( см. Битву при Мохи ) и восстановилась только после 1300 года. [12] В 1304 году папа Бонифаций VIII отправил первых католических миссионеров из Трансильвании в земли за Карпатами (местность, известная как « Кумания »), где восточные православные епископы. уже присутствовали [14] епархия , была создана Куманская На Мильцове , на территориях, позднее находившихся под властью Молдавии и Валахии . Его активы были переданы венгерскими правителями, претендовавшими на сюзеренитет над регионом. [15] и он простирался на части Земли Секея . [12]
Куманская епархия на время исчезла, так как ее имущество переняли местные жители, но была возрождена в 1332–1334 годах, когда папа Иоанн XXII назначил францисканца Витуса де Монтеферро, капеллана короля Карла Роберта . новым епископом [15] Прямой контроль над общиной был затруднен из-за вторжения Золотой Орды , основавшей свою базу в регионе, позже известном как Буджак (современная Южная Украина ). [15] Около 1318 года Добруджанский город Вичина входил в состав католического наместничества «Северная Татария ». [14]
В 14 веке, в годы после образования Молдавии и Валахии как отдельных государств ( Дунайских княжеств ), католические священнослужители, прибывшие главным образом из Ягеллонской Польши и Трансильвании, основали первые католические общины в Карпатах. [2]
В обеих странах, в результате государственной эмансипации и затяжных конфликтов с Венгерским королевством, относительно сильное католическое присутствие уменьшилось с созданием более мощных восточно-православных институтов ( Венгро-Валахской епархии и Молдавской епархии ). [2] [16] Тем не менее, католики по-прежнему имели важное присутствие в обеих областях. [2] В результате борьбы между князем Валахии Владиславом I Влайку и венгерским королем Людовиком I обе стороны пошли на уступки, и Валахия согласилась терпеть католическое епископство (1368 г.). [17] В следующем году Валахия возобновила свою антикатолическую политику. [18] В Молдавии князь Лацку начал переговоры с Папой Урбаном V и согласился перейти в католицизм (1369 г.); после периода смуты этот политический выбор был отменен Петром I в 1380-х годах. [18] В этой стране были созданы новые кафедры: в 1371 году — в Сирете и, при правлении Александру чел Буна , недолговечная — в Байе (1405–1413). [2] [19] [20]
На протяжении следующих столетий цитадель Котнари была домом для известной католической общины, первоначально состоявшей из местных венгров и немцев. была создана недолговечная католическая епархия В Валахии во время правления Раду I вокруг главного города Куртя-де-Арджеш (1381 г.). [21] Молдавская Сиретская епархия пережила ранний этап войны с Османской империей , но в конечном итоге была упразднена в начале 15 века, когда она переехала в Бакэу . [19] В 1497 году это место было оставлено иерархией и больше не действовало в течение следующего столетия. [19] До середины XIX века, как и все другие религиозные меньшинства, католики не пользовались полными политическими и гражданскими правами. [22]
Влияние Реформации
[ редактировать ]После битвы при Мохаче 1526 года , во время которой османы завоевали большую часть Венгрии, оставив Трансильванию под властью местных князей ( см. Османская Венгрия ), католицизм вступил в период регресса и позже столкнулся с успехом Реформации . [2] Первой общиной, принявшей протестантское вероучение, были трансильванские саксы , большинство из которых присоединились к лютеранскому Аугсбургскому исповеданию еще в 1547 году. [3] [12] вскоре за этим последовали большие группы венгерского населения, принявшие кальвинизм . [3] Провоство Себен полностью прекратило свое существование. [12] Католицизм попытался восстановить себя, когда Джордж Мартинуцци , католический священнослужитель, взял на себя управление Трансильванией, но снова отказался после того, как Мартинуцци был убит в 1551 году. [12]
Религиозные споры и битвы продолжались в течение следующих столетий, поскольку большое количество латино-католических общин основали конкретно протестантские местные церкви — реформатскую церковь , евангелическо-лютеранскую церковь и евангелическую церковь исповедания Августа , — в то время как другие придерживались унитарной церкви Трансильвании. . [2] [3] [23] Епархия Алба-Юлия была упразднена в 1556 году. [12]
Беспрецедентная тупиковая ситуация была достигнута в 1568 году при Иоанне II Сигизмунде Заполе , когда Тордский эдикт санкционировал свободу вероисповедания и предоставил юридический статус как латино-католической, реформатской, лютеранской, так и унитарной церквям (при этом большинство православных считалось «терпимыми»). . [3] Престол Альба-Юлия был возрожден вскоре после того, как католик Стефан Баторий занял трон Трансильвании после Заполи (который с тех пор стал королем Венгрии). [12]
В то время латино-католики были признаны автономной структурой, которая позволяла священнослужителям и мирянам организовывать преподавание и управлять общественными школами. [12] Особым компромиссом была саксонская цитадель Биртан ( Биртхельм ), где укрепленная церковь была захвачена большинством лютеранской общины, а католическому богослужению по-прежнему разрешалось проводиться в «Католической башне», расположенной к югу от религиозного здания. [24]
оказала Сама Контрреформация влияние: члены иезуитов религиозного ордена были призваны в регион еще в 1579 году (при правлении Стефана Батория). [25] В 1581 году они основали образовательный университет в Клуже ( Коложвар ), ядро нынешнего университета Бабеш-Бойяи . [25] Первоначально их защищал могущественный Батори , они продолжали иметь шаткий статус в Трансильвании. [12] Изгнанные в 1588–1595 годах (когда кальвинизм стал официальным), а затем снова в 1610–1615 годах (под давлением Габриэля Батори ), они продолжили свою деятельность в молдавском регионе вокруг Котнарей . [25]
Неудачи и восстановление 17 века
[ редактировать ]Одновременно с наступлением Габсбургов религиозные конфликты возобновились, и в 1601 году епископ Деметра Напраги был изгнан из Алба-Юлии, а кафедра была конфискована протестантами (хотя епископы продолжали назначаться, они проживали за границей). [12] К 1690 году католики составляли меньшинство в Трансильвании. [23]
Параллельно сама Венгрия была интегрирована в владения Габсбургов (1622 г.), что создало новую базу для Контрреформации, а также местный штаб-квартиру Sacra Congregatio de Propaganda Fide . [23] В Молдавии католицизм среди чанго был восстановлен примерно до 1590 года, когда монахи -францисканцы взяли на себя управление епархией, восстановленной в Бакэу (1611). [19] и сначала возглавил Бернардино Квирини . [26] После 1644 года в этой стране поселились еще иезуиты из Речи Посполитой , основав колледж в Котнарях и открыв филиал в Яссах. [25]
этнический румынский трансильванский интеллектуал Георге Буйтул присоединился Примерно в это же время к ордену иезуитов обучавшийся в Римском колледже Рима , первый член его общины , , а уроженец Трансильвании Стефан Понграч был одним из иезуитов, казненных кальвинистами в Королевской Венгрии ( 1619). [25] Орден был изгнан в третий раз из Трансильвании (1652 г.) по приказу Георга II Ракоци и дважды был изгнан из Молдавии в результате Великой турецкой войны (1672, 1683 гг.). [25]
В конце 17-го и начале 18-го веков Католическая церковь стремилась добиться присоединения христиан-некатоликов к Восточно-католическим церквям . В этом им помогло наступление Габсбургов на Восточную Европу , которое привело к императором Леопольдом I в 1699 году. завоеванию Трансильвании [2] [23] Дополнительным фактором новых успехов католиков, возможно, была непрерывная борьба между различными протестантскими конфессиями Трансильвании. [3]
В 1657 году армяне Трансильвании, принадлежавшие к Армянской Апостольской церкви и возглавляемые епископом Оксендиусом Варзареску , перешли под косвенную римско-католическую юрисдикцию как часть Армянской католической церкви . [27] Михаил I Апафи , трансильванский принц, разрешил переселение 600 армянских семей из Молдавии в 1672 году, возведя 55 семей в дворянство. Армяне, среди которых был католический контингент, создали торговые города, из которых Герла ( Арменополис или Самосуйвар ). наиболее известным был [28] [27] Некоторые румынские православные из Трансильвании присоединились к Риму в 1698 году. [29]
18 век
[ редактировать ]При правлении императора Карла VI епископы Алба-Юлии смогли вернуться в свои восстановленные владения, поскольку кафедра была исключена из-под власти протестантов (1713 г.). [12] Епархия была полностью восстановлена в 1771 году при императрице Марии Терезии . [12] Несуществующее ректорство Себен не было возрождено, и вместо этого его активы перешли к главной епархии. [12] Также при Марии Терезии католическое обучение и управление школами перешли под надзор Католической комиссии (это правило оставалось правилом в Австрийской империи и в первые годы Австро-Венгрии ). [12]
В 1700 году при помощи иезуитов была основана Румынская греко-католическая церковь для бывших православных румын внутри католической церкви. Его руководство контролировали богословы-иезуиты, чья служба обеспечивала доктринальное соответствие. [25] Иезуитам также разрешили вернуться в Молдавию к 1699 году, под властью князя Антиоха Кантемира . [25] В 1773 году орден был подавлен по всей Европе, а затем вновь создан Папой Пием VII в 1814 году ( см. Подавление Общества Иисуса ). [25] Папа Пий IX реорганизовал местную греко-католическую церковь в 1853 году и передал ее под Sacra Congregatio de Propaganda Fide. юрисдикцию [30] (между 1912 и 1919 годами греко-католические приходы управлялись из Хайдудорога ). [31]
Румынская греко-католическая автономия была оспорена латинским епископом Ардилской епархии в 1721 году. Латинский епископ, ссылаясь на Четвертый Латеранский собор , утверждал, что румынское греко-католическое духовенство подчиняется ему. Латинский епископ также заявил, что румынский греко-католический епископ Иоанн Джурджу Патаки на самом деле был его «ритуальным викарием» общины византийского обряда. Папа Иннокентий XIII власть Патачи вмешался, подтвердив обычную Патачи над румынскими греко-католиками, но переместив кафедру в Фэгэраш . [32]
В конце 18 и начале 19 веков Молдавия и Валахия получили собственные апостольские викариаты , базирующиеся соответственно в Яссах и Бухаресте . [2] [19] [30] В результате старая молдавская кафедра Бакэу была упразднена. [19] Валашский был подчинен епископу Никопольскому (позже Русскому ). на следующее столетие [33] В 1792–1793 годах епископ Паулюс Даванлия покинул Русе, чтобы жить с францисканцами в Бухаресте (которые основали важный центр в Бэрэции ). [34]
Помимо местного присутствия, Дунайские княжества стали домом для общин католических диаспор : в Бухаресте рагузские торговцы впервые упоминались в Бухаресте в 16 веке, а затем, примерно в 1630 году, итальянские каменщики ; [35] позже столица Валахии была заселена группами венгров, поляков (присутствие, заметное после Январского восстания 1863 года , заставило многих искать убежища в Румынии) и французов ( см. Историю Бухареста ). [36]
19 век и начало 20 веков
[ редактировать ]В 1812 году францисканский болгарский католический епископ Чипровци решил из-за эпидемии в городе перенести свою резиденцию в деревню Чопля (ныне часть Бухареста). [33] Это место стало новым центром болгарской общины в Валахии . [33] но сопротивление со стороны местной восточно-православной иерархии позволило завершить переезд только после 1847 года. [34] После окончания Крымской войны Дунайские княжества перешли под контроль нескольких европейских держав, что положило конец российской опеке и ее регулирующему органическому управлению. Вместо этого обе страны были награждены специальными диванами . 11 ноября 1857 года по предложению Косташа Негри Молдавский диван постановил положить конец религиозной дискриминации в отношении невосточных православных христиан - мера, которая в основном принесла пользу местным католикам и армянским апостольским христианам. [22]
После молдо-валахского союза 1859 года и создания Королевства Румыния в 1881 году резиденция в Бухаресте стала архиепархией (7 апреля 1883 года), а епархия в Яссах - епархией, заменив возглавляемую францисканцами епархию Бакэу (июнь). 27, 1884). [2] [26] [30] Это произошло вследствие неоднократных протестов местных жителей, которые призывали румынских священнослужителей не находиться под строгим контролем иностранных епископов. [34] Этот шаг, направленный на повышение местной церковной иерархии, также привел к упразднению епископства Чопля. [33] Первым архиепископом Бухареста был Игнацио Паоли . [34]
Неоготический . собор Святого Иосифа в Бухаресте также был завершен в 1884 году [34] были созданы две семинарии (главная семинария находилась в Бухаресте, [34] а учреждение в Яссах было иезуитским учреждением, созданным в 1886 году, возглавляемым, в частности, польским священником Феликсом Верчинским ). [25] Иезуитская миссия в Румынии была создана в 1918 году, находясь в подчинении Орденской провинции Бельгии , а затем Южной провинции Польши ; в 1927 году он стал вице-провинцией. [25] В Румынии размещались различные католические организации, в том числе Институт братьев христианских школ (который к 1913 году управлял тремя бухарестскими школами), Сестры милосердия , Пассионисты и Конгрегация Нотр-Дам-де-Сион . [34] Несмотря на это увеличение важности, Румыния и Святой Престол официально не устанавливали дипломатические отношения в течение нескольких десятилетий. [30] Власти также отказали Церкви в создании собственной коллегии. [34]
Параллельно с этим в 1873 году была восстановлена автономия управления латино-католическими школами в Австро-Венгерской Трансильвании путем создания «римско-католического статуса». [12] Среди румынских греко-католиков общая политика аннулирования браков, связанных с прелюбодеянием в XIX веке была запрещена . Эта практика, типичная для румынских православных, была расценена Католической церковью как «злоупотребление». [32]
Первая мировая война и Великая Румыния
[ редактировать ]В последние годы Первой мировой войны и на этапах, предшествовавших объединению Трансильвании с Румынией , католицизм в Румынии столкнулся с рядом дипломатических проблем. Румыния потерпела поражение от центральных держав и подписала Бухарестский договор , но ее дипломаты продолжали активную деятельность в странах -союзниках , создав Национальный румынский совет в Париже . Последняя, которая также представляла румынские группы в управляемых Австро-Венгрией Трансильвании и Буковине , назначила монсеньора Владимира Гику своим представителем в Ватикане . [37]
В межвоенные годы румынская национальная идентичность формировалась так, чтобы подчеркнуть Румынскую православную церковь и исключить другие религиозные группы, включая латинских, греко-католиков и протестантов. Треризм , антизападная румынская политическая теория, возглавляемая Наэ Ионеску , связывала католиков с «принципиально иным способом существования», чем истинная румынская принадлежность. Для Румынской православной церкви румынские греко-католики, в частности, были соперниками со времен Габсбургов в униатство попыток обращения в Трансильвании 18-го века. Воспоминания об Австро-Венгерской католической монархии и ее ограничениях в отношении румынского православия еще больше разожгли антикатолические настроения в этот период. [38]
Когда Парижская мирная конференция подтвердила создание Великой Румынии , католики обеих церквей составляли от 13 до 14% ее населения. [30] В ходе конференции кабинет Иона IC Брэтиану и представители Папы Бенедикта XV установили предварительные контакты, что совпало с энцикликой Pacem, Dei Munus Pulcherrimum (которая, в свою очередь, пересмотрела отношения между Святым Престолом и отдельными государствами). [31] Переговоры продолжил кабинет Александру Вайда-Воевода , который назначил своим представителем греко-католического священника Василе Лукачу , а также кабинет Александру Авереску . [31] Решением министра иностранных дел Дуилиу Замфиреску уходящий Гика был заменен Димитрием Пеннеску , который был первым послом Румынии в Ватикане . [31] Румынии . В результате этого была создана Апостольская нунциатура в [2] [31] Первым человеком, занявшим этот пост, был архиепископ Франческо Мармаджи , вступивший в должность в октябре 1920 года. [31] Смесь новых латино-католиков венгров и швабов вместе с румынским греко-католическим населением создала этническую напряженность в отношениях с доминирующими румынскими православными христианами. [39]
Впоследствии присутствие латино-католиков зарегистрировало значительные успехи: новые религиозные институты, такие как Ассумпционисты и Сестры Святой Марии , начали свою деятельность на румынской земле, а также мирская Acciunea Catolică , румынская версия Католического действия была создана . в 1927 году. [2] К концу Второй мировой войны в стране действовало 25 религиозных институтов в 203 монастырях, поддерживающих 421 религиозную школу и координирующих различные благотворительные предприятия. [2] В начале 1920-х годов между Святым Престолом и Румынией возникло несколько дипломатических споров: в одном случае Католическая церковь заявила о неудовлетворенности результатами земельной реформы, проведенной в 1920–1921 годах (в результате переговоров иногда разрешалось сохранять поместья большего размера, чем разрешено законом); [40] параллельно румынские власти были недовольны деятельностью некоторых латино-католических прелатов в Трансильвании и Венгрии, которых они подозревали в активной поддержке венгерского ирредентизма (в одной из нот Ватикану Пеннеску осуждал политически мотивированные письма, адресованные Дьюле Глаттфельдеру , Епископ Тимишоары своей общине с венгерским большинством). [41]
Конкордат был заключен в 1927 году и ратифицирован румынской стороной в 1929 году. [2] [42] [43] и посредством папской буллы Торжественной конвенции от 5 июня 1930 года. [44] На его основе соглашение 1932 года передало Латинской церкви все активы Трансильвании, ранее находившиеся в ведении «римско-католического статуса». [2] 15 августа 1930 года епископ Бухареста был назначен митрополитом (остальные стали суфражистами ). [45]
Переопределение церковного управления произошло в бывших австро-венгерских провинциях, что соответствует новым границам Великой Румынии: католики-латиноамериканцы на Буковине стали частью Ясской епархии , а католики Оради были присоединены к епархии Сату-Маре . [45] Армяне сохранили свою автономную структуру : иерархия Латинской церкви курировала Ординариат католиков армянского обряда в Румынии . [45] [5] [46]
Коммунистический период
[ редактировать ]И Латинская церковь, и Румынская церковь, объединенная с Римом, греко-католическая, вступили в период гонений и регресса после 1948 года, когда был установлен коммунистический режим , который придерживался доктрины марксистско-ленинского атеизма . Первые признаки этого присутствовали после советских регулярно игнорировало Конкордат властей, когда правительство Петру Грозы , отчасти из-за подозрений, что Святой Престол пытался обратить православное население ( см. Советскую оккупацию Румынии ). [47] Параллельно после 1945 года Владимир Гика и другие возглавили движение, призывающее к объединению Латинско-католической и Румынской православной церквей , что вызвало дальнейшие подозрения со стороны новых властей. [47] Румынские католические иерархии также открыто отказались позволить своему духовенству присоединиться к Румынской коммунистической партии , которая выделила ее среди религиозных организаций страны. [47]
В 1946 году кабинет Грозы объявил апостольского нунция Андреа Кассуло персоной нон грата , утверждая, что он сотрудничал с румынским диктатором военного времени Ионом Антонеску ; его заменил Джеральд Патрик Алоизиус О'Хара , которого продолжали обвинять в шпионаже в пользу западных союзников . [47] Втайне О'Хара продолжал рукополагать епископов и администраторов. [48]
Конкордат 1927 года был в одностороннем порядке денонсирован 17 июля 1948 года. [42] [47] В декабре того же года Греко-Католическая Церковь была упразднена, а ее вотчина перешла к Восточной Православной Церкви. [3] [42] [49] По меньшей мере 70 православных священнослужителей были заключены в тюрьму за отказ принять на себя управление захваченными румынскими греко-католическими церквями. [5] Однако общее поглощение собственности и духовенства румынских греко-католиков Румынской православной церковью было достигнуто, что послужило, пожалуй, самым ярким примером того, как сотрудничество Румынской православной церкви с коммунистическими властями повысило ее социальный статус. [39] Те румынские греко-католики, которые покинули свою церковь, обычно присоединялись к Румынской православной церкви из-за присущей ей румынской идентичности. Другие присоединились к Латинской церкви с венгерским большинством, оставив Румынскую греко-католическую церковь изолированной и насчитывающей лишь 10 процентов ее докоммунистических членов. [50]
Новые государственные постановления были разработаны для отмены папской власти над католиками в Румынии, а Латинская церковь, хотя и была одной из шестнадцати признанных религий, не имела юридического статуса, поскольку ее организационный устав так и не был одобрен Департаментом культов. [2] [42] [47] До 1978 года служение католической мессы на румынском языке за пределами Бухареста и Молдавии было запрещено правительством. [51] Многие иностранные священнослужители, в том числе иезуитские начальники, [25] были запуганы и в конечном итоге изгнаны. [47] [48] Апостольская нунциатура также была закрыта по распоряжению правительства в 1950 году, после того как О'Хара покинул страну. [48] К тому же году Румыния, как и все другие страны Восточного блока , прервала дипломатические контакты со Святым Престолом. [52] Были разрешены только две епархии ( Бухарестская епархия и Алба-Юлийская епархия ), [2] [48] тогда как запрещенные продолжали действовать полуподпольно (их новые епископы, назначенные Святым Престолом , формально не были признаны). [2] Коммунисты безуспешно пытались убедить католиков организоваться в национальную церковь и прекратить контакты со Святым Престолом. [47]
Многие латино-католические священнослужители, наряду со своими примерно 600 коллегами-греко-католиками, [42] содержались в коммунистических тюрьмах еще с 1947 года. [47] и на протяжении 1950-х гг. Пять из шести епископов, в том числе оба епископа признанных епархий, Антон Дурковичи и Арон Мартон , были помещены под стражу. [48] [53] Среди католических священнослужителей, умерших в заключении, были епископы Сцилард Богданфи и Дурковичи, монсеньор Гика и священник-иезуит Корнел Чира. [25] В 1949 году в Румынии были запрещены 15 религиозных институтов, а остальные (в том числе францисканцы ) значительно сократили свою деятельность. [2] Несколько местных иезуитов содержались в заключении или под домашним арестом во францисканском монастыре в Герле (ситуация длилась семь лет). [25] Коммунистические репрессии против латинского духовенства приняли менее жестокую форму, чем репрессии сначала против русинов Галичины, а затем против румынских греко-католиков; оно было встречено решимостью всех групп. [5]
В 1962 году католическое население Румынии насчитывало около 1,5 миллиона румынских греко-католиков (в основном в Трансильвании), 1,5 миллиона латино-католиков в основном венгерской и немецкой национальности, при этом армянское католическое население в основном проживало в давней трансильванской общине. [5] Во время относительной либерализации 1960-х годов между Святым Престолом и румынским государством велись спорадические переговоры по поводу статуса румынских греко-католических владений, но без какого-либо существенного результата. [3] К 1974 году Румыния стала провинцией иезуитов (насчитывая на тот момент восемь священников и пять братьев). [25]
После 1989 г.
[ редактировать ]Ситуация нормализовалась вскоре после румынской революции 1989 года . Связи со Святым Престолом были возобновлены в мае 1990 года (Румыния была четвертой страной бывшего Восточного блока и первой страной с католическим меньшинством, разрешившей это, после Польши , Венгрии и Чехословакии с католическим большинством ). [52] Все шесть епархий были признаны румынским государством в 1990 году. [2] [49] а тот, что в Алба-Юлии, стал архиепархией в 1991 году. [8] Религиозным институтам вновь разрешили функционировать. [2] и деятельность иезуитов была свободно возобновлена после визита в 1990 году настоятеля провинции Петера Ханса Кольвенбаха . [25]
Начиная с 1980-х годов, Румынская Римско-католическая церковь приняла участие в нескольких международных собраниях, посвященных пропаганде экуменизма . К ним относятся встречи на Патмосе (1980 г.), Мюнхене (1982 г.), Крите и Бари (1984 г.), Вене и Фрайзинге (1990 г.), а также в монастыре Баламанд (1993 г.). [2] В мае 1999 года Румыния была первой православной страной, которую посетил Папа Иоанн Павел II , которого лично приветствовал Теоктист Арапашу , Патриарх всея Румынии . [49] Продолжали возникать проблемы в отношениях с Православной Церковью в отношении статуса греко-католической церкви и собственности. [2] [49]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Румынии
- Свобода религии в Румынии
- Румынская Православная Церковь
- Евангелическая церковь Румынии
Примечания
[ редактировать ]- ^ (на румынском языке) «Первые предварительные данные переписи населения и жилищного фонда 2021 года» ; получено 7 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление (на румынском языке) «Biserica Romano-Catolică» . Архивировано 21 февраля 2015 г. в Wayback Machine , в Министерстве культуры и по делам религии , Подсекретариат по делам культуры и религии ; получено 21 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эрл А. Поуп, «Протестантизм в Румынии», в Сабрине Петре Рамет (редактор), «Протестантизм и политика в Восточной Европе и России: коммунистическая и посткоммунистическая эпохи» , Duke University Press , Дарем, 1992, стр. 158-160. ISBN 0-8223-1241-7
- ^ Jump up to: а б Этнокультурное разнообразие в Европе , в Ресурсном центре этнокультурного разнообразия ; получено 25 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Аттуотер, Дональд , изд. (1962). «Руминия, Церковь в». Католический словарь (3-е изд.). Компания Макмиллан. стр. 439–440.
- ^ Аттуотер, Дональд , изд. (1962). «Армянский обряд, католики». Католический словарь (3-е изд.). Компания Макмиллан.
- ^ (на румынском языке) «Arhiepiscopia Bucuresti». Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в Министерстве культуры и по делам религии , Подсекретариат по культуре и делам религии ; получено 25 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) «Arhiepiscopia Alba Iulia». Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine , в Министерстве культуры и по делам религии , Подсекретариат по делам культуры и религии ; получено 25 июля 2007 г.
- ^ Сорин Негрути (2014). «Эволюция религиозной структуры в Румынии с 1859 года до наших дней» (PDF) . Румынский статистический журнал (6): 43.
- ^ Jump up to: а б Новая католическая энциклопедия , том 12, с. 335
- ^ Штефанеску, стр.79, 128-131.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Трансильвания», в Католической энциклопедии , Encyclepedia Press , Нью-Йорк, 1913 г.
- ^ Jump up to: а б с Штефанеску, стр.80
- ^ Jump up to: а б Штефанеску, стр.112
- ^ Jump up to: а б с Штефанеску, стр.116
- ^ Штефанеску, стр.74-76.
- ^ Штефанеску, стр.93
- ^ Jump up to: а б Штефанеску, стр.94
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Яссы», в Католической энциклопедии , Энциклопедия Пресс , Нью-Йорк, 1913 г.
- ^ Штефанеску, стр.16, 76.
- ^ Штефанеску, стр.76
- ^ Jump up to: а б Василе Мачу, «Костче Негри, основатель современной Румынии», в журнале Magazin Istoric , май 1975 г., стр.68.
- ^ Jump up to: а б с д Ронни По-чиа Ся, Мир католического обновления, 1540–1770 , издательство Кембриджского университета , Кембридж, 2005, стр.95. ISBN 0-521-84154-2
- ^ Александра Мурешан, «Укрепленная церковь Биертана (Трансильвания)», Майра Шекли (ред.), Управление посетителями: тематические исследования объектов всемирного наследия , Elsevier , Амстердам, 2000, стр.37. ISBN 0-7506-3279-8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п (на румынском языке) «Repere istorice» . Архивировано 11 апреля 2008 г. в Wayback Machine , в Обществе Иисуса в Румынии ; получено 25 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Жан Нузий, «Ceangăii din Молдова». Архивировано 7 мая 2009 г. в Wayback Machine , в Magazin Istoric , февраль 2003 г.; получено 29 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Герла, забытая столица меньшинства». Архивировано 25 марта 2017 г. в Wayback Machine , Румыния, Либера , 7 марта 2007 г.; получено 25 июля 2007 г.
- ^ «Глава Армянской Католической Церкви наградил Виктора Орбана» . Венгрия сегодня . 2 ноября 2022 г. Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ «Церковь восточного обряда» . Британская энциклопедия . 1998 год . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Учи и наслаждайся, стр. 56
- ^ Jump up to: а б с д и ж Преда и Букур, стр.57
- ^ Jump up to: а б Аттуотер, Дональд (1937). Католические восточные церкви (пересмотренная ред.). Милуоки , Висконсин : Издательская компания Брюса. п. 102.
- ^ Jump up to: а б с д «Никополис», в Католической энциклопедии , Encyclepedia Press , Нью-Йорк, 1913 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Бухарест», в Католической энциклопедии , Encyclepedia Press , Нью-Йорк, 1913 г.
- ^ Джуреску, стр.62, 269, 273.
- ^ Джуреску, стр. 272-274.
- ^ Преда и Букур, стр.56-57.
- ^ Коркут, Умут (май 2006 г.). «Национализм против интернационализма: роли политических и культурных элит в межвоенной и коммунистической Румынии». Национальные документы . 34 (2). Рутледж : 131–155. дои : 10.1080/00905990600617698 . hdl : 11376/2830 . S2CID 36815615 .
- ^ Jump up to: а б Эдигер, Рут М. (осень 2005 г.). «История института как фактор прогнозирования институционального поведения церкви: примеры католической церкви в Польше, православной церкви в Румынии и протестантских церквей в Восточной Германии». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 39 (3).
- ^ Преда и Букур, стр.58.
- ^ Преда и Букур, стр.58-59.
- ^ Jump up to: а б с д и Адриан Чорояну , На плечах Маркса. Введение в историю румынского коммунизма , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2005, стр.273-274. ISBN 973-669-175-6
- ^ Преда и Букур, стр.59.
- ^ Новая католическая энциклопедия , том 12, с. 332
- ^ Jump up to: а б с Норман Л. Фортер, Деметра Б. Ростовский, Справочник по румынскому языку , издательство Ayer Publishing, Манчестер, Нью-Гэмпшир, 1971, стр. 42. ISBN 0-405-02747-8
- ^ «Армянская католическая церковь» . Британская энциклопедия . 1998 год . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кристиан Василе, «Апостольская нунциатура в Румынии в начале коммунистического режима» , в Annuario. Румынский институт культуры и гуманистических исследований , 4 (2002 г.); получено 26 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Деннис Дж. Данн, Католическая церковь и Россия: Папы, патриархи, цари и комиссары , Ashgate Publishing, Олдершот, стр. 144. ISBN 0-7546-3610-0
- ^ Jump up to: а б с д Имоджен Белл, Центральная и Юго-Восточная Европа, 2004 г. , Routledge , Лондон, 2003 г., стр.24. ISBN 1-85743-186-3
- ^ Орлич, Илеана Александра. «Понимание скрытого религиозного конфликта: пример трений между греко-католической и православной церквями в Румынии». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 42 (4): 409.
- ^ Новая католическая энциклопедия , том 12, с. 334
- ^ Jump up to: а б Associated Press , «Эволюция в Европе; связи с Ватиканом, восстановленные Румынией», в The New York Times , 16 мая 1990 г.
- ^ Новая католическая энциклопедия , том 12, с. 333
Ссылки
[ редактировать ]- Константин К. Джуреску , История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , Литературное издательство , Бухарест, 1966 год. ОСЛК 1279610
- (на румынском языке) Думитру Преда, Мариус Букур, «Румыния – Ватикан. 80 лет дипломатических отношений» , в журнале Magazin Istoric , май 2000 г.
- Штефан Штефанеску, Средневековая история Румынии , Том I, Бухарест, 1991.
- Новая католическая энциклопедия . Том. 12. 2-е изд. Детройт: Гейл, 2003. стр. 329–337. 15 томов. запись: Румыния