Jump to content

Католическая церковь в Боснии и Герцеговине


Католическая церковь в Боснии и Герцеговине
Сербский : Католическая церковь в Боснии и Герцеговине/Католическая церковь в Боснии и Герцеговине
Хорватский : Католическая церковь в Боснии и Герцеговине
Боснийский : Католическая церковь в Боснии и Герцеговине
Тип Национальное устройство
Классификация Католик
Ориентация латинский
Писание Библия
Теология Католическое богословие
Политика епископальный
Управление Конференция епископов Боснии и Герцеговины
Папа Римский Фрэнсис
Члены 341,065 (2021)

Католическая церковь в Боснии и Герцеговине частью всемирной католической церкви под духовным руководством Папы Римского является .

Согласно последней переписи населения 2013 года, в Боснии и Герцеговине проживает 544 114 католиков , что составляет 15,41% населения.

По данным официальной конференции епископов Боснии и Герцеговины, общее количество католиков в Боснии и Герцеговине в 2022 году составляло всего 333 790 человек. [1]

Античность

[ редактировать ]
Цветная карта Хорватии четвертого века.
Митрополии и епархии в конце четвертого века:
  Метрополис Сирмиум
  Епархия Салоны
  епархия Сисская
  Епархия Поетовио
  Епархия Сабарии
Метрополис Сардика
  Виминатумская епархия (Виминациум)
  епархия Скодрская

Христианство пришло в Боснию и Герцеговину в первом веке нашей эры. Святой Павел писал в своем Послании к римлянам , что принес Евангелие Христово в Иллирию . Святой Иероним , Учитель Церкви, родившийся в Стридоне (современная Шуица, Босния и Герцеговина ), также писал, что Святой Павел проповедовал в Иллирии. Считается, что христианство пришло с учениками Павла или с самим Павлом. [2]

После Миланского эдикта христианство быстро распространилось. Христиане и епископы с территории современной Боснии и Герцеговины поселились вокруг двух митрополий, Салоны и Сирмиума . Несколько раннехристианских епархий возникли в четвертом, пятом и шестом веках. Андрия, епископ Бистуэ ( episcopus Bestoensis ), упоминался на синодах в Салоне в 530 и 533 годах. Епископ Андрия, вероятно, имел место в римском муниципалитете Бистуэ-Нова, недалеко от Зеницы . Синод в Салоне решил создать новую епархию Бистуэ-Ветус, отделив ее от епархии Бистуэ-Нова. Несколько епархий также были основаны на юге в Мартари (современный Конич ), Сарсентеруме , Дельминиуме , Балойе и Лаузиниуме. [2]

С распадом Западной Римской империи в 476 году и с опустошением и заселением аварских и славянских племен эта церковная организация была полностью уничтожена.

Средневековая эпоха

[ редактировать ]

После прибытия хорватов на побережье Адриатического моря в начале седьмого века франкские и византийские правители начали крестить их даже вглубь страны, вплоть до реки Дрина . На христианизацию также повлияла близость старых римских городов в Далмации, и она распространилась от побережья Далмации вглубь Герцогства Хорватии . Эта территория управлялась архиепископами Сплита, преемниками архиепископов Салоны, которые пытались восстановить древнюю Дувненскую епархию. Северная Босния входила в состав Паннонско-Моравского архиепископства, основанного в 869 году святым Мефодием Салоникским . [3]

Требинская епархия была первой епархией в этой области, основанной в средние века. Впервые упоминается во второй половине X века во время понтификата папы Григория V. [4]

Цветная карта Боснии и Далмации XV века.
Католические епархии в Боснии и Далмации в 15 веке.

Епархия Боснии была основана в 11 веке. На основании Provinciale Vetus , сборника исторических документов, опубликованного в 1188 году, он впервые упоминается как подчиненный Архиепископии Сплита и второй раз как часть Архиепископии Рагузы . Предположительно епархия возникла между 1060 и 1075 годами. [5]

В то время в средневековой Боснии существовала Боснийская церковь , обвиненная в ереси. Первыми миссионерами, получившими исключительное право на миссионерскую работу и инквизицию в средневековой Боснии, были доминиканцы . [6] Любой священник, использовавший в литургии родной язык, мог заподозрить ересь. По этой причине в 1233 году папа Григорий IX низложил епископа Владимира и назначил его преемником Иоанна Немецкого, который также был монахом-доминиканцем. После того, как резиденция епископа Боснии была перенесена в Джаково в 1247 году, влияние доминиканцев в Боснии начало уменьшаться. [7]

Францисканцы . также присутствовали в средневековой Боснии с начала 13 века Папа Николай IV , который также был францисканцем, предоставил им в 1291 году юрисдикцию над инквизицией в Боснии вместе с доминиканцами. Эти права им подтвердил Папа Бонифаций VIII . С этого времени доминиканцы и францисканцы конкурировали за исключительное право на миссионерскую работу и инквизицию в Боснии. Наконец, именно Папа Иоанн XXII в 1327 году предоставил францисканцам эти исключительные права. С этого времени влияние доминиканцев значительно уменьшилось, а с османским завоеванием в 15 веке оно и вовсе сошло на нет. Ни один из этих религиозных орденов не пытался обучать местное светское духовенство, а вместо этого боролся за влияние в стране. [7]

Даже после этого францисканцы уделяли мало времени обучению местного светского духовенства. Вместо этого боснийский викарий Фра Бартул из Оверни пытался привлечь иностранных францисканцев к миссионерской работе. [8] Францисканцы получили ряд привилегий, включая выборы провинциалов, апостольских посетителей, викариев и епископов. [9]

Османская эпоха

[ редактировать ]
Внешний вид каменной мечети
Церковь Святого Антония была преобразована в мечеть (Фетхия) после османского завоевания Бихача в конце 16 века .

Раскол Боснии и Герцеговины между королевствами Хорватия и Босния перешел под власть Османской империи в 15 и 16 веках. Христианские подданные Османской империи имели статус «защищенного лица» или «людей зиммы » , который гарантировал им их владения и работы в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, если они оставались верными османскому правительству. Христианам не разрешалось протестовать против ислама, строить церкви или создавать новые церковные учреждения. Государственную и гражданскую службу несли мусульмане. [10]

Небольшая каменная церковь на склоне холма
Церковь Святого Михаила в Вареше , кантон Центральная Босния (перестроена в 1819 году на фундаменте средневековой церкви), является старейшей до сих пор сохранившейся католической церковью в Боснии и Герцеговине. [11]

Как часто молятся боснийские католики [12]

  Несколько раз в день (20%)
  Один раз в день (38%)
  Несколько раз в неделю или один раз в неделю (21%)
  Несколько раз в месяц или редко (16%)
  Никогда (3%)
  Не знаю/Отказался (2%)

Восточная православная церковь занимала лучшее положение в Османской империи, чем другие религии. Поскольку папа был политическим противником империи, католики подчинялись православным. В отличие от православных митрополитов и епископов, католические епископы не признавались церковными сановниками. Османское правительство признало лишь некоторые католические общины, особенно в крупных городах с сильным католическим торговым населением. Власти выдавали им ахиднамес — документы, удостоверяющие личность, гарантирующие им свободу передвижения (священникам), религиозные обряды, имущество и освобождение от налогов для получателей благотворительной помощи. Мехмед Завоеватель выдал боснийским францисканцам два таких документа – первый после завоевания Сребреницы в 1462 году, а второй – во время военной кампании в Королевстве Босния в 1463 году. Последний, выпущенный в османском военном лагере Милодраж (на дорога, соединяющая Високо и Фойницу ), была известна как Ахднаме Милодража или Ахднаме Фойницы. Условия гарантии часто не выполнялись; Православное духовенство попыталось передать часть своих налоговых обязательств католикам, что привело к спорам между православным духовенством и францисканцами в османских судах. [10]

Число католиков в Боснии под властью Османской империи неизвестно. На основании путевой литературы считается, что в первой половине XVI века католическое население всё ещё составляло большинство. Сербов, пришедших с востока, также считали католиками, а турецкие солдаты в основном составляли исламское население. По словам апостольского посетителя Питера Масаречи, в 1624 году католики составляли около четверти населения, а мусульмане - большинство. В 17 веке католики опустились на третье место по численности населения Боснии и Герцеговины, где они и остаются сегодня. [10]

Восстановление церковной иерархии

[ редактировать ]

Попытки Римской курии установить регулярную церковную иерархию в Боснии и Герцеговине существовали с XIII века. [13] Однако по политическим причинам, а также из-за противодействия францисканцев эти попытки провалились. [14]

Францисканцы выступили против попыток местных епископов ввести светское духовенство в боснийские приходы. [15] и даже обратились за помощью к османам, чтобы вытеснить их из страны. [16]

В 1612 и 1618 годах Рим посылал Бартола Кашича , иезуита из Дубровника, чтобы сообщить о ситуации на землях, находящихся под властью Османской империи в Юго-Восточной Европе. Кашич написал Папе еще в 1613 году, заявив, что «если Ваше Святейшество не предпримет каких-либо эффективных мер, чтобы боснийские монахи не препятствовали лицам, посланным вашим Святейшеством, никто не сможет убедиться, что они не передадут им к туркам с обычной и необычной клеветой. Они знают, как много они могут сделать в сердцах турок, чтобы эксплуатировать деньги бедных священников». [17]

Глава Конгрегации евангелизации народов Урбанус Черри в 1676 году писал Папе Иннокентию XI , что францисканцы в Боснии «самые богатые во всем Ордене, но также и самые распущенные и что они противостоят светскому духовенству в Боснии». опасения за оплату содержания священников из приходов, при которых они содержат свои монастыри, и что, несмотря на все приказы из Рима, невозможно будет ввести светское духовенство в Боснии, потому что францисканцы вызовут противодействие со стороны турок против светское духовенство». [18]

В 19 веке францисканцы выступили против попыток местных епископов Рафаэля Баришича и Мариана Шунича , оба из которых были францисканцами, открыть семинарию для обучения светского духовенства. Так называемое дело Баришича длилось 14 лет, с 1832 по 1846 год, и привлекло внимание в Риме , Стамбуле и Вене . [19]

После того, как в 1878 году Боснийский вилайет перешел под власть Австро-Венгрии, Папа Лев XIII восстановил церковную иерархию вилайета . В своем апостольском послании Ex hac augusta с четырьмя епархиями от 5 июля 1881 года Лев учредил церковную провинцию в Боснии и Герцеговине и отменил предыдущие апостольские викариаты . Сараево , бывшая Врхбосна , стало резиденцией архиепархии и митрополии. Его суфражистские епархии стали новыми епархиями Баня-Луки и Мостара , а также существующей епархией Требине-Мркан . Поскольку бывшая Дувнонская епархия входит в состав Мостарской епархии, в память об этом епископ Мостара получил титул епископа Мостар-Дувно. [20] Хотя кафедральный капитул был немедленно учрежден во Врхбосне, дополнительное время было предоставлено для его учреждения в других епархиях. [20] В письме венскому нунцию Серафино Ваннутелли в марте 1881 года Иосип Юрай Штроссмайер , епископ Боснии или Джаково и Шриема , написал, что необходимо создание новых епархий; однако он выступал против создания митрополии в Боснии, поскольку она не была бы связана с католической церковью в Хорватии . [3]

Австро-Венгерское правление

[ редактировать ]

В переговорах между Святым Престолом и Австро-Венгрией императором Австрии последнее слово в назначении епископов было за . Епархиальное духовенство и францисканцы (некоторые из немногих священнослужителей в Боснии и Герцеговине в эпоху Османской империи) присутствовали. Йосип Стадлер , профессор богословия Загребского университета , был назначен архиепископом Врхбосны, а епархии Мостара и Баня-Луки были переданы францисканцам Пашкалу Буконичу и Мариану Марковичу . Чтобы защитить епархиальных священников, Стадлер попросил Святой Престол удалить францисканцев из всех приходов. Святой Престол постановил, что в 1883 году францисканцы должны были передать часть своих приходов архиепископу; к концу века около трети бывших францисканских приходов принадлежали местным епископам. Архиепископ искал еще несколько приходов, что создало напряженность. [10]

Под властью Австро-Венгрии число католиков увеличилось примерно на 230 000, в основном за счет иммиграции из других частей империи. Общее число иммигрантов составило около 135 000, из них 95 000 были католиками. Треть иммигрантов-католиков были хорватами, а 60 000 — чехами , словаками , поляками , венграми , немцами и словенцами . [10]

10
20
30
40
50
  •   Православные христиане
  •   Мусульмане-сунниты
  •   католики

Межвоенный период

[ редактировать ]

Королевство Югославия было образовано 1 декабря 1918 года из Государства словенцев, хорватов и сербов , образовавшегося в результате слияния территорий Австро-Венгерской империи с ранее независимым Королевством Сербия . Хотя мнения католиков в Боснии и Герцеговине разделились по поводу союза с Сербией после объединения, католические епископы (включая Стадлера) призвали священников и мирян быть лояльными новому правительству. По их мнению, в новом государстве хорваты будут иметь национальные права, а церковь будет свободной. Когда этого не произошло, отношения между церковью и государством охладились, а духовенство оказало сопротивление правительству. [21]

Ожидалось, что Иван Шарич будет назначен преемником Штадлера после его смерти, но правительство Белграда и францисканцы в Боснии выступили против него из-за его сходства со Штадлером. 2 мая 1922 года Шарич был назначен архиепископом Врхбосны. [21]

При коммунизме

[ редактировать ]
Уличная доска с множеством фотографий священников
Дань уважения францисканцам, убитым в Герцеговине коммунистами во время Второй мировой войны.

Идеологический конфликт между христианством и марксистской философией в Боснии и Герцеговине в годы Второй мировой войны и в эпоху коммунистической Югославии перерос в противостояние между коммунистическим движением и католической церковью. Под руководством Коммунистической партии Югославии во время и после войны были убиты 184 священника, в том числе 136 священников, 39 семинаристов и четыре брата ; пять священников умерли в коммунистических тюрьмах. Больше всего пострадали францисканские провинции Герцеговина и Босна-Сребрена 121 монах . , где был убит [22] в феврале 1945 года Во время захвата партизанами Мостара и Широки-Бриега 30 монахов монастыря в Широки-Бриеге (в том числе 12 профессоров и директор францисканской гимназии) были убиты. [23]

Преследование священников, мирян и церкви стало организованным после войны, были опубликованы книги, связывающие католическую церковь с фашистским режимом усташей и западными державами , чтобы оправдать преследование. Коммунисты проигнорировали сотрудничество 75 католических священников с югославскими партизанами . [24]

Столкнувшись с враждебностью со стороны югославских коммунистических властей после ВторойВо время мировой войны епископы встретились в Загребе и 20 сентября 1945 года опубликовали пастырское письмо католических епископов Югославии, протестуя против несправедливости, преступлений, судебных процессов и казней. Они защищали невинных священников и мирян, отмечая, что не хотят защищать виновных; число действительно виновных считалось небольшим.

Мы признаем, что были некоторые священники, которые, соблазнившись националистическим патриотизмом, нарушили священный закон христианской справедливости и любви и поэтому заслуживают суда земного правосудия. Однако мы должны отметить, что число таких священников более чем ничтожно и что серьезные обвинения, которые выдвигались в прессе и на митингах против значительной части католического духовенства в Югославии, должны быть включены в тенденциозные попытки обмануть общественность, осознающую ложь, и подорвать репутацию Католической Церкви... [22]

Фасад современной церкви
Собор Святого Бонавентуры в Баня-Луке

Землетрясение , произошедшее в районе Баня-Луки в октябре 1969 года, значительно повредило собор Баня-Луки, который пришлось снести. нынешний современный шатровый собор. В 1972 и 1973 годах на его месте был построен [25]

Боснийская война

[ редактировать ]

В августе 1991 года, когда началась война в Хорватии и начиналась в Боснии и Герцеговине, архиепископ Пулич и епископы Комарица и Джанич обратились к властям, религиозным общинам и международному сообществу с призывом сохранить Боснию и Герцеговину как государство и предотвратить войну. Однако епископы разошлись во мнениях по поводу внутренней организации Боснии и Герцеговины. Джанич считал, что каждая этническая группа должна иметь отдельную административную единицу внутри страны, но Пулич и руководство францисканской провинции Боснии-Аргентины настаивали на едином государстве без разделений. В 1994 году архиереи потребовали обеспечить права всех наций в стране в целом. Они выступили против разделения Боснии и Герцеговины на государства, поскольку католические религиозные, священные и культурные объекты остались бы в основном за пределами территории, предоставленной хорватам. Они также опасались разрушения установленных епархиальных границ епархий, что могло бы иметь политические последствия. [26]

По всей Боснии католические церкви были разрушены мусульманскими и сербскими вооруженными силами. По некоторым источникам, общее количество полностью разрушенных католических построек составляет 188, сильно поврежденных 162 и поврежденных 230. Из этих цифр 86 процентов из «полностью разрушенных» были отнесены к сербским силам и 14 процентов к мусульманским силам, из «серьезно поврежденных» 69 процентов были отнесены к сербским силам и 31 процент к мусульманским силам, а в «поврежденных» силах 60 процентов этой категории принадлежало сербским силам, а 40 процентов - мусульманским силам. [27] Но цифры могут быть намного больше, как показано в таблице ниже.

Общее количество разрушенных католических религиозных объектов в Боснии и Герцеговине [28]
Разрушен мусульманскими экстремистами Разрушен сербскими экстремистами Повреждён мусульманскими экстремистами Повреждён сербскими экстремистами Всего уничтожено за время войны Всего повреждено во время войны Общий
церкви 8 117 67 120 125 187 312
часовни 19 44 75 89 63 164 227
дома духовенства 9 56 40 121 65 161 226
монастыри 0 8 7 15 8 22 30
кладбища 8 0 61 95 8 156 164
Общий 44 225 250 481 269 731 1000

Современная история

[ редактировать ]

Визит Папы Иоанна Павла II 23 июня 2003 года в Баня-Луку и Боснию и Герцеговину для беатификации Ивана Мерца помог привлечь внимание католиков всего мира к необходимости реконструкции церкви в стране; [29] разрушение церквей и часовен было одной из самых заметных ран войны 1992–1995 годов. Только в Баня-Лукской епархии было разрушено 39 церквей и серьезно повреждено 22. Девять часовен были разрушены и 14 повреждены; два монастыря были разрушены и один серьезно поврежден, как и 33 кладбища. [29]

были обнаружены и захоронены останки монаха Максимилияна Юрчича, убитого партизанами 28 января 1945 года В 2009 году в Широки Бриеге . [30] [31] Среди присутствовавших на его похоронах был Любо Юрчич (племянник монаха) и генеральный консул Хорватии в Мостаре Велимир Плеша. [32]

Иерархия

[ редактировать ]
Цветная епархиальная карта
Католические епархии в Боснии и Герцеговине:
  Архиепископия Врхбосна
  Епархия Баня-Луки
  Епархия Мостар-Дувно
  Епархия Требинье-Мркан
  Епархия Госпич-Синь (Завальский приход)
  Шибеникская епархия (село Уништа)

Церковь в Боснии и Герцеговине имеет одну провинцию : Сараево. Имеется одна архиепископия и 3 епархии , которые делятся на архидьяконства , благочиния и приходы .

Провинция епархия Примерная территория Кафедральный собор Создание
Сараево
Архиепископия Врхбосна
Архиепископия Врхбосненсис или Серайенсис
Центральная Босния , Семберия , Посавина , Подринье Собор Святого Сердца 5 июля 1881 г.
Епархия Баня-Луки
Епархия Баниалученсиса
Босанска Краина , Трополье , Дони Краеви, Пунье Собор Святого Бонавентуры 5 июля 1881 г.
Епархия Мостар-Дувно
Епархия Мандентриенсис-Дульминенсис
Герцеговина , Верхнее Подринье Собор Марии, Матери Церкви 14 век (первоначально как Дувеннская епархия )
Епархия Требинье-Мркан
Трибуно-Марканская епархия
Южная и Восточная Герцеговина Собор Рождества Богородицы 984
- Военный ординариат Боснии и Герцеговины
Военный ординариат в Боснии и Герцеговине
Босния и Герцеговина 1 февраля 2011 г.

Приход Завалье находится Госпич-Сеньской епархии в Боснии и Герцеговине. В стране есть две францисканские провинции: францисканская провинция Успения Пресвятой Девы Марии , базирующаяся в Мостаре , и францисканская провинция Босна-Сребрена , базирующаяся в Сараево .

Отношения

[ редактировать ]

Согласно опросу Pew Research, проведенному в 2017 году, католики в Боснии и Герцеговине преимущественно поддерживают позицию Церкви по моральным и социальным вопросам: 54% респондентов посещают мессу каждую неделю, 58% считают, что позиция Церкви в отношении контрацепции не должна меняться, 69% поддерживают позицию церкви в отношении рукоположения женщин, 71% считают, что аборты должны быть незаконными в большинстве случаев, 83% практикуют пост в определенные дни и 90% поддерживают позицию церкви в отношении однополых браков. [33]

Крытый храм под открытым небом с местами для отдыха
Меджугорье
Каменная церковь на склоне горы с толпой снаружи
Церковь Богоматери в Олово
Простая белая церковь на склоне холма
Церковь Иоанна Крестителя (2007 г.)
Современная церковь с башней с часами
Церковь Святого Леопольда в Маглае

Королева мира, Меджугорье

[ редактировать ]

Меджугорье , деревня в Герцеговине и приход в епархии Мостар-Дувно , было местом предполагаемых явлений Девы Марии с 24 июня 1981 года. Вскоре оно стало местом паломничества отдельных лиц и молитвенных групп. Это явление официально не признано католической церковью. [34] В марте 2010 года Святой Престол объявил, что он учредил комиссию под эгидой Конгрегации доктрины веры во главе с кардиналом Камилло Руини для оценки явлений. [35]

Богоматерь Олово

[ редактировать ]

Церковь Успения в Олово является местом паломничества Мариан, а ее храм Богоматери хорошо известен в юго-восточной Европе . Согласно записи 1679 года, его посетили паломники из Боснии, Болгарии , Сербии , Албании и Хорватии . Наиболее популярен он в праздник Успения 15 августа. есть две картины Марии В храме XVIII века . До 1920 года церковь Санта-Мария Пламбенсис принадлежала францисканцам в Илоке ; позже проводился в Петричеваце и Сараево , в 1964 году он был перенесен в Олово. Картина Габриэля Юркича 1954 года была основана на описании более старой картины, местонахождение которой в то время было неизвестно.

Святой Иоанн Креститель, Подмилячье

[ редактировать ]

Храм Святого Иоанна Крестителя в Подмилаче – одна из старейших святынь Боснии и Герцеговины. Деревня Подмилачье, в 10 километрах от Яйце , впервые упоминается в документе 1461 года королём Степаном Томашевичем ; в то время церковь, вероятно, была построена недавно. Это единственная средневековая церковь в Боснии, которая осталась церковью.

Храм Святого Леопольда Мандича в Маглае

[ редактировать ]

Маглай — город в центральной Боснии в долине Босны недалеко от Добоя . Впервые он упоминается 16 сентября 1408 года в грамоте ( sub castro nostro Maglay ) венгерского короля Сигизмунда . Приход Маглай был восстановлен в 1970 году и построен дом приходского священника. Осенью 1976 года была снесена полуразрушенная церковь Святого Антония, построенная в 1919 году. Строительство новой церкви и храма святого Леопольда Мандича началось следующей весной, а 15 мая освятили ее фундамент. 17 июня 1979 года был освящен храм святого Леопольда Богдана Мандича в Маглае.

Апостольская нунциатура

[ редактировать ]

Апостольская нунциатура в Боснии и Герцеговине — церковная должность Католической Церкви в Боснии и Герцеговине. Офис нунциатуры находится в Сараево с 1993 года. Первым апостольским нунцием в Боснии и Герцеговине был Франческо Монтериси , служивший с июня 1993 года по март 1998 года. Нынешним нунцием является Его Высокопреосвященство Франциск Ассизи Чулликатт , который был назначен Папа Франциск 1 октября 2022 года. [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Церковная статистика в Боснии и Герцеговине с 2021 по 2022 год» .
  2. ^ Перейти обратно: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Босния и Герцеговина» . www.newadvent.org . Проверено 12 марта 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Шанек, Франьо (1996). в Христианство хорватских регионах (на хорватском языке). Загреб: Кршачнская сашноште.
  4. ^ «Епископ Требинье-Мрканский» . md-tm.ba/ . Епархия Мостар-Дувно и Требине-Мркан . Проверено 4 августа 2017 г.
  5. ^ OSJ 1975 , с. 134.
  6. ^ Перич 2002 , стр. 36.
  7. ^ Перейти обратно: а б Перич 2002 , стр. 37.
  8. ^ Перич 2002 , стр. 38–39.
  9. ^ Перич 2002 , стр. 41.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Василь, Снежана; Джая, Сречко; Караматич, Марко; Вукшич, Томо (1997). в Боснии и Герцеговине Католицизм ( на хорватском языке). Сараево: HKD Напредак.
  11. ^ «Старая церковь» . zupavares.com . Варешская волость . Проверено 7 мая 2016 г.
  12. ^ https://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/09154356/Central-and-eastern-Europe-Topline_FINAL-FOR-PUBLICATION.pdf . [ пустой URL PDF ]
  13. ^ Джая 2002 , стр. 46.
  14. ^ Перич 2002 , стр. 54–61.
  15. ^ Перич 2002 , стр. 43, 49.
  16. ^ Перич 2002 , стр. 44, 47.
  17. ^ Перич 2002 , стр. 43–44.
  18. ^ Перич 2002 , стр. 42.
  19. ^ Перич 2002 , стр. 58–59.
  20. ^ Перейти обратно: а б Лев XIII, Ex hac augusta
  21. ^ Перейти обратно: а б Голужа, Божо (1995). Католическая церковь в Боснии и Герцеговине 1918-1941 гг . Мостар: Теологический институт Мостара.
  22. ^ Перейти обратно: а б Лучич, Иван (20 ноября 2011 г.). «Преследование католической церкви в Боснии и Герцеговине во время коммунистического режима (1945–1990)» . Хорватская христианская периодика . 36 : 105–144 . Проверено 6 мая 2016 г.
  23. ^ Панджич, Базилие (2001). ( на хорватском языке Герцеговинские францисканцы семь веков с людьми ). Мостар-Загреб: Зирал.
  24. ^ Петешич, Кирил (1982). Католическое духовенство в НОБ 1941–1945 [ Католическое духовенство в Национально-освободительном движении ] (на хорватском языке). Загреб: ВПА.
  25. ^ «Приход Баня-Луки» . biskupija-banjaluka.org . Епархия Баня-Луки . Проверено 6 мая 2016 г.
  26. ^ Кристо, Юре (июнь 2015 г.). «Католическая церковь в Боснии и Герцеговине (1991–1995)» . Хорватская христианская периодика . 39 : 197–227 . Проверено 14 мая 2016 г. .
  27. ^ Валасек, Хелен (2015). Босния и уничтожение культурного наследия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 153.
  28. ^ Разрушенные и поврежденные католические церкви и религиозные здания в Боснии и Герцеговине во время войны 1991–1995 гг. (оригинальное название: Разрушенные и поврежденные католические церкви и религиозные здания в Боснии и Герцеговине во время войны 1991–1995 гг.), Слободан Праляк, стр. 39, 2009 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Поездка Папы помогла подчеркнуть тяжелое положение. Архивировано 4 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Широки Бриег: Захороненные останки о. Максимилияна Юрчича. Архивировано 2 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
  31. Месса в честь 66 убитых герцеговинских францисканцев , Католическое агентство печати Загреба.
  32. ^ ФРА МАКСИМИЛИАН ПОХОРОНЕН В УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ BL. ДЕВА МАРИЯ. Архивировано 19 апреля 2010 г. в Wayback Machine.
  33. ^ http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/05/09154356/Central-and-eastern-Europe-Topline_FINAL-FOR-PUBLICATION.pdf . [ пустой URL PDF ]
  34. ^ «Ватикан расследует заявления о явлениях в Медугорье» . Рейтер . 17 марта 2010 г. Проверено 14 мая 2013 г.
  35. ^ «Святой Престол подтверждает создание Комиссии Меджугорья» . Католическое информационное агентство (ACI Prensa). 17 марта 2010 г.
  36. ^ «Апостольская нунциатура Боснии и Герцеговины» . gcatholic.org . GCкатолик . Проверено 18 мая 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0dd63593c25e7debac28521c2d825b80__1722408660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/80/0dd63593c25e7debac28521c2d825b80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)