Католическая церковь в Литве
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь в Литве ( литовский : Katalikų Bažnyčia Lietuvoje частью всемирной католической церкви под духовным руководством Папы Римского ) является . Литва – самая северная страна в мире с католическим большинством. [2] Папа Пий XII в 1939 году присвоил Литве титул «самого северного форпоста католицизма в Европе». [3] [4]
Среди стран Балтии Литва является страной с самым высоким процентом католического населения. [5] Почти три четверти (74,19%) населения Литвы , согласно переписи 2021 года, идентифицировали себя как католики. [6] Страна разделена на восемь епархий, включая две архиепархии и военный ординариат . [7]
Святой Казимир (Казимирас, 1458–1484) – единственный канонизированный святой Литвы. Он покровитель страны и литовской молодежи. Архиепископ Юргис Матулайтис-Матулявичюс (1871–1927) был беатифицирован в 1987 году. [8]
История
[ редактировать ]Средневековье ( ок. 1000–1500 )
[ редактировать ]11 век
[ редактировать ]Миссионерский епископ Кверфуртский святой Бруно принял мученическую смерть в 1009 году за проповедь христианской веры. [9] Некоторые историки пишут, что он был замучен литовцами, но Зигмас Зинкявичюс оспаривает это и говорит, что Бруно был убит в землях, населенных ятвягами . [10] название Литвы . Благодаря этому впервые было упомянуто [11]
13 век
[ редактировать ]Католицизм начал распространяться в Литве в 13 веке. [12] Орден доминиканцев и францисканцы начали утверждаться в Литве во время правления Миндаугаса ( годы правления 1230–1263 ). [13] [14] Доминиканский святой Гиацинт прибыл в Литву в 1231 году. [13] В 1251 году литовская делегация, посланная литовским правителем Миндаугасом, сообщила Папе Иннокентию IV , что Миндаугас хотел бы креститься как католик . [15] [16] Папа с энтузиазмом принял обращение литовцев, написав даже шесть папских булл . по этому поводу [16] В первой половине 1251 года Миндаугас и многие его подданные, в том числе часть литовской знати , были крещены как католики. [16] [17]
Крещение правителя означало, что Литва стала официально католической страной, получившей международное признание уже в 1250-х годах. [15] [16] Папа обязал епископа Кульма Гейденрайха короновать Миндаугаса королевской короной от имени Папы. [16] 6 июля 1253 года Миндаугас был коронован королем Литвы , а Морта стала королевой Литвы . [16] 21 августа Папа назначил священника Тевтонского ордена Кристиана епископом Литвы, тем самым учредив Литовскую епархию. [18] По мнению литовского епископа Йонаса Боруты , «отдельная епархия, непосредственно подчиненная Папе, — это уже значительный шаг для создания церковной провинции, и в Литве времен Миндаугаса (если бы не досадные политические события — убийство Миндаугаса) и т. д.) имелись все условия и для учреждения церковной провинции.». [19]
После убийства Миндаугаса Трениота , правивший Литвой около года после прихода к власти в 1263 году, начал гонения на христиан. [12] В 1264 году, после убийства Трениоты, Литвой правил сын Миндаугаса Вайшвилкас ( годы правления 1264–1267 ), а затем зять Миндаугаса Шварн ( годы правления 1267–1269 ), оба были православными. [12] Последний погиб во время борьбы за власть в Литве, и последующие великие князья литовские были язычниками. [12]
14 век
[ редактировать ]В XIV веке языческие правители Литвы, например, Витенис и Гедиминас, строили католические церкви и приглашали в Литву католических священников и монахов. [20] Великие литовские князья-язычники Витенис ( годы правления 1295–1316 католическую церковь ) построили в Наугардукасе и попросили двух францисканцев управлять ею, но рыцари Тевтонского ордена разрушили церковь. [12]
Правило Гедимина (1316–1341)
[ редактировать ]Преемник Витениса, Гедиминас ( годы правления 1316–1341 ), который также был язычником, заключил союз с рижским архиепископом против Тевтонского ордена. [12] С момента заключения первого союза в 1298 году рижские францисканцы и доминиканцы могли свободно действовать в Литве. [12] Позднее архиепископ Рижский Фридрих фон Пернштейн захотел основать в литовских городах францисканские и доминиканские монастыри, и это ему удалось. [12] В поместьях Гедиминаса действовали францисканцы и доминиканцы. [12] В Вильнюсе были построены две церкви: одна для доминиканцев, другая для францисканцев. [12] В Наугардукасе также была францисканская церковь. [12] Воодушевленный этими монахами и преследуя политические цели, Гедиминас написал письмо Папе в 1322 году, обещая стать католиком. [12] письма настоятелям монастырей Западной В 1323 году Гедиминас написал Европы и пригласил священников, монахов и мирян-христиан приехать в Литву, обещая им свободу вероисповедания . [12]
Папа пообещал отправить своих легатов к Гедиминасу в июне 1324 года, и осенью они прибыли в Ригу. [12] Они послали своих представителей к Гедиминасу, но он отказался креститься и сделал вид, что ничего не знает о своем обещании креститься. [12] Он обвинил в этом францисканца, написавшего письмо Папе. [12] Тем не менее монахи продолжали распространять католицизм в Литве. [12]
Соправление Альгирдаса и Кястутиса (1345–1377)
[ редактировать ]Сыновья Гедиминаса Альгирдас и Кястутис , соправители Литвы с 1345 по 1377 год, всю свою жизнь оставались язычниками. [12] Альгирдас, женившийся на княгине Марии Витебской в 1318 году, унаследовал Витебское княжество в 1320 году, разрешил своим детям креститься в православии и основал Литовскую православную митрополию на русских землях, находившихся под властью Литвы. [12] , поощряли Кястутиса Папа, а также короли Польши и Венгрии, например король Польши Казимир III принять крещение. [12]
В 1351 году король Венгрии Людовик I (который позже стал королем Польши) хотел, чтобы Кястутис крестился. [12] Он согласился креститься при условии, что король Венгрии Людовик I вернет ему земли, захваченные Тевтонским орденом, и обеспечит коронацию Кястутиса; обе стороны подтвердили договор клятвами , но Кястутис остался некрещеным. [12]
Император Карл IV, император Священной Римской империи , в 1358 году отправил послов к Альгирдасу и Кястутису, призывая их перейти в католицизм. [12] Литовские соправители обещали принять крещение при условии, что завоеванные Орденом земли будут возвращены Литве, а сам Орден будет перенесен на восток для борьбы с золотоордынскими татарами. [12] Условия не были приняты, поэтому их не крестили. [12] Хотя Кястутис всю жизнь оставался язычником, его дочь Дануте крестилась, когда она вышла замуж за мазовецкого герцога Варшавского Януша I в 1370-х годах. [12] Попытки папы Григория XI крестить Литву в 1373 году также не увенчались успехом. [12]
Гражданские войны в Литве (1381–1384; 1389–1392)
[ редактировать ]Великие князья литовские Ягайла , сын Альгирдаса, и Витаутас Великий , сын Кястутиса, стремились обеспечить крещение Литвы. [12] 31 октября 1382 года Ягайло заключил с Тевтонским орденом свое крещение по Дубисскому договору . [12] В этом договоре Ягайла пообещал Тевтонскому ордену Жемайтию до реки Дубиса в обмен на помощь против Кястута и Витаутаса и пообещал креститься вместе со своими подчиненными в течение 4 лет. [12] Когда в следующем году Ягайло не ратифицировал договор, Орден начал поддерживать Витаутаса. [12] Витаутас был крещен католиком с именем Виганд 21 октября 1383 года в Тепляве . [12] Витаутас обещал Тевтонскому ордену Жемайтию до Невежиса и получил под управление 3 замка у реки Нямунас . [12]
По Кревскому акту 1385 года Ягайло принял предложение польской знати жениться на королеве Польши Ядвиге , дочери Людовика I Венгерского, короноваться как король Польши и принять римско-католическую веру. [12] Итак, Ягайла крестился 15 февраля 1386 года как Ладислав в Кракове вместе с несколькими братьями и его двоюродным братом Витаутасом, которого крестили как Александра . [12] В 1387 году Ягайло в сопровождении епископа Анджея Ястшембеца прибыли в Вильнюс, где им помогли литовскоязычные францисканцы. [12] Литва, прежде всего Аукштайтия , была крещена еще раз в 1387 году по инициативе великих князей Ягайлы и Витаутаса . [21] Привилегия Ягайлы от 17 февраля 1387 года гарантировала, что Виленский собор будет обеспечен, а Вильнюсская епархия была основана 12 марта 1388 года под руководством Папы Урбана VI . [22] Ягайло лично участвовал в строительстве церквей в Майшягале , Мядининкай , Оболцае и других местах, а также учредил капитул, состоящий из настоятеля , декана и 10 каноников . [12] Большую часть духовенства составляли поляки. [12] Были основаны первые францисканские монастыри. [14]
15 век
[ редактировать ]Делегация жемайтийской знати прибыла на Констанцский собор в 1417 году, где стремилась доказать, что Ягайла и Витаутас обеспечивают крещение жемайтийцев, и требовала, чтобы Жемайтия осталась под властью Витаутаса. [12] Кроме того, жемайтийская делегация просила, чтобы будущая епархия в Жемайтии была создана под надзором епископов Виленского и Львовского . [12] Когда Тевтонский орден запретил делегации, сформированной Констанцским собором, поехать крестить Жемайтию, это сделали епископы Виленский и Львовский. [12] Крещение Жемайтии произошло в 1417 году. [23] со Жемайтийская епархия штаб-квартирой в Мядининкай была основана в 1421 году при папе Мартине V. [12] Также существовала глава, состоящая из 6 канонов, и Матфий Тракайский был рукоположен в сан первого епископа Жемайтийского . [12] Обе епархии, Виленская и Жемайтийская, до 1795 года принадлежали церковной провинции Гнезно. [20]
С помощью таких правителей, как Витовт, Ягайло и других, количество церквей в Литве быстро росло. [12] К концу XIV века в Вильнюсской епархии насчитывалось 17 церквей, из них 5 находились в самом Вильнюсе. [12] По данным польского историка Ежи Охманского , к 1392 году было основано 10 приходов, а к моменту смерти Витовта Великого в 1430 году по всему Великому княжеству Литовскому насчитывалось 27 приходов. [22] К концу 15 века насчитывалось 109 церквей по всей Литве, 91 в Вильнюсской епархии и 18 или 19 церквей в Жемайтийской епархии, из которых 7 были основаны самим Витаутасом. [12] [24] С тех пор и до середины XVI века в Вильнюсской и Жемайтийской епархиях было построено соответственно 103 и 38 церквей. [12] Около 1500 г. в Вильнюсской епархии было 130 церквей. [25]
В то время как создавались епархии, церкви в основном строились и основывались правителями, а затем магнатами и дворянами. [12] В фондах правителей за церковью обычно закреплялась земля, доходы от которой позволяли содержать приходское духовенство и постройки, а в фондах дворян - фонды и церковные принадлежности. [12] Благородные основатели церквей и их наследники обычно также наследовали Jus патронатус , который гарантировал, что приход будет обеспечен священнослужителем. [12]
Раннее Новое время (1500–1795)
[ редактировать ]16 век
[ редактировать ]В 1501 году Эразм Цёлек , священник Виленского собора, объяснил Папе , что литовцы сохраняют свой язык и обеспечивают ему уважение ( Linguam propriam observant ), но они также используют русинский язык из соображений простоты, потому что на нем говорят почти половина Великого княжества Литовского. [27]
В XVI веке, после упадка русинского языка в пользу польского в Великом княжестве Литовском, литовский язык укрепил свои позиции в Литве благодаря реформам, в том числе религиозным, которые позволили низшим слоям литовского дворянства участвовать в общественной жизни. -политическая жизнь государства. [27] В 1599 году Микалоюс Даукша опубликовал свой «Постил» , в предисловии к которому отметил, что ситуация с литовским языком улучшилась, и поблагодарил епископа Меркелиса Гедрайтиса за его труды. [27]
В 1530–40 началось распространение Реформации и гуманистических в Великое княжество Литовское из Малой Литвы идей . [12] [20] В середине 16 века в Литве распространился протестантизм, и хотя первоначально преобладало влияние лютеран , впоследствии преобладало влияние кальвинистов . [9] Около 1570 года Реформация достигает своего апогея в Великом княжестве Литовском. [12] [20] В этот период активизировалась просветительская деятельность, создание школ, книгоиздание. [12] [20] Например, первой печатной книгой на литовском языке стал « Катехизис» Мартинаса Мажвидаса , лютеранского пастора, 1547 года. [9]
В период Контрреформации Католическая церковь начинает активнее бороться с арианством и другими формами протестантизма. [12] [20] В то время протестантские церкви и школы были закрыты, а большая часть литовского дворянства, в первую очередь Радвила ветвь семьи Несвижская , из которой происходили Микалоюс Криступас Радвила Нашлайтелис и кардинал Юргис Радвила , обратились в католицизм. [12] [20]
В 1569 году по инициативе епископа Валерионаса Протасявичюса в Вильнюс были приглашены иезуиты . [9] Приехав в географически далёкую Прибалтику , испанцы , итальянцы , немцы , а также некоторые из первых польских иезуитов начали изучать местные языки. [28] Иезуиты выучили литовский язык в 1570-х годах, а первыми иностранцами, выучившими литовский язык , были испанцы, которые научились на нем проповедовать и слушать исповеди . [28] Иногда они ездили в окрестные деревни, а иногда организовывали проповеди на улицах Вильнюса. [28] Вскоре в Вильнюсе быстро ввели постоянное и частое произнесение литовских проповедей. [28] Полные списки тех, кто проповедовал на литовском языке вплоть до XVIII века, все еще существуют, и, несмотря на некоторые небольшие пробелы, многие списки литовской иезуитской провинции сохранились. [28] Однако в 1570 году, пока они не выучили литовский язык, иезуиты первоначально произносили проповеди на итальянском , немецком и польском языках . [28]
В 1582 году кардинал Юргис Радвила основал Вильнюсскую духовную семинарию . [9] [12] [20] епископ Меркелис Гедрайтис (1576–1609), активно поощрявший католицизм в Жемайтии, где он построил 12 церквей и основал новые приходы. Туда же направил своих священнослужителей [9]
В Третьем Литовском статуте , опубликованном в 1588 году, были установлены равные гражданские и политические права для католиков, протестантов и православных в пределах Великого княжества Литовского. [12] [20] — Литовская Брестская уния церковная уния православных в составе Речи Посполитой с Римом — произошла в 1596 году. [9] [20]
17-18 вв.
[ редактировать ]В 17-18 вв. значительно активизировалось строительство церквей при поддержке знатных основателей и основание новых монастырей. [9] [12] [20] Рядом с ними были построены школы, больницы, приюты. [9] [12] [20] С этого времени и до разрушения Литовского государства в 1795 году монастыри приобрели чрезвычайное влияние, поскольку монахи участвовали во всех сферах религиозной и культурной жизни народа. [12] Большинство доминиканских монастырей в Великом княжестве Литовском были построены в 17 веке. [13] Официально католическое Великое Княжество Литовское было разделено в ходе Третьего раздела Польши и Литвы в 1795 году протестантским королевством Пруссия и Восточно-православной Российской империей . [9] Большая часть литовских земель находилась под властью России. [12] После первого раздела Польши и Литвы в 1772 году российская императрица Екатерина II создала в 1782 году Могилёвскую архиепархию . [20]
Долгий XIX век (1795–1914)
[ редактировать ]После восстаний 1831 и 1863 годов царские репрессии против католической церкви усилились, монастыри массово закрывались. [9] [20] [12] Эти монастыри ранее активно участвовали в религиозной и культурной деятельности на бывших литовских землях и отвечали за многие школы, библиотеки и благотворительные учреждения. [12] В годы российского правления внутри Католической церкви началась борьба за права веры и литовской национальной идентичности, которые настойчиво защищал епископ Жемайтии Мотеюс Валанчюс . [12] Валанчюс распространял среди литовцев веру, трезвость и грамотность. [9]
20 век
[ редактировать ]Литва восстановила свою независимость в 1918 году и успешно защитила ее в войнах за независимость Литвы . Ватикан признал независимость Литвы де-юре в 1922 году. [9] между В 1927 году был подписан конкордат Литвой и Святым Престолом. [9] [20]
Первая советская оккупация
[ редактировать ]После того как Советский Союз оккупировал Литву летом 1940 года, Церковь начала подвергаться гонениям. [9] [20] Церковь и государство были разделены . [20] Конкордат и дипломатические отношения с Ватиканом были расторгнуты. [9] [20] Церковное имущество было конфисковано, религиозное образование в школах прекращено, издание католических книг и газет запрещено. [9] [20] Доминиканские монастыри также были закрыты. [13] 11–12 июля 1940 г. были арестованы многие видные общественные деятели Литвы, в том числе католические священники. [20] Во время советской массовой депортации из Литвы 14–15 июня 1941 г. были депортированы 9 литовских католических священников. [20] В начале операции «Барбаросса» в конце июня 1941 года было убито 15 литовских католических священников. [20] 22 июня были замучены священники Юстинас Дабрила в лесу Будавоне ( Бартнинкайский район) солдатами НКВД , Вацловас Бальсюс и Йонас Петрикас . [20]
Вторая советская оккупация
[ редактировать ]Во время второй советской оккупации , начавшейся после вторжения Красной Армии на литовские земли в 1944 году, гонения на Церковь усилились. [9] [20] режима Это произошло из-за государственного атеизма , а также участия католической церкви в антикоммунистической партизанской войне Литвы против советской оккупации. [20] Были проведены массовые аресты и депортации литовских граждан, священников и верующих. [9] [20] Церкви были закрыты. [20] Ограничения на деятельность церкви ужесточились, особенно ограничив обучение нового духовенства. [20] епископ Тельшяйский Винцентас Борисявичюс . В 1946 году был арестован и приговорен к смертной казни [20] Позже были арестованы и заключены в тюрьму епископы Теофилюс Матулёнис , Пранцишкус Раманаускас, виленский архиепископ Мечисловас Рейнис . [20] Советское государство конфисковало Вильнюсский кафедральный собор у католической церкви в 1950 году. [20]
В 1970-е годы подпольная деятельность Католической церкви активизировалась: стали издаваться подпольные католические газеты и журналы, подпольно обучались священники. [20] подпольное издание «Хроника Литовской католической церкви» . В 1972 году начало выходить [20] Увеличилось количество инициатив по защите религиозной свободы. [9]
Также во времена коммунизма апостольских посетителей назначал Святой Престол для литовских католиков в диаспоре. [ нужна ссылка ]
Холм Крестов
[ редактировать ]антикоммунистического сопротивления Всемирно известная святыня , Гора крестов тысячи латинского обряда крестов , на которой установлены всех размеров, расположена недалеко от города Шяуляй . Установка латинских крестов на холме была запрещена царскими православными властями в XIX веке. Позже, в 20 веке, советские власти также запретили подобные откровенные религиозные символы. Кресты были сняты в 1961 году с помощью тракторов и бульдозеров, но, несмотря на советские запреты, католики продолжали ставить на Горе Крестов маленькие распятия и кресты большего размера . Папа Иоанн Павел II посетил холм во время своего визита в Литву, прежде всего потому, что это был знак антикоммунистического католического сопротивления, а также католический религиозный объект. Литва была единственной советской республикой с католическим большинством населения. [29] [30]
Независимая Литва
[ редактировать ]Литва вновь обрела независимость в 1990 году , во время распада Советского Союза . Католическая церковь является влиятельным фактором в стране, и некоторые священники активно возглавляли сопротивление коммунистическому режиму, а после восстановления независимости - поддержку традиционализма, особенно в этических вопросах. [ нужна ссылка ]
Католическая церковь в Литве после обретения независимости продолжила кампанию против либеральных и социалистических мер, особенно в этических вопросах. [ нужна ссылка ]
Договоры Святого Престола и Литовской Республики вступили в силу в 2000 году. [9] С тех пор отношения между Католической церковью и Литовским государством вместо конкордата регулировались тремя специальными договорами Литовской Республики и Святого Престола. [20]
Образование
[ редактировать ]Христианская культура распространялась в Литве через школы. [12] До третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году образованием в основном занималась католическая церковь. [12] Первоначально первые школы действовали в Вильнюсе рядом с францисканским монастырем и собором. [12] Витаутас поселил бенедиктинцев в Сеньеи Тракай в 1409 году, где требовалось, чтобы они также открыли школу. [12] была основана приходская школа для горожан В 1413 году возле церкви Святого Иоанна в Вильнюсе . [12] Больше школ появилось в 15 и 16 веках. [9] В 1534 году Виленский Синод приказал священникам основать школы. [12] Церковное руководство приказало в 1607 году открыть начальные школы во всех приходах, а высшие школы содержались иезуитами, пиаристами и другими монахами. [12] В 18 веке в Литве было около 300 церковно-приходских школ, в которых обучалось 5000 учащихся. [12]
В 1570 году иезуиты основывают в Вильнюсе коллегию. [20] Вильнюсская академия была основана иезуитами в 1579 году путем реорганизации коллегии, основанной ими девятью годами ранее. [20] Университет готовил литовских священнослужителей и издавал религиозную литературу на литовском языке. [20] Иезуиты также основали множество колледжей в других городах. [9] Иезуиты возглавляют Виленский университет до 1773 года. [20] После подавления Общества Иисуса в 1773 году Комиссия народного образования взяла на себя управление Виленским университетом и высшими школами. [12]
Иерархия
[ редактировать ]Святой Престол | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вильнюсская архиепархия | Каунасская архиепархия | Военный ординариат Литвы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кайшядорисская епархия | Паневежская епархия | Шяуляйская епархия | Тельшяйская епархия | Вилкавишкисская епархия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Список апостольских посетителей литовских католиков в диаспоре (исторически до 2003 г.)
Католические церкви в Литве
[ редактировать ]Первые церкви появились в Литве еще до принятия христианства – их строили жившие здесь купцы и ремесленники из других стран. После крещения в 1387 году число церквей в Литве стало заметно расти. В середине ХХ века в Литве насчитывалось 885 католических костелов и часовен. [ нужна ссылка ]
Первую церковь в Литве предположительно построил великий князь Миндаугас в тринадцатом веке. Это был Вильнюсский кафедральный собор , который за свою долгую историю неоднократно разрушался и перестраивался. Самая старая сохранившаяся каменная церковь – Никольская , построенная в 14–15 веках. Он стоит в Вильнюсе , и посетители восхищаются его готическими и романскими чертами. Церковь Святой Анны – шедевр поздней готики . Часовня Утренних ворот, хранящая икону Пресвятой Богородицы-Матери Милосердия в Вильнюсе, имеет многие черты позднего Возрождения и является одним из наиболее посещаемых паломниками святых мест Литвы. Впечатляющим архитектурным произведением барокко является церковь Св. Петра и Павла в Вильнюсе. Самая старая деревянная церковь Литвы находится в Палуше Игналинского района. [31]
Католические организации в Литве
[ редактировать ]- Атеитис : католическая детская и молодежная организация, член Fimcap. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Литве
- Апостольская нунциатура в Литве
- Христианизация Литвы
- Святой Казимир
- Список католических мест паломничества в Литве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Литовская церковь признана самой красивой католической церковью в мире» . Литовская трибуна . 7 марта 2016 г.
- ^ Юргенсмейер и Крыша 2012 , с. 111.
- ^ Бисон 1982 , с. 125.
- ^ «Пий XII о Литве: Северный форпост католицизма — Новости Ватикана» . www.vaticannews.va (на литовском языке). 03.03.2020 . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Стэн и Турческу 2011 , стр. 115.
- ^ Департамент статистики (21 декабря 2021 г.). «Основные результаты переписи населения и жилищного фонда 2021 года» . osp.stat.gov.lt (на литовском языке).
- ^ «Католическая церковь в Литовской Республике (Литва)» . www.gcatholic.org .
- ^ Литовские святые и свидетели веры на официальной странице Католической церкви в Литве.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В katalikai.lt 2007 .
- ^ Зинкявичюс 2012 .
- ^ Баранаускас, Томас (осень 2009 г.). «О происхождении названия Литвы» . Литуан . 55 (3): 28–36. ISSN 0024-5089 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот Паулауските 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д Джагмин 2018 .
- ^ Jump up to: а б Лаукайт, Регина. «младшие братья» . vle.lt (на литовском языке).
- ^ Jump up to: а б Гудавичюс, Эдвард; Ясас, Римантас (2 июля 2018 г.). «Крещение Миндаугаса» . vle.lt (на литовском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Алишаускас 2006 , стр. 25-27.
- ^ Зинкявичюс 2000 .
- ^ Борута 1996 , с. 257.
- ^ Борута 1996 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Алиулис 2006 .
- ^ Алишаускас 2006 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Алишаускас 2006 , с. 61.
- ^ Алишаускас 2006 , с. 66.
- ^ Алишаускас 2006 , с. 69.
- ^ Алишаускас 2006 , с. 68.
- ^ Фиджал, Джон; Семкович, Владислав (1948-01-01). «Дипломатическое уложение Собора и Виленской епархии. Том 1. Выпуск 3 (1501-1507, приложение 1394-1500) (В Кракове 1948 г.)» . Codex Diplomaticus Ecclesiae Cathedralis Necnon Dioceseos Vilnensis. Voluminis I. Fasciculus 3 (1501–1507, приложения 1394–1500). : 616–617.
- ^ Jump up to: а б с Дубонис, Артурас (2016). «Престиж и упадок официального (государственного) языка в Великом княжестве Литовском (XV-XVI века): проблемы белорусской историографии» . Литовские исторические исследования . 20 :7, 21 . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ивинский 1953 год .
- ^ «Гора крестов. О горе» . Kryziukalnas.lt . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ «Гора крестов» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ «Церкви | Величественная архитектура с богатой историей» . www.lithuania.travel . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Алишаускас, Витаутас, изд. (2006). История христианства в Литве (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. ISBN 9955-656-18-2 .
- Алиулис, Вацлов (17 января 2006 г.). «Католическая церковь» . vle.lt (на литовском языке).
- Бисон, Тревор (1982). Благоразумие и доблесть: религиозные условия в России и Восточной Европе . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-1621-2 .
- Борута, Йонас (8 августа 1996 г.). «Из истории создания Литовской духовной губернии» (PDF) . Письма литовцам (на литовском языке). XLVII (9).
- Паулауските, Тереза (2018). « Католическая церковь Литвы». vle.lt (на литовском языке).
- Ивинскис, Зенон (08.10.1953). «Литовский язык в общественной жизни Литвы XVI-XVII веков: щепотка материала из архивов Рима» . Эхо (на литовском языке).
- Джагмин, Леонард (10 августа 2018 г.). «Доминиканцы» . vle.lt (на литовском языке).
- Юргенсмейер, Марк; Крыша, Уэйд Кларк (2012). Энциклопедия мировой религии . МУДРЕЦ. ISBN 978-0-7619-2729-7 .
- каталикай.lt (2007). «Основные факты истории христианства в Литве» . Католическая церковь в Литве (на литовском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г.
- Стэн, Лавиния; Турческу, Лучиан (2011). Церковь, государство и демократия в расширяющейся Европе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199714124 .
- Зинкявичюс, Зигма (2000). «Крещение Миндаугаса и литовских гончаров». Литовские гончары (на литовском языке). Вильнюс: Институт издательства науки и энциклопедий.
- Зинкявичюс, Зигма (16.11.2012). «Литовцы и христианство» . XXI век (на литовском языке). 43 (2018).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая церковь в Литве / Католическая церковь в Литве
- Официальный сайт Литовской католической церкви
- Святилища и места паломничества в Литве
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .