Римско-католическая архиепархия Вильнюса
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Вильнюсская архиепархия Вильнюсская архиепархия Вильнюсская архиепархия | |
---|---|
![]() Кафедральный собор архиепархии | |
Расположение | |
Страна | ![]() |
Территория | Вильнюс |
Церковная провинция | Вильнюс |
Координаты | 54 ° 54' с.ш. 23 ° 57' в.д. / 54,900 ° с.ш. 23,950 ° в.д. |
Статистика | |
Область | 9644 км 2 (3724 квадратных миль) |
Население - Общий - Католики | (по состоянию на 2017 год) 827,141 605,108 (73.2%) |
приходы | 95 |
Информация | |
Номинал | католик |
независимая церковь | Латинская церковь |
Обряд | Римский обряд |
Учредил | 14 век (Как Вильнюсская епархия) 28 октября 1925 г. (Как Вильнюсская архиепархия) |
Кафедральный собор | Собор-Базилика Святого Станислава и Святого Ладислава |
покровитель | Святой Казимир , Святой Георгий , Святой Николай , Бруно Кверфуртский. |
Светские священники | 171 |
Текущее руководство | |
Папа Римский | Фрэнсис |
Митрополит Архиепископ | Янтарный Груш |
Суфражистки | Кайшядорисская епархия Паневежская епархия |
Вспомогательные епископы | Арунас Понискайтис, Дарюс Трийонис |
Почетные епископы | Кардинал Одрис Бачкис |
Карта | |
![]() | |
Веб-сайт | |
vilnius.lcn.lt |
Римско -католическая митрополия Вильнюса ( лат . Archidioecesis Vilnensis ; лит . Vilniaus arkivyskupija ) — церковная территория или епархия Римско -католической церкви в Литве . Основанная как Вильнюсская епархия в 14 веке, она была возведена в ранг митрополичьей архиепархии Папой Пием XI 28 октября 1925 года. В ней есть две суфражистские кафедры : Кайшядорис и Паневежис .
архиепархии Материнской церковью и, следовательно, резиденцией ее архиепископа является собор-базилика Св. Станислава и Св. Ладислава в Вильнюсе ; здесь также находится малая базилика в Тракае . Нынешний архиепископ Вильнюсский — Гинтарас Грушас . Ему помогают вспомогательные епископы Арунас Понишкайтис и Дариус Трийонис.
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]

Своим основанием Архиепископия обязана Ягайле , который крестил Литву в 1387 году и направил Доброгоста , епископа Познаньского , послом к Папе Урбану VI с прошением об учреждении епископской кафедры в Вильнюсе и назначении Анджея Василько (бывшего епископа Сиретского). и духовник Елизаветы Венгерской ), чтобы заполнить его. Это было предоставлено и санкционировано основание коллегиальной церкви десяти каноников. При Василько в Вильнюсе были возведены церкви Святого Иоанна , ставшие приходской церковью города, а также Святого Мартина и Святой Анны (в Верхнем и Нижнем замке соответственно). После смерти Василько в 1398 году его сменил францисканец Якуб Плихта (1398–1407), при котором собор погиб в огне. Среди его преемников были: Петр Краковчик из Кустыни (1414–1421), которому Папа Мартин V наделил полномочиями вернуть литовских православных в Католическую церковь; Матиас Тракайский (1421–1453), литовец, отправивший представителей в Базельский собор и создал инквизицию для борьбы с гуситами , основал множество церквей и усиленно защищал права и привилегии литовцев . При Яне Лосовиче (1467–1481) многие русины францисканцы- бернардинцы были обращены в католичество, и в Вильнюсе обосновались . Альберт Табор, литовец, пригласил доминиканцев в Вильнюс и поручил им церковь Святого Духа; Альберт Радзивилл (1508–1519) умер в благоухании святости ; Иоанн Литовский (1519–1537) провел первый епархиальный синод в Вильнюсе в 1526 году; Князь Павел Гольшаньский (1534–1555) восстановил свой собор в готическом стиле и провел синод в 1555 году; Валериану Протасевичу Сушковскому (1556–1580) приходилось бороться за целомудрие духовенства и использование латыни в литургии; он привез в Вильнюс иезуитов , среди которых был Петр Скарга .
Реформация
[ редактировать ]Князь Ежи Радзивилл (1581–1591) способствовал Alma Academia et Universitas Vilnensis Societatis Iesu , основал семинарию под руководством иезуитов, ввел правила Тридентского собора и, став кардиналом, был переведен в епархию. Кракова в 1591 году. Затем капитул поручил управление епархией епископу-суфражисту Киприану. После его смерти в 1594 году духовенство разделилось на фракции по вопросу выбора преемника, пока Сигизмунд III не назначил Бенедикта Вольну (1600–1615), который приложил все усилия для канонизации святого Казимира Ягеллона, в честь которого был заложен первый камень церковь была заложена в Вильнюсе в 1604 году. Ему удалось добиться признания святого Казимира покровителем Литвы. Его преемник Евстафий Воллович (1616–1630) основал больницы, пригласил регулярных каноников Латеранского собора в Вильнюс и энергично боролся с протестантами и православными. Авраам Война (1631–1649) представил Братья Фатебене и решительно выступали против кальвинизма . Ежи Тышкевич всю Курляндию . (1650–1656) присоединил к своей епархии Александр Сапега (1666–1671) основал церковь Святых Петра и Павла , взяв за образец церковь Святого Петра. В состав епархии тогда входило 25 благочиний с 410 храмами. Констанций Казимир Бжостовский (1687–1722) привез пиаристов в Вильнюс и способствовал развитию религиозных орденов. В епископате Михаила Зинковича (1730–1762) возникли конфликты между иезуитами и пиаристами, в результате которых были закрыты школы пиаристов. Князь Игнаций Якуб Массальский (1762–1794) поощрял реформу духовенства и посвятил свое огромное состояние церквям своей епархии.
Под Российской Империей
[ редактировать ]После раздела Польши и Литвы Виленская епархия вошла в состав Российской империи и больше не пользовалась свободой отношений со Святым Престолом. В 1795 году капитул назначил Давида Пильховского викарием спиричулибуса. Ливония К епархии была присоединена , а епископом был назначен Иоанн Непомуцен Косаковский (1798–1808). Он много сделал для процветания семинарии. После его смерти капитул оказался втянутым в конфликт с Сестрженцевичем, католическим митрополитом Санкт-Петербурга , который узурпировал права, принадлежащие исключительно Святому Престолу. Сестрженцевич навязал капитулу в качестве администратора епархии Геронимо Строёновского (1808–1815), после смерти которого он присвоил себе управление епархией с титулом предстоятеля Литвы.
В 1827 году, после смерти Сестрженцевича, капитулярный викарий епархией некоторое время правил Милуцкий. В 1828 году администратором был назначен Андреас Клагевич; он был отправлен в глубь России во время восстания 1831 года , вернулся в 1832 году, был предварительно назначен епископом Вильнюсским в 1839 году и овладел кафедрой 28 июня 1841 года. Он умер в том же году, став свидетелем разорения Русинского государства . Униатская церковь в своей епархии. Капитул избрал Джона Цивински викарием-суфражистом; он видел закрытие Вильнюсского университета , лишение собственности духовенства и церквей его епархии. В 1848 году его сменил Вацлав Жилинский, который в 1856 году был переведен на Могилёвскую митрополию , но продолжал управлять своей бывшей епархией до 1858 года.
Адам Станислав Красинский был изгнан из епархии вследствие восстания 1863 года , но, тем не менее, продолжал управлять епархией до 1883 года, когда он удалился в Краков . Его преемник, Карл Гриневеки, был сослан в Ярослав после двух лет епископства, а в 1890 году отрекся от престола и удалился в Галичину . Во время ссылки Людовик Зданович управлял епархией как патриарший викарий. В 1890 году епископом Виленским был назначен Антоний Франциск Аудзевич, каноник Санкт-Петербурга и ученый богослов. Он умер в 1895 году; епархией тогда управлял Людовик Зданович, титулярный Дионисия епископ . кафедру В 1897 году его сменил каноник Стефан Александр Зверович, который в 1902 году был переведен на Сандомирскую . Его место занял барон Эдуард Ропп , который приступил к организации католического движения в епархии, навлекая тем самым на себя неприязнь российского правительства. Епископа Роппа сослали во Псков , а епархию возложили на Казимира Николая Михалкевича. администратор Апостольский .
Другая деятельность
[ редактировать ]Епископы Виленские , возглавляя обширную епархию и будучи сенаторами и членами Совета господ Литвы, не могли уделить всего своего внимания духовным потребностям своей паствы; следовательно, с пятнадцатого века у них были помощники или суфражистки . Многие из них, особенно в XVI и XVII веках, были титулярными епископами Мефонии, Мессении (на Пелопоннесе ). Среди наиболее известных можно упомянуть Георгия Казимира Анкуту (ум. 1737), автора «Jus plenum religis catholicae in regno Poloniaw», показывающего, что протестанты и православные не имели таких же прав, как католики. были и суфражистки Начиная с XVII века в Беларуси . В 1798 году Пий VI признал древний Брест-Литовский престол суфражистом Вильнюса. Так же и древняя Лифонская епархия , упраздненная в 1797 году, стала суфражисткой Вильнюса и в 1798 году имела своим первым епископом Адамом Косявковским (умер в 1828 году), но в 1848 году была присоединена к Жемайтийской епархии (в самой Литве). ) или увидеть Каунас .
О процветающей католической жизни Вильнюсской епархии свидетельствует большое количество проводимых там синодов . Первое из них произошло в 1502 году при епископе Фаворе. Затем последовали синоды 1526 г. по реформе нравов и организации приходских школ; 1528 г., для сбора средств на восстановление собора; 1555 г., чтобы противостоять распространению лютеранства ; 1582 г.; 1607 г., который установил множество правил относительно совершения таинств и дисциплины духовенства; 1630 г., регулирующий управление церковной собственностью; 1654 г., чтобы помочь государству новыми пошлинами; 1669 г. с его дисциплинарными правилами; 1685 г. с постановлениями, касающимися совершения таинств и жизни духовенства; 1744 года, с правилами относительно катехизиса , смешанных браков и духовных упражнений. После синода 1744 года под руководством епископа Михаила Зинковича никаких других собраний не проводилось, но епископы адресовали своему духовенству пастырские письма, некоторые из которых имели важное значение.
Церкви
[ редактировать ]
Епархия располагает великолепными церквями и почтенными святилищами. Из первых самые крупные и красивые находятся в Вильнюсе, хотя многие из них, насильственно отторгнутые у католиков, стали русскими православными церквями. Собор , был возведен на , посвященный Пресвятой Троице , Св. Станиславу и Св. Владиславу месте разрушенного языческого святилища на основании папской буллы от 12 марта 1387 года. Сгоревший в 1399 году, был перестроен в готическом стиле. в 1399 году великим князем Витаутасом ; снова разрушенный в 1531 и 1662 годах, его восстановление было начато в 1769 году и закончено в 1801 году. Здесь находятся великолепные часовни, особенно часовни Св. Казимира и Непорочного Зачатия .
Другими важными церквями являются церкви Святого Креста , предположительно основанные в четырнадцатом веке на месте, где, согласно легенде из Быховецких хроник , четырнадцать францисканцев были замучены язычниками в 1366 году; церковь Святого Мартина , основанная Ягайло в 1380 году, построенная на руинах древнего языческого храма; Св. Анны , основанный для немцев Анной , супругой Витаутаса , в 1392 году; Св. Иоанна Богослова , основанный в 1386 году и обогащенный привилегиями Льва X ; Corpus Domini, основанный Архибратством Святого Причастия в 1573 году; и Церковь Ангелов-Хранителей .
К этому следует добавить многочисленные церкви религиозного ордена, которые процветали в Литве, но от которых осталось мало следов. Доминиканцы , у которых в пятнадцатом веке была церковь, посвященная Святому Духу, построили в 1679–1688 годах другую, которая в 1844 году была ими оставлена и преобразована в приходскую церковь. Бернардинцы предприняли в Вильнюсе в 1469 году строительство деревянной церкви, перестроенной в камне в 1500 году; сгорел в 1794 г. и восстановлен в 1900 г.; этот орден был вынужден покинуть епархию в 1864 г. Церковь Святых Петра и Павла была передана Латеранским каноникам в 1638 г.; они покинули его в 1864 г. Св. Казимира с пристроенной иезуитской коллегией, основанной в 1604 г., в 1832 г. превратили в православную церковь (в 1920-е гг. вернули иезуитам). Святого Игнатия Лойолы , основанный иезуитами в Клубом чиновников стал клуб 1622 году. В кармелитской церкви Святой Терезы находится чудотворный образ Мадонны. Августинцы тринитаристы , , , бригитинцы , сестры-кармелитки, пиаристы У Визитандинов и других также были церкви, к которым следует прибавить многочисленные часовни.

После восстания 1863 года из епархии были насильственно изгнаны все верующие. Монастыри были превращены в казармы, церкви переданы православному или светскому духовенству, библиотеки разогнаны, имущество монашествующих конфисковано. В 1910 году остался только один монастырь сестер- бенедиктинок (связанный с церковью св. Екатерины в Вильнюсе) с шестью семидесятилетними монахинями, бернардинский монастырь в Слониме с четырьмя семидесятилетними монахинями, францисканский монастырь в Гродно с одним монахом и в том же город - монастырь сестер Бригиттин с двумя религиозными.
28 октября 1925 года старое епископство было преобразовано в Митрополичью архиепархию только с двумя суфражистами : Кайшядорисом и Паневежисом . В 1991–1992 годах польские части старого епископства стали отдельными епархиями в составе новой Римско-католической архиепархии Белостока .
Статистика
[ редактировать ]В начале 20 века в Вильнюсской римско-католической епархии насчитывалось 1 420 000 верующих, распределенных по 23 сельским благочиниям следующим образом:
Деканат | приходы | Прихожане |
---|---|---|
Белосток | 20 | 101,761 |
Бельск | 20 | 66,125 |
Брест | 3 | 14,212 |
Дисна | 15 | 66,536 |
Гедрайчяй | 13 | 58,813 |
Grodno | 20 | 58,116 |
Кобрин | 2 | 7,925 |
Лида | 14 | 65,100 |
Название бренда | 20 | 82,948 |
Надвилейский | 8 | 41,053 |
Ошмяны | 11 | 61,032 |
Првяны | 7 | 11,648 |
Ралли | 15 | 83,451 |
Слоним | 7 | 30,337 |
Сокулка | 14 | 75,709 |
Праздники | 19 | 93,716 |
Свирль | 11 | 48,266 |
Треки | 20 | 88,856 |
Вильнюс (Город) | 30 церквей и часовен | 141,104 |
Вильнюс (район) | 9 | 52,690 |
Вилейка | 10 | 35,783 |
Вишнев | 15 | 83,900 |
Волковыск | 16 | 58,825 |
Помимо соборного прихода в Вильнюсе находятся приходы св. Иоанна Крестителя, Святого Духа, св. Терезы, св. Филиппа и Иакова, св. Архангела Рафаила, св. Франциска Ассизского, Всех Святых, Святых апостолов Петра и Павла. Католическое население города составляло всего 96 000 человек. При приходе Св. Терезы находится часовня чудотворного образа Остробрамской Богоматери, центр многих паломничеств в Литве, почитаемая также православными; его чудесный образ стоит на арке, и улица, проходящая под этой аркой, в любое время дня занята толпой распростертых просителей; Любой, кто проходит под аркой, даже евреи, традиционно раскрывает голову в знак почтения.
Светское духовенство насчитывало около 440 священников; соборная глава 5 прелатов и 3 каноника. Светское духовенство получает образование в семинарии, в которой на момент основания в 1582 г., закрытой в 1862 г., работало 15 профессоров и 160 студентов; вновь открылся в 1872 году, в нем было всего два студента, но их число постепенно увеличивалось. В Бресте была малая семинария , закрытая в 1830 году; семинария в Белостоке была закрыта в 1842 году. Духовенство всегда оказывало благотворное влияние на народное образование. В начале XIX века в Вильнюсе действовало двадцать пять приходских начальных школ; школы и коллегии возглавлялись иезуитами , униатами , базилианами , пиаристами и другими религиозными орденами. Монастырские библиотеки были центрами культуры; еще в XVII веке в Литве был 101 монастырь. Библиотека миссионеров Вильнюса насчитывала 8284 тома; пиаристов - 7000; у бернардинцев - 4142. В Вильнюсском университете располагалось 20 000 томов богословия, часть из которых была передана Католической теологической академии Санкт-Петербурга , Киевскому университету (Украина) и Публичной библиотеке Вильнюса.
В Вильнюсском регионе проживает большое польское меньшинство (26% населения Вильнюсского уезда ). [1] [2] [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] . Польские активисты Ассоциации поляков Литвы .
- ^ Ассоциация «Польское сообщество» , magwil.lt. По состоянию на 29 февраля 2024 г.
- ^ Заявления о конфликтах между литовским духовенством и этническими поляками , wspolnota-polska.org. По состоянию на 29 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Вильно ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.