Jump to content

Католическая церковь в Литве

(Перенаправлено с католицизма в Литве )

Церковь Св. Петра и Павла , в Вильнюсе . Здание считается одним из самых красивых католических церквей в мире. [1]

Католическая церковь в Литве ( литовский : Katalikų Bažnyčia Lietuvoje частью всемирной католической церкви под духовным руководством Папы Римского ) является . Литва – самая северная страна в мире с католическим большинством. [2] Папа Пий XII в 1939 году присвоил Литве титул «самого северного форпоста католицизма в Европе». [3] [4]

Среди стран Балтии Литва является страной с самым высоким процентом католического населения. [5] Почти три четверти (74,19%) населения Литвы , согласно переписи 2021 года, идентифицировали себя как католики. [6] Страна разделена на восемь епархий, включая две архиепархии и военный ординариат . [7]

Святой Казимир (Казимирас, 1458–1484) – единственный канонизированный святой Литвы. Он покровитель страны и литовской молодежи. Архиепископ Юргис Матулайтис-Матулявичюс (1871–1927) был беатифицирован в 1987 году. [8]

Средневековье ( ок. 1000–1500 )

[ редактировать ]

Миссионерский епископ Кверфуртский святой Бруно принял мученическую смерть в 1009 году за проповедь христианской веры. [9] Некоторые историки пишут, что он был замучен литовцами, но Зигмас Зинкявичюс оспаривает это и говорит, что Бруно был убит в землях, населенных ятвягами . [10] название Литвы . Благодаря этому впервые было упомянуто [11]

Воображаемое изображение крещения литовского короля Миндаугаса.

Католицизм начал распространяться в Литве в 13 веке. [12] Орден доминиканцев и францисканцы начали утверждаться в Литве во время правления Миндаугаса ( годы правления 1230–1263 ). [13] [14] Доминиканский святой Гиацинт прибыл в Литву в 1231 году. [13] В 1251 году литовская делегация, посланная литовским правителем Миндаугасом, сообщила Папе Иннокентию IV , что Миндаугас хотел бы креститься как католик . [15] [16] Папа с энтузиазмом принял обращение литовцев, написав даже шесть папских булл . по этому поводу [16] В первой половине 1251 года Миндаугас и многие его подданные, в том числе часть литовской знати , были крещены как католики. [16] [17]

Крещение правителя означало, что Литва стала официально католической страной, получившей международное признание уже в 1250-х годах. [15] [16] Папа обязал епископа Кульма Гейденрайха [ де ] короновать Миндаугаса королевской короной от имени Папы. [16] 6 июля 1253 года Миндаугас был коронован королем Литвы , а Морта стала королевой Литвы . [16] 21 августа Папа назначил священника Тевтонского ордена Кристиана епископом Литвы, тем самым учредив Литовскую епархию. [18] По мнению литовского епископа Йонаса Боруты , «отдельная епархия, непосредственно подчиненная Папе, — это уже значительный шаг для создания церковной провинции, и в Литве времен Миндаугаса (если бы не досадные политические события — убийство Миндаугаса) и т. д.) имелись все условия и для учреждения церковной провинции.». [19]

После убийства Миндаугаса Трениота , правивший Литвой около года после прихода к власти в 1263 году, начал гонения на христиан. [12] В 1264 году, после убийства Трениоты, Литвой правил сын Миндаугаса Вайшвилкас ( годы правления 1264–1267 ), а затем зять Миндаугаса Шварн ( годы правления 1267–1269 ), оба были православными. [12] Последний погиб во время борьбы за власть в Литве, и последующие великие князья литовские были язычниками. [12]

14-15 веков Одна часть фрески в Страсбурге . Фреска демонстрирует государства Европы, идущие к христианству. Фреска содержит 15 фигур, изображающих в хронологическом порядке государства, принявшие христианство, последней из них является Литва.

В XIV веке языческие правители Литвы, например, Витенис и Гедиминас, строили католические церкви и приглашали в Литву католических священников и монахов. [20] Великие литовские князья-язычники Витенис ( годы правления 1295–1316 католическую церковь ) построили в Наугардукасе и попросили двух францисканцев управлять ею, но рыцари Тевтонского ордена разрушили церковь. [12]

Правило Гедимина (1316–1341)
[ редактировать ]

Преемник Витениса, Гедиминас ( годы правления 1316–1341 ), который также был язычником, заключил союз с рижским архиепископом против Тевтонского ордена. [12] С момента заключения первого союза в 1298 году рижские францисканцы и доминиканцы могли свободно действовать в Литве. [12] Позднее архиепископ Рижский Фридрих фон Пернштейн [ де ] захотел основать в литовских городах францисканские и доминиканские монастыри, и это ему удалось. [12] В поместьях Гедиминаса действовали францисканцы и доминиканцы. [12] В Вильнюсе были построены две церкви: одна для доминиканцев, другая для францисканцев. [12] В Наугардукасе также была францисканская церковь. [12] Воодушевленный этими монахами и преследуя политические цели, Гедиминас написал письмо Папе в 1322 году, обещая стать католиком. [12] письма настоятелям монастырей Западной В 1323 году Гедиминас написал Европы и пригласил священников, монахов и мирян-христиан приехать в Литву, обещая им свободу вероисповедания . [12]

Папа пообещал отправить своих легатов к Гедиминасу в июне 1324 года, и осенью они прибыли в Ригу. [12] Они послали своих представителей к Гедиминасу, но он отказался креститься и сделал вид, что ничего не знает о своем обещании креститься. [12] Он обвинил в этом францисканца, написавшего письмо Папе. [12] Тем не менее монахи продолжали распространять католицизм в Литве. [12]

Соправление Альгирдаса и Кястутиса (1345–1377)
[ редактировать ]
Памятник «Три креста», посвященный францисканским мученикам Вильнюсским, погибшим во времена правления Альгирдаса и Кестутиса.

Сыновья Гедиминаса Альгирдас и Кястутис , соправители Литвы с 1345 по 1377 год, всю свою жизнь оставались язычниками. [12] Альгирдас, женившийся на княгине Марии Витебской в ​​1318 году, унаследовал Витебское княжество в 1320 году, разрешил своим детям креститься в православии и основал Литовскую православную митрополию на русских землях, находившихся под властью Литвы. [12] , поощряли Кястутиса Папа, а также короли Польши и Венгрии, например король Польши Казимир III принять крещение. [12]

В 1351 году король Венгрии Людовик I (который позже стал королем Польши) хотел, чтобы Кястутис крестился. [12] Он согласился креститься при условии, что король Венгрии Людовик I вернет ему земли, захваченные Тевтонским орденом, и обеспечит коронацию Кястутиса; обе стороны подтвердили договор клятвами , но Кястутис остался некрещеным. [12]

Император Карл IV, император Священной Римской империи , в 1358 году отправил послов к Альгирдасу и Кястутису, призывая их перейти в католицизм. [12] Литовские соправители обещали принять крещение при условии, что завоеванные Орденом земли будут возвращены Литве, а сам Орден будет перенесен на восток для борьбы с золотоордынскими татарами. [12] Условия не были приняты, поэтому их не крестили. [12] Хотя Кястутис всю жизнь оставался язычником, его дочь Дануте крестилась, когда она вышла замуж за мазовецкого герцога Варшавского Януша I в 1370-х годах. [12] Попытки папы Григория XI крестить Литву в 1373 году также не увенчались успехом. [12]

Гражданские войны в Литве (1381–1384; 1389–1392)
[ редактировать ]
Церковь Святого Николая — старейшая сохранившаяся католическая церковь Вильнюса , построенная до 1387 года.

Великие князья литовские Ягайла , сын Альгирдаса, и Витаутас Великий , сын Кястутиса, стремились обеспечить крещение Литвы. [12] 31 октября 1382 года Ягайло заключил с Тевтонским орденом свое крещение по Дубисскому договору . [12] В этом договоре Ягайла пообещал Тевтонскому ордену Жемайтию до реки Дубиса в обмен на помощь против Кястута и Витаутаса и пообещал креститься вместе со своими подчиненными в течение 4 лет. [12] Когда в следующем году Ягайло не ратифицировал договор, Орден начал поддерживать Витаутаса. [12] Витаутас был крещен католиком с именем Виганд 21 октября 1383 года в Тепляве . [12] Витаутас обещал Тевтонскому ордену Жемайтию до Невежиса и получил под управление 3 замка у реки Нямунас . [12]

Привилегия Ягайлы (на латинском языке) Вильнюсскому собору , выданная 17 февраля 1387 года в Вильнюсе.

По Кревскому акту 1385 года Ягайло принял предложение польской знати жениться на королеве Польши Ядвиге , дочери Людовика I Венгерского, короноваться как король Польши и принять римско-католическую веру. [12] Итак, Ягайла крестился 15 февраля 1386 года как Ладислав в Кракове вместе с несколькими братьями и его двоюродным братом Витаутасом, которого крестили как Александра . [12] В 1387 году Ягайло в сопровождении епископа Анджея Ястшембеца прибыли в Вильнюс, где им помогли литовскоязычные францисканцы. [12] Литва, прежде всего Аукштайтия , была крещена еще раз в 1387 году по инициативе великих князей Ягайлы и Витаутаса . [21] Привилегия Ягайлы от 17 февраля 1387 года гарантировала, что Виленский собор будет обеспечен, а Вильнюсская епархия была основана 12 марта 1388 года под руководством Папы Урбана VI . [22] Ягайло лично участвовал в строительстве церквей в Майшягале , Мядининкай , Оболцае [ lt ] и других местах, а также учредил капитул, состоящий из настоятеля , декана и 10 каноников . [12] Большую часть духовенства составляли поляки. [12] Были основаны первые францисканские монастыри. [14]

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вильнюсе , построенная в 1421 году.

Делегация жемайтийской знати прибыла на Констанцский собор в 1417 году, где стремилась доказать, что Ягайла и Витаутас обеспечивают крещение жемайтийцев, и требовала, чтобы Жемайтия осталась под властью Витаутаса. [12] Кроме того, жемайтийская делегация просила, чтобы будущая епархия в Жемайтии была создана под надзором епископов Виленского и Львовского . [12] Когда Тевтонский орден запретил делегации, сформированной Констанцским собором, поехать крестить Жемайтию, это сделали епископы Виленский и Львовский. [12] Крещение Жемайтии произошло в 1417 году. [23] со Жемайтийская епархия штаб-квартирой в Мядининкай была основана в 1421 году при папе Мартине V. [12] Также существовала глава, состоящая из 6 канонов, и Матфий Тракайский был рукоположен в сан первого епископа Жемайтийского . [12] Обе епархии, Виленская и Жемайтийская, до 1795 года принадлежали церковной провинции Гнезно. [20]

Церковь Витаутаса Великого в Каунасе , построенная в начале 15 века.

С помощью таких правителей, как Витовт, Ягайло и других, количество церквей в Литве быстро росло. [12] К концу XIV века в Вильнюсской епархии насчитывалось 17 церквей, из них 5 находились в самом Вильнюсе. [12] По данным польского историка Ежи Охманского [ pl ] , к 1392 году было основано 10 приходов, а к моменту смерти Витовта Великого в 1430 году по всему Великому княжеству Литовскому насчитывалось 27 приходов. [22] К концу 15 века насчитывалось 109 церквей по всей Литве, 91 в Вильнюсской епархии и 18 или 19 церквей в Жемайтийской епархии, из которых 7 были основаны самим Витаутасом. [12] [24] С тех пор и до середины XVI века в Вильнюсской и Жемайтийской епархиях было построено соответственно 103 и 38 церквей. [12] Около 1500 г. в Вильнюсской епархии было 130 церквей. [25]

В то время как создавались епархии, церкви в основном строились и основывались правителями, а затем магнатами и дворянами. [12] В фондах правителей за церковью обычно закреплялась земля, доходы от которой позволяли содержать приходское духовенство и постройки, а в фондах дворян - фонды и церковные принадлежности. [12] Благородные основатели церквей и их наследники обычно также наследовали Jus патронатус , который гарантировал, что приход будет обеспечен священнослужителем. [12]

Раннее Новое время (1500–1795)

[ редактировать ]
Католические фрески XVI века в склепе церкви Св. Казимира в Вильнюсе.
Римско-католические церкви на территории Великого княжества Литовского, где священники должны знать литовский язык , согласно письму современного Великого князя Литовского от 18 сентября 1501 года. [26]
Привилегия Александра Ягеллона (на латинском языке) с его личной печатью, подтверждающей основание Витебской церкви, выданная 17 августа 1503 г. в Вильнюсе.

В 1501 году Эразм Цёлек , священник Виленского собора, объяснил Папе , что литовцы сохраняют свой язык и обеспечивают ему уважение ( Linguam propriam observant ), но они также используют русинский язык из соображений простоты, потому что на нём говорят почти половина Великого княжества Литовского. [27]

В XVI веке, после упадка русинского языка в пользу польского в Великом княжестве Литовском, литовский язык укрепил свои позиции в Литве благодаря реформам, в том числе религиозным, которые позволили низшим слоям литовского дворянства участвовать в общественной жизни. -политическая жизнь государства. [27] В 1599 году Микалоюс Даукша опубликовал свой «Постил» , в предисловии к которому отметил, что ситуация с литовским языком улучшилась, и поблагодарил епископа Меркелиса Гедрайтиса за его труды. [27]

В 1530–40 началось распространение Реформации и гуманистических в Великое княжество Литовское из Малой Литвы идей . [12] [20] В середине 16 века в Литве распространился протестантизм, и хотя первоначально преобладало влияние лютеран , впоследствии преобладало влияние кальвинистов . [9] Около 1570 года Реформация достигает своего апогея в Великом княжестве Литовском. [12] [20] В этот период активизировалась просветительская деятельность, создание школ, книгоиздание. [12] [20] Например, первой печатной книгой на литовском языке стал « Катехизис» Мартинаса Мажвидаса , лютеранского пастора, 1547 года. [9]

В период Контрреформации Католическая церковь начинает активнее бороться с арианством и другими формами протестантизма. [12] [20] В то время протестантские церкви и школы были закрыты, а большая часть литовского дворянства, в первую очередь Радвила ветвь семьи Несвижская , из которой происходили Микалоюс Криступас Радвила Нашлайтелис и кардинал Юргис Радвила , обратились в католицизм. [12] [20]

В 1569 году по инициативе епископа Валерионаса Протасявичюса в Вильнюс были приглашены иезуиты . [9] Приехав в географически далёкую Прибалтику , испанцы , итальянцы , немцы , а также некоторые из первых польских иезуитов начали изучать местные языки. [28] Иезуиты выучили литовский язык в 1570-х годах, а первыми иностранцами, выучившими литовский язык , были испанцы, которые научились на нем проповедовать и слушать исповеди . [28] Иногда они ездили в окрестные деревни, а иногда организовывали проповеди на улицах Вильнюса. [28] Вскоре в Вильнюсе быстро ввели постоянное и частое произнесение литовских проповедей. [28] Полные списки тех, кто проповедовал на литовском языке вплоть до XVIII века, все еще существуют, и, несмотря на некоторые небольшие пробелы, многие списки литовской иезуитской провинции сохранились. [28] Однако в 1570 году, пока они не выучили литовский язык, иезуиты первоначально произносили проповеди на итальянском , немецком и польском языках . [28]

В 1582 году кардинал Юргис Радвила основал Вильнюсскую духовную семинарию . [9] [12] [20] епископ Меркелис Гедрайтис (1576–1609), активно поощрявший католицизм в Жемайтии, где он построил 12 церквей и основал новые приходы. Туда же направил своих священнослужителей [9]

В Третьем Литовском статуте , опубликованном в 1588 году, были установлены равные гражданские и политические права для католиков, протестантов и православных в пределах Великого княжества Литовского. [12] [20] Литовская Брестская уния церковная уния православных в составе Речи Посполитой с Римом — произошла в 1596 году. [9] [20]

Церковь и монастырь Пажайслиса в Каунасе

В 17-18 вв. значительно активизировалось строительство церквей при поддержке знатных основателей и основание новых монастырей. [9] [12] [20] Рядом с ними были построены школы, больницы, приюты. [9] [12] [20] С этого времени и до разрушения Литовского государства в 1795 году монастыри приобрели чрезвычайное влияние, поскольку монахи участвовали во всех сферах религиозной и культурной жизни народа. [12] Большинство доминиканских монастырей в Великом княжестве Литовском были построены в 17 веке. [13] Официально католическое Великое Княжество Литовское было разделено в ходе Третьего раздела Польши и Литвы в 1795 году протестантским королевством Пруссия и Восточно-православной Российской империей . [9] Большая часть литовских земель находилась под властью России. [12] После первого раздела Польши и Литвы в 1772 году российская императрица Екатерина II создала в 1782 году Могилёвскую архиепархию . [20]

Долгий XIX век (1795–1914)

[ редактировать ]
Антироссийский плакат на литовском языке, призывающий жемайтийцев защищать католическую веру, 1862 год.

После восстаний 1831 и 1863 годов царские репрессии против католической церкви усилились, монастыри массово закрывались. [9] [20] [12] Эти монастыри ранее активно участвовали в религиозной и культурной деятельности на бывших литовских землях и отвечали за многие школы, библиотеки и благотворительные учреждения. [12] В годы российского правления внутри Католической церкви началась борьба за права веры и литовской национальной идентичности, которые настойчиво защищал епископ Жемайтии Мотеюс Валанчюс . [12] Валанчюс распространял среди литовцев веру, трезвость и грамотность. [9]

Литва восстановила свою независимость в 1918 году и успешно защитила ее в войнах за независимость Литвы . Ватикан признал независимость Литвы де-юре в 1922 году. [9] между В 1927 году был подписан конкордат Литвой и Святым Престолом. [9] [20]

Первая советская оккупация

[ редактировать ]

После того как Советский Союз оккупировал Литву летом 1940 года, Церковь начала подвергаться гонениям. [9] [20] Церковь и государство были разделены . [20] Конкордат и дипломатические отношения с Ватиканом были расторгнуты. [9] [20] Церковное имущество было конфисковано, религиозное образование в школах прекращено, издание католических книг и газет запрещено. [9] [20] Доминиканские монастыри также были закрыты. [13] 11–12 июля 1940 г. были арестованы многие видные общественные деятели Литвы, в том числе католические священники. [20] Во время советской массовой депортации из Литвы 14–15 июня 1941 г. были депортированы 9 литовских католических священников. [20] В начале операции «Барбаросса» в конце июня 1941 года было убито 15 литовских католических священников. [20] 22 июня были замучены священники Юстинас Дабрила [ lt ] в лесу Будавоне ( Бартнинкайский район) солдатами НКВД , Вацловас Бальсюс и Йонас Петрикас . [20]

Вторая советская оккупация

[ редактировать ]
Толпа на проспекте Гедиминаса после мессы по возвращению Вильнюсского собора католической общине, 1988 год.

Во время второй советской оккупации , начавшейся после вторжения Красной Армии на литовские земли в 1944 году, гонения на Церковь усилились. [9] [20] режима Это произошло из-за государственного атеизма , а также участия католической церкви в антикоммунистической партизанской войне Литвы против советской оккупации. [20] Были проведены массовые аресты и депортации литовских граждан, священников и верующих. [9] [20] Церкви были закрыты. [20] Ограничения на деятельность церкви ужесточились, особенно ограничив обучение нового духовенства. [20] епископ Тельшяйский Винцентас Борисявичюс . В 1946 году был арестован и приговорен к смертной казни [20] Позже были арестованы и заключены в тюрьму епископы Теофилюс Матулёнис , Пранцишкус Раманаускас, виленский архиепископ Мечисловас Рейнис . [20] Советское государство конфисковало Вильнюсский кафедральный собор у католической церкви в 1950 году. [20]

В 1970-е годы подпольная деятельность Католической церкви активизировалась: стали издаваться подпольные католические газеты и журналы, подпольно обучались священники. [20] подпольное издание «Хроника Литовской католической церкви» . В 1972 году начало выходить [20] Увеличилось количество инициатив по защите религиозной свободы. [9]

Также во времена коммунизма апостольских посетителей назначал Святой Престол для литовских католиков в диаспоре. [ нужна ссылка ]

Холм Крестов
[ редактировать ]
Близкий вид на Гору Крестов недалеко от Шяуляй.

антикоммунистического сопротивления Всемирно известная святыня , Гора крестов тысячи латинского обряда крестов , на которой установлены всех размеров, расположена недалеко от города Шяуляй . Установка латинских крестов на холме была запрещена царскими православными властями в XIX веке. Позже, в 20 веке, советские власти также запретили подобные откровенные религиозные символы. Кресты были сняты в 1961 году с помощью тракторов и бульдозеров, но, несмотря на советские запреты, католики продолжали ставить на Горе Крестов маленькие распятия и кресты большего размера . Папа Иоанн Павел II посетил холм во время своего визита в Литву, прежде всего потому, что это был знак антикоммунистического католического сопротивления, а также католический религиозный объект. Литва была единственной советской республикой с католическим большинством населения. [29] [30]

Независимая Литва

[ редактировать ]
Шествие в честь Дня Трех Королей возле церкви Святой Терезы и Ворот Зари в Вильнюсе в 2023 году.

Литва вновь обрела независимость в 1990 году , во время распада Советского Союза . Католическая церковь является влиятельным фактором в стране, и некоторые священники активно возглавляли сопротивление коммунистическому режиму, а после восстановления независимости - поддержку традиционализма, особенно в этических вопросах. [ нужна ссылка ]

Католическая церковь в Литве после обретения независимости продолжила кампанию против либеральных и социалистических мер, особенно в этических вопросах. [ нужна ссылка ]

Договоры Святого Престола и Литовской Республики вступили в силу в 2000 году. [9] С тех пор отношения между Католической церковью и Литовским государством вместо конкордата регулировались тремя специальными договорами Литовской Республики и Святого Престола. [20]

Образование

[ редактировать ]

Христианская культура распространялась в Литве через школы. [12] До третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году образованием в основном занималась католическая церковь. [12] Первоначально первые школы действовали в Вильнюсе рядом с францисканским монастырем и собором. [12] Витаутас поселил бенедиктинцев в Сеньеи Тракай в 1409 году, где требовалось, чтобы они также открыли школу. [12] была основана приходская школа для горожан В 1413 году возле церкви Святого Иоанна в Вильнюсе . [12] Больше школ появилось в 15 и 16 веках. [9] В 1534 году Виленский Синод приказал священникам основать школы. [12] Церковное руководство приказало в 1607 году открыть начальные школы во всех приходах, а высшие школы содержались иезуитами, пиаристами и другими монахами. [12] В 18 веке в Литве было около 300 церковно-приходских школ, в которых обучалось 5000 учащихся. [12]

В 1570 году иезуиты основывают в Вильнюсе коллегию. [20] Вильнюсская академия была основана иезуитами в 1579 году путем реорганизации коллегии, основанной ими девятью годами ранее. [20] Университет готовил литовских священнослужителей и издавал религиозную литературу на литовском языке. [20] Иезуиты также основали множество колледжей в других городах. [9] Иезуиты возглавляют Виленский университет до 1773 года. [20] После подавления Общества Иисуса в 1773 году Комиссия народного образования взяла на себя управление Виленским университетом и высшими школами. [12]

Иерархия

[ редактировать ]
Святой Престол
Вильнюсская архиепархия Каунасская архиепархия Военный ординариат Литвы
Кайшядорисская епархия Паневежская епархия Шяуляйская епархия Тельшяйская епархия Вилкавишкисская епархия

Католические церкви в Литве

[ редактировать ]
Вильнюсский кафедральный собор

Первые церкви появились в Литве еще до принятия христианства – их строили жившие здесь купцы и ремесленники из других стран. После крещения в 1387 году число церквей в Литве стало заметно расти. В середине ХХ века в Литве насчитывалось 885 католических костелов и часовен. [ нужна ссылка ]

Первую церковь в Литве предположительно построил великий князь Миндаугас в тринадцатом веке. Это был Вильнюсский кафедральный собор , который за свою долгую историю неоднократно разрушался и перестраивался. Самая старая сохранившаяся каменная церковь – Никольская , построенная в 14–15 веках. Он стоит в Вильнюсе , и посетители восхищаются его готическими и романскими чертами. Церковь Святой Анны – шедевр поздней готики . Часовня Утренних ворот, хранящая икону Пресвятой Богородицы-Матери Милосердия в Вильнюсе, имеет многие черты позднего Возрождения и является одним из наиболее посещаемых паломниками святых мест Литвы. Впечатляющим архитектурным произведением барокко является церковь Св. Петра и Павла в Вильнюсе. Самая старая деревянная церковь Литвы находится в Палуше Игналинского района. [31]

Католические организации в Литве

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Литовская церковь признана самой красивой католической церковью в мире» . Литовская трибуна . 7 марта 2016 г.
  2. ^ Юргенсмейер и Крыша 2012 , с. 111.
  3. ^ Бисон 1982 , с. 125.
  4. ^ «Пий XII о Литве: Северный форпост католицизма — Новости Ватикана» . www.vaticannews.va (на литовском языке). 03.03.2020 . Проверено 16 февраля 2023 г.
  5. ^ Стэн и Турческу 2011 , стр. 115.
  6. ^ Департамент статистики (21 декабря 2021 г.). «Основные результаты переписи населения и жилищного фонда 2021 года» . osp.stat.gov.lt (на литовском языке).
  7. ^ «Католическая церковь в Литовской Республике (Литва)» . www.gcatholic.org .
  8. ^ Литовские святые и свидетели веры на официальной странице Католической церкви в Литве.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В katalikai.lt 2007 .
  10. ^ Зинкявичюс 2012 .
  11. ^ Баранаускас, Томас (осень 2009 г.). «О происхождении названия Литвы» . Литуан . 55 (3): 28–36. ISSN   0024-5089 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот Паулауските 2018 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Джагмин 2018 .
  14. ^ Jump up to: а б Лаукайт, Регина. «младшие братья» . vle.lt (на литовском языке).
  15. ^ Jump up to: а б Гудавичюс, Эдвард; Ясас, Римантас (2 июля 2018 г.). «Крещение Миндаугаса» . vle.lt (на литовском языке).
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Алишаускас 2006 , стр. 25-27.
  17. ^ Зинкявичюс 2000 .
  18. ^ Борута 1996 , с. 257.
  19. ^ Борута 1996 , с. 258.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль Алиулис 2006 .
  21. ^ Алишаускас 2006 , с. 50.
  22. ^ Jump up to: а б Алишаускас 2006 , с. 61.
  23. ^ Алишаускас 2006 , с. 66.
  24. ^ Алишаускас 2006 , с. 69.
  25. ^ Алишаускас 2006 , с. 68.
  26. ^ Фиджал, Джон; Семкович, Владислав (1948-01-01). «Дипломатическое уложение Собора и Виленской епархии. Том 1. Выпуск 3 (1501-1507, приложение 1394-1500) (В Кракове 1948 г.)» . Codex Diplomaticus Ecclesiae Cathedralis Necnon Dioceseos Vilnensis. Voluminis I. Fasciculus 3 (1501–1507, приложения 1394–1500). : 616–617.
  27. ^ Jump up to: а б с Дубонис, Артурас (2016). «Престиж и упадок официального (государственного) языка в Великом княжестве Литовском (XV-XVI века): проблемы белорусской историографии» . Литовские исторические исследования . 20 :7, 21 . Проверено 3 ноября 2023 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж Ивинский 1953 год .
  29. ^ «Гора крестов. О горе» . Kryziukalnas.lt . Проверено 4 марта 2023 г.
  30. ^ «Гора крестов» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
  31. ^ «Церкви | Величественная архитектура с богатой историей» . www.lithuania.travel . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b64a0c50f2b24d61c3e58dc6448a73bb__1709834640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/bb/b64a0c50f2b24d61c3e58dc6448a73bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)