Церковь Святых Петра и Павла, Вильнюс
Церковь Святых Петра и Павла Св. Церковь апостолов Петра и Павла | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Округ | Антакальнис |
Покровитель | Святой Петр Сент-Пол |
Год освящен | 1701 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Вильнюс , Литва |
Географические координаты | 54 ° 41'39 "N 25 ° 18'23" E / 54,69417 ° N 25,30639 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Ян Заор Джованни Баттиста Фредиани |
Стиль | Барокко |
Финансируется | Михал Казимеж Пац |
Новаторский | 1668 |
Завершенный | 1701 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Юго-запад |
Емкость | 980 [1] |
Высота (макс.) | 16,4 метра (54 фута) [2] |
Купол (ы) | Один |
Высота купола (внутренняя) | 39 метров (128 футов) [2] |
Шпиль (и) | Два |
Высота шпиля | 24 метра (79 футов) [2] |
Материалы | Глиняный кирпич |
Тип | Национальный |
Назначен | 13 февраля 2008 г. [3] |
Справочный номер. | 27300 |
Церковь Святых Петра и Павла ( литовский : Šv. apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia ; польский : Kościół sw. Piotra i Pawła na Antokolu ) — римско-католическая церковь, расположенная в районе Антакальнис в Вильнюсе , Литва . Это центральная часть бывшего монастырского комплекса Регулярных каноников Латеранского собора . Его интерьер украшен мастерскими композициями из около 2000 лепных фигур Джованни Пьетро Перти и орнаментом Джованни Марии Галли и является уникальным в Европе . [4] Костёл считается шедевром Речи Посполитой барокко . Его финансировал Михал Казимеж Пац в ознаменование победы над москвичами и их изгнания из Вильнюса после шести лет оккупации . [5]
История
[ редактировать ]Фундамент первой церкви на этом месте неизвестен, однако при рытье фундамента современной церкви рабочие нашли скульптуру неизвестного рыцаря. [6] что первая деревянная церковь была основана Пятрасом Гоштаутасом , легендарным предком семьи Гоштаутаев , задолго до официального обращения Литвы в христианство Ягайло Это породило легенду о том , в 1387 году. [7] Скорее всего, церковь основал Войцех Табор , епископ Виленский (1492–1507). Деревянная церковь сгорела в 1594 году, но была восстановлена в 1609–16. [6] В 1625 году епископ Евстафий Воллович пригласил регулярных каноников Латеранского собора . Их новый монастырь был официально открыт в ноябре 1638 года. [6] Епископ Жемайтийский Ежи Тышкевич картину Пресвятой Девы Марии Милосердия ( лит . Švč. Mergelė Marija Maloningoji подарил церкви и монастырю ). Картина была привезена Тышкевичем из Фаэнцы , Италия, около 1641–1647 годов, и изображает Богоматерь Милосердия , покровительницу Фаэнцы. [8] Несмотря на то, что он не был увенчан канонической короной , он был покрыт серебряной ризой и привлекал жертвы по обету . [8]
Во время войн с Россией 1655–61 монастырь сгорел, а церковь разрушена. Строительство новой церкви заказал великий гетман литовский и воевода Виленский Михал Казимеж Пац . Говорят, что Пац был вдохновлен на восстановление церкви после инцидента 1662 года, когда он спрятался в ее руинах и таким образом чудом избежал смерти от мятежных солдат, которые позже убили Винцента Корвина Госевского , полевого гетмана Литвы , и Казимежа Жеромского . [9] До этого проекта Пак, сделавший лишь пару сравнительно небольших пожертвований бернардинцам в Вильнюсе и иезуитам в Друскининкае , не был известен как покровитель церкви или искусства. [10] Пак, который никогда не был женат, предполагал, что церковь станет мавзолеем для семьи Пак . [11] Строительные работы начались 29 июня 1668 года (в день праздника святых Петра и Павла ) под руководством Яна Заора из Кракова и завершились в 1676 году Джованни Баттиста Фредиани. [6] Для внутренней отделки Пак пригласил итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти и Джованни Марию Галли . Работы были прерваны смертью основателя в 1682 году. Согласно его последнему желанию, Пак был похоронен под порогом главного входа с латинской надписью Hic Jacet Pecator (здесь покоится грешник) на его надгробии. В конце XVIII века в церковь ударила молния, сбила скульптуру, которая упала и разбила надгробие; этот инцидент породил множество слухов о Паке и его грехах. [12] Надгробие теперь отображается на правой стене главного входа. [12]
Церковь завершил брат Пака, епископ Жемайтийский Казимеж Пац . [7] и был освящен в 1701 году, а окончательные отделочные работы были завершены только в 1704 году. [13] Строительство церкви оживило Антакальнис и привлекло других дворян: Сапегаса, построившего дворец Сапеги , и Слушкоша, построившего дворец Слушко . [7] Интерьер церкви с тех пор изменился относительно мало. Главным изменением стала потеря главного алтаря. Деревянный алтарь был перенесен в католический костел в Даугае в 1766 году. [6] В алтаре сейчас доминирует «Прощание святых Петра и Павла» большая картина Францишка Смуглевича , установленная там в 1805 году. Интерьер был восстановлен Джованни Беретти и Николае Пиано из Милана в 1801–04 годах. [13] Тогда же была установлена новая кафедра, имитирующая корабль Святого Петра. В 1864 году в отместку за неудавшееся Январское восстание Михаил Муравьёв-Виленский закрыл монастырь и превратил его постройки в военные казармы. [13] Были планы превратить церковь в православную церковь, но они так и не были реализованы. [13] В 1901–05 интерьер был вновь восстановлен. Церковь приобрела люстру в форме лодки и новый орган с двумя руководствами и 23 органными упорами . [14] Купол был поврежден во время бомбардировок Второй мировой войны, но был восстановлен в соответствии со своим первоначальным дизайном. [14] Когда в 1956 году Вильнюсский собор превратили в художественный музей советские власти , серебряный саркофаг со священными мощами святого Казимира был перенесен в костел Святых Петра и Павла. [15] Саркофаг был возвращен на место в 1989 году. Несмотря на религиозные гонения в Советском Союзе , в 1976–87 годах была проведена масштабная внутренняя реставрация. [13]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Церковь расположена на небольшом холме недалеко от реки Нерис и бывшей главной дороги на Неменчине . [6] Он является частью монастырского комплекса, занимающего около 1,5 га (3,7 акра). [16] Погост окружен толстой кирпичной стеной высотой 4–5 м (13–16 футов) с четырьмя небольшими восьмиугольными часовнями. [17] На территории погоста раньше было небольшое кладбище, но его снесли в XIX веке. [6] Церковь представляет собой базилику 17-го века с традиционной крестообразной планировкой и куполом с фонарем, обеспечивающим дополнительный свет в ее белый интерьер. Однако купол опущен и виден только издалека. [18] Внешний вид был скопирован с приходской церкви Тарлова , построенной в 1645–55 и, скорее всего, спроектированной тем же архитектором Яном Заором . [18] Фасад имеет тяжелые пропорции. [11] Он разделен выдающимся балконом, отдельно стоящими колоннами (впервые использованными в литовской церковной архитектуре), [13] окна и карнизы . [2] Центральный фасад обрамляют две колокольни, круглые внизу и восьмиугольные вверху. [2] Два латунных колокола высотой 60 и 37 см (24 и 15 дюймов) сохранились с 1668 года. [19]
На двойном ломаном фронтоне изображен рельеф Марии, стоящей на пушке, флаги и другая военная атрибутика. [13] Ниже рельефа надпись на латыни гласит: REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE ( «Королева мира , защити нас миром») и отражает намерения основателя Пака и представляет собой игру слов на его фамилии. [9] Ниже находится главный портал. В окружении двух путто, держащих папскую тиару (символ Святого Петра) и меч (символ Святого Павла), находится большой картуш с гербом Пака Госдава . [13] Две терракотовые скульптуры, изображающие Святого Августина (покровителя Регулярных каноников Латеранского собора) и Станислава Казимерчика (польского члена Регулярных каноников) [6] были созданы в 1674 году. Их высота составляет 2,05 метра (6 футов 9 дюймов). [14] На передней и задней части церкви было еще много скульптур, но они не сохранились. [20] Фасад также был украшен картиной размером 172 × 237 см (68 × 93 дюйма), изображающей Богородицу Милосердия, защищающую людей от чумы 1710 года в Вильнюсе. [14] Образ Марии, держащей сломанные стрелы гнева Божьего, был заимствован из картины Пресвятой Девы Марии Милосердия, висящей внутри церкви. [8] Созданный в 1761 году, он не менее пяти раз реставрировался и утратил свои первоначальные черты. [14] После последней реставрации в 2000 году ее перенесли внутрь церкви. [8]
Интерьер
[ редактировать ]Декор и центральный неф
[ редактировать ]Церковь Святых Петра и Павла – одна из наиболее изученных церквей Литвы. [21] Его интерьер насчитывает более 2000 различных элементов декора, что создает потрясающую атмосферу. [22] Главный автор плана декора неизвестен. Это мог быть основатель Пак, монахи Латеранского собора или итальянские художники. Никаких документов, объясняющих идеи, лежащие в основе украшений, не сохранилось, поэтому различные искусствоведы пытались найти одну центральную тему: жизнь Пака и польско-литовские отношения , учение святого Августина, театр барокко и т. д. [21] Историк искусства Бируте Рута Виткаускене выделила несколько основных тем декора: структура церкви, провозглашенная на Тридентском соборе , со Святым Петром в качестве основы, раннехристианские мученики, представляющие интерес Пака к рыцарству и светлости, темы, относящиеся к Регулярным канонам Латеранский собор , а также темы, унаследованные от предыдущих церквей (картина Пресвятой Девы Марии Милосердия и алтарь Пяти ран Христовых). [23] В декоре сочетаются самые разнообразные символы: от местных (покровитель Вильнюса святой Христофор ) до итальянских святых ( Фиделис Комо ), [24] от конкретных святых до аллегорий добродетелей. Имеется множество декоративных элементов — цветочные ( акант , подсолнухи, руты, фрукты), различные предметы (военное оружие, хозяйственные инструменты, богослужебные принадлежности, ракушки, ленты ), фигурки ( путто , ангелы , солдаты ), фантастические существа ( демоны , драконы , кентавры ), герб Пака, маски, имеющие различные выражения – но они индивидуализированы, редко повторяются. [25] Архитекторы и скульпторы заимствовали идеи из других церквей Польши ( костел Святых Петра и Павла, Краков , капелла Сигизмунда в Вавельском соборе ) и Италии ( базилика св. Петра , церковь Джезу ). [24]
Главный вход окружен двумя большими скульптурами Святого Христофора, несущего младенца Иисуса, и скелета ( мрачного жнеца в плаще и большой косой ), стоящего на коронах и других символах власти. [4] Святой Христофор – защитник, но смерть по-прежнему ждет всех одинаково и христианам следует к ней подготовиться. [7] В вестибюле также есть сцена Страшного суда с различными монстрами и демонами. В левой части вестибюля находится небольшая комната, используемая как баптистерий , а в правой – комната для поминок . [26] В последнем есть сцена суда Пилата , которая тематически начинает Крестный путь . Красочные станции висят в центральном нефе и ведут к Алтарю Пяти ран Христа. [26]
Центральный неф украшен равномерно расположенными скульптурами двенадцати апостолов. [4] В нем также есть ряд сцен пыток во время гонений на христиан в Римской империи . [27] В число этих мучеников входят святой Себастьян , рыцари святой Георгий и Мартин Турский , святой Маврикий и Фиванский легион , Фиделис Комо и Виктор Мавр . [28] Однако их не видно сразу, так как они размещены в нишах. [29] Таким образом, в нефе преобладают простые белые стены, которые контрастируют с богатым декором в других местах. Со стороны центрального нефа вход в каждую из четырех капелл имеет две аллегорические женские фигуры, представляющие восемь заповедей блаженства из Нагорной проповеди и созданные по иконографии Чезаре Рипа . [27] Их размещение над входной аркой очень похоже на базилику Санта-Мария-дель-Пополо . [27] Однако они изображены не по порядку, а переставлены так, чтобы лучше отражать тематику часовен. [28]
Часовни и боковые алтари
[ редактировать ]Церковь имеет один центральный неф . Подобно церкви Джезу в Риме, узкие боковые нефы превращены в соединенные между собой часовни. [11] Есть четыре часовни: Женская или Королевская, Святого Августина , Святой Урсулы и Солдатская или Рыцарская. Часовня королевы изначально была посвящена святой Петронилле , традиционно отождествляемой с дочерью святого Петра. [30] В часовне есть четыре фигуры, олицетворяющие женские добродетели: благочестие, щедрость, чистоту и трудолюбие. [30] Фигура щедрости представляет собой резкий социальный контраст между богатой женщиной и нищим. [29] Некоторые искусствоведы пытались связать эти фигуры с польскими королевами . [30] картина Святой Моники , матери Святого Августина. В часовне висит [31] На потолке изображены сцены казней и пыток раннехристианских мучеников , в том числе святой Фаусты и святой Феодоры . [27] В часовне рыцарей есть четыре фигуры солдат, ставших раннехристианскими мучениками, в том числе святого Мартиниана , который помог святому Петру сбежать из тюрьмы, и святого Флориана . В часовне также есть сцена, где святой Казимир чудесно помогает литовцам во время осады Полоцка. [4] и святой Вацлав, сражающийся со своим братом Болеславом Жестоким . [28] Эта часовня ясно отражает интересы Пака: большую часть своей жизни он посвятил военной службе. [4] и считал себя рыцарем. [10] В часовне Святой Урсулы больше фигур ранних мучениц ( Святой Аполлонии , Святой Варвары и Святой Екатерины Александрийской ), которые подчеркивают чистоту. [13] Часовня Святого Августина подчеркивает его учение о Святой Троице как о неделимом единстве. [13]
В трансепте расположены алтари двух действовавших в храме братств: Милосердной Богородицы и Пяти ран Христовых. [13] Эти братства существовали до того, как была построена нынешняя церковь, поэтому образы унаследованы от предыдущей церкви. [7] В западном (левом) трансепте изображена картина Пресвятой Девы Марии Милосердия и два больших турецких военных барабана ( литавры , 140 см (55 дюймов) в окружности). [32] которые были захвачены у османов в Хотинской битве 11 ноября 1673 года и переданы церкви ее основателем Михалом Казимежем Пацем. [33] Потолок трансепта украшен лепными рельефами из жизни Марии (с Посещением в центре) и распятием Иисуса . [34] Кафедра в стиле рококо была установлена в 1801–1804 годах. Вырезанный из дерева в форме лодки, он поддерживается двумя тритонами снизу . Он украшен позолоченными деталями, в том числе рельефами орла, быка, льва и ангела, которые символизируют четырех евангелистов . [14]
Главный алтарь
[ редактировать ]Примечательной особенностью является отсутствие главного алтаря, который известен только по описанию, найденному в инвентаре 1766 года. [24] Он был вырезан из темного дерева, позолочен и служил центром белого интерьера. [6] Алтарь имел два уровня. На верхнем уровне находилась чудесная картина Святого Петра, скорее всего, привезенная из предыдущей церкви. [30] Его окружали скульптуры двенадцати апостолов, представляющих двенадцать колен Израиля или избранный народ . На нижнем рычаге находилась картина Святого Павла, окруженная скульптурами, изображающими двенадцать языческих народов, представляющих мир или обращенных людей . [30] Этот алтарь был перенесен в католическую церковь в Даугае в 1766 году, и до наших дней сохранились лишь его фрагменты. [13] С потерей алтаря образы Святого Павла в церкви значительно уменьшились. [30] Алтарь как таковой не был заменен. Вместо этого Казимеж Елский изваял четырех пророков ( Даниила , Иеремию , Исайю и Илию ), а Францишек Смуглевич нарисовал большую центральную картину, изображающую эмоциональное последнее расставание Святых Петра и Павла. [35]
В хоре висят еще четыре картины: еще одна картина Смуглевича с изображением архангела Михаила , картина Святой Марии Магдалины Пацци , официальный портрет основателя Михала Казимежа Паца и картина распятого Иисуса. [36] На этой картине изображено солнечное затмение, символизирующее тьму распятия , и она считается любимой картиной Пака. Части Иисуса ( терновый венец , четыре гвоздя и перизома ) покрыты металлом. [31] Апсида имеет четыре скульптуры, стоящие внутри стенных ниш , в том числе Святого Иакова , Иоанна Крестителя и воскресшего Христа. [26]
Потолок апсиды украшен тремя лепными рельефами, изображающими обращение апостола Павла , призвание святого Петра и передачу ключей от Неба и папской тиары Христом Петру . Эта сцена подчеркивает, что Петр и последующие папы получили свою власть непосредственно от Бога, и является сильным заявлением Контрреформации . [37] Над ними расположен рельеф Святого Духа в виде голубя. На потолке хора изображен рельеф обеда в Эммаусе . [30] Рядом с ним находится надпись на латыни: domus dei aedificata est suprafirmam petram (ваш дом построен на твердой скале), которая перекликается с надписью на основании купола. [37]
В левом углу между трансептом и хором находится скульптура Иисуса, известная как Иисус Антакальнис. Скульптура выполнена в натуральную величину (185 см (73 дюйма)), сделана из твердой древесины, одета в одежду из белого шелка и фиолетового бархата и имеет парик из натуральных черных волос. [38] Копия статуи, выставленной в базилике Иисуса де Мединасели в Мадриде, является самым ярким образцом испанского барокко в Литве. [35] На нем изображена сцена Ecce homo : Христа пороли терновым венцом перед разъяренной толпой. [35] Руки и голова скульптуры были заказаны Яном Казимежем Сапегой Младшим у римских художников в 1700 году. [38] Они были прикреплены к туловищу местного производства и их можно вращать. Согласно каноническому посещению священные реликвии . 1804 года, внутри головы скульптуры запечатаны [38] Скульптура экспонировалась в главном алтаре Троичной церкви, построенной Сапегой, пока церковь не была преобразована в православную церковь в 1864 году. [38] В то время он был перенесен на нынешнее место в соборе Св. Петра и Павла. В противоположном углу находится лепная скульптура Святого Франциска Ассизского, созданная в первой половине 20 века. [35]
Купол и потолки
[ редактировать ]купола Подвески изображают Четырех Евангелистов . [30] Надпись вокруг основания купола ( Tu es Petrus et super hanc petram edificabo ecclesiam meam et portae inferi non-praevale Buntadversus Eam : Ты — Петр (скала), и на этой скале Я построю свою церковь, и врата ада не одолеют против него) взято из Исповедания Петра и такое же, как и в базилике Святого Петра в Ватикане . [37] Над ним расположены скульптуры четырех Учителей Церкви : Святого Иеронима , Святого Августина (его скульптуру можно увидеть со входа), Святого Амвросия и Папы Григория I. [30] Еще над ними множество ангелов. Кульминацией композиции является Бог-Отец в центре купола, как бы говорящий, что Бог видит все. [4] Эта композиция кажется перевернутой, поскольку евангелисты стоят ниже докторов, но это могло быть целенаправленным заявлением, призванным подчеркнуть важность Церкви после Тридентского Собора . [30] в форме лодки Люстра из латуни и стеклянных бусин свисает с середины купола и напоминает о том, что Святой Петр был рыбаком. Изготовленный лиепайскими мастерами и установленный в 1905 году, он имел восемь семисвечников. [14]
Потолок украшен пятью фресками площадью 14,94 м. 2 (160,8 кв. футов) [31] которые являются вторыми по величине потолочными фресками (после Пажайслисского монастыря ) в Литве. [39] Три меньшие фрески над органом образуют триптих из жизни святого Петра: исцеление калеки, побег из тюрьмы и видение простыни с животными . Две другие фрески изображают Quo vadis? и противостояние Петра с Симоном Волхвом . [31] [40] Эти фрески имеют довольно простую композицию. [41] плохо выполнено и не хватает деталей фона, [42] но фигуры выразительны, совершают сложные, динамичные, почти театральные движения. [31] Авторство фресок неизвестно. Владас Дрема приписал их Мартино Альтомонте , а Мечислав Скрудлик предложил Микеланджело Паллони . [43] Миндаугас Пакнис, используя сохранившиеся письменные записи, опроверг обе гипотезы и приписал фрески Иоганну Готхарду Берхгофу. [44] [45] Две другие фрески другого автора украшают ризницы . На них изображен Иисус, спасающий святого Петра от утопления, и видение Станислава Казимерчика . [31]
Галерея
[ редактировать ]- Главный портал крупным планом с гербом Пака посередине.
- Danse Macabre , напоминание об универсальности смерти
- Святой Христофор несет новорожденного Иисуса .
- Вид на купол с люстрой в форме лодки
- Чума 1710 года в Вильнюсе.
- Картина Антакальниса с панорамой Канутаса Русецкаса в 1848 году.
- Марка Литвы; 1993 год; памятный выпуск «Церковная архитектура – Я»; Церковь Святых Петра и Павла, марка с видом и следом.
См. также
[ редактировать ]- Монастырь Пажайслис – еще один шедевр барокко, основанный членом семьи Пац.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чаплинскас (2010), с. 365
- ^ Перейти обратно: а б с д и Белинис (1988), с. 78
- ^ «ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПАМЯТНИКАМИ КУЛЬТУРЫ» . e-seimas.lrs.lt . Аппарат Сейма Литовской Республики . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пакнис (2011-2013)
- ^ «Вильнюсская церковь Святых апостолов Петра и Павла» . govilnius.lt (на литовском языке) . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пакнис (1998)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вайшвилайте (2001), с. 30
- ^ Перейти обратно: а б с д «Вечер культуры: Чума в Вильнюсе. По следам истории одной картины» (на литовском языке). Литовский художественный музей. 17 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 г. Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Квиклис (1985), с. 317
- ^ Перейти обратно: а б Вайшвилайте (2001), с. 28
- ^ Перейти обратно: а б с Чербуленас (1994), с. 103
- ^ Перейти обратно: а б Чаплинскас (2010), с. 188
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Виткаускене (2005)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Белинис (1988), с. 80
- ^ Квиклис (1985), с. 326
- ^ Белинис (1988), с. 77
- ^ Квиклис (1985), с. 316
- ^ Перейти обратно: а б Чербуленас (1994), с. 104
- ^ Белинис (1988), стр. 86–87
- ^ Белинис (1988), с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Вайшвилайте (2001), с. 27
- ^ «Чарующая жемчужина барокко в Вильнюсе – церковь Святых Апостолов Петра и Павла» . Бернардинай.lt . 3 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ Вайшвилайте (2001), с. 34
- ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 35
- ^ Белинис (1988), стр. 82-83
- ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 38
- ^ Перейти обратно: а б с д Вайшвилайте (2001), с. 33
- ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 39
- ^ Перейти обратно: а б Белинис (1988), с. 83
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вайшвилайте (2001), с. 32
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Белинис (1988), с. 81
- ^ Белинис (1988), с. 86
- ^ Квиклис (1985), с. 325
- ^ Самуолене (2001), стр. 38-39
- ^ Перейти обратно: а б с д Белинис (1988), с. 85
- ^ Белинис (1988), стр. 81–82
- ^ Перейти обратно: а б с Вайшвилайте (2001), с. 31
- ^ Перейти обратно: а б с д Рачюнайте (2011–2013)
- ^ Пакнис (2001), с. 43
- ^ Пакнис (2001), стр. 44-45
- ^ Чербуленас (1994), с. 105
- ^ Пакнис (2001), с. 49
- ^ Пакнис (2001), стр. 43-44
- ^ Пакнис (2001), стр. 43-51
- ^ Палюшите (2005), с. 73
Источники
[ редактировать ]- Белинис, Джон; и др., ред. (1988). Сборник памятников истории и культуры Литовской ССР (на литовском языке). Том. 1. Вильнюс:Главная редакция энциклопедий. ОСЛК 21449203 .
- Чаплинскас, Антанас Римвидас (2010). История Вильнюса: легенды и реальность (на литовском языке). Харибда. ISBN 978-9955-739-21-0 .
- Чербулен, Клеменс; и др., ред. (1994). История литовской архитектуры: С 17 века. начало 19 века средний Том. II. Вильнюс: Издательство «Наука и энциклопедия». ISBN 5-420-00583-2 .
- Квиклис, Брониус (1985). Литовские церкви. Том V: Вильнюсская архиепархия, часть I (на литовском языке). Чикаго, Иллинойс: Издательство Литовской библиотеки. ISBN 0-932042-54-6 .
- Пакнис, Миндаугас (1998). «Вильнюсский бывший монастырь Латеранских канонов и церковь Святых Петра и Павла». В Янонене, Рута; Клаюмене, Даля (ред.). Литовские монастыри. Менеджер (на литовском языке). Вильнюсская академия художеств. ISBN 9986-571-39-1 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2020 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- Пакнис, Миндаугас (2001). «Проблема авторства фресок церкви Св. Петра и Павла в Антакальнисе». Барокко Великого Княжества Литовского: формы, влияния, направления . Acta Academiae artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 21. ISSN 1392-0316 .
- Пакнис, Миндаугас (2011–2013). «Иконографическое повествование в Вильнюсской церкви Св. Петра и Павла» . Orbis Lituaniae (на литовском языке). Вильнюсский университет. Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- Палюшите, Аисте, изд. (2005). Словарь литовских художников XVI–XVIII веков. (на литовском языке). Вильнюс: Институт культуры, искусства и истории. ISBN 9986-638-60-7 .
- Рачюнайте, Тояна (2011–2013). «Иисус Антакальнис из Назарета — чудесное проявление испанского барокко» . Orbis Lituaniae (на литовском языке). Вильнюсский университет. Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- Самуолиен, Сигита (2001). «Иконография церкви Святых Петра и Павла в Вильнюсе». Барокко Великого Княжества Литовского: формы, влияния, направления . Acta Academiae artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 21. ISSN 1392-0316 .
- Вайшвилайте, Ирена (2001). «Программа декора церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Вильнюсе». Барокко Великого Княжества Литовского: формы, влияния, направления . Acta Academiae artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 21. ISSN 1392-0316 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года.
- Виткаускене, Рута Бируте (2005). «Церковь Святых Апостолов Петра и Павла» . Курия Виленской архиепархии. Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.