Jump to content

Церковь Святых Петра и Павла, Вильнюс

Координаты : 54 ° 41'39 "N 25 ° 18'23" E  /  54,69417 ° N 25,30639 ° E  / 54,69417; 25.30639

Церковь Святых Петра и Павла
Св. Церковь апостолов Петра и Павла
Вид на церковь спереди
Религия
Принадлежность Римско-католический
Округ Антакальнис
Покровитель Святой Петр
Сент-Пол
Год освящен 1701
Статус Активный
Расположение
Расположение Вильнюс , Литва
Географические координаты 54 ° 41'39 "N 25 ° 18'23" E  /  54,69417 ° N 25,30639 ° E  / 54,69417; 25.30639
Архитектура
Архитектор(ы) Ян Заор
Джованни Баттиста Фредиани
Стиль Барокко
Финансируется Михал Казимеж Пац
Новаторский 1668
Завершенный 1701
Технические характеристики
Направление фасада Юго-запад
Емкость 980 [1]
Высота (макс.) 16,4 метра (54 фута) [2]
Купол (ы) Один
Высота купола (внутренняя) 39 метров (128 футов) [2]
Шпиль (и) Два
Высота шпиля 24 метра (79 футов) [2]
Материалы Глиняный кирпич
Тип Национальный
Назначен 13 февраля 2008 г. [3]
Справочный номер. 27300
Вид с воздуха

Церковь Святых Петра и Павла ( литовский : Šv. apaštalų Petro ir Povilo bažnyčia ; польский : Kościół sw. Piotra i Pawła na Antokolu ) — римско-католическая церковь, расположенная в районе Антакальнис в Вильнюсе , Литва . Это центральная часть бывшего монастырского комплекса Регулярных каноников Латеранского собора . Его интерьер украшен мастерскими композициями из около 2000 лепных фигур Джованни Пьетро Перти и орнаментом Джованни Марии Галли и является уникальным в Европе . [4] Костёл считается шедевром Речи Посполитой барокко . Его финансировал Михал Казимеж Пац в ознаменование победы над москвичами и их изгнания из Вильнюса после шести лет оккупации . [5]

Фундамент первой церкви на этом месте неизвестен, однако при рытье фундамента современной церкви рабочие нашли скульптуру неизвестного рыцаря. [6] что первая деревянная церковь была основана Пятрасом Гоштаутасом , легендарным предком семьи Гоштаутаев , задолго до официального обращения Литвы в христианство Ягайло Это породило легенду о том , в 1387 году. [7] Скорее всего, церковь основал Войцех Табор , епископ Виленский (1492–1507). Деревянная церковь сгорела в 1594 году, но была восстановлена ​​в 1609–16. [6] В 1625 году епископ Евстафий Воллович пригласил регулярных каноников Латеранского собора . Их новый монастырь был официально открыт в ноябре 1638 года. [6] Епископ Жемайтийский Ежи Тышкевич картину Пресвятой Девы Марии Милосердия ( лит . Švč. Mergelė Marija Maloningoji подарил церкви и монастырю ). Картина была привезена Тышкевичем из Фаэнцы , Италия, около 1641–1647 годов, и изображает Богоматерь Милосердия , покровительницу Фаэнцы. [8] Несмотря на то, что он не был увенчан канонической короной , он был покрыт серебряной ризой и привлекал жертвы по обету . [8]

картина основателя церкви Михала Казимира Паца висит В апсиде .

Во время войн с Россией 1655–61 монастырь сгорел, а церковь разрушена. Строительство новой церкви заказал великий гетман литовский и воевода Виленский Михал Казимеж Пац . Говорят, что Пац был вдохновлен на восстановление церкви после инцидента 1662 года, когда он спрятался в ее руинах и таким образом чудом избежал смерти от мятежных солдат, которые позже убили Винцента Корвина Госевского , полевого гетмана Литвы , и Казимежа Жеромского . [9] До этого проекта Пак, сделавший лишь пару сравнительно небольших пожертвований бернардинцам в Вильнюсе и иезуитам в Друскининкае , не был известен как покровитель церкви или искусства. [10] Пак, который никогда не был женат, предполагал, что церковь станет мавзолеем для семьи Пак . [11] Строительные работы начались 29 июня 1668 года (в день праздника святых Петра и Павла ) под руководством Яна Заора из Кракова и завершились в 1676 году Джованни Баттиста Фредиани. [6] Для внутренней отделки Пак пригласил итальянских мастеров Джованни Пьетро Перти и Джованни Марию Галли . Работы были прерваны смертью основателя в 1682 году. Согласно его последнему желанию, Пак был похоронен под порогом главного входа с латинской надписью Hic Jacet Pecator (здесь покоится грешник) на его надгробии. В конце XVIII века в церковь ударила молния, сбила скульптуру, которая упала и разбила надгробие; этот инцидент породил множество слухов о Паке и его грехах. [12] Надгробие теперь отображается на правой стене главного входа. [12]

Церковь завершил брат Пака, епископ Жемайтийский Казимеж Пац . [7] и был освящен в 1701 году, а окончательные отделочные работы были завершены только в 1704 году. [13] Строительство церкви оживило Антакальнис и привлекло других дворян: Сапегаса, построившего дворец Сапеги , и Слушкоша, построившего дворец Слушко . [7] Интерьер церкви с тех пор изменился относительно мало. Главным изменением стала потеря главного алтаря. Деревянный алтарь был перенесен в католический костел в Даугае в 1766 году. [6] В алтаре сейчас доминирует «Прощание святых Петра и Павла» большая картина Францишка Смуглевича , установленная там в 1805 году. Интерьер был восстановлен Джованни Беретти и Николае Пиано из Милана в 1801–04 годах. [13] Тогда же была установлена ​​новая кафедра, имитирующая корабль Святого Петра. В 1864 году в отместку за неудавшееся Январское восстание Михаил Муравьёв-Виленский закрыл монастырь и превратил его постройки в военные казармы. [13] Были планы превратить церковь в православную церковь, но они так и не были реализованы. [13] В 1901–05 интерьер был вновь восстановлен. Церковь приобрела люстру в форме лодки и новый орган с двумя руководствами и 23 органными упорами . [14] Купол был поврежден во время бомбардировок Второй мировой войны, но был восстановлен в соответствии со своим первоначальным дизайном. [14] Когда в 1956 году Вильнюсский собор превратили в художественный музей советские власти , серебряный саркофаг со священными мощами святого Казимира был перенесен в костел Святых Петра и Павла. [15] Саркофаг был возвращен на место в 1989 году. Несмотря на религиозные гонения в Советском Союзе , в 1976–87 годах была проведена масштабная внутренняя реставрация. [13]

Архитектура

[ редактировать ]

Экстерьер

[ редактировать ]
План этажа: 1. Правая круглая комната (малая часовня) 2. Левая круглая комната (бывший баптистерий) 3. Часовня рыцарей 4. Часовня королев 5. Часовня Св. Урсулы 6. Часовня Св. Августина 7. Алтарь Пяти Святых Раны 8. Алтарь Марии-Матери Милосердия 9. Иисуса Антакальниса 10. Главный алтарь

Церковь расположена на небольшом холме недалеко от реки Нерис и бывшей главной дороги на Неменчине . [6] Он является частью монастырского комплекса, занимающего около 1,5 га (3,7 акра). [16] Погост окружен толстой кирпичной стеной высотой 4–5 м (13–16 футов) с четырьмя небольшими восьмиугольными часовнями. [17] На территории погоста раньше было небольшое кладбище, но его снесли в XIX веке. [6] Церковь представляет собой базилику 17-го века с традиционной крестообразной планировкой и куполом с фонарем, обеспечивающим дополнительный свет в ее белый интерьер. Однако купол опущен и виден только издалека. [18] Внешний вид был скопирован с приходской церкви Тарлова , построенной в 1645–55 и, скорее всего, спроектированной тем же архитектором Яном Заором . [18] Фасад имеет тяжелые пропорции. [11] Он разделен выдающимся балконом, отдельно стоящими колоннами (впервые использованными в литовской церковной архитектуре), [13] окна и карнизы . [2] Центральный фасад обрамляют две колокольни, круглые внизу и восьмиугольные вверху. [2] Два латунных колокола высотой 60 и 37 см (24 и 15 дюймов) сохранились с 1668 года. [19]

На двойном ломаном фронтоне изображен рельеф Марии, стоящей на пушке, флаги и другая военная атрибутика. [13] Ниже рельефа надпись на латыни гласит: REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE ( «Королева мира , защити нас миром») и отражает намерения основателя Пака и представляет собой игру слов на его фамилии. [9] Ниже находится главный портал. В окружении двух путто, держащих папскую тиару (символ Святого Петра) и меч (символ Святого Павла), находится большой картуш с гербом Пака Госдава . [13] Две терракотовые скульптуры, изображающие Святого Августина (покровителя Регулярных каноников Латеранского собора) и Станислава Казимерчика (польского члена Регулярных каноников) [6] были созданы в 1674 году. Их высота составляет 2,05 метра (6 футов 9 дюймов). [14] На передней и задней части церкви было еще много скульптур, но они не сохранились. [20] Фасад также был украшен картиной размером 172 × 237 см (68 × 93 дюйма), изображающей Богородицу Милосердия, защищающую людей от чумы 1710 года в Вильнюсе. [14] Образ Марии, держащей сломанные стрелы гнева Божьего, был заимствован из картины Пресвятой Девы Марии Милосердия, висящей внутри церкви. [8] Созданный в 1761 году, он не менее пяти раз реставрировался и утратил свои первоначальные черты. [14] После последней реставрации в 2000 году ее перенесли внутрь церкви. [8]

Интерьер

[ редактировать ]

Декор и центральный неф

[ редактировать ]
Центральный неф смотрит на юго-запад в сторону входа.

Церковь Святых Петра и Павла – одна из наиболее изученных церквей Литвы. [21] Его интерьер насчитывает более 2000 различных элементов декора, что создает потрясающую атмосферу. [22] Главный автор плана декора неизвестен. Это мог быть основатель Пак, монахи Латеранского собора или итальянские художники. Никаких документов, объясняющих идеи, лежащие в основе украшений, не сохранилось, поэтому различные искусствоведы пытались найти одну центральную тему: жизнь Пака и польско-литовские отношения , учение святого Августина, театр барокко и т. д. [21] Историк искусства Бируте Рута Виткаускене выделила несколько основных тем декора: структура церкви, провозглашенная на Тридентском соборе , со Святым Петром в качестве основы, раннехристианские мученики, представляющие интерес Пака к рыцарству и светлости, темы, относящиеся к Регулярным канонам Латеранский собор , а также темы, унаследованные от предыдущих церквей (картина Пресвятой Девы Марии Милосердия и алтарь Пяти ран Христовых). [23] В декоре сочетаются самые разнообразные символы: от местных (покровитель Вильнюса святой Христофор ) до итальянских святых ( Фиделис Комо ), [24] от конкретных святых до аллегорий добродетелей. Имеется множество декоративных элементов — цветочные ( акант , подсолнухи, руты, фрукты), различные предметы (военное оружие, хозяйственные инструменты, богослужебные принадлежности, ракушки, ленты ), фигурки ( путто , ангелы , солдаты ), фантастические существа ( демоны , драконы , кентавры ), герб Пака, маски, имеющие различные выражения – но они индивидуализированы, редко повторяются. [25] Архитекторы и скульпторы заимствовали идеи из других церквей Польши ( костел Святых Петра и Павла, Краков , капелла Сигизмунда в Вавельском соборе ) и Италии ( базилика св. Петра , церковь Джезу ). [24]

Главный вход окружен двумя большими скульптурами Святого Христофора, несущего младенца Иисуса, и скелета ( мрачного жнеца в плаще и большой косой ), стоящего на коронах и других символах власти. [4] Святой Христофор – защитник, но смерть по-прежнему ждет всех одинаково и христианам следует к ней подготовиться. [7] В вестибюле также есть сцена Страшного суда с различными монстрами и демонами. В левой части вестибюля находится небольшая комната, используемая как баптистерий , а в правой – комната для поминок . [26] В последнем есть сцена суда Пилата , которая тематически начинает Крестный путь . Красочные станции висят в центральном нефе и ведут к Алтарю Пяти ран Христа. [26]

Центральный неф украшен равномерно расположенными скульптурами двенадцати апостолов. [4] В нем также есть ряд сцен пыток во время гонений на христиан в Римской империи . [27] В число этих мучеников входят святой Себастьян , рыцари святой Георгий и Мартин Турский , святой Маврикий и Фиванский легион , Фиделис Комо и Виктор Мавр . [28] Однако их не видно сразу, так как они размещены в нишах. [29] Таким образом, в нефе преобладают простые белые стены, которые контрастируют с богатым декором в других местах. Со стороны центрального нефа вход в каждую из четырех капелл имеет две аллегорические женские фигуры, представляющие восемь заповедей блаженства из Нагорной проповеди и созданные по иконографии Чезаре Рипа . [27] Их размещение над входной аркой очень похоже на базилику Санта-Мария-дель-Пополо . [27] Однако они изображены не по порядку, а переставлены так, чтобы лучше отражать тематику часовен. [28]

Часовни и боковые алтари

[ редактировать ]
Центральный неф смотрит на северо-восток в сторону алтаря.

Церковь имеет один центральный неф . Подобно церкви Джезу в Риме, узкие боковые нефы превращены в соединенные между собой часовни. [11] Есть четыре часовни: Женская или Королевская, Святого Августина , Святой Урсулы и Солдатская или Рыцарская. Часовня королевы изначально была посвящена святой Петронилле , традиционно отождествляемой с дочерью святого Петра. [30] В часовне есть четыре фигуры, олицетворяющие женские добродетели: благочестие, щедрость, чистоту и трудолюбие. [30] Фигура щедрости представляет собой резкий социальный контраст между богатой женщиной и нищим. [29] Некоторые искусствоведы пытались связать эти фигуры с польскими королевами . [30] картина Святой Моники , матери Святого Августина. В часовне висит [31] На потолке изображены сцены казней и пыток раннехристианских мучеников , в том числе святой Фаусты и святой Феодоры . [27] В часовне рыцарей есть четыре фигуры солдат, ставших раннехристианскими мучениками, в том числе святого Мартиниана , который помог святому Петру сбежать из тюрьмы, и святого Флориана . В часовне также есть сцена, где святой Казимир чудесно помогает литовцам во время осады Полоцка. [4] и святой Вацлав, сражающийся со своим братом Болеславом Жестоким . [28] Эта часовня ясно отражает интересы Пака: большую часть своей жизни он посвятил военной службе. [4] и считал себя рыцарем. [10] В часовне Святой Урсулы больше фигур ранних мучениц ( Святой Аполлонии , Святой Варвары и Святой Екатерины Александрийской ), которые подчеркивают чистоту. [13] Часовня Святого Августина подчеркивает его учение о Святой Троице как о неделимом единстве. [13]

В трансепте расположены алтари двух действовавших в храме братств: Милосердной Богородицы и Пяти ран Христовых. [13] Эти братства существовали до того, как была построена нынешняя церковь, поэтому образы унаследованы от предыдущей церкви. [7] В западном (левом) трансепте изображена картина Пресвятой Девы Марии Милосердия и два больших турецких военных барабана ( литавры , 140 см (55 дюймов) в окружности). [32] которые были захвачены у османов в Хотинской битве 11 ноября 1673 года и переданы церкви ее основателем Михалом Казимежем Пацем. [33] Потолок трансепта украшен лепными рельефами из жизни Марии (с Посещением в центре) и распятием Иисуса . [34] Кафедра в стиле рококо была установлена ​​в 1801–1804 годах. Вырезанный из дерева в форме лодки, он поддерживается двумя тритонами снизу . Он украшен позолоченными деталями, в том числе рельефами орла, быка, льва и ангела, которые символизируют четырех евангелистов . [14]

Главный алтарь

[ редактировать ]
Главный алтарь с Иисусом Антакальнисом слева

Примечательной особенностью является отсутствие главного алтаря, который известен только по описанию, найденному в инвентаре 1766 года. [24] Он был вырезан из темного дерева, позолочен и служил центром белого интерьера. [6] Алтарь имел два уровня. На верхнем уровне находилась чудесная картина Святого Петра, скорее всего, привезенная из предыдущей церкви. [30] Его окружали скульптуры двенадцати апостолов, представляющих двенадцать колен Израиля или избранный народ . На нижнем рычаге находилась картина Святого Павла, окруженная скульптурами, изображающими двенадцать языческих народов, представляющих мир или обращенных людей . [30] Этот алтарь был перенесен в католическую церковь в Даугае в 1766 году, и до наших дней сохранились лишь его фрагменты. [13] С потерей алтаря образы Святого Павла в церкви значительно уменьшились. [30] Алтарь как таковой не был заменен. Вместо этого Казимеж Елский изваял четырех пророков ( Даниила , Иеремию , Исайю и Илию ), а Францишек Смуглевич нарисовал большую центральную картину, изображающую эмоциональное последнее расставание Святых Петра и Павла. [35]

В хоре висят еще четыре картины: еще одна картина Смуглевича с изображением архангела Михаила , картина Святой Марии Магдалины Пацци , официальный портрет основателя Михала Казимежа Паца и картина распятого Иисуса. [36] На этой картине изображено солнечное затмение, символизирующее тьму распятия , и она считается любимой картиной Пака. Части Иисуса ( терновый венец , четыре гвоздя и перизома ) покрыты металлом. [31] Апсида имеет четыре скульптуры, стоящие внутри стенных ниш , в том числе Святого Иакова , Иоанна Крестителя и воскресшего Христа. [26]

Потолок апсиды украшен тремя лепными рельефами, изображающими обращение апостола Павла , призвание святого Петра и передачу ключей от Неба и папской тиары Христом Петру . Эта сцена подчеркивает, что Петр и последующие папы получили свою власть непосредственно от Бога, и является сильным заявлением Контрреформации . [37] Над ними расположен рельеф Святого Духа в виде голубя. На потолке хора изображен рельеф обеда в Эммаусе . [30] Рядом с ним находится надпись на латыни: domus dei aedificata est suprafirmam petram (ваш дом построен на твердой скале), которая перекликается с надписью на основании купола. [37]

В левом углу между трансептом и хором находится скульптура Иисуса, известная как Иисус Антакальнис. Скульптура выполнена в натуральную величину (185 см (73 дюйма)), сделана из твердой древесины, одета в одежду из белого шелка и фиолетового бархата и имеет парик из натуральных черных волос. [38] Копия статуи, выставленной в базилике Иисуса де Мединасели в Мадриде, является самым ярким образцом испанского барокко в Литве. [35] На нем изображена сцена Ecce homo : Христа пороли терновым венцом перед разъяренной толпой. [35] Руки и голова скульптуры были заказаны Яном Казимежем Сапегой Младшим у римских художников в 1700 году. [38] Они были прикреплены к туловищу местного производства и их можно вращать. Согласно каноническому посещению священные реликвии . 1804 года, внутри головы скульптуры запечатаны [38] Скульптура экспонировалась в главном алтаре Троичной церкви, построенной Сапегой, пока церковь не была преобразована в православную церковь в 1864 году. [38] В то время он был перенесен на нынешнее место в соборе Св. Петра и Павла. В противоположном углу находится лепная скульптура Святого Франциска Ассизского, созданная в первой половине 20 века. [35]

Купол и потолки

[ редактировать ]
Потолок

купола Подвески изображают Четырех Евангелистов . [30] Надпись вокруг основания купола ( Tu es Petrus et super hanc petram edificabo ecclesiam meam et portae inferi non-praevale Buntadversus Eam : Ты — Петр (скала), и на этой скале Я построю свою церковь, и врата ада не одолеют против него) взято из Исповедания Петра и такое же, как и в базилике Святого Петра в Ватикане . [37] Над ним расположены скульптуры четырех Учителей Церкви : Святого Иеронима , Святого Августина (его скульптуру можно увидеть со входа), Святого Амвросия и Папы Григория I. [30] Еще над ними множество ангелов. Кульминацией композиции является Бог-Отец в центре купола, как бы говорящий, что Бог видит все. [4] Эта композиция кажется перевернутой, поскольку евангелисты стоят ниже докторов, но это могло быть целенаправленным заявлением, призванным подчеркнуть важность Церкви после Тридентского Собора . [30] в форме лодки Люстра из латуни и стеклянных бусин свисает с середины купола и напоминает о том, что Святой Петр был рыбаком. Изготовленный лиепайскими мастерами и установленный в 1905 году, он имел восемь семисвечников. [14]

Потолок украшен пятью фресками площадью 14,94 м. 2 (160,8 кв. футов) [31] которые являются вторыми по величине потолочными фресками (после Пажайслисского монастыря ) в Литве. [39] Три меньшие фрески над органом образуют триптих из жизни святого Петра: исцеление калеки, побег из тюрьмы и видение простыни с животными . Две другие фрески изображают Quo vadis? и противостояние Петра с Симоном Волхвом . [31] [40] Эти фрески имеют довольно простую композицию. [41] плохо выполнено и не хватает деталей фона, [42] но фигуры выразительны, совершают сложные, динамичные, почти театральные движения. [31] Авторство фресок неизвестно. Владас Дрема приписал их Мартино Альтомонте , а Мечислав Скрудлик предложил Микеланджело Паллони . [43] Миндаугас Пакнис, используя сохранившиеся письменные записи, опроверг обе гипотезы и приписал фрески Иоганну Готхарду Берхгофу. [44] [45] Две другие фрески другого автора украшают ризницы . На них изображен Иисус, спасающий святого Петра от утопления, и видение Станислава Казимерчика . [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чаплинскас (2010), с. 365
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Белинис (1988), с. 78
  3. ^ «ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПАМЯТНИКАМИ КУЛЬТУРЫ» . e-seimas.lrs.lt . Аппарат Сейма Литовской Республики . Проверено 4 августа 2024 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пакнис (2011-2013)
  5. ^ «Вильнюсская церковь Святых апостолов Петра и Павла» . govilnius.lt (на литовском языке) . Проверено 21 июля 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пакнис (1998)
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Вайшвилайте (2001), с. 30
  8. ^ Перейти обратно: а б с д «Вечер культуры: Чума в Вильнюсе. По следам истории одной картины» (на литовском языке). Литовский художественный музей. 17 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 г. Проверено 26 октября 2014 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Квиклис (1985), с. 317
  10. ^ Перейти обратно: а б Вайшвилайте (2001), с. 28
  11. ^ Перейти обратно: а б с Чербуленас (1994), с. 103
  12. ^ Перейти обратно: а б Чаплинскас (2010), с. 188
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Виткаускене (2005)
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Белинис (1988), с. 80
  15. ^ Квиклис (1985), с. 326
  16. ^ Белинис (1988), с. 77
  17. ^ Квиклис (1985), с. 316
  18. ^ Перейти обратно: а б Чербуленас (1994), с. 104
  19. ^ Белинис (1988), стр. 86–87
  20. ^ Белинис (1988), с. 84
  21. ^ Перейти обратно: а б Вайшвилайте (2001), с. 27
  22. ^ «Чарующая жемчужина барокко в Вильнюсе – церковь Святых Апостолов Петра и Павла» . Бернардинай.lt . 3 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
  23. ^ Вайшвилайте (2001), с. 34
  24. ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 35
  25. ^ Белинис (1988), стр. 82-83
  26. ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 38
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Вайшвилайте (2001), с. 33
  28. ^ Перейти обратно: а б с Самуолене (2001), с. 39
  29. ^ Перейти обратно: а б Белинис (1988), с. 83
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вайшвилайте (2001), с. 32
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Белинис (1988), с. 81
  32. ^ Белинис (1988), с. 86
  33. ^ Квиклис (1985), с. 325
  34. ^ Самуолене (2001), стр. 38-39
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Белинис (1988), с. 85
  36. ^ Белинис (1988), стр. 81–82
  37. ^ Перейти обратно: а б с Вайшвилайте (2001), с. 31
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Рачюнайте (2011–2013)
  39. ^ Пакнис (2001), с. 43
  40. ^ Пакнис (2001), стр. 44-45
  41. ^ Чербуленас (1994), с. 105
  42. ^ Пакнис (2001), с. 49
  43. ^ Пакнис (2001), стр. 43-44
  44. ^ Пакнис (2001), стр. 43-51
  45. ^ Палюшите (2005), с. 73

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ac292fa301c4760a7014cb89aafabd1__1722798000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/d1/2ac292fa301c4760a7014cb89aafabd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of St. Peter and St. Paul, Vilnius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)