Святой Кристофер
Кристофер | |
---|---|
Мученик | |
Рожденный | Неизвестный Ханаан (западные версии) или Мармарика (восточные версии) |
Умер | 251 Анатолия |
Почитается в | |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник |
|
Атрибуты | дерево, ветвь, как великан или огр , несущий младенца Христа, копье, щит, как человек с головой собаки |
Покровительство | легкая атлетика , бакалавры , транспорт (водители, матросы и т. д.), путешествия (особенно для дальних поездок), серфинг , штормы , Брансуик , остров Святого Кристофера ( Сент-Китс ), остров Раб , Вильнюс , Гавана , эпилепсия , садовники, зубная боль |
Святой Христофор греч . Hágios , букв Christophoros ( « Христоносец . » ; [ 3 ] Латинское : Sanctus Christophorus ) почитается несколькими христианскими конфессиями как мученик , убитый в правление римского императора III века Деция ( годы правления 249–251 ) или, альтернативно, при императоре Максимине Дайе ( годы правления 308–313 ). Похоже, возникла путаница из-за сходства имен «Деций» и «Дайя». [ 4 ] В VII веке в его честь были названы церкви и монастыри.
Его самая известная легенда гласит, что он перенес неизвестного ему ребенка через реку до того, как ребенок открыл себя как Христос. Поэтому он является покровителем путешественников, и небольшие его изображения христиане часто носят на шее, на браслете, в кармане или помещают в транспортные средства.
Историчность
[ редактировать ]Вероятно, наиболее важным источником историчности Христофора является каменная надпись, опубликованная Луи Дюшеном в 1878 году. [ 5 ]
Копирование каменной надписи и первая публикация состоялись 7 апреля 1877 года Матье Параникасом в журнале «Анатолия» в Константинополе . Камень размером 2 м × 1 м (6 футов 7 дюймов × 3 фута 3 дюйма) был найден в руинах церкви в древнем Халкидоне . Надпись свидетельствует о закладке первого камня, строительстве и освящении церкви во имя «Мученичества святого Христофора». Надпись также свидетельствует о хронологических датах от закладки первого камня до освящения церкви; постройка этой Христофоровой церкви относится как раз ко времени Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Собора . В надписи также упоминаются имена государственных служителей Византийской империи и тех церковных служителей, которые принимали участие в закладке первого камня, строительстве или освящении церкви. Надпись гласит: [ 6 ]
С Богом был заложен краеугольный камень мученичества святого Христофора в третьем индикте мая месяца при консульстве прославленного Протогена и Астурия при императоре Феодосии II и епископе Евлалии Халкидонском. Но построил его почтенный камергер Евфемид, а освящение состоялось в конце пятого индикта сентября месяца, 22 числа, при консульстве прославленных Спорация и Геркулана.
Немецкий археолог Карл Мария Кауфман пишет: [ 7 ]
Строительство этой церкви, возведенной в честь святого Христофора, продолжалось с мая 450 г. по 22 сентября 452 г., где и произошло освящение. Имена упомянутых личностей, консулов епископа Евлалия, известны из истории Четвертого Вселенского Собора, заседавшего в период строительства на той же земле, к которой принадлежит наша надпись (Халкидон, 451 г.). Феодосий II умер через два месяца после начала строительства. Церковные надписи увековечивают память кубикулярия Евфимия, часто основателя или строителя, архитектора или руководителя строительства.
Недалеко от строившейся в то время церкви св. Христофора находилась базилика св. Евфимии , в которой совершался Собор; консулы Протоген и Спораций, упомянутые в каменной надписи, упоминаются в Соборных актах. [ 8 ]
Эта надпись свидетельствует о почитании Христофора в V веке в Халцедонии и, следовательно, о существовании Христофора, который, вероятно, в период Великого гонения в IV веке претерпел мученическую смерть.
Затем в 553 году свидетельствует епископ Аркадиополя в Лидии , принявший имя Христофор. женский монастырь в Галатии . Около 600 года в честь святого Христофора был освящен [ 9 ]
Эпический
[ редактировать ]Эпосы о жизни и смерти святого Христофора впервые появились в Греции в VI веке, а к IX веку распространились во Франции. Епископ и поэт XI века Вальтер Шпейерский XIII века предложил одну версию, но самые популярные вариации возникли из «Золотой легенды» . [ 10 ] [ 11 ] Согласно легендарному рассказу о его жизни, Кристофера первоначально звали Репроб . [ 12 ] Он был хананеем , ростом 5 локтей (7,5 футов (2,3 м)) [ 13 ] и с грозным лицом. Служа царю Ханаана, он вздумал пойти и служить «величайшему царю, какой только был». Он пошел к царю, который слыл величайшим, но однажды увидел, как король перекрестился при упоминании дьявола. Узнав, что король боится дьявола , он отправился искать дьявола. Он наткнулся на банду мародеров, один из которых объявил себя дьяволом, поэтому Кристофер решил служить ему. Но когда он увидел, что его новый хозяин обходит придорожный крест, и узнал, что диавол боится Христа, он оставил его и спросил у людей, где найти Христа. Он встретил отшельника , который научил его христианской вере. Кристофер спросил его, как он может служить Христу. Когда отшельник предложил поститься и молиться, Христофор ответил, что не может совершить это служение. Затем отшельник предположил, что благодаря своим размерам и силе Христофор мог бы служить Христу, помогая людям пересечь опасную реку, где они погибли при попытке. Пустынник пообещал, что эта служба будет угодна Христу.
После того как Кристофер какое-то время совершал это служение, маленький ребенок попросил его переправить его через реку. Во время переправы река разлилась, и ребенок казался тяжелым, как свинец, настолько, что Кристофер едва мог нести его и оказался в очень трудном положении. Когда он, наконец, достиг другой стороны, он сказал ребенку: «Ты подверг меня величайшей опасности. Я не думаю, что весь мир мог бы лежать на моих плечах так тяжело, как ты». Ребенок ответил: «На твоих плечах был не только весь мир, но и Тот, Кто его создал. Я Христос, твой Царь, которому ты служишь этим делом». Затем ребенок исчез. [ 14 ]
Позже Христофор посетил Ликию и там утешал замученных христиан. Представ перед местным королем, он отказался принести жертву языческим богам. Король пытался завоевать его богатством и послал двух красивых женщин соблазнить его. Кристофер обратил женщин в христианство, как он уже обратил тысячи жителей города. Король приказал его убить. Различные попытки не увенчались успехом, но в конце концов Кристофера обезглавили. [ 14 ]
Имя Кристофер , используемое в англоязычном мире, является английской версией греческого имени Χριστόφορος ( Христофорос или Христофорос ) . Оно образовано из словесных элементов Χριστός ( Christós , «Христос») и φέρειν ( phérein , «нести»), которые вместе означают «носитель Христа». широко распространенные в других языках и культурах из греческого, Многие родные формы имени Христофор, используются как для обозначения святого, так и в качестве личного имени. [ 15 ] [ 16 ]
Почитание и покровительство
[ редактировать ]Восточно-православная литургия
[ редактировать ]Восточная Православная Церковь чтит Христофора Ликейского (или Ликийского ) праздником 9 мая. Литургическое чтение и гимны относятся к его заключению Децием , который соблазняет Христофора блудницами, прежде чем приказать его обезглавить. [ 17 ] Кондак в Четвертом гласе (гимне) гласит: [ 17 ]
Ты, устрашающий и силой, и лицом, ради Творца твоего ты добровольно отдал себя тем, кто искал тебя; ибо ты убедил и их, и женщин, которые стремились возбудить в тебе огонь похоти, и они последовали за тобой на путь мученичества. И в муках ты оказался мужественным. А потому мы приобрели тебя как нашего великого защитника, о великий Христофор.
Римско-католическая литургия
[ редактировать ]Римский мартиролог вспоминает его 25 июля. [ 18 ] Тридентский календарь отмечает его в тот же день только на частных мессах . К 1954 году его поминки были распространены на все мессы, но от них отказались в 1970 году в рамках общей реорганизации календаря римского обряда, как это предписано motu proprio , Mysterii Paschalis . Его память соответствует римской традиции ввиду относительно поздней даты (около 1550 г.) и ограниченного способа ее принятия в римский календарь. [ 19 ] но его праздник продолжает отмечаться на местном уровне. [ 20 ]
Реликвии
[ редактировать ]Музей сакрального искусства в церкви Святой Иустины (Света Юстина) в Рабе , Хорватия, утверждает, что в позолоченном реликварии хранится череп святого Христофора. Согласно церковному преданию, в 1075 году епископ показал реликвии с городской стены, чтобы положить конец осаде города итало -нормандской армией. [ 21 ] [ 22 ]
Нетленная нога святителя хранится в соборе Святого Иакова в Шибенике . Он был перевезен в 1484 году из Константинополя через Корфу и первоначально предназначался для переноса на Корчулу . Праздник Святого Христофора отмечается 27 июля в Шибенике. [ 23 ]
Мощи святого хранятся также в греческих православных храмах в Гревене , Филофеях , Сиатисте .
«Гигантский зуб святого Христофора»
[ редактировать ]В эпоху позднего средневековья в церковь в Верчелли был доставлен заявленный большой зуб святого Христофора . Паломники приезжали со всей Европы, чтобы посмотреть на эту реликвию, пока в конце 18 века один натуралист не определил, что это зуб бегемота . С тех пор зуб был удален из алтаря и запрещен к почитанию. [ 13 ]
Медали
[ редактировать ]Религиозные медали с именем и изображением святого Христофора обычно носят в качестве подвесок , особенно путешественники, чтобы показать преданность и как просьбу о его благословении. Миниатюрные статуи часто выставляются в автомобилях . На французском языке для таких медалей широко распространена фраза Regarde St Christophe et va-t-en rassuré («Посмотрите на Святого Кристофера и продолжайте успокаиваться», иногда переводится как «Смотрите на Святого Кристофера и идите своим путем в безопасности»); На медалях Святого Кристофера и святых картах на испанском языке есть фраза Si en San Cristóbal confías, de Accidente no morirás («Если вы доверяете Святому Кристоферу, вы не погибнете в результате несчастного случая»). [ 24 ]
Общий патронат
[ редактировать ]Святой Христофор — широко популярный святой, особенно почитаемый спортсменами, мореплавателями , перевозчиками и путешественниками. [ 10 ] Его почитают как одного из Четырнадцати Святых Помощников . Он держит покровительство вещам, связанным с путешествиями и путешественниками — от молний и мора — и покровительство лучникам ; бакалавры ; лодочники; солдаты; переплетчики ; эпилепсия ; наводнения; торговцы фруктами; валеры ; садовники ; святая смерть; моряки; рыночные перевозчики; автомобилисты и водители; матросы; штормы; серферы; [ 25 ] зубная боль ; альпинизм; и транспортников.
Патронаж мест
[ редактировать ]Христофор является покровителем многих мест, в том числе: Бадена, Германия ; [ 10 ] Барга, Италия ; Брауншвейг, Германия ; [ 10 ] Мекленбург, Германия ; [ 10 ] Раб, Хорватия ; Рурмонд, Нидерланды ; Остров Святого Кристофера ( Сент-Китс ); Тосес, Каталония, Испания ; Мондим-де-Басто, Португалия ; Агринио, Греция ; Вильнюс, Литва ; Рига, Латвия ; Гавана, Куба ; Сан-Кристобаль, Доминиканская Республика ; Паэте, Лагуна, Филиппины ; и Тивим, Гоа, Индия .
Топономия
[ редактировать ]В честь святого названы многочисленные места, в том числе остров Святого Кристофера (официальное название карибского острова Сент-Китс) и остров Святого Кристофера в Антарктиде . Многие места названы в честь святого на других языках, например Сен-Кристоф — распространенное французское топоним; Точно так же Сан-Кристобаль - это топоним во многих испаноязычных странах или странах, находящихся под испанским влиянием, а Сан-Кристован используется во всем португалоязычном мире.
Иконография
[ редактировать ]Поскольку святой Христофор защищал путешественников и защищал от внезапной смерти, многие церкви размещали его изображения или статуи, обычно напротив южной двери, чтобы его можно было легко увидеть. [ 20 ] Обычно его изображают великаном с ребенком на плече и посохом в одной руке. [ 26 ] В Англии настенных росписей с изображением святого Христофора больше, чем с изображением любого другого святого; [ 20 ] в 1904 году г-жа Коллиер, писавшая для Британской археологической ассоциации , сообщила о 183 картинах, статуях и других изображениях святой, превосходя по численности все остальные, за исключением Девы Марии . [ 27 ]
В Восточной Православной Церкви некоторые иконы тайно [ нужны дальнейшие объяснения ] отождествить Святого Христофора с головой собаки. Подобные изображения могут нести в себе отголоски египетского бога с головой собаки Анубиса . Христофор, изображенный с собачьей головой, в целом не поддерживается Православной Церковью, поскольку в XVIII веке икона была запрещена Москвой. [ 28 ]
Корни этой иконографии лежат в агиографическом повествовании , действие которого происходит во время правления императора Диоклетиана , в котором рассказывается о человеке по имени Репребус (также Ребребус или Репроб ; «нечестивец» или «негодяй»). Он был захвачен римскими войсками, сражавшимися с племенами, жившими к западу от Египта в Киренаике , и был вынужден присоединиться к римскому отряду numerus Marmaritarum. [ а ] («Отряд мармаритов»). Сообщалось, что он был огромного размера, с головой собаки, а не человека. Это соответствовало культурным верованиям того времени, согласно которым типичные мармариты были высокими, сильными и негодяями; Быть киноцефалом также соответствовало этому образу. Римский писатель Плиний Старший сообщал, что « кинамолги [ киноцефалы ] Эфиопии были людьми с собачьими головами». Работа Плиния « Естественная история» в первом веке нашей эры была весьма уважаемым сборником римской науки. В нем сообщается о признанных «знаниях» о людях из Киренаики . Плиний отмечает, что эти «люди с собачьими головами» проживали в «Эфиопии» — название, которое современные римляне использовали для обозначения областей Африки к западу и югу от Александрийского Египта. [ 29 ] [ 30 ] Позже Репребус и отряд были переброшены в сирийскую Антиохию , где его крестил епископ Атталии Петр и где он принял мученическую смерть в 308 году. [ 31 ]
Было также высказано предположение, что это византийское изображение святого Христофора с головой собаки, возможно, возникло в результате неправильного прочтения латинского термина Cananeus , « Ханаанит », как caninus , то есть «собачий». Ученые считают связь с киноцефалией более вероятной. [ 32 ]
Согласно средневековым ирландским «Страстям святого Христофора»: «Этот Кристофер был одним из собачьих голов, расы, которая имела собачьи головы и ела человеческую плоть». [ 33 ] В то время было общепринято, что существовало несколько типов рас: киноцефалы, или люди с собачьими головами, были одними из многих, населяющих мир. Немецкий епископ и поэт Вальтер Шпейерский изобразил святого Христофора гигантом киноцефалического вида в стране хананейцев, который ел человеческое мясо и лаял. В конце концов Кристофер встретил младенца Христа, пожалел о своем прежнем поведении и принял крещение. Он тоже был удостоен человеческого облика, после чего посвятил свою жизнь христианскому служению и стал атлетом Божиим , одним из воинов-святых . [ 34 ]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]-
Св. Христофор из Вестминстерской Псалтири , ок. 1250
-
Самая ранняя датированная гравюра на дереве в Европе, 1423 год, Буксхайм , с раскрашенным вручную изображением Святого Христофора.
-
Святой Кристофер , ок. 1460–70, по утраченной картине Яна ван Эйка.
-
Святой Христофор , Ганс Мемлинг , ок. 1480 г.
-
Святой Христофор, несущий Младенца Христа , Иероним Босх, ок. 1490–1500
-
Святой Христофор, Святой Себастьян, Святой Рох Бернардо Строцци , начало 17 века; Приход Альменно-Сан-Сальваторе , Бергамо
См. также
[ редактировать ]- Деяния Андрея и Варфоломея
- Список святых
- Статуя Святого Христофора, Карлов мост
- Седалион для похожего классического мифа.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Такая «подразделение мармаритов» предполагает неопознанные иначе «мармариты», возможно, то же самое, что и берберское племя мармариков в Киренаике .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Христофор Великомученик . 9 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ «Мученик Христофор, Христосоносец » . St-Takla.org . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Годден, Ричард Х.; Миттман, Аса Саймон (21 ноября 2019 г.). Чудовище, инвалидность и постчеловек в средневековом и раннем современном мире . Спрингер Природа. п. 183. ИСБН 978-3-030-25458-2 .
- ^ Т. Д. Барнс, Новая империя Диоклетиана и Константина (Кембридж, Массачусетс, 1982) . стр. 65–66.
- ^ Луи Дюшен (1878). «Христианская надпись из Вифинии» . Бюллетень греческой корреспонденции (на французском языке). 2 : 289–299 – через Digitalisat.
- ^ Карл Мария Кауфманн: Справочник по раннехристианской эпиграфике Гердера, Фрайбург, 1917, стр. 391 ( цифровая копия )
- ^ Карл Мария Кауфман: Справочник по раннехристианской эпиграфике Гердера, Фрайбург, 1917 г., стр. 391 f
- ^ Луи Дюшен: христианская надпись из Вифинии | В: Бюллетень греческой корреспонденции, том 2, 1878, 289–299.
- ^ Доктор. Вернер Хробак: Христофор, святой великан, помощник в экстренных ситуациях, покровитель | Садифа Медиа Верлагс ГмбХ | Кель-на-Рейне 2004, с. 2
- ^ Jump up to: а б с д и Мершман, Фрэнсис (1908). « Святой Христофор ». В Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Молтени, Э.; Вергани, М.; Рива, Массачусетс (февраль 2019 г.). «Гигантский зуб святого Христофора» . Британский стоматологический журнал . 226 (4): 240. doi : 10.1038/s41415-019-0034-z . hdl : 10281/220741 . ПМИД 30796375 . S2CID 256578248 .
- ^ «Венигер, Франциск X.», «Св. Христофор, мученик (1876)» .
- ^ Jump up to: а б Молтени, Э.; Вергани, М.; Рива, Массачусетс (22 февраля 2019 г.). «Гигантский зуб святого Христофора» . Британский стоматологический журнал . 226 (240): 240. дои : 10.1038/s41415-019-0034-z . hdl : 10281/220741 . ПМИД 30796375 . S2CID 71148662 .
- ^ Jump up to: а б Джон Дж. Кроули. «Святой Христофор, мученик третьего века» . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года.
- ^ Браун, А.; Грим, Г.; Ле Же, Р.; Шил, Н.; Слиз, М.; Укельман, Дж.; Укельман, С.Л. (2021 г.). "Кристофер". В Укельмане, С.Л. (ред.). Словарь средневековых имен из европейских источников . dmnes.org.
- ^ Йонг, Шарлотта Мэри (1884). «Имена от Кристоса» . История христианских имен . Лондон: Макмиллан. стр. 104–106. [Часть III, Глава V, Раздел 3].
- ^ Jump up to: а б «Христофор Ликейский мученик» . Святые . Греческая православная архиепископия Америки. 2013 . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN 978-88-209-7210-3 )
- ^ Римский календарь (Libreria Editrice Vaticana, 1969), с. 131
- ^ Jump up to: а б с Батлер, Албан (2000). Питер Дойл, Пол Бернс (ред.). Жития святых Батлера, Том 7 . Литургическая пресса. стр. 198–199. ISBN 978-0-8146-2383-1 . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ «Легенда о святом Христофоре» . rab-visit.com .
- ^ Портал города Раб: История 14. ПОКРОВИТЕЛЬ РАБА СВ. КРИСТОФОР А именно, 14 апреля 1075 года италийские норманны окружили Раб своими кораблями. Не имея возможности защититься от многочисленного и вооруженного врага, рабцы призвали на помощь своего покровителя святого Христофора <...> Череп святого достиг Раба и хранится в музее Св. Жюстин, как драгоценная реликвия.
- ^ «Сегодня мы чествуем второго покровителя города Шибеника и Шибеникской епархии святителя Христофора. В соборе открыта мощеница с неповрежденной ногой святого » . Шибеникская епархия (на хорватском языке). 27 июля 2022 г. Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Маунт, Тони (2016). Год из жизни средневековой Англии . Издательство Эмберли. п. 169. ИСБН 978-1-4456-5240-5 .
- ↑ Епархии Оранжа проводят первое ежегодное благословение волн в Серф-Сити. Архивировано 16 сентября 2008 г. в Wayback Machine , Римско-католическая епархия Оранжа, 15 сентября 2008 г.
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен; Дж. Мус; Элисон Авес (1998). Словарь мировой биографии: Древний мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 239–244. ISBN 978-0-89356-313-4 . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Миссис Кольер (1904). «Святой Христофор и некоторые его изображения в английских церквях» . Журнал Британской археологической ассоциации . 10 (2): 130–145. дои : 10.1080/00681288.1904.11893754 . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Пажо, Джонатан. (8 июля 2013 г.). «Осмысление собакоголовой иконы святого Христофора» , Журнал «Православное искусство».
- ^ Гебхарт, Тим (19 мая 2021 г.). «Фантастические люди бродили по «Естественной истории» Плиния » . Изучение истории . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ См. Плиний:
- Плиний Старший (1963) [Этот перевод впервые опубликован в 1938 году]. Естественная история . Том. II, ля. Перевод Харриса Рэкхэма. Кембридж, Массачусетс (США): Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99388-4 . Книги 3–7.
- Плиний Старший (18 июля 2020 г.) [Этот перевод впервые опубликован в 1855 году Генри Г. Боном, Лондон]. «КНИГА VII – Человек, его рождение, его организация и изобретение искусств: Глава 2. Чудесные формы разных народов» . Естественная история Плиния . Том. II (из VI). Перевод Джона Бостока; Генри Т. Райли. Оцифровано и переиздано в Интернете издательством The Project Gutenberg eBooks.
- ^ Дэвид Вудс, 'St. Христофор, епископ Атталии Петр и Chohors Marmaritarum: новый анализ», Vigiliae Christianae , Vol. 48, нет. 2 (июнь 1994 г.), стр. 170-186
- ^ Росс, Л. (1996). Средневековое искусство: актуальный словарь . Вестпорт. п. 50.
- ^ «Ирландские страсти святого Христофора» . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года.
- ^ Вальтер Шпейерский , Жизнь и страсти святого Христофора Мученика , 75.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Букет, Джон А. (1930). Народная книга святых . Лондон: Лонгман.
- Батлер, Албан (1956). Терстон, Герберт Дж.; Аттуотер, Дональд (ред.). Жития святых Батлера . Нью-Йорк: Кенеди.
- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. с. 295. .
- Каннингем, Лоуренс С. (1980). Значение святых . Сан-Франциско: Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-061649-6 .
- Ворагин, Якобус де (1993). Золотая легенда: Чтения о святых . Перевод Уильяма Райана. Принстон, Нью-Джерси (США): Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00865-3 .
- «Жизнь святого Христофора» , «Золотая легенда или жития святых» , Temple Classics, 1931 (составлено Якобусом де Ворагином, переведено Уильямом Кэкстоном) в Справочнике по средневековью Университета Фордхэма.
- * Святой Христофор в « Золотой легенде» : латинский оригинал , английский перевод (Caxton)
- Вайнштейн, Дональд; Белл, Рудольф М. (1982). Святые и общество: два мира западного христианского мира, 1000–1700 гг . Чикаго: Университет. Чикаго Пр. ISBN 978-0-226-89055-5 .
- Уайт, Хелен (1963). Книги Тюдоров о святых и мучениках . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина.
- Уилсон, Стивен, изд. (1983). Святые и их культы: Исследования по религиозной социологии, фольклору и истории . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24978-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Кристофер — Веб-сайт с информацией и ссылками на Святого Кристофера.
- Святой Христофор на христианской иконографии веб-сайте
- Святой Христофор, гравюра Э. Саделера из собрания Де Верда