Седалион
В греческой мифологии Седалион или Кедалион ( классический греческий Κηδαλίων) был слугой Гефеста на Лемносе . Согласно одной традиции, он был наставником Гефеста, вместе с которым Гера воспитала своего сына на Наксосе, чтобы научить его кузнечному делу. [1] Кереньи сравнивает его с Кабейри , Хироном и Прометеем . [2]
Мифология
[ редактировать ]Более распространенная история о Седалионе повествует о его участии в исцелении Ориона , пришедшего на Лемнос после того, как он был ослеплен Энопионом . Орион взял Седалион [3] и посадил юношу себе на плечи [4] для гида по Востоку. [5] Там лучи Гелиоса вернули Ориону зрение.
Софокл написал сатирскую пьесу «Цедалион» , из которой сохранилось несколько слов. Его сюжет неясен, будь то ослепление Ориона Энопионом и сатирами на Хиосе, вероятно, с Седалионом за кулисами и предсказанием, или восстановление зрения Ориона на Лемносе. Также было высказано предположение, что речь может идти о воспитании Гефеста; или инструкции, данные ослепленному Ориону сатирами на службе Седалиона. Одна из сохранившихся строк предполагает сильное опьянение; Буркерт читает этот фрагмент как из хора Кабейри . [6]
Одна из традиционных этимологий происходит от kēdeuein «взять на себя ответственность, заботиться», и ученые начала девятнадцатого века согласились с этим. [7] Ученые, начиная с Виламовица , однако, поддерживают другую традиционную интерпретацию, как «фаллос», из другого значения того же глагола: «жениться» (говорится о женихе). [8]
Виламовиц предполагает [9] что Седалион - это карлик на рельефе Лувра , изображающий Дионисия на рабочем месте Гефеста.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Евстафий Солунский , 294; Кереньи, Боги греков , с. 156 говорит, что его также поддерживает Сервий в Энеиде 10.763; существует несколько вариантов текстов Сервия.
- ^ Кереньи, Боги греков 1951: 156, 177, 283.
- ↑ Фрагмент , Гесиода «Астрономии» » Псевдо-Эратосфена цитируемый в «Catasterismi ; Псевдо-Аполлодор, Библиотека 1.25.
- ^ Лукиан Самосатский , de Domo 28.
- ↑ Традиции различаются, было ли это трудным путешествием или Ориону просто пришлось встретить рассвет, олицетворяемый Эос .
- ^ Фрагменты Софокла , изд. Пирсона, (1917) II, 9; для воспитания он цитирует Аренса, для сатиров - Виламовица GGN [= Новости Королевского общества наук в Геттингене, » Виламовица, филолого-исторический раздел] 1895: 237, который является «Гефестом» в «Kleine Schiften т. 2, стр. 5. 35 ; но Пирсон считает и то, и другое сомнительным. Реконструкция сюжета, включая сомнения, принадлежит Пирсону. См. Суда ; под «Софоклом» Вальтер Буркерт, Греческая религия , 1985:281 «Кабейрои и Самофракия».
- ^ Роберт Браун, Великий дионисийский миф, том. 2 (1878 г., переиздано в 2004 г.), с. 277, цитируя комментарий Евстафия к «Илиаде» xiv.294 и ссылаясь на Велькера и Мюллера .
- ^ Фрагменты Софокла , изд. Пирсон, (1917) II, 9; цитирование Исихия в «Кедалионе»; Кереньи 1951:156; LSJ , под kēdeuō .
- ^ Виламовиц, «Гефест», с. 33 КС .