Сатир играет

Сатирская пьеса — форма представления аттического театра, связанная как с комедией , так и с трагедией . В нем сохраняются театральные элементы диалога, актеры, говорящие стихи, хор, который танцует и поет, маски и костюмы. Его связь с трагедией сильна; Сатирские пьесы писались трагиками, а сатирские пьесы ставились на Дионисийском празднике после исполнения группы из трех трагедий. Мифолого-героический сюжет и стиль языка пьесы сатир близок трагедиям. Существенна и его связь с комедией – у него схожие сюжеты, названия, темы, персонажи и счастливый конец. Замечательной особенностью сатирской игры является хор сатиров с их костюмами, акцентирующими внимание на фаллосе, и с их языком, в котором используются игра слов, сексуальные намеки, ссылки на грудь, пердеж, эрекцию и другие ссылки, которые не встречаются в сатирической игре. трагедия. Как отмечает Марк Гриффит, сатирская пьеса была «не просто глубоко традиционным дионисийским ритуалом, но также общепринятым как наиболее подходящее и удовлетворительное завершение самого сложного и престижного культурного события года в городе». [1] [2] [3]
Сатирическая драма восходит к Пратинасу из Флия , ок. 500 г. до н.э. Поселившись в Афинах, он, вероятно, приспособил дифирамб привычный в его родном доме с хором сатиров к форме трагедии, недавно изобретенной в Афинах. Оно встретило одобрение и было далее развито его сыном Аристеем , Хорилом , Эсхилом и другими.
Происхождение
[ редактировать ]
Истоки исполнительской культуры и возникновение сатирской пьесы можно отнести к древним сельским праздникам в честь бога Диониса . Раш Рем утверждает, что они положили начало «сельскохозяйственному циклу посадки и сбора урожая», тесно связанному с Дионисом, который представлял собой воплощение «фундаментального парадокса, присущего миру, животворящего, но потенциально разрушительного». [4] Часто отмечают, что роль сатирской пьесы на Фестивале Диониса не так важна, как трагедии, представленные на фестивале; однако крайне важно не преуменьшать его значение в истории драматического искусства. [5] Драматические празднества в Городе Дионисии в Афинах , также посвященные Дионису , требовали от каждого конкурирующего трагика представить три трагедии и пьесу сатира, которая была последней пьесой, представленной на фестивале. [6] Точное возникновение сатирской пьесы является спорным; однако Брокетт утверждает, что большинство свидетельств «утверждают, что Пратинас изобрел эту форму где-то до 501 г. до н.э.». [7] что подтверждается доводом П. Е. Истерлинга о том, что к V веку сатирская пьеса считалась неотъемлемым компонентом трагики дидаскалия . [8] Брокетт также предполагает, что сатирская пьеса была первой формой драмы, из которой постепенно возникли и трагедия , и комедия . [7]
А. Э. Хей , однако, утверждал, что сатирская пьеса является пережитком «первобытного периода вакхического поклонения». [9] Хей перечисляет несколько примеров записанных записей в Городе Дионисии: так, в 472 г. до н. э. Эсхил выиграл первый приз с Финеем , Персом , Главком и сатирской пьесой «Прометей» . Среди записей Еврипида Хей подчеркивает Терист (431 г. до н. э.), Сизифа (415 г. до н. э.) и Алкестиду , которые Еврипиду было разрешено представить как замену традиционной пьесе сатиров. [10] Большая часть свидетельств и информации, найденных относительно пьес сатиров и их истории, была обнаружена в росписях на вазах. [3]
Мифологическое происхождение сатиров тесно связано с приходом Диониса в эллинскую культуру. Сатиры и их женские аналоги, менады , были последователями Диониса, «поздно пришедшего на Олимп и, вероятно, азиатского происхождения». [11] По словам Роджера Ланселина Грина, сатиры, вероятно, начинались как второстепенные божества природы, а их назначенный лидер Силен возник как водный дух, создатель источников и фонтанов. [12] Силен уже был помощником Диониса , когда сатиры присоединились к последователям бога, и впоследствии был провозглашен их отцом. [13] Сатиры отличались аморальностью, чрезмерным употреблением алкоголя и разрушением традиционных ценностей и барьеров. [12] Эрик Чапо и Маргарет Миллер далее утверждают, что сатиры имеют сильную связь с музыкой и танцем, и считают их «архетипическими музыкантами и танцорами». [14] тем самым связывая их с дионисийскими шествиями и истоками культуры перформанса. [15]
Великая Дионисия пережила этап перемен примерно в середине четвертого века. Это изменение повлекло за собой изменение способов проведения пьес. Игры больше не проводились в режиме завершения/соревнования. Сатиры теперь исполнялись за пределами Праздника Диониса и больше не подвергались осуждению среди других пьес. Сатиры и комедии стали более актуальными в театральном сообществе в 430-х годах. Вновь обретенная популярность возникла после того, как Морихид начал запрещать на сцене действия, связанные с боевыми действиями. Пьесы сатиров оказали некоторое влияние и на другие формы представлений; из наиболее примечательных — «Средняя комедия». Этот период комедии принес с собой унижение богов и героев; что было достигнуто путем одомашнивания этих персонажей в различных спектаклях. Средняя комедия взяла на себя многие элементы сатирских пьес, но адаптировала спектакли так, как того хотела публика того времени. Говорят, что эти пьесы хорошо исполнялись в эллинистическую и римскую эпохи. [16]
Существующие примеры
[ редактировать ]
Единственная сатирская пьеса, сохранившаяся целиком, — это пьеса Еврипида « Циклоп» , основанная на встрече Одиссея с циклопом Полифемом в девятой книге « Одиссеи ». Эсхил был известен своими сатирскими пьесами. [17] Самый большой сохранившийся фрагмент - это его « Диктюльки» («Ловцы сетей»), в котором младенца Персея выбрасывает на берег вместе со своей матерью Даная , и его находят Силен и сатиры. Есть большие фрагменты сатирской пьесы Софокла под названием «Ичнуты» («Следящие»), в которой сатиры наняты Аполлоном, чтобы выследить украденный у него скот и обнаружить младенца Гермеса. Существуют меньшие фрагменты других пьес сатиров, и этот жанр продолжал писать и исполнять даже во II веке нашей эры, хотя большинство из них полностью исчезло. [18] Из пьесы сатира сохранился даже фрагмент музыки. [19]
Костюмы
[ редактировать ]Хористы носили маски в соответствии с вакхической традицией. [20] Самым ранним достоверным свидетельством является ваза Пандора, датируемая серединой V века до нашей эры. На этой вазе сатиры изображены полулюдьми-полукозлами с козлиными рогами на головах, отсылая таким образом к козлиным божествам дорического типа. [21]
Более позднее изображение можно увидеть на вазе Прономос, найденной в Неаполе. Козлиный элемент исчез, и сатиры напоминают древних ионических силени, которые были конными божествами. Исполнители одеты в конские хвосты и короткие штаны с прикрепленным к ним фаллосом — символом дионисического поклонения. [22] Хей утверждает, что дорические сатиры были первыми исполнителями аттической трагедии и сатирической драмы, тогда как ионический элемент был введен на более позднем этапе. [22]
См. также
[ редактировать ]- Следопыты Оксиринха , пьеса
- Кларк: Гонзоментарий , псевдодокументальный фильм, использующий приемы игры сатиров.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шоу, Карл, А. Сатирическая пьеса; Эволюция греческой комедии и сатирской драмы . Издательство Оксфордского университета. (2014). стр. 2–3. ISBN 9780199950942
- ^ Гриффит, Марк. Греческая игра сатиров; Пять исследований. Калифорния. стр. 14–16. ISBN 9781939926043
- ^ Jump up to: а б Шоу (Калифорния) «Сатирическая пьеса. Эволюция греческой комедии и сатирской драмы». Классический обзор , 65 (2014): 358–360. (Печать). ISBN 978-0-19-995094-2 . DOI: 10.1017/S0009840X15001250.
- ^ Рем (1992, 12–13)
- ^ Гриффит, Марк (октябрь 2002 г.). «Рабы Диониса: сатиры, аудитория и конец Орестеи». Классическая античность . 21 (2): 195–258. дои : 10.1525/ca.2002.21.2.195 . JSTOR 10.1525/ca.2002.21.2.195 .
- ^ Рем (1992, 39) и Ланселин Грин (1957, 11)
- ^ Jump up to: а б Брокетт (1999, 17)
- ^ Истерлинг (1997, 40)
- ^ Хэй (1907, 16)
- ^ Хэй (1907, 17)
- ^ Ланселин Грин (1957, 9)
- ^ Jump up to: а б Ланселин Грин (1957, 10)
- ^ Ланселин Грин. (1957, 10)
- ^ Чапо и Миллер (2007, 21)
- ^ Чапо и Миллер (2007, 22)
- ^ Виктор Кастеллани, V «Ритуальный или игривый? Об основах европейской драмы». Европейское наследие , 14 (2009): 621–631. (Печать). DOI: 10.1080/10848770903128786.
- ^ Павсаний, Описание Греции 2.13.6
- ^ Запад (1992, 281)
- ^ Папирус Oxyrhynchus 2436; см. фрагмент 29 в Весте (1992).
- ^ Хэй (1907, 290)
- ^ Хэй (1907, 293–294)
- ^ Jump up to: а б Хэй (1907, 294)
Ссылки
[ редактировать ]- Брокетт, Оскар (1999) История театра Техаса: Техасский университет в Остин Пресс.
- Чапо, Эрик и Миллер, Маргарет К. [ред.] Истоки театра в Древней Греции и за ее пределами. От ритуала к драме Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Истерлинг, PE (редактор), Бернард М.В. Нокс (редактор); Кембриджская история классической литературы; Том I, часть 2: Греческая драма Издательство Кембриджского университета; Репринтное издание (1993 г.). ISBN 0-521-35982-1 .
- Фликинджер, Рой Кастон, Греческий театр и его драма , Чикаго, University of Chicago Press, 1918.
- Хей, AE (1907) Аттический театр Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Хедрин, Гай (2007) «Мифы и ритуалы в афинских вазах с изображением силенсов» в Чапо, Эрике и Миллере, Маргарет К. [ред.] Истоки театра в Древней Греции и за ее пределами. От ритуала к драме Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 150–195.
- Ланселин Грин, Роджер (1957) Две пьесы сатиров. Еврипид, Циклоп, Софокл, Ихнеутай Миддлсекс: Penguin Books Ltd.
- Мюррей, Гилберт (1946) Еврипид и его эпоха Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Падилья, Марк В. (1998). «Геракл и животные в истоках комедии и сатирской драмы». В «Бестиарии Геракла: Третья встреча Геракла » под редакцией Корин Бонне , Колетт Журден-Аннекен и Винсиан Пиренн-Дельфорж, 217–30. Дополнение Кернос. 7. Льеж: Международный центр изучения древнегреческой религии.
- Рем, Раш . 1992. Греческий трагический театр. Исследования театральной постановки сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-11894-8 .
- Уэст, ML (1992) Древнегреческая музыка Оксфорд: Oxford University Press, 1992.
- П. О'Салливан и К. Коллард, Еврипид: Циклоп и основные фрагменты греческой сатирической драмы (Oxbow, 2013)
- В эту статью включен текст из общедоступного словаря классических древностей Оскара Зейферта под редакцией Генри Неттлшипа и Дж. Э. Сэндиса (1894).