Францисканские мученики Вильнюсские
Францисканские мученики Вильнюсские — 14 полулегендарных монахов -францисканцев , убитых в Вильнюсе , столице Великого княжества Литовского , во времена правления Альгирдаса (1345–1377). Эта история была впервые записана в Быховецких хрониках , как правило, ненадежном источнике начала 16 века, а затем была приукрашена, смешана и запутана более поздними летописцами и историками. Тем не менее, культ мучеников распространился в 16 веке. Выдающийся памятник в Вильнюсе « Три креста » был первоначально установлен в их память где-то до 1648 года. Примерно в то же время епископ Ежи Тышкевич начал процедуру канонизации, но от нее отказались. С появлением критической историографии в 20 веке эта история была полностью отвергнута как вымышленная. Однако новые исследования пытаются восстановить некоторую достоверность легенды.
Рассказ в Быховецкой хронике
[ редактировать ]Как сообщает Быховецкая хроника , виленский воевода Пятрас Гоштаутас женился на польке из дома Бучацких и принял католичество. [1] Он пригласил в Вильнюс 14 монахов-францисканцев из Подолья и построил для них монастырь. В то время Великое княжество Литовское было еще языческой страной; он обратился в христианство в 1387 году. Монахи начали проповедовать христианскую веру и ругать языческих богов . Это возмутило жителей города. Пока Альгирдас воевал с Москвой , а Гоштаутас был в Тыкоцине , жители сожгли монастырь и убили монахов. Семь монахов были обезглавлены, а еще семеро пригвождены к кресту и брошены в реку Нерис . По их возвращению Гоштаутас похоронил убитых должным образом, а Альгирдас приказал казнить 500 жителей города. [1] Гоштаутас также основал новый мужской монастырь (сегодняшняя церковь Успения Пресвятой Девы Марии ). [2]
Эту историю повторили Мацей Стрийковский (1547–1593), Альберт Виюк Коялович (1609–1677) и другие историки, которые добавляли и изменяли различные детали. [1] Эти авторы увеличили число мучеников до 36, включая самого Гоштаутаса, который также был епископом, и датировали это событие 1332 или 1333 годом. Мартин Бароний (1602 г.) указал не только имена, но также титулы и должности мучеников. [1] Ситуация была настолько запутанной, что некоторые авторы, в том числе Казимеж Бернацкий и Антониус Мелиссан де Макро, утверждали, что произошло два отдельных инцидента: один, когда были замучены 14, а другой - 36 францисканцев. [1]
Культ мучеников
[ редактировать ]Первым документом, в котором упоминается культ мучеников, является письмо епископа Павла Гольшанского от 1543 года . [1] Он описал памятник – колонну с крестом – который пережил крупный городской пожар, разрушивший Виленский собор и Архиерейский дворец в июле 1530 года. Он также объяснил полное выздоровление тяжело больного Андрушевича , будущего епископа Киевского , заступничеству Яна мученики. [1] Вдохновленный этими событиями, в 1543 году Гольшаньский построил готическую часовню Святого Креста, где предположительно были похоронены мученики. [3] Два года спустя Андрушевич написал гимн мученикам, который очень перекликается с информацией из Быховецкой хроники. Его вырезали на мраморной доске и повесили в часовне. [1] Гимн был также опубликован в Annales Minorum Люком Уоддингом . [2] Часовню отреставрировали в 1598 году и со временем она превратилась в церковь Святого Креста . [3]
Епископ Ежи Тышкевич в 1649 году начал официальное дело канонизации и приказал провести поиск останков мучеников. Результаты поиска неизвестны. Вполне вероятно, что попытки канонизации были прекращены из-за русско-польской войны (1654–1667) и смерти Тышкевича в 1656 году. [3] На Унылом холме (ныне Калнайский парк ), где, как сообщается, были обезглавлены мученики, были построены три деревянных креста. [1] Точная дата строительства неизвестна, но, возможно, это было связано с усилиями по канонизации. Первое несомненное изображение содержится в панегирике епископу Тышкевичу 1648 года. [3] По словам Яна Непомуцена Фиялка, Три креста были изображены также на двух серебряных портретах св. Казимира , выполненных в 1636 году и находившихся в Вильнюсском соборе до первой половины ХХ века. [3] Деревянные кресты гнили, и их приходилось периодически заменять. Бетонные памятники были установлены в 1916 году (архитектор Антони Вивульский ; снесен в 1950 году) и 1989 году (архитектор Хенрикас Шилгалис ). [4]
Анализ
[ редактировать ]Исторические неточности
[ редактировать ]Быховецкая хроника подробно описывает жизнь Пятраса Гоштаутаса. Он неизвестен ни из каких других источников, и подробности его жизни не могут быть достоверно проверены. [2] Некоторые детали откровенно противоречат фактам, известным из других достоверных современных источников. Например, Виленское воеводство было основано только в 1413 году Витаутасом ; поэтому Гоштаутас не мог быть воеводой во время правления Альгирдаса. Но это могла быть путаница с Йонасом Гоштаутасом, который был воеводой в 1443–1458 годах. [1] В летописи также упоминается, что Гоштаутас был назначен регентом Подолья Альгирдасом; на самом деле именно Пятрас Мантигирдайтис был назначен Витаутасом. Польский историк Казимеж Ходыницкий выразил сомнения по поводу брака Гоштаутаса с членом Дома Бучацких , поскольку семья стала известна только после смерти Альгирдаса. [1] Гоштаутас также не известен как основатель францисканской церкви и мужского монастыря в Вильнюсе. [2] Первое более значительное пожертвование Гоштаутая францисканцам в Вильнюсе известно только с 1468 года. [1] В Быховецкой хронике также упоминается, что первым епископом Вильнюса был Мотеюс, монах местного францисканского монастыря. Такой епископ неизвестен; первым епископом был Анджей Ястшембец . [5]
Историческая основа
[ редактировать ]Польский историк Казимеж Ходыницкий был первым, кто критически оценил эту историю в 1927 году. [5] Он отметил явное сходство между историей в Быховецких хрониках и историей двух францисканских мучеников, впервые записанной в Chronica XXIV Generalium , францисканской хронике, написанной около 1370 года. [3] и повторено в Мемориале Ордена Младших братьев Яна Коморовского. [2] По данным «Хроники» , два чешских монаха, Ульрих и Мартин, были убиты великим князем Гедиминасом, вероятно, около 1341 года. Одного пытали и убили, другого бросили в реку, чтобы он «уплыл обратно туда, откуда пришел». Ходыницкий пришел к выводу, что история в «Быховецкой хронике» представляет собой не что иное, как причудливое приукрашивание истории в «Хронике» , и этот вывод получил широкое признание. [5] историю из «Хроники» достоверной, поскольку хроника была создана на основе живых воспоминаний о событиях. Историки считают [3]
Викторас Гиджюнас первым заметил [5] « De Conformitate Vitae BP Francisco» , законченная в 1390 году Варфоломеем Ринонико и опубликованная в 1513 году в Милане , содержит рассказ о пяти францисканцах, убитых в Вильнюсе. [2] В лаконичном описании отмечается, что четыре монаха были зарублены мечами, а стражу (главе монастыря) частично отрублены руки, ноги и голова. [3] Еще живого его поместили в маленькую лодку; он дрейфовал через Нерис и Неман на территорию Тевтонских рыцарей . В той же записке упоминаются два монаха, убитые «теми же идолопоклонниками» в Сирете , Молдавия, в 1378 году. [3] Английский историк С. К. Роуэлл отметил, что история в « De Conformitate Vitae» вписывается в контекст литовского набега, возможно, с целью отомстить за убийство Юрия Кориатовича , в Молдавию в 1377 году. Кроме того, францисканец Анджей Ястшембец был первым епископом Сирета и Вильнюса. и, таким образом, мог бы предоставить информацию об обоих событиях из первых рук. [2] Таким образом, Роуэлл пришел к выводу, что De Conformitate Vitae доказывает, что событие, описанное в Быховецких хрониках, действительно имело место. Мученичество в Вильнюсе не датировано в «De Conformitate Vitae» , но Мариан Флорентийский указал дату 1369 года, что идеально соответствует примечанию Быховца о том, что мученики были убиты, когда Альгирдас воевал с Москвой . [2]
Дариус Баронас согласился с Роуэллом в том, что событие действительно имело место, но уточнил, что автор Быховецких хроник не знал ни о Chronica , ни о De Conformitate Vitae, поскольку между произведениями нет текстуального сходства. [5] Он пришел к выводу, что история в «Быховецкой хронике» основана на реальном историческом событии, украшенном различными вымышленными элементами, которые служили политическим потребностям спонсоров хроники. [3]
Политическая повестка дня
[ редактировать ]В целом в летописи освещаются достижения семей Гоштаутаев и Ольшанских , в частности Йонаса Гоштаутаса . [6] Таким образом, ученые пришли к выводу, что его спонсировал член этих семей. Ученые предложили Великого канцлера Альбертаса Гоштаутаса , епископа Павла Гольшаньского и князя Олельковича . [6] Очевидно, что легенда Быховецких хроник имела четкую политическую программу, направленную на прославление семьи Гоштаутаев. В летописи Гоштаутас представлен как герой христианской веры: он первым женился на польке и принял христианство, он первый привез в Литву христианских миссионеров и построил для них монастырь. [5] Все эти подвиги на два десятилетия предшествовали женитьбе Ягайлы на Ядвиге Польской в 1386 году и официальному обращению в веру в 1387 году. В некотором смысле, согласно летописи, Ягайло лишь продолжил дело, начатое Гоштаутасом. [5]
Летопись служит также повышению престижа литовских францисканцев: она умаляет роль поляков в христианизации Литвы . [2] В летописи также упоминается, что первым епископом Вильнюса был монах местного францисканского монастыря, основанного Гоштаутасом. Хотя это исторически неверно (первым епископом был Анджей Ястшембец , вспомогательный епископ Гнезненской епархии ), оно служит четкой политической программе по демонстрации независимости литовских францисканцев. [5] Это хорошо согласуется с усилиями Альбертаса Гоштаутаса по отделению францисканцев Великого княжества Литовского от францисканской провинции Польши. Ему это удалось в 1530 году, то есть примерно в то же время, когда были созданы Быховецкие хроники. [2]
Религиозная символика
[ редактировать ]Баронас проанализировал легенду в поисках религиозной символики. Он обнаружил некоторые параллели между святым Петром и Пятрасом Гоштаутасом, семью диаконами и четырнадцатью мучениками. [5] Другими аллюзиями могут быть Четырнадцать Святых Помощников или семь мучеников во 2 Маккавеев 7:1-42. Интересную параллель провел Антоний Гжибовский в 1740 году: он сравнил семь священников, разрушивших стены Иерихона трубами из бараньего рога в Иисусе Навине 6:1-21, со священниками-францисканцами, которые заставили замолчать воющего дьявола (т.е. Железного Волка ) с Хорошие новости от Бога . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гиджюнас, Викторас (1955). «Легендарные францисканские мученики в Вильнюсе» . Эхо (на литовском языке). 10 . ISSN 0002-208X .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роуэлл, Южная Каролина (1989). «Литва и Запад, 1337–1341 гг. — Вопрос об источниках». Журнал балтийских исследований . 4 (20): 311–313, 321–324. дои : 10.1080/01629778900000161 . ISSN 0162-9778 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Барон, Дариус (2003). «Францисканские мученики в Вильнюсе: живая память и тишина могил» . Историческая реальность и иллюзия: исследование истоков литовской духовной культуры . Acta Academiae artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 31. Издательство Вильнюсской академии художеств. стр. 47-59. ISSN 1392-0316 .
- ^ Баужене, Морта (2010). «Архитектор Кяунорюской церкви Хенрикас Кястутис Шилгалис. (1944–2007)» (PDF) . Жемайчяйская земля (на литовском языке). 2:66 . ISSN 1392-2610 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2016 г. Проверено 03 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Барон, Дариус (2005). «Подтекст легенды о четырнадцати францисканских мучениках» (PDF) . Старая литовская литература (на литовском языке). 19 : 129–140. ISSN 1822-3656 .
- ^ Перейти обратно: а б Ючас, Мечисловас (2002). Литовские ежегодники и хроники (PDF) (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. стр. 86–126. ISBN 9955-445-40-8 .