Jump to content

Францисканские мученики Вильнюсские

Оригинальный памятник «Три креста» был посвящен вильнюсским францисканским мученикам.

Францисканские мученики Вильнюсские — 14 полулегендарных монахов -францисканцев , убитых в Вильнюсе , столице Великого княжества Литовского , во времена правления Альгирдаса (1345–1377). Эта история была впервые записана в Быховецких хрониках , как правило, ненадежном источнике начала 16 века, а затем была приукрашена, смешана и запутана более поздними летописцами и историками. Тем не менее, культ мучеников распространился в 16 веке. Выдающийся памятник в Вильнюсе « Три креста » был первоначально установлен в их память где-то до 1648 года. Примерно в то же время епископ Ежи Тышкевич начал процедуру канонизации, но от нее отказались. С появлением критической историографии в 20 веке эта история была полностью отвергнута как вымышленная. Однако новые исследования пытаются восстановить некоторую достоверность легенды.

Рассказ в Быховецкой хронике

[ редактировать ]
Иллюстрация четырнадцати мучеников 1803 года.

Как сообщает Быховецкая хроника , виленский воевода Пятрас Гоштаутас женился на польке из дома Бучацких и принял католичество. [1] Он пригласил в Вильнюс 14 монахов-францисканцев из Подолья и построил для них монастырь. В то время Великое княжество Литовское было еще языческой страной; он обратился в христианство в 1387 году. Монахи начали проповедовать христианскую веру и ругать языческих богов . Это возмутило жителей города. Пока Альгирдас воевал с Москвой , а Гоштаутас был в Тыкоцине , жители сожгли монастырь и убили монахов. Семь монахов были обезглавлены, а еще семеро пригвождены к кресту и брошены в реку Нерис . По их возвращению Гоштаутас похоронил убитых должным образом, а Альгирдас приказал казнить 500 жителей города. [1] Гоштаутас также основал новый мужской монастырь (сегодняшняя церковь Успения Пресвятой Девы Марии ). [2]

Эту историю повторили Мацей Стрийковский (1547–1593), Альберт Виюк Коялович (1609–1677) и другие историки, которые добавляли и изменяли различные детали. [1] Эти авторы увеличили число мучеников до 36, включая самого Гоштаутаса, который также был епископом, и датировали это событие 1332 или 1333 годом. Мартин Бароний (1602 г.) указал не только имена, но также титулы и должности мучеников. [1] Ситуация была настолько запутанной, что некоторые авторы, в том числе Казимеж Бернацкий и Антониус Мелиссан де Макро, утверждали, что произошло два отдельных инцидента: один, когда были замучены 14, а другой - 36 францисканцев. [1]

Культ мучеников

[ редактировать ]
Современная церковь Святого Креста берет свое начало в часовне 1543 года, посвященной францисканским мученикам.

Первым документом, в котором упоминается культ мучеников, является письмо епископа Павла Гольшанского от 1543 года . [1] Он описал памятник – колонну с крестом – который пережил крупный городской пожар, разрушивший Виленский собор и Архиерейский дворец в июле 1530 года. Он также объяснил полное выздоровление тяжело больного Андрушевича , будущего епископа Киевского , заступничеству Яна мученики. [1] Вдохновленный этими событиями, в 1543 году Гольшаньский построил готическую часовню Святого Креста, где предположительно были похоронены мученики. [3] Два года спустя Андрушевич написал гимн мученикам, который очень перекликается с информацией из Быховецкой хроники. Его вырезали на мраморной доске и повесили в часовне. [1] Гимн был также опубликован в Annales Minorum Люком Уоддингом . [2] Часовню отреставрировали в 1598 году и со временем она превратилась в церковь Святого Креста . [3]

Епископ Ежи Тышкевич в 1649 году начал официальное дело канонизации и приказал провести поиск останков мучеников. Результаты поиска неизвестны. Вполне вероятно, что попытки канонизации были прекращены из-за русско-польской войны (1654–1667) и смерти Тышкевича в 1656 году. [3] На Унылом холме (ныне Калнайский парк ), где, как сообщается, были обезглавлены мученики, были построены три деревянных креста. [1] Точная дата строительства неизвестна, но, возможно, это было связано с усилиями по канонизации. Первое несомненное изображение содержится в панегирике епископу Тышкевичу 1648 года. [3] По словам Яна Непомуцена Фиялка, Три креста были изображены также на двух серебряных портретах св. Казимира , выполненных в 1636 году и находившихся в Вильнюсском соборе до первой половины ХХ века. [3] Деревянные кресты гнили, и их приходилось периодически заменять. Бетонные памятники были установлены в 1916 году (архитектор Антони Вивульский ; снесен в 1950 году) и 1989 году (архитектор Хенрикас Шилгалис ). [4]

Исторические неточности

[ редактировать ]

Быховецкая хроника подробно описывает жизнь Пятраса Гоштаутаса. Он неизвестен ни из каких других источников, и подробности его жизни не могут быть достоверно проверены. [2] Некоторые детали откровенно противоречат фактам, известным из других достоверных современных источников. Например, Виленское воеводство было основано только в 1413 году Витаутасом ; поэтому Гоштаутас не мог быть воеводой во время правления Альгирдаса. Но это могла быть путаница с Йонасом Гоштаутасом, который был воеводой в 1443–1458 годах. [1] В летописи также упоминается, что Гоштаутас был назначен регентом Подолья Альгирдасом; на самом деле именно Пятрас Мантигирдайтис был назначен Витаутасом. Польский историк Казимеж Ходыницкий выразил сомнения по поводу брака Гоштаутаса с членом Дома Бучацких , поскольку семья стала известна только после смерти Альгирдаса. [1] Гоштаутас также не известен как основатель францисканской церкви и мужского монастыря в Вильнюсе. [2] Первое более значительное пожертвование Гоштаутая францисканцам в Вильнюсе известно только с 1468 года. [1] В Быховецкой хронике также упоминается, что первым епископом Вильнюса был Мотеюс, монах местного францисканского монастыря. Такой епископ неизвестен; первым епископом был Анджей Ястшембец . [5]

Историческая основа

[ редактировать ]

Польский историк Казимеж Ходыницкий был первым, кто критически оценил эту историю в 1927 году. [5] Он отметил явное сходство между историей в Быховецких хрониках и историей двух францисканских мучеников, впервые записанной в Chronica XXIV Generalium , францисканской хронике, написанной около 1370 года. [3] и повторено в Мемориале Ордена Младших братьев Яна Коморовского. [2] По данным «Хроники» , два чешских монаха, Ульрих и Мартин, были убиты великим князем Гедиминасом, вероятно, около 1341 года. Одного пытали и убили, другого бросили в реку, чтобы он «уплыл обратно туда, откуда пришел». Ходыницкий пришел к выводу, что история в «Быховецкой хронике» представляет собой не что иное, как причудливое приукрашивание истории в «Хронике» , и этот вывод получил широкое признание. [5] историю из «Хроники» достоверной, поскольку хроника была создана на основе живых воспоминаний о событиях. Историки считают [3]

Викторас Гиджюнас первым заметил [5] « De Conformitate Vitae BP Francisco» , законченная в 1390 году Варфоломеем Ринонико и опубликованная в 1513 году в Милане , содержит рассказ о пяти францисканцах, убитых в Вильнюсе. [2] В лаконичном описании отмечается, что четыре монаха были зарублены мечами, а стражу (главе монастыря) частично отрублены руки, ноги и голова. [3] Еще живого его поместили в маленькую лодку; он дрейфовал через Нерис и Неман на территорию Тевтонских рыцарей . В той же записке упоминаются два монаха, убитые «теми же идолопоклонниками» в Сирете , Молдавия, в 1378 году. [3] Английский историк С. К. Роуэлл отметил, что история в « De Conformitate Vitae» вписывается в контекст литовского набега, возможно, с целью отомстить за убийство Юрия Кориатовича , в Молдавию в 1377 году. Кроме того, францисканец Анджей Ястшембец был первым епископом Сирета и Вильнюса. и, таким образом, мог бы предоставить информацию об обоих событиях из первых рук. [2] Таким образом, Роуэлл пришел к выводу, что De Conformitate Vitae доказывает, что событие, описанное в Быховецких хрониках, действительно имело место. Мученичество в Вильнюсе не датировано в «De Conformitate Vitae» , но Мариан Флорентийский указал дату 1369 года, что идеально соответствует примечанию Быховца о том, что мученики были убиты, когда Альгирдас воевал с Москвой . [2]

Дариус Баронас согласился с Роуэллом в том, что событие действительно имело место, но уточнил, что автор Быховецких хроник не знал ни о Chronica , ни о De Conformitate Vitae, поскольку между произведениями нет текстуального сходства. [5] Он пришел к выводу, что история в «Быховецкой хронике» основана на реальном историческом событии, украшенном различными вымышленными элементами, которые служили политическим потребностям спонсоров хроники. [3]

Политическая повестка дня

[ редактировать ]

В целом в летописи освещаются достижения семей Гоштаутаев и Ольшанских , в частности Йонаса Гоштаутаса . [6] Таким образом, ученые пришли к выводу, что его спонсировал член этих семей. Ученые предложили Великого канцлера Альбертаса Гоштаутаса , епископа Павла Гольшаньского и князя Олельковича . [6] Очевидно, что легенда Быховецких хроник имела четкую политическую программу, направленную на прославление семьи Гоштаутаев. В летописи Гоштаутас представлен как герой христианской веры: он первым женился на польке и принял христианство, он первый привез в Литву христианских миссионеров и построил для них монастырь. [5] Все эти подвиги на два десятилетия предшествовали женитьбе Ягайлы на Ядвиге Польской в ​​1386 году и официальному обращению в веру в 1387 году. В некотором смысле, согласно летописи, Ягайло лишь продолжил дело, начатое Гоштаутасом. [5]

Летопись служит также повышению престижа литовских францисканцев: она умаляет роль поляков в христианизации Литвы . [2] В летописи также упоминается, что первым епископом Вильнюса был монах местного францисканского монастыря, основанного Гоштаутасом. Хотя это исторически неверно (первым епископом был Анджей Ястшембец , вспомогательный епископ Гнезненской епархии ), оно служит четкой политической программе по демонстрации независимости литовских францисканцев. [5] Это хорошо согласуется с усилиями Альбертаса Гоштаутаса по отделению францисканцев Великого княжества Литовского от францисканской провинции Польши. Ему это удалось в 1530 году, то есть примерно в то же время, когда были созданы Быховецкие хроники. [2]

Религиозная символика

[ редактировать ]

Баронас проанализировал легенду в поисках религиозной символики. Он обнаружил некоторые параллели между святым Петром и Пятрасом Гоштаутасом, семью диаконами и четырнадцатью мучениками. [5] Другими аллюзиями могут быть Четырнадцать Святых Помощников или семь мучеников во 2 Маккавеев 7:1-42. Интересную параллель провел Антоний Гжибовский в 1740 году: он сравнил семь священников, разрушивших стены Иерихона трубами из бараньего рога в Иисусе Навине 6:1-21, со священниками-францисканцами, которые заставили замолчать воющего дьявола (т.е. Железного Волка ) с Хорошие новости от Бога . [5]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гиджюнас, Викторас (1955). «Легендарные францисканские мученики в Вильнюсе» . Эхо (на литовском языке). 10 . ISSN   0002-208X .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роуэлл, Южная Каролина (1989). «Литва и Запад, 1337–1341 гг. — Вопрос об источниках». Журнал балтийских исследований . 4 (20): 311–313, 321–324. дои : 10.1080/01629778900000161 . ISSN   0162-9778 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Барон, Дариус (2003). «Францисканские мученики в Вильнюсе: живая память и тишина могил» . Историческая реальность и иллюзия: исследование истоков литовской духовной культуры . Acta Academiae artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 31. Издательство Вильнюсской академии художеств. стр. 47-59. ISSN   1392-0316 .
  4. ^ Баужене, Морта (2010). «Архитектор Кяунорюской церкви Хенрикас Кястутис Шилгалис. (1944–2007)» (PDF) . Жемайчяйская земля (на литовском языке). 2:66 . ISSN   1392-2610 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2016 г. Проверено 03 мая 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Барон, Дариус (2005). «Подтекст легенды о четырнадцати францисканских мучениках» (PDF) . Старая литовская литература (на литовском языке). 19 : 129–140. ISSN   1822-3656 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Ючас, Мечисловас (2002). Литовские ежегодники и хроники (PDF) (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. стр. 86–126. ISBN  9955-445-40-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6448bfa9ea0f38a5fd4e7a1c0b858d3__1714358400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/d3/b6448bfa9ea0f38a5fd4e7a1c0b858d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franciscan martyrs of Vilnius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)