Святой Казимир
Казимир | |
---|---|
Исповедник | |
Рожденный | 3 октября 1458 г. Вавель , Краков, Королевство Польское. |
Умер | 4 марта 1484 г. Гродно , Великое Княжество Литовское. | ( 25 лет
Почитается в | Костел |
канонизирован | 1521 или 1602, Рим , Папская область , Папа Лев X или Папа Климент VIII. |
Главный храм |
|
Праздник | 4 марта [1] |
Атрибуты | Лилия, великокняжеская шапка |
Покровительство | Литва (1636 г.), Литовская молодежь (1948 г.) |
Казимир Ягеллон ( латынь : Casimirus ; литовский : Kazimieras ; польский : Kazimierz ; 3 октября 1458 — 4 марта 1484) — князь Королевства Польского и Великого княжества Литовского . Второй сын короля Казимира IV Ягеллона , он обучался у Иоганна Лонгина , польского летописца и дипломата. После того, как его старший брат Владислав был избран королем Богемии в 1471 году, Казимир стал наследником . В возрасте 13 лет Казимир участвовал в неудавшейся военной кампании по назначению его королем Венгрии . Он стал известен своим благочестием, преданностью Богу и щедростью к больным и бедным. Он заболел (вероятнее всего, туберкулезом ) и умер в возрасте 25 лет. Похоронен в Вильнюсском соборе . Его канонизация была инициирована его братом королем Сигизмундом I Старым в 1514 году, а традиция гласит, что он был канонизирован в 1521 году.
Почитание Казимира возродилось в 17 веке, когда его праздник был утвержден Папой в 1602 году, а часовня Святого Казимира 1636 году была построена . Казимир стал покровителем Литвы в и литовской молодежи. В Вильнюсе его праздник ежегодно отмечается Казюко муге (торговой ярмаркой), проводимой в воскресенье, ближайшее к 4 марта, годовщине его смерти. В Литве и Польше действует более 50 церквей имени Казимира, в том числе церковь Св. Казимира в Вильнюсе и церковь Св. Казимира в Варшаве , а также более 50 церквей в общинах литовской и польской диаспоры в Америке. Женская конгрегация «Сестры Святого Казимира» была основана в 1908 году и продолжает действовать в США.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Казимир, представитель династии Ягеллонов , родился в Вавельском замке в Кракове . Казимир был третьим ребенком и вторым сыном короля Польши и великого князя Литовского Казимира IV и королевы Елизаветы Габсбург Австрийской . Элизабет была любящей матерью и активно занималась воспитанием своих детей. [2] Королева и дети часто сопровождали короля в его ежегодных поездках в Великое княжество Литовское. [ нужна ссылка ]
Казимир был полиглотом и знал литовский , польский , немецкий и латинский языки. [3] С девяти лет Казимир и его брат Владислав получили образование у польского священника о. Ян Длугош . Мальчиков обучали латыни и немецкому языку, праву, истории, риторике и классической литературе. [2] Длугош был строгим и консервативным учителем, который делал упор на этику, мораль и религиозную преданность. По словам Станислава Ожеховского (1513–1566), князья подвергались телесным наказаниям , одобренным их отцом. [4] Длугош отметил ораторские способности Казимира, когда он произносил речи, приветствуя своего отца, вернувшегося в Польшу в 1469 году, и Якуба Сенинского, епископа Куявского , в 1470 году. [4]
Венгерская кампания
[ редактировать ]Дядя принца Казимира Ладислав Посмертный , король Венгрии и Богемии , умер в 1457 году в возрасте 17 лет, не оставив наследника. Отец Казимира, король Казимир IV, впоследствии выдвинул свои претензии на Венгрию и Богемию, но не смог обеспечить их соблюдение из-за Тринадцатилетней войны (1454–1466 гг.) . Вместо этого венгерская знать избрала Матиаса Корвина , а чешская знать выбрала Георгия Подебрадского своим королем . Георгий Подебрадский умер в марте 1471 года. В мае 1471 года Владислав на чешский престол был избран , старший сын Казимира IV. Однако группа чешской католической знати поддержала Матиаса Корвина вместо Владислава II. В свою очередь, группа венгерских дворян сговорилась против Матьяша Корвина и предложила польскому королю свергнуть его. Король Казимир IV решил посадить своего сына Казимира в Венгрии. [ нужна ссылка ]
Польша собрала армию численностью 12 000 человек под командованием Петра Дунина и Дзерслава Ритвянского . [5] В походе участвовали и король Казимир, и принц Казимир. В октябре 1471 года польская армия пересекла венгерскую границу и медленно двинулась к Буде . Матиасу Корвину удалось привлечь на свою сторону большинство венгерской знати, включая главного заговорщика архиепископа Яноша Витеза , и польская армия не получила ожидаемых подкреплений. Только семьи Деак, Перени и Розгоньи отправили войска. [6] Услышав, что 16-тысячная армия Корвина разбила лагерь недалеко от Пешта , польская армия решила отступить из Хатвана в Нитру . Там солдаты боролись с нехваткой продовольствия, распространением инфекционных заболеваний и приближающейся зимой. У польского короля также не было средств для оплаты наемников. В результате польская армия сократилась примерно на треть. [6] В декабре 1471 года князь Казимир, опасаясь за свою безопасность, был отправлен в Йиглаву ближе к польской границе, что еще больше подорвало боевой дух солдат. Корвин взял Нитру, и в марте 1472 года в Буде было заключено однолетнее перемирие. [6] Князь Казимир вернулся в Краков , чтобы возобновить обучение у Длугоша. [ нужна ссылка ]
Длугош заметил, что князь Казимир чувствовал «большую скорбь и стыд» из-за неудачи в Венгрии. [7] Польская пропаганда, однако, изображала его как спасителя, посланного божественным провидением, чтобы защитить народ от безбожного тирана (т.е. Матиаса Корвина) и мародерствующих язычников (т.е. турок-мусульман-османов ). Князь Казимир также подвергся культу своего дяди, короля Польши Владислава III, который погиб в битве при Варне в 1444 году против османов. Это привело некоторых исследователей, в том числе Якоба Каро , к выводу, что венгерская кампания подтолкнула принца Казимира к религиозной жизни. [7]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Поскольку Богемией правил его старший брат Владислав II, князь Казимир стал наследником престола Польши и Литвы. Итальянский писатель-гуманист Филиппо Буонаккорси (также известный как Филип Каллимах) был нанят наставником Казимира по политическим вопросам, но его взгляды эпохи Возрождения оказали меньшее влияние на Казимира, чем Длугош. [7] В 1474 году итальянский купец и путешественник Амброджо Контарини встретился с принцем Казимиром и был впечатлен его мудростью. Принц Казимир завершил свое формальное образование в 16 лет и большую часть времени проводил со своим отцом. [7] В 1476 году принц Казимир сопровождал своего отца в Королевскую Пруссию , где тот пытался разрешить конфликт с княжеством-епископством Вармии (см. Война священников ). В 1478 году сейм Великого княжества Литовского либо князя Казимира, либо князя Иоанна I Альберта потребовал, чтобы король Казимир IV оставил в Литве в качестве регента . Король Казимир IV, опасаясь сепаратистских настроений, отказался, но после урегулирования конфликта в Пруссии перебрался в Вильнюс . [8]
Между 1479 и 1484 годами его отец большую часть времени проводил в Вильнюсе, занимаясь делами Литвы. В 1481 году Михайло Олелькович и его родственники планировали убить короля Казимира и князя Казимира во время охоты на свадьбе Федора Ивановича Бельского . [9] План был раскрыт, и принц Казимир, возможно, опасаясь за свою безопасность, был отправлен в Польшу в качестве наместника. Примерно в то же время его отец пытался устроить его брак с Кунигунде Австрийской , дочерью императора Фридриха III . Часто говорят, что принц Казимир отказался от брака, предпочитая хранить целомудрие и предчувствуя свою близкую смерть. [9] По словам Мацея Меховиты , у князя Казимира развился туберкулез . В мае 1483 года князь Казимир присоединился к своему отцу в Вильнюсе. Там, после смерти Анджея Опоровского , епископа и вице-канцлера Короны , князь Казимир взял на себя часть его обязанностей в канцелярии. [10] Однако его здоровье ухудшилось, а слухи о его благочестии и добрых делах распространились дальше. В феврале 1484 года польский сейм в Люблине был прерван, поскольку король Казимир IV поспешил обратно в Литву, чтобы побыть со своим больным сыном. [11] Князь Казимир умер 4 марта 1484 года в Гродно . Его останки были захоронены в Вильнюсском соборе посвященная часовня Святого Казимира . , где в 1636 году была построена [ нужна ссылка ]
Почитание
[ редактировать ]Благочестивая жизнь и приписываемые чудеса
[ редактировать ]Сохранившиеся свидетельства современников описывают принца Казимира как молодого человека исключительного интеллекта и образования, смирения и вежливости, стремившегося к справедливости и честности. [12] Ранние источники не свидетельствуют о его благочестии или преданности Богу, но его склонность к религиозной жизни усилилась к концу его жизни. [13] Более поздние источники содержат некоторые истории религиозной жизни Казимира. Марцин Кромер (1512–1589) сказал, что Казимир отказался от совета своего врача вступать в сексуальные отношения с женщинами в надежде вылечить свою болезнь. [13] Другие источники говорят, что Казимир заразился болезнью легких после особенно тяжелого поста или что его можно было найти еще до рассвета, стоящим на коленях у церковных ворот и ожидающим, пока священник их откроет. Захариас Феррери молитву (1479–1524) писал, что Казимир составил гекзаметрную Христа о воплощении , но этот текст не сохранился. [14] Позже в гробу Казимира была найдена копия Omni die dic Mariae («Ежедневно, ежедневно пойте Марии»). [15] Гимн стал настолько прочно ассоциироваться с Казимиром, что иногда его называют «Гимном святого Казимира», и его автором считают его. [15] Пространный гимн имеет сложный размер и схему рифм (чередующийся акаталектический и каталектический хореический диметр с внутренней рифмой в первом и третьем куплетах (aa/b, cc/b)) и, скорее всего, был написан Бернаром Клюни . [16]
Одним из первых чудес, приписываемых Казимиру, было его появление перед литовским войском во время осады Полоцка в 1518 году. Казимир показал, где литовские войска могут безопасно переправиться через реку Даугаву и освободить город, осажденный армией Великого княжества Московского . [13] В житии Феррери 1521 года упоминаются многие чудеса Казимира, но описано только одно – победа Литвы над русскими. В описании отсутствует конкретика, такая как дата или место, но, скорее всего, речь идет о победе литовцев в 1519 году над русскими войсками, совершившими набег на окрестности Вильнюса, а не о более популярной истории об осаде Полоцка. [17]
Канонизация и официальное почитание
[ редактировать ]Официальный культ Казимира начал распространяться вскоре после его смерти. В 1501 году папа Александр VI , ссылаясь на чудеса Казимира, а также на великолепие часовни, где он был похоронен, предоставил особую снисходительность тем, кто молился в часовне от вечерни до другой во время определенных католических праздников и способствовал содержание часовни. [18] В 1513 году Анджей Кшицкий написал стихотворение, в котором упомянул многочисленные восковые приношения на могиле Казимира. [19] В 1514 году, во время Пятого Латеранского собора , брат Казимира Сигизмунд I Старый обратился к Папе с просьбой канонизировать Казимира. [20] После неоднократных просьб в ноябре 1517 года папа Лев X назначил комиссию из трех епископов, а затем послал своего легата Захариаса Феррери для расследования. [21] Он прибыл в Вильнюс в сентябре 1520 года и завершил свою работу примерно за два месяца. [22] Его находки, первая краткая агиография Казимира, была опубликована в 1521 году в Кракове под названием Vita Beati Casimiri Confessoris . [22] Канонизация была почти наверняка, но Папа Лев X умер в декабре 1521 года. Исследования Зенонаса Ивинскиса и Паулюса Рабикаускаса показали, что не существует документальных доказательств того, что он издал папскую буллу, канонизирующую Казимира. [23] но многие важные документы были утеряны во время разграбления Рима (1527 г.) . [24] Протестантская Реформация атаковала культ святых, и между 1523 и 1588 годами новых канонизаций не было. [25] Однако Казимир был включен в первый римский мартиролог , изданный в 1583 году. [26]
Дело культа Казимира взял на себя новый епископ Виленский Бенедикт Война (назначен в 1600 г.). Он отправил в Рим каноника Грегориуса Свецицкого с письмом короля Сигизмунда III Вазы с просьбой добавить праздник Казимира в Римский Бревиарий и Римский Миссал . [27] Священная Конгрегация Ритуалов отклонила эту просьбу. [27] но 7 ноября 1602 года Папа Климент VIII издал папскую записку Quae ad Sanctorum , которая санкционировала его праздник sub duplici ritu 4 марта, но только в Польше и Литве. [28] В сводке также упоминалось, что Казимир был причислен к лику святых Папой Львом X. [28] В отсутствие какого-либо ранее известного папского документа, в котором Казимир прямо упоминался бы как святой, это заключение часто называют канонизацией Казимира. [23] [29] Свецицкий вернулся в Вильнюс с папским портфелем и красным бархатным лабарумом с изображением святого Казимира. [30] 10–12 мая 1604 года город организовал большой трехдневный фестиваль, чтобы должным образом принять папский флаг. На третий день был заложен краеугольный камень новой церкви Святого Казимира . [30] Гроб Казимира вынесли из склепа и вознесли к алтарю. Свецицкий показал, что, когда в августе 1604 года гроб открыли, в соборе в течение трех дней царил чудесный запах. [31]
В 1607 и 1613 годах епископ Война объявил Казимира святым покровителем Литвы . [32] Вопрос о всеобщем празднике Казимира не был забыт, и в 1620 году епископ Евстахий Воллович обратился к Папе Павлу V с просьбой добавить Казимира в Римский Бревиарий и Римский Миссал . На этот раз Священная Конгрегация Обрядов удовлетворила просьбу в марте 1621 года и добавила к нему праздник sub ritu semiduplici . [27] В марте 1636 года папа Урбан VIII разрешил празднование праздника Казимира с октавой ( duplex cum Octava ) в Виленской епархии и Великом княжестве Литовском . [33] Это равносильно провозглашению Казимира покровителем Литвы . 28 сентября 1652 года Папа Иннокентий X разрешил праздник перенесения мощей Казимира в воскресенье после Успения Марии . [34] 11 июня 1948 года, когда многие литовцы были беженцами от войны , Папа Пий XII назначил Казимира особым покровителем литовской молодежи. [35]
Иконография
[ редактировать ]Картина святого Казимира в Вильнюсском соборе считается чудотворной. На картине, завершенной, вероятно, около 1520 года, святой изображен с двумя правыми руками. По легенде, живописец попытался перерисовать руку в другом месте и закрасить старую руку, но старая рука чудесным образом появилась вновь. Более традиционные объяснения утверждают, что трёхрукий Казимир был первоначальным намерением художника подчеркнуть исключительную щедрость Казимира («Но когда ты даёшь нуждающемуся, не позволяй своей левой руке знать, что делает твоя правая рука»). Матфея 6:3 ) или что старая рука протерла слой новой краски (похоже на палимпсест ). Около 1636 года картина была покрыта серебряной позолоченной одеждой ( ризой ). [ нужна ссылка ]
Иконография Казимира обычно следует картине с тремя руками. Обычно его изображают в виде молодого человека в длинном красном одеянии, подбитом мехом горностая . Иногда он носит красную шапку Великого князя Литовского, но иногда, чтобы подчеркнуть его преданность духовной жизни, шапку ставят рядом с Казимиром. Почти всегда он держит лилию – символ девственности, невинности и чистоты. [36] Он также мог держать крест, четки или книгу со словами из Omni die dic Mariae (Ежедневно, Ежедневно пойте Марии). городов Кведарна и Нямунайтис в Литве изображен святой Казимир. На гербе [ нужна ссылка ]
Физические останки и реликвии
[ редактировать ]Казимир был похоронен в склепе под королевской капеллой Виленского собора (ныне капелла Волловичей слева от главного входа), построенной его отцом в готическом стиле в 1474 году. В 1604 году гроб был поднят из склепа на алтарь и в 1636 году переехал в посвященную часовню Святого Казимира . [37] Современный саркофаг был изготовлен в 1747 году по последней воле епископа Вармии Христофора Йохана Шембека (1680–1740). [38] Он сделан из липы и покрыт серебряными пластинами; углы его украшены позолоченными орлами. [39] Саркофаг трижды выносили из собора. [37] В 1655 году, перед Вильнюсской битвой во время Потопа , мощи были вывезены, скорее всего, Ежи Бяллозором и спрятаны Киприаном Павлом Бжостовским , а затем Сапегами в Ружанском дворце . [37] В опустошенную часовню их вернули в 1663 году. Мощи были ненадолго вывезены в 1702 году во время Виленской битвы Великой Северной войны . [37] мощи были незаметно перенесены в храм Святых Петра и Павла В октябре 1952 года по распоряжению советских властей . [40] Собор превратили в картинную галерею. Мощи вернулись на свое место в 1989 году, когда собор был повторно освящен.
После повторного открытия Римских катакомб в 1578 году культ реликвий распространился по всей Европе (см. также катакомбных святых ), и эта тенденция не обошла стороной Казимира. [41] Гроб Казимира был открыт в начале 1602 года и в августе 1604 года. Тогда каноник Грегориус Свецицкий свидетельствовал, что, несмотря на влажность, тело осталось неповрежденным. [42] Но в 1667 году остались одни кости; они были инвентаризированы и помещены в шесть тканевых мешков. [43] Сохранившиеся письменные записи свидетельствуют, что гроб вскрывали в 1664, 1667, 1677, 1690 гг. [44] 1736, 1838, 1878 (дважды), [32] и 1922 год. [41] Есть несколько зарегистрированных случаев, когда мощи Казимира были подарены выдающимся деятелям и обществам: братству музыкантов в Сан-Джорджо Маджоре, Неаполь, в начале 1650-х годов, [45] [46] [47] королю Иоанну III Собескому и Козимо III Медичи, великому герцогу Тосканы [n 1] в октябре 1677 г., [47] Содалию Богоматери иезуитской академии в Мехелене [44] и Мальтийский орден в октябре 1690 г. [48] королеве Австрии Марии Жозефе в феврале 1736 г. [32] цистерцианскому аббату Штареку Лайошу из аббатства Цикадор в 1860 году. [49] [50] Еще много мощей Казимира можно найти в местных церквях. В частности, в 1838 году из гроба извлекли два зуба и десять неустановленных костей; кости были разрезаны на мелкие кусочки и распределены по разным церквям. [51] В 1922 году кости завернули в новую ткань, а старую ткань раздали как реликвию. [52] мощи Казимира (один зуб для церкви Св. Казимира ). Это был последний раз, когда вынесли [53]
Посвящения
[ редактировать ]В своей монографии 1970 года священник Флорихонас Невьера (Флориан Ниевьеро, 1896–1976) подсчитал церкви имени Казимира. Он основал 12 церквей в Литве (по состоянию на 1940 год), 48 церквей и 5 часовен в Польше, 23 литовских и 36 польских церквей в США (по состоянию на 1964 год), пять церквей в Канаде ( Монреаль , Виннипег , Торонто , Портнеф и Рипон). ), две церкви в Великобритании ( Лондон и Манчестер ) и две церкви в Беларуси ( Вселюб и Лепель ). [32] Женская община « Сестры Святого Казимира» была основана в 1908 году Марией Каупас и действует в США. В 1945 году в Риме был основан колледж Святого Казимира для обучения литовских священников, бежавших на запад после Второй мировой войны. [32]
Хотя преданность Казимиру наиболее распространена в Литве и Польше и их диаспорах, его культ можно найти и в других странах. В 17 веке по крайней мере два общества Святого Казимира действовали в Мехелене и Антверпене (ныне Бельгия). [44] В 17 веке культ Казимира распространился и в Италии, особенно во Флоренции , Палермо , Неаполе ; его культ в Риме был больше связан с польскими сановниками и эмигрантами. [54] Музыкальные представления были организованы в Риме в 1675 году (слова Себастьяно Лаццарини, музыка Франческо Беретты, исполненные в Санто-Спирито в Сассии ) и в 1678 году (слова Оттавио Сантакроче, музыка, вероятно, Джованни Бичилли , исполненные в Санта-Мария-ин-Валличелла) по этому случаю . о визите Михала Казимира Радзивилла и его жены Катаржины Собеской ), а также во Флоренции в 1706 году (слова, возможно, кардинала Пьетро Оттобони , [55] музыка Алессандро Скарлатти ). [56] В Палермо Пьетро Новелли получил заказ на картину «Коронация святого Казимира» для алтаря церкви Сан-Никола-да-Толентино (сейчас она хранится в Региональной галерее Сицилии ). [57]
Поселения Сен-Казимир в Канаде (основан в 1836 г.) и Сан-Казимиро в Венесуэле (основан в 1785 г.) [48] названы в его честь. Скульптуры Казимира, среди других канонизированных членов королевской семьи , можно найти в Сан-Фердинандо, Ливорно , Италия, и Кафедральном соборе Мехико. Витражи с изображением Казимира можно найти в соборе базилики Святого Иосифа в Сан-Хосе, Калифорния , и в церкви Святого Петра в Шевенье , Франция. [ нужна ссылка ] С 1846 года в Париже существует дом престарелых под названием Maison Saint-Casimir . Он был создан польской общиной Франции и с момента его открытия управляется польскими монахинями « Дочери милосердия Святого Винсента де Поля» .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Полная большеберцовая кость сейчас хранится в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции в реликварии Массимилиано Солдани Бензи . Изображение можно увидеть в Сокровище «Часовни реликвий» во дворце Питти – Sacri Splendori . Взамен Вильнюсский собор получил мощи Марии Магдалины Пацци . (Чеснулис (2014), стр. 14)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 160. ИСБН 978-1-57607-355-1 .
- ^ Jump up to: а б Дучмаль 2012 , с. 302.
- ^ «История жизни святого Казимира» . Вильнюсский собор (на литовском языке) . Проверено 3 марта 2023 г.
Его жизнь изучал епископ З. Феррери, легат Папы Льва X. в 1521 году он опубликовал биографию «Vita beati Casimiri, scripta Vilniae» — это единственный источник XVI века, рассказывающий об аскетической жизни Казимира. Автор подчеркивает, что Казимир знал литовский, польский, немецкий и латынь, обладал многими добродетелями: он был справедлив. , выдержанный, твердый духом, мудрый.
- ^ Jump up to: а б Дучмаль 2012 , с. 303.
- ^ Дучмаль 2012 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с Дучмаль 2012 , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с д Дучмаль 2012 , с. 306.
- ^ Дучмаль 2012 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б Дучмаль 2012 , с. 308.
- ^ Дучмаль 2012 , стр. 308–309.
- ^ Дучмаль 2012 , с. 309.
- ^ Дучмаль 2012 , стр. 309–310.
- ^ Jump up to: а б с Дучмаль 2012 , с. 310.
- ^ Чюринскас 2004 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2007 , с. 104.
- ^ Конвей 2003 , с. 591.
- ^ Чюринскас 2004 , стр. 14–15.
- ^ Чюринскас 2003 , стр. 146–147.
- ^ Чюринскас 2003 , стр. 148–149.
- ^ Чюринскас 2003 , с. 15.
- ^ Чюринскас 2003 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Чюринскас 2004 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Жемайтите 2012 .
- ^ Палтарокс 2010 , с. 70.
- ^ Альгрен 1998 , стр. 145.
- ^ Чюринскас 2003 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Рабикаускас 1958б .
- ^ Jump up to: а б Чюринскас 2003 , с. 173.
- ^ Чюринскас 2003 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Рабикаускас 1958а .
- ^ Чюринскас 2003 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и Чеснулис 2014 , стр. 14.
- ^ Вилимас 2012 , с. 109.
- ^ Вайшнора 1958 , с. 39.
- ^ Палтарокс 2010 , с. 136.
- ^ Хузенбет, Фредерик Чарльз. Эмблемы святых: чем они отличаются в произведениях искусства , Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс, 1860, с. 33
- ^ Jump up to: а б с д Шапока 1958 год .
- ^ Вильнюсский собор .
- ^ Раклайтис 1958 .
- ^ Палтарокс 2010 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Маслаускайте 2006 , с. 35.
- ^ Чюринскас 2003 , стр. 175–176.
- ^ Маслаускайте 2006 , стр. 41-42.
- ^ Jump up to: а б с Рабикаускас 1960 .
- ^ Рышка-Комарницка 2009 , стр. 121.
- ^ Абос 2003 , с. XVI.
- ^ Jump up to: а б Маслаускайте 2006 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Люлявичюс 1984 .
- ^ Маслаускайте 2006 , с. 39.
- ^ Бекефи 1894 , с. 102.
- ^ Маслаускайте 2006 , с. 40.
- ^ Маслаускайте 2006 , стр. 40-41.
- ^ Маслаускайте 2006 , с. 41.
- ^ Рышка-Комарницка 2009 , стр. 113.
- ^ Рышка-Комарницка 2009 , стр. 124.
- ^ Рышка-Комарницка 2009 , стр. 113–114.
- ^ Манкузо 2013 .
Библиография
[ редактировать ]- Абос, Джироламо (2003). Велла Бондин, Джозеф (ред.). Стабат Матер Новейшие исследования музыки классической эпохи. АР Издания, Инк. ISBN 9780895795311 .
- Альгрен, Джиллиан Т.В. (1998). Тереза Авильская и политика святости . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801485725 .
- Баронас, Дариус (7 апреля 2013 г.). "История ЛДК: Вторая жена Альгирда Юлиона - вдова, достигшая своего часа" (на литовском языке). «15 минут» еженедельно . ISSN 1822-5330 . Проверено 6 января 2020 г.
- Бекефи, Ремиг (1894). История аббатства Чикадори (на венгерском языке). Печ.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бернс, Пол (2007). Святой Батлера на день (переработанная редакция). Литургическая пресса. ISBN 9780814618363 .
- Чеснулис, Витаутас (27 сентября 2014 г.). «Дополнение к творческому наследию отца Ф. Невиеры» (PDF) . Ворута (на литовском языке). 13 (803). ISSN 1392-0677 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Чюринскас, Минтаутас (2003). Св. Источники жизни и культа Казимира (PDF) (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. ISBN 9955-445-72-6 .
- Чюринскас, Минтаутас (2004). Ранние «жития» святого Казимежа (PDF) (на литовском языке). Вильнюс: Отголоски. ISBN 9789955656012 .
- Конвей, GE (2003). «Omni die dic Mariae» . Новая католическая энциклопедия . Том. 10 (2-е изд.). Томсон/Гейл. п. 591. ИСБН 9780787640040 .
- Ивинскис, Зенон (1953–1966). "Молодой". Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. IX. Бостон, Массачусетс: Издательство Литовской энциклопедии. Мистер. 335. LCCN 55020366 .
- Люлявичюс, Винцентас (февраль 1984 г.). «Святой Казимир (II)» . Письма литовцам (на литовском языке). 2 (XXXV): 39–41. ISSN 0455-177X .
- Дучмаль, Малгожата (2012). Ягайлайчай (на литовском языке). перевод Бируте Микалонене и Витуриса Ярутиса. Вильнюс: Издательский центр науки и энциклопедий . ISBN 978-5-420-01703-6 .
- Манкузо, Барбара (2013). «Новелли, Пьетро» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 78. Институт итальянской энциклопедии. ISBN 9788812000326 .
- Маслоускайте, Сигита (2006). «Мощи и реликварии святого Казимира». В Рачюнайте, Тояна (ред.). Мощи святых в литовской культуре . Acta Academiae Artium Vilnensis (на литовском языке). Том. 41. Издательство Вильнюсской академии художеств. ISBN 9955624612 .
- Палтарокс, Казимирас (2010). Король Святой Казимеж (PDF) (на литовском языке). Дэниел. ISBN 978-9955-476-84-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Рабикаускас, Паулюс (март 1958а). «Великий праздник святого Казимира в Вильнюсе в 1604-1606 годах» . Эхо (на литовском языке). 3 (108): 118–128. ISSN 0002-208X .
- Рабикаускас, Паулюс (сентябрь 1958b). «Записки по истории почитания святого Казимира» . Эхо (на литовском языке). 7 (112): 305–311. ISSN 0002-208X .
- Рабикаускас, Паулюс (март 1960 г.). «Поклонение святому Казимиру во Фландрии» . Письма литовцам (на литовском языке). 3 (10): 69–72. ISSN 0455-177X .
- Реклайтис, Повилас (апрель 1958 г.). «Часовня Св. Казимира в Вильнюсе (II)» . Эхо (на литовском языке). 4 (109). ISSN 0002-208X .
- Рышка-Комарницка, Анна (2009). «Музыкальные характеристики мирских искушений в опере Алессандро Скарлатти «С. Казимиро, ре ди Полония: Regio Fasto » (Королевское великолепие) как главный герой и возможные истоки оратории» (PDF) . Музыковедение сегодня . 6 : 113–126. ISSN 1734-1663 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Шапока, Адольф (март 1958 г.). «Хранилище останков святого Казимира» . Эхо (на литовском языке). 3 (108): 140–144. ISSN 0002-208X .
- Вайшнора, Юозас (1958). Поклонение Марии в Литве (PDF) (на литовском языке). Рим: Литовская академия католических наук. ОСЛК 1065089 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Вилимс, Йонас (2012). Особенности григорианской песнопительной традиции в Великом княжестве Литовском. Проба экспозиции и реконструкции XV-XVIII веков (кандидатская диссертация) (на литовском языке). Вильнюсский университет.
- Вильнюсский кафедральный собор. «Саркофаг и мощи святого Казимира» (на литовском языке) . Проверено 6 января 2020 г.
- Жемайтите, Даля (3 марта 2012 г.). «Культ Святого Казимира: истоки и современность» (на литовском языке). Бернардинай.lt . Проверено 7 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные со Святым Казимиром, на Викискладе?
- Интерактивная панорама часовни Святого Казимира Вильнюсского собора
- 1458 рождений
- 1484 смерти
- Дворянство из Кракова
- Польские принцы королевской семьи
- Династия Ягеллонов
- Смертность от туберкулеза в XV веке
- Похороны в Вильнюсском соборе
- Литовские римско-католические святые
- Польские римско-католические святые
- Римско-католические королевские святые
- Национальные символы Литвы
- Христианские святые XV века
- Смертность от туберкулеза в Беларуси
- Смертность от туберкулеза в Литве
- Сыновья королей