Октава (литургия)
Слово « Октава » имеет два значения в христианском литургическом использовании. В первом смысле это восьмой день после праздника, считая включительно, и поэтому всегда приходится на тот же день недели, что и сам праздник. Это слово происходит от латинского слова «октава» (восьмая), где подразумевается и понимается слово «dies » (день). Во втором смысле этот термин применяется ко всему восьмидневному периоду, в течение которого стали отмечаться определенные крупные праздники. [ 1 ]
Октавы, не будучи последовательными, совершенно отличаются от восьмидневных недель и просто относятся к возвращению одного и того же дня семидневной недели в инклюзивной системе счета , используемой в латыни (точно так же, как девятый день был возвращением к тому же самому дню семидневной недели). день нундинального цикла , восьмидневной недели дохристианского римского календаря ).
Ранняя история
[ редактировать ]«Восьмой день» или октава-диэ был связан с еженедельным христианским празднованием воскресения Христа каждый «восьмой день», что и стало названием воскресенья . [ 2 ] [ 3 ]
Поскольку обрезание совершается в иудаизме на «восьмой день» после рождения, число 8 стало ассоциироваться в христианстве с Крещением . [ 4 ] и купели для крещения с давних времен часто были восьмиугольными . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Практика октав была впервые введена при Константине I , когда праздники посвящения базилик в Иерусалиме и Тире, Ливан, отмечались в течение восьми дней. После этих разовых случаев ежегодные литургические праздники стали удостоиваться октавы. Первыми такими праздниками стали Пасха , Пятидесятница и Востоке на Крещение . [ 1 ] Это произошло в IV веке и послужило для новообращенных временем радостного уединения. [ 8 ]
Развитие октав происходило медленно. С IV по VII века христиане соблюдали октавы с празднованием восьмого дня, с небольшим развитием литургии в течение промежуточных дней. Рождество Следующим праздником, получившим октаву, было , и к 8 веку в Риме были разработаны литургические октавы не только для Пасхи, Пятидесятницы и Рождества, но также для Крещения, как на Востоке, и праздника освящения церкви. . [ 8 ]
С VII века праздники святых также стали иметь октавы (как праздник восьмого дня, а не восьмидневного праздника), среди самых старых были праздники Святых Петра и Павла , Святого Лаврентия и Святой Агнессы . С XII века возник обычай богослужебного соблюдения дней между первым и восьмым днем, а также восьмого дня. [ 1 ] В средние века октавы отмечались в честь различных других праздников и святых, в зависимости от епархии или религиозного ордена . [ 8 ]
Западное христианство
[ редактировать ]Католическая церковь
[ редактировать ]От Пия V до Пия XII
[ редактировать ]В то время как Папа Пий V уменьшил количество октав в 1568 году, [ 1 ] их было еще много. Не только в восьмой день от праздника, но, за исключением октав Пасхи, Пятидесятницы и, в меньшей степени, Рождества, во все промежуточные дни литургия была такая же, как и в сам праздник, с точно такие же молитвы и чтения Священного Писания .
Октавы делились на несколько типов. Пасха и Пятидесятница имели «особо привилегированные» октавы, во время которых нельзя было праздновать какой-либо другой праздник. Рождество, Крещение и Тело Христово имели «привилегированные» октавы, во время которых можно было отмечать определенные праздники высокого ранга. Октавы других праздников позволяли отмечать в них еще больше праздников. [ 8 ]
Чтобы уменьшить повторение одной и той же литургии в течение нескольких дней, Папа Лев XIII и Папа Пий X ввели дополнительные различия, разделив октавы на три основных типа: привилегированные, общие и простые. Привилегированные октавы были далее организованы в иерархию первого, второго и третьего порядков. В первой половине ХХ века октавы ранжировались следующим образом, что влияло на проведение в них других торжеств:
- Привилегированные октавы
- Привилегированные октавы первого порядка
- Октава Пасхи
- Октава Пятидесятницы
- Привилегированные октавы второго порядка
- Октава Крещения
- Октава Тела Христова
- Привилегированные октавы третьего порядка
- Октава Рождества
- Октава Вознесения
- Октава Священного Сердца
- Привилегированные октавы первого порядка
- Общие октавы
- Октава Непорочного Зачатия БВМ
- Октава Торжества Святого Иосифа
- Октава Рождества Иоанна Предтечи
- Октава Сс. Питер и Пол
- Октава Успения БВМ
- Октава Всех Святых
- Простые Октавы
- Октава Святого Стефана
- Октава апостола Иоанна Богослова
- Октава Святых Невинных
- Октава Святого Лаврентия
- Октава Рождества БВМ
В дополнение к этому там праздновался покровитель определенной нации, епархии или церкви октавой, в каждый день которой повторялась месса и служба праздника, если только этому не мешало празднование более высокого ранга.
Хотя праздники Святого Лаврентия и Рождества Пресвятой Богородицы официально все еще имели простые октавы, к 20 веку они практически исчезли, поскольку в календарь были добавлены праздники более высокого ранга. Только октавный день святого Лаврентия все еще отмечался во время мессы святого Гиацинта . Вся октава Рождества Пресвятой Богородицы была затруднена, но Пресвятое Имя Марии в течение октавы праздновалось Семь скорбей Пресвятой Богородицы , а в прежний октавный день праздновались .
Редукции Пия XII и Павла VI.
[ редактировать ]Папа Пий XII еще больше упростил календарь указом от 23 марта 1955 года: были сохранены только октавы Рождества, Пасхи и Пятидесятницы, поскольку они не повторяли одну и ту же литургию ежедневно. Все остальные октавы в римском обряде были исключены, в том числе октавы местных календарей (см. Общий римский календарь Папы Пия XII # Октавы ). В 1969 году Церковь еще больше пересмотрела Календарь, удалив Октаву Пятидесятницы. [ 9 ]
Первые восемь дней пасхального сезона были объявлены Октавой Пасхи и отмечались как Торжества Господни с надлежащими чтениями и молитвами. [ 10 ] Второе воскресенье Пасхи также называлось «Белым воскресеньем» (Dominica in albis) , которое завершает пасхальную октаву, среди других традиционных названий .
Рождественская октава в настоящее время организована следующим образом:
- Воскресенье в октаве: Праздник Святого Семейства ; отмечается в пятницу, 30 декабря, когда Рождество приходится на воскресенье.
- 26 декабря: Праздник Святого Стефана.
- 27 декабря: Праздник апостола Иоанна Богослова.
- 28 декабря: Праздник Святых Невинных.
- 29-31 декабря: дни в пределах октавы, с назначенными чтениями и молитвами, в которые допускается совершение факультативных поминок по специальным рубрикам (но, как отмечалось выше, когда Рождество приходится на воскресенье, праздник Святого Семейства празднуется в 30 декабря)
- 1 января, октавный день Рождества Христова; Торжество Марии, Богородицы [ 11 ]
Лютеранская церковь
[ редактировать ]Литургический календарь Лютеранских Церквей может иметь октавы для следующих праздников: «Рождество Господне, Богоявление Господне, Воскресение Господне, Всех Святых, Вознесение, Пятидесятница и Троицкое воскресенье ». [ 12 ]
Англиканское сообщество
[ редактировать ]Церкви внутри англиканской общины традиционно соблюдали октавы, связанные с праздниками Рождества , Тела Христова , Крещения , Михайловского праздника , Пасхи и Дня всех святых . [ 13 ] Многие провинции последовали примеру католической церкви и изменили практику соблюдения октав. В англиканской церкви единственной октавой, которая остается в той или иной форме, является октава Пасхи: никакие другие праздники не могут отмечаться в течение шести дней после пасхального воскресенья, и только фестиваль посвящения или престольный праздник может отмечаться во второе воскресенье Пасхи. . [ 14 ]
Восточное христианство
[ редактировать ]Среди восточно-православных и византийских обрядовых восточно-католических церквей то, что на Западе назвали бы октавой, называется послепраздником . Празднование Великих праздников церковного года продлевается на несколько дней в зависимости от конкретного праздника. Каждому дню Послепраздника будут посвящены определенные гимны, продолжающие тему празднуемого Праздника.
К большинству этих Великих праздников (за исключением праздников подвижного пасхального цикла) также предусмотрен день или более подготовки, называемый предпразднством . Предпразднества и Попразднества повлияют на структуру богослужений в Канонические часы .
Последний день Послепраздника называется Аподосисом ( букв. «возврат») Праздника. На Аподосисе повторяется большинство гимнов, которые пели в первый день Праздника. В Аподосы праздников Богородицы Послание и Евангелие праздника повторяются еще раз за Божественной литургией .
Нелитургическое использование
[ редактировать ]Термин «октава» применяется к некоторым церковным обрядам, не являющимся строго литургическими. Например, во многих церквях ежегодно проводится «Октава молитвы о христианском единстве », которая проходит с 18 по 25 января. Октава была установлена в 1895 году Папой Львом XIII на период между Вознесением и Пятидесятницей . В 1909 году Папа Пий X одобрил перенос этой октавы на период между бывшим праздником Кафедры св. Петра (тогда 18 января) и праздником Обращения св. Павла (25 января). [ 15 ]
В 1968 году Всемирный совет церквей и Ватикана Папский совет по содействию христианскому единству договорились совместно публиковать молитвенные материалы по этому случаю под названием « Неделя молитв о христианском единстве », но ее до сих пор часто называют октавой. , особенно в рамках римско-католической , лютеранской и англо-католической традиций. [ 16 ] Неделя молитвы отмечается в разное время по всему миру, особенно в Южном полушарии , где она обычно отмечается от Вознесения до Пятидесятницы.
Каждый год Люксембург празднует Октав в честь Богоматери Люксембургской , покровительницы города. Несмотря на название, праздник проводится с 3-го по 5-е воскресенье после Пасхи , что составляет 15 дней вместо 8.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Оксфордский словарь христианской церкви ( Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья Октава
- ^ Ирене Анри Далме, Пьер Жунель, Эме Жорж Мартимор, Литургия и время (Литургическая пресса, 1986 г.) ISBN 978-0-81461366-5 ), с. 18
- ^ Кеннет А. Стрэнд, Суббота в Священном Писании (Review and Herald Pub Assoc, 1982 г.) ISBN 978-0-82802094-7 ), с. 143
- ^ Д. А. Карсон, От субботы до дня Господня: библейское, историческое и теологическое исследование (Wipf and Stock 1999). ISBN 978-1-57910307-1 ), с. 273
- ^ Эверетт Фергюсон, Крещение в ранней церкви: история, богословие и литургия в первые пять веков, Эрдманс, 2009 г. ISBN 978-0-80282748-7 ), с. 875
- ^ Берард Л. Марталер, Символ веры: апостольская вера в современном богословии (двадцать третьи публикации, 1993 г.) ISBN 978-0-89622537-4 ), с. 186
- ^ Робин М. Дженсен, Образы крещения в раннем христианстве: ритуальные, визуальные и теологические измерения (Baker 2012). ISBN 978-0-80104832-6 ), с. 209
- ^ Перейти обратно: а б с д «Октава» , Католическая энциклопедия.
- ^ Римский календарь (Libreria Editrice Vaticana, 1969)
- ^ Общие нормы литургического года и календаря , 24.
- ^ Общие нормы литургического года и календаря , 35.
- ^ Американский лютеранин, Том 17 . Американское лютеранское рекламное бюро. 1934. с. 2264.
- ^ Джексон, Ричард Чарльз (1892). Кафедра англиканской церкви и приходской календарь на 1892, 1893 годы . п. 9.
- ^ "Правила" .
- ^ «Неделя молитв о христианском единстве - Салемская лютеранская церковь» . Салемская лютеранская церковь . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Неделя молитв о христианском единстве - Салемская лютеранская церковь» . Салемская лютеранская церковь . Проверено 11 мая 2021 г.