Рынки
Нундины n ( / n ə n ˈ d ɪ naɪ / iː , /- / англизированные ) иногда как нундины , , [1] были рыночными днями древнеримского календаря , образующими своего рода выходные дни, включающие в течение определенного периода отдых от работы для правящего класса ( патрициев ). [2]
Нудинальный цикл , рыночная неделя или 8-дневная неделя ( лат . nundinum [3] или интернундинум ) [4] [5] был цикл дней, предшествующих каждой нундине и включающий ее. Они были отмечены на фасти цифровыми буквами от A до H. Иногда говорят, что самая ранняя форма римского календаря включала ровно 38 таких циклов, длившихся 304 дня с марта по декабрь, а затем неорганизованное пространство из примерно 50 зимних дней. Однако длина республиканского и юлианского календарей не делилась на 8 без остатка; в соответствии с этими системами нундины каждый год попадали на другую букву. Эти письма легли в основу более поздних христианских доминиальных писем .
Имя
[ редактировать ]Имя Нундина (англ. Латынь: [ˈnuːn.dɪ.nae̯] ), по-видимому, образовалась из ранней формы nōnus («девятый») и -din- («день»), [1] [а] корень, связанный с diēs и, в конечном итоге, протоиндоевропейский корень , реконструированный как * Dyew- («сиять»). Сейчас это слово интерпретируется как прилагательное , модифицирующее понимаемое понятие feriae («фестиваль; праздник»), [1] [10] но не все римляне считали это таковым: писатель по имени Тиций перечислил нундины как «обычное событие» ( sollemnes ). [11] [12] а сами римские понтифики сказали авгуру Мессале, что они не считают ноны или нундины религиозными событиями. [14] Подобно feriae и названиям большинства других повторяющихся дней римского календаря, nundinae всегда появлялось во множественном числе в классической латыни , даже в отношении одного дня. [15] Английская форма «nundine», следующая за французскими nundines , также сначала появлялась только во множественном числе, хотя теперь она используется в единственном числе для отдельных дней. [1] В римских надписях слово сокращалось НВН . [16]
Форма nundinum для обозначения промежутка между нундинами, по-видимому, была стандартной в ранней латыни. [3] но появляется только в сложных словах ( internundinum , trinundinum и т. д.) и фразах ( inter nundinum ) в классический период. [4]
Название 8-дневного цикла основано на латинском слове «девять», потому что римляне имели тенденцию считать даты включительно . Считалось, что каждая нундина следует за следующей через 9-дневный интервал, поскольку в подсчет был включен первый день. [4]
История
[ редактировать ]Этруски также отмечали 8-дневную неделю, которая, возможно , была основой римской системы. Предположительно, каждый день они использовали для королевских аудиенций и советов со своими королями. [17] [18] Согласно Макробию , жители римской сельской местности сначала были обязаны собираться в городе ноны каждого месяца, примерно через неделю после новолуния , чтобы услышать от царя или его эквивалента, какими святые дни будут и какие они будут. должны были сделать в течение ближайшего месяца. [19] [18] приписывались Обычные нундины в римской легенде по-разному Ромулу. [20] [21] когда он правил совместно с Титом Татием и впервые установил в Риме религиозные обряды, [23] Сервию Туллию, когда он стремился улучшить торговлю в городе, [25] или плебеям, когда они стали собираться после изгнания Тарквиния, чтобы принести жертвы Сервию Туллию. [28] Макробий сообщает, что запрет на нундины, происходящие в ноны месяцев , возник из-за опасений, что эти плебеи, посещающие город, вызовут неприятности из-за воспоминаний о популярном Сервии Туллии , поскольку якобы было общеизвестно, что его день рождения пришелся на один из нонов. но было неясно, что именно. [29] [30]
Вся патрицианская деятельность изначально была приостановлена во время нундины, но, похоже, она прекратилась . ко времени Двенадцати таблиц [4] [31] и, среди его положений, Закон Гортензии ( Lex Hortensia ) 287 г. до н. э. разрешал их использование для большинства юридических и деловых целей. [34] Даты, разрешенные для публичных собраний ( dies comitialis ), по-прежнему переносились, если на них происходило nundinae. [35]
Теоретические запреты, касающиеся nundinae, не всегда соблюдались. Восстание г. М. Эмилия Лепида в 78 до н. э. позже вспоминалось как пример пагубных последствий возникновения нундинов в январских календах ; [36] [30] Новому году снова разрешили совпасть с рынком в 52 г. до н.э. [37] Цицерон в одном из своих писем жалуется на то, что contio . проводится в цирке Фламиния, несмотря на рынок, [38] 46 г. до н.э. После юлианской реформы календаря неизменный характер вставок високосных дней означал, что нундины начали выпадать на предположительно несчастливые дни 1 января и ноны каждого месяца. [4] [39] Однако в начале юлианского календаря сила этого суеверия заставляла священников вставлять дополнительный день, как и в прежней системе; это было исправлено путем удаления еще одного дня где-то позже в этом году; кажется, это произошло в 40 г. до н.э. [40] и 44 г. н.э. [37]
Нундины поздней Республики и ранней Империи, возможно, были сосредоточены в Цирке Фламиния . [41] Август якобы избегал новых начинаний в дни после нундины ( postridie nundinas ), [42] либо из-за суеверий относительно омофонов нон («нет, не»), либо из-за аналогии с трактовкой дней, следующих за календами , нонами и идами . [43]
Семидневная неделя впервые вошла в употребление в Италии в ранний имперский период. [44] Какое-то время обе системы использовались вместе, но нундины редко упоминаются в дошедших до нас источниках после периода Юлиев-Клавдиев . [37] Нундиальный цикл, вероятно, вышел из употребления к тому времени, когда Константин принял еврейские недели для официального использования в 321 году нашей эры, изменив день отдыха , объявив день Господень Днем Солнца ( dies Solis ) законным праздником. Разные ученые относят конец 8-дневных рынков к разным датам: с конца I до начала V веков. [45]
Соблюдение
[ редактировать ]Нундальный цикл формировал ритм повседневной римской жизни. Фермеры и ремесленники из глубинки Рима отдыхали от работы на нундинах и посещали город. [35] продажа продуктов и припасов, которые римляне или их рабы должны были купить на следующие восемь дней. Аукционы проводились. [46] Детей и подростков освободили от школы . [35] Это было время публичного веселья, и римские руководства по сельскому хозяйству и рабам содержали строгие предупреждения о том, что виликусу , порабощенному надзирателю, должно быть предоставлено слишком много свободного времени во время посещения города, чтобы он не ввязался в шалости. [47] Позднее церковные власти выступили с аналогичными увещеваниями в отношении священнослужителей, священников и епископов. [47] Нундины использовались для званых обедов и публичных объявлений . [35] особенно о предстоящих собраниях и законодательстве. Более поздние писатели, восхвалявшие простоватость и спартанство раннего Рима, утверждали, что его фермеры в течение недели были заняты работой, а лишь ухаживали за ними. [48] и полностью искупаться [49] на рынке [50] Плиний описывает суеверие, в которое «религиозно верят многие», согласно которому стрижка ногтей молча во время нундины или начинание с указательного пальца провоцирует неудачу в финансовом отношении. [51] [52] Однако нундины были не единственными рынками в Риме: существовали как ежедневные рынки ( macella ), так и периодические ярмарки ( mercatus ). [53]
При монархии Рима нундины были базарными днями для деревенских плебеев и использовались королем как повод для разрешения споров между ними. [4] Предположительно, розничная торговля долгое время была ограничена иностранцами или рабами из-за опасений по поводу ее духовного воздействия. [20] [21]
При республике собрания на нундинах контролировались эдилами . [54] Первоначально эти дни были diēs nefāstī , в которые никакие патрицианские дела. нельзя было вести [4] Плебеи, однако, похоже, продолжали использовать их как время для разрешения споров между собой и для созыва своих собственных институтов. [4] [55] [56] [57] Это было несколько исправлено Законом Гортензия в начале III века до нашей эры , который сделал плебисциты обязательными для всего населения. Если раньше в базарные дни разрешались плебейские собрания, [58] любые публичные собрания , включая их неофициальные заседания ( contiones ) [59] — теперь были категорически запрещены. [35] [61] В то же время эти положения означали, что нундины теперь можно было использовать для заседаний Сената . [59] Требатий отмечал, что чиновники могли освобождать рабов и выносить решения о нундинах. [63]
Нундиальные циклы были важным образцом в деятельности Центуриатного собрания . Все предложенные законы или официальные назначения должны были быть публично объявлены за три недели ( trinundinum ) заранее. [64] [71] [72] были Плебейские трибуны обязаны вести и завершать все свои дела на нундинах, так что, если какое-либо предложение не было принято до сумерек, его нужно было предлагать и объявлять заново и обсуждать только по истечении следующего трехнедельного периода. использовали это как своего флибустьер Иногда патриции рода и их клиенты . [73] [74]
Хотя их религиозная природа никогда не была ярко выражена, [47] нундины предположительно были посвящены Сатурну [75] [76] и Юпитер . Фламиника этому , жена римского первосвященника Юпитера , приносила в жертву богу барана на каждой нундине. [77] Были обнаружены надписи в культах Юпитера Нундинария и Меркурия Нундинатора. [78] Возникли суеверия о невезении , когда нундины выпадают на 1 января или ноны любого месяца , и о понтификах календаря , которые контролировали вставку до тех пор, пока юлианская реформа не предприняла шаги, чтобы избежать таких совпадений. [79] [40] обычно, увеличивая длину года до 354 вместо 355 дней, удаляя один день из февраля или вставочного месяца . [80] [81] Поскольку ноны по определению приходились на восемь дней перед каждым идом , это также имело неуказанный эффект, заключающийся в том, что на них также избегали нундина. [82] Однако рассказ Макробия о происхождении этих суеверий неудовлетворителен, и более вероятно, что 1 января избегали, потому что его статус всеобщего праздника был плох для бизнеса, а нонов - из-за невезения, связанного с отсутствием опекуна. божество. [83] [84] [85]
За пределами Рима
[ редактировать ]8-дневный нундинальный цикл, по-видимому, также наблюдался в других местах Италии, особенно в Кампании , о чем свидетельствуют каменные календари и граффити , например, в Помпеях . [86] Есть записи имперского периода о городах и виллах, ходатайствовавших о праве на проведение таких рынков ( ius nundinarum ). [87] Такое право, по-видимому, было повсеместно предоставлено столицам префектур Италии ( prefecturae ), но также распространялось и на некоторые более мелкие населенные пункты, где рынки были необходимы для местной торговли. [88] На этих местных ярмарках использовалась та же календарная система, что и в Риме, разбивая дни года на циклы от A до H, но в каждом городе или деревне в районе обычно использовался отдельный день, что позволяло странствующим торговцам ( circumforanei ) посещать каждый по очереди. . [47]
Ранее существовавшая система сельских рынков в Североафриканском Магрибе также рассматривалась римлянами как система нундина, хотя она не обязательно существовала с восьмидневными интервалами. [87] В III и IV веках ежегодные ярмарки в Месопотамии также были известны как нундины. [89]
Наследие
[ редактировать ]Раннее римское предубеждение против торговли, особенно розничной торговли на нундиальных рынках, означает, что нундины обычно упоминаются в латинской литературе в негативном контексте , особенно в отношении покупки и продажи вещей, которые не следует продавать, таких как девственность и любовь , медицина. лечение , образование , правительственные и церковные должности и благосклонности , а также судебные решения . [47] Эта предвзятость сохранилась и в средневековой латыни , где nundinatio («маркетинг») без каких-либо других оговорок означал коррупцию, особенно покупку судебных приговоров. [47]
Хотя известно, что нундинами манипулировали в поздний республиканский и имперский период , [90] перенесен на день вперед или назад, чтобы не мешать религиозному празднику или важному публичному собранию, [б] Считается, что они были абсолютно установлены на восемь дней правления республики . Поэтому ученые используют их, пытаясь найти юлианские или григорианские даты событий римской истории.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эквивалентную этимологию от novem («девять») и diēs («день») дает Фест. [6]
- ^ Детали такого вмешательства в нундиальный цикл неясны, но, например, считается, что нундины были перемещены на день, если это произошло в Регифугиуме , празднике, посвященном бегству последнего римского короля . Это может происходить каждые три года.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «nundine, n. », Оксфордский словарь английского языка , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Шмитц (1842) , с. 648 .
- ^ Jump up to: а б Михельс (1967) , с. 202 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шмитц (1842 г.) .
- ^ Удар (2009) , «Интернундинум» .
- ^ Фестус , «Мировой повар».
- ^ Кукуруза. Labeo , Fastorum Libri , Книга I.
- ^ Jump up to: а б Макробий , Книга I, Гл. xvi, §29 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кастер (2011) , стр. 201.
- ^ Корнелиус Лабео , [7] в Макробиусе цитируется [8] [9]
- ^ Jump up to: а б с Макробий , Книга I, Гл. xvi, §28
- ^ Jump up to: а б Кастер (2011) , стр. 199.
- ^ Юлий Модест , Запутанные вопросы .
- ^ Юлий Модест [13] в Макробиусе цитируется [11] [12]
- ^ Кеннеди (1879) , с. 126 .
- ^ Кер (2010) , стр. 382.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. xv, §13
- ^ Jump up to: а б Кастер (2011) , стр. 181.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. xv, §12
- ^ Jump up to: а б Дион. Хэл. , Книга II, Гл. xxviii, §3.
- ^ Jump up to: а б Кэри (1937) , Том. я, с. 395 .
- ^ Макробий , Книга I, Гл. xvi, §32
- ^ Тудитан , цитируется Макробием . [22] [9]
- ^ Jump up to: а б Макробий , Книга I, Гл. xvi, §33
- ^ Кассий Гемина , цитируется Макробием . [24] [9]
- ^ Варрон , Книга XVI, §7.
- ^ Кастер (2011) , стр. 201–2.
- ^ Близнецы и Варрон , [26] цитируется Макробиусом . [24] [27]
- ^ Макробиус , Том. Я, Ч. xiii, §18 .
- ^ Jump up to: а б Кастер (2011) , стр. 163.
- ^ Геллий , xx, l, §49.
- ^ Jump up to: а б Граниус , Хист. , Книга II.
- ^ Jump up to: а б Макробий , Книга I, Гл. xvi, §30
- ^ Граниус [32] цитируется Макробиусом . [33] [9]
- ^ Jump up to: а б с д и Поразил (2009) , «Нундины» .
- ^ Макробий , Книга I, Гл. xiii, §17
- ^ Jump up to: а б с Холлеран (2012) , с. 186 .
- ^ Цицерон, Послания к Аттику , Книга I, Эп. 14, §1.
- ^ Граев. , Тезаур ., viii, с. 7.
- ^ Jump up to: а б Касс. Дион , книга XLVIII, гл. xxxiii.
- ^ Холлеран (2012) , с. 53 .
- ^ Светоний , август , гл. 92, §2.
- ^ Кер (2010) , стр. 381–2.
- ^ Бринд'Амур (1983) , стр. 256–275.
- ^ Кер (2010) , с. 364.
- ^ Бенефиел (2016) , с. 443 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Французский (2007) .
- ^ Варрон, Saturarum , Книга 1, 1 186
- ^ Сенека , Ад Люк. , Эп. 86, §12.
- ^ Кер (2010) , с. 369–370.
- ^ Pliny , Hist. Nat. , Book XXVIII, Ch. v, §28 .
- ^ Плиний и Босток (1855) , Книга XXVIII, Гл. в .
- ^ Кер (2010) , с. 367.
- ^ Кер (2010) , с. 370.
- ^ Дион. Хэл. , Книга VII, Гл. lviii.
- ^ Кэри (1937) , Том. IV, с. 317 .
- ^ Фестус , «Нундинас».
- ^ Кер (2010) , стр. 366–7.
- ^ Jump up to: а б Кер (2010) , с. 366.
- ^ Цезарь , Ауспиции , Книга XVI.
- ^ Цезарь , [60] в Макробиусе цитируется [8] [9]
- ^ Требаций , О религиях .
- ^ Требатиус , [62] в Макробиусе цитируется [11] [9]
- ^ Макробиус
- ^ Цицерон, Филиппики , Книга V, Гл. viii
- ^ Yonge (1903) , Book V, Ch. viii .
- ^ Цицерон, Де Домо , §41 .
- ^ Йонге (1891) , §45 .
- ^ Цицерон, Epistulae ad Familiares , Книга XVI, Ep. 12 .
- ^ Шакбург (1908) , Том. II, эп. cccxi .
- ^ Цицерон , в своих речах [65] [66] [67] [68] и письма. [69] [70]
- ^ Ливий , Книга III, Гл. 35.
- ^ Дион. Хэл. , Книга IX, Гл. хli.
- ^ Кэри (1937) , Том VI, стр. 59 .
- ^ Плутарх , Гл. 42.
- ^ Бэббит (1936) , с. 74 .
- ^ Граниус [32] цитируется Макробиусом . [33] [9]
- ^ Кер (2010) , с. 363.
- ^ Касс. Дион , Книга XL, Гл. XLII.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. xiii, §19 .
- ^ Кастер (2011) , стр. 163 и 165.
- ^ Кер (2010) , с. 365.
- ^ Овидий , Книга I, л. 58.
- ^ Клайн (2004) , Книга I, Введение .
- ^ Гёттлинг , Геш. римлянин Государственное телевидение , с. 183.
- ^ Снайдер (1936) .
- ^ Jump up to: а б Кер (2010) , с. 377.
- ^ Кер (2010) , с. 380.
- ^ Холлеран (2012) , с. 184 .
- ^ Дион Касс. , lx, 24.
Библиография
[ редактировать ]- Бенефиел, Ребекка Р. (2016), «Региональное взаимодействие» , Товарищ по римской Италии , Молден : John Wiley & Sons, стр. 441–458 , ISBN 9781118993118 .
- Бринд'Амур, П. (1983), Римский календарь: хронологические исследования (на латыни), Оттава
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Кассий Дион , Римская история [ Rōmaïkē Historía ] (на латыни) .
- Цицерон , De Domo Sua ad Pontifices Oratio (на латыни )
- Цицерон , Epistulae ad Atticum (на латыни )
- Цицерон , Epistulae ad Familiares (на латыни )
- Цицерон (1908), Шакбург, Эвелин Ширли (ред.), Письма , Лондон: Джордж Белл и сыновья .
- Цицерон , Филиппика (на латыни )
- Цицерон (1903), «Четырнадцать речей против Марка Антония» , в Йонге, компакт-диск (ред.), Речи Марка Туллия Цицерона , Лондон: Джордж Белл и сыновья .
- Цицерон (1891), «В своем доме» , в Йонге, компакт-диск (редактор), «Речи Марка Туллия Цицерона» , Лондон: Джордж Белл и сыновья .
- Дионисий Галикарнасский , Ῥωμαικὴ Ἁχαιολογία [ Rōmaïkē Archaiologia ] (на древнегреческом языке) .
- Дионисий Галикарнасский (1937), Кэри, Эрнест (редактор), Римские древности , Классическая библиотека Леба, Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Фест , De Verborum Significatione Libri XX (на латыни )
- Франсезе, Кристофер (2007), «Nundinae» , Древний Рим во многих словах , Conshohocken : K&P Publishing, стр. 77 , ISBN 978-0-7818-1153-8 .
- Холлеран, Клэр (2012), Шопинг в Древнем Риме: розничная торговля в Поздней республике и принципате , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 9780199698219 .
- Кеннеди, Бенджамин Холл (1879), Латинская грамматика государственной школы , Лондон: Longmans, Green, & Co., ISBN 9781177808293
- Кер, Джеймс (2010), « Nundinae : Культура римской недели», Phoenix, Vol. 64, № 3 , Классическая ассоциация Канады, стр. 360–385 .
- Макробий , Книга VII Сатурналий (на латыни )
- Макробиус (2011), Кастер, Роберт А. (редактор), Сатурналии, Том. I , Классическая библиотека Леба , № 510 (на английском и латыни), Кембридж : Издательство Гарвардского университета, ISBN 9780674996496 .
- Михелс, озеро Агнес Кирсопп (1967), Календарь Римской республики , Принстон, ISBN 9781400849789
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Овидий , Fastorum Libri VI (на латыни )
- Овидий (2004), Клайн, Энтони С. (ред.), О римском календаре , Поэзия в переводе .
- Плиний , Historia Naturalis (на латыни) .
- Плиний (1855), Босток, Джон (редактор), Естественная история , Лондон: Тейлор и Фрэнсис .
- Плутарх , «Αἴτια Ῥωμαϊκά [ Aítia Rhōmaïká ]», Ἠθικά [ Ethika ], Книга IV, §20 (на латыни) .
- Плутарх (1936), «Римские вопросы» , в Бэббите, Фрэнк Коул (редактор), Моралия, Том. IV , Классическая библиотека Леба, Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Сенека , Epistulae Morales ad Lucilius (на латыни )
- Шмитц, Леонхард (1842), «Nu'ndinae» , в Смит, Уильям (ред.), Словарь греческих и римских древностей , Лондон: Тейлор и Уолтон, стр. 648 .
- Снайдер, Уолтер Ф. (1936), «Пятая ярмарка в Помпеях», Журнал римских исследований, Vol. 26, нет. 1 , с. 12–18
- Страк, Питер Т. (2009), «Словарь» , греческая и римская мифология , Филадельфия: Пенсильванский университет .
- Варрон , «Древности человеческих и божественных вещей», книга 41 (на латыни) .
- Варрон , Saturarum Menippearum Libri 150 (на латыни )