Римский календарь


Римский календарь был календарем, используемым Римским королевством и Римской республикой . Хотя этот термин в основном используется для обозначения доюлианских календарей Рима, он часто используется и для юлианского календаря, установленного реформами диктатора Юлия Цезаря и императора Августа в конце I века до нашей эры. [ а ]
Согласно большинству римских источников, их первоначальный календарь был установлен их легендарным первым царем Ромулом . Он состоял из десяти месяцев , начиная с весны в марте и оставляя зиму как неназначенный промежуток дней перед следующим годом. Каждый из этих месяцев имел 30 или 31 день и длился 38 нундинальных циклов , каждый из которых составлял своего рода восьмидневную неделю (девять дней считались включительно по римскому обычаю ) и заканчивался религиозными ритуалами и публичным рынком . Этот фиксированный календарь нес следы своего происхождения как наблюдательный лунный календарь . В частности, самые важные дни каждого месяца — календы , ноны и иды — по-видимому, произошли от новолуния , первой четверти луны и полнолуния соответственно. До недавнего времени Коллегия понтификов официально провозглашала каждый из этих дней на Капитолийском холме , и римские даты отсчитывались включительно до следующего такого дня в любом месяце. (Например, праздник окончания года Терминалия 23 февраля назывался VII. Кал. Март. , 6-й день перед мартовскими календами.)
Преемнику Ромула Нуме Помпилию тогда обычно приписывали пересмотренный календарь , который делил зиму на два месяца - январь и февраль , соответственно сокращал большинство других месяцев и приводил все в приблизительное соответствие с солнечным годом с помощью некоторой системы вставок . Это типичный элемент лунно-солнечного календаря , который был необходим для того, чтобы римские религиозные праздники и другие мероприятия соответствовали соответствующему сезону .
Современные историки оспаривают различные моменты этой версии. Возможно, первоначальный календарь был основан на сельском хозяйстве, наблюдая за временами года и звездами, а не за Луной, с десятью месяцами различной продолжительности, заполнявшими весь год. Если бы она когда-либо существовала, она бы изменилась на лунно-солнечную систему, позже приписываемую Нуме во время царства или ранней республики под влиянием этрусков и пифагорейских южно -итальянских греков . После установления Республики но годы начали определяться консульствами, календарь и его ритуалы в остальном поддерживались очень консервативно до Поздней Республики . Даже когда нундинальные циклы полностью отходили от корреляции с фазами Луны, понтифик был обязан встретиться со священным королем , заявить, что он наблюдал новолуние, и принести жертву Юноне для празднования каждой календы.
Понятно, что по ряду причин необходимая для точности системы интеркаляция не всегда соблюдалась. Астрономические события, зафиксированные в Ливии, показывают, что гражданский календарь отличался от солнечного года на целый сезон в 190 г. до н. э. он отставал еще на два месяца , а в 168 г. до н. э. . К 191 г. до н. э. Lex Acilia или ранее контроль над вставкой был передан верховному понтифику , но — поскольку они часто были активными политическими лидерами, такими как Цезарь , — политические соображения продолжали мешать его регулярному применению. Примечательно, что о вставке должен был лично объявить главный понтифик в Риме, поэтому, когда его война в Галлии и гражданская война против Помпея не позволяли Цезарю посещать город на протяжении многих лет, календарь неоднократно оставался некорректированным.
Одержав победу в гражданской войне, Цезарь реформировал календарь в 46 г. до н.э., в результате чего год его третьего консульства длился 446 дней. Этот новый юлианский календарь был полностью солнечным и находился под влиянием египетского . Чтобы избежать вмешательства в религиозные церемонии Рима, реформа распределила неназначенные дни по месяцам (по направлению к их концу) и не изменила ни нонов, ни ид, даже в месяцы, в которых стал 31 день. Юлианский календарь был разработан так, чтобы каждый четвертый год иметь один високосный день , повторяя 24 февраля. [ б ] (удвоенный VI. Kal. Mart. или ante diem bis sextum Kalendas Martias ), но после убийства Цезаря священники по ошибке добавляли високосный день bissextile ( bis sextum ) каждые три года из-за их инклюзивного подсчета. Чтобы вернуть календарь на свое место, Август был вынужден приостановить интеркаляцию на одно или два десятилетия.
Юлианский календарь составлял 365,25 дней, но оставался немного длиннее солнечного года (365,24 дня). К 16 веку дата Пасхи настолько отодвинулась от точки весеннего равноденствия , что Папа Григорий XIII приказал провести дальнейшую коррекцию календарного метода, в результате чего был установлен современный григорианский календарь .
История
[ редактировать ]
Доисторический календарь
[ редактировать ]Обычно считается, что первоначальный римский календарь представлял собой наблюдательный лунный календарь. [ 2 ] чьи месяцы заканчивались и начинались с новолуния . [ 3 ] [ 4 ] Поскольку лунный цикл длится около 29,5 дней, такие месяцы могут варьироваться от 29 до 30 дней . [ 5 ] Двенадцать таких месяцев были бы на 10 или 11 дней меньше солнечного года , и без корректировки такой год быстро бы не соответствовал временам года. [ 5 ] по образцу исламского календаря . Учитывая сезонные аспекты календаря и связанные с ним религиозные праздники , этого, по-видимому, удалось избежать путем произвольного сокращения или вставки в какую-либо форму. [ 5 ] или путем приостановки календаря зимой. Напротив, Михельс утверждал, что ранние календари, использовавшиеся Римом и его соседями, скорее всего, отражали сезонные маркеры в природе (листывание деревьев ), поведение животных ( миграция птиц) и сельскохозяйственный цикл (созревание зерна) . ) в сочетании с наблюдением звезд на ночном небе . [ 6 ] Она считает, что это более разумно объясняет более поздние легенды о и Ромула десятичном году большую неравномерность длины итальянских месяцев, зафиксированную в Цензорине . [ 6 ] [ 7 ] Роман работает по сельскому хозяйству, в том числе работы Катона , [ 8 ] Варрон , [ 9 ] Вергилий , [ 10 ] Колумелла , [ 11 ] и Плиний [ 12 ] неизменно датируют свои практики исходя из подходящих условий или восхода звезд , лишь изредка упоминая гражданский календарь своего времени. [ 6 ] до автора IV или V века Палладия . [ 13 ] Авгурия , формальная римская орнитомантия , продолжала оставаться в центре внимания престижного посвященного жречества, по крайней мере, до конца 4-го века. [ 14 ] Хотя большинство римских праздников в исторических записях были тесно связаны с нундинальным циклом позднего календаря , [ 15 ] оставалось несколько передвижных праздников ( feriae Conceptivae , «провозглашенных фестивалей»), подобных Sementivae , которые зависели от местных условий. [ 16 ] Михельс предполагает, что это было первоначальное состояние всех древних фестивалей, отмечающее разделение между сезонами и событиями внутри них. [ 16 ]
Легендарный 10-месячный календарь
[ редактировать ]Сами римляне обычно описывали свой первый организованный год как год с десятью фиксированными месяцами. [ 17 ] [ 18 ] десятичное деление, соответствующее общей римской практике. [ 19 ] Было четыре месяца по «31» дню. [ 17 ] — Март, май, Квинтилис и октябрь — называются «полными месяцами» ( pleni menses ) и шестью месяцами по «30» дней. [ 17 ] — Апрель, июнь, секстилис, сентябрь, ноябрь и декабрь — называются «пустыми месяцами» ( cavi menses ). [ 20 ] [ 5 ] Эти «304» дня составили ровно 38 нундиальных циклов . Однако месяцы сохранялись в соответствии с луной, считая новолуние последним днем первого месяца и одновременно первым днем следующего месяца. [ 4 ] Обычно говорят, что система оставила оставшиеся два-три месяца в году неорганизованной «зимой», поскольку они не имели никакого отношения к сельскохозяйственному циклу. [ 4 ] Макробиус утверждает, что 10-месячный календарь был фиксированным и позволял смещаться до тех пор, пока летние месяцы не оказывались полностью не на своем месте, после чего в календарь просто вставлялись дополнительные дни, не принадлежащие никакому месяцу, до тех пор, пока не казалось, что все вернулось на свое место. [ 21 ] [ 22 ] В утраченной истории Лициния Мацера , по-видимому, аналогичным образом утверждается, что даже в самом раннем римском календаре использовалась вставка. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Более поздние римские писатели обычно приписывали этот календарь Ромулу . [ 26 ] [ 27 ] их легендарный первый король и культурный герой , хотя это было обычным явлением для других практик и традиций, происхождение которых было для них потеряно. Цензорин считал, что он заимствовал систему у Альбы Лонги , [ 23 ] его предполагаемое место рождения. Некоторые ученые вообще сомневаются в существовании этого календаря, поскольку он засвидетельствован только в поздних республиканских и имперских источниках и подтверждается только неуместными названиями месяцев с сентября по декабрь. [ 28 ] Рюпке также считает, что совпадение продолжительности предполагаемого «ромуланского» года с продолжительностью первых десяти месяцев юлианского календаря указывает на то, что это априорная интерпретация поздних писателей-республиканцев. [ 28 ]
Английский | латинский | Значение | Продолжительность в днях [ 17 ] [ 18 ] |
---|---|---|---|
Маршировать | Март месяц | Месяц Марса | 31 |
апрель | Месяц апрель | Месяц апрель ( Афродита ) [ 29 ] | 30 |
Может | Месяц май | Месяц Майя [ 30 ] | 31 |
Июнь | Июнь месяц | Месяц Юноны | 30 |
Июль | Месяц Квинтилус Месяц Квинктилис [ 31 ] |
Пятый месяц | 31 |
Август | Секстильный месяц | Шестой месяц | 30 |
Сентябрь | Сентябрь месяц | Седьмой месяц | 30 |
Октябрь | Месяц октябрь | Восьмой месяц | 31 |
ноябрь | Месяц ноябрь | Девятый месяц | 30 |
декабрь | Месяц декабрь | Десятый месяц | 30 |
Продолжительность года: | 304 |
Однако наряду с этой существовали и другие традиции. » Плутарха В «Параллельных жизнеописаниях рассказывается, что календарь Ромула был солнечным, но придерживался общего принципа, согласно которому год должен длиться 360 дней. Месяцы использовались вторично и бессистемно: одни считались за 20 дней, другие - за 35 и более. [ 32 ] [ 33 ] Плутарх отмечает, что, хотя одна традиция состоит в том, что Нума добавил два новых месяца к десятимесячному календарю, другая версия состоит в том, что январь и февраль изначально были последними двумя месяцами года, а Нума просто перенес их в начало года, так что Январь (названный в честь мирного правителя по имени Янус ) наступал раньше марта (названного в честь Марса, бога войны). [ 34 ]
Восьмидневная неделя Рима, нундинальный цикл , была разделена с этрусками , которые использовали его в качестве расписания королевских аудиенций. он был частью раннего календаря и в римской легенде приписывался Ромулу Предположительно , и Сервию Туллию .
Республиканский календарь
[ редактировать ]Засвидетельствованный календарь Римской республики был совершенно иным. В нем было двенадцать месяцев, включая январь и февраль зимой. Он также следовал греческим календарям , принимая лунный цикл из 29,5 дней и солнечный год из 12,5 синодических месяцев (368,75 дней), которые выравниваются каждый четвертый год после двух добавлений вставного месяца ( mensis intercalaris ), иногда известного как Mercedonius . [ 5 ]
По мнению Ливия, именно Нума Помпилий, второй царь Рима (715–673 до н. э.), разделил год на двенадцать лунных месяцев («История Рима», I.19). Пятьдесят дней, говорит Цензорин, были добавлены к календарю и из каждого месяца из тридцати дней взят один день, чтобы образовать два зимних месяца: Януарий (январь) и Фебруарий (февраль), оба из которых имели 28 дней (День Ната, ХХ). Это был лунный год из 354 дней, но из-за римского суеверия о четных числах к январю был добавлен дополнительный день, чтобы длина календаря составила 355 дней. К счастью, в каждом месяце теперь было нечетное количество дней: у Мартия (март), Майуса (май), Квинктилиса (июль) и октября их по-прежнему было 31; в остальные месяцы - 29, за исключением февраля, в котором было 28 дней. Считавшийся неудачным, он был посвящен обрядам очищения (фебруа) и искупления, соответствующим последнему месяцу года. (Хотя эти легендарные начала свидетельствуют о почтении лунного календаря Римской республики, его историческим источником, вероятно, была публикация исправленного календаря Децемвирами в 450 г. до н.э. как часть Двенадцати таблиц , первого свода законов Рима.) [ 4 ]
Неравенство между лунным годом в 355 дней и тропическим годом в 365,25 дней привело к дефициту за четыре года в размере (10,25 × 4) = 41 день. [ 5 ] Теоретически во второй год четырехлетнего цикла в календарь было вставлено 22 дня, а в четвертый — 23 дня. [ 5 ] Это привело к превышению четырех дней в течение четырех лет в соответствии с обычным превышением на один день в течение одного года. Метод исправления заключался в сокращении февраля на пять дней и последующем за ним вставном месяце, который, таким образом, начинался (обычно) на следующий день после 23 февраля и имел либо 27, либо 28 дней. 23 февраля было Терминалией , а в обычном году это был год VII Кал. Март. Таким образом были сохранены даты праздников последних пяти дней февраля. [ 35 ] потому что они фактически названы и подсчитаны включительно за дни до календ мартовских ; они традиционно были частью празднования Нового года. Иногда происходила задержка на один день ( вставлялся dies intercalaris между 23 февраля и началом mensis intercalaris ) во избежание столкновения между конкретным праздником и определенным днем недели (см. § Рош ха-Шана в еврейском календаре). правила отсрочки для другого примера). Римские суеверия относительно нумерации и порядка месяцев, по-видимому, возникли из суеверий Пифагора относительно удачи нечетных чисел . [ 36 ]
Эти пифагорейские изменения в римском календаре обычно приписывались римлянам Нуме Помпилию . [ 4 ] Преемник Ромула и второй из семи царей Рима , как и два новых месяца календаря. [ 37 ] [ 38 ] [ с ] Большинство источников считали, что он установил взаимосвязь с остальной частью своего календаря. [ нужна ссылка ] Хотя Нума Ливия ввел лунный календарь, автор утверждал, что король ввел 19-летнюю систему вставок, эквивалентную Метоническому циклу. [ 39 ] за столетия до ее разработки вавилонскими и греческими астрономами . [ д ] В отчете Плутарха утверждается, что он положил конец прежнему хаосу календаря, применив 12 месяцев общей продолжительностью 354 дня (длина лунного и греческого лет ) и двухгодичный вставной месяц из 22 дней, называемый Мерседоний . [ 32 ] [ 33 ]
Согласно «Периохам» Ливия , начало консульского года было перенесено с марта на 1 января в 153 г. до н. э. в ответ на восстание в Испании. [ 41 ] Плутарх считал, что Нума был ответственен за то, что январь и февраль были первыми в календаре; [ 32 ] [ 33 ] Овидий утверждает, что январь начался как первый месяц, а февраль — как последний, и его нынешний порядок обусловлен децемвирами . [ 42 ] [ 43 ] У. Уорд Фаулер считал, что римские священники продолжали считать январь и февраль последними месяцами календаря на протяжении всего республиканского периода. [ 44 ]
Английский | латинский | Значение | Продолжительность в днях [ 45 ] [ 46 ] [ 32 ] [ 33 ] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й год ( см. ) |
2-й год ( прыгнуть ) |
3-й год (см.) |
4-й год (прыгнуть) | ||||||||
1. | январь | Я. | Январь месяц | Месяц Януса | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
2. | февраль | II. | Месяц февраль | Месяц февраль | 28 | 23 | 28 | 23 | |||
Вставной месяц | Вставочный месяц ( Mercedonius ) | Месяц заработной платы | 27 | 28 | |||||||
3. | Маршировать | III. | Март месяц | Месяц Марса | 31 | 31 | 31 | 31 | |||
4. | апрель | IV. | Месяц апрель | Месяц Афродиты , от которого этрусское могло произойти Апру. | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
5. | Может | V. | Месяц май | Месяц Майя | 31 | 31 | 31 | 31 | |||
6. | Июнь | МЫ. | Июнь месяц | Месяц Юноны | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
7. | Июль | VII. | Месяц Квинтилус | Пятый месяц (из более раннего календаря, начинающегося в марте) | 31 | 31 | 31 | 31 | |||
8. | Август | VIII. | Секстильный месяц | Шестой месяц | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
9. | Сентябрь | IX. | Сентябрь месяц | Седьмой месяц | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
10. | Октябрь | Х. | Месяц октябрь | Восьмой месяц | 31 | 31 | 31 | 31 | |||
11. | ноябрь | XI. | Месяц ноябрь | Девятый месяц | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
12. | декабрь | XII. | Месяц декабрь | Десятый месяц | 29 | 29 | 29 | 29 | |||
Целый год: | 355 | 377 | 355 | 378 |
По мнению более поздних писателей Цензорина и Макробия, для исправления несоответствия месяцев и времен года из-за превышения одного дня римского среднего года над тропическим годом вставка вставного месяца была видоизменена по схеме: високосный год (355 дней), високосный год с 23-дневным февралем, за которым следует 27-дневный Мерседоний (377 дней), високосный год, високосный год с 23-дневным февралем, за которым следует 28-дневный год Мерседоний (378 дней) и так далее в течение первых 16 лет 24-летнего цикла. За последние 8 лет вставка с месяцем Мерседонием произошла всего 27 дней, за исключением последней вставки, которой не произошло. Следовательно, в течение следующих 6 лет будет типичный невисокосный год, за которым следует високосный год продолжительностью 377 дней, а оставшиеся 2 года последовательно будут невисокосными годами. Результат этой двадцатичетырёхлетней модели имел большую точность для того времени: 365,25 дней, как показывает следующий расчет:
Срок полномочий консулов не всегда соответствовал современному календарному году, но обычные консулы избирались или назначались ежегодно. Традиционный список римских консулов, используемый римлянами для определения их годов, начинается с 509 г. до н.э. [ 47 ]
Реформа Флавиана
[ редактировать ]Гней Флавий , секретарь цензора App . Клавдий Слепой провел ряд реформ в 304 г. до н.э. [ 48 ] Их точная природа неизвестна, хотя считается, что он ввел обычай публиковать календарь заранее, лишая священников части их власти, но допуская более последовательный календарь для официальных дел. [ 49 ]
Юлианская реформа
[ редактировать ]Юлий Цезарь , после своей победы в гражданской войне и в роли великого понтифика , приказал реформировать календарь в 46 г. до н. э. Это было предпринято группой ученых, в которую, по-видимому, входил александрийский Сосиген. [ 50 ] и римлянин М. Флавий. [ 51 ] [ 46 ] Его основные направления заключались в добавлении десяти дополнительных дней в календарь и регулярном добавлении одного високосного дня каждый четвертый год, чтобы привести римский календарь в точное соответствие с солнечным годом. 46 год до н.э. был последним в старой системе и включал три вставочных месяца, первый из которых был вставлен в феврале, а еще два — Intercalaris Prior и Posterior — перед декабрьскими календами.
Более поздние реформы
[ редактировать ]После Цезаря убийства Марк Антоний переименовал месяц рождения Цезаря Квинтилис в июль ( Юлий ) в его честь. После поражения Антония при Акциуме Август взял на себя управление Римом и, обнаружив, что жрецы (из-за их всеобъемлющего подсчета) вставлялись каждый третий год вместо каждого четвертого, приостановил добавление високосных дней в календарь на одно или два десятилетия, пока не правильное положение было восстановлено. См. Юлианский календарь: ошибка високосного года . В 8 г. до н. э. плебисцит Lex Pacuvia de Mense Augusto переименовал Секстилис Август ( Август ) в его честь. [ 52 ] [ 53 ] [ 46 ] [ и ]
По большей части этот календарь оставался неизменным и во времена Римской империи . ( Египтяне использовали родственный александрийский календарь , который Август адаптировал из их странствующего древнего календаря , чтобы сохранить соответствие с римским.) Несколько императоров изменили названия месяцев после себя или своей семьи, но их преемники отказались от таких изменений. Диоклетиан начал 15-летние циклы индиктов, начиная с переписи населения 297 года нашей эры; [ 47 ] они стали обязательным форматом для официальных датировок при Юстиниане . Константин официально установил семидневную неделю , сделав воскресенье официальным праздником в 321 году. [ нужна ссылка ] Консульские датировки устарели после отказа от назначения неимперских консулов в 541 году нашей эры. [ 47 ] Римский метод нумерации дней месяца так и не получил широкого распространения в эллинизированных восточных провинциях и со временем был оставлен Византийской империей в своем календаре .
Дни
[ редактировать ]Римские даты отсчитывались включительно до следующего из трех главных дней каждого месяца: [ 54 ]
- Календы ( Kalendae или Kal. ), 1-й день каждого месяца. [ 54 ]
- Ноны ( Nonae или Non. ), 7-й день «полных месяцев». [ 55 ] [ ж ] и 5-й день пустых, [ 54 ] 8 дней, то есть девятый день, перед идами каждого месяца.
- Иды ( Idus , по-разному Eid. или Id. ), 15-й день «полных месяцев». [ 55 ] [ ж ] и 13-й день пустых, [ 54 ] на один день раньше середины каждого месяца.
Считается, что они отражают доисторический лунный календарь, в котором календы провозглашаются после появления первой полоски новолуния через день или два после новолуния , ноны приходятся на день ноны - в день первой четверти луны первой четверти луны , а . иды в день полнолуния . Календы каждого месяца были посвящены Юноне , а иды Юпитеру . [ 56 ] [ 57 ] Накануне каждого дня называли его кануном ( pridie ); день после каждого ( postridie ) считался особенно неудачным.
Дни месяца выражались на ранней латыни с использованием аблятива времени , обозначающего моменты времени, в сокращенной форме « Календы 6 декабря» ( VI Kalendis Decembribus ). [ 55 ] В классической латыни это использование продолжалось в течение трех основных дней месяца. [ 58 ] но другие дни идиоматически выражались в винительном падеже , который обычно выражал продолжительность времени , и принимали форму «6-й день перед декабрьскими календами» ( ante diem VI Kalendas Decembres ). Эта аномалия могла возникнуть вследствие трактовки дней в греческом языке . [ 59 ] отражая растущее использование таких фраз даты как абсолютной фразы, способной функционировать как объект другого предлога, [ 55 ] или просто возникло в результате ошибочного согласования плашек с предлогом анте, когда он переместился в начало выражения. [ 55 ] В поздней латыни от этой идиомы иногда отказывались в пользу повторного использования аблятива времени.
Календы обозначали дни выплаты долгов, а бухгалтерские книги ( календари ), которые велись для них, дали английскому языку слово « календарь» . Общественные римские календари назывались фасти , обозначавшими религиозный и юридический характер дней каждого месяца. Римляне отмечали каждый день таких календарей буквами: [ 60 ]
- F ( fastus , «допустимое») в дни, когда было законно возбуждать иски в гражданском суде ( dies fasti , «разрешенные дни»)
- C ( comitialis ) в дни поста , во время которых римский народ мог проводить собрания ( dies comitiales )
- N ( nefastus ) в дни, когда была запрещена политическая и судебная деятельность ( dies nefasti )
- НП (неуверенно) [ г ] праздничные дни в
- QRCF (неопределенно) [ ч ] в дни, когда «король» ( rex Sacrorum ) мог созвать собрание
- EN ( эндотерциссус , архаичная форма интерциссуса , , «половиненный») в дни, когда большая часть политической и религиозной деятельности была запрещена утром и вечером из-за готовящихся или приносимых жертвоприношений но была приемлема в течение периода в середине дня
Каждый день также обозначался буквой от А до Н, обозначающей его место в нундинальном цикле рыночных дней.
Недели
[ редактировать ]
Нундины были рыночными днями , которые образовывали своего рода выходные в Риме , Италии и некоторых других частях римской территории. По римскому инклюзивному счету они считались «девятыми днями», хотя на самом деле они происходили каждый восьмой день. Поскольку республиканский и юлианский годы не были равномерно разделены на восьмидневные периоды, римские календари включали столбец, в котором каждому дню года была присвоена цифровая буква от A до H, обозначающая его место в цикле рыночных дней. Каждый год буква, используемая для обозначения рынков, смещалась на 2–5 букв в течение цикла. В тот день, когда город наводнился сельскими плебеями , они находились под надзором эдилов и взяли на себя важную роль в римском законодательстве, которое должно было быть объявлено за три нундинальные недели (между 17 и 24 днями ) до его вступления в силу. голосование. Патриции . и их клиенты иногда использовали этот факт как своего рода флибустьер , поскольку плебейские трибуны были обязаны ждать еще трехнедельный срок, если их предложения не могли получить голоса до наступления сумерек в день их внесения Возникли суеверия относительно невезения, которое последовало за нундиной в ноль месяца или, позже, в день января первый . Интеркаляция якобы использовалась, чтобы избежать подобных совпадений, даже после юлианской реформы календаря.
7 -дневную неделю начали соблюдать в Италии в ранний имперский период. [ 62 ] как практикующие и обращенные в восточные религии представили и вавилонскую астрологию , еврейскую субботу и христианский эллинистическую День Господень . Первоначально эта система использовалась для частного богослужения и астрологии, но заменила нундинальную неделю к тому времени, когда Константин сделал воскресенье ( dies Solis ) официальным днем отдыха в 321 году нашей эры. Гебдомадальная неделя также считалась циклом букв от A до G. ; они были адаптированы для христианского использования в качестве доминантных букв .
Месяцы
[ редактировать ]Названия римских месяцев первоначально функционировали как прилагательные (например, январские календы встречаются в январском месяце), а затем стали рассматриваться как самостоятельные существительные (например, январские календы встречаются в январе). Некоторые из их этимологий хорошо известны: январь и март чтят богов Януса. [ 63 ] и Марс ; [ 64 ] Июль и август в честь Юлия Цезаря. [ 65 ] и его преемник император Август ; [ 66 ] и месяцы Квинтилис, [ 67 ] секстиль [ 68 ] Сентябрь, [ 69 ] Октябрь, [ 70 ] ноябрь, [ 71 ] и декабрь [ 72 ] — архаичные прилагательные, образованные от порядковых чисел от 5 до 10 , их положение в календаре, когда оно началось в районе весеннего равноденствия в марте. [ 69 ] Другие не уверены. Февраль может происходить от фестиваля Фебруа или его одноименного фебруа («очищения, искупительные жертвоприношения»), название которого может быть либо Сабинским , либо сохранить архаичное слово, обозначающее серный . [ 73 ] Апрель может относиться к этрусской богине Апру или глаголу aperire («открывать»). [ нужна ссылка ] Май и июнь могут чтить Майю [ 74 ] и Юнона [ 75 ] или происходят от архаичных терминов «старший» и «младший». Несколько императоров пытались добавить себя в календарь после Августа, но безуспешно.
В классической латыни дни каждого месяца обычно считались так: [ 58 ]
Дни в месяце | 31д | 31д | 30 дней | 29д | 28д | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
За несколько месяцев до Юлианской реформы |
Мар Может июль октябрь |
янв апр июнь август сентябрь ноябрь декабрь |
февраль | ||||
Месяцы после юлианской реформы |
Мар Может июль октябрь |
Ян август декабрь |
апрель июнь Сентябрь ноябрь |
(февраль) | февраль | ||
Название дня на английском языке | Название дня на латыни | Сокращение | [ ж ] [ я ] | [ Дж ] | [ к ] | [ л ] | [ м ] |
О календах | Календис | Идти. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
На следующий день после календ | на следующий день Календы | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Шестой день перед Нонами | до шестого дня девятого | объявление VI Нет. | 2 | ||||
5-й день перед Нонами | до пятого дня Девяти | к V Нет. | 3 | ||||
Четвертый день перед Нонами | до четвертого дня девятого | объявление IV №. | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Третий день перед Нонами | в третий день девятого числа | до III №. | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Накануне Нонов | На девятый день | Прид. Нет. | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
На нонах | Девятый | Нет. | 7 | 5 | 5 | 5 | 5 |
На следующий день после Нонс | на следующий день, девятый | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
8-й день перед идами | до восьмого дня Идуса | к VIII изд. | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 |
7-й день перед идами | перед седьмым днем Идус | объявление VII Ид. | 9 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Шестой день перед идами | до шестого дня | объявление VI Ид. | 10 | 8 | 8 | 8 | 8 |
5-й день перед идами | до пятого дня | объявление V Ид. | 11 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Четвертый день перед идами | перед четвертым днем Идуса | объявление IV Ид. | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Третий день перед Идами | третий день перед Идом | объявление III Ид. | 13 | 11 | 11 | 11 | 11 |
В день перед идами | Накануне | Прид. Ид. | 14 | 12 | 12 | 12 | 12 |
На идах | Для них | Ид. | 15 | 13 | 13 | 13 | 13 |
На следующий день после ид | на следующий день после этого | 16 | 14 | 14 | 14 | 14 | |
19-й день перед Календами | до девятнадцатого дня календы | XIX кал. | 14 | ||||
18-й день перед Календами | до восемнадцатого дня календы | до XVIII кал. | 15 | 14 | |||
17-й день перед Календами | до семнадцатого дня календы | до XVII кал. | 16 | 16 | 15 | 14 | |
16-й день перед Календами | до шестнадцатого дня календы | XVI кал. | 17 | 17 | 16 | 15 | 14 |
15-й день перед календами | до пятнадцатого дня календы | объявление XV Кал. | 18 | 18 | 17 | 16 | 15 |
14-й день перед календами | до четырнадцатого дня календы | объявление XIV Кал. | 19 | 19 | 18 | 17 | 16 |
13-й день перед Календами | до тринадцатого дня календы | до XIII кал. | 20 | 20 | 19 | 18 | 17 |
12-й день перед календами | до двенадцатого дня календы | до XII гл. | 21 | 21 | 20 | 19 | 18 |
11-й день перед календами | до одиннадцатого дня календы | дает XI Кал. | 22 | 22 | 21 | 20 | 19 |
10-й день перед календами | до десятого дня календы | объявление X Кал. | 23 | 23 | 22 | 21 | 20 |
9-й день перед календами | до девятого дня календы | объявление IX Кал. | 24 | 24 | 23 | 22 | 21 |
8-й день перед календами | до восьмого дня календы | к VIII гл. | 25 | 25 | 24 | 23 | 22 |
7-й день перед календами | до седьмого дня календы | до VII Кал. | 26 | 26 | 25 | 24 | 23 |
Шестой день перед календами | до шестого дня календы | объявление VI Кал. | 27 | 27 | 26 | 25 | 24 [ н ] |
Пятый день перед календами | перед пятым днем календы | объявление V Кал. | 28 | 28 | 27 | 26 | 25 |
Четвертый день перед календами | перед четвертым днем календы | AD IV Кал. | 29 | 29 | 28 | 27 | 26 |
Третий день перед Календами | перед третьим днем календы | AD III Кал. | 30 | 30 | 29 | 28 | 27 |
Накануне календы | Накануне календы | Прил. Кэл. | 31 | 31 | 30 | 29 | 28 |
Даты после ид отсчитываются до календ следующего месяца и выражаются как таковые. Например, 19 марта выражалось как «14-й день перед апрельскими календами» ( об. XIV кал. апр. ), без упоминания самого марта. День после календ, нонов или ид также часто обозначался как «после» ( postridie ) из-за их особого статуса как особенно неудачных «черных дней».
Аномальный статус новых 31-дневных месяцев по юлианскому календарю был следствием желания Цезаря не влиять на праздники, связанные с нонами и идами различных месяцев. Однако, поскольку все даты в конце месяца были перенесены на следующие календы, из-за этого изменения все они были сдвинуты на один или два дня. Это создало путаницу в отношении некоторых годовщин. Например, Августа день рождения 23 сентября приходился на VIII кал. Октябрь по старому календарю, но IX кал. Октябрь по новой системе. Неопределенность привела к тому, что почетные фестивали были проведены в одну или обе даты.
Интеркаляция
[ редактировать ]В республиканском календаре было всего 355 дней, а это означало, что он быстро рассинхронизировался с солнечным годом, в результате чего, например, сельскохозяйственные фестивали стали проводиться не в сезон. Римское решение этой проблемы состояло в том, чтобы периодически удлинять календарь, добавляя дополнительные дни в феврале. Февраль был разбит на две части, в каждой из которых было нечетное количество дней. Первая часть завершилась Терминалиями 23 числа ( по н. э. VII кал. марта ), что считалось концом религиозного года; оставшиеся пять дней, начиная с Регифугиума 24-го числа ( VI кал. марта ), образовали вторую часть; вставной месяц Мерцедоний и между ними был вставлен . В такие годы дни между идами и Регифугием отсчитывались либо до Вставочных календ, либо до Терминалий. Вставной месяц отсчитывался до нонов и ид на 5-й и 13-й день, как и другие короткие месяцы. Остальные дни месяца отсчитывались к мартовским календам, так что конец Мерседония и вторая половина февраля были для римлян неотличимы, одна заканчивалась объявление VII Кал. Март. а другой берет в VI Кал. Март. и проведение обычных праздников таких дат.
По-видимому, из-за путаницы этих изменений или неуверенности относительно того, будет ли указан вставной месяц, даты после февральских ид засвидетельствованы как иногда отсчитываемые до Квириналий ( 17 февраля), Фералии (21 февраля) или Терминалий ( 23 февраля) [ 76 ] а не вставочные или мартовские календы.
Писатель третьего века Цензорин говорит:
Когда считалось необходимым добавлять (каждые два года) вставной месяц из 22 или 23 дней , чтобы гражданский год соответствовал естественному (солнечному) году, такое вставное положение предпочтительно делалось в феврале, между Терминалиями [23-го года]. ] и Регифугиум [24-й]. [ 77 ]
Писатель пятого века Макробий говорит, что римляне вставляли 22 и 23 дня в чередующиеся годы; [ 78 ] вставка была размещена после 23 февраля, а затем последовали оставшиеся пять дней февраля. [ 79 ] Чтобы избежать попадания нонов на нундину, там, где это необходимо, вставной день был вставлен «в середину Терминалий, где помещался вставной месяц». [ 80 ] Похоже, что в целом это было правильно. В 170 г. до н.э. Интеркаларис начался на второй день после 23 февраля. [ 81 ] а в 167 г. до н.э. оно началось на следующий день после 23 февраля. [ 82 ]
Варрон , писавший в первом веке до нашей эры, говорит, что «двенадцатым месяцем был февраль, и когда происходят вставки, пять последних дней этого месяца удаляются». [ 83 ] Поскольку все дни после Интеркалярийских ид отсчитывались до начала марта, в месяце было либо 27 дней (что составляло 377 за год), либо 28 (что составляло 378 за год).
Существует другая теория, согласно которой во вставные годы в феврале было 23 или 24 дня , а в Интеркаларисе - 27. Для Регифугиума в 378-дневные годы дата не предлагается. [ 84 ] Макробиус описывает дальнейшее уточнение, согласно которому в одном 8-летнем периоде в 24-летнем цикле было только три вставочных года, каждый по 377 дней. Это усовершенствование приводит календарь в соответствие с сезонами и усредняет продолжительность года до 365,25 дней за 24 года.
Великий Понтифик определял, когда следует вставлять вставной месяц. В среднем это происходило в разные годы. Система выравнивания года через вставные месяцы ломалась как минимум дважды: первый раз — во время и после Второй Пунической войны . Это привело к реформе Ацилийского закона об интеркаляции 191 г. до н.э. , детали которого неясны, но, похоже, он успешно регулировал интеркаляцию более века. Второй кризис произошел в середине первого века до нашей эры и, возможно, был связан со все более хаотичным и враждебным характером римской политики того времени. Должность Великого Понтифика не предусматривала полный рабочий день; его владел представитель римской элиты, который почти всегда был вовлечен в махинации римской политики. Поскольку срок полномочий избранных римских магистратов определялся в терминах римского календарного года, у Великого Понтифика был стимул продлить год, в течение которого он или его союзники находились у власти, или сократить год, в течение которого его политические оппоненты занимали свои должности.
Хотя существует множество историй, объясняющих интеркаляцию, период в 22 или 23 дня. всегда используется 1 ⁄ синодического Коротко месяца. Очевидно, начало месяца смещается вперед (от новолуния, к третьей четверти, к полнолунию, к первой четверти, назад к новолунию) после интеркаляции.
Годы
[ редактировать ]
Как упоминалось выше, легендарный 10-месячный календарь Рима теоретически длился 304 дня, но обычно считалось, что он составляет остальную часть солнечного года в течение неорганизованного зимнего периода. Неподтвержденный, но почти достоверный лунный год и доюлианский гражданский год имели продолжительность 354 или 355 дней , причем разница с солнечным годом более или менее корректировалась нерегулярным вставочным месяцем. Юлианский год длился 365 дней, причем длина високосного дня удваивалась каждые четыре года, что почти эквивалентно нынешней григорианской системе .
Календарная эра до и при римских царях неизвестна, но датировка по годам правления была обычным явлением в древности. Во времена Римской республики , начиная с 509 г. до н.э., годы чаще всего описывались с точки зрения правящих обычных консулов . [ 47 ] ( Временные и почетные консулы иногда избирались или назначались, но не использовались при датировании.) [ 47 ] Консульские списки отображались в публичных календарях . После учреждения Римской империи даты правления, основанные на сроках правления императоров, стали более распространенными. Некоторые историки позднейшей республики и ранней имперской эпохи датируют легендарное основание города Рима ( ab urbe condita или AVC ). [ 47 ] . Датой Варрона был 753 г. до н.э., но другие авторы использовали другие даты, различающиеся на несколько десятилетий [ нужна ссылка ] Однако такие датировки никогда не имели широкого распространения. После того, как важность консулов снизилась, большинство римских датировок были царственными. [ 86 ] или следовал Диоклетиана 15-летнему налоговому циклу Индикта . [ 47 ] Однако эти циклы не различались, так что «второй год индикта» может относиться к любому из 298, 313, 328 и т. д. [ 47 ] Православные основанные подданные Византийской империи использовали различные христианские эпохи, в том числе на гонениях Диоклетиана , воплощении Христа и предполагаемом возрасте мира .
У римлян не было записей своих ранних календарей, но, как и современные историки, они предполагали, что год первоначально начинался в марте, основываясь на названиях месяцев, следующих за июнем. Консул М. Фульвий Нобилиор (год правления 189 г. до н. э.) написал комментарий к календарю своего Храма Геркулеса Мусарума , в котором утверждалось, что январь был назван в честь Януса, потому что бог смотрел в обе стороны. [ 83 ] [ где? ] предполагая, что он был установлен в первый месяц. [ нужна ссылка ] Однако обычно говорят, что он был установлен вместе с февралем, природа которого и праздники позволяют предположить, что изначально он считался последним месяцем года. Срок полномочий консулов — и, следовательно, порядок лет в республике — похоже, менялся несколько раз. Их инаугурации были окончательно перенесены на 1 января ( Кал. Ян. ) 153 г. до н. э., чтобы позволить К. Фульвию Нобилиору напасть на Сегеду в Испании во время Кельтиберийских войн , перед которыми они произошли 15 марта ( Ид. Март . ). [ 87 ] Есть основания полагать, что датой инаугурации было 1 мая в III веке до нашей эры до 222 года до нашей эры. [ нужна ссылка ] и Ливий упоминает более ранние инаугурации: 15 мая ( Eid. Mai. ), 1 июля ( Kal. Qui. ), 1 августа ( Kal. Sex. ), 1 октября ( Kal. Oct. ) и 15 декабря ( Eid. Dec. ). [ 88 ] [ где? ] По юлианскому календарю год начинался 1 января, а годы индиктионного цикла начинались 1 сентября.
В дополнение к отдельному календарю Египта , некоторые провинции вели свои записи, используя местную эпоху. [ 47 ] Африка датировала свои записи последовательно 39 г. до н.э.; [ 86 ] Испания, 38 год нашей эры . [ нужна ссылка ] Эта система датирования продолжалась, как и испанская эпоха , использовавшаяся в средневековой Испании . [ нужна ссылка ]
Преобразование в юлианские или григорианские даты.
[ редактировать ]Преемственность названий от римского к григорианскому календарю может привести к ошибочному мнению, что римские даты соответствуют юлианским или григорианским. Фактически, практически полный список римских консулов дает общую уверенность в том, сколько лет назад было установлено основание республики , но неуверенность в отношении окончания лунной датировки и нерегулярность римских вставок означает, что даты, которые можно проверить независимо, неизменно отстают от нескольких недель до основания республики. месяцев за пределами своего «надлежащего» места. Два астрономических события, датированные Ливием, показывают, что календарь на четыре месяца отклоняется от юлианской даты в 190 г. до н.э. и на два месяца отклоняется от юлианской даты в 168 г. до н.э. Таким образом, «год консульства Публия Корнелия Сципиона Африканского и Публия Лициния Красса » (обычно обозначаемый как «205 г. до н. э.») на самом деле начался 15 марта 205 г. до н. э. и закончился 14 марта 204 г. до н. э., согласно римскому календарю, но возможно, началось еще в ноябре или декабре 206 г. до н.э. из-за его смещения. Даже после создания В юлианском календаре римские священники неправильно применяли високосные годы, а это означает, что даты отклоняются на несколько дней от своего «должного» места вплоть до нескольких десятилетий правления Августа.
Учитывая нехватку записей о состоянии календаря и его вставках, историки восстановили соответствие римских дат их юлианским и григорианским эквивалентам на основе разрозненных источников. Существуют подробные отчеты о десятилетиях, предшествовавших реформе Юлиана, особенно речи и письма Цицерона , которые позволяют установить установленную хронологию примерно до 58 г. до н.э. Нундиальный цикл и несколько известных синхронизмов — например, римская дата в терминах аттического календаря и Олимпиады — используются для создания спорных хронологий, относящихся к началу Первой Пунической войны в 264 году до нашей эры. Помимо этого, даты приблизительно известны на основе таких подсказок, как даты сбора урожая и сезонных религиозных праздников .
См. также
[ редактировать ]- Список календарей
- Юлианский , Александрийский , Византийский и Григорианский календари.
- Фасти , деревенские менологии и календарь 354 года.
- Список римских консулов и ab urbe condita знакомства
- Общий римский календарь Католической церкви
- Римские фестивали
- недекабрь
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот термин не включает Александрийский календарь Римского Египта этой страны , который продолжал уникальные месяцы прежнего календаря ; византийский календарь позднейшей Римской империи , который обычно датировал римские месяцы простым счетом древнегреческих календарей ; и григорианский календарь , который усовершенствовал юлианскую систему, чтобы еще больше привести ее в соответствие с тропическим годом .
- ^ Два дня подряд была указана одна и та же дата. Эта практика продолжалась и в шестнадцатом веке.
- ^ Плутарх сообщает об этой традиции, утверждая, что месяцы, скорее всего, возникли до Ромула или произошли от него. [ 32 ] [ 33 ]
- ^ Эта эквивалентность была впервые описана Станьяном в его истории древней Греции. [ 40 ]
- ^ Есть некоторые документы, в которых говорится, что месяц был переименован еще в 26 или 23 году до нашей эры, но дата Lex Pacuvia определена.
- ^ Перейти обратно: а б с Первоначальными 31-дневными месяцами римского календаря были март, май, квинтилис или июль и октябрь.
- ^ Дни НП иногда считаются днями, когда политическая и судебная деятельность была запрещена только до полудня , что означает nefastus Priore .
- ^ Иногда предполагается, что дни QRCF, на основании Fasti Viae Lanza , в котором они называются Q. Rex CF , обозначают «Разрешено, когда король вошел в комиций» ( Quando Rex Comitiavit Fas ). [ 61 ]
- ^ 31-дневные месяцы, предшествовавшие юлианской реформе, март, май, Квинтилис (июль) и октябрь, продолжали использовать старую систему с их нонами 9-го числа и идами 15-го числа.
- ^ 31-дневные месяцы, установленные юлианской реформой, январь, секстилис (август) и декабрь, использовали новую систему с их нонами 7-го числа и идами 13-го числа.
- ^ 30-дневными месяцами, установленными юлианской реформой, были апрель, июнь, сентябрь и ноябрь.
- ^ В високосные годы в конце имперского периода февраль считался 29-дневным месяцем, причем все дни длились 24 часа.
- ^ В ранний период високосных лет после юлианской реформы в феврале было 29 дней, но он считался 28-дневным месяцем, считая шестой день перед мартовскими календами продолжительностью 48 часов.
- ↑ После юлианской реформы до конца имперского периода этот день считался продолжительностью 48 часов в високосный год.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прил. Британец. (1911) , с. 193.
- ^ Моммзен и др. (1864) , с. 216 .
- ^ Михельс (1949) , стр. 323–324.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Затирка (2023) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Моммзен и др. (1864) , с. 218 .
- ^ Перейти обратно: а б с Михельс (1949) , с. 330.
- ^ Цензорин , Рождество , Гл. 22
- ^ Катон , О сельском хозяйстве .
- ^ Варрон , Сельское хозяйство .
- ^ Вергилий , Георгики .
- ^ Колумелла , О сельском хозяйстве .
- ^ Плиний , Естественная история .
- ^ Палладий , О сельском хозяйстве .
- ^ Виссова (1896) .
- ^ Михельс (1949) , с. 322.
- ^ Перейти обратно: а б Михельс (1949) , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макробий , Книга I, Гл. 12, §3.
- ^ Перейти обратно: а б Кастер (2011) , с. 137.
- ^ Моммзен и др. (1864) , с. 217 .
- ^ Цензорин , Макробий и Солин , цитируется в Ки (1875).
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 12, §39.
- ^ Кастер (2011) , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Цензорин , Рождество , гл. 20
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 13, §20.
- ^ Кастер (2011) , с. 165.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 12, §§5 и 38.
- ^ Кастер (2011) , стр. 137 и 155.
- ^ Перейти обратно: а б Рюпке (2011) , с. 23 .
- ^ «Апрель» . Dictionary.com Полный . Компания Randomhouse Inc. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ "Может" . Dictionary.com Полный . Компания Randomhouse Inc. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Блэкберн и др. (1999) , с. 669.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Плутарх , Жизнь Нумы, раздел XVIII.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Перрен (1914) , стр. 368 и далее .
- ^ Плутарх , Жизнь Нумы, раздел XIX.
- ^ Рюпке (2011) , с. 40
- ^ Моммзен и др. (1864) , с. 219 .
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 12, §34.
- ^ Кастер (2011) , с. 153.
- ^ Робертс (1905) , Книга I, Гл. 19, §6.
- ^ Станьян (1707) , с. 330 .
- ^ 47.13 и 47.14 : «[47.13] В пятьсот девяносто восьмом году после основания города консулы начали вступать в свои обязанности 1 января. [47.14] Причина этого изменения даты выборы были восстанием в Испании».
- ^ Овидий , Книга II.
- ^ Клайн (2004) , Книга II, Введение .
- ^ Фаулер (1899) , с. 5.
- ^ Макробиус
- ^ Перейти обратно: а б с Кастер (2011) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мэтисон (2003) , с. 14 .
- ^ Михельс (1949) , с. 340.
- ^ Ланфранчи (2013) .
- ^ Плиний , Книга XVIII, Гл. 211.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 14, §2.
- ^ Ротонди (1912) , с. 441.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бек (1838) , с. 175 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бек (1838) , с. 176 .
- ^ Овидий , Книга I, ll. 55–56.
- ^ Клайн (2004) , Книга I, Введение .
- ^ Перейти обратно: а б Бек (1838) , с. 177 .
- ^ Смит (1920) , §§1582–1587 .
- ^ Скаллард (1981) , стр. 44–45.
- ^ Рюпке (2011) , стр. 26–27.
- ^ Бринд'Амур (1983) , стр. 256–275.
- ^ «Январь, н. », ОЭД .
- ^ «Март, н. 2 ", ВОЗРАСТ .
- ^ «Июль, н. », ОЭД .
- ^ «Август, н. », ОЭД .
- ^ «†квинтиль, сущ. 2 ", ВОЗРАСТ .
- ^ «секстиль, прил. и сущ. », ОЭД .
- ^ Перейти обратно: а б «Сентябрь н. », ОЭД .
- ^ «Октябрь, н. », ОЭД .
- ^ «Ноябрь, н. », ОЭД .
- ^ «Декабрь, н. », ОЭД .
- ^ «Февраль, н. », ОЭД .
- ^ «Мэй, н. 2 ", ВОЗРАСТ .
- ^ «Июнь, н. », ОЭД .
- ^ Надпись 94 . [ который? ]
- ^ Цензорин, День рождения , 20.28, тр. Уильям Мод, Нью-Йорк, 1900 г., доступно по адресу [1] .
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 13, §12.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 13, §15.
- ^ Макробий , Книга I, Гл. 13, §16, 19.
- ^ Ливий , Книга XLIII, Гл. 11, §13.
- ^ Ливий , Книга XLV, Гл. 44, §3.
- ^ Перейти обратно: а б Варрон, О латинском языке , 6.13, тр. Роланд Кент, Лондон, 1938 г., доступно по адресу [2] .
- ^ Михельс (1967) .
- ^ Корпус латинских надписей I, CIL VI
- ^ Перейти обратно: а б Мэтисон (2003) , с. 15 .
- ^ Робертс (1905) , Книга XLVII.
- ^ Робертс (1905) .
Библиография
[ редактировать ]- « Пост », Британская энциклопедия , том. 10, Нью-Йорк: Британская энциклопедия, 1911, стр. 192–193 .
- Бек, Чарльз (1838 г.), «О римском календаре» , латинский синтаксис, в основном с немецкого языка К. Г. Цумпта , Бостон: Чарльз К. Литтл и Джеймс Браун .
- Блэкберн, Бонни; и др. (1999), Оксфордский компаньон года , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Бринд'Амур, П. (1983), Римский календарь: хронологические исследования (на французском языке), Оттава
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Марк Порций Катон , De Agri Culture (на латыни )
- Марк Порций Катон (1934), О сельском хозяйстве , Классическая библиотека Леба, том. 283, Катон об. III, перевод Хупера Уильяма Дэвиса; и др., Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Цензорин , De Die Natali (на латыни )
- Censorinus (1900), De Die Natali («День рождения») , перевод Мод, Уильям, Нью-Йорк: Cambridge Encyclopedia Press .
- Луций Юний Модерат Колумелла , De Re Rustica (на латыни )
- Луций Юниус Модерат Колумелла (1745), «О земледелии в двенадцати книгах и его книге о деревьях...» , Лондон: Эндрю Миллар , анонимный перевод.
- Фаулер, В. Вард (1899), Римские фестивали периода республики , Нью-Йорк: Macmillan & Co.
- Граут, Джеймс (2023), «Римский календарь» , Энциклопедия Романа , Чикаго: Чикагский университет .
- Ки, Томас Хьюитт (1875), «Календарь» , Словарь греческих и римских древностей , Лондон: Джон Мюррей, стр. 223–233 .
- Ланфранчи, Тибо (3 октября 2013 г.), «О карьере клана Флавия» , Сборник французской римской школы: Античность , том. 125, дои : 10.4000/мефра.1322 . (на французском языке)
- Тит Ливий , Из основанного города (на латыни )
- Тит Ливий (1905), История Рима , Библиотека обывателя , том. Я, перевод Робертса, Canon; и др., Лондон: JM Dent & Sons, архивировано с оригинала 29 апреля 2017 г ..
- Макробий Амбросий Феодосий , Сатурналии (на латыни )
- Макробий Амброзиус Феодосий (2011), Сатурналии, Том. I , Классическая библиотека Леба , № 510, перевод Кастер, Роберт А., Кембридж : издательство Гарвардского университета, ISBN 9780674996496 .
- Мэтисон, Ральф В. (2003), Люди, личное самовыражение и социальные отношения в поздней античности, Vol. II , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета .
- Михельс, Агнес Кирсопп Лейк (1949), «Календарь Нумы» и доюлианский календарь», Transactions & Proceedings of APA , vol. 80, Филадельфия: Американская филологическая ассоциация, стр. 320–346 .
- Михельс, озеро Агнес Кирсопп (1967), Календарь Римской республики , Принстон, ISBN 9781400849789
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Моммзен, Теодор (1864), Диксон, Уильям Перди (редактор), История Рима, Том. I: Период до отмены монархии , Лондон: Ричард Бентли . [ 1 ]
- Публий Овидий Назон , Fastorum Libri VI (на латыни )
- Публий Овидий Назон (2004), «О римском календаре» , перевод Клайна, Энтони С., «Поэзия в переводе» .
- Оксфордский словарь английского языка , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Рутилий Тавр Эмилиан Палладий , De Re Rustica (на латыни )
- Рутилий Тавр Эмилиан Палладий (1807), Четырнадцать книг Палладия Рутилия Тельца Эмилиана о сельском хозяйстве , перевод Оуэна, Томаса, Лондон: Дж. Уайт .
- Гай Плиний Секунд , Естественная история (на латыни )
- Гай Плиний Секунд (1855), «Естественная история » в переводе Бостока, Джона; и др., Лондон: Тейлор и Фрэнсис .
- Плутарх , Параллельные жизни ( на древнегреческом языке) .
- Плутарх (1914), «Жизнь Нумы» , «Параллельные жизни», Том. Я , Классическая библиотека Леба, перевод Перрена, Бернадотта, Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Ротонди, Джованни (1912), Публичные законы римского народа (на латыни), Милан: Società Editrice Libraria .
- Рюпке, Йорг (2011), Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти , перевод Ричардсона, DMB, Wiley, ISBN 978-0-470-65508-5 .
- Скаллард, Говард Хейс (1981), Фестивали и церемонии Римской республики , Итака : Издательство Корнельского университета .
- Смит, Герберт Вейр (1920), Греческая грамматика для колледжей , Нью-Йорк: American Book Co.
- Станьян, Темпл (1707 г.), Греческая история , Лондон: Дж. и Р. Тонсон .
- Виссова, Георг Отто Август (1896), «Авгуры» , Realencyclopädie der classicische Altertumwissenschaft , vol. II, Часть 2, перевод Стоукса, Феликса, Штутгарт: JB Metzlersche Buchhandlung, стр. 2313–2344 .
- Марк Теренций Варрон , Rerum Rusticarum Libri III (на латыни )
- Марк Теренций Варрон (1934), О сельском хозяйстве , Классическая библиотека Леба, том. 283, перевод Хупера Уильяма Дэвиса; и др., Кембридж : Издательство Гарвардского университета .
- Публий Вергилий Маро , Георгика (на латыни )
- Публий Вергилий Маро (1910), Эклоги и георгики Вергилия , перевод Маккейла, Джона Уильяма, Лондон: Longmans, Green, & Co.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реконструкция Крисом Беннетом ранних римских дат с точки зрения юлианского календаря.
- Ранний римский календарь – История
- Калькулятор римских дат Североамериканский институт живых латинских исследований
- «Богословский комментарий к ежедневному евангельскому чтению» . Апостольское движение (Римско-католическая церковь) (на английском, французском и испанском языках).