апрель
Aprilis или mensis Aprilis ( апрель ) был вторым месяцем древнеримского календаря после Мартия ( март ) и предшествующего Майуса ( май ). В старейшем римском календаре, который начинался с марта, Априлис был вторым из десяти месяцев в году. В календарях Римской республики в апреле было 29 дней , причем к месяцу был добавлен еще один день во время реформы середины 40-х годов до н.э., которая привела к созданию юлианского календаря .
Апрель ознаменовался серией фестивалей , посвященных аспектам сельской жизни , поскольку для фермеров это был напряженный месяц. [1] По мере того как Рим становился более урбанизированным, значение некоторых церемоний расширялось, в частности, Парилии , архаичного пастырского праздника, отмечаемого как «день рождения» ( dies natalis ) или день основания Рима . Месяц, как правило, был посвящен божествам женского пола или неоднозначного пола, начиная с праздника Венеры в календах . [2]
Название месяца
[ редактировать ]Римляне считали, что название Aprilis происходит от aperio, aperire, apertus , глагола, означающего «открывать». Fasti Praenestini предложил расширенное объяснение, что «фрукты, цветы, животные, моря и земли действительно открываются».
Некоторые антиквары , а также Овидий в его стихотворении о римском календаре , предлагают альтернативное происхождение от Афродиты , греческого аналога Венеры , праздник которой начался в этом месяце. Апру могло произойти от предполагаемой этрусской формы названия, которая будет Апродита , но среди этрусков месяц назывался Кабреас . [3] Некоторые современные лингвисты выводят Aprilis от этрусского Ampile или Amphile , основываясь на средневековом глоссе , предполагая происхождение от фессалийского названия месяца Aphrios . санскритским , «другой из двух», имея в виду Также было предложено индоевропейское происхождение, связанное с áparah и латинским alter его исходное положение как второй месяц года. [4] Варрон и Цинций отвергают связь имени с Афродитой , и общепринятое римское происхождение от aperio может быть правильным. [5]
В последние годы Сенат правления Нерона ненадолго переименовал Эйприла Нерония в его честь. [6]
В сельскохозяйственный год
[ редактировать ]Фермерские альманахи ( menologia Rusica ) сходятся во мнении, что Венера — в римской религии богиня садов — была божеством-покровителем апреля и что овцы должны были быть очищены (oves lustrantur ) . [7] В своем сельскохозяйственном трактате Варрон перечисляет такие обязанности, как прополка посевов, рыхление земли, обрезка ив, ограждение лугов, а также посадка и обрезка оливок. [8]
Вторая половина апреля принесла серию фестивалей, связанных с фермерской жизнью:
- 15 апреля: Фордицидия , фестиваль сельскохозяйственного плодородия и животноводства ;
- 21: Парилия , праздник пастухов;
- 23: Виналия , один из двух винных фестивалей (второй проводился 19 августа) в религиозном году;
- 25: Робигалия для защиты посевов от фитофтороза. [9]
Из них Фордицидия и Робигалия, вероятно, имели наибольшую древность. Уильям Уорд Фаулер , чьи работы о римских праздниках начала 20-го века остаются стандартным справочником, утверждал, что Фордицидия была «вне всякого сомнения, одним из старейших жертвенных обрядов в римской религии». [10] Вторая половина апреля была занята играми ( люди ) в честь Цереры , богини зерна, которая, как считалось, имела власть над ростом и жизненным циклом. В конце месяца начались игры Флоры , богини цветущих растений, которую Варрон считал одной из двенадцати главных сельскохозяйственных божеств .
Даты
[ редактировать ]
Римляне не нумеровали дни месяца последовательно с 1-го по последний день. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Ноны апреля были 5-го числа, а Иды - 13-го. Последний день апреля был праздником Календас Майас, [11] «день перед майскими календами». Римский счет был инклюзивным ; 9 апреля было ante diem V Idūs Aprilis , «пятый день перед апрельскими идами», обычно сокращаемый до V Id. Апрель (или рекламы вообще без ); 23 апреля был IX кал. Май. , «9-й день перед майскими календами» по юлианскому календарю (VIII кал. май. по доюлианскому календарю).
В календаре Римской республики и раннего принципата каждый день отмечался буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В апреле это были:
- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C — dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которым отмечены feriae , государственные праздники;

К концу II века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [12] Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [13] (в таблице ниже они опущены).
dies natalis — это годовщина основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В период Империи некоторые традиционные праздники, проводимые в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи приобрели известность как римские праздники. В календаре военных религиозных обрядов, известных как Feriale Duranum , жертвоприношения, относящиеся к имперскому культу, превосходят числом более старые фестивали. После середины I века нашей эры в календари добавляется ряд дат зрелищ и игр ( ludi ), проводимых в честь различных божеств в месте, называемом « цирком » (ludi circenses) . [14] Фестивали, отмеченные большими буквами на дошедших до нас фасти и представленные названиями фестивалей, написанными заглавными буквами на таблице, считаются самыми древними праздниками, ставшими частью календаря до 509 г. до н. э. [15]
Если не указано иное, датировки и обряды в следующей таблице взяты из книги HH Scullard , Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), стр. 96–115. После ид даны даты по юлианскому календарю; доюлианские даты фестивалей, когда в апреле было на один день меньше, указаны в скобках.
Современный дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
1 апреля | в календаре апреля | Ф | • Венералия для Венеры и Фортуны Вирилис. |
2 | объявление IV №. апрель [16] | Ф | |
3 | III нон. [17] | С | • dies natalis для храма Квирина с цирковыми играми (после середины I века нашей эры) [18] |
4 | девятого апреля (сокр. прид. Нон. апр. ) | С | * Начинаются Люди Мегалинзы («Игры для Великой Матери »). |
5 | Девятое апреля | Н | • Наталис умирает в храме Фортуна Публика. • Игры «Мегалинза» продолжаются |
6 | VIII Ид. апрель | Н | • Игры «Мегалинза» продолжаются |
7 | VII Там же. апрель | Н | • Игры «Мегалинза» продолжаются |
8 | VI Там же. апрель [19] | Н | • dies natalis для Храма Кастора и Поллукса (после середины I века нашей эры) [20] • Игры «Мегалинза» продолжаются |
9 | V Id. Apr. | Н | • Игры «Мегалинза» продолжаются |
10 | IV Там же. апрель | Н | • dies natalis Храма Великой Идейской Матери на Палатинском холме ; Люди Мегалинзы завершают |
11 | III Там же. апрель | Н | • умирает наталис обожествленного Септимия Севера с цирковыми играми [21] |
12 | день перед апрельским Идусом (сокр. прид. Ид. апрель )' | Н | • Начало Ludi Cereri («Игры за Цереру »). |
13 | Идус Априлис | НАПРИМЕР | • ежемесячные Feriae Iovis , процессия и жертвоприношение барана Юпитеру (Юпитеру) на Арксе. • dies natalis Храма Юпитера Виктора и Храма Юпитера Освободителя • Игры Сереи продолжаются |
14 | XVIII кал. Тыква. | Н | • Игры Сереи продолжаются • мольба к Виктории Августе в память о первой победе Августа (на Фериале Куманум , 4–14 гг. н.э.) [22] |
15 | XVII Кал. Тыква. | НАПРИМЕР | • Фордицидия (XVI кал. мая по доюлианскому календарю) • Игры Сереи продолжаются |
16 | XVI кал. Май. [23] | Н | • Игры Сереи продолжаются • мольба Felicitas Imperii в память о дне, когда Август был впервые назван императором ( Feriale Cumanum ). [24] |
17 | XV Кал. Май. | Н | • Игры Сереи продолжаются |
18 | XIV Кал. Тыква. | Н | • Игры Сереи продолжаются |
19 | XIII кал. Тыква. | НАПРИМЕР | • Крупы в честь Цереры, Либера и Либеры (12 кал. мая по доюлианскому календарю); Игр Цереуса Завершение |
20 | XII Кал. Тыква. | Н | |
21 | XI Кал. Тыква. | НАПРИМЕР | • Парилия (X кал. мая по доюлианскому календарю) • Roma condita , отмечаемый цирковыми играми в середине I века нашей эры. [25] |
22 | Х Кал. Май. | Н | |
23 | IX Кал. Тыква. | Ф | • Виналии в честь Венеры Эрикиной (VIII кал. мая по доюлианскому календарю) |
24 | VIII Кал. Тыква. | С | |
25 | VII Кал. Тыква. | НАПРИМЕР | • Робигалия (VI кал. мая. по доюлианскому календарю) • Серапия , императорский фестиваль, возникший в I веке нашей эры. |
26 | VI Кал. Май. | С | • умирает наталис Марка Аврелия во время цирковых игр. [26] |
27 | В Кал. Май. | С | |
28 | IV Кал. Май. | С | • Ludi Florae , начало Игр Флоры (27 апреля по доюлианскому календарю) |
29 | III Кал. Тыква. | С | |
30 | прид. Кал. Май. | С |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 96.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , 12 Римских фестивалей периода республики (Лондон, 1908), стр. 66–67.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 96.
- ^ Интерпретации, резюмированные Гэри Форсайтом, Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории (Routledge, 2012), стр. 10.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 96; Форсайт, Время в римской религии, с. 10.
- ^ Тацит 15.74 и 16.12; Форсайт, Время в римской религии, с. 39.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 96.
- ^ Варрон, De re Rustica 1.30; Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 96.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и С.Р.Ф. Прайс, Религии Рима: История (Cambridge University Press, 1998), том. 1, с. 45.
- ^ Фаулер, Римские фестивали , с. 71.
- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее женское число множественного числа Kalendae, Nonae или Idūs .
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 17, 122.
- ^ Йорг Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти, перевод Дэвида М.Б. Ричардсона (Блэквелл, 2011, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 6.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 118 и далее.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии Римской республики , с. 41.
- ^ Сокращенная форма ante diem 4 Девятого апреля.
- ^ Сокращенная форма ante diem 3 Девятое апреля.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Сокращенная форма ante diem VI Idūs Aprilis, с ante diem с этого момента вообще опущено.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Прайс, Религии Рима: Справочник (Cambridge University Press, 1998), том. 2, с. 68.
- ^ Бет Севери, Август и семья при рождении Римской империи (Routledge, 2003), с. 129.
- ^ Сокращенная форма ante diem XVII Kalendas Maiae с полным опущением ante diem , как и в оставшуюся часть следующего месяца.
- ^ Севери, Август и семья, с. 129.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 122.
- ^ Бирд и др., Религии Рима, том. 2, с. 68.