Сентябрь (римский месяц)
Сентябрь (от латинского septem , «семь») или mensis Сентябрь изначально был седьмым из десяти месяцев древнеримского календаря , который начинался с марта ( mensis Martius , « месяц Марса »). Это было 29 дней. После реформ, в результате которых год стал 12-месячным, сентябрь стал девятым месяцем, но сохранил свое название. Сентябрь следовал за тем, что первоначально было Секстилисом , «шестым» месяцем, переименованным в Август в честь первого римского императора , и предшествовал Октябрю , «восьмому» месяцу, который, как и сентябрь, сохранил свое числовое название вопреки своему положению в календаре. В середине 40-х годов до нашей эры в рамках реформы юлианского календаря к сентябрю был добавлен день .
В сентябре нет ни одного из архаичных праздников большими буквами обозначали другие месяцы , которые на дошедших до нас римских фасти . Вместо этого около половины месяца посвящено Ludi Romani , «Римским играм», которые развивались как игры по обету Юпитера Оптимуса Максимуса («Юпитер Лучший и Величайший»). Ludi Romani — старейшие игры, созданные римлянами и датируемые 509 годом до нашей эры. В сентябрьские иды (13-го числа) Юпитер был удостоен публичного банкета Epulum Jovis . [2] Ритуал забивания гвоздей в храме ознаменовал окончание политического года в республиканскую эпоху , и в самый ранний период консулы вступали в должность в сентябрьские иды. [3] Месяц часто изображался в искусстве сбором винограда.
Сентябрь был месяцем рождения не менее четырех главных римских императоров , включая Августа . Император Коммод переименовал месяц в честь себя или Геркулеса — нововведение, которое было отменено после его убийства в 192 году. В восточных провинциях Римской империи по некоторым календарям год начинался с сентября и был началом имперского налогового года. .
В сельскохозяйственный год
[ редактировать ]В сентябре месяце древние земледельческие альманахи ( menologia Rusica ) отмечают осеннее равноденствие 24 сентября и равное количество световых и ночных часов. что месяц начался с Солнца в астрологическом знаке Девы и находился под опекой ( tutela ) Вулкана Они отмечают , (бога Вулкана). В неустановленную дату должен состояться Epulum Minervae (Банкет Минервы ), вероятно, как часть общего эпулума в Иды. [4]
Фермеру поручают обмазать винные сосуды смолой , собрать яблоки и разрыхлить уплотненную почву вокруг деревьев. [5] В своем сельскохозяйственном трактате Варрон поручает земледельцам дополнительные задачи в период от восхода Сириуса до равноденствия. солому Надо срезать , скинуть стога сена , вспахать пашню , собрать фураж и вторично косить хорошо политые луга. [6] Колумелла следует вспахивать наклонную землю . указывает, что между Календами (1-я) и Идами (13-я) [7]
Равноденствие и медицинская теория
[ редактировать ]— Парапегма Аэция VI века альманах, который появляется как глава в Тетрабиблосе Амидского Аэция . В нем восход и заход созвездий, прогноз погоды и медицинские советы рассматриваются как тесно взаимосвязанные, а также отмечаются равноденствия (25 сентября), которые
В воздухе наблюдается сильнейшее возмущение за последние три дня. Таким образом, необходимо быть осторожным ни с кровопусканием , ни с чисткой, ни с каким-либо иным насильственным изменением тела с 15 по 24 сентября.
Этот отрывок представлен как совет врачам, основанный на том принципе, что «тела здоровых людей, и особенно больных, изменяются в зависимости от состояния воздуха». [8]
Иконография месяца
[ редактировать ]
Винтаж изображающих с гроздьями или корзинами винограда преобладает как в словесных, так и в визуальных аллегориях сентября, особенно в мозаиках, месяцы. [9] В рукописях, сохранивших Календарь Филокала (354 г. н.э.), сентябрь представлен обнаженным мужчиной, носящим только длинный легкий шарф через одно плечо. Обычная гроздь винограда появляется под его левой рукой, протянутой, чтобы держать корзину, на вершине которой расположены пять загадочных кирок или шампуров. Через его правое плечо помещена корзина с двумя пирамидками из шести инжиров или небольших фляг. [10] По обе стороны от него в землю врыт сосуд, предположительно для нового вина. Над тем, что справа от него, он подвешивает на веревке ящерицу — мотив, который повторяется в образах, связанных с Дионисом , богом вина. Точное значение ящерицы неизвестно. Это может представлять собой магико-медицинское заклинание, обеспечивающее здоровое вино, а ящерица - либо мощное очищение, либо потенциальный ущерб, который необходимо предотвратить. Ящерица также является атрибутом Аполлона Савроктона . [11]
На календарных мозаиках из Хеллина в римской Испании и Трира в Бельгийской Галлии сентябрь представлен богом Вулканом, божеством-покровителем месяца в деревенской менологии , изображенным в виде старика, держащего щипцы. [12] Мозаика из Хеллина (II–III века) изображает каждый месяц как олицетворение или представление знака зодиака . Сентябрь изображен держащим весы , которому помогает Вулкан. Весы представляют Весы , астрологический знак, появившийся в конце месяца. [13] В стихотворении Laus omnium mensium («Похвала всех месяцев»), датируемом началом VI века, сентябрь «делит часы поровну для Весов». [14]
На древней христианской мозаике из Герасы в провинции Аравия (современная Иордания) сентябрь имеет типичные атрибуты виноградаря римского искусства — молодой человек в тунике и хламиде несет в правой руке гроздь винограда и держит корзина на плече, но помечена как Горпиайос , первый месяц года по местному календарю, что соответствует периоду с 19 августа по 17 сентября. [15]
Даты
[ редактировать ]Римляне не нумеровали дни месяца последовательно от первого дня до последнего. Вместо этого они отсчитывали назад от трех фиксированных точек месяца: нонов (5-го или 7-го числа, в зависимости от месяца), ид (13-го или 15-го числа) и календ (1-го числа) следующего месяца. Ноны сентября были 5-го числа, а Иды - 13-го. В последний день сентября был праздник Календас Октобрис, [16] «за день до октябрьских календ». Римский счет был инклюзивным ; 9 сентября было ante diem V Idūs Septembrīs , «пятый день перед сентябрьскими идами», обычно сокращаемый до V Id. сентябрь (или вообще без рекламы ); 23 сентября был IX кал. Октябрь , «9-й день перед октябрьскими календами» по юлианскому календарю (VIII кал. октября по доюлианскому календарю, когда в сентябре было всего 29 дней).
В календаре Римской республики и раннего принципата каждый день отмечался буквой, обозначающей его религиозно законный статус. В сентябре это были:

- F означает dies fasti , дни, когда было законно подавать иски в гражданские суды ;
- C означает dies comitalis, день, в который римский народ мог проводить собрания ( comitia ) , выборы и некоторые виды судебных разбирательств;
- N для dies nefasti , когда эта политическая деятельность и отправление правосудия были запрещены;
- NP , значение которого остается неуловимым, но которое отмечает ферии , государственные праздники.
К концу II века нашей эры в сохранившихся календарях больше не отображаются дни, отмеченные этими буквами, вероятно, отчасти в результате календарных реформ, предпринятых Марком Аврелием . [17] Дни также обозначались цифровыми буквами в циклах ABCDEFGH , чтобы обозначить «рыночную неделю». [18] (в таблице ниже они опущены).
Во время dies religiosus , один из которых произошел 14 сентября, люди не должны были предпринимать никаких новых действий или делать что-либо, кроме удовлетворения самых основных потребностей. dies natalis — это годовщина основания или повторного посвящения храма, которую иногда называют «днем рождения» божества. В период Империи некоторые традиционные праздники, проводимые в Риме, стали менее важными, а дни рождения и годовщины императора и его семьи приобрели известность как римские праздники. dies imperii отмечал дату воцарения императора. , на сентябрь сохранились только жертвоприношения и обряды, относящиеся к императорскому культу В календаре военно-религиозных обрядов, известном как Feriale Duranum , отчасти из-за его фрагментарного состояния. После середины I века нашей эры в календари добавляются даты зрелищ и игр ( люди ) в месте, называемом « цирком ». Эти ludi circenses проводились в честь различных божеств, но в сентябре в основном по императорским праздникам. [19]
Если не указано иное, датировки и обряды в следующей таблице взяты из книги HH Scullard , Festivals and Ceremonies of the Roman Republic (Cornell University Press, 1981), стр. 96–115. После ид даны даты 30-дневного месяца юлианского календаря; В скобках указаны доюлианские даты фестивалей.
Современный дата | Римская дата | статус | Обряды |
---|---|---|---|
Сентябрь 1 | Календас сентября | Ф | • умирает natalis для храма Юноны Регины («Юноны-царицы»), 392 г. до н.э. • dies natalis для храмов Юпитера-Громовержца на Капитолии и Юпитера Свободного, с начала правления Августа |
2 | объявление IV Нет. Сентябрь [20] | Ф | |
3 | 3 Нет. Сентябрь [21] | С | |
4 | девятого сентября (сокр. прид. Нон. сент. ) | С | |
5 | Девятое сентября | Ф | • умирает наталис одного из двух Храмов Юпитера Статора [22] • Римских игр Начало • Mammes vindemia , праздник урожая Диониса ( ) Roman Liber , после середины I века нашей эры. [23] |
6 | VIII Ид. 12 сентября | Ф | • Римские игры постоянно |
7 | VII Там же. Септум. | С | • Римские игры постоянно |
8 | VI Там же. Сентябрь [24] | С | • Римские игры постоянно |
9 | V Id. Sept. | С | • Римские игры постоянно • умирает Наталиса во Аврелиана время цирковых игр [25] |
10 | IV Там же. Сентябрь | С | • Римские игры постоянно |
11 | III Там же. Сентябрь | С | • Римские игры постоянно • умирает наталис за храм Асклепия |
12 | накануне Идус Сентембрис (сокр. прид. Ид. сент. ) | Н | • Римские игры постоянно |
13 | Пойду в сентябре | НАПРИМЕР | • жертвоприношение овцы ид (ovis idulis) Юпитеру Optimus Maximus • Праздник Иовиса , банкет Юпитера вместе с Юноной и Минервой , Капитолийской Триады. • clavis annalis , ритуал годичного гвоздя |
14 | XVIII век. Октябрь. | Ф религиозный день | • Римские игры постоянно • пробацио экворум («смотр лошадей», до юлиана XVII кал. октябрь ), конное шествие рыцарей. • воцарение Домициана |
15 | XVII Кал. Октябрь. | Н | • Римские игры постоянно |
16 | XVI Кал. Октябрь. [26] | С | • Римские игры постоянно |
17 | XV Кал. Октябрь. | С | • Римские игры постоянно |
18 | XIV Кал. Октябрь. | Н | • Римские игры постоянно • умирает Траяна наталис • dies imperii of Nerva [27] • начало Триумфальных игр Константина н.э. после 324 г. [28] |
19 | XIII кал. Октябрь. | С | • Римских игр Завершение • Триумфальные игры продолжаются • день рождения Антонина Пия [29] |
20 | XII Кал. Октябрь. | С | • Mercatus , рыночные или ярмарочные дни • Триумфальные игры продолжаются |
21 | XI Кал. Октябрь. | С | • рынки постоянно • Триумфальные игры продолжаются |
22 | Х Кал. Октябрь. | С | • рынки постоянно * Триумфальные игры Завершить |
23 | IX Кал. Октябрь. | С | • Храм Аполлона . и Латоны в театре Марцелла (до Юлиана VIII кал., октябрь ) • день рождения Дивуса Августа с цирковыми играми [30] • рынок закрыть |
24 | VIII Кал. Октябрь. | С | |
25 | VII Кал. Октябрь. | С | |
26 | VI Кал. Октябрь | С | • Храм Венеры Прародительницы на Форуме Цезаря (до Юлиана, V Калифорния, октябрь ). |
27 | V Kal. Oct. | С | • Profectio Divi («Провозглашение Божественного») с цирковыми играми, записанными в Календаре Филокала (354 г. н. э.). [31] |
28 | IV Кал. Октябрь. | С | |
29 | III Кал. Октябрь. | С | • Ludi Fatales , игры Судьбы, середина I века нашей эры. [32] |
30 | прил. Кэл. Октябрь | С | • Люди Фаталес |
При императорах
[ редактировать ]В сентябре дни рождения императоров ( dies natales ) : Аврелиан — 9-го, Траян — 18-го, Антонин Пий — 19-го и Август — 23-го. Надписи по всей Империи фиксируют религиозные посвящения, совершаемые в эти дни, часто военнослужащими. Гений . Легио II Италика Пиа , итальянский легион , дислоцированный в Норикуме , получил посвящение 18 сентября 119 года нашей эры, в годовщину рождения Траяна и воцарения Нервы Эта дата также могла быть «днем рождения» отряда ( natalis aquilae ). [33] По крайней мере две надписи посвящены религиозным посвящениям 19 сентября, в день рождения Антонина Пия. В провинции Нижняя Германия , в этот день в 190 году нашей эры префект лагеря ( prefectus castrorum ) и трое его сыновей посвятили алтарь Юпитеру Оптимусу Максимусу (ИОМ) , Геркулесу , Сильвану и Гению «божественного дома» ( domus divina — императорский дом). [34] В той же провинции префект Легио I Минервии 19 сентября 295 года отметил реконструкцию храма Марса Милитариса посвящением благополучию ( salus ) императора. [35] В нескольких надписях записаны посвящения дню рождения Августа, в том числе одна в честь Орла, сделанная в Римской Британии, дважды нумену Августа и гению Легио II Августа (144 г. н. э.), [36] и бронзовый гений с надписью из Верхней Германии, подаренный ассоциации знаменосцев (246 г. н.э.). [37]

Время от времени предпринимались попытки переименовать сентябрь, подражая успешному переименованию римских месяцев, первоначально называвшихся Quinctilis (июль, в честь Юлия Цезаря ) и Sextilis (август, в честь Августа). По словам Светония , Тиберий отказался от чести назвать Сентябрь в честь себя, а Октябрь в честь своей матери Ливии . [38] Калигула тщетно настаивал на том, чтобы Сентября называли Германиком в честь его отца. [39] Домициан (годы правления 81–96 гг. н.э.) также ненадолго переименовал сентябрь, месяц своего вступления на престол, в mensis Germanicus после триумфа, который он праздновал над германскими хаттами . [40]
Более радикально: в 184 году нашей эры Коммод переименовал все месяцы года в честь своих имен и аспектов самого себя. Кассий Дион перечисляет Амазониуса ( января ), Инвикта, Феликса, Пия, Луция, Элия, Аврелия, Коммода, Августа, Геркулеса, Романа и Эксуператориуса. В этой последовательности август как месяц его рождения был переименован в Коммод , а сентябрь был назван его титулом Август , причем каждый из месяцев с мая по сентябрь (от Люция до Августа) был представлен элементами его официальной номенклатуры в их обычном порядке. [41] Historia Augusta также указывает, что август был месяцем под названием Коммод, но это внутренне противоречиво: [42] в какой-то момент Геракл, божество-покровитель, выбранное Коммодом, как говорят, был тезкой сентября, [43] в то время как в других местах октябрь — это mensis Herculeus , как и в списке Диона. [44] Несколько источников поздней античности , в том числе Аврелий Виктор , Евтропий и Иероним , утверждают, что сентябрь был mensis Commodus . [45] Даты, записанные в месяце Коммода, чрезвычайно редки: граффито из Остии Антики гласит: VII Кал. Коммод (26 июля или 26 августа, в зависимости от того, был ли Коммод августом или сентябрем); дата III Nonas Commodias (3 августа) в Historia Augusta ; и фрагментарное упоминание об Idus Commodas («Иды Коммода») на мраморном основании Ланувии. в [46] Нововведение было отменено после его убийства в 192 году. [47]
Новый год в сентябре
[ редактировать ]Византийский в антиквар Иоганнес Лид своей работе о месяцах (De mensibus) говорит, что у римлян было три новых года : священнический, в январе ; национальный, в марте; и циклический или политический новый год в сентябре. [48] В республиканском Риме старший судья [49] в сентябрьские иды вбили гвоздь под названием clavus annalis («годовой гвоздь»). [50] в стену храма Юпитера Оптимуса Максимуса. Церемония произошла на dies natalis храма, когда также проводился банкет в честь Юпитера. Церемония забивания гвоздей, однако, происходила в священном месте ( templum ), посвященном Минерве, на правой стороне святилища ( aedes ) Юпитера. , этот ритуал предшествовал распространению письменного письма По словам историка Августа Ливия и находился в сфере влияния Минервы, поскольку понятие «числа» было изобретено ею. [51]
На римском Востоке день рождения Августа 23 сентября был первым днем нового года в некоторых календарях, включая, возможно, календарь Гелиополя ( Баальбек на территории современного Ливана). [52] Налоговый год начался в сентябре, когда префекты преторианцев опубликовали свои бюджеты. Неизвестность римского года в восточных провинциях и трудности координации разрозненных календарей сделали в некоторых случаях удобным определение дат с помощью налогового года. [53] В римской Сирии , например, год Селевкидов начинался 1 октября, но в V веке его перенесли на 1 сентября, чтобы оно совпадало с налоговым годом. [54]
См. также
[ редактировать ]- Вандемьер , месяц «сборщика винограда», начинающийся в день осеннего равноденствия во французском республиканском календаре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Айша Бен Абед, Тунисские мозаики: сокровища из римской Африки (Getty Publications, 2006), стр. 113.
- ^ HH Скаллард , Фестивали и церемонии Римской республики (Cornell University Press, 1981), стр. 182–183.
- ^ Дж. Руфус Фирс , «Культ Юпитера и римско-имперская идеология», Взлет и падение римского мира II.17.1 (1981), стр. 12.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, стр. 182–183.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, с. 182.
- ^ Скаллард, Фестивали и церемонии, с. 182.
- ^ Колумелла, De re Rusica 2.4.11; Дарин Леху, Астрономия, погода и календари в древнем мире: парапегматы и родственные тексты в классических и ближневосточных обществах (Cambridge University Press, 2007), стр. 50–51.
- ^ Леу, Астрономия, погода и календари в древнем мире , стр. 184–185.
- ^ Доро Леви , «Аллегории месяцев в классическом искусстве», Art Bulletin 23.4 (1941), с. 267.
- ^ Мишель Рене Зальцман, По римскому времени: Календарь Кодекса на 354 год и ритмы городской жизни в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1990), стр. 103–104.
- ^ Зальцман, По римскому времени , стр. 104–105; Леви, «Аллегории месяцев в классическом искусстве», стр. 267–268.
- ^ Шарлотта Р. Лонг, «Медальоны календаря Помпеи», Американский журнал археологии 96.3 (1992), стр. 494–495.
- ^ Рэйчел Хачлили, Древние мозаичные тротуары: темы, проблемы и тенденции (Brill, 2009), стр. 40.
- ^ Леви, «Аллегории месяцев в классическом искусстве», с. 267.
- ^ Хачлили, Древние мозаичные тротуары, стр. 193, 232. Мозаика взята из церкви Илии, Марии и Сорега.
- ^ Название месяца интерпретируется как прилагательное, изменяющее женское число множественного числа Kalendae, Nonae или Idūs .
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 17, 122.
- ^ Йорг Рюпке , Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти, перевод Дэвида М.Б. Ричардсона (Блэквелл, 2011, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 6.
- ^ Зальцман, По римскому времени , с. 118 и далее.
- ^ Сокращенная форма ante diem IV Nonas Septembrīs.
- ^ Сокращенная форма ante diem 3 Nonas Septembrīs.
- ^ Рюпке, Йорг (15 апреля 2011 г.). Римский календарь от Нумы до Константина: время, история и фасти . Ричардсон, Дэвид М.Б. (переводчик). Джон Уайли и сыновья . п. 98. ИСБН 978-0470655085 . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Зальцман, По римскому времени, стр. 105, 125, 240.
- ^ Сокращенная форма ante diem VI Idūs Septembris, с ante diem с этого момента вообще опущено.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 134.
- ^ Сокращенная форма ante diem XVII Kalendas Octobris/-es с полным опущением ante diem , как и в остальной части следующего месяца.
- ^ Дункан Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », Сирия 65 (1988), стр. 359.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 134.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 134.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 134.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 135.
- ^ Зальцман, По римскому времени, с. 123, размышляя о том, на что указывает фаталь .
- ^ CIL 3.15208; Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », с. 359.
- ^ CIL 13.8016; Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », с. 359.
- ^ CIL 13.8019; Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », с. 359.
- ^ РИБ 327; Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », с. 359.
- ^ Collegium Victoriensiumsigniferorum ; : CIL 13.7754 Фишвик, «Датированные надписи и Feriale Duranum », с. 359.
- ^ Светоний, Тиберий 26; Рюпке, Римский календарь от Нумы до Константина, с. 133.
- ^ Светоний, Калигула 15.2; Рюпке, Римский календарь от Нумы до Константина, с. 133.
- ^ Светоний , Домициан 13; Роберт Ханна, «Звезды Императора: консерваторский портрет Коммода», Американский журнал археологии 90.3 (1986), стр. 342; Рюпке, Римский календарь от Нумы до Константина , с. 133.
- ^ Кассий Дион 72.15.3; М. П. Шпайдель, «Коммод, Бог-Император и армия», Журнал римских исследований 83 (1993), стр. 112; Ханна, «Звезды Императора», с. 342.
- ^ Ханна, «Звезды Императора», с. 341, примечание 23.
- ^ Scriptores Historiae Augustae VII, цитируется А.В. ван Буреном, «Граффити в Остии», Classical Review 37 (1923), стр. 163 ( Коммод 11.8 по цитате Анны, «Звезды императора», стр. 341, прим. 23).
- ^ История Августы , «Коммод» 11.13; Ханна, «Звезды Императора», с. 341, примечание 23.
- ^ Ван Бюрен, «Граффити в Остии», с. 163, с подробными цитатами из первичных текстов. См. также Дж. Ф. Маунтфорд, «De Mensium Nominibus», Journal of Hellenic Studies 43 (1923), с. 114, в отношении Liberlossarum .
- ^ Ван Бюрен, «Граффити у ворот», стр. 163–164. Надпись Lanuvium — CIL 14.2113 (= 5193 шекелей ).
- ^ Джон Р. Кларк, «Декор дома Юпитера и Ганимеда в Остии Антика», в книге « Римское искусство в частной сфере: новые взгляды на архитектуру и декор дома, виллы и острова» (University of Michigan Press, 1991, 1994), с. 92 ; Джон Р. Кларк, Дома римской Италии, 100 г. до н.э. – 250 г. н.э.: Ритуал, пространство и украшение (Калифорнийский университет Press, 1991), стр. 322 .
- ^ Майкл Маас, Джон Лидус и римское прошлое (Routledge, 1992), с. 61.
- ^ Praetor maximus, главный магистрат с империем ; Т. Кори Бреннан , Преторство в Римской республике (Oxford University Press, 2000), с. 21.
- ^ Фест , 49 лет, в издании Линдси говорит, что «годовой гвоздь был назван так потому, что его каждый год втыкали в стены священных эдесов , чтобы с помощью них можно было подсчитывать количество лет». См. также Nortia и Clavum Fingere .
- ^ Ливий, 7,3; Бреннан, Претура, с. 21.
- ^ Алан Э. Сэмюэл, Греческая и римская хронология: календари и годы классической античности (CH Beck, 1972), стр. 174–176.
- ^ Кевин Батчер, Римская Сирия и Ближний Восток (Getty Publications, 2003), стр. 122–123.
- ^ Мясник, Римская Сирия , с. 122.