Римская мозаика

Римская мозаика — это мозаика , сделанная в римский период на всей территории Римской республики , а затем и Империи . Мозаика использовалась во множестве частных и общественных зданий. [1] они конкурировали с более дешевыми фресками как на полу, так и на стенах, хотя за последние . Они находились под сильным влиянием более ранних и современных эллинистических греческих мозаик и часто включали известных деятелей истории и мифологии, таких как Александр Великий в Александровской мозаике .
Большая часть сохранившихся образцов настенной мозаики происходит из итальянских городов, таких как Помпеи и Геркуланум . В противном случае напольная мозаика, скорее всего, сохранилась, многие из которых пришли с окраин Римской империи . Национальный музей Бардо в Тунисе обладает особенно большой коллекцией из больших вилл современного Туниса . [2]
Развитие [ править ]


Возможно, самые ранние примеры греко-римских мозаичных полов относятся к позднему республиканскому периоду (2 век до н.э.) и происходят из Делоса , Греция. Уиттс утверждает, что мозаичные тротуары с использованием мозаики использовались в Европе с конца пятого по начало четвертого веков до нашей эры. [3] Этому противоречит Рут Вестгейт, которая утверждает, что самые ранние мозаичные мозаики эллинистического периода относятся к 3 веку до нашей эры, при этом мозаики Делоса 2-го - начала 1-го века до нашей эры составляют примерно половину известных примеров. [4] Хетти Джойс и Кэтрин, доктор медицинских наук Данбабин, соглашаются с этой оценкой, утверждая, что переход от галечной мозаики к более сложной мозаичной мозаике зародился в эллинистически- греческой Сицилии в 3 веке до нашей эры и развивался в таких местах, как Моргантина и Сиракузы . [5] [6] Самые ранние известные мозаики из гальки и использование тротуарной плитки найдены в Олинфе Греции в Халкидиках , датированные 5-м и 4-м веками до нашей эры, в то время как другие примеры можно найти в Пелле , столице Македонии , датированные 4-м веком до нашей эры. [7] [6]
Самые ранние мозаики римских Помпеи , датированные первым помпейским стилем настенной росписи конца 2-го и начала 1-го веков до нашей эры, явно были заимствованы из эллинистической греческой модели . [8] Однако в среднем они содержали гораздо больше фигурных сцен, менее абстрактный дизайн, отсутствие свинцовых полос, а также почти полное отсутствие сложных трехмерных сцен с использованием полихромии вплоть до Помпейского второго стиля настенной росписи (80–20 гг. до н.э.). ). [9] [8]
Мозаики на вилле Романа дель Казале ( ок. 300 г. н. э .) из римской Сицилии , возможно, представляют собой отличительную черту мозаичного искусства позднего имперского периода . Мозаичное убранство местного дворцового комплекса завершается галереей, содержащей сцены охоты и борьбы животных, занимающей площадь 3200 квадратных футов (300 м2). 2 ). [10]

Технология [ править ]

Римские мозаики состоят из геометрических блоков, называемых тессеры . [11] помещены вместе, чтобы создать формы фигур, мотивов и узоров. [3] Материалы для тессеры были получены из местных источников природного камня с добавлением тесаного кирпича, плитки и керамики, создающих цветные оттенки, преимущественно синего, черного, красного, белого и желтого. [3] Наиболее распространены полихромные узоры, но монохромные примеры. известны и [12] Мрамор и стекло иногда использовались в качестве мозаики. [13] как и мелкие камешки, [14] и драгоценные металлы, такие как золото . [15]
Мозаика украшала не только полы, но и стены и своды. Следы указаний были обнаружены под некоторыми мозаиками, либо вырезанными, либо нарисованными на известковом слое. Дизайн также может быть привязан к веревке, [3] или монтируется в деревянную раму. [16]
Обрушение зданий в древности может, как это ни парадоксально, как безвозвратно разрушить мозаику, так и защитить и сохранить ее. [3]
Изображения [ править ]

Римские мозаики часто изображали религиозные фигуры, театральные сцены, мифологические истории, геометрические узоры-лабиринты и другие декоративные узоры. [17] [18] [19]
Портреты [ править ]
Изображения известных личностей или развлекательных сцен часто встречаются на римских мозаиках. Александровская мозаика из Дома Фавна изображает в Помпеях битву при Иссе между Александром Великим и Дарием III . [20] Помимо известных людей древности, мозаики могут изображать аспекты повседневной жизни. Мозаика гладиаторов из Рима изображает сцену боя с именем каждого участвовавшего гладиатора. Известна также сцена гладиаторства из «Лептис Магна» . [21]
Римские портретные мозаики, как и римские портреты в целом, часто изображали мужчин и женщин со схожими физическими особенностями или одеждой. Эта практика стала особенно распространенной в период Империи и восходит к 18 г. до н.э. Подтверждением этому является серия денариев (римских серебряных монет), на которых богиня Виртус изображена с узнаваемыми чертами Августы. [22]
Геометрическая мозаика [ править ]
Одним из распространенных типов римских мозаик является геометрическая мозаика, свидетельства которой имеются по всей территории Римской империи. Геометрические мозаики часто состоят из замысловатых узоров в стиле лабиринтов или лабиринтов. Известно 57 напольных мозаик в стиле лабиринтов, большинство из них встречается в частных домах или банях. Все 57 были каталогизированы в 1977 году немецким археологом Виктором Дашевским. [23] Ученый Ребекка Молхолт обсуждает причины, по которым так много известных мозаик-лабиринтов были найдены в банях. Считалось, что мозаика лабиринта обладает апотропной силой, и это отражено во многих мозаиках, которые включают сцены мифических существ или истории. Кроме того, лабиринтные мозаики считались приносящими удачу тем, кто успешно пробирался по лабиринту. По пути в ванну спортсмены, скорее всего, проходили через эти лабиринты, готовясь к соревнованиям. Опыт ходьбы по лабиринту, вероятно, обострил бы чувства, поскольку участники остро ощущали бы свои ноги по мозаике на полу. [24]
Религия [ править ]
Одним из самых ранних примеров раннехристианского искусства в мозаике является напольная мозаика начала IV века на вилле в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет , Англия, на которой изображен Христос с Хи-Ро за головой. Мозаика сейчас находится в Британском музее . [10] Очень распространены мозаики Орфея , на которых часто изображено множество животных, нарисованных игрой бога; он также использовался в раннехристианском искусстве как символ Христа. Сцены Диониса - еще одна распространенная тема.
Когда римский период слился с поздней античностью , настенная мозаика стала доминирующей формой искусства в величественных церквях, а стиль позолоты стал обычным явлением. В Италии высока доля сохранившихся экземпляров.
Эмблемы [ править ]
Развитие мозаичной техники привело к появлению эмблемы, «сердца» всех мозаик. Слово «эмблема» используется для описания небольшой мозаики, изображающей небольшую жанровую сцену или натюрморт, характеризующуюся особенно тонкими мозаиками, выполненными отдельно и установленными в центральном или важном месте на основной панели.
Недавние находки [ править ]
2020 [ править ]
был обнаружен хорошо сохранившийся римский мозаичный пол, датируемый III веком нашей эры, похороненный под виноградником в Неграре . Сообщается, что в мае 2020 года после почти столетия поисков на месте давно потерянной виллы [25] [26] [27]
2022 [ править ]
была найдена неповрежденная римская мозаика возрастом 1600 лет размером 20 х 6 метров В октябре 2022 года под зданием в Ар-Растане , Сирия, . Ар-Растан, город недалеко от Хомса в Сирии, который удерживался повстанцами до 2018 года. Здание раскапывалось Генеральным управлением древностей и музеев Сирии и было передано в дар ливанским музеем Набу сирийскому государству . На момент раскопок было неясно, было ли здание, в котором размещалась мозаика, общественной баней или чем-то другим. На мозаике были изображены мифические сцены, в том числе изображения римского морского бога Нептуна и 40 его любовниц, а также Геракла, убивающего царицу амазонок Ипполиту . [28] [29]
Известные примеры [ править ]
- Александровская мозаика из Дома Фавна . в Помпеях
- Могила Юлиев в некрополе Ватикана , под базиликой Святого Петра , Рим.
- Мозаика «Гладиатор» с улицы Виа Касилина недалеко от Рима.
- Злитенская мозаика из Злитена в Ливии.
- « Цыганка» из Газиантепа , Турция.
- Мозаичные полы виллы Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина , Сицилия.
Галерея [ править ]
- Деталь Александровской мозаики , изображающая Александра Македонского , ок. 100 г. до н.э. , Помпеи.
- Нептун управляет своей колесницей
- Улисс во время своего путешествия
- Любовная сцена, I век.
- Римская мозаика с изображением актеров и игрока на авлосе (Дом трагического поэта, Помпеи)
- Комедийная маска
- Антиохийская мозаика
- Мозаика «Богоявление Диониса» с виллы Диониса (2 век нашей эры) в Дионе, Греция . Сейчас находится в Археологическом музее Диона .
- Суд Париса , мозаика из мрамора, известняка и стекла, 115–150 гг. н.э.; из триклиния Атриума в Антиохии-на-Оронте
- Злитенская мозаика с изображением гладиаторов , II век нашей эры.
- Мозаика с изображением Медузы и фигур четырех времен года из Паленсии , Испания, сделанная между 167 и 200 годами нашей эры.
- Римская мозаика из Пирея с изображением Медузы с использованием opus tessellatum , 2 век нашей эры, Национальный археологический музей Афин.
- Мозаика с изображением спортсменок, играющих в мяч на вилле Романа дель Казале на площади Армерина , IV век нашей эры.
- Позднеримские мозаики на вилле Романа Ла Ольмеда , Испания , IV-V века нашей эры.
- Мозаика из виллы Посейдона римской эпохи в Зевгме, Коммагене (ныне в Музее мозаики Зевгмы ), изображающая Ахиллеса на Скиросе , замаскированного под женщину, и Одиссея, обманом заставляющего его раскрыться.
- Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), сейчас находится в Археологическом музее Турина.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Бертольди 2011 .
- ^ Кнутсон, Крис (2007). «Рыбалка с Улиссом и Вакхом: две римские мозаики из Туниса» . Гастрономика . 7 (4): 7–9. дои : 10.1525/gfc.2007.7.4.7 . ISSN 1529-3262 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уиттс 2005 .
- ^ Вестгейт (2000) , стр. 255–256.
- ^ Джойс (1979) , с. 260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данбабин (1979) , с. 265.
- ^ Джойс (1979) , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вестгейт (2000) , стр. 255–275.
- ^ Джойс (1979) , стр. 253–254, 257–258.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мозаика Хинтон Святой Марии» . Британский музей. 2015 . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ Данбабин 1999 , с. 280.
- ^ Паккард 1980 .
- ^ Риккарди и др. 2009 .
- ^ Дональдсон 1965 .
- ^ Черные и правда 2013 .
- ^ Оливер 2001 .
- ^ «Физические аспекты политеистического римского стиля» . Университет Тафтса. 2005 . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Раван, К. (11 марта 2015 г.). «Открытия римской мозаики, сделанные во времени» . Мозаика. Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Данбабин, Кэтрин, доктор медицины (30 апреля 2014 г.), «Мифология и театр в мозаиках греко-римского Востока» , Использование изображений в поздней античности , Oxbow Books, стр. 227–252, doi : 10.2307/j.ctvh1dwzx.16 , получено 11 мая 2022 г.
- ^ Нокс, Э. Л. Скип. «Александр Македонский — Битва при Иссе (334 г.)» . История западной цивилизации, Государственный университет Бойсе. Архивировано из оригинала 25 марта 2015 года . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ «Римская мозаика, найденная в Ливии» . Новости24. 14 июня 2005 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Варнер, Эрик Р. (2001). «Портреты, сюжеты и политика: «Damnatio memoriae» и образы императорских женщин» . Мемуары Американской академии в Риме . 46 : 41–93. дои : 10.2307/4238780 . ISSN 0065-6801 . JSTOR 4238780 .
- ^ Филлипс, Энтони (1992). «Топология римских мозаичных лабиринтов» . Леонардо . 25 (3/4): 321–329. дои : 10.2307/1575858 . ISSN 0024-094X . JSTOR 1575858 . S2CID 192939467 .
- ^ Молхолт, Ребекка (сентябрь 2011 г.). «Мозаика римского лабиринта и опыт движения» . Художественный вестник . 93 (3): 287–303. дои : 10.1080/00043079.2011.10786009 . ISSN 0004-3079 . S2CID 191483638 .
- ^ «Древнеримский мозаичный пол обнаружен под виноградными лозами в Италии» . Хранитель . 27 мая 2020 г. Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ «Римский мозаичный пол, найденный под итальянским виноградником» . Новости Би-би-си . 27 мая 2020 г. Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ «Прекрасно сохранившийся древнеримский мозаичный пол, раскопанный под итальянским виноградником» . www.cbsnews.com . 28 мая 2020 г. Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ « Редкая» римская мозаика найдена в Растане, Сирия» . Новости Би-би-си . 13 октября 2022 г. Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Аджи, Альберт (12 октября 2022 г.). «Сирия раскопала «редкую» римскую мозаику в бывшем оплоте повстанцев» . АП Новости . Проверено 13 октября 2022 г.
Источники [ править ]
- Бертольди, Сюзанна (2011). Музеи Ватикана: откройте для себя историю, произведения искусства, коллекции [ Музеи Ватикана: откройте для себя историю, произведения, коллекции ]. Слоги. ISBN 978-8882712105 .
- Дональдсон, М. Кэтрин (1965). «Мозаика из гальки в Пирее» (PDF) . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 34 (2): 77–88. дои : 10.2307/147018 . JSTOR 147018 .
- Данбабин, Кэтрин, доктор медицины (1979), «Техника и материалы эллинистической мозаики», Американский журнал археологии , 83 (3), Археологический институт Америки: 265–277, номер документа : 10.2307/505057 , JSTOR 507451 , S2CID 193097937 .
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Данбабин, Кэтрин, доктор медицины (1999). Мозаики греческого и римского мира . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521461436 .
- Джойс, Хетти (1979), «Форма, функция и техника тротуаров Делоса и Помпеи», Американский журнал археологии , 83 (3), Археологический институт Америки: 253–263, номер документа : 10.2307/505056 , JSTOR 505056 , S2CID 191394716 .
- Нери, Элизабетта; Верита, Марко (2013). «Анализ стекла и металла мозаики из сусального золота от мозаик 1-9 веков. Вклад в технологические и хронологические знания». Журнал археологической науки . 40 (12): 4596–4606. Бибкод : 2013JArSc..40.4596N . дои : 10.1016/j.jas.2013.07.017 . hdl : 2158/1297266 .
- Оливер, Эндрю (2001). «Стеклянное сектильное панно Opus из Коринфа» (PDF) . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 70 (3): 349–363. дои : 10.2307/3182066 . JSTOR 3182066 .
- Паккард, Памела М. (1980). «Монохромная мозаика на перешейке» (PDF) . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 49 (4): 326–346. дои : 10.2307/147913 . JSTOR 147913 .
- Риккарди, Паола; Коломбан, Филипп; Турнье, Орели; Маккиарола, Мишель; Айед, Насер (2009). «Неинвазивное исследование стеклянной мозаики римского века с помощью рамановской спектроскопии». Журнал археологической науки . 36 (11): 2551–2559. Бибкод : 2009JArSc..36.2551R . дои : 10.1016/j.jas.2009.07.008 .
- Вестгейт, Рут (2000), «Pavimenta atque Emblemata vermiculata: региональные стили эллинистической мозаики и первые мозаики в Помпеях», Американский журнал археологии , 104 (2), Археологический институт Америки: 255–275, doi : 10.2307/507451 , JSTOR 507451 , S2CID 194101486 .
- Уиттс, Патрисия (2005). Мозаика в римской Британии: истории в камне . Страуд: History Press. ISBN 978-0752434216 .
Внешние ссылки [ править ]
