Мозаики Делоса
Мозаики Делоса представляют собой значительную часть древнегреческого мозаичного искусства . Большинство сохранившихся мозаик с Делоса , Греция , острова на Кикладах , датируются второй половиной 2-го века до нашей эры и началом 1-го века до нашей эры, в эллинистический период и начало римского периода Греции . Эллинистические мозаики больше не производились примерно после 69 г. до н. э. из-за войны с Понтийским королевством и последующего резкого сокращения населения острова и его положения как крупного торгового центра. Среди эллинистических греческих археологических памятников Делос содержит одну из самых высоких концентраций сохранившихся мозаичных произведений искусства. Примерно половина всех сохранившихся мозаичных греческих мозаик эллинистического периода происходит из Делоса.
Мощеные дорожки Делоса варьируются от простых конструкций из гальки или щепы до сложных мозаичных полов, составленных из мозаики . Большинство мотивов содержат простые геометрические узоры , и лишь немногие используют методы opus tessellatum и opus vermiculatum для создания ярких, натуралистических и богато окрашенных сцен и фигур. Мозаики были обнаружены в местах отправления культа , общественных зданиях и частных домах , причем последние обычно имеют либо план этажа неправильной формы , либо с перистилем центральный двор .
Хотя имеются незначительные следы пунико - финикийского и романо - итальянского влияния, делосская мозаика в целом соответствует основным тенденциям эллинистического искусства . Те же самые богатые покровители, которые заказывали картины и скульптуры на Делосе, возможно, также были причастны к найму художников-мозаиков из-за границы. Делосские мозаики имеют общие характеристики с мозаиками других частей греческого мира, например, македонскими мозаиками в Пелле . Они также имеют некоторые атрибуты греческих традиций живописи и часто используют аналогичную технику черного фона, встречающуюся в краснофигурной керамике классического периода . Некоторые из стилей и техник, обнаруженных на Делосе, очевидны в римском искусстве и мозаике , хотя современные римские образцы из Помпеи , например, показывают значительные различия в производстве и дизайне мозаик в западном и восточном Средиземноморье .
Знакомство [ править ]
Справа: делосская мозаика с голубями, стайками вокруг чаши, Археологический музей Делоса.
Археологические раскопки Делоса французской школой в Афинах начались в 1872 году. [4] с первоначальными описаниями мозаик, опубликованными в отчете французского археолога Жака Альбера Лебега в 1876 году. [5] Ровно 354 мозаики Делоса сохранились и были изучены французским археологом Филиппом Брюно . [2] [6] [7] Большинство из них относятся к позднему эллинистическому периоду , одновременному с поздней Римской республикой (т.е. вторая половина 2-го века до нашей эры и начало 1-го века до нашей эры). [2] [6] [8] [9] [10] Некоторые из них были датированы классическим периодом . [6] с одной мозаикой, относящейся к эпохе императорской Римской империи . [6] Брюно считал, что номинально недатированные изделия, исходя из их стиля, были изготовлены в тот же период, что и большинство экземпляров, примерно между 133 и 88 годами до нашей эры. [6]
В 167 или 166 году до нашей эры, после победы римлян в Третьей Македонской войне , Рим уступил остров Делос афинянам , которые изгнали большую часть коренных жителей. [3] Разрушение Коринфа римлянами в 146 г. до н.э. позволило Делосу хотя бы частично взять на себя роль главного торгового центра Греции. процветание Делоса, строительная деятельность и численность населения значительно снизились после того, как остров подвергся нападению войск Митридата VI Понтийского Коммерческое в 88 и 69 годах до нашей эры, во время Митридатовых войн с Римом. [11] Несмотря на вторжения Понта, остров постепенно покинули после того, как Рим установил более прямые торговые связи с Востоком , что сделало Делос маргинализированным как ключевой промежуточный пункт для торговли, ведущей на Восток . [12]
Характеристики [ править ]
Состав [ править ]
В состав мозаик и тротуаров Делоса входят простые галечные конструкции, щебень из белого мрамора, фрагменты керамики, кусочки мозаики . [2] [6] [13] Последний делится на две категории: более простой, мозаичный opus tessellatum с использованием больших кусков мозаики, в среднем восемь на восемь миллиметров, [14] и более тонкий opus vermiculatum, в котором используются кусочки мозаики размером менее четырех на четыре миллиметра. [2] [6] [15] Во многих делосских мозаиках используется смесь этих материалов, при этом наиболее распространенным является щебень. Последний встречается в 55 домах и обычно занимает первый этаж. [16] Большинство делосских мозаик представляют собой обломки мрамора, вставленные в цементный пол; другие основания полов состоят либо из утрамбованной земли , либо из гнейсовых плит . [17] Тротуары на кухнях и в туалетах были построены из глиняной посуды, кирпича и фрагментов плитки с целью гидроизоляции . [18] Тонкие полоски свинца , вмонтированные в цемент, часто используются для выделения контуров мозаик с геометрическим рисунком, но отсутствуют в более сложных мозаичных фигурных мозаиках. [19]

Расположение и расположение [ править ]
Хотя некоторые мозаики были обнаружены в религиозных святилищах и общественных зданиях , большинство из них были найдены в жилых зданиях и частных домах . [20] Большинство этих домов имеют неправильную планировку , а вторая по величине группа построена с центральным двором с перистилем . [21] Простую мозаику обычно использовали для обычных дорожек, тогда как в комнатах, предназначенных для приема гостей, мозаика была более богато украшена. [22] [23] Однако только 25 домов Делоса украшены мозаикой opus tessellatum , и только восемь домов имеют opus vermiculatum в стиле мотивы и фигурные сцены. [6] [15] Подавляющее большинство декорированных полов имеют только простые геометрические узоры. [6] также чаще Мозаику opus vermiculatum и opus tessellatum можно найти в комнатах наверху, чем на первых этажах древних делийских домов. [24] За исключением Дома Диониса и Дома дельфинов, дворы перистилей Делоса украшены только цветочными и геометрическими мотивами. [23]

Узоры и мотивы [ править ]
Среди различных узоров и мотивов делийской мозаики есть трехцветный ромб трехмерную иллюзию кубов в перспективе . , который создает для зрителя [1] [2] Этот шаблон встречается в пятнадцати разных местах, что делает его одним из самых распространенных. [1] Другие мотивы включают волны и ступенчатые треугольники, а основные темы включают морские , театральные , природные или мифологические объекты и фигуры. [24] Узор с одной волной, распространенный мотив в эллинистическом искусстве , является наиболее преобладающим типом оформления границ мозаик на Делосе и может быть найден в других местах, таких как Арсамея (хотя и расположен в противоположном направлении). [14] [26] Мотив розетки , который встречается в мозаиках различных эллинистических памятников Средиземноморья, часто сочетается с одноволновыми бордюрами в делосских мозаиках. [25] Типичный эллинистический мотив пальметты используется в мозаике Делоса для заполнения четырех углов вокруг центрального мотива розетки. [27] Иллюзия объемного рельефа в фигурных сценах делосских мозаик обычно достигалась применением полихромии с белыми, черными, желтыми, красными, синими и зелеными оттенками. [14]
Истоки композиции, техники, расположения и стиля делосской мозаики можно найти в галечных мозаиках Олинфа на севере Греции, где мозаика V века до нашей эры в Халкидиках расположена в центре цементных полов и использует гирлянды, меандр и волновые узоры вокруг централизованного мотива или фигурной сцены. [28] Эта схема дизайна аналогична схеме мозаики Пеллы в Македонии IV века до нашей эры , хотя в мозаиках из гальки там используется более широкий диапазон цветов для создания эффекта объема. [29] Переход от галечной мозаики к более сложной мозаичной мозаике, возможно, возник в эллинистически- греческой Сицилии в III веке до нашей эры и развивался в таких местах, как Моргантина и Сиракузы . [29] [30] Как и Олинтус, мозаики Моргантины содержат гирлянды, волны и меандры, хотя последний в конечном итоге был выполнен с перспективой . [29]
и происхождение этническое Культура
За исключением символа пунико-финикийской богини Танит , все мотивы тротуаров типично эллинистического греческого происхождения, хотя некоторые растворы для тротуаров, используемые с узорами тессеры, выдают некоторое итальянское влияние . [9] В три основные этнические группы Делоса входили греки (в основном афинского происхождения), сирийцы/финикийцы и итальянцы / римляне , но весьма вероятно, что многие из этих итальянцев были италиотами , грекоязычными уроженцами Великой Греции на территории нынешней южной части острова. Италия . [31] Жители Делоса греческого, итальянского и сирийского происхождения владели мозаикой в своих частных домах, но Винсент Дж. Бруно утверждает, что дизайн их мозаичных произведений был полностью обязан греческим художественным традициям. [32]
Значение [ править ]
корпус эллинистического мозаичного Сохранившийся искусства
Французский археолог Франсуа Шаму считал мозаику Делоса «высшей точкой» и вершиной древнегреческого мозаичного искусства, в котором мозаика использовалась для создания богатых, детализированных и красочных сцен. [8] Этот эллинистический стиль мозаики продолжался до конца античности и, возможно, повлиял на широкое использование мозаики в западном мире в средние века . [8] В своем исследовании быта и произведений искусства средиземноморских торговых центров Биргит Танг проанализировала три археологических памятника: Делос в Эгейском море , Карфаген на территории современного Туниса и Эмпорион , современный Эмпуриес в Каталонии , Испания , который когда-то был греческой колонией . [33] Причины, по которым она выбрала именно эти места для исследования и сравнения, включают их статус крупных центров морской торговли, а также относительно хорошо сохранившиеся руины городских домов. [34]
Рут Вестгейт пишет, что на Делосе находится примерно половина всех сохранившихся мозаичных греческих мозаик эллинистического периода. [35] По ее оценке, памятники Делос, Моргантина и Солунтум на Сицилии содержат наибольшее количество сохранившихся свидетельств эллинистической греческой мозаики. [36] Хариклиа Брекулаки утверждает, что мозаика Делоса представляет собой самую большую коллекцию греческих мозаик. [2] Она также утверждает, что только столица Македонии Пелла может считаться равной по количеству частных домов (в отличие от королевских резиденций), украшенных сложной настенной росписью, подписанной мозаикой и отдельно стоящими мраморными скульптурами . [37] Кэтрин, доктор медицинских наук Данбабин, пишет, что, хотя многие эллинистические мозаики были найдены в материковой Греции , Малой Азии и северо-восточной Африке (т.е. в Кирене ), только на острове Делос они встречаются в «достаточном количестве, чтобы можно было сделать общие выводы об их использовании и природа." [6]
Сравнения с римскими Помпеями [ править ]
Изображение справа : деталь Александра Македонского из Александровской мозаики , Дома Фавна , Помпеи , Италия, конец II или начало I века до нашей эры.
В своем сравнительном анализе мозаичного искусства в греко-римском мире Хетти Джойс выбрала мозаику Делоса и римской Помпеи в качестве главных репрезентативных образцов для определения различий в форме, функции и технике изготовления мозаик на греческом Востоке и латинском Западе . [38] Причиной выбора этих двух мест являются хорошо сохранившиеся тротуары, надежная датировка образцов концом 2-го и началом 1-го веков до нашей эры, а также, благодаря обширной документации делосских мозаик Брюно, достаточному количеству академических данных. литература, посвященная каждому сайту, для сравнения. [39] Рут Вестгейт в своем обзоре и сравнительном исследовании эллинистических греческих мозаик с мозаиками Помпеи приходит к выводу, что римские мозаики , датированные первым помпейским стилем настенной живописи в конце 2-го и начале 1-го веков до нашей эры, были заимствованы из греческой традиции. [40] Однако она подчеркивает, что помпейские мозаики отличались от своих греческих аналогов тем, что почти исключительно содержали фигурные сцены вместо абстрактных рисунков, на простых тротуарах, скорее всего, установленных местными мастерами и изготовленных отдельно от фигурных панелей, последние из которых, возможно, были изготовлены греческими мастерами. для своих римских покровителей. [41]
Из-за сходства между эллинистическими настенными росписями на Делосе и первым стилем Помпеи Джойс утверждает, что различия в делосской и помпейской мозаиках являются преднамеренным продуктом художественных предпочтений, а не результатом незнания традиций друг друга. [42] Эти различия включают широкое использование opussigninum в Помпеях, и только четыре известных примера на Делосе; использование opus sectile в Помпеях и полное его отсутствие на Делосе; преобладающее использование полихромных узоров и замысловатых трехмерных фигурных рисунков в мозаиках Делоса по сравнению с двумерными рисунками в Помпеях, которые в лучшем случае используют два цвета. [43] Сложные трехмерные фигурные мозаики с использованием полихромных рисунков для создания иллюзии света и тени не производились в Помпеях до Помпейского второго стиля настенной росписи (80–20 до н.э.) и считаются заимствованием тенденций эллинистического искусства. [44] Хотя свинцовые ленты использовались в эллинистических мозаиках Делоса, Афин и Пеллы (Греция), Пергама (Турция), Каллатиды (Румыния), Александрии (Египет) и Херсонеса ( Крымский полуостров ), они отсутствуют в мозаиках Западного Средиземноморья Мальта , Сицилия и итальянский полуостров . [19] Вестгейт утверждает, что эллинистическую мозаику можно разделить на две большие категории: восточную и западную, в зависимости от их различных стилей и методов изготовления. [41]
древнегреческого искусства Связи с другими средствами
краснофигурная керамика Ко времени создания мозаик Делоса уже не производилась. Техника краснофигурной керамики с черным фоном все еще ценилась в македонских галечных мозаиках IV века до нашей эры из Пеллы и в мозаиках Делоса, таких как белофигурная мозаика Тритона с тессерами. [45] Техника черного фона позже использовалась в стеклянном искусстве , таком как камея , особенно римское стекло (например, Портлендская ваза , Джемма Августа , Большая камея Франции и т. д.). [45]
Волнистый мотив гирлянды на черном фоне из фресок в стиле каменной кладки на Делосе ранее использовался в греческих произведениях, начиная от ваз IV века до нашей эры и заканчивая македонскими мозаиками Пеллы , особенно мозаикой «Оленья охота» . [46] Однако художники Делоса, возможно, изобрели свой собственный декоративный жанр, используя сочетание этих старых элементов с новыми натуралистическими красками. [46] Помимо черного фона, мозаика, такая как «Охота на оленя», также была вдохновлена иллюзионистскими, трехмерными качествами греческих картин. [47] На Делосе картины и мозаики унаследовали те же классические греческие стандарты мастерства, освещения, теней и цвета. [32] Скульпторы, художники и мозаичники, возможно, все были частью одной и той же системы патронажа на Делосе, что в некоторых случаях требовало импорта иностранных художников. [48]
Дома и городские кварталы [ править ]
Мозаики Северного квартала [ править ]
В северном квартале Делоса находится Ювелирный квартал, где были обнаружены более старые постройки, такие как мастерские и другие археологические находки, датируемые III веком до нашей эры и началом II века до нашей эры. [49] Ко второй половине II века до н.э. на их месте появились частные дома, построенные в наиболее характерном для Делоса стиле: узкий прямоугольный план этажа с центральным двором, вестибюлем в передней части и большим главным помещением в передней части. задняя часть. Квартал Дома Масок — единственный район Делоса, где нет этого архетипического плана дома. [50] Некоторые дома Северного квартала украшены мозаичными декорациями с мифологическими сценами, в том числе Ликургом Фракийским и Амброзией в мозаике верхнего этажа, а также Афиной и Гермесом вместе с сидящей женщиной в мозаике главной комнаты. [24]
- Деталь мозаики из Ювелирного квартала Делос, изображающая голову быка с листвой.
- Деталь мозаики из Ювелирного квартала Делос, изображающая древнегреческую театральную маску.
- Деталь мозаики из Ювелирного квартала Делос, изображающая древнегреческую театральную маску.
Мозаики Театрального квартала [ править ]
Большинство домов в многолюдном Театральном квартале Делоса имеют планировку этажей неправильной формы (например, трапециевидную ), а не квадратную или прямоугольную. [51] Узкая и неравномерная сетка улиц не похожа на другие кварталы, где улицы обычно сходятся примерно под прямым углом. [52] Подобно большинству раскопанных домов Делоса, дома в Театральном квартале имеют открытый двор без портиков , а не перистиль с колоннами. [53] Некоторые дома Театрального квартала вообще лишены внутренней отделки: нет ни настенных росписей, ни мозаики, что необычно для большинства делийских домов. [9]
- Мозаика с изображением дельфина и якоря.
- Руины дома с мозаичным полом
- Мозаика с волнистой каймой
- Напольная мозаика с кубическим геометрическим рисунком среди руин дома
Дом Диониса [ править ]
Мозаика Делоса, изображающая Диониса верхом на тигре в Доме Диониса, является одним из лучших примеров opus vermiculatum , по мнению Данбабина, и сравнима с Дионисом верхом на леопарде из Дома Масок, если не с более простым предшественником мозаики из гальки. от столицы Македонии Пеллы. [1] Однако ключевым тематическим отличием являются крылья Диониса, которые предполагают его воплощение как даймона, а не бога. [2] [54] Тессеры, изготовленные из стекла , фаянса , терракоты и натуральных камней, разделены на кусочки размером примерно один квадратный миллиметр, что обеспечивает четкие детали и сложную цветовую гамму. [2] [54]
- Дионис верхом на тигре
- Крупный план и детали крылатого Диониса и тигра.
- Деталь эллинистического стеклянного сосуда с мозаики Диониса верхом на тигре.
- Напольная мозаика в перистилевом зале Дома Диониса.
Дом масок [ править ]
Дом масок назван в честь мозаичного мотива театральных масок, украшающих свитки плюща, расположенные полосами вокруг центральной поверхности, украшенной кубическим узором. [55] Более замысловато украшенные мозаики находятся в четырех разных комнатах, ответвляющихся от перистиля, вымощенного мраморной крошкой, а мозаика коридоров выполнена из амфор . фрагментов [56] В центре одной мозаики находится фигура Диониса верхом на леопарде на черном фоне, аналогичном мозаике в Доме Диониса. [55] Другая центральная мозаика изображает флейтиста и танцующую фигуру, последняя, возможно, представляет Силена . [55] Только фигура Диониса использует метод вермикулума . Другим мозаикам дома не удается достичь натурализма более тонких фигурных сцен и мотивов, но они, тем не менее, демонстрируют попытку имитировать их иллюзионистские качества с помощью мозаичной техники. [55]
- Дионис верхом на кошачьем существе
- танцует Одетая в шелк фигура под дудку флейтиста.
- Мозаика театральной маски
Дом дельфинов [ править ]
Дом дельфинов украшен необычным для Делоса напольным мозаичным узором в перистиле: круг, заключенный в квадратный контур. [57] В каждом углу площади расположены пары дельфинов, верхом на крошечных крылатых фигурках, несущих эмблемы различных греческих божеств , а именно тирс , кадуцей , трезубец и один предмет, который отсутствует из-за повреждений. [57] Круг содержит центральную розетку, окруженную цветочными гирляндами и грифонами . [57] Мозаика, подписанная неким Асклепиадом из Арадоса (в древней Финикии , ныне западной Сирии ), является одним из двух примеров с Делоса, на которых стоит подпись оригинального художника. [57]
- Дельфины и всадники рядом с полосами одноволновых мотивов.
- Перистильный двор с колоннами, окружающими мозаичный пол.
- Крупный план напольной мозаики с изображением круга внутри квадрата.
Дом у озера [ править ]
Похож на дизайн большинства домов Делоса. [51] Дом у озера — это дом неправильной формы (в отличие от прямоугольной или квадратной формы), расположенный недалеко от священного озера и населенный примерно с 300 по 100 год до нашей эры. перистиля Имплювий украшен мотивом с геометрическим узором вокруг центральной розетки, окруженной со всех сторон монолитными колоннами в ионическом стиле . [58]
- Пример границы с одноволновым рисунком
- Кубическая мозаика с одноволновой каймой
- Имплювий и напольная мозаика с другого ракурса
Дом Трезубца [ править ]
Дом Трезубца содержит панели в перистиле с мотивом черного дельфина, расположенного вокруг красного якоря, и черных трезубцев на белом фоне. Тема предполагает, что владельцы дома были каким-то образом связаны с морскими занятиями . [59] Эти простые двухмерные мозаики контрастируют с разноцветными, мелкодетализированными трехмерными эллинистическими мозаиками из фигур и мотивов. [55] Возможно, они сравнимы или даже связаны с черно-белыми мозаиками тротуаров, которые появились в римской Италии несколько десятилетий спустя. [55]
- Вид на двор с напольной мозаикой.
- Еще один вид на двор и мозаику.
См. также [ править ]
- Археологический музей Делоса
- История Киклад
- Византийские мозаики
- Позднеантичная и средневековая мозаика в Италии.
- Музей мозаики Зевгмы
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Данбабин (1999) , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Брекулаки (2016) , с. 678.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тан (2005) , с. 14.
- ^ ЮНЕСКО .
- ^ Лебег (1876) , стр. 130–131, 133, 134–135, 140.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Данбабин (1999) , с. 30.
- ^ Джойс (1979) , с. 253, сноска №1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шаму (2002) , с. 375.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тан (2005) , с. 48.
- ^ Джойс (1979) , с. 253, сноска №2; 255.
- ^ Тан (2005) , стр. 14, 32.
- ^ Джойс (1979) , с. 253, сноска №2.
- ^ Тан (2005) , стр. 45, 47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джойс (1979) , с. 256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тан (2005) , с. 45.
- ^ Тан (2005) , с. 47.
- ^ Джойс (1979) , с. 255.
- ^ Джойс (1979) , стр. 255–256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джойс (1979) , с. 258.
- ^ Данбабин (1999) , стр. 30–32.
- ^ Тан (2005) , с. 40.
- ^ Данбабин (1999) , стр. 30–32, 306.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тан (2005) , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тан (2005) , с. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хачлили (2009) , стр. 9–10.
- ^ Хачлили (2009) , с. 10.
- ^ Хачлили (2009) , с. 11.
- ^ Джойс (1979) , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джойс (1979) , с. 260.
- ^ Данбабин (1979) , с. 265.
- ^ Тан (2005) , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруно (1985) , стр. 13–14.
- ^ Тан (2005) , стр. 13–18.
- ^ Тан (2005) , стр. 13–14.
- ^ Вестгейт (2000) , стр. 255–256.
- ^ Вестгейт (2007) , с. 313.
- ^ Брекулаки (2016) , стр. 673, 678.
- ^ Джойс (1979) , стр. 253–263.
- ^ Джойс (1979) , стр. 253–254.
- ^ Вестгейт (2000) , стр. 255–275.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вестгейт (2000) , с. 255.
- ^ Джойс (1979) , с. 254.
- ^ Джойс (1979) , стр. 256–257.
- ^ Джойс (1979) , с. 257.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруно (1985) , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруно (1985) , с. 21.
- ^ Хардиман (2010) , с. 518.
- ^ Бруно (1985) , с. 12–13.
- ^ Тан (2005) , с. 32.
- ^ Тан (2005) , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тан (2005) , с. 33.
- ^ Тан (2005) , с. 31.
- ^ Тан (2005) , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данбабин (1999) , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Данбабин (1999) , с. 35.
- ^ Данбабин (1999) , стр. 33–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Данбабин (1999) , с. 33.
- ^ Цифровая библиотека Крэйна и Персея .
- ^ Данбабин (1999) , стр. 35, 306.
Ссылки [ править ]
- Брекулаки, Хариклиа (2016), «Греческий интерьер: материалы и технологии в искусстве косметологии и демонстрации», в Ирби, Джорджия Л. (редактор), « Спутник науки, технологий и медицины в Древней Греции и Риме» , Блэквеллские товарищи по древнему миру, том. 1, Оксфорд: Уайли-Блэквелл , стр. 672–692, ISBN. 978-1-118-37267-8 .
- Бруно, Винсент, Дж. (1985), Техники эллинистической живописи: свидетельства фрагментов Делоса , Колумбийские исследования классической традиции, том. 11, Лейден: Э.Дж. Брилл , ISBN 978-90-04-07159-9 .
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Шаму, Франсуа (2002) [1981], Эллинистическая цивилизация , перевод Мишеля Русселя, Оксфорд: Блэквелл, ISBN 978-0-631-22242-2 .
- Крейн, Грегори Р., Делос, Дом у озера (здание) , Цифровая библиотека Персея (Университет Тафтса) , получено 17 июля 2017 г.
- Данбабин, Кэтрин, доктор медицинских наук (июль 1979 г.), «Техника и материалы эллинистической мозаики», Американский журнал археологии , 83 (3), Археологический институт Америки: 265–277, номер документа : 10.2307/505057 , JSTOR 505057 , S2CID 193097937 .
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) (требуется подписка) - Данбабин, Кэтрин, доктор медицины (1999), Мозаики греческого и римского мира , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , ISBN 978-0-521-00230-1 .
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Хачлили, Рэйчел (2009), Древние мозаичные тротуары: темы, проблемы и тенденции: избранные исследования , Лейден: EJ Brill, ISBN 978-90-04-16754-4 .
- Хардиман, Крейг И. (2010), «Классическое искусство до 221 г. до н. э.» , Ройсман, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.), Спутник Древней Македонии , Оксфорд: Wiley-Blackwell, стр. 505–521, ISBN 978-1-4051-7936-2 .
- Джойс, Хетти (июль 1979 г.), «Форма, функция и техника тротуаров Делоса и Помпеи», Американский журнал археологии , 83 (3), Археологический институт Америки: 253–263, doi : 10.2307/505056 , JSTOR 505056 , S2CID 191394716 . (требуется подписка)
- Лебег, Жак Альбер (1876), Recherches sur Délos , Париж: Э. Торен, ISBN 978-1167633836 .
- Тан, Биргит (2005), Делос, Карфаген, Ампуриас: жилье трех средиземноморских торговых центров , Рим: L'Erma di Bretschneider (Accademia di Danimarca), ISBN 978-88-8265-305-7 .
- ЮНЕСКО , Делос , дата обращения 5 февраля 2020 г.
- Вестгейт, Рут (апрель 2000 г.), «Pavimenta atque Emblemata vermiculata: региональные стили эллинистической мозаики и первые мозаики в Помпеях», Американский журнал археологии , 104 (2), Археологический институт Америки: 255–275, doi : 10.2307/ 507451 , JSTOR 507451 , S2CID 194101486 . (требуется подписка)
- Вестгейт, Рут (2007), «Богатый образец жизни: украшение как доказательство функции комнаты в эллинистических домах», Британская школа в Афинах , 15 , Британская школа в Афинах : 313–321, JSTOR 40960601 . (требуется подписка)
Внешние ссылки [ править ]
