Jump to content

Византийские мозаики

Мозаика X века с изображением Богородицы с Младенцем на золотом фоне в бывшем соборе Святой Софии в Стамбуле, Турция.

Византийские мозаики — это мозаики, созданные с 4 по 15 вв. [1] и под ее влиянием века в Византийской империи . Мозаика была одной из самых популярных [2] и исторически значимые формы искусства, созданные в империи, и они до сих пор широко изучаются историками искусства. [3] Хотя византийская мозаика возникла из более ранних эллинистических и римских практик и стилей, [4] ремесленники Византийской империи добились важных технических достижений. [4] и превратил мозаичное искусство в уникальную и мощную форму личного и религиозного самовыражения, которая оказала значительное влияние на исламское искусство, созданное в Омейядов и Аббасидов халифатах , а также в Османской империи . [2]

С этого периода сохранились два основных типа мозаики: настенная мозаика в церквях, а иногда и во дворцах, выполненная с использованием стеклянной мозаики , иногда подкрепленная сусальным золотом для эффекта золотого грунта , и напольная мозаика, которая в основном была обнаружена археологами. В них часто используются кусочки камня, и они, как правило, менее изысканны в создании изображений. Сохранившихся светских настенных мозаик немного, но они имеют схожий сюжет с напольной мозаикой, где многие сюжеты очень похожи как в церквях, так и в домах; ходить по изображениям священных фигур было неприемлемо. Религиозные мозаики имеют схожий сюжет с тем, что можно найти в другом сохранившемся религиозном византийском искусстве в нарисованных иконах и рукописных миниатюрах. Напольная мозаика часто имеет изображения геометрических узоров, часто с вкраплениями животных. Популярны сцены охоты и венации , арены, где убивают животных.

Византийские мозаики продолжали оказывать влияние на художников Нормандского королевства Сицилии , Венецианской республики и, благодаря распространению православия , в Болгарии , Сербии , Румынии и России . [5] В современную эпоху художники всего мира черпали вдохновение в простоте и символизме, а также в их красоте. [6]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Византийские мозаики могут проследить свое происхождение от греческой традиции строительства дорог, поскольку греческие дороги часто создавались с использованием мелкой гальки, организованной в узоры. К эллинистическому периоду напольное и настенное искусство из натуральной гальки было распространено как в домашних, так и в общественных местах. Позже, когда Римская империя расширилась и стала доминирующей культурной силой в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, римские художники находились под сильным влиянием греческого искусства, с которым они столкнулись, и начали устанавливать мозаику в общественных зданиях и частных домах по всей империи. Они также добавляли небольшие кусочки глины или стекла, называемые тессеры , материал, который также использовался в эллинистический период. Использование тессеры позволило художникам создавать более красочные и детализированные изображения. [7]

Юстиниан I, изображенный на мозаике базилики Сан-Витале , Равенна, Италия.

В 330 году нашей эры император Константин перенес столицу империи из Рима в Византию (современный Стамбул ), переименовав ее в Константинополь в честь себя. Историки обычно используют эту дату для обозначения начала Византийской империи и делят византийское искусство на три исторических периода: ранний (ок. 330–750), средний (ок. 850–1204) и поздний (ок. 1261–1453). [1]

Ранний период

[ редактировать ]
Мозаичный потолок шестого века базилики Сан-Витале в Равенне, Италия.

Обращение Константина в христианство привело к обширному строительству христианских базилик в конце 4 века, в которых мозаика пола, стен и потолка была принята для христианских целей. Самые ранние примеры христианских базилик не сохранились, но мозаики Санта-Констанца и Санта-Пуденциана , обе датированные IV веком, все еще существуют. В другой великой константиновской базилике, церкви Рождества Христова в Вифлееме , частично сохранился оригинальный мозаичный пол с типичными римскими геометрическими мотивами.

Правление Юстиниана I в VI веке совпало с первым золотым веком Византийской империи. [8] В 537 году он завершил строительство нового патриаршего собора в столице Константинополе, который станет мировым центром Православной Церкви: Святой Софии . В то время это было самое большое здание в мире и считалось воплощением византийской архитектуры . [9] Собор был полностью украшен, несомненно, одними из самых невероятных фигуративных мозаик того времени, но, к сожалению, все они были уничтожены во время иконоборчества последовавшего . Самые старые мозаики, существующие сегодня в соборе Святой Софии, датируются 10-12 веками, а не более ранним периодом. [10]

После разграбления Рима Равенна стала столицей Западной Римской империи с 402 по 476 год, когда империя распалась после завоевания Теодорихом Великим и остготами . Пока Равенна находилась под контролем готов, арианские покровители приступили к реализации заметной программы строительства часовен и баптистерий в Равенне. В 535 году город был завоеван Юстинианом I , который создал Равеннский экзархат , фактически сделав Равенну резиденцией византийской власти на итальянском полуострове. Православные епископы при Юстиниане продолжили и расширили строительство базилик в соседнем портовом городе Классе , заказав одни из лучших мозаик в мире. Сохранившиеся памятники, некоторые из которых предшествуют Экзархату, включают базилику Сан-Витале , Архиепископскую капеллу , Арианский баптистерий , Неонийский баптистерий , мавзолей Галлы Плацидии , базилику Сант-Аполлинаре Нуово , мавзолей Теодориха и базилику Сант. «Аполлинар в классе» . Все восемь этих памятников вписаны в ЮНЕСКО Внесен в список Всемирного наследия как великолепные образцы раннехристианского мозаичного искусства. [11]

Мозаики IV века в Ротонде в Салониках , Греция, которые являются одними из самых ранних сохранившихся примеров раннехристианского мозаичного искусства.

Хотя Равенна, возможно, и самая известная, она ни в коем случае не единственное место, где сегодня хорошо сохранились ранневизантийские мозаики. Город Салоники в Греции был вторым по значимости городом империи как по богатству, так и по размеру. [12] и, как и Равенна, ее раннехристианские памятники были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Шедевры раннего мозаичного искусства в Салониках включают церковь Осиоса Давида , собор Святого Деметриоса и Ротонду . [13]

Кроме того, археологические открытия в 19 и 20 веках обнаружили множество ранневизантийских мозаик на Ближнем Востоке , в том числе карту Мадабы в Иордании, а также другие образцы в Египте, Ливане, Сирии, Израиле и Палестине.

Иконоборчество

[ редактировать ]
Мозаика X века в соборе Святой Софии в Стамбуле, Турция.

События, которые отмечают разделение между ранним и средним византийским искусством, называются иконоборческими спорами , которые происходили с 726 по 842 год. Этот период определяется глубоким скептицизмом по отношению к иконам ; Фактически, император Лев III наложил полный запрет на создание религиозных изображений, а власти Православной церкви поощряли повсеместное уничтожение религиозного искусства, включая мозаику. В результате иконоборческий период резко сократил количество сохранившихся образцов византийского искусства раннего периода, особенно крупных религиозных мозаик. [14]

Средневизантийская и поздневизантийская мозаика.

[ редактировать ]

После иконоборчества византийские художники смогли возобновить создание религиозных изображений, которые люди воспринимали не как идолов, которым нужно поклоняться, а как символические и церемониальные элементы религиозных ритуальных пространств. [5] Первую часть этого периода, с 867 по 1056 год, иногда называют Македонским Возрождением и считают вторым золотым веком Византийской империи. [15] Церкви по всей империи, и особенно собор Святой Софии в Константинополе, были украшены одними из лучших когда-либо созданных образцов византийского искусства. Например, монастыри Хосиос Лукас , Дафни и Неа Мони на Хиосе были признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. [16] и они содержат одни из самых великолепных византийских мозаик этого периода. [2]

Мозаика XI века работы византийских художников в соборе Торчелло , Венеция, Италия

До катастрофического разграбления Константинополя в 1204 году Четвертой армией крестоносцев Византия рассматривалась многими в Европе как последний свет цивилизации из-за унаследованного ею наследия Рима и продолжающегося культурного развития. Таким образом, в течение X и XI веков даже государства, враждовавшие с Византийской империей, подражали византийскому стилю и искали греческих художников для создания циклов религиозной мозаики. Например, нормандский король Сицилии Роджер II был активно враждебен Византии, но он импортировал греческих мастеров для создания мозаик для собора Чефалу . [5] Точно так же самые ранние сохранившиеся мозаики в базилике Святого Марка в Венеции, вероятно, были созданы художниками, покинувшими Константинополь в середине 11 века и также работавшими в соборе Торчелло . [17]

Как и другие мозаики, византийские мозаики состоят из небольших кусочков стекла, камня, керамики или другого материала, которые называются тессеры . [18] В византийский период мастера расширили список материалов, из которых можно было превратить мозаику, включив в нее сусальное золото и драгоценные камни, и усовершенствовали их конструкцию. Прежде чем укладывать тессеры, был тщательно подготовлен фундамент из нескольких слоев, последний из которых представлял собой мелкую смесь измельченной извести и кирпичного порошка. На этой влажной поверхности художники рисовали изображения и использовали такие инструменты, как веревки, циркуль и штангенциркуль, чтобы очертить геометрические фигуры, прежде чем мозаику тщательно зацементировать на месте для создания окончательного изображения. [4]

Византийская мозаика XI века из монастыря Дафни в Хайдари, пригороде Афин, Греция.

Эстетика

[ редактировать ]

В византийском религиозном искусстве, в отличие от предшествовавшего ему классического греческого и римского искусства, символизм стал важнее реализма. Вместо того, чтобы сосредоточиться на создании максимально реалистичных изображений, мозаичисты этого времени хотели создать идеализированные, а иногда и преувеличенные изображения того, что существовало внутри души человека. Кроме того, при использовании в религиозном пространстве общий эффект, создаваемый морем блестящих, ярких и позолоченных мозаик, преобладал над буквальным реализмом. Целью художника было создать общее ощущение трепета, пребывания в духовной сфере, [4] или даже ощущение присутствия Бога. [6] Детали не должны были отвлекать от основной темы. [19]

Однако не все византийские мозаики носили религиозный характер. Фактически, мозаичное искусство обычно использовалось для украшения полов и стен общественных и частных помещений геометрическими узорами и светскими фигуративными сюжетами. [2]

Влияние и наследие

[ редактировать ]
Мозаика Купола Скалы в Иерусалиме демонстрирует влияние византийского дизайна.

Некоторые западные историки искусства отвергли или упустили из виду византийское искусство в целом. Например, очень влиятельный художник и историк Джорджо Вазари определял эпоху Возрождения как отказ от «этого неуклюжего греческого стиля» ( «quella greca goffa maniera») . [20] Однако византийские художники и их мозаики, в частности, оказали большое влияние на быстро развивающееся исламское декоративное искусство, на Кейван Русь , [5] и современных художников со всего мира. [6]

Исламское искусство зародилось в VII веке, когда художники и мастера в основном обучались византийским стилям, и хотя образное содержание было значительно сокращено, византийские декоративные стили продолжали оказывать большое влияние на исламское искусство.

По мере распространения восточного православного христианства на север и восток Византийская империя стала экономически и культурно связана с Киевской Русью . В конце X века Владимир Великий ввел христианство своим крещением и своим указом распространил его на всех жителей Киева. К 1040-м годам византийские художники-мозаики работали в соборе Святой Софии в Киеве, оставив неизгладимое наследие не только в русском декоративном искусстве, но и в средневековой живописи. [5]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Путеводитель по византийскому искусству для начинающих» . Ханская академия . Проверено 26 декабря 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Византийская мозаика» . www.medievalchronicles.com . 13 марта 2016 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
  3. ^ Спенсер, Гарольд (1976). Чтения по истории искусств . Скрибнера. п. 167.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Траверсо, В.М. (07.11.2018). «Захватывающая красота византийской мозаики» . Алетейя — католическая духовность, образ жизни, мировые новости и культура . Проверено 26 декабря 2019 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и «Византийское искусство: характеристика, история» . www.visual-arts-cork.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Китцингер, Эрнст (1977). Становление византийского искусства: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III–VII веков . ISBN  0-674-08956-1 . ОСЛК   70782069 .
  7. ^ «Римская мозаика» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 декабря 2019 г.
  8. ^ Грэм-Диксон, Эндрю. Грегори, Марк. (2007), Искусство вечности , BBC, OCLC   778853051 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Фасио, Майкл В. (2009). Здания во времени: введение в мировую архитектуру . Моффетт, Мэриан., Вудхауз, Лоуренс. (Третье изд.). Бостон, Массачусетс: Высшее образование Макгроу-Хилла. ISBN  978-0-07-305304-2 . OCLC   223381546 .
  10. ^ Тутус, Садан (2014). "10.14744/nci.2014.84803" . Северные клиники Стамбула . 1 (2): 78–83. дои : 10.14744/nci.2014.84803 . ISSN   2148-4902 . ПМК   5175067 . ПМИД   28058307 .
  11. ^ «Раннехристианские памятники Равенны» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 декабря 2019 г.
  12. ^ Финли, Джордж (2014), «Падение Византийской империи.—1185–1204 гг. н. э.», История Греции , Cambridge University Press, стр. 219–280, doi : 10.1017/cbo9781139924443.003 , ISBN  978-1-139-92444-3
  13. ^ «Палеохристианские и византийские памятники Салоник» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 29 декабря 2019 г.
  14. ^ Сара Брукс. «Иконы и иконоборчество в Византии» . www.metmuseum.org . Проверено 27 декабря 2019 г.
  15. ^ Ши, Джонатан. «Македонская династия (862–1056)» . Думбартон Оукс . Проверено 27 декабря 2019 г.
  16. ^ «Монастыри Дафни, Хосиос Лукас и Неа Мони Хиосские» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 29 декабря 2019 г.
  17. ^ Демус, Отто. (1988). Мозаичное украшение Сан-Марко в Венеции . Кесслер, Герберт Л., 1941-. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-14291-4 . OCLC   17732671 .
  18. ^ «Изучите древнюю историю мозаики и как создать свое собственное красочное творение» . Моя современная встреча . 12 мая 2018 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
  19. ^ Спенсер, Гарольд. (1983). Чтения по истории искусств . Скрибнера. ISBN  0-02-414390-1 . OCLC   810641848 .
  20. ^ «Искусство Византии и итальянского Возрождения | TORCH | Оксфордский исследовательский центр гуманитарных наук» . www.torch.ox.ac.uk . Проверено 27 декабря 2019 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с византийскими мозаиками, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e44dfd11036d4c8c5b6770573ebca8cf__1714504320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/cf/e44dfd11036d4c8c5b6770573ebca8cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine mosaics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)