Jump to content

Святая Констанция

Координаты : 41 ° 55'21 ″ с.ш. 12 ° 31'03 ″ в.д.  /  41,922614 ° с.ш. 12,517375 ° в.д.  / 41,922614; 12,517375
(Перенаправлено из Санта-Констанцы )
Святая Констанция
Вид на мавзолей Санта-Костанца и сохранившуюся стену Константиновской базилики (фото сделано с ее апсиды).
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра.
41 ° 55'21 ″ с.ш. 12 ° 31'03 ″ в.д.  /  41,922614 ° с.ш. 12,517375 ° в.д.  / 41,922614; 12,517375
Расположение Виа Номентана, Рим
Страна Италия
Архитектура
Архитектурный тип Церковь
Стиль Раннехристианское искусство и архитектура
Новаторский 4 век
Офорт Пиранези с изображением возвышенностей.

Санта-Костанца — церковь 4-го века в Риме , Италия, на Виа Номентана , которая проходит к северо-востоку от города. Это круглое здание с хорошо сохранившейся оригинальной планировкой и мозаикой. Он был построен рядом с церковью в форме подковы, которая сейчас находится в руинах и которая была идентифицирована как первая кладбищенская базилика Святой Агнессы IV века . (Обратите внимание, что гораздо более поздняя церковь Святой Агнессы , все еще стоящая неподалеку, отличается от более старой разрушенной церкви.) [ 1 ] [ 2 ] Санта-Костанца и старая Святая Агнесса были построены на месте более ранних катакомб, в которых, как полагают, похоронена Святая Агнесса.

Согласно традиционному мнению, Санта-Костанца была построена во времена правления Константина I как мавзолей для его дочери Константины , позже также известной как Констанция или Костанца, которая умерла в 354 году нашей эры. [ 3 ] Однако более поздние раскопки поставили под сомнение эту дату (и, следовательно, первоначальное назначение здания). В конечном итоге здесь разместился саркофаг Константины, но, возможно, он был перенесен из более раннего места. [ 4 ]

Мавзолей имеет круглую форму с амбулаторией, окружающей центральный купол. Ткань Санта-Костанцы сохранилась практически в своем первоначальном виде. Несмотря на потерю цветного каменного шпона стен, некоторые повреждения мозаики и неправильную реставрацию, здание находится в отличном состоянии и является ярким примером раннехристианского искусства и архитектуры . Своды апсид и амбулаторий демонстрируют хорошо сохранившиеся образцы позднеримской мозаики. Ключевым элементом, отсутствующим в декоративной схеме, является мозаика центрального купола. В шестнадцатом веке этот центральный купол был нарисован акварелью , поэтому живописную схему можно гипотетически реконструировать. [ 5 ] Большой порфировый саркофаг Константины или ее сестры Елены сохранился нетронутым и сейчас находится в Музее Ватикана – объект, имеющий большое значение для изучения искусства поздней античности. [ 5 ] [ 1 ]

Реконструкция Пиранези XVIII века первоначального плана погребального зала и двух мавзолеев с Санта-Костанцей наверху (современные виды не поддерживают нижний план). Справа земля резко уходит, и сохранились большие контрфорсы. Сант-Аньезе-фуори-ле-мура будет находиться за пределами изображения под левым нижним углом. [ 6 ]

Расположение

[ редактировать ]

Санта-Костанца расположена в минуте ходьбы от Виа Номентана, недалеко от древних стен Рима. Дорога следует древнеримскому маршруту, который проходит на северо-восток от Рима до Номентума или Ментаны . Этот район был поместьем императорской семьи, и тела сестер были перевезены на значительные расстояния для захоронения там: Аммиан сообщает, что тело Константины было привезено из Вифинии , а тело Елены - из Галлии ( История XIV: 11, 6). [ 7 ]

Мавзолей был построен над катакомбами , в которых хранились мощи святой Агнессы, замученной в тринадцатилетнем возрасте, и был пристроен к древней базилике Святой Аньезы на полпути вдоль литургической северной стороны. [ 2 ] Первоначально базилика была «погребальным залом», а не церковью в современном понимании. Более поздняя легенда значительно детализировала преданность Константины святой Агнессе, но теперь невозможно определить, было ли это фактором в выборе места, хотя в общих чертах ранние христиане верили, что их душам было полезно быть похороненными рядом с мучениками, что почти наверняка было главная привлекательность погребального зала для тех, кто заплатил за то, чтобы его похоронили в нем. Присоединение важного мавзолея в качестве пристройки к церкви было обычной практикой в ​​​​Риме, и это можно увидеть на примере других римских церквей, таких как Мавзолей Елены (матери Константина, а не его дочери), который был прикреплен к базилике Санти Марчеллино. e Пьетро ад Дуас Лаурос , ныне руины. [ 8 ]

Вид на апсиду разрушенной базилики перед Санта-Костанцей.

От первоначальной базилики Святой Аньезе сохранилось только около трети главной внешней стены с северной стороны и апсиды на восточном конце, но ее высота меньше первоначальной. К VII веку базилика превратилась в руины и была слишком велика, чтобы ее можно было отремонтировать, и гораздо меньшая по размеру базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура на ее месте в нескольких метрах от нее была построена нынешняя, .

Традиционно считалось, что строительство началось во время правления императора Константина I или вскоре после этого. В ранней истории Liber Pontificalis записано, что Папа Сильвестр I (ум. 335) крестил Константину и ее тетю по отцовской линии в баптистерии, построенном там Константином. одновременно с погребальным залом. Предполагалось, что это структура, которая выживет. Но раскопки 1992 года обнаружили под ним более раннее здание, а ныне существующее здание датируется примерно 350 годом нашей эры. [ 9 ]

Структура Санта-Костанцы отражает ее первоначальную функцию мавзолея одной или обеих дочерей Константина, Констанции и Елены, а не церкви, которой она стала намного позже. Централизованный дизайн делал «прямой физический акцент на человеке или месте, заслуживающем чести». [ 10 ] и в то время был популярен благодаря мавзолеям и местам крещения. Другие раннехристианские здания аналогичного происхождения и круглого плана включают Сплитский собор , построенный во дворце Диоклетиана в качестве его мавзолея, и Ротонду Галерия (ныне церковь Святого Георгия) в Салониках, построенную как мавзолей для Галерия . [ 10 ]

Огромный погребальный зал, или Константиновская базилика, постепенно вышел из строя и превратился в руины, при этом основание стены сейчас составляет около трети первоначального контура наружных стен, но Санта-Костанца сохранилась почти нетронутой. Документально подтверждено, что Папа Николай I служил там мессу в 865 году, впервые в качестве названия упоминается «Санта-Костанца», но освящение церкви как церкви произошло только в 1254 году Папой Александром IV , который, как считалось, имел то, что, как считалось, было останки Констанции извлекли из большего саркофага и поместили под центральный алтарь. [ 11 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Фасад сегодня

Структура

[ редактировать ]

Санта-Костанца представляет собой круглое централизованное сооружение с круговым проходом , окружающим высокое центральное пространство, увенчанное неглубоким куполом, который поднят на круглом барабане , как видно снаружи, . Он построен из бетона с кирпичной облицовкой и представляет собой два кольца, поддерживаемые колоннами, расположенными вокруг вертикальной центральной оси. Верхнее кольцо опирается на колонны, а «нижнее кольцо окружает круговой проход, пространство которого течет между колоннами в осевой цилиндр». [ 12 ] По сути, этот дизайн создает два пространства или два мира: амбулаторный и верхний купол. Экраны амбулатория и внутреннего кольца создают темный контраст светлому верхнему пространству купола. Этот контраст света можно увидеть на фото основного интерьера. Единственная дверь, окруженная двумя арочными нишами, изначально должна была быть внутренней аркой или дверным проемом, ведущим прямо в Константиновскую базилику или погребальный зал на полпути по ее длине. Внутри двери есть небольшой вестибюль, ведущий в амбулаторию.

Внутренний вид.

Арочная аркада с двенадцатью парами гранитных колонн, украшенных композитными капителями, поддерживает барабан под куполом и отделяет зону амбулатории за ней, которая намного темнее, поскольку свет из двенадцати окон фонаря не достигает и этой области. Напротив, центральная зона хорошо освещена, создавая игру между темнотой и светом в интерьере.

Количество арок, пар колонн и окон могло быть отсылкой к Двенадцати Апостолам . Напротив входа в это центральное пространство находится «своего рода балдахин... возвышается над порфировой доской, на которой под средней аркой центральной комнаты когда-то, кажется, находился саркофаг принцессы». [ 13 ] Именно здесь мог покоиться саркофаг Константины, а может быть, и второй. Амбулатория имеет цилиндрический свод и имеет диаметр 22,5 метра или 74 фута. [ 5 ] В амбулатории находится большая часть сохранившихся мозаик церкви. Большие арки отмечают основные точки мавзолея. Стены, вероятно, были покрыты плитами разноцветного мрамора, как это было принято в императорских зданиях. Санта-Костанца также была в некоторой степени зданием нового типа. Он отличался от более ранних стилей тем, что крыша, которая раньше обычно была плоской и деревянной, вместо этого была спроектирована как купол и свод. [ 14 ]

Украшение

[ редактировать ]
Мозаика амбулаторного свода и парных колонн.

Мозаики Санта-Костанцы являются важными образцами раннехристианского искусства и еще более редкими образцами потолочной мозаики светских дворцов. Апсиды , центральный купол и амбулатория были украшены мозаикой, хотя мозаика на куполе больше не сохранилась.

Как свидетельствуют сохранившиеся иллюстрации эпохи Возрождения, церковь, вероятно, когда-то была покрыта мозаичным декором, но сегодня все, что осталось, — это те, что находятся в двух апсидах, и те, что находятся в кольцевом цилиндрическом своде . [ 15 ] [ 16 ] В частности, хорошо сохранилась мозаика кольцевого свода, состоящая из одиннадцати частей орнаментальных мотивов, часть из которых повторяется. [ 16 ] Мозаики здесь составлены из кусочков мрамора, в отличие от композиции из стеклянных кубиков, которая станет популярной в более поздних работах. [ 17 ] Использование цвета имеет важное значение, поскольку мозаика охватывает узкий диапазон цветов, включая темно-зеленый, коричневый, красный и желтый на относительно простом светлом фоне. [ 15 ] Эта цветовая схема сравнима с более ранними римскими мозаичными композициями первой половины четвертого века и датирует эти композиции очень скоро после завершения сооружения, а не более поздними дополнениями. [ 18 ] [ 19 ]

Мозаики в апсидах

[ редактировать ]
Мозаика с Traditio Legis

В стене амбулатории есть две неглубокие апсиды, каждая из которых украшена мозаикой, изображающей Христа как Пантократора , самые ранние из сохранившихся примеров этого изображения; они, вероятно, датируются V или VII веком, хотя об этом много дискуссий. [ 11 ] Как и многие мозаики того периода, обе пострадали от реставрации и обе демонстрируют элементы образов римской империи, представляя ранние примеры их смешения с христианским искусством. Мозаика с двумя женщинами в белом, которая, как сообщается, находилась за саркофагом в эпоху Возрождения, сейчас исчезла и никогда не была нарисована. [ 11 ]

На одной из апсид изображена traditio legis : Христос изображен со святыми Петром и Павлом, дающими Петру свиток, символизирующий закон, с надписью «DOMINUS PACEM DAT», или «Господь дает мир». Несколько овец олицетворяют его роль пастыря, управляющего и ведущего свое стадо. Христос одет в золотые одежды, что свидетельствует о его силе и превосходстве. Он изображен возвышающимся над раем, что еще раз показывает его господство над небом и землей. [ 20 ]

Во второй апсиде Христос предстает несколько проще, но все же в высшей степени могущественным. Его одеяния не так богаты, как в другой апсиде, но все же свидетельствуют о силе. Он носит простую тунику фиолетового и золотого цвета. Это предполагает не только святую силу, но и человеческую силу, учитывая, что фиолетовый — это цвет королевской власти, а золотые полосы предполагают связь с римскими императорами. Петр также приближается к Христу с мольбой, как обращаются к императору. Это один из первых примеров в христианском искусстве, когда Христос изображается так же, как император или королевская особа. Эта концепция позже будет преобладать в христианском искусстве и архитектуре. В этой апсиде Христос изображается не только как царская особа, но и как правитель мира, всего сущего. Он сидит на вершине синей сферы, четкого символа мира или вселенной. С этого места он передает ключи Питеру. Это явный знак Христа и силы небесной, дающей власть и святую силу человеку. Также важно отметить, что Петр был первым епископом Рима, а это означало, что римская власть была санкционирована Богом. Эта концепция и изображение Христа как всемогущего правителя и создателя мира были бы нормой в произведениях искусства более поздних церквей, но впервые они появляются здесь, в Санта-Костанце. [ 21 ]

Мозаика в амбулатории

[ редактировать ]
Мозаика в амбулатории

Мозаики IV века на амбулаторном своде современны зданию и резко контрастируют с мозаиками в апсидах, имеют по сути светский вид и не содержат явных христианских намеков. Поверхность многих из этих мозаичных панно занята обилием виноградных лоз и растительного орнамента, а также содержит геометрические узоры, маленькие головы или фигурки в разделенных рамах, птиц с ветвями листвы, вазы и другие предметы. На пятой и восьмой панелях изображены круги с чередующимися цветочными и фигуративными узорами, а на шестой панели изображены ветви и зелень в сопровождении птиц и сосудов. [ 19 ] Эти натуралистические орнаменты предлагают зрителю идеи красоты и изобилия и отражают украшения, найденные в раннехристианских катакомбах , предлагая тему обещания красоты и изобилия, которые можно будет найти на Небесах после смерти христианина. [ 18 ]

Примечательно, что одна конкретная панель имеет особенно языческий характер и изображает свитки виноградной лозы в сопровождении амуров, собирающих виноград и превращающих его в вино, изображение, которое, кажется, напоминает Вакха , римского бога вина. Именно из-за преобладания этих образов в эпоху Возрождения здание стало известно как «Темпио ди Бакко» и считалось, что оно имеет языческое происхождение. [ 15 ] [ 16 ] Сцены такого типа также появляются на саркофаге Константины, как и на концах саркофага Юния Басса . Языческий облик таких изображений винограда, фруктов, птиц и мифологических фигур представляет период перехода от язычества к христианству, происходивший в Риме в это время. Вакхические мотивы часто использовались в погребальных памятниках поздней античности, и хотя в Риме происходил решительный религиозный сдвиг, было бы логично, что некоторые традиционные образы сохранятся и будут приняты новой традицией. [ 22 ] [ 19 ] [ 23 ] Тема продолжается в мозаике пола, которая по стилю была похожа на мозаику в амбулатории, наполненную амурами, птицами, Вакхом и виноградными лозами. Это может отражать слияние языческих и христианских ценностей в Риме. [ 24 ] или альтернативно строительство при нехристианском Юлиане. [ 1 ] Эти мозаики, вероятно, представляют собой украшения, встречавшиеся в императорских дворцах того периода, и в целом не нуждались в незначительной реставрации.

Центральный купол

[ редактировать ]

Мозаики центрального купола больше не существуют, но ее изображение все еще можно реконструировать, поскольку между 1538 и 1540 годами Франсиско де Оланда делал акварельные копии того, что тогда сохранилось. В этих нескольких библейских сценах появляются несколько библейских сцен, напоминающих катакомбные картины III века, в том числе Сусанна и старцы, Товия, жертвоприношение Каина и Авеля, жертвоприношение Илии на горе Кармил, возможно, Лот принимает ангелов, Моисей ударяет по скале в поисках воды. и, возможно, даже Ной, строящий ковчег. Считается, что верхний ряд мозаик, практически отсутствующий к XVI веку, содержит сцены из Нового Завета, поскольку на нем изображено Чудо Центуриона. На этих мозаиках изображены кариатиды и акантовые свитки, а в верхнем ряду - календарь святых. [ 23 ] Именно здесь, вместе с двумя апсидами, встречается большая часть христианских образов.

Саркофаги

[ редактировать ]
Саркофаг Константины, Музеи Ватикана , первоначально стоял в мавзолее.

Два больших порфировых саркофага из церкви сейчас находятся в Ватикане; более крупный и известный (изображен) в музеях Ватикана , куда он был перенесен в конце 18 века и выставлен на обозрение. [ 5 ] Меньший саркофаг был перенесен в сам собор Святого Петра (левый трансепт) в 1606 году. Сейчас считается, что больший саркофаг, традиционно связанный с Константиной, на самом деле мог содержать ее сестру Елену, а менее впечатляющий, также перевезенный в Ватикан, на самом деле был перенесен в Ватикан. Константина. [ 25 ]

Саркофаг Константины имеет сложные символические рельефные рисунки : «На поверхности преобладает замысловатый узор из стилизованных стеблей виноградной лозы, в которые вставлены херувимы... с этой сценой дионисийского изобилия и надеждой на будущее блаженство, которую она подразумевает, двумя павлинами. , птицы бессмертия, полностью согласны». [ 26 ] Сцена представляет собой образ природы и изобилия с виноградными лозами, овцами и птицами. Путти обрамлены акантовыми свитками, над которыми расположено несколько изображений масок. Помимо естественной сцены, есть также четыре портрета, включая саму Констанцию, «на крышке четыре изящные портретные головы, одна, по-видимому, принадлежит Константине, спокойно смотрят сквозь уверенность, что лучшее еще впереди». [ 26 ] Представленные образы вина и природы не являются христианскими по своей сути, но могут восприниматься как таковые, учитывая использование вина в Евхаристии . Или их можно воспринимать как связь с Вакхом , богом вина. [ 5 ] Этот стиль саркофагов перестанет использоваться в Риме к концу четвертого века, и этот саркофаг Констанции является ярким примером этого стиля. [ 26 ]

Саркофаг массивный, размер груди составляет 128 см или 4 фута 2 фута. 3 дюйма в высоту, 233 см или 7 футов 7 1 дюйма в длину и 157 см или 5 футов 1 3/4 дюйма в ширину. [ 5 ] Он сделан из порфира , твердого фиолетового камня, предназначенного римлянами только для использования императорской семьей, чей цвет был фиолетовым. Его добывали только в одном месте — Монс Порфирикус (Коптос, Египет), что делает его еще более эксклюзивным. [ 23 ] Похоже, но нельзя быть уверенным, что саркофаг Константины является копией саркофага Константина I, ее отца, который сейчас утерян. Часть того, что предположительно является его саркофагом, похожа по стилю и сделана из того же материала. [ 27 ] В церкви поставлена ​​литая копия, правда, в амбулатории; предположительно, его первоначальное положение находилось в центре церкви, где сейчас находится алтарь. Еще один есть в Музее римской цивилизации в городе.

Альтернативные взгляды

[ редактировать ]

Некоторые считают, что здание лишь позже было перепрофилировано под церковь Санта-Костанцы. [ 28 ] Почитание Константины как «Санта-Костанцы» (Святой Констанции) известно только с 16 века, и ее имя не включено в римский мартиролог . [ 29 ] Первоначальная конструкция могла располагаться под нынешней церковью, поскольку, возможно, конструкция в форме треконха была частично раскопана в 1987 и 1992 годах и реконструирована на компьютере Дэвидом Дж. Стэнли. [ 1 ]

Это может указывать на то, что нынешняя церковь является вторым христианским зданием на этом месте и может быть построена на несколько десятилетий позже, чем традиционно считалось, и была построена как мавзолей для сестры Константины Елены во время правления ее мужа Юлиана Отступника . (Однако это было бы странно, поскольку Юлиан был убежденным язычником.) Если это правда, то больший из двух порфировых саркофагов принадлежал бы Елене, а меньший - Константине, что противоречит традиционному мнению. Более раннее здание-триконх 330-х годов, вероятно, действительно было построено для Константины, но впоследствии ей пришлось занять второе место после сестры. Затем, по мере того как в средние века слава Константины как святой личности росла, их роли в массовом сознании поменялись местами. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Оса Рингбом (2003). Дельфины и датирование минометов – новый взгляд на Санта-Костанцу (PDF) . Taidehistoriallisia Tutkimuksia – Konsthistoriska Studier (Исследование истории искусства) 27. Хельсинки. стр. 22–42 . Проверено 1 декабря 2015 г. Во всей этой путанице мы уверены в одном: преждевременно утверждать, что Санта-Костанца была построена между 337 ​​и 350 годами как мавзолей для Константины, дочери Константина Великого. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Рот, Лиланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 249 . ISBN  0064301583 .
  3. ^ Лоуден 1997 , с. 41.
  4. ^ Кляйнер, Фред (2015). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Издательство Уодсворт.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Лоуден 1997 , с. 43.
  6. ^ Обновленный план см.: МакКлендон, Чарльз Б. (2005). Истоки средневековой архитектуры: строительство в Европе, 600–900 гг. н.э. Издательство Йельского университета. п. 32. ISBN  978-0300106886 .
  7. ^ Уэбб 2001 , стр. 250–1.
  8. ^ Краутхаймер 1979 , с. 66.
  9. ^ Уэбб 2001 , с. 249; наложенный план двух зданий см. в файле: Mausoleum Santakonstanza plan.jpg.
  10. ^ Jump up to: а б Майкл Гоф, Истоки христианского искусства (Нью-Йорк: Praeger Publishers, Inc., 1973), 58.
  11. ^ Jump up to: а б с Уэбб 2001 , с. 251.
  12. ^ Уильям Л. Макдональд, Раннехристианская и византийская архитектура (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Inc., 1962), 22.
  13. ^ Краутхаймер 1979 , с. 68.
  14. ^ Уолтер Лоури, Памятники ранней церкви (Нью-Йорк: The MacMillan Company, 1923), 139.
  15. ^ Jump up to: а б с Далтон, ОМ (1961). Византийское искусство и археология . Констебль и Компания Лимитед.
  16. ^ Jump up to: а б с Энтони, Эдгар Уотерман (1935). История мозаики . Портер Сарджент.
  17. ^ Линг, Роджер (1998). Древние мозаики . Издательство Принстонского университета.
  18. ^ Jump up to: а б Далтон, ОМ (1961). Византийское искусство и археология . Констебль и Компания Лимитед.
  19. ^ Jump up to: а б с Холлоуэй, Р. Росс (2004). Константин и Рим . Издательство Йельского университета.
  20. ^ Декерс 2007 , с. 95.
  21. ^ Декерс 2007 , с. 96.
  22. ^ Шуг-Вилле, Криста (1969). Искусство византийского мира . Холле Верлаг ГМБХ.
  23. ^ Jump up to: а б с Беквит 1970 , с. 12.
  24. ^ Мэрилин Стокстад, Средневековое искусство (Нью-Йорк: Harper & Row Publishers, 1986), 29.
  25. ^ Уэбб 2001 , с. 252.
  26. ^ Jump up to: а б с Милберн 1988 , с. 77
  27. ^ Беквит 1970 , с. 13.
  28. ^ Декерс 2007 , стр. 95–96.
  29. ^ Шефер, Иоахим (2003). Экуменический словарь святых - Констанция (CD-ROM) (на немецком языке). Йоахим Шефер. ISBN  3000129979 .
  • Беквит, Джон (1970). Раннехристианское и византийское искусство . Балтимор: Книги Пингвинов.
  • Декерс, Йоханнес Г. (2007). Константин Великий и раннехристианское искусство . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Краутхаймер, Ричард (1979). Раннехристианская и византийская архитектура . Книги о пингвинах.
  • Лоуден, Джон (1997). Раннехристианское и византийское искусство . Файдон Пресс.
  • Милберн, Роберт (1988). Раннехристианское искусство и архитектура . Сколар Пресс.
  • Уэбб, Матильда (2001). Церкви и катакомбы раннехристианского Рима: подробный путеводитель . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1902210582 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a1f0e01e5b7e7537395f3bd8e3f88c4__1718725200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/c4/4a1f0e01e5b7e7537395f3bd8e3f88c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santa Costanza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)