Раннехристианские саркофаги
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Декабрь 2008 г.) Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |

Раннехристианские саркофаги — это древнеримские саркофаги с надписями или резьбой, относящимися к раннему христианству . Их производили с конца III по V век. Они представляют собой самую раннюю форму крупной христианской скульптуры и важны для изучения раннехристианского искусства .
Производство римских саркофагов с резным декором распространилось в связи с постепенным отказом от обряда кремации в пользу ингумации на протяжении II века по всей империи. Однако захоронение в таких саркофагах было дорогостоящим и поэтому доступно только богатым семьям. Окончание желанных Галлиеном гонений на христиан в 260 г. положило начало периоду мира для христиан, продолжавшемуся до конца того столетия и позволившему христианству распространиться в армии, на высших административных постах и даже в императорских кругах. Во второй половине III века, особенно в связи с возросшим спросом со стороны этой группы богатых христиан, широко распространилось использование саркофагов, а пластические обработки следовали тенденциям современной скульптуры.
Производство и типология
[ редактировать ]Саркофаги, судя по всему, были изготовлены мастерскими, которые также создавали изделия с языческой или еврейской иконографией. Техника та же, но христианские саркофаги имели совершенно другой стиль компоновки: сцены в рамах, позже расположенные на двух ярусах. Образы Христа движутся в иконическом направлении, в отличие от изображений богов в языческих эквивалентах, где божества обычно изображаются, если вообще изображаются, в повествовательных сценах.
Иконография
[ редактировать ]
На саркофагах изображены самые разнообразные предметы, самые сложные из которых содержат небольшие циклы повествовательных сцен из Евангелий и более простые символы, такие как Хи Ро . Среди других изображенных мотивов - Hetoimasia , изображение пустого трона с книгой как подготовка к Страшному суду , Traditio Legis или «дача закона», со свитком Нового Завета , данным Св. Петру со Св. Павлом. по другую сторону Христа, и Христос в величии («Maiestas domini») — изображения величия господина, варьирующиеся от видений пророков до Христа на престоле между апостолы с ногами на подставке для ног
Яркие примеры
[ редактировать ]- Саркофаги Елены и Константины
- Саркофаги Ливии Примитивы (обсуждается)
- Саркофаг Санта-Мария-Антиква.
- Саркофаг Стилихона
- Догматический саркофаг
- Саркофаг «Двух братьев»
- Саркофаг Доброго Пастыря
- Саркофаг с чудесами Христа
- Саркофаг Юния Басса

- Саркофаг Страстей
- Саркофаг Адельфии
Источники
[ редактировать ]- Де Векки, Пьерлуиджи; Эльда Черкьяри (1999). Времена искусства (на итальянском языке). Милан: Бомпиани.
