Стеклянное искусство

Искусство стекла относится к отдельным произведениям искусства , которые по существу или полностью сделаны из стекла . Размеры варьируются от монументальных произведений и инсталляций до настенных ковров и окон, до произведений искусства, созданных в студиях и на фабриках, включая стеклянные украшения и посуду.
В качестве декоративного и функционального средства стекло было широко развито в Египте и Ассирии . Выдувание стекла, возможно, было изобретено в I веке до нашей эры и широко использовалось в римском стекле , которое было высоко развито с такими формами, как чашка-клетка для рынка предметов роскоши. Исламское стекло было самым сложным из изделий раннего средневековья . Затем строители великих нормандских и готических соборов Европы подняли искусство изготовления стекла на новую высоту, используя витражи в качестве основного архитектурного и декоративного элемента. Стекло из Мурано , расположенного в Венецианской лагуне (также известное как венецианское стекло), является результатом сотен лет усовершенствований и изобретений. Мурано до сих пор считается родиной современного искусства стекла.

Помимо придания формы горячему стеклу, тремя основными традиционными декоративными техниками, используемыми в формованных изделиях в последние столетия, являются эмалированное стекло , гравированное стекло и граненое стекло . Первые два очень древние, а третий — английское изобретение около 1730 года. С конца 19 века был добавлен ряд других техник.
На рубеже 19-го века был расцвет движения старого художественного стекла, когда заводские стеклодувы заменялись механическим выдуванием бутылок и непрерывным оконным стеклом. Великие ателье, такие как Tiffany , Lalique , Daum , Gallé , школы Corning в верхнем штате Нью-Йорк и Steuben Glass Works, подняли искусство стекла на новый уровень.
Стеклянные сосуды [ править ]

Одними из самых ранних и наиболее практичных произведений стекольного искусства были стеклянные сосуды. Кубки и кувшины были популярны, когда выдувание стекла превратилось в вид искусства. На этих сосудах были отточены многие ранние методы травления, росписи и формовки стекла. Например, техника миллефиори восходит как минимум к Риму . Совсем недавно из свинцового или хрустального стекла делали сосуды, которые при ударе звенели, как колокольчики.
В 20 веке изделия из стекла массового производства, в том числе художественные стеклянные сосуды, иногда называли заводским стеклом .
Стеклянная архитектура [ править ]
Витражи [ править ]
Начиная со средних веков , стекло стало более широко производиться и использоваться для окон в зданиях. Витражи стали обычным явлением для окон соборов и величественных гражданских зданий.
Стеклянные фасады и структурное стекло [ править ]
Изобретение листового стекла и бессемеровского процесса позволило использовать стекло более крупными сегментами, выдерживать большие структурные нагрузки и производить его в более крупных масштабах. Ярким примером этого стал Хрустальный дворец 1851 года, одно из первых зданий, в которых в качестве основного конструкционного материала использовалось стекло.
В 20 веке стекло стали использовать для изготовления столов и полок, внутренних стен и даже полов.
Стеклянные скульптуры [ править ]

Некоторые из самых известных стеклянных скульптур — это статуэтные или монументальные произведения, созданные художниками Ливио Сегусо, Карен Ламонте , Станиславом Либенским и Ярославой Брыхтовой . Рене Рубичека 1960 года Другой пример — «Объект» , выдутая и подвергнутая горячей обработке деталь размером 52,2 см (20,6 дюйма). [1] показан на выставке «Дизайн в эпоху невзгод» в Музее стекла Корнинга в 2005 году. [2] Башня из точеного и склеенного листового стекла работы Генри Ричардсона служит памятником жертвам террористических атак 11 сентября в Коннектикуте. [3] В 2021 году художник Гийом Боттацци создал трехметровую стеклянную скульптуру на «Domaine des Diamants Blancs», в продолжении сада Малле-Стивенс, примыкающего к вилле Кавруа . [4]
Примеры стеклянной скульптуры XXI века:
- Стеклянная скульптура Гийома Боттацци.
- Размышления о Единстве , скульптура точеного стеклянного шара Генри Ричардсона , Художественный музей Эшвилля .
- Остаток , монументальная скульптура из литого стекла работы Карен Ламонте .
- Стеклянная скульптура Ливио Сегусо в Художественном музее Милуоки .
- Горизонт , скульптура в стекле Станислава Либенского и Ярославы Брыхтовой.
студийное движение стекла стекло и Художественное
В начале 20 века большая часть производства стекла осуществлялась на заводах. Даже отдельные стеклодувы, создающие свои собственные индивидуальные проекты, работали в этих больших общих зданиях. Процветала идея «художественного стекла», небольших декоративных произведений искусства, часто с узорами или предметами внутри. Изделия, выпускаемые небольшими тиражами, такие как лэмпворк фигурки Станислава Брыхты , обычно называют художественным стеклом.К 1970-м годам появились хорошие конструкции печей меньшего размера, и в Соединенных Штатах это привело к движению «студийного стекла», когда стеклодувы выдували стекло за пределами заводов, часто в своих собственных студиях. Это совпало с переходом к меньшему производству определенных стилей. Это движение распространилось и на другие части мира.
Примеры студийного стекла 20 века:
- Вихревая ваза
- Стекло песни ветра
- Каневорк кружево
- Мурриновый лист
- Деталь Муррина
- Собирание муррина
- Ваза Джека за кафедрой
Стеклянные панели [ править ]

Объединив многие из вышеперечисленных техник, но сосредоточив внимание на искусстве, представленном в стекле, а не на его форме, стеклянные панели или стены могут достигать огромных размеров. Их можно устанавливать на стену, на стену или подвешивать к потолку. Большие панели можно найти как часть элементов наружной установки или для внутреннего использования. Специальное освещение часто является частью произведения искусства.
Используемые методы включают витраж , резьбу (резьба на круге, гравировка или травление кислотой), глазурь, эмаль и позолоту (в том числе позолоту «Ангел» ). Художник может комбинировать техники посредством маскировки или шелкографии . Стеклянные панели или стены также могут быть дополнены проточной водой или динамическим освещением.
Стеклянные пресс-папье [ править ]
Самые ранние художественные пресс-папье из стекла производились как утилитарные предметы в середине 1800-х годов в Европе. Современные художники возвели это ремесло в ранг изобразительного искусства. Пресс-папье из стекла может включать в себя несколько техник работы со стеклом, но наиболее распространенными из них являются миллефиори и лэмпворк — обе техники существовали задолго до появления пресс-папье. В пресс-папье миллефиори или скульптурные элементы лэмпворка заключены в прозрачный твердый кристалл, создавая совершенно прочную скульптурную форму.
В середине 20 века возродился интерес к изготовлению пресс-папье, и несколько художников попытались заново изучить это ремесло. В США Чарльз Казюн в 1940 году начал производить пуговицы, пресс-папье, чернильницы и другие бутылки, используя элегантную простоту лэмпворк. В Шотландии новаторские работы Пола Исарта, начиная с 1930-х годов, предшествовали появлению нового поколения художников, таких как Уильям Мэнсон, Питер МакДугалл, Питер Холмс и Джон Диконс. Дальнейшим толчком к возрождению интереса к пресс-папье стала публикация книги Эвангилин Бергстром « Старые стеклянные пресс-папье» , первой книги нового жанра.
В середине 20 века появилось ряд небольших студий, особенно в США. У них может быть от нескольких до нескольких десятков рабочих с разным уровнем квалификации, сотрудничающих для производства своей собственной отличительной «линии». Яркими примерами являются Lundberg Studios, Orient and Flume, Correia Art Glass, St.Clair, Lotton и Parabelle Glass. [5]
Начиная с конца 1960-х и начала 70-х годов, такие художники, как Фрэнсис Уиттемор, [6] Пол Станкард , [7] его бывший помощник Джим Д'Онофрио, [8] Крис Буззини, [9] Дельмо [10] и дочь Дебби Тарситано, [11] Виктор Трабукко [12] и сыновья Гордон Смит, [13] Рик Айотт [14] и его дочь Мелисса, отец и сын Боба и Рэя Бэнфордов, [15] и Кен Розенфельд [16] начали открывать новые горизонты и смогли производить прекрасные пресс-папье, конкурирующие со всем, что производилось в классический период.
Стеклянная мода [ править ]
Ювелирные изделия [ править ]

Первое использование стекла было связано с изготовлением бус и других небольших украшений и украшений. Бусы и украшения по-прежнему являются одними из наиболее распространенных видов использования стекла в искусстве, и их можно обрабатывать без печи .
Позже стало модным носить функциональные украшения со стеклянными элементами, например, карманные часы и монокли.
Носимые товары и мода [ править ]
Начиная с конца 20-го века, стеклянная мода относится к созданию эксклюзивной одежды по индивидуальному заказу из скульптурного стекла. Они изготавливаются на заказ для тела владельца. Они частично или полностью изготовлены из стекла, уделяя особое внимание прилеганию и гибкости. Результат обычно деликатный и не предназначен для регулярного использования. [ нужна ссылка ]
Методы и процессы [ править ]

Некоторые из наиболее распространенных методов производства произведений искусства из стекла включают: выдувание , литье в печи, плавление, оплавление, паштет-де-верр, обработку пламенем, горячую лепку и холодную обработку. Холодная работа включает в себя традиционную работу с витражами, а также другие методы придания формы стеклу при комнатной температуре. Хрустальное стекло обрабатывается алмазной пилой или медными кругами с абразивами и полируется до блеска граней; техника, используемая при создании кристаллов Уотерфорда . [17]
Прекрасные пресс-папье первоначально изготавливались квалифицированными рабочими стекольных заводов Европы и США в классический период (1845-1870 гг.). С конца 1930-х годов небольшое количество очень квалифицированных художников использовали этот вид искусства для самовыражения, используя преимущественно классические техники миллефиори и лэмпворк. [18]
Иногда произведения искусства выгравированы на стекле с помощью кислоты, каустика или абразивных веществ. Традиционно это делалось после того, как стекло было выдуто или отлито. В 1920-х годах был изобретен новый процесс травления в форме, при котором произведения искусства выгравировались непосредственно в форме, так что каждая отлитая деталь выходила из формы с изображением уже на поверхности стекла. Это снизило производственные затраты и в сочетании с более широким использованием цветного стекла привело к появлению в 1930-х годах дешевой стеклянной посуды, которая позже стала известна как стекло Депрессии. [19] Поскольку типы кислот, используемые в этом процессе, чрезвычайно опасны, популярность приобрели абразивные методы.
Вязаное стекло [ править ]
Вязаное стекло — это техника , разработанная в 2006 году художницей Кэрол Милн и включающая вязание , литье по выплавляемым моделям , изготовление форм и литье в печи . Здесь производятся работы, которые выглядят вязаными, хотя сделаны полностью из стекла.
Печать на стекле [ править ]
В 2015 году группа Mediated Matter создали прототип 3D-принтера, который мог печатать стеклом G3DP и Glass Lab в Массачусетском технологическом институте в рамках своего проекта . Этот принтер позволял создателям варьировать оптические свойства и толщину своих изделий. Первыми работами, которые они напечатали, стала серия художественных сосудов, которые были включены в выставку Cooper Hewitt ’s Beauty в 2016 году.
Печать на стекле теоретически возможна в больших и малых физических масштабах и имеет возможности для массового производства. Однако по состоянию на 2016 год производство по-прежнему требует ручной настройки и в основном используется для изготовления одноразовых скульптур.
Изготовление выкроек [ править ]
Методы создания узоров на стекле включают обработку тростника, такую как Муррин , гравировка, эмаль , миллефиори , работа с пламенем и позолота .
Методы, используемые для объединения стеклянных элементов и рабочего стекла в окончательные формы, включают лэмпворк .
Музеи [ править ]

Исторические коллекции стекольного искусства можно найти в обычных музеях. Современные произведения искусства из стекла можно увидеть в специализированных музеях стекла и музеях современного искусства. К ним относятся Музей Крайслера в Норфолке, штат Вирджиния , Музей стекла в Такоме, Метрополитен-музей, Художественный музей Толедо и Музей стекла Корнинга в Корнинге, штат Нью-Йорк , в котором находится крупнейшая в мире коллекция произведений искусства и искусства из стекла. история, в его коллекции более 45 000 предметов. [20] В Музее изящных искусств в Бостоне представлена стеклянная скульптура высотой 42,5 фута (13,0 м) « Башня лаймово-зеленой сосульки» работы Дейла Чихули. [21] В феврале 2000 года Музей витражей Смита в Чикаго , расположенный на военно-морском пирсе , открылся как первый музей в Америке, посвященный исключительно витражам. В музее представлены работы Луи Комфорта Тиффани и Джона Лафаржа , и он открыт ежедневно бесплатно для публики. [22] Великобритании Национальный центр стекла расположен в городе Сандерленд, Тайн и Уир .
Модели Blaschka [ править ]

Среди лучших и, возможно, самых подробных примеров стеклянного искусства можно назвать « Стеклянные морские существа» и их младших ботанических собратьев « Стеклянные цветы» , научно точные модели морских беспозвоночных и различные образцы растений, созданные знаменитыми богемскими мастерами-ламперами Леопольдом и Рудольфом Блашками с 1863 по 1863 год. 1936. Стеклянные цветы — уникальная коллекция, созданная для Гарвардского музея естественной истории и находящаяся только в ней , а стеклянные беспозвоночные находятся в коллекциях по всему миру. Учитывая непревзойденную анатомическую безупречность обоих, многие полагают, что у Блашек был секретный метод работы с лампой, который они так и не раскрыли. Однако это неправда, как заметил сам Леопольд в письме 1889 года Мэри Ли Уэр (покровительнице «Стеклянных цветов»):
Многие думают, что у нас есть какой-то секретный аппарат, с помощью которого мы можем внезапно сжимать стекло в эти формы, но это не так. У нас есть прикосновение. [23] У моего сына Рудольфа больше, чем у меня, потому что он мой сын, и с каждым поколением это прикосновение увеличивается. Единственный способ стать умелым моделистом по стеклу, как я часто говорил людям, — это найти хорошего прадеда, который любил стекло; тогда у него родится сын с такими же вкусами; он будет твоим дедушкой. У него, в свою очередь, будет сын, который, как и ваш отец, страстно любит стекло. Тогда ты, как его сын, сможешь попробовать свои силы, и если тебе это не удастся, то ты сам виноват. Но, если у вас нет таких предков, это не ваша вина. Мой дедушка был самым известным стекольщиком в Богемии. [24] [25]

За всю свою жизнь Леопольд и Рудольф создали около десяти тысяч стеклянных моделей морских беспозвоночных, а также 4400 ботанических моделей — стеклянных цветов. [26] [27] Слух о секретных методах отчасти объясняется тем фактом, что семейное прикосновение, как описал его Леопольд, умерло вместе с бездетным Рудольфом, а это означает, что искусство стекла Блашка прекратило производиться в середине 20 века. Несмотря на это, их работы продолжают вдохновлять стеклодувов и сегодня: «Стеклянные цветы» являются одними из самых популярных экспонатов Гарварда, а модели беспозвоночных вспоминают и открывают заново повсюду. [28] [29]
См. также [ править ]


- Заводское стекло , Художественное стекло и Студийное стекло.
- История стекла
- Стеклодувное дело
- Исламское стекло
- Живопись огнем
- Пресс-папье
Ссылки [ править ]
- ^ «Рене Рубичек» . Корнингский музей стекла . Архивировано из оригинала 11 июня 2011 года . Проверено 13 июня 2014 г.
- ^ «Чешское стекло: дизайн в эпоху невзгод 1945-1980» . Корнингский музей стекла . Проверено 13 июня 2014 г.
- ^ Пелланд, Дэйв. «Мемориал 11 сентября, Дэнбери» . CTMonuments.net . Проверено 27 февраля 2018 г.
- ^ «Гийом Боттацци: сказочные пространства» . 31 мая 2021 г.
- ^ Флемминг, М., стр. 38-42.
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 354
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 315-317.
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 123
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 267
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 328
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 326
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 335
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 304
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 267
- ^ Данлоп, Пол Х. стр. 44 и 45.
- ^ Данлоп, Пол Х., стр. 275.
- ^ «Центр посетителей Уотерфордского кристалла» . Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ Данлоп, Пол Х. (2009). Словарь стеклянных пресс-папье . США: Paper Presse. ISBN 978-0-9619547-5-8 .
- ^ «Стекло депрессии» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2014 г. Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ «Музей стекла Корнинг» . Архивировано из оригинала 12 января 2008 г. Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ «Лаймово-зеленая сосулька» . Музей изящных искусств . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Музей витражей Смита. Архивировано 4 января 2013 г. на archive.today.
- ↑ Здесь используется немецкое слово takt , которое на английском языке обычно переводится как «такт». Немецкое слово имеет несколько разных значений и в некоторых случаях переводится как «тонкость» или «биение сердца». В этом контексте «прикосновение» или «чувство» ближе к подразумеваемому значению, чем обычное «такт». https://m.interglot.com/de/en/Takt
- ^ Шультес, Ричард Эванс; Дэвис, Уильям А.; Бургер, Гилель (1982). Стеклянные цветы в Гарварде . Нью-Йорк: Даттон. Отрывок доступен по адресу: «Хрупкая красота стеклянных цветов Гарварда». Журнал антиквариата и коллекционирования . Февраль 2004 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 г. Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Ричард, Фрэнсис (весна 2002 г.). «Большой стекловидный тракт» . Журнал «Кабинет» .
- ^ "Бухта назад к заливу после десятилетнего отсутствия" . Нью-Йорк Таймс . 10 июня 1951 г. с. ХХ17.
- ^ Джеффри Н. Суинни и (2008) Очарованные беспозвоночные: модели Блашки и другие симулякры в Национальных музеях Шотландии, Историческая биология, 20:1, 39-50, DOI: 10.1080/08912960701677036 - https://dx.doi.org/10.1080 /08912960701677036
- ^ Коллекция посуды стеклянных моделей растений Blaschka . Гарвардский музей естественной истории
- ^ «Нежные стеклянные морские существа Леопольда и Рудольфа Блашки» . Сентябрь 2016.