Станислав Либенский и Ярослава Брихтова
Станислав Либенский | |
---|---|
![]() Станислав Либенский в 1999 году. | |
Рожденный | Шемице , Чехословакия. | 27 марта 1921 г.
Умер | 24 февраля 2002 г. Железный Брод , Чехия | (80 лет)
Национальность | чешский |
Род занятий | Художник, педагог |
Известный | творческое сотрудничество с Ярославой Брыхтовой |
Ярослава Брыхтова | |
---|---|
![]() Ярослава Брыхтова в 2005 году. | |
Рожденный | Железный Брод , Чехословакия. | 18 июля 1924 г.
Умер | 8 апреля 2020 г. Яблонец-над-Нисой , Чехия | (95 лет)
Национальность | чешский |
Занятие | Художник |
Известный | творческое сотрудничество со Станиславом Либенским |
Станислав Либенский (27 марта 1921 — 24 февраля 2002) и Ярослава Брихтова (18 июля 1924 — 8 апреля 2020) — чешские современные художники . Их работы включены во многие крупные коллекции современного искусства , такие как Метрополитен-музей и Музей Виктории и Альберта .
Скульптор Ярослава Брыхтова и Станислав Либенский, сначала художник, а затем художник по стеклу , познакомились в 1954 году. Они поженились в 1963 году и работали вместе до смерти Либенского. Либенский рисовал и делал эскизы, а Брыхтова делала по его эскизам глиняные скульптуры. После смерти Либенского Брыхтова продолжала производить отливки. Их работы характеризуются простыми формами блоков, наполненными тонкими цветами и нюансами.
Образование и творческое партнерство
[ редактировать ]Станислав Либенский начал свое изучение стекла в 1937 году в Специализированной школе стеклоделия в Новом Боре , Чехословакия , регионе, охватывающем чешско-немецкую границу и называемом Судетской областью . Когда немецкая армия оккупировала Судетскую область в 1938 году, Либенский сначала перешел в школу в Железном Броде , а затем в Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна (ВШУП), которую окончил в 1944 году. Его первая заметная серия по стеклу создала в Новом Бору между 1945 и 1948 годами стояли тонкие хрустальные сосуды, изящно гравированные и эмалированные с сюжетами из Библии и эпохи Возрождения. искусство . [ 1 ]
В 1948 году Либенский вернулся в ВШУП, где учился у Йозефа Каплицкого, художника, скульптора и архитектора, возглавлявшего школу живописи по стеклу. Благодаря своему динамичному стилю преподавания и модернистским идеям Каплицкий оказал огромное влияние на своих учеников и, таким образом, на независимость стекла как вида искусства в Чехословакии. В 1953 году Либенский вернулся в Железный Брод и стал директором Специализированной школы стеклоделия. Именно в это время он познакомился с Ярославой Брыхтовой, дочерью соучредителя школы Ярослава Брыхты. [ 2 ]
Ярослава Брыхтова начала экспериментировать с литьем и резьбой по стеклу в конце 1940-х годов. В 1950 году она основала Центр архитектурного стекла при Специализированной школе стеклоделия. Как и Либенский, Брыхтова училась в ВШУП. Война прервала ее образование, но позже она закончила учебу, сосредоточившись на скульптуре. Ее учителями были Карел Штипль (с 1945 по 1951 год) и Ян Лауда (с 1947 по 1950 год). [ 3 ] Карьера Ярославы Брыхтовой в Специализированной школе стеклоделия в Железном Броде длилась с 1950 по 1984 год. [ 4 ] Пара начала свое долгое сотрудничество в 1954 году. [ 3 ] когда Брыхтова создала скульптурную стеклянную чашу по эскизу чашеобразной головы, сделанному Либенским. По словам Либенского, они хорошо работали вместе, потому что он по образованию художник, а она — скульптор. [ 5 ]
Либенский и Брихтова поженились в 1963 году. [ 6 ]
1958 Брюссельская выставка
[ редактировать ]Чехословацкий павильон на ЭКСПО-58 в Брюсселе привлек внимание своим современным архитектурным дизайном, презентациями фильмов, актерского мастерства и балета. Внимание судей привлекло чешское стекло. [ 7 ] Запись «Рельефы с животными» (позже известные как « Зооморфные камни»), спроектированная Либенским и Брыхтовой, представляла собой литые стеклянные «камни». Они были гладкими с лицевой стороны; на реверсе животные, вдохновленные наскальными рисунками Альтамиры и Ласко в виде негативного барельефа были отлиты . Эффект, создаваемый этим, если смотреть через гладкую поверхность стекла, имеет трехмерную форму, запечатленную в его глубине. Вмонтированная в бетонную стену галереи «Стекло» павильона «Анималистические рельефы» была удостоена Гран-при. Хотя оригинальная работа не сохранилась, ее воссозданная копия была установлена в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве. [ 8 ] Развивая технику негативного моделирования, используемую в «Рельефах животных», Брыхтова и Либенский создали основу, на которой основывалось большинство их более поздних скульптурных работ. [ 9 ]
Пражская академия искусств, архитектуры и дизайна (ВШУП)
[ редактировать ]Смерть Йозефа Каплицкого в 1962 году оставила пустоту во ВШУП, которую заполнил Либенский, назначенный профессором кафедры стекла в 1963 году. Либенский был прекрасным преподавателем, уважавшим традиции стекольного дела в Чехословакии и одновременно продвигавшим свои собственные идеи о современном направлении. стекольного искусства. Его карьера в академии длилась почти четверть века. За это время, несмотря на сопротивление коммунистического правительства, захватившего страну в конце 1940-х годов, Либенский смог не только повлиять на два поколения художников по стеклу посредством своего преподавания, но также посредством международных лекций и выставок своих работ и Ярославы. Работы Брыхтовой вызывают международный интерес к современному чешскому стекольному искусству. Среди известных учеников профессора Либенского Франтишек Янак , Мариан Карел, Ивана Машитова , Ян Зоричак (Ян Зоричак), [ 10 ] и Алена Билкова . [ 11 ]
Архитектурные комиссии
[ редактировать ]Большая часть архитектурных работ Либенского и Брыхтовой была выполнена для зданий в Чехословакии, в том числе два окна, созданные для часовни Св. Вацлава в пражском соборе Св. Вита . Историческая часовня, построенная в четырнадцатом веке, была реконструирована чешским правительством в период с 1961 по 1964 год. Либенский и Брыхтова были выбраны по конкурсу для замены оригинальных витражей часовни, датированных 1912–1913 годами. Художники создали абстрактный дизайн для окна, которые в своей современной простоте отличались от богато украшенного украшения часовни начала шестнадцатого века. Чтобы связать новое со старым, Либенский и Брыхтова использовали приглушенные серо-коричневые, серо-зеленые и розовые оттенки фресок капеллы в качестве преобладающих цветов в своих окнах. [ 12 ] За пределами Чехословакии их архитектурные изделия из стекла можно было увидеть на выставках Всемирной выставки и в чешских посольствах. [ 8 ] На выставке Expo '67 в Монреале , Канада, они создали три большие скульптуры для «Зала веков и традиций» чехословацкого павильона. Это были «Голубая конкреция», «Солнце века» и «Большой конус». [ 13 ] По словам куратора Музея стекла Корнинга Тины Олдноу, эти крупномасштабные скульптуры из стекла стали «откровением» для художников американской Studio Glass, которые их видели, в том числе Харви Литтлтона , Дейла Чихули и Марвина Липофски . [ 14 ]
Почести и награды
[ редактировать ]
Либенский был удостоен почетных докторских степеней Королевского колледжа искусств в Лондоне в 1994 году, Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге в 2001 году, а также вместе с Брыхтовой Университета Сандерленда в 1999 году и Школы дизайна Род-Айленда в 2000 году. . [ 15 ] [ 16 ] присвоило ему звание кавалера Ордена искусств и литературы В 1985 году Министерство культуры Парижа, Франция, . В 1975 году он выиграл премию Гердера в Венского университета Австрии. Вместе со своей женой и партнером Ярославой Брыхтовой Либенский был удостоен ряда наград. Пара была награждена Премией за заслуги перед жизнью от Urbanglass в Бруклине, Нью-Йорк , и Общества искусств стекла в 1997 и 1996 годах соответственно. Они выиграли Баварскую государственную премию и золотую медаль на Internationale Handwerksmesse в Мюнхене , Германия, в 1995 и 1967 годах, а также получили золотые медали от Internationales Kunsthandwerk в Штутгарте, Германия , в 1969 году и на VIII Биеннале в Сан-Паулу , Бразилия, в 1965. Либенскому и Брыхтовой вручена премия Ракова за «Превосходство в области стекла» от Музея стекла Корнинг в 1984 году. [ 17 ] Они получили Гран-при 1958 года на выставке Expo 58 в Брюсселе, Бельгия. [ 18 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Либенского и Брихтовой собраны государственными учреждениями по всему миру, в том числе Метрополитен-музеем в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк; Художественная галерея Западной Австралии в Перте; Пражский национальный музей , Прага, Чехия; Художественный музей Гафесчяна , Ереван, Армения; [ 19 ] Музей Bellrive , Цюрих, Швейцария; Финский музей стекла, Риихимяки ; Музей Виктории и Альберта , Лондон; Музей современного искусства Хоккайдо, Саппоро, Япония; Национальный музей современного искусства, Токио , Япония; Рейксмузеум Амстердама ; Музей стекла Корнинг , Корнинг, Нью-Йорк; Художественный музей округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, Калифорния, Художественный музей Толедо , Толедо, Огайо; и Музей Яна ван дер Тогта , Амстелвен, Нидерланды; [ 20 ] Музей декоративного искусства , Париж, Франция и Музей современного искусства , Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кляйн, Дэн, «Художники в стекле», Митчелл Бизли, отпечаток Octopus Publishing Group Ltd., Великобритания, 2001, с. 116
- ↑ Грин, Питер С., «Станислав Либенский, 80; новое определение искусства стекла», The New York Times, 2 марта 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Либенский сайт . Доступ: 31 марта 2010 г.
- ^ Петрова, Сильва, «Чешское стекло», Галерея, Прага, Чехия, 2001. ISBN 80-86010-44-9 , с. 247
- ^ Грин, 2002 г.
- ^ Кляйн, 2001 стр. 116
- ^ Петрова, 2001, стр. 49, 51
- ^ Jump up to: а б Кляйн, 2001, с. 118
- ^ Petrova, 2001, pp. 49-52
- ^ Петрова, Сильва, 2001, стр. 243, 245
- ^ «Алена Билкова - Графика - Бастионный антиквариат и галерея - Табор» . antiquariat.cz . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Petrova, 2001, p. 94
- ^ Petrova, 2001, p.83
- ^ Олдноу, Тина, «Современные стеклянные скульптуры и панно: избранное из Музея стекла Корнинг», Музей стекла Корнинг совместно с Hudson Hills Press LLC, Манчестер, Вермонт, 2008 г., стр. 14
- ^ Петрова, 2001, с. 247
- ^ Краткая биография и фотографии произведений Либенского / Брихтовой.
- ^ Олдноу, Тина, «Голоса современного стекла: Коллекция Хейнемана», Музей стекла Корнинг, Корнинг, Нью-Йорк, 2009 г., стр. 359-360
- ^ «Либенский/Брихтова» . ГАЛЕРЕЯ ХЕЛЛЕР . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ «Центр искусств Гафесчян» .
- ^ Вальдрих, Иоахим, «Кто есть кто в современном искусстве стекла», Иоахим Вальдрих Верлаг, Мюнхен, Германия, 1993, с. 314
Внешние ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томас С. Бюхнер и Уильям Вармус , «Чехословацкий дневник: 1980». Corning: Музей стекла Корнинга, 1981. Хроника визита авторов в студию Либенских-Брыхтовых в июле 1980 года.
- Уильям Вармус , «Искусство Либенского и Брыхтова». Первая лекция на премию Ракова за выдающиеся достижения в искусстве стекла, октябрь 1984 года, в Музее стекла Корнинга. Опубликовано в журнале Neues Glas в 1985 году и в журнале Corning Museum of Glass New Glass Review в 1985 году.
- Роберт Кельманн , Внутренний свет: скульптура Станислава Либенского и Ярославы Брыхтовой , University of Washington Press, Сиэтл, 2002.
- Роберт Кельманн, «Разговор со Станиславом Либенским», Журнал Общества искусств стекла , 1981.
- Художники по стеклу
- Чешские художники
- Чешские художники по стеклу.
- Академический состав Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге
- Супружеские пары
- Искусство второе
- Лауреаты медали «За заслуги» (Чехия)
- Лауреаты премии Гердера
- Жители Млада-Болеславского района
- Жители Железного Брода
- Выпускники Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге