Jump to content

Еврейское вырезание из бумаги

Шавуот, вырезка из бумаги
Цветной силуэт в смешанной технике с еврейской символикой, 19 век, в коллекции Еврейского музея Швейцарии .

Еврейское вырезание из бумаги — традиционная форма еврейского народного искусства, заключающаяся в вырезании фигур и предложений на бумаге или пергаменте . Он связан с различными обычаями и церемониями, праздниками и семейной жизнью. Вырезки из бумаги часто украшали кетуббот (брачные контракты), мизры и украшения для торжественных случаев. Вырезание бумаги практиковалось еврейскими общинами как в Восточной Европе, так и в Северной Африке и на Ближнем Востоке на протяжении веков, и в наше время оно возродилось в Израиле и других странах.

Еврейская вырезка из бумаги "Мир"
от Агаты Сепе

Происхождение

[ редактировать ]

Происхождение еврейской резки бумаги неясно. Евреи-ашкенази в семнадцатом и восемнадцатом веках практиковали этот вид искусства. Однако еврейские вырезания из бумаги можно проследить до еврейских общин в Сирии, Ираке и Северной Африке, а сходство в технике вырезания (с использованием ножа) между восточноевропейскими евреями и китайскими резаками для бумаги может указывать на то, что их происхождение уходит еще дальше. . Некоторые утверждают, что вырезание из бумаги ашкенази датируется 14 веком, хотя его популярность достигла зенита в 18 и 19 веках.

Первое упоминание о еврейском вырезании бумаги можно найти в трактате «Борьба пера и ножниц» раввина XIV века Шем Това бен Исаака бен Ардутиэля (1290-1369), который описывает, как он решил вырезать буквы. в бумаге, когда его чернила замерзли во время суровой зимы. Среди изучающих христианскую историю испанской литературы раввин Шем Тов известен как Сантоб де Каррион де лос Кондес, изысканный кастильский трубадур, сочинивший «Моральные пословицы» для Педро Жестокого. [1] Вырезание бумаги как народное ремесло приобрело популярность в девятнадцатом веке, когда бумага стала дешевым материалом. [2]

Вырезание из бумаги было широко распространено среди евреев Польши и России в девятнадцатом и начале двадцатого века. Еврейские вырезки из бумаги также производились в Германии и, вероятно, в Нидерландах. Некоторые итальянские еврейские пергаменты кетубот (брачные контракты) с конца 17-го века до девятнадцатого века были украшены вырезками из бумаги, а также некоторыми сложными свитками Книги Эстер . Подобные вырезки из бумаги из еврейских общин Северной Африки и Ближнего Востока имеют некоторые характерные стилистические различия.

Он был популярен среди евреев как в Восточной, так и в Западной Европе, а также в Турции, Марокко, Сирии, Бангладеш, Израиле и Северной Америке. [3]

В Северной Африке и на Ближнем Востоке вырезки из бумаги называли «Менорой», потому что одна или несколько менор всегда выступали в качестве центрального мотива. Эти вырезки из бумаги включали множество надписей, в основном на дужках канделябров. Бумагу наклеивали на тонкие цветные металлические листы. Было произведено два различных вида: мизра и меньшие куски бумаги, используемые в качестве амулетов. Мотивы те же, что и в европейских еврейских вырезках из бумаги, но имеют характерный восточный стиль. Также на этих вырезках из бумаги очень часто появляется неизвестная в Европе хамса («рука с пятью пальцами»).

Исчезновение

[ редактировать ]

Еврейское вырезание из бумаги начало исчезать в первой половине двадцатого века, главным образом из-за тенденций быстрой ассимиляции и угасания многих традиционных практик, и практиковалось только пожилыми людьми, которые помнили этот вид искусства с юности. Многие сохранившиеся коллекции вырезок из бумаги были уничтожены во время Второй мировой войны и Холокоста , и относительно немногие из них остались в государственных или частных коллекциях.

Возрождение

[ редактировать ]

С конца двадцатого века еврейские вырезки из бумаги снова стали популярным видом искусства как в Израиле , так и в других странах. Вырезку из бумаги снова часто используют для украшения кетубота , свадебных приглашений и произведений искусства. В некоторой степени еврейские вырезки из бумаги стали более популярными в Польше в результате Фестиваля еврейской культуры в Кракове , фестиваля, который проводится в Кракове с 1990-х годов.

Бейт Хатефуцот - Музей еврейского народа в Тель-Авиве, Израиль, в октябре 2009 года представил выставку 2009 года под названием «Возрождение еврейских вырезок из бумаги: еврейское искусство вырезания из бумаги». Кураторы выставки: профессор Ольга Гольдберг, раввин Габриэлла, Рина Биран. , Архив бумажных вырезок Френкеля в Гизе, Еврейский университет в Иерусалиме . Кроме того, Национальным научным фондом . профессор Ольга Гольдберг провела исследование под названием «Традиции и преемственность в еврейских вырезках из бумаги», финансируемое [4]

Художник Орен Лолой пишет, что возрождение еврейского искусства вырезания из бумаги во многом связано с усилиями польско-еврейского антрополога и этнолога Гизы Франкель (см. ниже). [5] Франкеля 1983 года Книга «Искусство еврейской вырезки из бумаги» (Migzerot neyar: omanut Yehudit amamit) была выпущена после 50 лет кропотливых исследований.

Сегодня популярность еврейского искусства вырезания из бумаги выросла за пределы ритуальных предметов и стала искусством и выражением еврейской веры не только в Израиле, но и во всем мире. Лолой утверждает, что возрождение популярности вырезания из бумаги отчасти связано с его почти повсеместным распространением в настоящее время как часть кетубы (брачного контракта), которая является современным местом хиддур-мицвы , еврейского принципа почитания Божественного путем украшения ритуальных предметов. Современное искусство вырезания из бумаги также можно увидеть в амулетах, таких как хамса , благословения для дома , мизрахим и других произведениях искусства, обычно в виде настенных табличек.

Художники

[ редактировать ]
Еврейская вырезка из бумаги
Обложка буклета «Генеалогическое древо», созданная Йехудитом Шадуром

Человек Франкель

[ редактировать ]

В Израиле вырезание из бумаги возобновила Гиза Франкель, этнограф польского происхождения. [6] Наиболее значимые публикации Франкеля по вырезанию из бумаги — «Wycinanka żydowska w Polsce» и «Искусство еврейской вырезки из бумаги». [7] Гиза Франкель привезла с собой знания о польских еврейских вырезках из бумаги, когда эмигрировала в Израиль в 1950 году. [8]

По словам Франкеля, самыми известными польскими резчиками по бумаге являются Марта Голоб и Моника Краевска .

Марта Голаб

[ редактировать ]

Марта Голомб — одновременно художник-график и резчик по бумаге. [9] Ее вырезки из бумаги выставлялись в Еврейском музее (Вена), Культурном центре Скирбалл (Лос-Анджелес), в синагоге Эману-Эль (Сан-Франциско), в синагоге в Гробциге (Германия) и на Фестивале еврейской культуры в Кракове .

Моника Краевска

[ редактировать ]

По словам Выцинанки Жидовской, интересы Моники Краевской были сосредоточены на символах, связанных как с еврейской бумагой, так и с могильным искусством . Она является членом Гильдии американских вырезателей бумаги . [10]

Йехудит и Джозеф Шадур

[ редактировать ]

Иегудит Шадур был еврейским художником по вырезанию из бумаги. [11] [12]

Иегудит Шадур и ее муж Джозеф Шадур написали историю последних трех столетий еврейской резки бумаги под названием « Традиционные еврейские вырезки из бумаги: внутренний мир искусства и символов». За эту книгу они выиграли премию Еврейского национального книжного совета 1994 года. [13] [14] [15] В дополнение к этой книге Шадуры написали дополнительную книгу о еврейских вырезках из бумаги, каталог выставки Иегудита Шадура 1995 года в музее «Гаарец» в Рамат-Авиве, Израиль, а также несколько статей об искусстве еврейской вырезки из бумаги.

Цирль Валецкий

[ редактировать ]

Цирль Валецкий (урожденная Цирль Гробла) считался крупным современным художником по резке бумаги в американской идиш-культуре. [16] Вырезки из бумаги Валецкого отличались от «традиционных форм тем, что они свободны и менее привязаны к структуре и симметрии». [17]

Ким Филлипс

[ редактировать ]

Ким Филлипс — современный еврейский художник, вырезавший из бумаги, чьи работы раздвигают границы интерпретации еврейских текстов и тем, не прибегая к традиционным симметричным формам. Ее работы выставлялись в Израиле и США.

Уши Лолой

[ редактировать ]

Орен Лолой (Papercuts By Oren) — современный еврейский художник по вырезанию из бумаги, работающий в Израиле. [18] Его работы принадлежат новой эстетике, которая устраняет разрыв между еврейской традицией и современным возрождением вырезания из бумаги во всем мире. Его работа в основном сосредоточена на кетуботе. Синагоги Нью-Йорка и Вирджинии также заказывали ему крупномасштабные работы. [19]

Нафтали Мазаки

[ редактировать ]

Мазаки — современный израильский художник, вдохновленный работами йеменских евреев, которые создавали и создавали серебряную иудаику и украшения. Он «Йеменский резчик-ювелир». [20] Вырезки Мазаки из бумаги выставлялись в Институте иудаики им. Шехтера, Музее еврейского искусства в Иерусалиме, а также в Центрах йеменского наследия в Реховоте и Нетании. Его вырезки из бумаги демонстрируют отрывки из библейских источников, переплетающиеся с графическими сценами природы и культуры. [21] [22]

Использование

[ редактировать ]
Мизра , вырезка из бумаги, Восточная Европа , 19 век.

В зависимости от цели, формы и связи с конкретными религиозными и нерелигиозными событиями вырезки из бумаги бывают разных видов. [23] : 40–57 

Мизра (евр. Восток) — мемориальные доски, вешаемые на восточную стену частных домов и указывающие направление на Иерусалим. Шивиси (евр. всегда) похож на мизру, но висит на восточной стороне синагоги. Его название связано с предложением из Библии: «Шивис'и адонай л'негди тамид» («Я всегда ставил Господа пред собою»). [23] : 4  Шивиси в виде бумажных отрезков, а не какого-то более прочного материала, использовались только в бедных синагогах.

Были также различные вырезки из бумаги, сделанные для особых религиозных праздников. Шевуослех («маленькие Шавуоты») и ройзелех (розетки) украшали окна к Шавуоту . Ройзелех представляет собой вырезки из бумаги круглой формы, а Шевуослех – прямоугольной. Их часто изготавливали ученики начальных еврейских религиозных школ ( хедеров ). Иногда их украшали мотивами, не связанными с религией, например, солдатами или всадниками.

Флаги для Симхат-Торы также были изготовлены учениками хедера . Каждый вырез, сделанный из цветной бумаги, символизировал одно из двенадцати колен Израиля. На другой стороне листа было вырезанное из бумаги изображение Торы с движущимися дверями. Из вырезок бумаги, сделанных для Суккота, формировали фонарики, цепи и птиц, которые развешивали в сукках .

Вырезами из бумаги часто украшали доску с молитвой Ушпизин, сделанную к Суккоту. Для Пурима также создавались вырезки из бумаги, часто содержащие предложение на иврите: «Мишенехнас адар марбин б'симха» («Мы должны радоваться, потому что (месяц) Адара начинается») и вырезаемое из изображения бутылки и стаканов, символа радости. [23] : 11 

Вырезание из бумаги также имеет связь с другими формами еврейской традиции. Например, ктубы (брачные договоры) иногда готовились в виде вырезок из бумаги или украшались элементами вырезания из бумаги. Также из бумаги изготавливались мемориальные доски с именами предков, датами рождения и смерти. Фонарики с вырезанными из бумаги стенами ставили в синагогах в годовщины смерти великих людей. [23] : 10–11  На амулетах типа Хамсы часто изображалось изображение ладони с глазом.

Характеристики

[ редактировать ]

Вырезы из бумаги традиционно создавались с помощью сапожного ножа. Вполне вероятно, что большинство художников были мужчинами, хотя в последующие годы школьницы (и мальчики) делали маленькие розетки ( называемые ройзелех или рейзелех на идиш ) ножницами, чтобы украсить свои тетради или праздничные украшения дома. [24] Художник сначала рисовал узор на бумаге или пергаменте, а затем вырезал его. Иногда они рисовали свои работы акварелью. Обрезки бумаги обычно особым образом приклеивали к контрастному фону, чтобы придать вырезанной бумаге рельефность. Предложения на иврите были важным элементом композиции. Слова были либо вырезаны, либо нарисованы на бумаге. элементы микрографии В этих блоках текста, созданных ножом художника, можно увидеть , еще одного традиционного вида еврейского народного искусства. Из-за аниконизма иудаизма редко можно увидеть вырезки из бумаги этого периода, на которых изображена человеческая фигура. Исключение составляют сефардские кетуботы, изображающие жениха и невесту. [3]

Традиционно вырезки из бумаги, сделанные евреями -сефардами и евреями-ашкеназами, отличались друг от друга. Вырезки из бумаги ашкенази были богатыми, очень детализированными и красочными. В этом стиле художники постарались заполнить свободное пространство как можно большим количеством элементов. Напротив, сефардские композиции были более минималистичными и включали такие мотивы, как менора, колонны, арабески и фонари. [3] Современное еврейское искусство вырезания из бумаги выполнено во многих стилях и не ограничивается вышеупомянутыми символами и мотивами. Они могут быть однослойными и многослойными.

Еврейская вырезка из бумаги "Четыре животного"
от Агаты Сепе

Каждый элемент еврейской вырезки из бумаги имеет свою символику. Некоторые типичны для общееврейской культуры, другие свойственны искусству вырезания из бумаги. Важнейшие символы расположены вдоль оси симметрии .

Основными символами обычно являются Тора или Менора :

  • Изображение Торы символизирует закон Божий, иудаизм, Израиль. Звезда Давида символизирует иудаизм и Израиль.
  • Менора символизирует Израиль, иудаизм и Храм в Иерусалиме . Среднее пламя — это символ Шехины ( на иврите — присутствие Бога); другие языки пламени показаны наклоненными к основному пламени. Низ меноры часто изображают в виде сложного орнамента, символизирующего бесконечность.

На вырезках из бумаги изображен целый ряд животных:

Флора, вырезанная из бумаги, обычно связана с библейским Древом Жизни . [23] : 6  некоторые растения имеют свой особый символизм. Например, виноградная лоза ассоциировалась с землей Израиля и плодородием, гранаты символизировали плодородие и т. д.

Другие символы были связаны как с традицией, так и с повседневной жизнью:

  • Знаки Зодиака показали последовательность еврейских праздников в течение года
  • Корона, которую часто помещают над Торой или Менорой, является символом Бога, Торы, Царства Израиля или Священства. [23] : 5 
  • Колонны и другие архитектурные элементы связаны с Храмом в Иерусалиме.
  • Руки со скрещенными большими пальцами – жест благословения.
  • Кувшин, наполненный водой, и чаша символизируют Племя Леви , благословение или Священство.

Методология

[ редактировать ]

Изображения создаются путем вырезания рисунка на сложенном листе бумаги. Когда бумага развернута, обнаруживается симметричный рисунок. [28] Бумагу можно разрезать ножницами или канцелярским ножом.

Работы или публикации

[ редактировать ]
  • Блаховский, Александр (1986). Польская народная вырезка (на польском языке). Торунь: Этнографический музей в Торуни. стр. 12–14. OCLC   247937563 .
  • Франкель, Гиза Франкель, Гиза; Харель-Хошен, Сара Харель Сара (1983). Мигзерот нейар: Оманут Иегудит Амамит Искусство еврейской вырезки из бумаги (на иврите). Рамат-Ган Масада: Масада. ОСЛК   27227163 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Франклоу, Гиза (1929). Еврейское вырезание из бумаги в Польше / Papierschnitte bei den Juden in Polen (на польском языке). Львов: Накл. Этнологическое общество. OCLC   802161157 .
  • Шадур, Джозеф; Шадур, Иегудит (1994). Еврейские вырезки из бумаги: история и руководство . Иерусалим: Музей Иуды Л. Магнеса (JLMM). ISBN  978-0-94-337654-7 . OCLC   924825453 .
  • Шадур, Иегудит (1978). Вырезки из бумаги Иегудита Шадура: 12 марта – 7 мая 1978 г., Музей Магнеса . Беркли, Калифорния: Музей Магнеса. OCLC   44416264 .
  • Шадур, Джозеф; Шадур, Йехудит; Спербер, Даниэль (нападающий); Гросс, Уильям Л. (Предисловие) (2002). Традиционные еврейские вырезки из бумаги: внутренний мир искусства и символа . Ганновер, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN  978-1-58-465165-9 . OCLC   47625265 .
  • Шадур, Йехудит; Музей Эрец-Исраэль / Музеон Эрец-Исраэль / Музей Эрец-Исраэль (1996). «Каталог выставки, проходившей в Музеоне Эрец Исраэль в рамках празднования «Иерусалима 3000», зима 1995/96 года». Йерушалаим ле-дор Ша-дор: Ми-гизрот нейар / Иерусалим от поколения к поколению (на иврите и английском языке). Тель-Авив, Израиль: Музей Эрец-Исраэль / Музеон Эрец-Исраэль / Музей Эрец-Исраэль. ОСЛК   38217079 .
  • Валецкий, Цирль; Либенбаум, Элейн (фотографии) (6 августа 2008 г.). Магия Цирли Валецкого .
  • Валецкий, Цирль; Еврейский дом для престарелых в Ривердейле; Музей иудаики (1988). Современные вырезки из бумаги (10 января – 26 июня 1988 г.) . Нью-Йорк: Музей иудаики. OCLC   42057827 .
  • Валецкий, Цирль; Музей университета ешива (1977). Papercuts: современная интерпретация. Выставка «История Руфи» . Нью-Йорк: Музей Университета Иешива. ОСЛК   2909376 .

Онлайн-изображения

[ редактировать ]
  • Мизра Исраэля Дова Розенбаума Подкамен, Украина, 1877 г. (дата надписи). Краски, тушь и карандаш на вырезанной бумаге. 30 1/4 x 20 3/4 дюйма (76,8 x 52,7 см). Еврейский музей, Нью-Йорк.
  • Мизра/Шивити Мордехая Райхера (американец, род. Украина, 1865-1927). Бруклин, Нью-Йорк, США, 1921/22 г. Тушь и акварель на бумаге для вырезания. 19 3/4 x 15 3/4 дюйма (50,2 x 40 см). Еврейский музей, Нью-Йорк.
  • Мемориальный календарь, Шивити и Мизра, авторы Хайим Бенджамин Блюм, Мордехай Авраам. Польша, 19 век. Красками, карандашом и коллажем на вырезанной бумаге. 21 7/8 x 21 3/4 дюйма (55,6 x 55,2 см). Еврейский музей, Нью-Йорк.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Шадур, Джозеф. «Еврейское вырезание из бумаги: народное искусство, которое могли создать даже самые бедные люди» . Мое еврейское образование . Архивировано из оригинала 7 января 2015 г.
  2. ^ Франкель, Гиза (2002). «Искусство еврейской вырезки из бумаги» . ZygmuntFrankel.com . И так далее издания.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Голоб, Марта (2006). Еврейская вырезка из бумаги = еврейская вырезка из бумаги . Краков: Издательство «Хагада». ISBN  9788391507605 .
  4. ^ «Возрождение еврейских вырезок из бумаги: еврейское искусство вырезания из бумаги» . Тель-Авив, Израиль: Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. 1 октября 2009 г. – 31 января 2010 г.
  5. ^ Лолой, Орен (12 декабря 2013 г.). «Что такое еврейское вырезание бумаги?» . Вырезки из бумаги Орена . Проверено 14 мая 2018 г.
  6. ^ «Френкель (Франкель), Гиза (1895 Величка — 1984 Хайфа)» . Лаудер История евреев .
  7. ^ Гольдберг-Мункевич, Ольга. «Гиза Франкель - Мигзерот Ниджар Оманут Иегудит Амамит Гиватаим 1983, вид. Масада» (PDF) . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Гольдберг-Мулькевич, Ольга. «Доктор Гиза Френкель (Франкель) 16.09.1895 Величка - 17.05.1984 Хайфа» (PDF) : 139. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  9. ^ «Марта Голомб из Кракова: «Еврейские вырезки»: 09.12.09 – 10.11.2002» . Архивировано из оригинала 25 января 2012 г.
  10. ^ Краевская, Моника. «Еврейский вырез» . Архивировано из оригинала 14 января 2010 года.
  11. ^ «Йехудит Шадур» . Издательство «Цикамены и мечи» .
  12. ^ «Декабрь: Юдифь - Некоторые выдающиеся Юдифь: Иегудит Шадур» . Еврейский женский архив .
  13. ^ «Победители НЖБА» . Еврейский книжный совет . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 г. Проверено 25 декабря 2013 г.
  14. ^ «Художники — Иегудит Шадур» . Искусство в Центре – Галерея Иудаика . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года.
  15. ^ Бек, Мордехай (25 марта 2011 г.). «Некрологи: Иегудит Шадур» (PDF) . Еврейская хроника (TheJC.com) . Иерусалим.
  16. ^ «Цирль Валецкий: Некролог» . Нью-Йорк Таймс . 10 декабря 2011 г.
  17. ^ Готтесман, Ицик (13 декабря 2011 г.). «Цирл Валецкий, пионер вырезания из бумаги, умер в 90 лет» (некролог) . Еврейская ежедневная газета Форвард .
  18. ^ «Papercuts By Oren – Papercut Ketubah Designs» . Проверено 29 мая 2023 г.
  19. ^ «Кетубот и многое другое, вырезанное по индивидуальному заказу — вырезки из бумаги Орена» . 23 сентября 2013 г.
  20. ^ «Результаты поиска» . Ютуб . Проверено 29 мая 2023 г.
  21. ^ "צורף נייר תימני : נפתלי מזעקי, מגזרות נייר / מגזרות נייר בעבודת יד: נפתלי מזעקי ; כתיבה: נפתלי מזעקי, נעמי שפירא ; עריכה, צילום ועיצוב גרפי: נעמי שפירא | מזעקי, נפתלי אמן מחבר (שפירא, נעמי, 1963- (עורך מחבר תוכן טקסטואלי נוסף) | שפירא, נעמי, 1963- (עורך מחבר תוכן טקסטואלי נוסף) ;האגודה לטיפוח חברה ותרבות בישראל | הספרייה הלאומית" дополнительного текстового контента) Ассоциация развития общества и культуры в Израиле www.nli.org.il. «Йеменский ювелир из бумаги: Нафтали Мазаки, вырезки из бумаги / вырезы из бумаги ручной работы: Нафтали Мазаки; написание: Нафтали Мазаки, Наоми Шапира; редактирование, фотография и графический дизайн: Наоми Шапира | Мазаки, автор Нафтали Аман (Шапира, Наоми, 1963- (ред.) Автор дополнительного текстового контента) |. Шапира, 1963- ( редактор
  22. ^ «Йеменский ювелир из бумаги: вырезки из бумаги, вдохновленные Экклезиастом / вырезки из бумаги ручной работы: Нафтали Мазаки; редактирование и графический дизайн: Наоми Шапира; письмо: профессор Авигдор Шанан [и еще 6] | Мазаки, Нафтали (художник) | Мазаки, Нафтали (художник)) Шафира, Наоми, 1963- (оформитель книг) Шанан, Авигдор, 1946- (автор дополнительного текстового контента) Музей еврейского искусства Вольфсона (Иерусалим) | www.nli.org.il.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Франклоу, Гиза (1929). Еврейская резка бумаги в Польше: (Papierschnitte bei den Juden in Polen) (на польском языке). Львов: Отдел этнологического общества. OCLC   10628388 .
  24. ^ Михлик, Джоанна Беата. «Игрушки и игры» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 14 мая 2018 г.
  25. ^ Маэль, раввин Фишель. «Характеристика колена Неффалима» . Шивтей Исраэль . Брит-Ам.
  26. ^ «Мишна Пиркей Авот» . Этика отцов . Глава 5, номер 23. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  27. ^ Шадур, Иегудит (лето 1986 г.). «Как Иегудит Шадур вырезает бумагу» . BR (Обзор Библии) .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3aa1b8662c1b0896a20d681956e7027f__1719798540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/7f/3aa1b8662c1b0896a20d681956e7027f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish paper cutting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)