Аниконизм в иудаизме
Аниконизм в иудаизме широко распространен. В иудаизме строго запрещено изображение Бога в любой человеческой или конкретной форме.
Еврейская Библия
[ редактировать ]Ряд стихов еврейской Библии (также известной как Танах) относятся к запретам на создание различных форм изображений, неизменно связанных напрямую с идолопоклонством . Самый сильный источник основан на том, что иудаизм считает второй из Десяти заповедей :
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий вину отцов детям до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; и проявляя милость к тысячному поколению любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди.
Левит 26:1 гласит:
Не делайте себе идолов, и не ставьте себе истукана или памятника, и не кладите никакого камня с изображениями в земле вашей, чтобы поклоняться ему; ибо Я Господь , Бог твой.
Подобные запреты встречаются в Числах 33:52, Второзаконии 4:16 и 27:15. Во всех случаях создание образа связано с идолопоклонством, и действительно, слова, обычно переводимые как «образ» или какой-либо его вариант ( פסל песель , שקוץ шикуты ), обычно используются как синонимы слов, обычно переводимых как « идол » (например, אליל элиль ). [ нужна ссылка ] (Важным исключением является слово צלם целем , используемое в таких стихах, как Бытие 1:26: «сотворим человека по образу Нашему», где это слово, обозначающее «образ», не ассоциировалось с идолами.) [ нужна ссылка ]
Основываясь на этих запретах, еврейские пророки, такие как Исаия , Иеремия , Амос и другие, очень решительно проповедовали против идолопоклонства. [ нужна ссылка ] Во многих своих проповедях пророки рассматривали использование религиозных образов как негативный признак ассимиляции с окружающими языческими культурами того времени. [ нужна ссылка ] Снисходительные комментаторы Торы разрешают рисовать людей при условии, что изображения не используются для идолопоклонства.
Галаха
[ редактировать ]
Несмотря на семантическую связь с идолами, галаха (еврейский закон), как учит Шулхан Арух, интерпретирует эти стихи как запрещающие создание определенных типов резных изображений людей, ангелов или астрономических тел, независимо от того, действительно ли они используются в качестве идолов. В «Шулхан Арухе» говорится: «Запрещено делать полные твердые или рельефные изображения людей или ангелов, а также любые изображения небесных светил, кроме как в целях изучения». [1] («Небесные тела» включены сюда, потому что некоторые религии поклонялись звездам и планетам в человеческих формах. Астрономические модели для научных целей разрешены в категории «исследование».) [ нужна ссылка ]
Разбивку можно найти в « Шулхан Арухе», разделе «Йоре Деа» , где буквальное значение פסל pesel принимается как «вырезанный образ» (от корня פסל p-sl , «гравировать»). [2] ) Таким образом, запрет рассматривается как применимый конкретно к определенным формам скульптуры и изображениям человеческого лица. В соответствии с этим запретом на некоторых средневековых иллюстрациях изображены фантастические существа с головами животных — обычно гуманоиды , даже если изображения совершенно явно подразумевают изображения исторических или мифологических людей. Наиболее известна Агада с птичьими головами (Германия, около 1300 г.). Поскольку таких существ, как грифоны , гарпии , сфинксы и фениксы , на самом деле не существует, никакого нарушения запрета в подобных изображениях не усматривается. Это основано на том, что заповедь, как сказано в Исходе , относится конкретно к «всему, что на небе вверху, на земле внизу и в воде ниже земли». Однако запрещено делать на Божественной Колеснице Книги Иезекииля четыре лица или служащих ангелов, поскольку считается, что это реальные существа, реально существующие «на небесах горних». ( Кицур Шулхан Арух 168:1)
Различия в СМИ
[ редактировать ]
Хотя запрет распространяется в основном на скульптуру , есть некоторые авторитеты, которые запрещают двумерные изображения анфас. Некоторые основывают это на своем понимании Талмуда . [ нужна ссылка ] и другие основывали его на Каббале . [ нужна ссылка ] Следует отметить портрет раввина Цви Ашкенази (известного как « Хакхам Цви»), который хранится в Еврейском музее в Лондоне . [3] Основываясь на своей интерпретации этого запрета, Цви отказался позировать для своего портрета. Однако лондонская еврейская община хотела портрет, поэтому они заказали портрет без ведома ашкенази. Сын Ашкенази, раввин Якоб Эмден , говорит, что это было идеальное сходство.
Есть один тип изображения — барельеф или рельефное изображение на плоской поверхности, который является особенно проблематичным. Раввин Якоб Эмден обсуждает медаль, отчеканенную в честь раввина Элиэзера Горовица , с портретом Горовица. Эмден постановил, что это нарушает запрет на изображения. Многие считают, что такие представления в синагоге либо нарушают это предписание, либо не допускаются, поскольку создают видимость нарушения этого предписания. В частности, раввин Давид ибн Зимра и раввин Джозеф Каро считают, что резные изображения львов (представляющих льва Иуды ) неуместны в синагогах . [ нужна ссылка ]
Некоторые авторитеты считают, что иудаизм не возражает против фотографии или других форм двухмерного искусства, а изображения людей можно увидеть в религиозных книгах, таких как Пасхальная Агада , а также в детских книгах о библейских и исторических персонажах. [ нужна ссылка ] Хотя большинство евреев-хасидов возражают против наличия телевизоров в своих домах, это связано не с запретами на идолопоклонство, а, скорее, с содержанием сетевых и кабельных программ. Хасиды всех групп регулярно выставляют портреты своих Ребе ; а в некоторых общинах дети обменивают «карточки раввина», похожие на бейсбольные карточки . И в хасидском , и в ортодоксальном иудаизме запрещено фотографировать и снимать видео в Шаббат и еврейские святые дни , но этот запрет не имеет ничего общего с идолопоклонством. Скорее, это связано с запретом работать или творить в эти дни. [ нужна ссылка ]
В исторические периоды
[ редактировать ]
Многие историки искусства существовала традиция долгое время считали, что в древности , не сохранившаяся до наших дней, роскошных иллюминированных рукописных свитков книг Танаха среди эллинизированных евреев. Доказательством этого являются христианские произведения периода поздней античности и раннего средневековья которых , иконография , как полагают, заимствована из произведений этой традиции. [ нужна ссылка ] Примеры более поздних произведений включают Свиток Иисуса Навина и, что более спорно, Утрехтскую Псалтырь .
III века н.э. Синагога Дура-Европос в Сирии украшена большими настенными росписями с фигурами пророков и других людей, а также повествовательными сценами. Существует несколько изображений Руки Бога , позволяющие предположить, что этот мотив пришел в христианское искусство из иудаизма. [ нужна ссылка ] Считается, что практически уникальное христианское мозаичное изображение Ковчега Завета (806 г.) в Жерминьи-де-Пре , включающее руку, также заимствовано из еврейской иконографии; Ковчег также появляется в Дура-Европос. [4] В нескольких древних синагогах на земле Израиля также были раскопаны большие напольные мозаики с фигуративными элементами, особенно животными и изображениями Зодиака .
В некоторых из них, особенно в Нааране на Западном Берегу , живые фигуры были удалены, оставив нетронутыми неодушевленные символы, такие как Храмовая менора . [5] Было высказано предположение, что это было сделано еврейской общиной в VI или начале VII века как часть разногласий внутри иудаизма по поводу изображений, которые параллельны разногласиям внутри христианства, ведущим к византийскому иконоборчеству , приводящему к более строгому отношению к изображениям, по крайней мере, в синагогах. Есть также свидетельства того, что примерно 570 новых мозаик синагоги были аниконическими. Альтернативное объяснение перемещений состоит в том, что они были произведены после мусульманского завоевания и связаны с указом халифа Язида II в 721 году (хотя это относилось к христианским изображениям). [6] В украшении стен пещер и саркофагов некрополя Бейт-Шеарим также используются изображения, некоторые из которых взяты из эллинистической языческой мифологии II-IV веков нашей эры.
Есть много более поздних еврейских иллюминированных рукописей Средневековья и некоторые другие произведения с человеческими фигурами. « Агада с птичьими головами » (на немецком языке, сейчас находится в Иерусалиме) дает всем человеческим фигурам головы птиц, предположительно в попытке смягчить любое нарушение запрета. [ нужна ссылка ]
В современном Израиле
[ редактировать ]В государстве Израиль все религиозные объекты, как еврейские, так и нееврейские, охраняются законом. Несмотря на то, что еврейский закон учит, что идолопоклонство запрещено для всего человечества как один из семи законов Ноя , сегодня евреи борются с ним посредством дискуссий, дебатов и образования, а не путем физического разрушения статуй и святынь. [ нужна ссылка ] Однако большинство традиционных евреев по-прежнему соблюдают запреты на вход в места идолопоклонства и не посещают мероприятия, проводимые в зданиях, где есть религиозные статуи. [ нужна ссылка ]
Недавняя стипендия
[ редактировать ]В опровержение веры в аниконический иудаизм и, в более общем смысле, в недооценку еврейского изобразительного искусства, историк Кальман Бланд недавно предположил, что это явление является современной конструкцией и что «еврейский аниконизм кристаллизовался одновременно с формированием современной еврейской идентичности». . [7] Другие также утверждали, что идея полного запрета фигуральных изображений в библейский и эллинистически-римский периоды несостоятельна. [8] [9]
До 20 века считалось, что иудаизм всегда был аниконическим. Вероятно, впервые эту точку зрения оспорил Давид Кауфман , который собрал большой и всеобъемлющий массив данных, чтобы доказать ее несостоятельность. Он был первым, кто использовал термин «еврейское искусство» в статье, опубликованной в 1878 году, и считается основателем научной дисциплины истории еврейского искусства . Его ученик доктор Сэмюэл Краусс писал в 1901 году:
Еще десять лет назад было бы абсурдно говорить о еврейском искусстве. Заслуга Кауфмана в том, что он открыл это искусство. Ему нужно было не только доказать, что такое искусство существует, но и доказать, что оно может существовать, поскольку он показал, что идея о том, что запрет изображений будет препятствовать развитию такого искусства, ошибочна, и даже установил ее как неопровержимый факт, что искусство на обширных территориях не было запрещено, поскольку с ним не было связано никакое богослужение. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шулхан-Арух - Глава 11» . Тора.орг. Архивировано из оригинала 21 апреля 2000 г. Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ См. Исход 34:1, 4; Второзаконие 10:1, 3.
- ^ jewishmuseum.org.uk
- ^ Единственное древнее еврейское изображение Ковчега, по-видимому, находится в Дура-Европос, хотя оно также является старейшей сохранившейся еврейской библейской иллюстрацией 10-го века (см. Беквит). Беквит, Джон (1988). Искусство Раннего Средневековья . Архив Брилла. стр. 14–16. ISBN 90-04-08115-1 .
- ^ Парикмахерская, 1018–1021 гг.
- ^ Парикмахерская, повсюду.
- ^ «(Бланд 2001:8)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2015 г. Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Джозеф Гутманн: «Вторая заповедь» и образ в иудаизме». В Еврейском союзном колледже Annual 32 (1961) 161-174. [= Там же: Священные образы: Исследования еврейского искусства от античности до средневековья. [Сборник исследований, CS 303]. Нортгемптон, 1989. II. 161-174].
- ^ Джозеф Гутманн: «Новейшая литература о еврейском искусстве: критическая оценка». В «Ежегоднике еврейской книги» 25 (5728/1967–1968) 167–169. См. также вклад Габриэль Сед-Райна в этот том.
- ^ Давид Кауфманн и его коллекции Библиотека Венгерской академии наук. Первоисточник: Др. Сэмюэл Краусс: Дэвид Кауфманн. Биография, с. 45. Берлин 1901 (1902). «Десять лет назад было бы абсурдно говорить о еврейском искусстве. Открытие этого искусства является собственным достижением Кауфмана. Ему не только нужно было доказывать, что такое искусство существует, ему также приходилось доказывать, что оно может существовать». мнение о том, что запрет изображений стоял на пути развития искусства в иудаизме ошибочно, он скорее представил его как неопровержимый факт, что искусство на плоской поверхности никогда не запрещалось, пока с ним не было связано идолопоклонство. "
Ссылки
[ редактировать ]- Барбер, Чарльз, Правда в живописи: иконоборчество и идентичность в искусстве раннего средневековья , Speculum , Vol. 72, № 4 (октябрь 1997 г.), стр. 1019–1036, JSTOR.
- Беквит, Марта Уоррен (1994). Искусство раннего средневековья 206 иллюстраций, 53 цветных каролингских. Оттониан. Романский . Прегер. ISBN 978-0-500-20019-3 .
- Бланд, Кальман П. (2001). Бесхитростный еврей Средневековые и современные подтверждения и отрицания визуального (PDF) . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08985-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2015 г. Проверено 16 марта 2006 г.
- Гуди, Джек (1997). Представления и противоречия Амбивалентность по отношению к образам, театру, художественной литературе, реликвиям и сексуальности . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-20526-5 .