Язид II
Язид II Язид ибн Абд аль-Малик | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар Язида II | |||||
9-й халиф халифата Омейядов | |||||
Царствование | 9 февраля 720 г. - 26 января 724 г. | ||||
Предшественник | Умар | ||||
Преемник | Хишам | ||||
Рожденный | в. 690/91 Дамаск , Омейядский халифат | ||||
Умер | 26 января 724 г. (ок. 33–34 лет) (24 Шабана 105 г. хиджры) Ирбид , Омейядский халифат | ||||
Супруг |
| ||||
Проблема | |||||
| |||||
Династия | Омейяды | ||||
Отец | Абд аль-Малик | ||||
Мать | Атика бинт Язид | ||||
Религия | ислам |
Язид ибн Абд аль-Малик ибн Марван ( арабский : يَزِيد ٱبْن عَبْد الْمَلِك ٱبْن مَرْوَان , латинизированный : Язид ибн Абд аль-Малик ибн Марван ; c 690/91 — 26 января 724), широко известный как Язид II , был девятым Омейядом. халиф , правивший с 720 года до своей смерти в 724 году. Хотя ему не хватало административного или военного опыта, он черпал престиж благодаря своему происхождению, будучи потомком обеих правящих ветвей династии Омейядов , Суфьянидов, основавших Халифат Омейядов в 661 году, и Марванидов. ) назначил его который сменил их в 684 году. Его сводный брат халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик ( годы правления 715–717 вторым в очереди после их двоюродного брата Умара ( годы правления 717–720 ). , как компромисс с сыновьями Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ).
Он обратил вспять реформистскую политику Умара, в основном путем повторного введения джизьи (подушного налога) для мавали (обращенных мусульман-неарабов) и возобновления военных действий на границах Халифата, особенно против хазар на Кавказе и византийцев в Анатолия . Действия Язида соответствовали желаниям арабского милитаристского лагеря и династии Омейядов, но не разрешили финансовый кризис Халифата, поскольку военных трофеев стало недостаточно, а повторное введение джизьи встретило сильное сопротивление со стороны обращенного населения в крупных провинциях. Хорасана и Ифрикии . Он издал иконоборческий указ, согласно которому христианские иконы уничтожались в церквях по всему халифату, что побудило византийского императора Льва III ( годы правления 717–741 ) издать аналогичный указ в своих владениях.
Язид вновь ввел сирийские войска, чтобы обеспечить соблюдение правления Омейядов в Ираке , где их господство долгое время вызывало недовольство. Одним из первых событий его правления стало широкомасштабное восстание иракцев под предводительством Язида ибн аль-Мухаллаба , подавление которого положило конец серьезным восстаниям против Омейядов в беспокойной провинции. Ибн аль-Мухаллаб был сторонником Ямани , и назначение Язидом сторонников Кайси управлять Ираком привело к эскалации фракционной напряженности там, хотя в других местах Язид уравновешивал интересы двух соперничающих фракций . Смертоносное подавление Мухаллабидов стало сплоченным призывом к мести во время революции Аббасидов , которая свергла Омейядов в 750 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Язид родился в Дамаске , столице халифата Омейядов , ок. 690/91 . [1] Он был сыном халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ) и его влиятельной жены Атики , дочери тезки Язида II, халифа Язида I ( годы правления 680–683 ). [1] Источники иногда называют его «Ибн Атика». [2] Его кунья (отчество) было Абу Халид, и его прозвали аль-Фата ( букв. « Юноша » ). [3] Родословная Язида II объединяла марванидскую ветвь его отца из династии Омейядов , находившуюся у власти с 684 года, и суфьянидскую ветвь Язида I и отца последнего Муавию I ( годы правления 661–680 ), основателя Омейядского халифата. [1]
До своего правления Язид не обладал ни военным, ни административным опытом. [1] Он редко покидал Сирию, за исключением нескольких посещений Хиджаза ( западная Аравия , где расположены священные исламские города Мекка и Медина ). [1] в том числе один раз для ежегодного паломничества хаджа где-то между 715 и 717 годами. [4]

предоставил ему контроль над регионом вокруг Аммана . Возможно, Абд аль-Малик [5] Он построил пустынные дворцы и аль-Кастал аль -Муваккар , оба недалеко от Аммана. Дворцы традиционно датируются периодом его халифата, хотя ряд археологов предполагают, что Язид начал их строительство до 720 года. [6]
Семья
[ редактировать ]Язид установил брачные связи с семьей аль-Хаджаджа ибн Юсуфа (ум. 714), могущественного наместника Ирака для своего отца, халифа Абд аль-Малика, и брата аль-Валида I ( годы правления 705–715 ). Он женился на племяннице аль-Хаджаджа, Умм аль-Хаджадж , дочери Мухаммада ибн Юсуфа аль-Сакафи . [7] [8] Еще при жизни дяди она родила Язиду сыновей: аль-Хаджаджа, умершего молодым, и аль-Валида II , ставшего халифом в 743 году. [7] Язид также был женат на Суде бинт Абдаллах ибн Амр, правнучке халифа Усмана ( годы правления 644–656 ), которая была матерью сына и дочери Язида Абдаллаха и Аиши. [9] Двоюродный брат Суды, Саид ибн Халид ибн Амр ибн Усман, по мнению историка 9-го века аль-Якуби, «оказал наибольшее влияние на Язида». [10] [а] Язид также взял в наложницы двух певиц Салламу аль-Касс и Хаббабу . [12] Всего у Язида было шестеро детей от двух жен и восемь от наложниц-рабынь . [13] Другими его сыновьями были ан-Нуман, [14] Яхья, Мухаммад, аль-Гамр , Сулейман, Абд аль-Джаббар, Дауд, Абу Сулейман, аль-Аввам и Хашим. [10]
Халифат
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]Благодаря своему происхождению Язид был естественным кандидатом на престол халифата. [1] Благородная арабская материнская линия имела политический вес в этот период истории Халифата. [15] а Язид гордился своим суфьянидским происхождением по материнской линии, считая себя выше своих сводных братьев по отцовской линии. [7] Он был выбран своим сводным братом халифом Сулейманом ( годы правления 715–717 ) вторым в очереди в халифской преемственности после их двоюродного брата Умара , который правил с 717 по 720 год. [1] Язид присоединился в возрасте 29 лет после смерти Умара 9 февраля 720 года. [1] [16] Большую часть своего правления он проживал в Дамаске или в своих поместьях в Джунд аль-Урдунне (военный округ Иордании). [1] который был сосредоточен в Тверии и примерно соответствовал византийской провинции Палестина Секунда . [17]
Подавление Мухаллабидов
[ редактировать ]
Незадолго до или сразу после вступления Язида на престол, опытный командующий и опальный губернатор Ирака и обширной восточной провинции Хорасан Язид ибн аль-Мухаллаб сбежал из крепости Алеппо , где Умар заключил его в тюрьму. [18] [19] Во время правления Сулеймана Ибн аль-Мухаллаб, враг аль-Хаджаджа, был ответственен за пытки и смерть членов семьи аль-Хаджаджа, родственников Язида, и опасался ответного жестокого обращения, когда воцарение Язида стало очевидным. [18] Язид долгое время питал подозрения, питаемые аль-Хаджаджем, относительно влияния и амбиций Ибн аль-Мухаллаба и семьи Мухаллабидов в Ираке и восточном Халифате. [20]
Уклоняясь от преследования командиров Умара или Язида, Ибн аль-Мухаллаб направился в Басру , один из главных гарнизонных городов Ирака и центр своей семьи и племени Азд Уман . [18] По приказу Язида губернатор Басры Ади ибн Артат аль-Фазари арестовал многих братьев и двоюродных братьев Ибн аль-Мухаллаба до его прибытия в город. [18] [21] Ибн Артат не смог остановить вторжение Ибн аль-Мухаллаба, и последний при поддержке своих союзников из племени Ямани в гарнизоне Басры осадил Ибн Артата в городской цитадели. [18] Фракции Кайса-Мудара в гарнизоне, хотя и были традиционными соперниками Ямана и не сочувствовали Ибн аль-Мухаллабу, не выступали против него активно или эффективно. [22] Ибн аль-Мухаллаб захватил цитадель, захватил наместника и установил контроль над Басрой. [22] Язид помиловал его, но Ибн аль-Мухаллаб продолжил свое сопротивление, объявив джихад (священную войну) против халифа и сирийских войск, которые укрепляли власть Омейядов в Ираке. [22] Умар, вероятно, вывел большую часть сирийцев из Васита , их главного гарнизона в Ираке, и Ибн аль-Мухаллаб с легкостью захватил город. [23] Большинство курра (благочестивых читателей Корана ) и мавали (обращенных мусульман-неарабов) Басры поддержали дело Ибн аль-Мухаллаба, за исключением выдающегося богослова аль-Хасана аль-Басри . [24] Иранские , присоединились к восстанию, но не зависимые территории Басры, а именно Ахваз , Фарс и Керман Хорасан, где войска Кайса-Мудара уравновешивали поддерживающую Мухалабида фракцию Ямани в гарнизонах провинции. [25]

Ибн аль-Мухаллаб двинулся к Куфе , другому главному гарнизонному центру Ирака, где он заручился поддержкой представителей всех племен и многих знатных арабских семей. [26] Тем временем Язид отправил своих родственников, командиров-ветеранов Масламу ибн Абд аль-Малика и аль-Аббаса ибн аль-Валида , чтобы подавить восстание. [27] Они убили Ибн аль-Мухаллаба и разгромили его армию возле Куфы 24 августа 720 года. [28] Язид приказал казнить примерно двести военнопленных, захваченных в лагере Ибн аль-Мухаллаба, а сын Ибн аль-Мухаллаба Муавия приказал казнить Ибн Артата и его тридцать сторонников, содержащихся в тюрьме в Васите. [29] После этого власти Омейядов преследовали и убили многих Мухаллабидов, в том числе от девяти до четырнадцати мальчиков, которые были отправлены к Язиду и казнены по его приказу. [30] [31] Подавление восстания Мухаллабидов стало последним из великих восстаний против Омейядов в Ираке. [32]
Эскалация фракционности Кайс-Яман
[ редактировать ]Поражение Ямани Мухаллабидов и последовательные назначения Язидом в Ирак сторонника Кайси Масламы, который вскоре был уволен за то, что он не пересылал профицит налогов провинции в казну халифа, и помощника Масламы Кайси Умара ибн Хубайры аль-Фазари ознаменовали триумф. для фракции Кайс-Мудар в провинции и ее восточных зависимостях. [33] По словам историка Юлиуса Вельхаузена , «объявление всей выдающейся и могущественной семьи [Мухаллабидов] мерой, доселе неслыханной в истории Омейидов [sic], было подобно объявлению войны против Йемена [фракции] в целом, и следствием этого было то, что правительство деградировало до правления кайситской партии». [20] Вельхаузен обвиняет халифа в эскалации фракционности и объясняет назначение Ибн Хубайры своим собственным желанием отомстить сторонникам Мухалабидов Ямани. [20] Племена Хорасана, связанные с Ямани, восприняли эти события как унижение, и во время революции Аббасидов , свергнувшей Омейядов в 750 году, они приняли в качестве одного из своих лозунгов «месть за Бану Мухаллаб [Мухаллабиды]». [34]
Востоковед Анри Ламменс считает изображение Язида как «экстремиста, поддерживающего Мудара и анти-Ямана», «несправедливым, поскольку он фактически пытался сбалансировать конфликтующие группы, как это делали другие правители Омейядов». [1] Язид не защищал Кайсов над Кудаа , основным компонентом Ямана в Сирии. [20] Действительно, члены основного племени Кудаа, Бану Калб , составили ядро армии халифа во время подавления, преследования и уничтожения Мухаллабидов. [20] Он назначил Ямани губернаторами крупных провинций Ифрикия (центральная часть Северной Африки) и Джазира (Верхняя Месопотамия) и зависимых от нее округов Адхарбайджана и Армении . [1]
Фискальная и военная политика
[ редактировать ]Расходы на установление правления Омейядов в Ираке и экспансионистские военные усилия на нескольких фронтах, включая огромную цену неудавшейся осады Константинополя в 717–718 годах , свели на нет большую часть денежных прибылей от завоеваний Трансоксианы , Синда и Пиренейского полуострова. при аль-Валиде I, вызвав финансовый кризис в Халифате. [35] Среди решений предшественника Язида по решению финансового бремени были вывод сирийцев из Ирака, прекращение завоеваний и почти полное прекращение грантов принцам Омейядов, а также нереализованная цель по полному выводу арабских войск из Трансоксианы, Пиренейского полуострова и Киликия . [35] Наиболее значительные реформы Умара предоставили равенство мавали в Хорасане, Синде, Ифрикии и на Пиренейском полуострове, отменив джизью , подушный налог , традиционно взимаемый с немусульманских подданных, но на практике распространявшийся на новообращенных мусульман-неарабов, и установив равные права. платить за мавали в рядах армий Халифата, в которых доминируют арабы. [1] [36] По мнению Бланкиншипа, реформы в пользу мавали , возможно, были вызваны благочестием Умара, но также и финансовыми соображениями: если равное обращение с арабами сделает правительство популярным среди мавали, повышенной роли в сфере безопасности это может привести к делегированию мавали на их родине. провинции и их энергичную защиту границ Халифата, тем самым сокращая расходы на развертывание и размещение гарнизонов арабских войск. [35]
Язид с ограниченным успехом пытался повернуть вспять реформы Умара ибн Абд аль-Азиза, которым противостоял арабский милитаристский лагерь в Халифате и правящая семья Омейядов. [1] Во время правления Умара милитаристский лагерь во главе с Масламой, возможно, согласился на временную паузу в деятельности, чтобы оправиться от катастрофы в Константинополе. [37] При Язиде Маслама и его протеже, включая Ибн Хубайру, были восстановлены или назначены на высшие командные должности, сирийские гарнизоны были вновь введены в Ирак, традиционные ежегодные набеги на византийцев и война с хазарами были возобновлены, а также были предоставлены поместья или щедрые выплаты князьям Омейядов возобновились. [38] Хотя политика Язида, по-видимому, была направлена на то, чтобы заручиться поддержкой правящей элиты и восстановить приток военной добычи, она оказалась недостаточной для финансирования войск Халифата, особенно потому, что арабским экспедиционным войскам становилось все труднее добывать добычу. [38]
Чтобы пополнить истощенную казну халифа, Язид обратился к пятой части налоговых поступлений провинции, официально причитавшихся халифу. Исторически сложилось так, что провинции пренебрегали перераспределением доходов, если позволяли политические условия, и губернаторы часто расхищали такие средства. Чтобы обеспечить приток доходов в казну, Язид назначал губернаторов по примеру аль-Хаджаджа, то есть честных, тщательно лояльных и безжалостных в сборе налогов. [38] Однако, в отличие от эпохи аль-Хаджаджа, Язид впервые применил этот принцип к Ифрикии, Хорасану, Синду и Пиренейскому полуострову. [38] Главным аспектом его политики было восстановление джизьи на мавали . [38] что оттолкнуло мавали в вышеупомянутых провинциях. [1]
В Ифрикии губернатор халифа Язид ибн Аби Муслим , сам маула из Ирака и протеже аль-Хаджаджа, был убит своей берберской гвардией в 720 году, вскоре после своего назначения, за попытку восстановить джизью. [1] Многие, если не большинство, берберы приняли ислам и занимали сильные позиции в армии, в отличие от мавали в других частях Халифата. [39] Берберы восстановили власть предшественника Ибн Аби Муслима Исмаила ибн Абдаллаха ибн Аби аль-Мухаджира и уведомили Язида, который одобрил это изменение. [40] Инцидент в Ифрикии нанес удар по престижу Халифата в Северной Африке и послужил предвестником берберского восстания 740–743 годов. [1] Восстановление джизьи в Хорасане в 721/22 году заместителем Ибн Хубайры Саидом ибн Амром аль-Хараши привело к восстаниям и войнам в провинции, которые продолжались двадцать лет и частично способствовали революции Аббасидов. [1] В Египте было отменено повышение заработной платы коренным морякам -мавали мусульманского флота. [38]
Война против хазар
[ редактировать ]В марте 722 года сирийская армия наместника Язида в Армении и Адхарбайджане Милака ибн Саффара аль-Бахрани была разбита хазарами в Армении, к югу от Кавказа . Поражение стало кульминацией зимней кампании Халифата против хазар и привело к значительным потерям сирийцев. [41] Чтобы отомстить за это поражение, Язид II послал аль-Джарраха ибн Абдаллу во главе 25-тысячной армии сирийцев, которые вторглись на родину хазар на Кавказе и взяли их столицу Баланджар . 22 августа [42] Основная часть высокомобильных хазар уклонилась от преследования мусульман, и их присутствие вынудило аль-Джарру отступить в Вартан к югу от Кавказа и запросить подкрепление у Язида. [42] В 723 году он возглавил еще один набег к северу от Баланджара, но не добился существенных успехов. [42]
Иконоборческий указ
[ редактировать ]Согласно греческим источникам, в том числе патриарху Иерусалимскому Иоанну V (ум. 735), Феофану Исповеднику (ум. 818) и Константинопольскому патриарху Никифору I (ум. 828), Язид издал указ, предписывающий уничтожить все иконы в христианских церквях. по всему Халифату под влиянием еврейского мага из Тверии по имени Бесер или Тессараконтапечис, который пообещал Язиду взамен долгую и счастливую жизнь. [43] Сирийские источники далее отмечают, что Язид поручил Масламе выполнить приказ и что этот указ повлиял на византийского императора Льва III ( годы правления 717–741 ), который начал проводить свою собственную иконоборческую политику в Византийской империи. [44] Арабские историки из Египта аль-Кинди (ум. 961), епископ Северус ибн аль-Мукаффа (ум. 987) и аль-Макризи (ум. 1442) также отмечают указ и описывают его исполнение в Египте. [45] Средневековые историки называют указ Язида в разные годы, но современный историк Александр Васильев считает, что июль 721 года, дата, указанная патриархом Иоанном V, является наиболее достоверной. [46] Приказ был отменен халифом Хишамом ибн Абд аль-Маликом ( годы правления 724–743 ). [45]
Смерть
[ редактировать ]
Язид умер от чахотки [47] в Ирбиде , городе в Балка подрайоне Джунд Димашка (военное подразделение Дамаска, соответствующее Трансиордании ), 24 Шаабана 105 года хиджры (26 января 724 года). [1] [б] Его сын аль-Валид или сводный брат Хишам возглавил его погребальную молитву. [48] Язид намеревался назначить аль-Валида своим непосредственным преемником, но Маслама убедил его назначить вместо этого Хишама, а затем аль-Валида. [49]
Изображение в источниках
[ редактировать ]В традиционных исламских источниках Язид и его сын аль-Валид имеют «репутацию людей беззастенчивой расточительности и гедонизма», что контрастирует с благочестием Умара и строгостью Хишама. [50] По словам историка Халида Яхьи Бланкиншипа , несмотря на «знаменательные события его правления», как традиционные, так и современные источники часто изображают Язида как «легкомысленного раба страсти», особенно его поющих рабынь Хабабу и Салламу. [1] который он приобрел после своего воцарения. [47] Таланты, красота и обаяние Хабабы якобы пленили халифа, заставив его пренебречь своими обязанностями, к огорчению своего ближайшего окружения, особенно Масламы. [47] Согласно этому повествованию, Язид уединился с Хабабой в своем поместье в винодельческой стране Бейт-Рас (Капитолиас), недалеко от Ирбида. Там Хабаба умерла, подавившись косточкой винограда или граната, которую Язид игриво бросил ей в рот. Убитый горем, он умер через несколько дней. [51] Бланкиншип считает, что изображение Язида, находящегося под сильным влиянием Хабабы, «сильно преувеличено», хотя он, вероятно, покровительствовал поэтам и обладал «утонченным художественным вкусом». [1]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Саид ибн Халид ибн Амр ибн Усман был «одним из самых богатых людей своего времени», по словам историка Асада Ахмеда, который наладил прочные связи со своими родственниками из Омейядов из правящей ветви семьи Марванидов. Он был женат на тете Язида II по отцовской линии, Умм Амр бинт Марван, и женил двух своих дочерей на сводном брате Язида, халифе Хишаме , и сыне халифе аль-Валиде II соответственно. [11]
- ↑ Историки 9-го века аль-Табари и аль-Якуби относят смерть Язида к 28 и 29 января соответственно. [48] [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ламменс и Бланкиншип 2002 , с. 311.
- ^ Маршам 2022 , с. 35.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 193–194.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 195.
- ^ Бахарах 1996 , стр. 30, 32, 33.
- ^ Бахарах 1996 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 312.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 89–90.
- ^ Ахмед 2011 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и др. 2018 , с. 1031.
- ^ Ахмед 2011 , стр. 119–120.
- ^ Родед, Р. (1994). Женщины в исламских биографических сборниках: от Ибн Саада до «Кто есть кто» . Издательство Л. Риннер. п. 55. ИСБН 978-1-55587-442-1 .
- ^ Маршам 2022 , с. 40.
- ^ Хилленбранд 1989 , с. 70.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 312, 1 класс.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 105.
- ^ Кобб 2000 , с. 882.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927 , с. 313.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 80, примечание 287.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927 , с. 322.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 314.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 313, 316.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 314–315.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 315–316.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 316–317.
- ^ Пауэрс 1989 , с. 127.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 318.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 140–141.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 318–319.
- ^ Пауэрс 1989 , стр. 144–146.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 108.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 319–320.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Бланкиншип 1994 , стр. 84–85.
- ^ Бланкиншип 1994 , с. 86.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 86–87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бланкиншип 1994 , с. 87.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 87–88.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 323.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 121–122.
- ^ Jump up to: а б с Бланкиншип 1994 , с. 122.
- ↑ Vasiliev 1956 , pp. 27-33.
- ^ Васильев 1956 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Vasiliev 1956 , pp. 39-40.
- ^ Васильев 1956 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Пеллат 1971 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Пауэрс 1989 , с. 194.
- ^ Бланкиншип 1989 , с. 87, примечание 439.
- ^ Фауден 2004 , с. 147.
- ^ Фауден 2004 , стр. 147–148.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2011). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Оксфорд: Отдел просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Бахарах, Джер Л. (1996). «Строительная деятельность Марванидов Омейядов: спекуляции о покровительстве». Мукарнас: Ежегодник визуальных культур исламского мира . 13 . Брилл: 27–44. дои : 10.1163/22118993-90000355 . ISSN 2211-8993 . JSTOR 1523250 .
- Гордон, Мэтью С.; Робинсон, Чейз Ф.; Роусон, Эверетт К.; Фишбейн, Майкл (2018). Работы Ибн Вадиха аль-Якуби (Том 3): английский перевод . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-35621-4 .
- Бланкиншип, Халид Яхья , изд. (1989). История ат-Табари, том XXV: Конец экспансии: Халифат Хишама, 724–738 гг. Н.э./105–120 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-569-9 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Кобб, премьер-министр (2000). «Аль-Урдунн: 2. История, (а) До 1250 года» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 882–884. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хилленбранд, Кэрол , изд. (1989). История ат-Табари, том XXVI: Упадок халифата Омейядов: прелюдия к революции, 738–744 гг. Н. Э. / 121–126 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-810-2 .
- Фауден, Гарт (2004). Кусайр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-23665-3 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ламменс, Х. и Бланкиншип, Х. Ю. (2002). «Язид (II) б. Абд аль-Малик» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 311. ИСБН 978-90-04-12756-2 .
- Маршам, Эндрю (2022). «Родство, династия и Омейяды». Историк ислама в действии: очерки в честь Хью Н. Кеннеди . Лейден: Брилл. стр. 12–45. ISBN 978-90-04-52523-8 .
- Пеллат, Ч. (1971). «Хабаба» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 2. ОКЛК 495469525 .
- Пауэрс, Дэвид С., изд. (1989). История ат-Табари, Том XXIV: Империя в переходный период: Халифаты Сулеймана, Умара и Язида, 715–724 гг. Н.э./96–105 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0072-2 .
- Васильев, А.А. (1956). «Иконоборческий указ халифа Язида II, 721 г. н.э.». Документы Думбартон-Окса . 9 : 23–47. дои : 10.2307/1291091 . JSTOR 1291091 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .