Гротеск (архитектура)
Гротеск | |
---|---|
Химера, Химера | |
![]() Гротеск в Нидаросском соборе , Тронхейм | |
Архитектурный стиль | Готический стиль |

В архитектуре гротеск ( / ɡ r oʊ ˈ t ɛ s k / ) — фантастическая или мифическая фигура, вырезанная из камня и прикрепленная к стенам или крыше здания. Химера мифическую ( / k aɪ ˈ m ɪər ə / ) — это тип гротеска, изображающий комбинацию нескольких животных (иногда включая людей). [1] Гротесками часто называют горгулий , хотя термин «горгулья» относится к фигурам, вырезанным специально для отвода воды со стен зданий. В средние века термин бабевин использовался для обозначения как горгулий, так и химер. [2] Это слово происходит от итальянского слова babbuino , что означает « павиан ».
Гротески часто изображают причудливые мифические существа в драматической или юмористической форме. [3] Исторически они были ключевым элементом архитектуры во многие периоды, включая периоды Возрождения и Средневековья , и стилистически развивались вместе с этим временем. Хотя гротески обычно изображают широкий круг предметов, они часто представляют собой гибриды различных мифических, человеческих и животных черт. [4]
Многие ученые описывают гротески как используемые для отражения зла и как напоминание о разделении земли и божественного. [5] Гротески вырезаны преимущественно на зданиях религиозного значения, в частности церквях и соборах. Несмотря на их присутствие в религиозных пространствах, их антропоморфные конструкции в основном не носят непосредственно религиозного характера, а зачастую более причудливы и лишены религиозного подтекста. Они обычно располагаются на высоких уступах и крышах и часто располагаются вне поля зрения из мест общего пользования. Яркие примеры сохранившихся гротесков существуют на таких зданиях, как Флорентийский собор и Нотр-Дам де Пари . Исторически сложилось так, что гротески также имели значительное влияние на дизайн скульптурных тенденций, и часто их архитекторами изначально были скульпторы или художники. Это означало, что широкое распространение гротесков также часто совпадало с популярными художественными стилями, существовавшими в то время, особенно с объединенным ростом готики и добавлением гротесков в архитектуру. Среди ключевых архитекторов, которые часто включали гротеск в свои проекты, были Брунеллески и Гундульф из Рочестера .

Бридахам в своей книге «Горгульи, химеры и гротеск во французской готической скульптуре » отметил, что скульпторам готических соборов двенадцатого и тринадцатого веков Папа поручил быть «проповедниками в камне» для неграмотных. населявших в то время Европу. Скульпторам выпало не только представить библейские истории, но и изобразить животных и существ, населявших фольклор того времени. Многие из них выглядели гротесками. [1]
Некоторые критики, такие как Фрэнсис Бараш, отвергли использование гротеска как праздную игрушку, не приносящую никакой пользы. Они также утверждали, что это увековечивает суеверия вместо того, чтобы четко формулировать, что является реальностью или истиной. [6]
Значение и использование гротеска также меняются в архитектуре. Например, помимо скульптуры, этот термин использовался для описания поиска ненормального или изображения карикатуры. [6] Есть также ученые, которые используют архитектурное определение гротеска как термин для обозначения дисгармонии. [7] В их число входит Питер Эйзенман , еврейский архитектор-деконструктивист, который использовал эту концепцию в своей работе. В частности, он использовал этот термин, представляя стилистическую оппозицию форме эстетики, которая отождествляется с кантианским представлением о возвышенном в архитектуре. [7]
История гротесков в архитектуре
[ редактировать ]Гротески в архитектуре берут свое начало в средневековой архитектуре, однако они приобрели известность в дизайне зданий эпохи Возрождения, став в это время более причудливым и сложным. [8] Первоначально спроектированные как желоба для слива воды из зданий и водостоков, теперь называемые горгульями. [9] гротески стали скульптурной особенностью в средневековый период, и их часто замысловатые конструкции развивались вместе с периодом готической архитектуры , который происходил в Европе с 12 по 16 века, создавая основу для общих черт гротескных рисунков. [10] Самые ранние примеры гротесков в архитектуре существуют в исторических местах, таких как собор Солсбери . Самые ранние примеры гротесков в архитектуре изначально были глубоко переплетены с религиозными пространствами. Архитектором таких зданий, как собор в Солсбери, был монах, что способствовало растущему интересу к гротескам в религиозных зданиях. Даже после того, как они стали ключевым элементом раннесредневековой архитектуры, они продолжали основываться на религиозных обстоятельствах вплоть до периода Возрождения, почти 500 лет спустя. Даже в этих ранних примерах гротесков в архитектуре прослеживается явное мифологическое влияние, а их причудливый стиль закрепился уже на раннем этапе. [11] Гротески в архитектуре чаще всего встречаются в религиозных зданиях и в религиозном контексте. [ нужна ссылка ] Исторически гротески в архитектуре существовали для того, чтобы усиливать традиционно скучные водяные смерчи, которые существовали на зданиях в периоды Средневековья и Возрождения. [ нужна ссылка ] Многие практикующие скульпторы, такие как Брунеллески, позже в своей карьере займутся архитектурой и принесут с собой свои знания и понимание скульптуры и дизайна, способствуя растущему числу гротесков, спроектированных и выполненных в архитектуре. [ нужна ссылка ]
Архитектура эпохи Возрождения
[ редактировать ]
Гротески были ключевой особенностью архитектуры и ландшафтного дизайна эпохи Возрождения . [12] Гротески приобрели известность в 14 веке как популярный архитектурный элемент церквей и других зданий религиозного значения. Они оставались основным элементом архитектуры эпохи Возрождения до конца 17 века, превратившись из основной особенности архитектуры эпохи Возрождения в ключевой аспект ландшафтного дизайна эпохи Возрождения. [13] Многие примеры гротесков до сих пор сохранились в зданиях эпохи Возрождения, таких как Флорентийский собор . Гротески эпохи Возрождения во многом находятся под влиянием стилей Возрождения, которые были популярны в то время. К ним относятся такие конструктивные особенности, как разделение практичного и стилизованного. [14] Это позволило гротескам процветать как ключевая особенность дизайна многих зданий эпохи Возрождения, поскольку они стали ключевым элементом эстетики Возрождения, который стал более важным, чем их полезность в качестве декоративных водосточных труб. Гротески на зданиях эпохи Возрождения, таких как Сикстинская капелла, являются примерами декоративных интерпретаций гротесков, существовавших в период Возрождения. Морган в своей книге «Монстр в саду» описал неотъемлемую позицию, которую гротеск занимал с эстетической точки зрения в дизайне и архитектуре эпохи Возрождения. Морган описал использование гротесков в это время не только как скульптурное, но и как более широкое изображение массового художественного движения гротескных образов, которое тогда происходило. Гротескные образы в искусстве эпохи Возрождения с изображениями «чудовищных рождений, гибридных существ и легендарных зверей». [15] создал основу для формирующегося стиля, который впоследствии стал стилем гротеска в архитектуре. Этот развивающийся архитектурный стиль во многом основывался на художественных влияниях, сочетающих растущий общественный интерес к мифам и монстрам с прочным архитектурным элементом во многих зданиях эпохи Возрождения. [13] Точно так же архитекторы эпохи Возрождения часто начинали как скульпторы, стремясь к появлению гротесков, создаваемых на зданиях. Затем это привело к тому, что архитекторы начали создавать здания, в которые можно было добавлять скульптурные элементы, такие как гротески, расположенные на их вершинах. Так было с архитектором Брунеллески , спроектировавшим собор Санта-Мария-дель-Фьоре . Поскольку до того, как стать архитектором, он был художником, гротески и другие скульптуры, существующие в соборе, являются его очевидным выбором в результате его предыдущего опыта работы со скульптурой. [16] Архитектура эпохи Возрождения во многом сформировалась за счет включения гротесков и двух различных стилей гротескного скульптурного дизайна, и в результате этого архитектура эпохи Возрождения имела возможность развиваться в тандеме и формировать друг друга. [ нужна ссылка ]
Средневековая архитектура
[ редактировать ]
Гротески также были ключевой особенностью средневековой архитектуры. Поскольку Средние века часто называли «Эпохой веры», [17] религиозные учреждения имели огромное значение и богато украшены. Гротески сыграли ключевую роль в этом добавлении часто юмористических и слегка подрывных ноток к этим институтам веры. Фадж описывает важность включения гротесков в средневековую архитектуру в своей книге «Средневековая религия и ее тревоги». [17] В своей книге он подчеркивает огромное значение, которое религиозные учреждения имели в этот период. Это часто отражается в архитектуре того времени, поскольку церкви выделялись и часто возвышались над целыми городами. В результате их декоративные гротески служили для наблюдения за целыми городами, выступая не только в качестве защитников, но и в качестве зорких глаз для любых потенциальных актов богохульства . Средневековая скульптура также часто изображала своих героев с поразительной «моральной прозрачностью». [18] который был ключевым элементом готического искусства, зарождавшегося в то время. Это одновременное скульптурное изображение библейского добра и зла привело к появлению аналогичной модели в скульптуре гротесков того времени. [19] Средневековое искусство было создано под религиозным влиянием, отсюда и часто мифические и причудливые изображения в архитектурных гротесках того времени. Ключевые примеры гротесков в средневековой архитектуре включают гротески, украшающие собор Святого Вита и Колегиата-де-Сан-Педро-де-Серватос . Присутствие гротесков в средневековый период также было отмечено повышенным интересом к проявлению личного характера, который быстро перерос в антропоморфный стиль, ставший основным для резьбы по камню. Особый стиль средневековых гротесков журналист Редгрейв считает «странной смесью священного и мирского». [20] Средневековые гротески также находились под влиянием известных религиозных верований в Европе того времени и широко использовались в церквях и других религиозных зданиях. [ нужна ссылка ] Даже архитекторы средневекового периода находились под сильным влиянием расцвета католической церкви в то время, и одновременно с этим развивался стиль гротесков. [ нужна ссылка ] Такие архитекторы, как Гундульф из Рочестера, сильно повлияли на растущий стиль гротесков в религиозных зданиях. [ нужна ссылка ] Ранее будучи монахом, Гундульф Рочестерский спроектировал некоторые из самых выдающихся религиозных зданий средневековой эпохи, включая Рочестерский собор , и тем самым установил использование гротесков в качестве основного элемента религиозных зданий, таких как церкви. [ нужна ссылка ]
Архитектурные особенности
[ редактировать ]
Гротески в архитектуре – это декоративные фигуры, высеченные в камне. Часто его еще называют Химерой. [21] гротески описывают резные изображения, созданные вокруг горгулий — водосточных труб, предназначенных для слива воды из зданий. [9] Они в основном изображают мифических существ, которые, как считалось, защищают здания, в которых они живут, от зла, и побуждают зрителя задуматься о разделении между ними и божественным. [9] Поскольку для создания гротесков использовался увесистый камень, их вырезали в мастерских, а после завершения строительства поднимали на высоту зданий. Основные материалы, используемые для создания гротесков, включали мрамор , песчаник и известняк с возможностью включения металлических стержней для усиления их структурной целостности. [17] В большинстве случаев гротески имеют открытый рот и прикрепленный к ним водяной смерч, выходящий изо рта, однако это различные способы появления водяного смерча. Во многих случаях они выходят из тела фигурки или из предмета, который вместо этого удерживает резная фигура. Поскольку гротески представляли собой продолжение водосточных труб, наиболее серьезные повреждения от воды наносились там, где вода вытекала, что затрудняло их ремонт без замены всей скульптуры. Из-за необходимости отвода воды из желобов в зданиях гротески обычно размещают высоко на крышах и на карнизах внутренних стен. [9] Это также часто делает гротески обычно слегка скрытыми, что позволяет их предмету быть более игривым, чем архитектурные элементы, расположенные на уровне глаз, а также позволяет их архитекторам быть более творческими в проектировании водоотводящих элементов для достижения эстетической непрерывности внутри своих зданий. [ нужна ссылка ]
Религиозное значение
[ редактировать ]
Несмотря на то, что гротески украшают в основном религиозные помещения и важные здания, причудливые тематические узоры гротесков необычны и часто не обязательно соответствуют взглядам учреждений, которые они занимают. Часто подразумеваемые как юмористические, такие как гротески с длинной шеей в соборе Байе , их противоречивые значения и расположение до сих пор вызывают много вопросов. Например, гротески на религиозных зданиях иногда содержали откровенно сексуальный контент. Сопоставление провокационных резных фигурок в основном в религиозном контексте остается спорным. Такие ученые, как Заяк [22] выдвигают гипотезу об использовании грубого юмора как тактики отражения зла, в то время как другие ученые указывают на эту грубость с возникновением готического художественного стиля, который начал появляться в 12 веке. [23] Хотя гротески часто считаются ключевой особенностью средневековой архитектуры, их одинаковое выдающееся положение в таких зданиях, как приходские церкви, объясняет их давнюю религиозную вовлеченность, а не просто особый период. [17] Объединенная история религии и гротесков в архитектуре также потенциально является результатом стабильности религии, существовавшей в те времена, когда гротески стали заметными, как в период Средневековья, так и в эпоху Возрождения, особенно в Европе. Ученый Маджумдар утверждает, что последовательность в религии позволила стилистическому развитию церквей, архитектурно отделенных от их конкретных учений. В результате уникальный стиль гротесков получил возможность развиваться и процветать, украшая церкви и соборы, но существовать отдельно от них. Это объясняет количество гротесков, существующих в Венеции, Италия, поскольку церковь там прочно обосновалась, что позволило уникальному стилю гротесков развиваться отдельно от церкви. Эти причудливые формы также демонстрируют «способность к трансформации». [24] что согласуется с распространенными в церкви того времени идеями. Хотя значимость включения гротесков в религиозные пространства оспаривается, их общность на этих важных зданиях демонстрирует их стилистическое развитие, которое происходило в тандеме с растущим влиянием религии, в частности, с влиянием католической церкви в Европе в то время. с 12 по 17 век. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Гротеск Натаниэля Хитча на фасаде здания 2 Temple Place, Лондон
- Фрагмент ворот Торс 1 во Фрогнере, Осло, Норвегия. Дом в стиле модерн архитектора Сивера Нильсена, 1913 год.
- Статуя лягушки, поддерживающая занятую колонну на Доме агрономии в Хельсинки , Финляндия.
- Памятник архитектуры, Бавария
- Библиотека в готическом стиле из красного кирпича и терракоты, спроектированная Мартином и Чемберленом и завершенная в 1893 году.
- Гротеск, украшающий дверь колокольни церкви Санта-Мария-Формоза в Венеции .
См. также
[ редактировать ]- Хмуриться
- Химера (мифология)
- Чивен
- Дарт Вейдер гротеск
- Горгулья
- Гротеск
- Маскарон (архитектура)
- Кошмары в небе
- Онигавара
- Сатихоко
- Sheela na gig
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бридахам, Лестер Бербанк (1930). ":,". Горгульи, химеры и гротеск во французской готической скульптуре (с предисловием Ральфа Адамса Крэма) (перепечатано в 2006 году издательством Dover, Минеола, штат Нью-Йорк, изд.). Нью-Йорк: Архитектурное книжное издательство, Inc. Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Джанетта Реболд Бентон (1997). Священные ужасы: горгульи на средневековых зданиях . Нью-Йорк: Абвиль Пресс . стр. 8–10. ISBN 0-7892-0182-8 .
- ^ Фадже, Томас А. (2016). Средневековая религия и ее тревоги . Пэлгрейв Макмиллан США.
- ^ Эмброуз, Кирк (2013). Чудесное и чудовищное в скульптуре Европы XII века . Бойделл и Брюэр.
- ^ Хит, Сидней (1 июля 2012 г.). «Горгульи». Архитектурное обозрение . 32 (188).
- ^ Jump up to: а б Смит, Кендра Шенк (2012). Эскизы архитекторов . Берлингтон, Массачусетс: Архитектурная пресса. п. 107. ИСБН 978-0-7506-8226-8 .
- ^ Jump up to: а б Граафланд, Ари (2000). Общество архитектуры: Амстердам, Токио, Нью-Йорк . 010 Издательство. п. 55. ИСБН 978-90-6450-389-4 .
- ^ Пейн, Алина (2009). «Материальность, ремесло и масштаб в архитектуре эпохи Возрождения». Оксфордский художественный журнал . 3 (32).
- ^ Jump up to: а б с д Хит, Сидней (1 июля 2012 г.). «Горгульи». Архитектурное обозрение . 32 (188): 53–54.
- ^ Джагер, Стивен С. (2012). Очарование: о харизме и возвышенном в искусстве Запада . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 134–161.
- ^ Фадже, Томас А. (2016). Средневековая религия и ее тревоги . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Морган, Люк (2015). Монстр в саду: гротеск и гигант в ландшафтном дизайне эпохи Возрождения . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Jump up to: а б Морган, Люк (2015). Монстр в саду: гротеск и гигант в ландшафтном дизайне эпохи Возрождения . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Сованьярг, Кларк, Энн, Рут (2015). Брассетт, Маренко, Джейми, Бетти (ред.). Делёз и дизайн . Издательство Эдинбургского университета. стр. 65–83.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Морган, Люк (2015). Монстр в саду: гротеск и гигант в ландшафтном дизайне эпохи Возрождения . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 49.
- ^ Пейн, Алина (2009). «Материальность, ремесло и масштаб в архитектуре эпохи Возрождения». Оксфордский художественный журнал . 32 (3): 365–386. дои : 10.1093/oxartj/kcp035 .
- ^ Jump up to: а б с д Фадже, Томас А. (2016). Средневековая религия и ее тревоги . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США.
- ^ Джагер, Стивен (2012). Очарование: о харизме и возвышенном в искусстве Запада . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 150.
- ^ Джагер, Стивен (2012). Очарование: о харизме и возвышенном в искусстве Запада . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Редгрейв, GR (1882). «Горгулья в средневековой архитектуре». Журнал искусства . 5 : 463.
- ^ Крэйвен, Джеки. «Настоящая история горгульи» . Компания Мысль . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Заяц, Марта (1997). «Парадигматические деформации гротеска». Европейское наследие: к новым парадигмам . 2 (4): 793–797. дои : 10.1080/10848779708579814 .
- ^ Стоддард, Уитни (1966). Искусство и архитектура в средневековой Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ (1-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Маджумдар, Гаурав (2009). «Встряхивая гротеск: эстетика и этика в «Сатанинских стихах». Субстанция . 3 (38): 36.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Найдкопфом, на Викискладе?